Понятие и назначение бюджетной классификации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и назначение бюджетной классификации.



По составу, источникам, направлениям использования и другим признакам бюджетные доходы и расходы разнообразны. В целях обеспечения планирования и учета доходов и расходов в рамках единой бюджетной системы страны они классифицируются.

В широком смысле

Бюджетная классификация – систематизированная группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам, определяемая природой государственного бюджета.

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации

Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, видов государственного (муниципального) долга и государственных (муниципальных) активов, используемой для составления и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.1

Согласно Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. N 152н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» БК РФ имеет следующую структуру:

* Доходы

* Расходы

* Источники финансирования дефицита бюджетов

* Государственный долг

В основе бюджетной классификации лежит такая группировка показателей, которая дает представление о социально-экономическом, ведомственном и территориальном разрезе формирования доходов и направления средств, их составе и структуре. Ясность и четкость группировок – важнейшие требования, предъявляемые к бюджетной классификации.

Для чего нужна бюджетная классификация?

Умелое использование данных, сгруппированных по элементам бюджетной классификации, позволяет видеть реальную картину движения бюджетных ресурсов и активно влиять на ход экономических и социальных процессов.

В условиях самостоятельности всех звеньев бюджетной системы классификация дает основу для единого методологического подхода к составлению и исполнению всех видов бюджетов, для сравнимости бюджетных показателей в отраслевом и территориальном разрезе.

Бюджетная классификация обязательна для всех учреждений и организаций и строится в соответствии с требованиями, определенными бюджетным законодательством РФ.

 

  1. принципы построения и структура бюджетной классификации.

БК 1991 г. объединяла в одном документе однородные группировки доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и отражала изменения в планировании, исполнении и учете бюджетных доходов и расходов.

В основе классификации была заложена следующая схема:

- раздел (тип дохода, и направление расхода),

1 Бюджетный кодекс Российской Федерации, ст. 18

- глава (министерство, ведомство),

- параграф (отрасль промышленности, организация, мероприятие, вид расхода, вид дохода);

- статья (в расходах – конкретное направление средств).

БК 1997 г. была утверждена Федеральным законом «О бюджетной классификации РФ» (от 15 августа 1996 г.). Согласно этому закону, БК включает:

1) классификацию доходов бюджетов РФ;

2) функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

3) экономическую классификацию расходов РФ;

4) классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ (3-ступенчатая схема);

5) классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета (2-ступенчатая схема);

6) классификацию видов госуд. внутренних долгов РФ и субъектов РФ (1-ступ.);

7) классификацию видов госуд. внешнего долга и внешних активов РФ (2-ступ.);

8) ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Единая бюджетная классификация используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов.

1. Классификация доходов бюджетов РФ представляет собой группировку доходов бюджетов всех уровней и основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.

Все бюджетные доходы объединены в 4 группы (налоговые -2, безвозмездные перечисления, перечисления от госуд.бюджетных фондов).

2) Функциональная классификация расходов бюджетов РФ – это группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление средств на выполнений основных функций государства.

(1 уровень – разделы, 2 уровень – подразделы).

3) Экономическая классификация расходов бюджетов РФ – это группировка расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию.

(4 уровня: 3-й – виды расходов, 4-й – статьи затрат).

4) Ведомственная классификация бюджетов субъектов РФ представляет собой группировку расходов бюджетов субъектов РФ, отражающую распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из федерального бюджета, а в рамках их бюджетов – по целевым статьям и видам расходов.

5) Ведомственная классификация расходов бюджетов РФ представляет собой группировку расходов бюджетов субъектов РФ, отражающую распределение бюджетных ассигнований по непосредственным получателям средств из бюджетов субъектов РФ.

(1 уровень – перечень прямых получателей средств из федерального бюджета, 2 уровень – классификация целевых статей расходов фед.бюджета, 3 уровень – классификация фидов расходов фед.бюджета).

С 2006 года с целью соблюдения единых принципов формирования и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утвержден единый 20-значный код для классификации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации.

Три первых знака 20-значного кода являются кодами администраторов бюджетных средств, соответствующих перечню главных распорядителей средств соответствующего бюджета.

Вторая часть (4-17 знаки) представляет собой собственно функциональную структуру (разделы, подразделы, статьи, подстатьи, виды, группы, подгруппы, элементы, программы) соответствующей бюджетной классификации.

Три последние знака 20-значного кода являются классификацией операций сектора государственного управления (экономическая классификация).

В рамках бюджетной классификации операции сектора государственного управления разделены по принципу влияния на чистую стоимость активов

* на текущие (доходы и расходы),

* инвестиционные (операции с нефинансовыми активами)

* финансовые (операции с финансовыми активами и обязательствами).

 

 

19.

Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Доходы бюджета

Собственнные Регулирующие

-Налоговые Финансовая помощь:

-Неналоговые доходы -трансферты, дотации,

-Безвозмездные перечисления -субвенции, субсидии

-отчисления от федер. и региональных налогов

 

 

  1. Налоговые доходы.

22. Неналоговые доходы тетрадь.

23. Безвозмездные перечисления.

К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся перечисления в виде:

* финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий;

* субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) из региональных фондов компенсаций;

* субвенций из местных бюджетов бюджетам других уровней;

* иных безвозмездных и безвозвратных перечислений между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

* безвозмездных и безвозвратных перечислений из бюджетов государственных и (или) территориальных государственных внебюджетных фондов;

* безвозмездных и безвозвратных перечислений от физических лиц и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований.

Это средства, которые поступают в виде финансовой помощи от юридических и физических лиц, от правительств иностранных государств и международных организаций, доходы от разгосударствления и приватизации госсобственности и др.

По российскому бюджетному законодательству в доходы бюджетов могут зачисляться безвозмездные перечисления по взаимным расчетам. Под этими перечислениями понимаются операции по передаче средств между бюджетами разных уровней в связи с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве, либо в связи с передачей доходов в процессе исполнения бюджета.

В зависимости от порядка зачисления, доходы делятся на собственные и регулирующие.

Собственные (закрепленные) доходы - доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле (в %) на постоянной или договорной основе в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет.

Регулирующие доходы – это федеральные и региональные налоги и доходы, по которым установлены нормативы отчисления в процентах в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты на очередной финансовый рынок. К регулирующим доходам относят: трансферты, дотации, субвенции и субсидии.

Трансферты - средства, поступающие из федерального и региональных фондов финансовой поддержки регионов, размер которых рассчитывается по установленным правительством методике и формуле.

Дотация представляет собой сумму, которая выделяется из бюджета вышестоящего уровня в случаях, если закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для формирования минимального бюджета нижестоящего территориального уровня. Это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

Субвенция - это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления целевых расходов. Эти средства используются для выравнивания социально-экономического развития соответствующего национально-государственного или административно-территориального образования. При использовании не по назначению субвенция подлежит возврату. Субвенции бывают текущие и инвестиционные.

Субсидия - это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходов, то вводится механизм секвестра расходов.

Секвестр расходов заключается в пропорциональном снижении расходов (на 5, 10 и т. д. процентов) ежемесячно по всем статьям бюджета, за исключением защищенных статей, в течение оставшегося времени текущего финансового года. Состав защищенных статей определяется органами власти, составляющими бюджет.

Внебюджетные фонды создаются для финансирования мероприятий, не предусмотренных в плановом порядке в бюджете. Представительный орган власти вправе принимать решения об образовании целевых внебюджетных фондов. Средства внебюджетных и валютных фондов находятся на специальных счетах, изъятию не подлежат и расходуются в соответствии с целевым назначением.

Решающее значение в доходах бюджета имеют налоги.

Основные налоги, собираемые в России

Налоги служат средством индивидуальной связи гражданина с федеральной властью и местными органами самоуправления.

Согласно действующему законодательству граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие и получающие доходы в России или являющиеся собственниками объектов налогообложения, вносят в бюджет: - физ.лица

1) подоходный налог с физ.лиц,

2) налоги на имущество с физ.лиц,

3) налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения,

4) земельный налог,

5) гос. пошлину, налоги и сборы, установленные органами местного самоуправления или органами власти субъектов РФ.

Все налоги, плательщиками которых выступает население, объединены в 3 группы:

1) налоги, непосредственно взимаемые с населения (подоходный налог, налог на имущество),

2) косвенные налоги, взимаемые с потребителей (НДС, акцизы),

3) налоги и общие платежи в целевые бюджетные и внебюджетные фонды.

Подоходный налог с физических лиц.

Это наиболее значительный по суммам поступлений и кругу плательщиков. Он в основном зачисляется в территориальные бюджеты. Он возник в 17-19 вв. при капиталистическом способе производства, когда определились различия в видах и источниках доходов различных социальных групп: з/плата рабочих, предпринимательских доход капиталиста и т.д.

В царской России закон о подоходном налоге появился в 1910 г. До 1992 в нашей стране взимался подоходный налог с рабочих и служащих.

Современный порядок взимания появился с 1992 г. В соответствии с ним подоходный налог уплачивается всеми категориями плательщиков, исходя из совокупного годового дохода.

Для всех видов доходов установлены единая шкала ставок и единая система льгот. Широкое распространение получили декларации о доходах. Не облагаются этим налогом: госуд. пособия (кроме больничных), все виды пенсий и стипендий, матер. помощь, выигрыши по лотереям, проценты и выигрыши по ГКО и другим ценным бумагам, проценты по вкладам в банках, находящихся на территории РФ, алименты, суммы от продажи квартир, не превышающие 5000 МРОТ за год, по страховке …

В будущем планируется ввести подоходный налог с различными ставками – в зависимости от величины дохода. Т.е. более высокие доходы будут облагаться более высокой ставкой подоходного налога.

 

 

  1. Расходы бюджетной системы на развитие предприятий сферы материального производства. Финансовое обеспечение расширенного воспроизводства.

Финансы предприятий – исходное звено всей финансовой системы государства, поскольку именно в сфере материального производства создаются ВВП общества, первичные денежные накопления, поступающие в порядке перераспределения в централизованные фонды денежных средств и обеспечивающие основную часть доходов бюджетной системы.

Финансирование развития предприятий сферы материального производства осуществляется за счет собственных средств (в основном – прибыли и амортизации), привлеченных средств из банковской сферы и финансового рынка, ассигнований из бюджета и внебюджетных фондов. В консолидированном бюджете РФ на 1999 г. предусмотрено выделить примерно 19% всех расходов на сферу материального производства.

За последние годы в структуре источников финансирования предприятий возросла доля собственных источников при значительном сокращении ассигнований из бюджета. В условиях рыночной экономики финансы предприятий основываются в основном на принципах бюджетного федерализма и самофинансирования

Расчетный баланс расходов и доходов – основной документ, который определяет размеры и источники бюджетного финансирования. Он состоит виз двух разделов:

1) «Доходы и поступления», в котором отражаются:

- выручка от реализации;

- средства, мобилизуемые при капит. строительстве,

- средства, поступающие в порядке долевого участия в строительстве,

- долгосрочные кредиты и займы,

- прочие поступления.

2) «Расходы и отчисления», в который включаются:

- текущие затраты,

- затраты на расширенное воспроизводство, на содержание соц. Сферы, НИР,

- погашение долгосрочных кредитов и займов и уплата процента по этим займам,

- прочие расходы.

В последние годы основной объем бюджетных ресурсов направляется на финансирование капитальных вложений в гос. секторе экономики и выдачу предприятиям разного вида дотаций. Однако с переходом на рыночные отношения объем бюджетного финансирования предприятий сократился (приватизация предприятий, жесткая экономия средств и направление их на более важные и необходимые цели – оборона, НТП, поддержка АПК, соц. цели).

Реальные инвестиции обеспечивают динамичное развитие предприятий и позволяют решать задачи:

1) расширение собственной предпринимательской деятельности за счет накопления финансовых и материальных ресурсов,

2) приобретение новых предприятий,

3) диверсификацию вследствие освоения новых областей бизнеса.

Субъекты инвестиционной деятельности – инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности.

Заказчиками могут быть инвесторы, а также любые иные физические и юридические лица, госуд. и муниц. органы, иностр. Государства и междунар. рганизации.

Пользователи объектов инвестиционной деятельности могут быть

Объекты инвестиционной деят-ти: ценные бумаги, вновь создаваемые фонды, НТП, имущественные права и интеллект. собственность.

Государственная поддержка производственной сферы в наст.время осуществляется в основном на возвратной основе преимущественно на финансирование быстроокупаемых коммерческих проектов

Безвозвратное инвестирование – для поддержки безопасности, АЭС, развития энергетики, энергетики, транспорта и пр.

 

 

  1. Расходы бюджетной системы на развитие и содержание агропромышленного комплекса (АПК).

АПК – один из важнейших приоритетных направлений перестройки экономики. Он имеет свои особенности:

- сезонный характер с/х производства,

- земля, состояние которой постоянно

- длинный цикл производства,

- значит. размер затрат капитального характера на осушение, орошение земель и т.д.

Либерализация цен и ужесточение кредитной политики ухудшили финансовое положение АПК. За последние годы резко сократилась инвестиционная деятельность в с/х. С/хоз-во страны пока не может обеспечить потребление продуктов на душу населения.

Особенности АПК и специфика состояния нго в настоящее время определяют политику государства по финансированию АПК.

Бюджетная поддержка АПК осуществляется по следующим основным направлениям:

1) финансирование проведения земельной реформы,

2) финансовая поддержка развития фермерства / развитие рыноч. отношений в АПК,

3) поддержка социальной инфраструктуры села / жилищного строительства, объектов здравоохранения, строительство дорог, дошкольных учреждений.

4) мелиорация земель,

улучшение земель, связанное с повышением плодородия,

5) строительство и реконструкция предприятий АПК,

6) поддержка развития местных баз строительной индустрии,

7) финансовая помощь по землеустройству, мероприятиям по защите растений от вредителей и болезней.

Большая часть федеральных бюджетных ресурсов направляется на поддержание земельных ресурсов.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.187 (0.067 с.)