Классификация основных форм поведения. Эволюция пластичности поведения животных по 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация основных форм поведения. Эволюция пластичности поведения животных по



СЛОВАРЬ ПО ЗООПСИХОЛОГИИ

 

Баевой Екатерины

 

Мурманск 2010

 

 

Зоопсихология – наука изучающая психику животных, поведение в

лабораторных условиях.

Этология – наука изучающая психику животных в естественных

условиях.

 

Уровень развития материи.

 

Панпсихизм – психикой обладают все.

Антропопсихизм – психика есть только у человека.

Биопсихизм – психика есть у всего живого и у растений.

Нейропсихизм – психика есть у всех, кто имеет нервную систему.

Анималпсихизм – психикой обладают все животные.

 

 

Критерии психики у растений.

 

Тропизм – движение растения, которое расположено в сторону действия

фактора.

Настия – движение растения не совпадает с действием на него фактора.

Термонастия - тюльпан раскрывается, когда его принесли в дом.

Сейсмонастия - мимоза реагирует на вибрацию.

 

Схема определения уровня развития психики.

 

1. Животное.

2. Вид животного, особенность ЦНС.

3. Взаимодействие животного с окружающей средой, животными.

4. Пластичность поведения в естественной среде, способность приспосабливаться к среде.

5. Как животное проявляет себя в эксперименте.

 

 

Классификация основных форм поведения. Эволюция пластичности поведения животных по

Определению Лёвушкина.

 

Поведение – специфический для животных вид жизнедеятельности, в

котором проявляется психическая форма отражения и,

который отражается в разнообразных двигательных

реакциях.

 

Поведение делится на три основных группы:

  1. Индивидуальное поведение – разнообразные акты направленные на выживание и жизнеобеспечение отдельной особи.

 

Локомоция - перемещение животного в пространстве.

 

Манипуляционная активность – совокупность действий особи с предметом, направленная на его использование, с целью приспособительской деятельности.

 

 

 

Исследовательская активность – комплекс реакций, который знакомит животное с окружающей средой или с источником раздражения, создаёт основу для индивидуального поведения.

Кормовое поведение – комплекс двигательных актов направленных на отыскивание, схватывание, удержание добычи и последующим манипулированием с ним.

Защитное поведение – комплекс двигательных актов, связанных с поиском убежища и охраны детёныша.

Гигиеническое поведение – комплекс двигательных актов, направленных на поддержание чистоты и осуществления ауренации и дификации.

 

2. Репродуктивное поведение.

Связано с образованием брачных пар с выведением потомства и его воспитанием.

 

 

3.Социальное поведение – это все типы взаимодействия животных в сообществе.

 

 

Классификация поведения животных по Хайнду:

- по непосредственным причинам, вызывающим тот или иной поведенческий акт (поведение самца).

- по функциям: ухаживание;

добывание пищи;

угроза.

- по происхождению в филогенезе. Изучение поведения видов с разной степенью родства.

- по способу формирования в онтогенезе поведение делится на:

врождённое; приобретённое.

 

Перцептивная психика.

Животные отражают целостные объекты, действуют с учётом пространственного расположения объекта. Главная рсобенность животных способность переносить опыт полученный в одной ситуации на другую. Все позвоночные, кроме рыб.

- Низшие (членистоногие, головоногие малюски)

- Высшие (все позвоночные)

Стадия интеллекта.

Животные отражают объекты в их связях и отношениях друг с другом. Осуществляют перенос опыта на основе сходства ситуаций.

 

 

 

Пластичность поведения.

Способность адекватно реагировать на изменения окружающей среды. Присуще всем животным.

Существует два способа наблюдать пластичность поведения:

- естественный;

- искусственный.

 

Психики.

Способность животных ориентироваться по предметам, воспринимать объект целиком, различать форму объекта.

 

Аллеломимическое поведение.

Стимуляция видотипичных действий (перенос пищи)

Насекомые владеют коммуникацией:

- визуальной;

- химической;

- тактильной.

 

Рыбы.

Сильно развита способность к научению, но нет ассоциативных связей.

Амфибии.

Есть чувство дома. Доказано наличие ассоциативных связей.

Рептилии.

Нет способности к элементарному абстрагированию.

Птицы.

Есть способность к научению.

Млекопитающие.

Различают объекты по весу, характеру поверхности, способны использовать абстрактные свойства для сравнения.

Есть черта как традиция.

Соподчинение – одно животное подчиняется другому.

Способны к имитационному научению – на основе наблюдения чужого поведения.

Коммуникация животных.

Процесс передачи информации.

Любое действие произведённое организмом, с целью изменения поведения другого организма, достичь адаптационного поведения для одной или обеих особей результата.

Способы коммуникации:

Генетическая коммуникация.

Средством такой коммуникации является половой аттрактант (сексуально привлекающий продукт).

Язык – открытая коммуникативная система, позволяющая вводить и использовать в новых комбинациях новые единицы слова, и тем самым расширять смысловые стороны сообщений, на которую реагируют те кто их получает.

Химический стимул.

Феромоны играют большую роль в коммуникации животных. Эти вещества выделяются особью для привлечения к себе внимания.

Алломоны используются для межвидового общения, с целью изменить поведение другого вида (оттолкнуть).

Звук, система звуков.

Коммуникативный сигнал, который может передаваться звуком или системой звуков, жестов, телодвижений.

Стрегуляция – стрекотание, вызванное быстрым потиранием одной части тела о другую.

Социальное сознание – грань процесса мышления, которая проявляется в способности учитывать поведение сородичей, совершаемые ими действия и последствия.

 

Научение.

Типы поведения, происходящие в результате приобретения опыта.

Виды научения:

- Ассоциативное (по Павлову)- образование ассоциативной связи между двумя психическими явлениями.

- Инструментальное – научение осуществляется методом проб и ошибок.

- Последовательное – научение, требующее выполнения некоторых поведенческих актов, каждый из которых по отдельности легко выполняется, но после они обяъеденябтся в определённую потребность.

Неассоациативное научение.

1.Привыкание – ослабление, исчезновение реакции нервной системы

при многократных повторных предъявлениях

раздражителя, несопровождающихся биологически

значимым воздействием на животное (черви,

кишечнополостные).

2.Сенситизация – явление усиления ответа на слабый специфический

стимул, в том случае, если он сочетается во времени с

неприятным воздействием.

СЛОВАРЬ ПО ЗООПСИХОЛОГИИ

 

Баевой Екатерины

 

Мурманск 2010

 

 

Зоопсихология – наука изучающая психику животных, поведение в

лабораторных условиях.

Этология – наука изучающая психику животных в естественных

условиях.

 

Уровень развития материи.

 

Панпсихизм – психикой обладают все.

Антропопсихизм – психика есть только у человека.

Биопсихизм – психика есть у всего живого и у растений.

Нейропсихизм – психика есть у всех, кто имеет нервную систему.

Анималпсихизм – психикой обладают все животные.

 

 

Критерии психики у растений.

 

Тропизм – движение растения, которое расположено в сторону действия

фактора.

Настия – движение растения не совпадает с действием на него фактора.

Термонастия - тюльпан раскрывается, когда его принесли в дом.

Сейсмонастия - мимоза реагирует на вибрацию.

 

Схема определения уровня развития психики.

 

1. Животное.

2. Вид животного, особенность ЦНС.

3. Взаимодействие животного с окружающей средой, животными.

4. Пластичность поведения в естественной среде, способность приспосабливаться к среде.

5. Как животное проявляет себя в эксперименте.

 

 

Классификация основных форм поведения. Эволюция пластичности поведения животных по

Определению Лёвушкина.

 

Поведение – специфический для животных вид жизнедеятельности, в

котором проявляется психическая форма отражения и,

который отражается в разнообразных двигательных

реакциях.

 

Поведение делится на три основных группы:

  1. Индивидуальное поведение – разнообразные акты направленные на выживание и жизнеобеспечение отдельной особи.

 

Локомоция - перемещение животного в пространстве.

 

Манипуляционная активность – совокупность действий особи с предметом, направленная на его использование, с целью приспособительской деятельности.

 

 

 

Исследовательская активность – комплекс реакций, который знакомит животное с окружающей средой или с источником раздражения, создаёт основу для индивидуального поведения.

Кормовое поведение – комплекс двигательных актов направленных на отыскивание, схватывание, удержание добычи и последующим манипулированием с ним.

Защитное поведение – комплекс двигательных актов, связанных с поиском убежища и охраны детёныша.

Гигиеническое поведение – комплекс двигательных актов, направленных на поддержание чистоты и осуществления ауренации и дификации.

 

2. Репродуктивное поведение.

Связано с образованием брачных пар с выведением потомства и его воспитанием.

 

 

3.Социальное поведение – это все типы взаимодействия животных в сообществе.

 

 

Классификация поведения животных по Хайнду:

- по непосредственным причинам, вызывающим тот или иной поведенческий акт (поведение самца).

- по функциям: ухаживание;

добывание пищи;

угроза.

- по происхождению в филогенезе. Изучение поведения видов с разной степенью родства.

- по способу формирования в онтогенезе поведение делится на:

врождённое; приобретённое.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 510; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.1.239 (0.039 с.)