Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кафедра истории, теории и методики социальной работы↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Министерство ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное агентство по образованию РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУРСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФИЛИАЛ) РГСУ факультет социальной работы, педагогики и психологии Кафедра истории, теории и методики социальной работы
Методические указания студентам
(приложение к рабочей программе дисциплины «Проблемы социальной работы с молодежью» для специальности 350500 (040101.65) «Социальная работа») Курск
Автор-составитель: А.А. Бутусова, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры истории, теории и методики социальной работы.
Методические указания студентам (приложение к программе дисциплины «Проблемы социальной работы с молодежью») для специальности 350500 (040101.65) «Социальная работа» / Сост. А.А. Бутусова – Курск: ООО «Учитель», 2007. – 32 с.
Настоящие методические указания студентам разработаны в соответствие с требованиями к комплектованию основной образовательной программы по специальности 350500 «Социальная работа» и раскрывают рекомендуемый режим и характер самостоятельной работы студента.
© Бутусова А.А., 2007 © Курский институт социального образования (филиал) РГСУ, 2007
Введение Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Происходящая в настоящее время реформа высшего образования связана по своей сути с переходом от парадигмы обучения к парадигме образования. В этом плане следует признать, что самостоятельная работа студентов является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой. Самостоятельная работа студентов - способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний и умений без непосредственного участия в этом процессе преподавателей. Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности. Речь идет не просто об увеличении числа часов на самостоятельную работу. Усиление роли самостоятельной работы студентов означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса в вузе, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире. Указанные качества могут быть развиты с помощью самостоятельной работы, т.к.: · ее доля в содержании профессионального образования оказывается настолько весомой (до 50% общего отводимого учебным планом времени), что она может решающим образом влиять на становление профессиональной подготовки студентов; · “самообразование” как понятие педагогики развивалось на основе понятия “самостоятельная работа”. Самостоятельная работа реализуется: 1. Непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях, практических и семинарских занятиях, при выполнении лабораторных работ. 2. В контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д. 3. В библиотеке, дома, на кафедре при выполнении студентом учебных и творческих задач. Границы между этими видами работ достаточно размыты, а сами виды самостоятельной работы пересекаются. Таким образом, самостоятельной работа студентов может быть как в аудитории, так и вне ее. Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности. Аудиторная самостоятельная работа может реализовываться при проведении практических занятий, семинаров, выполнении лабораторного практикума и во время чтения лекций. При чтении лекционного курса непосредственно в аудитории необходимо контролировать усвоение материала основной массой студентов путем проведения экспресс-опросов по конкретным темам, тестового контроля знаний, опроса студентов в форме игры “Что? Где? Когда?” и т.д. На семинарских занятиях различные виды самостоятельной работы студентов позволяют сделать процесс обучения более интересным и поднять активность значительной части студентов в группе. Тематический план (Очная форма обучения)
Тематический план (заочная форма обучения)
Содержание курса Работы Понятие девиантного поведения, основные виды. Формы проявления девиантного поведения молодежи. Характеристика и предупреждение пьянства, алкоголизма и наркомании. Факторы и предупреждение пьянства и алкоголизма. Наркомания, признаки наркомании, профилактика наркомании. Криминологическая характеристика и предупреждение проституции. Причины обуславливающие проституцию, негативные последствия, виды ответственности. Мероприятия воздействия на проституцию. Меры социального воздействия и технологии социальной работы. Молодежный суицид. Причины, факторы риска, формы работы.
Работы Вопросы для самоконтроля: 1. Перечислите виды отклоняющегося поведения. 2. Каковы причины девиантного поведения молодежи? 3. Перечислите основные формы девиантного поведения. Темы докладов и рефератов 1. Проблемы социализации молодежи. 2. Ценностные ориентации современной молодежи. 3. Молодежная субкультура: понятие, типология, особенности. 4. Феномен работающего студента. 5. Молодежное предпринимательство в России. 6. Проблема трудоустройства молодых специалистов. 7. Молодежное движение и молодежные объединения в современной России. 8. Основные тенденции современной молодежной миграции. 9. Религиозные секты и молодежь. 10. Молодежная политика в армии. 11. Сексуальная культура российской молодежи. 12. Студенческая семья как объект социальной работы. 13. Состояние, проблемы и перспективы образования в России. 14. Молодежь в системе социальной стратификации. 15. Наркотическая и алкогольная зависимость в юности: технологии социальной работы. 16. Проституция как социальная проблема. 17. Молодежный суицид. 18. Проблема реабилитации молодых людей – участников локальных военных конфликтов.
Ситуационные задачи для самоподготовки: Задача №1. Однажды ученик шестого класса Ваня Белов на глазах всей улицы прошел по карнизу третьего этажа и, появившись в окне класса, сказал: «Разрешите войти?» В другой раз он объявил голодовку…Ему показалось, что учительница несправедливо поставила двойку одному из учеников. Он требовал ее исправления. В третий раз он запер «математичку» в учительской перед контрольной, чтобы спасти своего друга, который был слаб по математике. Свой поступок он объяснил проявлением чувства коллективизма. Вопросы: 1. Какие возрастные особенности подростков проявились в поступках Вани Белова? 2. 2. Можно ли утверждать, что Ваня правильно понимает чувство коллективизма? Назовите возможные причины ложнопонятых им понятий коллективизма, героизма, смелости и других качеств. 3. Являются ли подобные негативные поступки характерной чертой для подростков? 4. Как бы вы поступили в подобных ситуациях, реагируя на действия ученика?
Задача №2. По мнению психологов, самосознание катастрофически отстает от сознания. Даже двенадцатилетний подросток, если сердится, объясняет это тем, что его кто-то рассердил, если совершил плохой поступок, то в этом опять-таки виноват кто-то, но не он сам. И только в четырнадцать-шестнадцать лет юноша или девушка начинают по-настоящему глубоко размышлять о себе, о своих поступках, растет их самоконтроль. Вопросы: 1. Как социальный работник может использовать эти выводы психологов в своей практической работе? 2. Всегда ли и всякий взрослый, сложившийся человек умеет строго спрашивать с самого себя и в мелочах, и в главном? Образуется ли это умение автоматически, с возрастом? Приведите примеры. 3. Объясните применительно к изложенному, смысл широко известного изречения классика о том, что человек познает себя, смотрясь как в зеркало, в другого человека.
Задача №3 У нее нет настоящей, близкой подруги, с которой можно было бы посоветоваться, потолковать по душам. И она считает, что виновата в этом сама. Всех сторонится, всех дичится из-за собственной застенчивости, робости. На школьные вечера она не ходит потому что ей кажется будто все относятся к ней с какой-то обидной жалостью. У нее ведь такой крупный недостаток: поминутно смущается и краснеет, а ребята хохочут. Некоторые даже пользуются этим недостатком и называют ее не по имени, а «это та девчонка, которая краснеет?». Вопросы: 1. Как помочь девочке избавиться от своего недостатка? 2. Можно воспитанием окончательно устранить застенчивость, робость, неуверенность у мальчиков и девочек, склонных сильно преувеличивать как свои недостатки, так и свои достоинства? Ка и в какой форме это лучше делать?
Задача №4. Посмотрела недавно по телевизору передачу и не могу прийти в себя. Детей (да, детей 15-16 лет), пусть больных венерическими заболеваниями, но все равно- девчонок, показывали на весь экран в упор, да еще имя, фамилия полностью. Да как же так можно? А как журналистская этика? И, наконец, самое главное: где наша человечность? Или мы перед этими девчонками ни в чем не виноваты? Я понимаю, что авторы этой передачи, да и других, где показывают юных проституток или иных провинившихся людей, преследуют самые благие цели. Но думают ли они при этом о судьбе тех конкретных живых людей, подчас даже детей, которых делают «героями» передач? По-моему, после такого позора те же девчонки не только не исправятся, а вообще махнут на себя рукой. Должно быть и право на стыд. Вопросы: 1. Проанализируйте описанную ситуацию и попытайтесь ответить на вопросы, поставленные автором письма. 2. К какой нравственной категории вы отнесете такие качества, как стыд, скромность, милосердие, честность. С каких лет надо воспитывать общечеловеческие нравственные качества. 3. Разработайте рекомендации для социальных работников и воспитателей, как вести половое воспитание мальчиков и девочек с учетом их возраста.
Задача №5. Есть дети, которые с большой охотой берутся за всякое дело, записываются во все кружки и секции. Но так же быстро и охотно оставляют начало дело, не доведя его до конца. В результате школьник везде побывал, все перепробовал, но мало знает, еще меньше умеет и ничего не хочет, все ему надоело. Вопросы:
1. Объясните возможные причины неустойчивости интереса к избранному дулу у некоторых учащихся. 2. Предположите, каким может сформироваться такой молодой человек или девушка как личность, и объясните ущербность такой личности в обществе, семье. Задача №6. К специалисту социальной работы обратилась за помощью студентка 1-го курса РГСУ. Сирота. Живет в общежитии. Учеба дается плохо. Со сверстниками отношения плохие. Преподавателей боится. Вопросы: 1. Определите основную проблему данной ситуации. 2. В чем, прежде всего, должны заключаться действия специалиста социальной работы при общении с этой девушкой? 3. Какие способы решения проблем этой студентки вы можете предложить?
Задача №7. Мне 21 год. Замужем 2 года. Муж работает в военной организации. Я тоже работаю, дома не сижу. Живем небогато, но всего хватает. Иногда случаются в семье неурядицы, но, в общем, все у меня довольно хорошо. Но, как бывает, беда подкралась незаметно. При очередном медобследовании у меня обнаружили гепатит С. Откуда что взялось, представления не имею! Никогда не наркоманила. Больше всего меня бесит, когда врачи задают мне вопрос: «Где вы заразились?» Ну откуда я знаю! Никто мне не сказал: «Приготовьтесь, сейчас вы заразитесь!» Я пролечилась в больнице, прошла курс терапии. Денег ушло очень много. Но жить-то надо! Я хочу жить! Вопросы: 1. Укажите вид проблемы. 2. Какова роль социального работника в решении данной проблемы. 3. Какие социальные службы могут помочь в решении проблемы?
Тестовые задания по предмету
Современные проблемы российской молодежи:
Цель курса «Проблемы социальной работы с молодежью»:
Определение: «Молодежь – это…» 1. социально-демографическая группа, специфические, социальные и психологические черты, которые обусловлены возрастными особенностями молодых людей, процессами становления их духовного мира, спецификой положения в социальной структуре общества; 2. реально существующая совокупность людей, характеризующаяся едиными признаками; 3. совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных общностей и отношений между ними.
Возрастной этап молодежи:
Список литературы
1. С.И., Гуслякова Л.Г., Гусова С.А. Социальная работа с молодежью: учебник для студентов вузов. – М., 2006. 2. Кузьмин В.П., Степашов Н.С., Блинков Ю.А. Проблемы социальной работы с молодежью. Учебное пособие. Курск, 2006. 3. Основы социальной работы. Под ред. П.Д. Павленок – М., 2000. 4. Вишневский Ю.Р., Ковалева А.И., Луков В.А. и др. Практикум по социологии молодежи. М: Социум, 2000. 5. Государственная молодежная политика Российское Федерации: Законодательство РФ и ведомственные нормативные акты. / Общ. ред. и сост.: Луков В.А.; Институт молодежи. Центр образования молодежи «Демократия и развитие». - М., 1995. - Ч. 1; 1996.-Ч. 2-4. 6. Государственная молодежная политика в законодательстве РФ: Сборник документов / Под ред. И.М.Ильинского, В.А. Лукова.М.: Социум, 2002, 320 с. 7. Девиантное поведение подростков - профилактика и реабилитация, защита прав несовершеннолетних. Опыт работы регионов Российской Федерации: Методическое пособие. - М.: Институт молодежи, 1999. 8. Иващенко Г.М., Кантонистова Н.С., Плоткин М.М. и др. Социальная реабилитация детей и подростков в специализированном учреждении: Пособие для сотрудников специализированных учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних. - М., 1996. 9. Ильинский И.М. О молодежной политике российского политического центризма. - М., 1999. 10. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. — М.: МГСА, 2000 11. Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонение. - М.: Институт молодежи, 1996. 12. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. - М.: Социум, 1999. 13. Ковалева А.И. Социальная теория и практика. М.: Социум, 2002, 320 с. 14. Комсомолу - 80: Вопросы методологии и истории. / Под общ. ред. В.К. Криворученко, Б.А. Ручкина. - М.: Социум, 1998-1999. 15. Колков В.В., Колков СВ., Шахина Н.А. Государственная молодежная политика и социальная работа с молодежью.— М.: Социально-технический институт, 2000. 16. Колков В.В., Лавриненко И.М. Социальная политика и социальная работа: Учебное пособие (гриф УМО): в 2 ч. М.: Социум, 202, 360 с. 17. Луков В. А. Экспертно-консультативный совет по проектам и программа молодежных и детских объединений. // Молодежные вести: Информ. бюл. Комитета РФ по делам молодежи; Нац. Совета молодежных объединений России. 1995. №6. 18. Международные документы по молодежной политике. - М.,Институт молодежи, 1993. 19. Молодежные группировки по месту жительства: криминологическая оценка и проблемы профилактики. - М.: Институт молодежи, 1993. 20. Молодежь России в начале XXI века. М.: Социум, 2002.320 с. 21. Молодежь России без наркотиков: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 16-17 марта 2000 г. - М.: Институт молодежи, 2000. 22. Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. Основные выводы и предложения Государственного доклада Правительству Российской Федерации / Государственный комитет Российской Федерации по молодежной политике. Рук. авт. колл. Б.А. Ручкин, В.А. Родионов. Отв. ред. В.А. Луков, В.А. Родионов, Б.А. Ручкин. - М., 2000. 23. О работе государственных органов по делам молодежи с детьми и молодежными объединениями (Сборник материалов и документов). Серия: Государственная молодежная политика Российской Федерации: документы, опыт, практика. Вып. 1. - М., 1995. 24. Основы ювентологии: опыт комплексного междисциплинарного подхода исследования / Научн. Ред. Е.Г.Слуцкий, отв. Ред. И.В. Скомарцева. — СПб: БИС-принт, 2002. — 400 с. 25. Подростковые и молодежные клубы по месту жительства граждан. /' Ред-кол.: СП. Буньков и др. - Тула, 1996 26. Подросток: проблемы социальной адаптации: Документы и материалы / Ред. В.К. Криворученко. - М.: Институт молодежи, 1995. 27. Профилактика наркомании и алкоголизма в подростково-молодежной среде / Соств.: Сирота Н.А., Чистова Е.А., Суховерхова З.И., Васильченко О.Ю. (Серия: государственная молодежная политика в Российской Федерации). - М.: Институт молодежи, 2000. 28. Реабилитация социально дезадаптированных детей и подростков: Краткий словарь для сотрудников специализированных учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних / Под ред. Г.М. Иващенко, В.Н. Бушуева при участии В.И. Ширинского. - М: НИИ семьи, 1998. 29. Сборник исторических очерков основателей скаутского движения и участников событий / Сост. и общ. ред. В.Л. Кучин, В.И. Несевря. - М., 1998. 30. Сборник международных стандартов и норм ООН в области правосудия в отношении несовершеннолетних. -М: ЮНИСЕФ, 1998. 31. Современное молодежное, детское движение и государство: Всероссийская научно-практическая конференция 12-15 марта. - М: Социум, 2000. 32. Социальная работа по профилактике и преодолению насилия, агрессии в молодежной среде: Материалы российско-германского семинара / Сост. Д. Валь, Т.С. Сулимова. - М.: Институт молодежи, 1996. 33. Социальная реабилитация безнадзорных детей и несовершеннолетних с девиантным поведением: Учебно-методическое пособие / Под ред. М.А. Новиковой. - М.: Изд-во МГСУ«Союз», 1999. 34. Социально-молодежная работа: международный опыт: Учебно-методическое пособие. - М.: Институт молодежи, 1997. 35. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних: содержание и организация деятельности: Пособие для сотрудников центров / Под ред. Г.М. Иващенко. - М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 1999. 36. Социальные службы для молодежи / Федеральный информационный центр молодежных программ. - М., 1996. 37. Социальные службы для подростков и молодежи. - М., Институт молодежи, 1995. 38. Социальный приют для детей и подростков: содержание и организация деятельности. Научно-методическое пособие для работников социальных приютов / Под ред. Г.М. Иващенко. - М.: НИИ семьи, 1997. 39. Социология молодежи. Учеб. пособие / Науч. ред. В.Т. Лисовский. Кн. 1-3. -М. 1995. 40. Социология молодежи. Учебник / Под ред. проф. В.Т. Лисовского.— СПб: Изд-во С.- Петербургского университета, 1996.-460с. 41. Телефон Доверия. Служба экстренной психологической помощи для подростков и молодежи / Авторы - состав. О.Ю. Федотова, З.И. Суховерхова. - М.: Институт молодежи, 1999. 42. Чупров В.И., Зубок Ю.А., Уильяме К. Молодежь в обществе риска. — М.: Наука, 2001. —230 с. 43. Ильинский И.М., Алещенок СВ., Володин И.А. и др. Молодежь планеты: Глобальная ситуация в 90-х годах, тенденции и перспективы. - М.: Институт молодежи, 1999. 44. Книга скаута./ В.И Несевря. — М.: Московский технолого-социальный институт, 2002.— 304 с. 45. Кон И.С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности). М.: Просвещение, 1979. — 175 с. 46. Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотичексой зависимости у детей и молодежи: Учебн.пособие— М.: ИЦ «Академия», 192 с. 47. Королев А. Партия и комсомол. Некоторые вопросы партийного руководством комсомолом. - М., 1976. 48. Косаренко Н.Н., Криворученко В.К., Татаринов В.К. О.В. и др. Глоссарий по молодежной политике. М.: Социум, 2002, 240 с. 49. Криминогенная ситуация в молодежной среде. - Саранск, 1995. 50. Култыгин В.П. Борьба классов и становление мировоззрения. - М., 1985. 51. Лазос К.Д. Молодежная политика в Европейском сообществе: структуры и подготовка молодежных работников. Пер. с англ. / Под ред. А.А. Яременко, Киев. Укр. НИИ проблем молодежи, 1994. 52. Ленин В.И. О молодежи. Сборник. - М., 1974. 53. Личко А.Е., Битенский B.C. Подростковая наркология: Руководство для врачей. - Л.: Медицина, 1991. 54. Маркс К. и Энгельс Ф. О молодежи. Сборник. - М., 1972. 55. Материалы II Всероссийского фестиваля молодежных инициатив. — М.: Логос, 2002. 56. Материалы Удмуртской республики: Республиканская программа «Молодая семья» // Молодая семья: документы РФ и субъектов Федерации. М., 1995. 57. Международные молодежные организации: Евро-ia. Справочник. - М., 1993. 58. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила»), резолюция №40/33 Генеральной Ассамблеи, приложение, документ ООН А/40/53 (1985 г.) // Советская юстиция.1991. № 12-14. 59. Мироненко В.И. Исторические предпосылки воспитания в духе культуры мира // Молодежная политика: Информационный бюллетень Государственного комитета Российской Федерации по делам молодежи и Института молодежи. - 1998. - № 174 - 175.-С. 64-71. 60. Молодежная политика. Информационный бюллетень. - М., Социум 1994 -2000 гг. Содержание
Введение 3 Тематический план 5 Содержание курса 7 Задания для самостоятельной работы студентов 11 Перечень вопросов к экзамену 15 Ситуационные задачи для самоподготовки 18 Тестовые задания по предмету 21 Список литературы 26
Методические указания студентам
(приложение к рабочей программе дисциплины «Проблемы социальной работы с молодежью» для специальности 350500 (040101.65) «Социальная работа») Анна Александровна Бутусова Сдано в набор 02.09.2007 г. Подписано в печать 05.09.2007 г. Формат 60х 84 1/16 Гарнитура «Times New Roman» Бумага офсетная. Компьютерный набор и верстка Усл. п. л. 1,9 Заказ №209/2 Тираж 100 экз.
Цена договорная
Отпечатано с оригинал-макета в ООО «Учитель», 305004. г. Курск, ул. Садовая, 31
Министерство ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное агентство по образованию РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУРСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФИЛИАЛ) РГСУ факультет социальной работы, педагогики и психологии Кафедра истории, теории и методики социальной работы
Методические указания студентам
(приложение к рабочей программе дисциплины «Проблемы социальной работы с молодежью» для специальности 350500 (040101.65) «Социальная работа») Курск
Автор-составитель: А.А. Бутусова, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры истории, теории и методики социальной работы.
Методические указания студентам (приложение к программе дисциплины «Проблемы социальной работы с молодежью») для специальности 350500 (040101.65) «Социальная работа» / Сост. А.А. Бутусова – Курск: ООО «Учитель», 2007. – 32 с.
Настоящие методические указания студентам разработаны в соответствие с требованиями к комплектованию основной образовательной программы по специальности 350500 «Социальная работа» и раскрывают рекомендуемый режим и характер самостоятельной работы студента.
© Бутусова А.А., 2007 © Курский институт социального образования (филиал) РГСУ, 2007
Введение Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Происходящая в настоящее время реформа высшего образования связана по своей сути с переходом от парадигмы обучения к парадигме образования. В этом плане следует признать, что самостоятельная работа студентов является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой. Самостоятельная работа студентов - способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний и умений без непосредственного участия в этом процессе преподавателей. Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности. Речь идет не просто об увеличении числа часов на самостоятельную работу. Усиление роли самостоятельной работы студентов означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса в вузе, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире. Указанные качества могут быть развиты с помощью самостоятельной работы, т.к.: · ее доля в содержании профессионального образования оказывается настолько весомой (до 50% общего отводимого учебным планом времени), что она может решающим образом влиять на становление профессиональной подготовки студентов; · “самообразование” как понятие педагогики развивалось на основе понятия “самостоятельная работа”. Самостоятельная работа реализуется: 1. Непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях, практических и семинарских занятиях, при выполнении лабораторных работ. 2. В контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д. 3. В библиотеке, дома, на кафедре при выполнении студентом учебных и творческих задач. Границы между этими видами работ достаточно размыты, а сами виды самостоятельной работы пересекаются. Таким образом, самостоятельной работа студентов может быть как в аудитории, так и вне ее. Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности. Аудиторная самостоятельная работа может реализовываться при проведении практических занятий, семинаров, выполнении лабораторного практикума и во время чтения лекций. При чтении лекционного курса непосредственно в аудитории необходимо контролировать усвоение материала основной массой студентов путем проведения экспресс-опросов по конкретным темам, тестового контроля знаний, опроса студентов в форме игры “Что? Где? Когда?” и т.д. На семинарских занятиях различные виды самостоятельной работы студентов позволяют сделать процесс обучения более интересным и поднять активность значительной части студентов в группе. Тематический план (Очная форма обучения)
Тематический план (заочная форма обучения)
|