Оптимизация масштаба предприятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оптимизация масштаба предприятий



Следует иметь в виду, что укрупнение предприятий имеет целесообразные границы. Чрезмерное укрупнение приводит к нерациональному размещению предприятий, увеличивает затраты на транспортировку готовой продукции и сырья. Создание крупных предприятий требует больших единовременных затрат, увеличение сроков строительства и освоения, что снижает эффективность капиталь­ных вложений. Оно не всегда целесообразно с точки зрения обороны страны. От­носительно небольшие предприятия, выпускающие технически однородную продукцию в достаточно большом объеме, т.е. высокоспециализированные, часто обеспечивают больший эффект по сравнению с крупными предприятиями, из­готавливающими широкую номенклатуру разнородной продукции.

Для определения экономически целесообразного размера предприятия нужно уточнить смысл понятий «размер производства» и «размер предприятия».

Размер производства характеризуется производительной мощностью дан­ного комплекса оборудования, т.е.максимально возможным количеством выпус­каемой продукции, и зависит от избранного технологического процесса.

При любой степени прогрессивности производства нужно стремить­ся к полной загрузке комплекса оборудования. Так как отдельные виды оборудо­вания имеют различную производительность, то максимальный уровень загрузки оборудования по всему производству не всегда может быть достигнут. Различают минимально допустимый и оптимальный размеры производства.

Минимальный размер производства позволяет использовать с необходимой загрузкой современное оборудование. С изменением уровня техники, используе­мой при изготовлении данной продукции, меняются и минимально допустимые размеры производства. Так, развитие электронной техники и программного управления позволило их снизить. Если раньше комплект оборудования в виде автоматической линии мог использоваться только лишь при большом объеме вы­пуска продукции, то при организации производственных участков с применением машин однородной продукции он может быть в 2-3 раза меньше.

Размер производства выше минимально допустимого может быть увели­чен посредствам роста минимального комплекта оборудования в кратное число раз. Однако при определении максимально возможного увеличения производства следует исходить не только из технических, но и из экономических расчетов. Це­лесообразное увеличение размеров производства может быть найдено на основе расчетов капитальных вложений и себестоимости продукции. Оптимальным раз­мером производства будет такой, при котором обеспечиваются минимальные при­веденные затраты на производство единицы продукции. Основными факторами, влияющими на размер производства, являются внутрипроизводственные техни­ческие и организационные.

Размер производства является основой для определения размера предпри­ятия.

Размер предприятия характеризует количество труда, живого и овеществ­ленного, сосредоточенного на предприятии. Он зависит не только от внутрипро­изводственных факторов, но и от факторов внешнего порядка.

На выбор целесообразного размера предприятия влияют:

· народнохозяйственное значение;

· объем потребности;

· характер выпускаемой продукции;

· технический уровень производства;

· организационный уровень производства;

· размещение источников сырья;

· размещение потребителей готовой продукции;

· сроки строительства;

· освоение производственной мощности предприятия;

· интересы обороноспособности страны.

Целесообразный размер предприятия определяется с учетом:

· условий транспортировки сырья, материалов и готовой продукции;

· условий ее реализации и потребления, сложности управления;

· социальных условий, в которых работает коллектив предприятия.

В машиностроении большое значение имеет совместное пользование об­щими вспомогательными обслуживающими производствами (теплоснабжением, водоснабжением, энергоснабжением и т.д.).

Основная задача при выборе целесообразных размеров предприятия в от­расли состоит в том, чтобы из ряда возможных размеров предприятий для выпус­ка данной продукции отобрать те, которые дают наилучшие экономические пока­затели. Для этого используется система показателей, применяемых для оценки эффективности капитальных вложений и новой техники. Оптимальным разме­ром предприятия будет такой, который обеспечивает минимальные суммарные приведенные затраты на изготовление продукции и доставку продукции потреби­телям.

Выбор оптимального размера предприятия может быть осуществлен с по­мощью экономико-математических методов, в частности метода линейного про­граммирования. Целевая функция задачи выглядит следующим образом:

где - функция приведенных затрат на производство единицы продукции в i-м пункте в зависимости от размера предприятия;

- оптимальный размер предприятия, который требуется найти;

- транспортные расходы на перевозку единицы продукции с i-го пункта произ­водства в j-й пункт потребления в зависимости от объема перевозок Xij.

 

Специализация производства

Специализация промышленного производства - это такая форма его организации, при которой изготовление продукции, ее частей или выполнение отдельных опе­раций по изготовлению продукции происходит в самостоятельных отраслях и на обособленных предприятиях (в цехах, на участках).

К специализированным относят предприятия (цехи), выпускающие одно­родную продукцию в оптимальных или близких к ним объемах. Специализация приводит к обособлению отдельных производств, формированию новых отраслей с ограниченной номенклатурой выпускаемой продукции и конструктивной и тех­нологической однородностью производства.

Специализация промышленного производства осуществляется в различных формах. Основное значение при этом имеет подбор таких видов продукции, кото­рые объективно обусловливают общественность технологии и методов организа­ции производства. Различают 3 формы специализации производства:

· предметную

· подетальную

· технологическую.

Раскроем перечисленные специализации производства.

При предметной специализации в самостоятельное производство выделяются изготовление законченных, готовых к эксплуатации изделий (автомобилей, станков, тракторов). Предметная специализация развивается путем сосредоточения на от­дельных предприятиях выпуска машин и оборудования, предназначенных для оп­ределенных отраслей (сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для легкой, пищевой промышленности и т.п.) или видов работ (например, машин для строительства дорог). Такая специализация позволяет достаточно полно учесть требования, предъявляемые к конструкции машин, условиям их эксплуата­ции.

При подетальной специализации в самостоятельное производство выделяются изготовление отдельных деталей, узлов и агрегатов (автомобильных поршней, кла­панов, редукторов, метизов). По мере сужения номенклатуры продукции, выпус­каемой предприятием, повышается степень однородности производства и его эффективность.

При технологической специализации в самостоятельное производство выде­ляют стадии технологического процесса (сборочные, литейные, штамповочные процессы).

Наряду со специализацией предприятий, отраслей осуществляется внутриза­водская специализация. Цехи, участки специализируются на выпуске отдельных деталей, готовых изделий, на осуществлении технологических процессов.

Одним из важнейших направлений специализации является функциональная специализация, когда в самостоятельные выделяются вспомогательные и обслу­живающие производства – ремонт оборудования, изготовление инструмента и технологической оснастки.

Для характеристики уровня специализации машиностроения в целом, отдель­ных отраслей и предприятий в целом используется следующая система показа­телей:

1. Удельный вес специализированного производства (или специализирован­ной отрасли) в общем выпуске данного вида продукции в стоимостном или нату­ральном выражении.

2. Удельный вес основной (профильной) продукции в общем выпуске (в стоимо­стном выражении) отрасли или предприятия. Этот показатель характери­зует степень загрузки отрасли или предприятия изготовлением основной продук­ции.

3. Широта номенклатуры, количество групп, видов и типов конструктивно и тех­нологически однородных изделий, выпускаемых предприятиями отрасли. Пред­приятия, выпускающие большое количество наименований оборудования, машин, приборов, при достаточной их конструктивной и технологической однородности имеют более высокий уровень специализации по сравнению с предприятием с ог­раниченной номенклатурой выпуска разнородных изделий.

4. Удельный вес продукции предприятий и цехов, специализированных на вы­пуске отдельных деталей, узлов, заготовок, в общем объеме производства. Этот показатель характеризует уровень подетальной и технологической специализа­ции.

5. Количество предприятий и цехов, занятых изготовлением данного вида про­дукции, в том числе специализированных. Этот показатель характеризует, наско­лько рассредоточено производство однотипной продукции.

Экономическая эффективность неразрывно связана с НТП. Специализация позволяет увеличить однородность производства, создает условия для широкого использования высокопроизводительного оборудования, совершенной техноло­гии, поточных методов организации производства.

Вместе с тем с ростом размеров производства и развитием подетальной техно­логической специализации увеличиваются расстояния доставки продукции к по­требителям, что приводит к росту затрат, связанных с ее транспортировкой и хра­нением. При достаточном укрупнении производства снижение себестоимости значительно перекрывает увеличение затрат на транспорт. Однако в каждом кон­кретном случае возникает необходимость проанализировать особенности произ­водства и провести экономическое обоснование специализации.

Основными показателями экономической эффективности специализации про­изводства являются:

· экономия текущих затрат на производство и доставку потребителям продук­ции;

· экономия капитальных вложений.

Наряду с этим экономическую эффективность варианта специализации ха­рактеризуют показатели уровня рентабельности, производительности труда, при­были.

 

Кооперирование производства

Кооперирование – это система длительных производственных связей между предприятиями, совместно изготавливающими продук­цию, но сохраняющими свою хозяйственную самостоятельность.

Развитие кооперирования непосредственно связано с процессом углубления специализации. Увеличение количества подетально и технологически специали­зированных предприятий приводит к расширению кооперативных связей между ними.

В машиностроении кооперирование осуществляется в форме внутрирайон­ного кооперирования, когда производственные связи устанавливаются между предприятиями, расположенными в одном экономическом районе, и межрайон­ного, когда устанавливаются связи между предприятиями, расположенными в разных экономических районах.

Кооперируются также предприятия, относящиеся к данной отрасли (внут­риотраслевое кооперирование), и предприятия, относящиеся к разным отраслям машиностроения (межотраслевое кооперирование). Внутриотраслевое коопери­рование целесообразно, когда потребность в данном виде продукции сравнитель­но невелика и может быть удовлетворена предприятиями отрасли.

Преимуществом такого кооперирования является возможность в большей мере учесть требования, предъявляемые потребителем к качеству продукции. Межотраслевое кооперирование устанавливается при значительной потребности в данном виде продукции и при высоком уровне ее стандартизации. Использование в различных конструкциях машин стандартных узлов и деталей создает условия для роста объемов их производства и обеспечивает высокую экономическую эф­фективность этой формы кооперирования.

Для характеристики уровня кооперирования используются следующие по­казатели:

· удельный вес комплектующих деталей, полуфабрикатов и заготовок, полу­ченных со стороны, в общем объеме выпускаемой продукции отрасли (в ценностном выражении) или в себестоимости изделий, производимых дан­ным заводом, а также удельный вес продукции отрасли, поставляемой по кооперации;

· количество предприятий, кооперирующихся с данным предприятием;

· средний радиус кооперирования;

· соотношение внутрирайонного и межрайонного кооперирования.

Рациональные производственные связи между предприятиями позволяют использовать экономические преимущества кооперирования: увеличить объем выпускаемой однородной продукции, снизить трудоемкость и себестоимость ее изготовления. Однако при получении поставок в порядке кооперирования увели­чиваются затраты на транспортировку продукции и объем перевозок. В связи с этим при установлении наиболее рациональных связей предприятий определяют целесообразный радиус кооперирования, т.е. такое расстояние, при котором пред­приятию выгодно получать заготовки, узлы, детали по кооперациям. Рациональ­ным будет такой радиус кооперирования, при котором суммарные затраты на из­готовление и доставку продукции до потребителя будут минимальными.

Рациональные и кооперированные связи предприятия определяются путем сопоставления себестоимости продукции по вариантам и затрат на ее транспорти­ровку.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.104.29 (0.015 с.)