Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра истории, теории и методики социальной работы

Поиск

Министерство ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУРСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(ФИЛИАЛ) РГСУ

факультет социальной работы, педагогики и психологии

Кафедра истории, теории и методики социальной работы

 

 

Методические указания студентам

 

 

(приложение к рабочей программе дисциплины «Проблемы социальной работы с молодежью» для специальности 350500 (040101.65) «Социальная работа»)

Курск

 


 

УДК 364 (07) ББК 60.991.3 я 73 Б 93 Печатается по решению учебно-методического Совета Курского института социального образования (филиала) РГСУ  

 

 

Автор-составитель: А.А. Бутусова, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры истории, теории и методики социальной работы.

 

 

Методические указания студентам (приложение к программе дисциплины «Проблемы социальной работы с молодежью») для специальности 350500 (040101.65) «Социальная работа» / Сост. А.А. Бутусова – Курск: ООО «Учитель», 2007. – 32 с.

 

 

Настоящие методические указания студентам разработаны в соответствие с требованиями к комплектованию основной образовательной программы по специальности 350500 «Социальная работа» и раскрывают рекомендуемый режим и характер самостоятельной работы студента.

 

 

© Бутусова А.А., 2007

© Курский институт социального образования (филиал) РГСУ, 2007

 


Введение

Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Происходящая в настоящее время реформа высшего образования связана по своей сути с переходом от парадигмы обучения к парадигме образования. В этом плане следует признать, что самостоятельная работа студентов является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой. Самостоятельная работа студентов - способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний и умений без непосредственного участия в этом процессе преподавателей. Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности. Речь идет не просто об увеличении числа часов на самостоятельную работу. Усиление роли самостоятельной работы студентов означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса в вузе, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.

Указанные качества могут быть развиты с помощью самостоятельной работы, т.к.:

· ее доля в содержании профессионального образования оказывается настолько весомой (до 50% общего отводимого учебным планом времени), что она может решающим образом влиять на становление профессиональной подготовки студентов;

· “самообразование” как понятие педагогики развивалось на основе понятия “самостоятельная работа”.

Самостоятельная работа реализуется:

1. Непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях, практических и семинарских занятиях, при выполнении лабораторных работ.

2. В контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.

3. В библиотеке, дома, на кафедре при выполнении студентом учебных и творческих задач.

Границы между этими видами работ достаточно размыты, а сами виды самостоятельной работы пересекаются. Таким образом, самостоятельной работа студентов может быть как в аудитории, так и вне ее.

Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности.

Аудиторная самостоятельная работа может реализовываться при проведении практических занятий, семинаров, выполнении лабораторного практикума и во время чтения лекций.

При чтении лекционного курса непосредственно в аудитории необходимо контролировать усвоение материала основной массой студентов путем проведения экспресс-опросов по конкретным темам, тестового контроля знаний, опроса студентов в форме игры “Что? Где? Когда?” и т.д.

На семинарских занятиях различные виды самостоятельной работы студентов позволяют сделать процесс обучения более интересным и поднять активность значительной части студентов в группе.


Тематический план

(Очная форма обучения)

№№ п./п. Разделы и темы дисциплины Всего часов в трудоемкости Аудиторные занятия (час.) Сам. работа
В том числе
Всего Лекции Семинарские занятия
1. Молодежь как половозрастная группа. Медикобиологическая, психологическая, демографическая, этнографическая и социокультурная характеристика.           -      
2. Особенности социализации молодежи наши дни          
3. Законодательные основы решения проблем молодежи. Государственная молодежная политика:основные направления и принципы.            
4. Молодежь и безработица. Проблемы трудоустройства молодых специалистов.            
5. Проблемы молодежи в сфере предпринимательской деятельности. Система содействия молодежному предпринимательству        
6. Система ценностей, правовая культура и правовой нигилизм в молодежной среде.          
7. Девиантное поведение молодежи как проблема социальной работы          
8. Преступность несовершеннолетней молодежи и ее предупреждение. Ювенальное право.        
9. Молодежь и семейные отношения.            
  Сравнительная характеристика политики государства и общества в отношении к молодежи в России и за рубежом.        
11. Реализация молодежной политики на региональном и муниципальном уровнях.            
12. Студенческое самоуправление как форма развития обучающейся молодежи. Правовая защита обучающейся молодежи.        
  Итого          

Тематический план

(заочная форма обучения)

Тема Всего часов в трудоемкости Аудиторные занятия Сам. работа  
В том числе  
всего Лекции  
1. Молодежь как половозрастная группа. Медико-биологическая, психологическая, демографическая, этнографическая и социокультурная характеристика.        
2. Проблемы социализации молодежи в наши дни        
3. Законодательные основы решения проблем молодежи. Государственная молодежная политика:основные направления и принципы.          
4. Сравнительная характеристика политики государства и общества в отношении к молодежи в России и за рубежом.        
5. Молодежь и семейные отношения. Молодежь в системе образования и науки        
6. Реализация молодежной политики на региональном и муниципальном уровнях.        
  ВСЕГО:        

Содержание курса

Работы

Понятие девиантного поведения, основные виды. Формы проявления девиантного поведения молодежи. Характеристика и предупреждение пьянства, алкоголизма и наркомании. Факторы и предупреждение пьянства и алкоголизма. Наркомания, признаки наркомании, профилактика наркомании. Криминологическая характеристика и предупреждение проституции. Причины обуславливающие проституцию, негативные последствия, виды ответственности. Мероприятия воздействия на проституцию. Меры социального воздействия и технологии социальной работы. Молодежный суицид. Причины, факторы риска, формы работы.

 

Работы

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите виды отклоняющегося поведения.

2. Каковы причины девиантного поведения молодежи?

3. Перечислите основные формы девиантного поведения.

Темы докладов и рефератов

1. Проблемы социализации молодежи.

2. Ценностные ориентации современной молодежи.

3. Молодежная субкультура: понятие, типология, особенности.

4. Феномен работающего студента.

5. Молодежное предпринимательство в России.

6. Проблема трудоустройства молодых специалистов.

7. Молодежное движение и молодежные объединения в современной России.

8. Основные тенденции современной молодежной миграции.

9. Религиозные секты и молодежь.

10. Молодежная политика в армии.

11. Сексуальная культура российской молодежи.

12. Студенческая семья как объект социальной работы.

13. Состояние, проблемы и перспективы образования в России.

14. Молодежь в системе социальной стратификации.

15. Наркотическая и алкогольная зависимость в юности: технологии социальной работы.

16. Проституция как социальная проблема.

17. Молодежный суицид.

18. Проблема реабилитации молодых людей – участников локальных военных конфликтов.

 


 

Ситуационные задачи для самоподготовки:

Задача №1.

Однажды ученик шестого класса Ваня Белов на глазах всей улицы прошел по карнизу третьего этажа и, появившись в окне класса, сказал: «Разрешите войти?»

В другой раз он объявил голодовку…Ему показалось, что учительница несправедливо поставила двойку одному из учеников. Он требовал ее исправления.

В третий раз он запер «математичку» в учительской перед контрольной, чтобы спасти своего друга, который был слаб по математике. Свой поступок он объяснил проявлением чувства коллективизма.

Вопросы:

1. Какие возрастные особенности подростков проявились в поступках Вани Белова?

2. 2. Можно ли утверждать, что Ваня правильно понимает чувство коллективизма? Назовите возможные причины ложнопонятых им понятий коллективизма, героизма, смелости и других качеств.

3. Являются ли подобные негативные поступки характерной чертой для подростков?

4. Как бы вы поступили в подобных ситуациях, реагируя на действия ученика?

 

Задача №2.

По мнению психологов, самосознание катастрофически отстает от сознания. Даже двенадцатилетний подросток, если сердится, объясняет это тем, что его кто-то рассердил, если совершил плохой поступок, то в этом опять-таки виноват кто-то, но не он сам. И только в четырнадцать-шестнадцать лет юноша или девушка начинают по-настоящему глубоко размышлять о себе, о своих поступках, растет их самоконтроль.

Вопросы:

1. Как социальный работник может использовать эти выводы психологов в своей практической работе?

2. Всегда ли и всякий взрослый, сложившийся человек умеет строго спрашивать с самого себя и в мелочах, и в главном? Образуется ли это умение автоматически, с возрастом? Приведите примеры.

3. Объясните применительно к изложенному, смысл широко известного изречения классика о том, что человек познает себя, смотрясь как в зеркало, в другого человека.

 

 

Задача №3

У нее нет настоящей, близкой подруги, с которой можно было бы посоветоваться, потолковать по душам. И она считает, что виновата в этом сама. Всех сторонится, всех дичится из-за собственной застенчивости, робости. На школьные вечера она не ходит потому что ей кажется будто все относятся к ней с какой-то обидной жалостью. У нее ведь такой крупный недостаток: поминутно смущается и краснеет, а ребята хохочут. Некоторые даже пользуются этим недостатком и называют ее не по имени, а «это та девчонка, которая краснеет?».

Вопросы:

1. Как помочь девочке избавиться от своего недостатка?

2. Можно воспитанием окончательно устранить застенчивость, робость, неуверенность у мальчиков и девочек, склонных сильно преувеличивать как свои недостатки, так и свои достоинства? Ка и в какой форме это лучше делать?

 

Задача №4.

Посмотрела недавно по телевизору передачу и не могу прийти в себя. Детей (да, детей 15-16 лет), пусть больных венерическими заболеваниями, но все равно- девчонок, показывали на весь экран в упор, да еще имя, фамилия полностью. Да как же так можно? А как журналистская этика? И, наконец, самое главное: где наша человечность? Или мы перед этими девчонками ни в чем не виноваты? Я понимаю, что авторы этой передачи, да и других, где показывают юных проституток или иных провинившихся людей, преследуют самые благие цели. Но думают ли они при этом о судьбе тех конкретных живых людей, подчас даже детей, которых делают «героями» передач? По-моему, после такого позора те же девчонки не только не исправятся, а вообще махнут на себя рукой. Должно быть и право на стыд.

Вопросы:

1. Проанализируйте описанную ситуацию и попытайтесь ответить на вопросы, поставленные автором письма.

2. К какой нравственной категории вы отнесете такие качества, как стыд, скромность, милосердие, честность. С каких лет надо воспитывать общечеловеческие нравственные качества.

3. Разработайте рекомендации для социальных работников и воспитателей, как вести половое воспитание мальчиков и девочек с учетом их возраста.

 

Задача №5.

Есть дети, которые с большой охотой берутся за всякое дело, записываются во все кружки и секции. Но так же быстро и охотно оставляют начало дело, не доведя его до конца. В результате школьник везде побывал, все перепробовал, но мало знает, еще меньше умеет и ничего не хочет, все ему надоело.

Вопросы:

 

1. Объясните возможные причины неустойчивости интереса к избранному дулу у некоторых учащихся.

2. Предположите, каким может сформироваться такой молодой человек или девушка как личность, и объясните ущербность такой личности в обществе, семье.

Задача №6.

К специалисту социальной работы обратилась за помощью студентка 1-го курса РГСУ. Сирота. Живет в общежитии. Учеба дается плохо. Со сверстниками отношения плохие. Преподавателей боится.

Вопросы:

1. Определите основную проблему данной ситуации.

2. В чем, прежде всего, должны заключаться действия специалиста социальной работы при общении с этой девушкой?

3. Какие способы решения проблем этой студентки вы можете предложить?

 

 

Задача №7.

Мне 21 год. Замужем 2 года. Муж работает в военной организации. Я тоже работаю, дома не сижу. Живем небогато, но всего хватает. Иногда случаются в семье неурядицы, но, в общем, все у меня довольно хорошо.

Но, как бывает, беда подкралась незаметно. При очередном медобследовании у меня обнаружили гепатит С. Откуда что взялось, представления не имею! Никогда не наркоманила. Больше всего меня бесит, когда врачи задают мне вопрос: «Где вы заразились?» Ну откуда я знаю! Никто мне не сказал: «Приготовьтесь, сейчас вы заразитесь!»

Я пролечилась в больнице, прошла курс терапии. Денег ушло очень много. Но жить-то надо! Я хочу жить!

Вопросы:

1. Укажите вид проблемы.

2. Какова роль социального работника в решении данной проблемы.

3. Какие социальные службы могут помочь в решении проблемы?

 

Тестовые задания по предмету

 

  1. Укажите несколько правильных ответов.

Современные проблемы российской молодежи:

  1. сокращение количества молодых людей;
  2. ухудшение состояния здоровья детей и подростков;
  3. маргинализация молодежи;
  4. высокая безработица молодежи;
  5. рост преступности среди молодых людей;
  6. огромное желание получить образование.

 

  1. Укажите правильный ответ.

Цель курса «Проблемы социальной работы с молодежью»:

  1. изучение форм работы с детьми, утративших родительское попечение;
  2. дать студенту целостное теоретическое представление основных методов сбора информации, используемых в социальной работе;
  3. формирование у студентов управленческого мышления, повышение уровня управленческой культуры;
  4. изучение организационно-правовых основ, структур, реформ государственной молодежной политики и социальной работы с молодежью, динамики перспектив развития социальных служб для молодежи.

 

  1. Укажите правильный ответ.

Определение: «Молодежь – это…»

1. социально-демографическая группа, специфические, социальные и психологические черты, которые обусловлены возрастными особенностями молодых людей, процессами становления их духовного мира, спецификой положения в социальной структуре общества;

2. реально существующая совокупность людей, характеризующаяся едиными признаками;

3. совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных общностей и отношений между ними.

 

  1. Укажите правильный ответ.

Возрастной этап молодежи:

  1. 0-3 лет;
  2. 3-6 лет;
  3. 7-13 лет;
  4. 14-30 лет;
  5. 30-40 лет.

 

  1. Укажите правильный ответ.

Список литературы

 

1. С.И., Гуслякова Л.Г., Гусова С.А. Социальная работа с молодежью: учебник для студентов вузов. – М., 2006.

2. Кузьмин В.П., Степашов Н.С., Блинков Ю.А. Проблемы социальной работы с молодежью. Учебное пособие. Курск, 2006.

3. Основы социальной работы. Под ред. П.Д. Павленок – М., 2000.

4. Вишневский Ю.Р., Ковалева А.И., Луков В.А. и др. Практикум по социологии молодежи. М: Социум, 2000.

5. Государственная молодежная политика Российское Федерации: Законодательство РФ и ведомственные нормативные акты. / Общ. ред. и сост.: Луков В.А.; Институт молодежи. Центр образования молодежи «Демократия и развитие». - М., 1995. - Ч. 1; 1996.-Ч. 2-4.

6. Государственная молодежная политика в законодательстве РФ: Сборник документов / Под ред. И.М.Ильинского, В.А. Лукова.М.: Социум, 2002, 320 с.

7. Девиантное поведение подростков - профилактика и реабилитация, защита прав несовершеннолетних. Опыт работы регионов Российской Федерации: Методическое пособие. - М.: Институт молодежи, 1999.

8. Иващенко Г.М., Кантонистова Н.С., Плоткин М.М. и др. Социальная реабилитация детей и подростков в специализированном учреждении: Пособие для сотрудников специализированных учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних. - М., 1996.

9. Ильинский И.М. О молодежной политике российского политического центризма. - М., 1999.

10. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. — М.: МГСА, 2000

11. Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонение. - М.: Институт молодежи, 1996.

12. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. - М.: Социум, 1999.

13. Ковалева А.И. Социальная теория и практика. М.: Социум, 2002, 320 с.

14. Комсомолу - 80: Вопросы методологии и истории. / Под общ. ред. В.К. Криворученко, Б.А. Ручкина. - М.: Социум, 1998-1999.

15. Колков В.В., Колков СВ., Шахина Н.А. Государственная молодежная политика и социальная работа с молодежью.— М.: Социально-технический институт, 2000.

16. Колков В.В., Лавриненко И.М. Социальная политика и социальная работа: Учебное пособие (гриф УМО): в 2 ч. М.: Социум, 202, 360 с.

17. Луков В. А. Экспертно-консультативный совет по проектам и программа молодежных и детских объединений. // Молодежные вести: Информ. бюл. Комитета РФ по делам молодежи; Нац. Совета молодежных объединений России. 1995. №6.

18. Международные документы по молодежной политике. - М.,Институт молодежи, 1993.

19. Молодежные группировки по месту жительства: криминологическая оценка и проблемы профилактики. - М.: Институт молодежи, 1993.

20. Молодежь России в начале XXI века. М.: Социум, 2002.320 с.

21. Молодежь России без наркотиков: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 16-17 марта 2000 г. - М.: Институт молодежи, 2000.

22. Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. Основные выводы и предложения Государственного доклада Правительству Российской Федерации / Государственный комитет Российской Федерации по молодежной политике. Рук. авт. колл. Б.А. Ручкин, В.А. Родионов. Отв. ред. В.А. Луков, В.А. Родионов, Б.А. Ручкин. - М., 2000.

23. О работе государственных органов по делам молодежи с детьми и молодежными объединениями (Сборник материалов и документов). Серия: Государственная молодежная политика Российской Федерации: документы, опыт, практика. Вып. 1. - М., 1995.

24. Основы ювентологии: опыт комплексного междисциплинарного подхода исследования / Научн. Ред. Е.Г.Слуцкий, отв. Ред. И.В. Скомарцева. — СПб: БИС-принт, 2002. — 400 с.

25. Подростковые и молодежные клубы по месту жительства граждан. /' Ред-кол.: СП. Буньков и др. - Тула, 1996

26. Подросток: проблемы социальной адаптации: Документы и материалы / Ред. В.К. Криворученко. - М.: Институт молодежи, 1995.

27. Профилактика наркомании и алкоголизма в подростково-молодежной среде / Соств.: Сирота Н.А., Чистова Е.А., Суховерхова З.И., Васильченко О.Ю. (Серия: государственная молодежная политика в Российской Федерации). - М.: Институт молодежи, 2000.

28. Реабилитация социально дезадаптированных детей и подростков: Краткий словарь для сотрудников специализированных учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних / Под ред. Г.М. Иващенко, В.Н. Бушуева при участии В.И. Ширинского. - М: НИИ семьи, 1998.

29. Сборник исторических очерков основателей скаутского движения и участников событий / Сост. и общ. ред. В.Л. Кучин, В.И. Несевря. - М., 1998.

30. Сборник международных стандартов и норм ООН в области правосудия в отношении несовершеннолетних. -М: ЮНИСЕФ, 1998.

31. Современное молодежное, детское движение и государство: Всероссийская научно-практическая конференция 12-15 марта. - М: Социум, 2000.

32. Социальная работа по профилактике и преодолению насилия, агрессии в молодежной среде: Материалы российско-германского семинара / Сост. Д. Валь, Т.С. Сулимова. - М.: Институт молодежи, 1996.

33. Социальная реабилитация безнадзорных детей и несовершеннолетних с девиантным поведением: Учебно-методическое пособие / Под ред. М.А. Новиковой. - М.: Изд-во МГСУ«Союз», 1999.

34. Социально-молодежная работа: международный опыт: Учебно-методическое пособие. - М.: Институт молодежи, 1997.

35. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних: содержание и организация деятельности: Пособие для сотрудников центров / Под ред. Г.М. Иващенко. - М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 1999.

36. Социальные службы для молодежи / Федеральный информационный центр молодежных программ. - М., 1996.

37. Социальные службы для подростков и молодежи. - М., Институт молодежи, 1995.

38. Социальный приют для детей и подростков: содержание и организация деятельности. Научно-методическое пособие для работников социальных приютов / Под ред. Г.М. Иващенко. - М.: НИИ семьи, 1997.

39. Социология молодежи. Учеб. пособие / Науч. ред. В.Т. Лисовский. Кн. 1-3. -М. 1995.

40. Социология молодежи. Учебник / Под ред. проф. В.Т. Лисовского.— СПб: Изд-во С.- Петербургского университета, 1996.-460с.

41. Телефон Доверия. Служба экстренной психологической помощи для подростков и молодежи / Авторы - состав. О.Ю. Федотова, З.И. Суховерхова. - М.: Институт молодежи, 1999.

42. Чупров В.И., Зубок Ю.А., Уильяме К. Молодежь в обществе риска. — М.: Наука, 2001. —230 с.

43. Ильинский И.М., Алещенок СВ., Володин И.А. и др. Молодежь планеты: Глобальная ситуация в 90-х годах, тенденции и перспективы. - М.: Институт молодежи, 1999.

44. Книга скаута./ В.И Несевря. — М.: Московский технолого-социальный институт, 2002.— 304 с.

45. Кон И.С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности). М.: Просвещение, 1979. — 175 с.

46. Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотичексой зависимости у детей и молодежи: Учебн.пособие— М.: ИЦ «Академия», 192 с.

47. Королев А. Партия и комсомол. Некоторые вопросы партийного руководством комсомолом. - М., 1976.

48. Косаренко Н.Н., Криворученко В.К., Татаринов В.К. О.В. и др. Глоссарий по молодежной политике. М.: Социум, 2002, 240 с.

49. Криминогенная ситуация в молодежной среде. - Саранск, 1995.

50. Култыгин В.П. Борьба классов и становление мировоззрения. - М., 1985.

51. Лазос К.Д. Молодежная политика в Европейском сообществе: структуры и подготовка молодежных работников. Пер. с англ. / Под ред. А.А. Яременко, Киев. Укр. НИИ проблем молодежи, 1994.

52. Ленин В.И. О молодежи. Сборник. - М., 1974.

53. Личко А.Е., Битенский B.C. Подростковая наркология: Руководство для врачей. - Л.: Медицина, 1991.

54. Маркс К. и Энгельс Ф. О молодежи. Сборник. - М., 1972.

55. Материалы II Всероссийского фестиваля молодежных инициатив. — М.: Логос, 2002.

56. Материалы Удмуртской республики: Республиканская программа «Молодая семья» // Молодая семья: документы РФ и субъектов Федерации. М., 1995.

57. Международные молодежные организации: Евро-ia. Справочник. - М., 1993.

58. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила»), резолюция №40/33 Генеральной Ассамблеи, приложение, документ ООН А/40/53 (1985 г.) // Советская юстиция.1991. № 12-14.

59. Мироненко В.И. Исторические предпосылки воспитания в духе культуры мира // Молодежная политика: Информационный бюллетень Государственного комитета Российской Федерации по делам молодежи и Института молодежи. - 1998. - № 174 - 175.-С. 64-71.

60. Молодежная политика. Информационный бюллетень. - М., Социум 1994 -2000 гг.


Содержание

 

Введение 3

Тематический план 5

Содержание курса 7

Задания для самостоятельной работы студентов 11

Перечень вопросов к экзамену 15

Ситуационные задачи для самоподготовки 18

Тестовые задания по предмету 21

Список литературы 26


 

Методические указания студентам

 

(приложение к рабочей программе дисциплины «Проблемы социальной работы с молодежью» для специальности 350500 (040101.65) «Социальная работа»)

Анна Александровна Бутусова

Сдано в набор 02.09.2007 г.

Подписано в печать 05.09.2007 г.

Формат 60х 84 1/16

Гарнитура «Times New Roman»

Бумага офсетная.

Компьютерный набор и верстка

Усл. п. л. 1,9

Заказ №209/2

Тираж 100 экз.

 

Цена договорная

 

 

Отпечатано с оригинал-макета в ООО «Учитель»,

305004. г. Курск, ул. Садовая, 31


 

Министерство ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУРСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(ФИЛИАЛ) РГСУ

факультет социальной работы, педагогики и психологии

Кафедра истории, теории и методики социальной работы

 

 

Методические указания студентам

 

 

(приложение к рабочей программе дисциплины «Проблемы социальной работы с молодежью» для специальности 350500 (040101.65) «Социальная работа»)

Курск

 


 

УДК 364 (07) ББК 60.991.3 я 73 Б 93 Печатается по решению учебно-методического Совета Курского института социального образования (филиала) РГСУ  

 

 

Автор-составитель: А.А. Бутусова, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры истории, теории и методики социальной работы.

 

 

Методические указания студентам (приложение к программе дисциплины «Проблемы социальной работы с молодежью») для специальности 350500 (040101.65) «Социальная работа» / Сост. А.А. Бутусова – Курск: ООО «Учитель», 2007. – 32 с.

 

 

Настоящие методические указания студентам разработаны в соответствие с требованиями к комплектованию основной образовательной программы по специальности 350500 «Социальная работа» и раскрывают рекомендуемый режим и характер самостоятельной работы студента.

 

 

© Бутусова А.А., 2007

© Курский институт социального образования (филиал) РГСУ, 2007

 


Введение

Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Происходящая в настоящее время реформа высшего образования связана по своей сути с переходом от парадигмы обучения к парадигме образования. В этом плане следует признать, что самостоятельная работа студентов является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой. Самостоятельная работа студентов - способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний и умений без непосредственного участия в этом процессе преподавателей. Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности. Речь идет не просто об увеличении числа часов на самостоятельную работу. Усиление роли самостоятельной работы студентов означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса в вузе, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.

Указанные качества могут быть развиты с помощью самостоятельной работы, т.к.:

· ее доля в содержании профессионального образования оказывается настолько весомой (до 50% общего отводимого учебным планом времени), что она может решающим образом влиять на становление профессиональной подготовки студентов;

· “самообразование” как понятие педагогики развивалось на основе понятия “самостоятельная работа”.

Самостоятельная работа реализуется:

1. Непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях, практических и семинарских занятиях, при выполнении лабораторных работ.

2. В контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.

3. В библиотеке, дома, на кафедре при выполнении студентом учебных и творческих задач.

Границы между этими видами работ достаточно размыты, а сами виды самостоятельной работы пересекаются. Таким образом, самостоятельной работа студентов может быть как в аудитории, так и вне ее.

Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности.

Аудиторная самостоятельная работа может реализовываться при проведении практических занятий, семинаров, выполнении лабораторного практикума и во время чтения лекций.

При чтении лекционного курса непосредственно в аудитории необходимо контролировать усвоение материала основной массой студентов путем проведения экспресс-опросов по конкретным темам, тестового контроля знаний, опроса студентов в форме игры “Что? Где? Когда?” и т.д.

На семинарских занятиях различные виды самостоятельной работы студентов позволяют сделать процесс обучения более интересным и поднять активность значительной части студентов в группе.


Тематический план

(Очная форма обучения)

№№ п./п. Разделы и темы дисциплины Всего часов в трудоемкости Аудиторные занятия (час.) Сам. работа
В том числе
Всего Лекции Семинарские занятия
1. Молодежь как половозрастная группа. Медикобиологическая, психологическая, демографическая, этнографическая и социокультурная характеристика.           -      
2. Особенности социализации молодежи наши дни          
3. Законодательные основы решения проблем молодежи. Государственная молодежная политика:основные направления и принципы.            
4. Молодежь и безработица. Проблемы трудоустройства молодых специалистов.            
5. Проблемы молодежи в сфере предпринимательской деятельности. Система содействия молодежному предпринимательству        
6. Система ценностей, правовая культура и правовой нигилизм в молодежной среде.          
7. Девиантное поведение молодежи как проблема социальной работы          
8. Преступность несовершеннолетней молодежи и ее предупреждение. Ювенальное право.        
9. Молодежь и семейные отношения.            
  Сравнительная характеристика политики государства и общества в отношении к молодежи в России и за рубежом.        
11. Реализация молодежной политики на региональном и муниципальном уровнях.            
12. Студенческое самоуправление как форма развития обучающейся молодежи. Правовая защита обучающейся молодежи.        
  Итого          

Тематический план

(заочная форма обучения)

Тема Всего часов в трудоемкости Аудиторные занятия Сам. работа  
В том числе  
всего Лекции  
1. Молодежь как половозрастная группа. Медико-биологическая, психологическая, демографическая, этнографическая и социокультурная характеристика.        
2. Проблемы социализации молодежи в наши дни        
3. Законодательные основы решения про


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.113.71 (0.017 с.)