Понятие, правовая основа, принципы и система государственной службы в Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, правовая основа, принципы и система государственной службы в Российской Федерации



Государственная служба в Российской Федерации представляет собой комплексный административно-правовой институт, состоящий из норм административного и иных отраслей права, регулирующих административно-служебные правоотношения.

Правовую основу рассматриваемого института составляют следующие законы: Конституция РФ, Федеральные законы «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ, «Огосударственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ, «О Федеральной службе безопасности» от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ, «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ, «О судебных приставах» от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ, а также Законы Российской Федерации «О милиции» от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 и «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202-1.

В соответствии с Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» под государственной службой Российской Федерации понимается профессиональная служебная деятельностьграждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

· Российской Федерации;

· федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

· субъектов Российской Федерации;

· органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;

· лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

· лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Прежде всего следует дать краткую характеристику основополагающих начал (принципов) государственной службы в Российской Федерации.

1. Принцип федерализма, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Принцип законности, который следует рассматривать в следующих аспектах:

· базисом построения системы государственной службы в Российской Федерации, а также порядка поступления и прохождения отдельных видов служебной деятельности являются федеральное законодательство и законодательство субъектов Российской Федерации;

· любые решения органов исполнительной власти, судебных органов, а также их должностных лиц в отношениигосударственных служащих должны приниматься исключительно в рамках и на основании действующего законодательства.

3. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты, предполагающий, что высшей ценностью для государственных служащих являются обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина, а также законных интересов граждан.

4. Принцип равного доступа граждан к государственной службе, что означает недопустимость установления любых ограничений для поступления граждан на государственную службу в зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами.

5. Принцип единства правовых и организационных основ государственной службы, предполагающий законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы.

6. Принцип взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы, означающий:

· единство основных квалификационных требований к должностям государственной службы и должностям муниципальной службы;

· единство ограничений и обязательств при прохождении государственной службы и муниципальной службы;

· единство требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации государственных служащих и муниципальных служащих;

· учет стажа муниципальной службы при исчислении стажа государственной службы и стажа государственной службы при исчислении стажа муниципальной службы;

· соотносительность основных условий оплаты труда и социальных гарантий государственных служащих и муниципальных служащих;

· соотносительность основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца.

7. Принцип открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю, объективного информирования общества о деятельности государственных служащих, предполагающий:

· право физических и юридических лиц свободно обращаться в органы государственной власти с предложениями, заявлениями или жалобами;

· право физических и юридических лиц получать от государственных служащих разъяснения по возникающим вопросам, а также получать необходимую информацию (за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну);

· право граждан и юридических лиц знать о расходах на содержание государственного аппарата, а также о численности государственных служащих.

8. Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих, предполагающий:

а) наличие соответствующего специального образования у лиц, состоящих на государственной службе;
б) исполнение государственными служащими должностных обязанностей на высоком профессиональном уровне;
в) наличие специальных систем подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих.

9. Принцип защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц, что означает установление специального комплекса мер, защищающих государственных служащих от угроз, связанных с исполнением ими должностных обязанностей, как внутри государственного аппарата, так и от иных физических или юридических лиц.

Систему государственной службы в Российской Федерации образуют:

1. государственная гражданская служба — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органовсубъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ;

2. военная служба — вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента РФ, в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства;

3. правоохранительная служба — вид федеральной государственной службы граждан Российской Федерации, замещающих должности правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.

Кикоть В.Я.. Административное право. 2012

Овсянко Д.М.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.180 (0.006 с.)