Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отраслевая структура в народном хозяйстве

Поиск

Сдержание

 

1 ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА В НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

1.1 Понятие и сущность отраслевой структуры (на примере машиностроения)

1.2 Факторы, определяющие отраслевую структуру

1.3 Темпы и пропорции развития отрасли

2 КОНЦЕНТРАЦИЯ, СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ, КООПЕРИРОВАНИЕ, МАСШТАБ ПРЕДПРИЯТИЙ

2.1 Концентрация производства

2.2 Оптимизация масштаба предприятий

2.3 Специализация производства

2.4 Кооперирование производства

3 РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

3.1 Общая характеристика проблемы

3.2 Слияние

3.3 Дробление производственных мощностей

3.4 Анализ эффективности реструктуризации предприятий

4 Современные организационно-правовые

формы предприятий

4.1 Крупномасштабное предприятие

4.2 Предпринимательские ассоциации и союзы

4.3 Холдинговые компании и финансово–промышленные группы

4.4 Ассоциации (корпорации)

4.5 Территориальные межотраслевые объединения

4.6 Консорциумы, синдикаты, промышленные узлы

5 Производство на отраслевых рынках

5.1 Производственная функция, производственные факторы,

изокванты

5.2 Издержки производства и динамика их изменения

5.3 Положительный и отрицательный эффекты роста

масштабов производства

5.4 Минимальный эффективный размер. Предприятия и структура отрасли

6 Оптимизация объемов выпуска и цен на

отраслевых рынках

6.1 Рынок совершенной (чистой) конкуренции

6.2 Рынок монополии

6.3 Определение цены и объема производства в условиях

рынка монополистической конкуренции

КОНЦЕНТРАЦИЯ, СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ, КООПЕРИРОВАНИЕ, МАСШТАБ ПРЕДПРИЯТИЙ

Концентрация производства

Концентрация производства - это сосредоточение выпуска продукции на крупных предприятиях.

Концентрация производства представляет собой кооперацию труда в круп­ных масштабах, а это является предпосылкой для углубления разделения труда, экономии средств, применения систем машин. Поэтому рост производительности труда прямо или косвенно, в конечном счете, связан с ростом масштабов произ­водства и повышением удельного веса крупных предприятий.

Концентрация производства осуществляется в следующих основных фор­мах:

· концентрация разнородных производств на одном предприятии универсально­го характера;

· концентрация производства однородной продукции на специализированном предприятии;

· комбинирование взаимосвязанных производств на одном предприятии.

Наибольшие экономические преимущества имеет концентрация производ­ства однородной продукции на специализированных предприятиях.

Предприятия универсального характера выпускают большую номенклатуру разнородной продукции и поэтому, как правило, имеет сравнительно невысокий технический и организационный уровень производства. Для ряда отраслей, таких, как химическая, металлургическая, лесная промышленность, использующих фи­зико-химические методы изготовления продукции, прогрессивной формой орга­низации производства является комбинирование.

Для характеристики уровня концентрации производства используются различные показатели в частности удельный вес в отрасли крупных предприятий:

· по стоимости выпущенной продукции;

· по стоимости основных промышленных производственных фондов;

· по численности работающих;

· по величине энергетических мощностей.

Средний размер предприятия в отрасли исчисляется по тем же показателям.

Высокий уровень концентрации можно оценивать с двух сторон: хорошо когда экономи­ческие показатели (себестоимость, фондоотдача, уровень производитель­ности труда и т.д.) повышаются, однако слишком высокая концентра­ция производства может привести к нарушению рациональности в размещении производства, к возникновению монополии отдельных производителей, что противоречит прин­ципу экономической состязательности предприятий.

Повышение экономической эффективности производства и рост производи­те­льности труда на основе научно-технического прогресса требуют оп­ределения рациональных путей концентрации в рыночных условиях. Возникает необходи­мость выявить экономические преимущества и недостатки крупных предприятий и овладеть методами выбора их оптимальных размеров.

Эффективность концентрации – это улучшение технико-экономических пока­зателей производства в результате увеличения размеров предприятия. Ук­рупнение предприятий приводит к росту объемов выпускаемой продукции, созда­ет условия для применения и лучшего использования высокопроизводительного оборудования, внедрения прогрессивных технологических процессов. В резуль­тате применения с большой единичной мощностью сокращаются удельные затра­ты на его приобретение, т.к. мощность оборудования, как правило, растет в большей степени, чем его стоимость, снижаются удельные затраты на строитель­ство зданий и сооружений. Укрупнение предприятий влияет также на организа­цию производства. Создаются условия для массового производства, сокращения производственного цикла, уменьшаются затраты на подготовку производства и на управление им.

Укрупнение предприятий способствует снижению себестоимости единицы продукции. Это достижение достигается:

a) за счет уменьшения удельных затрат на заработную плату, т.к. производитель­ность труда растет быстрее, чем увеличивается заработная плата рабочих;

б) благодаря уменьшению удельных затрат на амортизацию;

в) путем сокращения удельных расходов, связанных с управлением производст­ва и его обслуживанием, поскольку эти расходы растут не в прямой пропорции к увеличению объемов производства.

С увеличением выпуска продукции улучшаются и такие показатели, как выпуск продукции на 1 рубль основных фондов, на 1 м2 площади.

Крупные предприятия имеют условия для организации мощных конструк­торских бюро и экспериментальных баз, научно-исследовательских институтов. Это способствует повышению эффективности научных исследований и разрабо­ток, укреплению связи науки и производства, ускорению внедрения новых, про­грессивных технических решений.

 

 

Специализация производства

Специализация промышленного производства - это такая форма его организации, при которой изготовление продукции, ее частей или выполнение отдельных опе­раций по изготовлению продукции происходит в самостоятельных отраслях и на обособленных предприятиях (в цехах, на участках).

К специализированным относят предприятия (цехи), выпускающие одно­родную продукцию в оптимальных или близких к ним объемах. Специализация приводит к обособлению отдельных производств, формированию новых отраслей с ограниченной номенклатурой выпускаемой продукции и конструктивной и тех­нологической однородностью производства.

Специализация промышленного производства осуществляется в различных формах. Основное значение при этом имеет подбор таких видов продукции, кото­рые объективно обусловливают общественность технологии и методов организа­ции производства. Различают 3 формы специализации производства:

· предметную

· подетальную

· технологическую.

Раскроем перечисленные специализации производства.

При предметной специализации в самостоятельное производство выделяются изготовление законченных, готовых к эксплуатации изделий (автомобилей, станков, тракторов). Предметная специализация развивается путем сосредоточения на от­дельных предприятиях выпуска машин и оборудования, предназначенных для оп­ределенных отраслей (сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для легкой, пищевой промышленности и т.п.) или видов работ (например, машин для строительства дорог). Такая специализация позволяет достаточно полно учесть требования, предъявляемые к конструкции машин, условиям их эксплуата­ции.

При подетальной специализации в самостоятельное производство выделяются изготовление отдельных деталей, узлов и агрегатов (автомобильных поршней, кла­панов, редукторов, метизов). По мере сужения номенклатуры продукции, выпус­каемой предприятием, повышается степень однородности производства и его эффективность.

При технологической специализации в самостоятельное производство выде­ляют стадии технологического процесса (сборочные, литейные, штамповочные процессы).

Наряду со специализацией предприятий, отраслей осуществляется внутриза­водская специализация. Цехи, участки специализируются на выпуске отдельных деталей, готовых изделий, на осуществлении технологических процессов.

Одним из важнейших направлений специализации является функциональная специализация, когда в самостоятельные выделяются вспомогательные и обслу­живающие производства – ремонт оборудования, изготовление инструмента и технологической оснастки.

Для характеристики уровня специализации машиностроения в целом, отдель­ных отраслей и предприятий в целом используется следующая система показа­телей:

1. Удельный вес специализированного производства (или специализирован­ной отрасли) в общем выпуске данного вида продукции в стоимостном или нату­ральном выражении.

2. Удельный вес основной (профильной) продукции в общем выпуске (в стоимо­стном выражении) отрасли или предприятия. Этот показатель характери­зует степень загрузки отрасли или предприятия изготовлением основной продук­ции.

3. Широта номенклатуры, количество групп, видов и типов конструктивно и тех­нологически однородных изделий, выпускаемых предприятиями отрасли. Пред­приятия, выпускающие большое количество наименований оборудования, машин, приборов, при достаточной их конструктивной и технологической однородности имеют более высокий уровень специализации по сравнению с предприятием с ог­раниченной номенклатурой выпуска разнородных изделий.

4. Удельный вес продукции предприятий и цехов, специализированных на вы­пуске отдельных деталей, узлов, заготовок, в общем объеме производства. Этот показатель характеризует уровень подетальной и технологической специализа­ции.

5. Количество предприятий и цехов, занятых изготовлением данного вида про­дукции, в том числе специализированных. Этот показатель характеризует, наско­лько рассредоточено производство однотипной продукции.

Экономическая эффективность неразрывно связана с НТП. Специализация позволяет увеличить однородность производства, создает условия для широкого использования высокопроизводительного оборудования, совершенной техноло­гии, поточных методов организации производства.

Вместе с тем с ростом размеров производства и развитием подетальной техно­логической специализации увеличиваются расстояния доставки продукции к по­требителям, что приводит к росту затрат, связанных с ее транспортировкой и хра­нением. При достаточном укрупнении производства снижение себестоимости значительно перекрывает увеличение затрат на транспорт. Однако в каждом кон­кретном случае возникает необходимость проанализировать особенности произ­водства и провести экономическое обоснование специализации.

Основными показателями экономической эффективности специализации про­изводства являются:

· экономия текущих затрат на производство и доставку потребителям продук­ции;

· экономия капитальных вложений.

Наряду с этим экономическую эффективность варианта специализации ха­рактеризуют показатели уровня рентабельности, производительности труда, при­были.

 

Кооперирование производства

Кооперирование – это система длительных производственных связей между предприятиями, совместно изготавливающими продук­цию, но сохраняющими свою хозяйственную самостоятельность.

Развитие кооперирования непосредственно связано с процессом углубления специализации. Увеличение количества подетально и технологически специали­зированных предприятий приводит к расширению кооперативных связей между ними.

В машиностроении кооперирование осуществляется в форме внутрирайон­ного кооперирования, когда производственные связи устанавливаются между предприятиями, расположенными в одном экономическом районе, и межрайон­ного, когда устанавливаются связи между предприятиями, расположенными в разных экономических районах.

Кооперируются также предприятия, относящиеся к данной отрасли (внут­риотраслевое кооперирование), и предприятия, относящиеся к разным отраслям машиностроения (межотраслевое кооперирование). Внутриотраслевое коопери­рование целесообразно, когда потребность в данном виде продукции сравнитель­но невелика и может быть удовлетворена предприятиями отрасли.

Преимуществом такого кооперирования является возможность в большей мере учесть требования, предъявляемые потребителем к качеству продукции. Межотраслевое кооперирование устанавливается при значительной потребности в данном виде продукции и при высоком уровне ее стандартизации. Использование в различных конструкциях машин стандартных узлов и деталей создает условия для роста объемов их производства и обеспечивает высокую экономическую эф­фективность этой формы кооперирования.

Для характеристики уровня кооперирования используются следующие по­казатели:

· удельный вес комплектующих деталей, полуфабрикатов и заготовок, полу­ченных со стороны, в общем объеме выпускаемой продукции отрасли (в ценностном выражении) или в себестоимости изделий, производимых дан­ным заводом, а также удельный вес продукции отрасли, поставляемой по кооперации;

· количество предприятий, кооперирующихся с данным предприятием;

· средний радиус кооперирования;

· соотношение внутрирайонного и межрайонного кооперирования.

Рациональные производственные связи между предприятиями позволяют использовать экономические преимущества кооперирования: увеличить объем выпускаемой однородной продукции, снизить трудоемкость и себестоимость ее изготовления. Однако при получении поставок в порядке кооперирования увели­чиваются затраты на транспортировку продукции и объем перевозок. В связи с этим при установлении наиболее рациональных связей предприятий определяют целесообразный радиус кооперирования, т.е. такое расстояние, при котором пред­приятию выгодно получать заготовки, узлы, детали по кооперациям. Рациональ­ным будет такой радиус кооперирования, при котором суммарные затраты на из­готовление и доставку продукции до потребителя будут минимальными.

Рациональные и кооперированные связи предприятия определяются путем сопоставления себестоимости продукции по вариантам и затрат на ее транспорти­ровку.

 

 

Слияние

Теория и практика современной экономики выдвигает достаточно много причин для объяснения слияния предприятий. Систематизируя их, можно выделить следующие основные мотивы слияний (рисунок 2):

 

       
 
 
   
Рисунок 2

 

 


Рассмотрим сущность данных мотивов.

Налоговые мотивы. Стимулируют слияние, результатом которого является снижение налогов и получение налоговых льгот. Например, высокоприбыльной фирме, несущей высокую налоговую нагрузку, целесообразно приобрести компанию с большими налоговыми льготами, которые могут быть использованы для созданной корпорации в целом. Свободные денежные средства, полученные за счет снижения налогового бремени, могут быть направлены на:

а) выплату дополнительных дивидендов акционерам;

б) инвестирование в котируемые на рынке ценные бумаги;

в) приобретение другой фирмы;

г) выкуп своих акций на рынке с целью повышения капиталоемкости.

Диверсификация. Очень часто причиной слияния является диверсификация в другие виды бизнеса. Диверсификация помогает стабилизировать поток доходов, что выгодно и работникам, и поставщикам, и потребителям (через расширение ассортимента услуг, товаров).

Разница между ликвидационной и текущей стоимостью (продажа «вразброс»). Фирму можно оценить разными способами при помощи балансовой, экономической или восстановительной стоимости. В последнее время аналитики и специалисты все более склоняются к применению другой базы оценки ликвидационной стоимости. Т.е. фирма может быть приобретена по цене даже несколько выше текущей рыночной стоимости, с последующей ее продажей «вразброс», по частям и получением значительного дохода (если активы фирмы могут быть использованы более эффективно при их продаже по частям другим компаниям, имеет место подобие синергии и синергического эффекта). В целом, если придерживаться рациональной точки зрения, то ликвидация должна иметь место тогда, когда экономические приобретения перевешивают экономические потери.

Личные мотивы управляющих. Безусловно, что деловые решения относительно слияния основываются на экономической целесообразности. Однако есть примеры, когда решения о слиянии основаны, скорее, на личных мотивах управляющих, чем на экономическом анализе. Причиной этого является то, что руководители, включая лидеров бизнеса, любят власть и претендуют на большее жалование, а границы власти и заработная плата находятся в определенной связи с размерами предприятия.

В современной рыночной экономике слияния классифицируют по следующим типам:

1. Горизонтальные слияния имеют место, когда одна фирма объединяется с другой фирмой, занятой в той же сфере бизнеса.

2. Вертикальные слияния имеют место, когда фирма, находящаяся на более поздней стадии процесса воспроизводства, объединяется с фирмой, находящейся на более ранней стадии, например, приобретение машиностроительной фирмой какой-либо фирмы из числа ее поставщиков материальных ресурсов или фирмы заготовительного профиля.

3. Родовые слияния имеют место при объединении фирм, выпускающих взаимосвязанные товары. Например, фирма, производящая фотоаппараты, сливается с фирмой, производящей фотопленку или химреактивы для фотографирования.

4. Конгломератные слияния имеют место, когда объединяются несвязные между собой функционально, товарно, технологически компании.

5. Дружественные слияния имеют место, когда управляющие и акционеры приобретающей и целевой (выбранной для покупки) компаний поддерживают слияние.

6. Производственное слияние имеет место, когда производственные мощности двух компаний объединяются с целью получения синергетического эффекта.

7. Чисто финансовое слияние имеет место, когда слившиеся компании не действуют как единое целое, при этом не ожидается существенной производственной экономии, но имеет место усиление позиций на рынке ценных бумаг, в финансировании инновационных проектов.

 

Ассоциации (корпорации)

Ассоциация – это добровольное объединение (союз) независимых производственных предприятий, научных, проектных, конструкторских, строительных и прочих организаций, имеющее, как правило, ограниченную, а порой чисто номинальную ответственность.

Участники ассоциации являются самостоятельными юридическими лицами и полностью отвечают по своим обязательствам перед законом и партнерами. Они несут ответственность за результаты деятельности ассоциации лишь тем имуществом, которое им было добровольно передано в коллективное пользование, и не отвечают остальным имуществом и обязанностями, закрепленными непосредственно за предприятием. Ассоциация не отвечает за результаты деятельности вошедших в нее предприятий, если это специально не оговорено в уставе.

Предприятия и организации, не входящие в ассоциации, постоянно координируют свою деятельность, но лишь в той области хозяйства, к которой имеет отношение ассоциация. Как правило, входящие в ассоциацию предприятия самостоятельно разрабатывают планы собственного экономического и социального развития. Иногда предприятия разрабатывают годовые и долгосрочные планы, согласуя их с другими предприятиями. После согласования планов с партнерами ассоциации могут по установленному перечню показателей составлять определенный план, выполнение которого контролирует правление ассоциации.

Предприятия и организации, вступившие в ассоциацию, заключают договор о совместной деятельности. Члены ассоциаций могут вступать в другие договорные обязательства без согласования с другими ее участниками. Коллективным органом управления является хозяйственный совет, в состав которого входят директора и иногда другие специалисты. Совет, как правило, собирается не реже двух раз в год.

Решения совета принимаются большинством голосов (50 % + 1). Хозяйственный совет ассоциации избирает правление и образует исполнительную дирекцию, выбирает председателя ассоциации, который возглавляет правление.

Совет и исполнительная дирекция ассоциации не могут принимать решений, противоречащих интересам отдельного предприятия или остальных членов ассоциации.

В функции хозяйственного совета обычно входят:

· определение основных выгодных для участников направлений деятельности ассоциации;

· утверждение нормативных документов, регулирующих взаимоотношения внутри ассоциации;

· согласование планов деятельности предприятий и отчетов об их выполнении;

· утверждение инвестиционной политики и программ технического развития входящих в ассоциацию единиц;

· организация прямых внутренних и внешне хозяйственных связей между предприятиями.

Текущая координация хозяйственной деятельности в период между заседаниями совета возложена на правление и исполнительную дирекцию ассоциации.

Основная цель членов ассоциации – повышение эффективности работы на основе коллективного предпринимательства. Для этого по соглашению участников ассоциации могут быть полностью или частично централизованы функции управления:

· материально-техническим обеспечением;

· сбытом, внешнеэкономическими связями;

· маркетингом;

· капитальным строительством;

· конструкторскими и технологическими разработками и организацией технического развития производства;

· планово-экономическими расчетами и бухгалтерским учетом.

В аппарате управления создаются соответствующие подразделения, которые частично субсидируются предприятиями, но часто действуют на основе хозяйственного расчета по договорам с предприятием.

Основным источником дохода аппарата являются субсидии, поступающие на его содержание от учредителей, а также средства, полученные за выполнение заключенных договоров, в том числе со сторонними заказчиками. За несвоевременное оказание обязательных услуг членами ассоциации центр несет материальную ответственность в размере, предусмотренном соглашением.

По соглашению участников в рамке ассоциации могут быть образованы централизованные инвестиционные фонды:

· капитальных вложений;

· технического развития;

· социального развития;

· риска;

· конкретные целевые.

Эти фонды финансируют отдельные целевые программы, принятые участниками ассоциации (например, программы по созданию и развитию социальной инфраструктуры, создания и освоения новых изделий и т.д.).

Кроме того, для оказания помощи предприятиям и организациям, входящим в ассоциацию и испытывающие временные финансовые затруднения, создается централизованный страховой фонд. Он образуется на добровольных началах в доли, согласованной и принятой на заседании правления, и расходуется строго по смете, утвержденной правлением ассоциации.

 

Рынок монополии

Общее правило: максимизирующий прибыль монополист будет всегда стремиться избежать неэластичного отрезка кривой спроса в пользу некоторой комбинации P-Q на эластичном отрезке.

Проблема: Какая именно комбинация P-Q на эластичном отрезке оптимальна?

Уравнивание MR и MC.

Стремящийся к прибыли монополист будет производить каждую последующую единицу продукции до тех пор, пока ее реализация обеспечивает больший прирост TR, чем увеличение TC, т.е. фирма будет наращивать объем производства до такой величины, при которой MR=MC (рисунок 9).

Графически максимизирующий прибыль объем производства составляет количества Qm. Единственная цена, по которой Qm может быть продано, определяется восстановлением перпендикуляра от Qm до пересечения с кривой Д, данная цена и есть Pm. Чтобы назначить цену больше Pm, монополист должен сдвинуться вверх по кривой спроса, это означает, что Q> Qm, т.е. объем продаж (и прибыль) упадет. Если Р< Pm, это вызовет рост объема продаж (а равно и объема затрат) и снижение прибыли. Рс – справедливая цена, т.е. цена на основе минимальных издержек, она характерна для конкурентного производства. Монополист не пойдет на снижение цены до Рс и соответствующий рост производства до Qc, так как будут возрастать издержки с ростом масштабов производства.

 

 
 

 


Рисунок 9

 

Заключение

 

 

Библиографический список

1. Экономика машиностроительного производства: Учеб. для машиностр. спец. вузов/ Ю.А. Абрамов, И.Э. Берзинь, Н.Н. Застрожнова и др.; Под. ред. Берзиня И.Э., Калинина В.П.. М.: Высш. шк., 1988.

2. Экономика предприятия /Под ред. О.И. Волков. М.: Республика, 1992.

3. Микро и макроэкономика: Практикум /Под ред. Ю.А. Огибина. СПб: Литера плюс, 1994.

4. Экономика предприятия/ В.Я. Хрипач, Г.З. Суша, Г.К. Оноприенко; Под ред. В.Я.Хрипача. – Минск.: Экономпресс, 2000.

5. Экономика: Учеб.-3-е изд., перераб. и доп./ Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 1999.

6. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учеб. для вузов. – М.: НОРМА – ИНФРА-М, 1999.

 

 

 


 


 

 

 

Учебное издание

 

Минаев Николай Митрофанович

Фоменко Наталья Михайловна

 

 

Экономика отрасли

Редактор Л.Ф.Некрасова

 

Темплан 2004 г. Подписано в печать 01.11.2004. Формат 60´84 1/16

Бумага офсетная. Печать оперативная.

Печ. л. Уч.–изд. л. 3,0.

Тираж экз. с.38.

 

Южно-Российский государственный технический университет

Редакционно-издательский отдел ЮРГТУ

Адрес университета: 346428, Новочеркасск, ул. Просвещения, 132.

Волгодонский институт

Адрес института 347340, г. Волгодонск, ул. Ленина 73/94

Сдержание

 

1 ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА В НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

1.1 Понятие и сущность отраслевой структуры (на примере машиностроения)

1.2 Факторы, определяющие отраслевую структуру

1.3 Темпы и пропорции развития отрасли

2 КОНЦЕНТРАЦИЯ, СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ, КООПЕРИРОВАНИЕ, МАСШТАБ ПРЕДПРИЯТИЙ

2.1 Концентрация производства

2.2 Оптимизация масштаба предприятий

2.3 Специализация производства

2.4 Кооперирование производства

3 РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

3.1 Общая характеристика проблемы

3.2 Слияние

3.3 Дробление производственных мощностей

3.4 Анализ эффективности реструктуризации предприятий

4 Современные организационно-правовые

формы предприятий

4.1 Крупномасштабное предприятие

4.2 Предпринимательские ассоциации и союзы

4.3 Холдинговые компании и финансово–промышленные группы

4.4 Ассоциации (корпорации)

4.5 Территориальные межотраслевые объединения

4.6 Консорциумы, синдикаты, промышленные узлы

5 Производство на отраслевых рынках

5.1 Производственная функция, производственные факторы,

изокванты

5.2 Издержки производства и динамика их изменения

5.3 Положительный и отрицательный эффекты роста

масштабов производства

5.4 Минимальный эффективный размер. Предприятия и структура отрасли

6 Оптимизация объемов выпуска и цен на

отраслевых рынках

6.1 Рынок совершенной (чистой) конкуренции

6.2 Рынок монополии

6.3 Определение цены и объема производства в условиях

рынка монополистической конкуренции

ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА В НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

1.1 Понятие и сущность отраслевой структуры (на примере машиностроения)

Машиностроение ­­- база технического перевооружения всего общественного производства. От развития машиностроения зависят масштабы и темпы внедрения современного прогрессивного оборудования, уровень механизации и автоматиза­ции производства во всех отраслях промышленности, сельского хозяйства, транс­порта.

Возникновение машиностроения как самостоятельной отрасли и его отрас­левая дифференциация непосредственно связаны с общественным разделением труда.

Общественное разделение труда осуществляется в различных формах. С общей формой разделения труда связано формирование крупных отраслей народ­ного хозяйства – промышленности, транспорта, строительства и т.д., с частной – выделение самостоятельных отраслей производства внутри каждой сферы народ­ного хозяйства, например, в промышленности выделились металлургическая, машиностроительная, легкая и др. отрасли. Под воздействием частного разделения труда в машиностроении постоянно создаются новые отрас­ли.

Современное машиностроение представляет собой множество взаимосвя­занных отраслей и производств. То или иное производство становится обособлен­ной отраслью машиностроения при наличии определенных технико-экономиче­ских предпосылок.

Отрасль машиностроения представляет собой совокупность объединений и предприятий, для которых характерны единство экономического назначения изготовляемой продукции, однородность производственно-технической базы, специфичность состава кадров и условий труда.

Отрасли, в состав которых входят несколько однородных специализированных отраслей, называют комплексными отраслями. В состав специализированных отраслей включаются различные подотрасли и производства, которые характеризуются теми же признаками, что и отрасль, но являются более узко специализированными, выпускают более однородную продукцию по сравнению с отраслью и располагают меньшим количеством предприятий.

В настоящее время отрасли машиностроения представляют собой машиностроительный комплекс, который включает в себя 19 крупных отраслей и около 100 специализированных отраслей, подотраслей и производств.

К комплексным отраслям относятся:

· тяжелое, транспортное и энергетическое машиностроение;

· электротехническая промышленность;

· химическое и нефтяное машиностроение;

· станкостроительная и инструментальная промышленность;

· приборостроение; автомобильная промышленность;

· сельскохозяйственное машиностроение;

· строительное, дорожное и коммунальное машиностроение;

· машиностроение для легкой и пищевой промышленности и производство бытовых приборов;

· производство санитарно-технического оборудования и изделий;

· авиационная промышленность;

· судостроительная авиационная промышленность;

· прочие отрасли машиностроения.

Комплексные отрасли, в свою очередь, включают в себя ряд специализированных первичных отраслей. Например, в такую комплексную отрасль, как станкостроительная и инструментальная промышленность, входят: производство металлорежущих станков, деревообрабатывающего оборудования, кузнечнопрессового оборудования, инструментальная промышленность, производство искусственных алмазов, абразивных материалов и инструментов из них.

Отраслевая структура машиностроения - это количественные соотношения между отраслями и производствами, входящими в состав машиностроения.

Для характеристики отраслевой структуры машиностроения и ее изменений используют следующие показатели:

· удельный вес выпуска продукции отдельной отрасли в общем объеме выпуска продукции машиностроения;

· удельный вес численности работающих, занятых в той или иной отрасли, в общей численности работающих в машиностроении;

· удельный вес стоимости основных производственных фондов отрасли в общей стоимости основных производственных фондов машиностроения;

· отраслевой коэффициент опережения (отношение темпов роста производства каждой отрасли к темпам роста производства машиностроения либо промышленности в целом).

Результатом изменений в темпах роста отдельных отраслей за определенный период является изменение их удельного веса в машиностроении.

Применение комплекса показателей дает возможность с разных сторон оценить те сдвиги, которые происходят в отраслевой структуре машиностроения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.145.41 (0.017 с.)