Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отраслевая структура в народном хозяйстве↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Сдержание
1 ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА В НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ 1.1 Понятие и сущность отраслевой структуры (на примере машиностроения) 1.2 Факторы, определяющие отраслевую структуру 1.3 Темпы и пропорции развития отрасли 2 КОНЦЕНТРАЦИЯ, СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ, КООПЕРИРОВАНИЕ, МАСШТАБ ПРЕДПРИЯТИЙ 2.1 Концентрация производства 2.2 Оптимизация масштаба предприятий 2.3 Специализация производства 2.4 Кооперирование производства 3 РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 3.1 Общая характеристика проблемы 3.2 Слияние 3.3 Дробление производственных мощностей 3.4 Анализ эффективности реструктуризации предприятий 4 Современные организационно-правовые формы предприятий 4.1 Крупномасштабное предприятие 4.2 Предпринимательские ассоциации и союзы 4.3 Холдинговые компании и финансово–промышленные группы 4.4 Ассоциации (корпорации) 4.5 Территориальные межотраслевые объединения 4.6 Консорциумы, синдикаты, промышленные узлы 5 Производство на отраслевых рынках 5.1 Производственная функция, производственные факторы, изокванты 5.2 Издержки производства и динамика их изменения 5.3 Положительный и отрицательный эффекты роста масштабов производства 5.4 Минимальный эффективный размер. Предприятия и структура отрасли 6 Оптимизация объемов выпуска и цен на отраслевых рынках 6.1 Рынок совершенной (чистой) конкуренции 6.2 Рынок монополии 6.3 Определение цены и объема производства в условиях рынка монополистической конкуренции КОНЦЕНТРАЦИЯ, СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ, КООПЕРИРОВАНИЕ, МАСШТАБ ПРЕДПРИЯТИЙ Концентрация производства Концентрация производства - это сосредоточение выпуска продукции на крупных предприятиях. Концентрация производства представляет собой кооперацию труда в крупных масштабах, а это является предпосылкой для углубления разделения труда, экономии средств, применения систем машин. Поэтому рост производительности труда прямо или косвенно, в конечном счете, связан с ростом масштабов производства и повышением удельного веса крупных предприятий. Концентрация производства осуществляется в следующих основных формах: · концентрация разнородных производств на одном предприятии универсального характера; · концентрация производства однородной продукции на специализированном предприятии; · комбинирование взаимосвязанных производств на одном предприятии. Наибольшие экономические преимущества имеет концентрация производства однородной продукции на специализированных предприятиях. Предприятия универсального характера выпускают большую номенклатуру разнородной продукции и поэтому, как правило, имеет сравнительно невысокий технический и организационный уровень производства. Для ряда отраслей, таких, как химическая, металлургическая, лесная промышленность, использующих физико-химические методы изготовления продукции, прогрессивной формой организации производства является комбинирование. Для характеристики уровня концентрации производства используются различные показатели в частности удельный вес в отрасли крупных предприятий: · по стоимости выпущенной продукции; · по стоимости основных промышленных производственных фондов; · по численности работающих; · по величине энергетических мощностей. Средний размер предприятия в отрасли исчисляется по тем же показателям. Высокий уровень концентрации можно оценивать с двух сторон: хорошо когда экономические показатели (себестоимость, фондоотдача, уровень производительности труда и т.д.) повышаются, однако слишком высокая концентрация производства может привести к нарушению рациональности в размещении производства, к возникновению монополии отдельных производителей, что противоречит принципу экономической состязательности предприятий. Повышение экономической эффективности производства и рост производительности труда на основе научно-технического прогресса требуют определения рациональных путей концентрации в рыночных условиях. Возникает необходимость выявить экономические преимущества и недостатки крупных предприятий и овладеть методами выбора их оптимальных размеров. Эффективность концентрации – это улучшение технико-экономических показателей производства в результате увеличения размеров предприятия. Укрупнение предприятий приводит к росту объемов выпускаемой продукции, создает условия для применения и лучшего использования высокопроизводительного оборудования, внедрения прогрессивных технологических процессов. В результате применения с большой единичной мощностью сокращаются удельные затраты на его приобретение, т.к. мощность оборудования, как правило, растет в большей степени, чем его стоимость, снижаются удельные затраты на строительство зданий и сооружений. Укрупнение предприятий влияет также на организацию производства. Создаются условия для массового производства, сокращения производственного цикла, уменьшаются затраты на подготовку производства и на управление им. Укрупнение предприятий способствует снижению себестоимости единицы продукции. Это достижение достигается: a) за счет уменьшения удельных затрат на заработную плату, т.к. производительность труда растет быстрее, чем увеличивается заработная плата рабочих; б) благодаря уменьшению удельных затрат на амортизацию; в) путем сокращения удельных расходов, связанных с управлением производства и его обслуживанием, поскольку эти расходы растут не в прямой пропорции к увеличению объемов производства. С увеличением выпуска продукции улучшаются и такие показатели, как выпуск продукции на 1 рубль основных фондов, на 1 м2 площади. Крупные предприятия имеют условия для организации мощных конструкторских бюро и экспериментальных баз, научно-исследовательских институтов. Это способствует повышению эффективности научных исследований и разработок, укреплению связи науки и производства, ускорению внедрения новых, прогрессивных технических решений.
Специализация производства Специализация промышленного производства - это такая форма его организации, при которой изготовление продукции, ее частей или выполнение отдельных операций по изготовлению продукции происходит в самостоятельных отраслях и на обособленных предприятиях (в цехах, на участках). К специализированным относят предприятия (цехи), выпускающие однородную продукцию в оптимальных или близких к ним объемах. Специализация приводит к обособлению отдельных производств, формированию новых отраслей с ограниченной номенклатурой выпускаемой продукции и конструктивной и технологической однородностью производства. Специализация промышленного производства осуществляется в различных формах. Основное значение при этом имеет подбор таких видов продукции, которые объективно обусловливают общественность технологии и методов организации производства. Различают 3 формы специализации производства: · предметную · подетальную · технологическую. Раскроем перечисленные специализации производства. При предметной специализации в самостоятельное производство выделяются изготовление законченных, готовых к эксплуатации изделий (автомобилей, станков, тракторов). Предметная специализация развивается путем сосредоточения на отдельных предприятиях выпуска машин и оборудования, предназначенных для определенных отраслей (сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для легкой, пищевой промышленности и т.п.) или видов работ (например, машин для строительства дорог). Такая специализация позволяет достаточно полно учесть требования, предъявляемые к конструкции машин, условиям их эксплуатации. При подетальной специализации в самостоятельное производство выделяются изготовление отдельных деталей, узлов и агрегатов (автомобильных поршней, клапанов, редукторов, метизов). По мере сужения номенклатуры продукции, выпускаемой предприятием, повышается степень однородности производства и его эффективность. При технологической специализации в самостоятельное производство выделяют стадии технологического процесса (сборочные, литейные, штамповочные процессы). Наряду со специализацией предприятий, отраслей осуществляется внутризаводская специализация. Цехи, участки специализируются на выпуске отдельных деталей, готовых изделий, на осуществлении технологических процессов. Одним из важнейших направлений специализации является функциональная специализация, когда в самостоятельные выделяются вспомогательные и обслуживающие производства – ремонт оборудования, изготовление инструмента и технологической оснастки. Для характеристики уровня специализации машиностроения в целом, отдельных отраслей и предприятий в целом используется следующая система показателей: 1. Удельный вес специализированного производства (или специализированной отрасли) в общем выпуске данного вида продукции в стоимостном или натуральном выражении. 2. Удельный вес основной (профильной) продукции в общем выпуске (в стоимостном выражении) отрасли или предприятия. Этот показатель характеризует степень загрузки отрасли или предприятия изготовлением основной продукции. 3. Широта номенклатуры, количество групп, видов и типов конструктивно и технологически однородных изделий, выпускаемых предприятиями отрасли. Предприятия, выпускающие большое количество наименований оборудования, машин, приборов, при достаточной их конструктивной и технологической однородности имеют более высокий уровень специализации по сравнению с предприятием с ограниченной номенклатурой выпуска разнородных изделий. 4. Удельный вес продукции предприятий и цехов, специализированных на выпуске отдельных деталей, узлов, заготовок, в общем объеме производства. Этот показатель характеризует уровень подетальной и технологической специализации. 5. Количество предприятий и цехов, занятых изготовлением данного вида продукции, в том числе специализированных. Этот показатель характеризует, насколько рассредоточено производство однотипной продукции. Экономическая эффективность неразрывно связана с НТП. Специализация позволяет увеличить однородность производства, создает условия для широкого использования высокопроизводительного оборудования, совершенной технологии, поточных методов организации производства. Вместе с тем с ростом размеров производства и развитием подетальной технологической специализации увеличиваются расстояния доставки продукции к потребителям, что приводит к росту затрат, связанных с ее транспортировкой и хранением. При достаточном укрупнении производства снижение себестоимости значительно перекрывает увеличение затрат на транспорт. Однако в каждом конкретном случае возникает необходимость проанализировать особенности производства и провести экономическое обоснование специализации. Основными показателями экономической эффективности специализации производства являются: · экономия текущих затрат на производство и доставку потребителям продукции; · экономия капитальных вложений. Наряду с этим экономическую эффективность варианта специализации характеризуют показатели уровня рентабельности, производительности труда, прибыли.
Кооперирование производства Кооперирование – это система длительных производственных связей между предприятиями, совместно изготавливающими продукцию, но сохраняющими свою хозяйственную самостоятельность. Развитие кооперирования непосредственно связано с процессом углубления специализации. Увеличение количества подетально и технологически специализированных предприятий приводит к расширению кооперативных связей между ними. В машиностроении кооперирование осуществляется в форме внутрирайонного кооперирования, когда производственные связи устанавливаются между предприятиями, расположенными в одном экономическом районе, и межрайонного, когда устанавливаются связи между предприятиями, расположенными в разных экономических районах. Кооперируются также предприятия, относящиеся к данной отрасли (внутриотраслевое кооперирование), и предприятия, относящиеся к разным отраслям машиностроения (межотраслевое кооперирование). Внутриотраслевое кооперирование целесообразно, когда потребность в данном виде продукции сравнительно невелика и может быть удовлетворена предприятиями отрасли. Преимуществом такого кооперирования является возможность в большей мере учесть требования, предъявляемые потребителем к качеству продукции. Межотраслевое кооперирование устанавливается при значительной потребности в данном виде продукции и при высоком уровне ее стандартизации. Использование в различных конструкциях машин стандартных узлов и деталей создает условия для роста объемов их производства и обеспечивает высокую экономическую эффективность этой формы кооперирования. Для характеристики уровня кооперирования используются следующие показатели: · удельный вес комплектующих деталей, полуфабрикатов и заготовок, полученных со стороны, в общем объеме выпускаемой продукции отрасли (в ценностном выражении) или в себестоимости изделий, производимых данным заводом, а также удельный вес продукции отрасли, поставляемой по кооперации; · количество предприятий, кооперирующихся с данным предприятием; · средний радиус кооперирования; · соотношение внутрирайонного и межрайонного кооперирования. Рациональные производственные связи между предприятиями позволяют использовать экономические преимущества кооперирования: увеличить объем выпускаемой однородной продукции, снизить трудоемкость и себестоимость ее изготовления. Однако при получении поставок в порядке кооперирования увеличиваются затраты на транспортировку продукции и объем перевозок. В связи с этим при установлении наиболее рациональных связей предприятий определяют целесообразный радиус кооперирования, т.е. такое расстояние, при котором предприятию выгодно получать заготовки, узлы, детали по кооперациям. Рациональным будет такой радиус кооперирования, при котором суммарные затраты на изготовление и доставку продукции до потребителя будут минимальными. Рациональные и кооперированные связи предприятия определяются путем сопоставления себестоимости продукции по вариантам и затрат на ее транспортировку.
Слияние Теория и практика современной экономики выдвигает достаточно много причин для объяснения слияния предприятий. Систематизируя их, можно выделить следующие основные мотивы слияний (рисунок 2):
Рассмотрим сущность данных мотивов. Налоговые мотивы. Стимулируют слияние, результатом которого является снижение налогов и получение налоговых льгот. Например, высокоприбыльной фирме, несущей высокую налоговую нагрузку, целесообразно приобрести компанию с большими налоговыми льготами, которые могут быть использованы для созданной корпорации в целом. Свободные денежные средства, полученные за счет снижения налогового бремени, могут быть направлены на: а) выплату дополнительных дивидендов акционерам; б) инвестирование в котируемые на рынке ценные бумаги; в) приобретение другой фирмы; г) выкуп своих акций на рынке с целью повышения капиталоемкости. Диверсификация. Очень часто причиной слияния является диверсификация в другие виды бизнеса. Диверсификация помогает стабилизировать поток доходов, что выгодно и работникам, и поставщикам, и потребителям (через расширение ассортимента услуг, товаров). Разница между ликвидационной и текущей стоимостью (продажа «вразброс»). Фирму можно оценить разными способами при помощи балансовой, экономической или восстановительной стоимости. В последнее время аналитики и специалисты все более склоняются к применению другой базы оценки ликвидационной стоимости. Т.е. фирма может быть приобретена по цене даже несколько выше текущей рыночной стоимости, с последующей ее продажей «вразброс», по частям и получением значительного дохода (если активы фирмы могут быть использованы более эффективно при их продаже по частям другим компаниям, имеет место подобие синергии и синергического эффекта). В целом, если придерживаться рациональной точки зрения, то ликвидация должна иметь место тогда, когда экономические приобретения перевешивают экономические потери. Личные мотивы управляющих. Безусловно, что деловые решения относительно слияния основываются на экономической целесообразности. Однако есть примеры, когда решения о слиянии основаны, скорее, на личных мотивах управляющих, чем на экономическом анализе. Причиной этого является то, что руководители, включая лидеров бизнеса, любят власть и претендуют на большее жалование, а границы власти и заработная плата находятся в определенной связи с размерами предприятия. В современной рыночной экономике слияния классифицируют по следующим типам: 1. Горизонтальные слияния имеют место, когда одна фирма объединяется с другой фирмой, занятой в той же сфере бизнеса. 2. Вертикальные слияния имеют место, когда фирма, находящаяся на более поздней стадии процесса воспроизводства, объединяется с фирмой, находящейся на более ранней стадии, например, приобретение машиностроительной фирмой какой-либо фирмы из числа ее поставщиков материальных ресурсов или фирмы заготовительного профиля. 3. Родовые слияния имеют место при объединении фирм, выпускающих взаимосвязанные товары. Например, фирма, производящая фотоаппараты, сливается с фирмой, производящей фотопленку или химреактивы для фотографирования. 4. Конгломератные слияния имеют место, когда объединяются несвязные между собой функционально, товарно, технологически компании. 5. Дружественные слияния имеют место, когда управляющие и акционеры приобретающей и целевой (выбранной для покупки) компаний поддерживают слияние. 6. Производственное слияние имеет место, когда производственные мощности двух компаний объединяются с целью получения синергетического эффекта. 7. Чисто финансовое слияние имеет место, когда слившиеся компании не действуют как единое целое, при этом не ожидается существенной производственной экономии, но имеет место усиление позиций на рынке ценных бумаг, в финансировании инновационных проектов.
Ассоциации (корпорации) Ассоциация – это добровольное объединение (союз) независимых производственных предприятий, научных, проектных, конструкторских, строительных и прочих организаций, имеющее, как правило, ограниченную, а порой чисто номинальную ответственность. Участники ассоциации являются самостоятельными юридическими лицами и полностью отвечают по своим обязательствам перед законом и партнерами. Они несут ответственность за результаты деятельности ассоциации лишь тем имуществом, которое им было добровольно передано в коллективное пользование, и не отвечают остальным имуществом и обязанностями, закрепленными непосредственно за предприятием. Ассоциация не отвечает за результаты деятельности вошедших в нее предприятий, если это специально не оговорено в уставе. Предприятия и организации, не входящие в ассоциации, постоянно координируют свою деятельность, но лишь в той области хозяйства, к которой имеет отношение ассоциация. Как правило, входящие в ассоциацию предприятия самостоятельно разрабатывают планы собственного экономического и социального развития. Иногда предприятия разрабатывают годовые и долгосрочные планы, согласуя их с другими предприятиями. После согласования планов с партнерами ассоциации могут по установленному перечню показателей составлять определенный план, выполнение которого контролирует правление ассоциации. Предприятия и организации, вступившие в ассоциацию, заключают договор о совместной деятельности. Члены ассоциаций могут вступать в другие договорные обязательства без согласования с другими ее участниками. Коллективным органом управления является хозяйственный совет, в состав которого входят директора и иногда другие специалисты. Совет, как правило, собирается не реже двух раз в год. Решения совета принимаются большинством голосов (50 % + 1). Хозяйственный совет ассоциации избирает правление и образует исполнительную дирекцию, выбирает председателя ассоциации, который возглавляет правление. Совет и исполнительная дирекция ассоциации не могут принимать решений, противоречащих интересам отдельного предприятия или остальных членов ассоциации. В функции хозяйственного совета обычно входят: · определение основных выгодных для участников направлений деятельности ассоциации; · утверждение нормативных документов, регулирующих взаимоотношения внутри ассоциации; · согласование планов деятельности предприятий и отчетов об их выполнении; · утверждение инвестиционной политики и программ технического развития входящих в ассоциацию единиц; · организация прямых внутренних и внешне хозяйственных связей между предприятиями. Текущая координация хозяйственной деятельности в период между заседаниями совета возложена на правление и исполнительную дирекцию ассоциации. Основная цель членов ассоциации – повышение эффективности работы на основе коллективного предпринимательства. Для этого по соглашению участников ассоциации могут быть полностью или частично централизованы функции управления: · материально-техническим обеспечением; · сбытом, внешнеэкономическими связями; · маркетингом; · капитальным строительством; · конструкторскими и технологическими разработками и организацией технического развития производства; · планово-экономическими расчетами и бухгалтерским учетом. В аппарате управления создаются соответствующие подразделения, которые частично субсидируются предприятиями, но часто действуют на основе хозяйственного расчета по договорам с предприятием. Основным источником дохода аппарата являются субсидии, поступающие на его содержание от учредителей, а также средства, полученные за выполнение заключенных договоров, в том числе со сторонними заказчиками. За несвоевременное оказание обязательных услуг членами ассоциации центр несет материальную ответственность в размере, предусмотренном соглашением. По соглашению участников в рамке ассоциации могут быть образованы централизованные инвестиционные фонды: · капитальных вложений; · технического развития; · социального развития; · риска; · конкретные целевые. Эти фонды финансируют отдельные целевые программы, принятые участниками ассоциации (например, программы по созданию и развитию социальной инфраструктуры, создания и освоения новых изделий и т.д.). Кроме того, для оказания помощи предприятиям и организациям, входящим в ассоциацию и испытывающие временные финансовые затруднения, создается централизованный страховой фонд. Он образуется на добровольных началах в доли, согласованной и принятой на заседании правления, и расходуется строго по смете, утвержденной правлением ассоциации.
Рынок монополии Общее правило: максимизирующий прибыль монополист будет всегда стремиться избежать неэластичного отрезка кривой спроса в пользу некоторой комбинации P-Q на эластичном отрезке. Проблема: Какая именно комбинация P-Q на эластичном отрезке оптимальна? Уравнивание MR и MC. Стремящийся к прибыли монополист будет производить каждую последующую единицу продукции до тех пор, пока ее реализация обеспечивает больший прирост TR, чем увеличение TC, т.е. фирма будет наращивать объем производства до такой величины, при которой MR=MC (рисунок 9). Графически максимизирующий прибыль объем производства составляет количества Qm. Единственная цена, по которой Qm может быть продано, определяется восстановлением перпендикуляра от Qm до пересечения с кривой Д, данная цена и есть Pm. Чтобы назначить цену больше Pm, монополист должен сдвинуться вверх по кривой спроса, это означает, что Q> Qm, т.е. объем продаж (и прибыль) упадет. Если Р< Pm, это вызовет рост объема продаж (а равно и объема затрат) и снижение прибыли. Рс – справедливая цена, т.е. цена на основе минимальных издержек, она характерна для конкурентного производства. Монополист не пойдет на снижение цены до Рс и соответствующий рост производства до Qc, так как будут возрастать издержки с ростом масштабов производства.
Рисунок 9
Заключение
Библиографический список 1. Экономика машиностроительного производства: Учеб. для машиностр. спец. вузов/ Ю.А. Абрамов, И.Э. Берзинь, Н.Н. Застрожнова и др.; Под. ред. Берзиня И.Э., Калинина В.П.. М.: Высш. шк., 1988. 2. Экономика предприятия /Под ред. О.И. Волков. М.: Республика, 1992. 3. Микро и макроэкономика: Практикум /Под ред. Ю.А. Огибина. СПб: Литера плюс, 1994. 4. Экономика предприятия/ В.Я. Хрипач, Г.З. Суша, Г.К. Оноприенко; Под ред. В.Я.Хрипача. – Минск.: Экономпресс, 2000. 5. Экономика: Учеб.-3-е изд., перераб. и доп./ Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 1999. 6. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учеб. для вузов. – М.: НОРМА – ИНФРА-М, 1999.
Учебное издание
Минаев Николай Митрофанович Фоменко Наталья Михайловна
Экономика отрасли Редактор Л.Ф.Некрасова
Темплан 2004 г. Подписано в печать 01.11.2004. Формат 60´84 1/16 Бумага офсетная. Печать оперативная. Печ. л. Уч.–изд. л. 3,0. Тираж экз. с.38.
Южно-Российский государственный технический университет Редакционно-издательский отдел ЮРГТУ Адрес университета: 346428, Новочеркасск, ул. Просвещения, 132. Волгодонский институт Адрес института 347340, г. Волгодонск, ул. Ленина 73/94 Сдержание
1 ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА В НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ 1.1 Понятие и сущность отраслевой структуры (на примере машиностроения) 1.2 Факторы, определяющие отраслевую структуру 1.3 Темпы и пропорции развития отрасли 2 КОНЦЕНТРАЦИЯ, СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ, КООПЕРИРОВАНИЕ, МАСШТАБ ПРЕДПРИЯТИЙ 2.1 Концентрация производства 2.2 Оптимизация масштаба предприятий 2.3 Специализация производства 2.4 Кооперирование производства 3 РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 3.1 Общая характеристика проблемы 3.2 Слияние 3.3 Дробление производственных мощностей 3.4 Анализ эффективности реструктуризации предприятий 4 Современные организационно-правовые формы предприятий 4.1 Крупномасштабное предприятие 4.2 Предпринимательские ассоциации и союзы 4.3 Холдинговые компании и финансово–промышленные группы 4.4 Ассоциации (корпорации) 4.5 Территориальные межотраслевые объединения 4.6 Консорциумы, синдикаты, промышленные узлы 5 Производство на отраслевых рынках 5.1 Производственная функция, производственные факторы, изокванты 5.2 Издержки производства и динамика их изменения 5.3 Положительный и отрицательный эффекты роста масштабов производства 5.4 Минимальный эффективный размер. Предприятия и структура отрасли 6 Оптимизация объемов выпуска и цен на отраслевых рынках 6.1 Рынок совершенной (чистой) конкуренции 6.2 Рынок монополии 6.3 Определение цены и объема производства в условиях рынка монополистической конкуренции ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА В НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ 1.1 Понятие и сущность отраслевой структуры (на примере машиностроения) Машиностроение - база технического перевооружения всего общественного производства. От развития машиностроения зависят масштабы и темпы внедрения современного прогрессивного оборудования, уровень механизации и автоматизации производства во всех отраслях промышленности, сельского хозяйства, транспорта. Возникновение машиностроения как самостоятельной отрасли и его отраслевая дифференциация непосредственно связаны с общественным разделением труда. Общественное разделение труда осуществляется в различных формах. С общей формой разделения труда связано формирование крупных отраслей народного хозяйства – промышленности, транспорта, строительства и т.д., с частной – выделение самостоятельных отраслей производства внутри каждой сферы народного хозяйства, например, в промышленности выделились металлургическая, машиностроительная, легкая и др. отрасли. Под воздействием частного разделения труда в машиностроении постоянно создаются новые отрасли. Современное машиностроение представляет собой множество взаимосвязанных отраслей и производств. То или иное производство становится обособленной отраслью машиностроения при наличии определенных технико-экономических предпосылок. Отрасль машиностроения представляет собой совокупность объединений и предприятий, для которых характерны единство экономического назначения изготовляемой продукции, однородность производственно-технической базы, специфичность состава кадров и условий труда. Отрасли, в состав которых входят несколько однородных специализированных отраслей, называют комплексными отраслями. В состав специализированных отраслей включаются различные подотрасли и производства, которые характеризуются теми же признаками, что и отрасль, но являются более узко специализированными, выпускают более однородную продукцию по сравнению с отраслью и располагают меньшим количеством предприятий. В настоящее время отрасли машиностроения представляют собой машиностроительный комплекс, который включает в себя 19 крупных отраслей и около 100 специализированных отраслей, подотраслей и производств. К комплексным отраслям относятся: · тяжелое, транспортное и энергетическое машиностроение; · электротехническая промышленность; · химическое и нефтяное машиностроение; · станкостроительная и инструментальная промышленность; · приборостроение; автомобильная промышленность; · сельскохозяйственное машиностроение; · строительное, дорожное и коммунальное машиностроение; · машиностроение для легкой и пищевой промышленности и производство бытовых приборов; · производство санитарно-технического оборудования и изделий; · авиационная промышленность; · судостроительная авиационная промышленность; · прочие отрасли машиностроения. Комплексные отрасли, в свою очередь, включают в себя ряд специализированных первичных отраслей. Например, в такую комплексную отрасль, как станкостроительная и инструментальная промышленность, входят: производство металлорежущих станков, деревообрабатывающего оборудования, кузнечнопрессового оборудования, инструментальная промышленность, производство искусственных алмазов, абразивных материалов и инструментов из них. Отраслевая структура машиностроения - это количественные соотношения между отраслями и производствами, входящими в состав машиностроения. Для характеристики отраслевой структуры машиностроения и ее изменений используют следующие показатели: · удельный вес выпуска продукции отдельной отрасли в общем объеме выпуска продукции машиностроения; · удельный вес численности работающих, занятых в той или иной отрасли, в общей численности работающих в машиностроении; · удельный вес стоимости основных производственных фондов отрасли в общей стоимости основных производственных фондов машиностроения; · отраслевой коэффициент опережения (отношение темпов роста производства каждой отрасли к темпам роста производства машиностроения либо промышленности в целом). Результатом изменений в темпах роста отдельных отраслей за определенный период является изменение их удельного веса в машиностроении. Применение комплекса показателей дает возможность с разных сторон оценить те сдвиги, которые происходят в отраслевой структуре машиностроения.
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.109.45 (0.018 с.) |