Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие ветеринарии в Древнем мире

Поиск

УЧЕБНИК

И. Н. Никитин

ИСТОРИЯ ВЕТЕРИНАРИИ

 

...Человеческая медицина сохраняет человека, вете­ринарная медицина обере­гает человечество.

С. С. Евсеенко, 1884

ВВЕДЕНИЕ

История ветеринарии — наука, изучающая возникновение и разви­тие ветеринарии, ее достижения в деле профилактики и ликвидации ин­фекционных, инвазионных и незаразных болезней, создания здоровых стад сельскохозяйственных животных, а также охраны населения от заразных болезней, общих для человека и животных. Различают общую и частную историю ветеринарии. Первая изучает закономерности появления, станов­ления и развития ветеринарной науки и практики, вторая — историю от­дельных ветеринарных наук (анатомии, физиологии животных, эпизоото­логии, паразитологии, фармакологии и др.), ветеринарных обществ, съез­дов, жизнь и деятельность отдельных научных, педагогических, общест­венных деятелей и т. д.. История ветеринарии обобщает накопленные зна­ния, обогащает мировоззрение ветеринарного врача, показывает связь ве­теринарии с достижениями других наук, техники и экономики. Изучение истории ветеринарии имеет большое значение для дальнейшего ее разви­тия, а также как мощное средство патриотического воспитания современ­ного ветеринарного врача.

В нашей стране уделяют большое внимание изучению истории Рос­сии, истории науки, техники и культуры, считая это важнейшим средством успешного развития демократического общества.


 

Великий русский ученый -энциклопедист М.В. Ломоносов писал, что история "дает государям примеры правления, подданным - повиновение, воинам - мужества, судьям - правосудие, младым - старых разум, преста­релым - сугубую твердость в советах, каждому - незлобливое увеселение с несказанную пользою соединенное". Говоря о роли истории В.Н. Татищев писал: "Можно кратко сказать, что никакой человек, ни один стан, про­мысл, наука, ниже какое-либо правительство, меньше человек единствен­ный без знания оной свершен, мудр и полезен быть не может".

Историки изучают прошлое не для того, чтобы уйти от настоящего. История служит современности, объясняя сегодняшний день и давая мате­риал для прогнозирования будущего. С появлением опытного, эмпириче­ского, рационалистического знания историки в качестве определяющей силы исторического процесса стали искать объективные факторы. М.В. Ломоносов (1711-1765), В.В. Татищев (1686-1750) считали, что знание, просвещение определяют ход исторического процесса.

Изучение истории науки и практики обязательно также для работни­ков высшей и средней ветеринарной школы, научно-исследовательских и практических ветеринарных учреждений страны.

С 1982 г. в учебный план высших сельскохозяйственных учебных за­ведений по специальности 310800— «Ветеринария» включен специальный курс «История ветеринарии». Это решение встречено ветеринарной обще­ственностью с большим удовлетворением, так как передовые ветеринар­ные ученые и практические работники неоднократно поднимали вопрос о необходимости изучения истории ветеринарии в институтах.

Ветеринария возникла в глубокой древности в связи с потребностя­ми человека. Она прошла сложный путь накопления и совершенствования знаний. Слово «ветеринария» происходит от латинского veterinarius— ухаживающий за скотом, лечащий скот. Впервые оно встречается в тракта­те римского писателя-агронома Колумеллы «О сельском хозяйстве» (I в. н. э.). В русских источниках появление термина «ветеринария» относится к началу XIX в.

История развития ветеринарии, насчитывающая более 4,5 тысяч лет, подразделяются на 3 периода: примитивная, народная и профессиональная ветеринария.

Период примитивной ветеринарии характеризуется медленным накоплением знаний и опыта обращения с животными и растительным миром. Человек учился распознавать питательные, лечебные и вредные свойства растений. Накопились знания о слабительных и рвотных средствах, противоядиях, об использовании органов животных для внутреннего и наружного применения. К сожалению, в этот период человек был беспомощен перед силами природы. Происхождение болезней человека и животных связывали с вселением дух в тело больного и исцеляли путем устрашающих приемов и применении различных амулетов. Затем в сознании человека мир представлялся естественным, материальным с одной стороны, сверхъестественным и населенными духами с другой. «Двойники», в виде духов были у людей, животных, растений, камней и т.д. Гром, молния, огонь имели собственных духов. В этот период «лечения» больных людей и животных осуществлялось путем борьбы с духами, демонами, бесами. Влияние злых духов, поражающих человека и животных, рассматривались карающей силой. Появились методы борьбы с болезнями путем использования амулетов, заговоров, заклинаний, которые должны были предохранять человека и животных от проникновения в их тело злых духов. Отдельные люди стали заниматься примитивным врачеванием, их называли знахарями. С возникновением первобытных служителей культа – жрецов произошло слияние функций жрецов и знахарей, что совпало с периодом формирования религий. Религиозные деятели стали рассматривать болезни как следствие гнева богов. Примитивная ветеринария продолжала развиваться и в период господства религии.

Период народной ветеринарии характеризуется преемственностью знаний и опыта, накопленных на ранней стадии развития примитивной ветеринарии и дальнейшим обогащением ветеринарной деятельности результатами практического познания природы, новыми способами и средствами лечения животных.

Народная ветеринария (скотолечение), возникла в период развития человека, когда он стал приру­чать и одомашнивать диких животных отдельных видов. Развитию народ­ной ветеринарии, как и медицины, способствовало возникновение гончар­ного производства и появление глиняной посуды, что дало возможность не только варить и хранить пищу, но и приготовлять лекарства («снадобья») для лечения больных людей и домашних животных.

В период патриархата скотовладелец был и пастухом, и животново­дом, и скотским лекарем. Разумеется, это была примитивная народная ве­теринария — оказание первой помощи больному домашнему животному при небольших травмах, родах и т. п. В качестве лекарств использовали те же средства, что и для людей, — лечебные травы, золу и др.

К числу древнейших дославянских племен, населивших территорию нашей страны, относятся трипольцы, жившие на территории современной Украины (конец 4-го—начало 2-го тысячелетия до н. э.). Археологические расгопки и исследования Трипольской материальной культуры в районе села Триполье на Днепре (вблизи г. Киева) показывают, что эти племена занимались земледелием и животноводством и вели оседлый образ жизни. При раскопках обнаружены кости такие же, как почти у 80 % современных домашних животных. Трипольцы жили в глинобитных домах родовой семьей. Поселения строились замкнутым кругом, а внутри его располагались загоны для животных. Трипольцы употребляли в пищу молоко, молочные продукты, говядину, баранину и другое мясо. Одевались в одежду, сшитую из грубой льняной и шерстяной ткани, а также из шкур домашних животных. Стригли шерсть у овец, заготовляли сено животным на зиму. Это подтверждают археологические находки: медные ножницы, серпы и косы, а также каменные формы для отливки их.

В период первобытнообщинного строя у населения скопилось боль­шое количество домашних животных различных видов. Появились круп­ные скотовладельцы, которые вынуждены были нанимать в пастухи более бедных людей из своего рода, чтобы они пасли и ухаживали за скотом, обеспечивали его кормом. Так развилось пастушество, которое явилось мощным стимулом для развития не только различных отраслей животно­водства, но и народной ветеринарии— скотолечения, в частности зооги­гиены, акушерства, хирургии, лекарственного травоведения, кормоведения и др. Пастухи собирали, сушили и сохраняли лечебные растения (листья, цветы, корни), отличали по внешним признакам ядовитые травы от неядо­витых. Оказывали первую ветеринарную помощь животным при родах, различных травмах, полученных во время пастьбы, нападения хищных зверей. Кастрировали жеребцов, быков, баранов и хряков. Кроме лечебных трав, пастухи использовали лекарственные вещества животного происхо­ждения: жир, костный мозг, кровь, печень, желчь, куриные яйца и др. Та­ким образом, пастухи в известной степени были первыми народными вете­ринарными акушерами, терапевтами, хирургами и фармакологами.

Современные историки отечественной медицины отмечают, что пас­тухи первобытнообщинного строя оказали положительное влияние на раз­витие медицины. Так, П. Е. Заблудовский (1960) считает, что «уход за ско­том при переходе от охоты к приручению животных — скотоводству, в ча­стности помощь скоту при травмах, родах, наблюдения пастухов над дей­ствием различных трав и других растений на скот также обогащали сведе­ния по медицине». Профессор Ф. Р. Бородулин (1961) отмечал: «Скотовод­ство явилось новым стимулом для развития медицины. Пастушество спо­собствовало дальнейшему развитию лекарственного травоведения: пасту­хи наблюдали действие растений на животных и переносили свои наблю­дения на человека... Пастушество сильно двинуло вперед также и хирур­гию».

В эпоху медно-каменной культуры (энеолита) и позднее использова­ние человеком самородных металлов (меди, олова, свинца, серебра и др.) и плавка их в тигле способствовали получению бронзы (сплава меди с оло­вом), из которой изготовляли медицинские и ветеринарные хирургические инструменты.

Животноводство и народная ветеринария были широко развиты у других до славянских племен: скифов (VII—III вв. до н.э.) и сарматов (III в. до н.э.— IV в. н.э.), живших в причерноморских степях. Скифы владели навыками в области медицины, ветеринарии и зоотехнии. Они умели ока­зывать первую помощь животным при родах и некоторых незаразных бо­лезнях, знали лечебные свойства растений, «бобровую струю» (пахучую жидкость) и другие средства. Скифы в течение веков накапливали наблю­дения над животными, которые позволили им выработать профилактиче­ские и лечебные приемы при некоторых болезнях.

В. В. Латышев (1949) указывает, что некоторые способы и средства профилактики, а также лечения больных животных, применявшиеся ски­фами, особенно в коневодстве, широко использовали в ветеринарной прак­тике древнегреческие врачи и коневоды.

О том, что скифы в совершенстве для своего времени владели неко­торыми ветеринарными приемами и средствами, подтверждают археоло­гические раскопки -Чертомлыцкого скифского кургана (около г. Никополя), где было найдено большое количество ветеринарных хирургических инструментов.

Следует отметить, что отдельные зачатки знаний скифов и рацио­нальное использование их в области ведения животноводства и ветерина­рии нашли применение и у восточных славян — антов, населявших Вос­точно-Европейскую равнину. Древние восточные славяне—словены упо­минаются в сочинениях древнегреческих ученых и римлян как «руссы», а земля, на которой они жили, названа ими «Русь» еще в I в. н. э., т. е. задол­го до образования первых русских феодальных княжеств и государств.

Славяне занимались в основном земледелием и животноводством, а также охотой и рыболовством.

О развитии народной ветеринарии (скотолечения) у других восточ­ных славян свидетельствуют археологические находки ветеринарных ме­таллических и деревянных инструментов и приспособлений для фиксации животных. Так, археолог Н. Е. Бранденбург (1895) при раскопках одного из курганов южного Приладожья обнаружил набор металлических коновальных инструментов VII—IX вв., а С. И. Орлов (1954) при исследовании земельного городища у Старой Ладоги нашел закрутку, деревянные лещетки и молоток, относящиеся к той же эпохе. Слово «коновал» значит: тот, кто валит коня. Обычно валили жеребцов для кастрации. Функции коновала не ограничивались только кастрацией жеребцов, быков и хряков, они включали в себя пускание «дурной» крови, а также оказание первой помощи больным животным средствами народной ветеринарии. Анализ археологических находок (ветеринарных металлических и деревянных инструментов и приспособлений) показывает, что на Руси уже в VII—IX вв. были коновалы.

Период профессиональной ветеринарии связан с появлением врачей – профессионалов, которые завоевали видное место в обществе и получили признание в государстве. Свою подготовку врачи – профессионалы получали в семье. Первоначально врачи лечили людей и животных, потом появились врачи, которые лечили только животных.

История отечественной ветеринарии изучалась передовыми учеными с давних времен. Исторический обзор сделали А. Г. Бахерахт в работе «Предохранительное средство от скотского падежа» (1773), И. С. Андреев­ский — в книге «Начальные основания медицины, ветеринарии или скотолечение» (1805), Л. Я. Боянус — в работе «О ветеринарной науке и ее ус­пехах с 1790 по 1805 гг.» (1806). Обстоятельные исторические работы опубликовали С. С. Евсеенко («Ветеринарная медицина и ветеринарные врачи», 1882), В. Е. Воронцов («Исторический очерк кафедры эпизоотоло­гии и бывшего ветеринарного отделения Петербургской медико-хирургической академии к ее 100-летию», 1898), Н. Я. Новембергский («Ветеринарное дело в России во второй половине XVIII столетия», 1910), А. М. Руденко («Столетие русской военной ветеринарии», 1912) и др.

Неоценимый вклад в изучение отечественной ветеринарии страны внес В. М. Коропов, опубликовавший два учебных пособия: «Ветеринар­ное образование в СССР» (1949) и «История ветеринарии в СССР» (1954).

За последние десятилетия в научных трудах вузов и научно-исследовательских институтов опубликованы сотни статей, в журнале «Ветеринария» и в региональных журналах "Ветеринарный врач" (Казань), "Ветеринария Сибири" (Новосибирск), "Вестник ветеринарии" (Ставро­поль) ведутся специальные разделы «История ветеринарии».

Большую полезную работу по пропаганде истории и достижений отечественной ветеринарии ведут музеи, созданные в научно-исследовательских ветеринарных учреждениях и высших учебных заведе­ниях страны. Известной популярностью пользуются учебный класс исто­рии военной ветеринарии Московской государственной академии ветери­нарной медицины и биотехнологии имени К. И. Скрябина, музеи истории ВИЭВ, Казанской государственной академии ветеринарной медицины имени Н. Э. Баумана и др. Хорошо представлена история ветеринарии в зональных ведомственных музеях истории ветеринарии Республики Татар­стан, Башкирии, Новосибирской, Кировской и других областей. Однако опубликованные труды и собранные в музеях исторические материалы не отражают развития всей ветеринарии в нашей стране, они касаются лишь отдельных проблем науки и практики.

Учебное пособие для студентов высших учебных заведений по специальности «Ветеринария», изданное в 1988 году было написано совместно с профессором В.И. Колугиным. За 17 лет произошли существенные политические, экономические и социальные преобразования в стране. Изменилась оценка исторических фактов развития России, особенно в ХХ веке. Накоплен новый материал по истории ветеринарии нашей страны. С учетом новой исторической периодизации, новых исторических данных и современной оценки исторических этапов развития общества все главы учебника переработаны и дополнены. В учебнике представлено краткое описание истории ветеринарии Древнего мира и периода Средневековья (1 и 2 главы написаны совместно с доцентом Т.И. Минеевой), история ветеринарии СССР в 1985-1991 гг., новейшей истории ветеринарии России конца ХХ и начала ХХ1 веков. При подготовке рукописи учебника по вопросам деятельности отраслевого научного комплекса по ветеринарии ВАСХНИЛ использованы материалы, представленные профессором А.А. Кунаковым, а отделения ветеринарной медицины РАСХН – доктором ветеринарных наук В.Н. Скиба.

Автор обращается к преподавателям сельскохозяйственных вузов, ученым научно-исследовательских ветеринарных институтов, специалистам государственной и частной ветеринарных служб с просьбой прислать свои замечания и пожелания по адресу: 420074, Республика Татарстан, г. Казань, Сибирский тракт, Ветеринарная академия. Любые предложения будут приняты с благодарностью.

 

Глава первая

Ветеринария в Древнем Риме

 

В древнеримском государстве рабовладельческая формация получила полное и завершенное развитие. Рим объединял большое число стран, поэтому ветеринария получила значительно большие возможности развития, чем в странах Востока, с более низким уровнем производительных сил, и чем в Древней Греции, раздробленной на мелкие города-государства. Высокий уровень развитости государственности, выразился в создании постоянной армии. Были созданы военные госпитали, выделены лагерные врачи, врачи легионов и т.д. Начиная с 1 века н.э. в римской армии были ветеринарные врачи, которые обслуживали войсковых животных и лазареты для больных лошадей (veterinarium) Поскольку болезни животных в Древнем Риме наносили большой экономический ущерб, ветеринарную помощь животным оказывали кроме профессиональных ветеринарных врачей, медики и сельские хозяева животных. Врачеванием животных занимались обычно иноземцы -сначала рабы из военнопленных, затем вольноотпущенники и приезжие иностранцы из стран Востока, Малой Азии и Египта. Сущность представления о болезнях животных и мерах борьбы с ними римские ветеринары заимствовали главным образом из Греции. В Риме уже были элементы государственной врачебной деятельности и врачебного дела в отличии от Греции, где врачебная деятельность являлась делом личного соглашения больного и врача. Об этом свидетельствует то, что государство привлекало врачей к работе во время эпидемий, эпизоотии и войн. В Риме ветеринарная деятельность в значительной степени утратила связи религиозными установлениями и храмами.

Наиболее древние из дошедших до нас являются два римских сочинения по ветеринарии, написанные Катоном Старшим (234-149г до н.э.) и Марком Теренцием Варроном (116-27г до н.э.), оба под заглавием «De re rustica» и труд по ветеринарии Марка Порция Цензорина (234-179г до н.э.). В поэме о земледелии «Георгики» Публия Вергилия Марона (79-19 вв до н.э.) и Авл Корнелия Цельса (1 в. до н.э.) - автора обширной энциклопедии и трактата о медицине, отдельные разделы посвящены ветеринарии. Особенной известностью пользуются сочинение под таким же заглавием римского агронома Колумеллы (40 г н.э.).

Из позднейших римских трудов по ветеринарии наилучший и наиболее полный -«Vegeti Renati artis veterinarie sive mulomedicinae libri quattuor» Публия Вегеция Рената (450-510), главной заслугой которого является попытка установления основ диагностики при лечении животных и военного писателя Флавия Рената Вегеция (4 в. н.э.) в книге «Artis veterinaria, sive digistorum Mulomedicinae libri IV», где кроме заимствований из греческих иппологических сочинений, он поместил много очерков, основанных на личных наблюдениях и изучении. Он не ограничивался указанием на сходство болезней человека и животных, а действительно сравнивал их на основе данных физиологии и патологии.

У римлян, так же как и у греков, этиология и терапия инфекционных и многих незаразных заболеваний животных базировалась на суевериях- которые вели свое начало от астрологов, многие суеверные объяснения причин заболевания животных были занесены с римской колонизацией в Германию, Францию, Бельгию, а отсюда и в другие страны.

Большое влияние на развитие ветеринарии оказал крупнейший врач Рима Гален (131-201 г н.э.). Гален обессмертил свое имя тем, что внес регламентацию в приготовление лекарств из растений. Он установил определенные весовые и объемные отношения при приготовлении настоек, экстрактов и отваров из листьев, корней, цветов и других частей лекарственных растений. В честь этого и в средние века и в наши дни такие лекарственные формы носят название галеновых препаратов. Гален первым ввел эксперимент в физиологию, где положил начало изучению различных систем организма. Главная заслуга Галена как врача состоит в разработке анатомии и физиологии, посредством которых он положил основание патологии.

Таким образом, развитие ветеринарии в Древнем мире происходило на фоне позитивного развития человеческого общества, в непрерывной связи с развитием общественно – экономических формаций, историей науки и культуры народов. На основе накопления знаний и опыта первых представителей медицинской и ветеринарной практики, разработки методов и средств лечения больных животных становилась народная, затем профессиональная ветеринария. К концу этого периода развития человеческого общества был обобщен уникальный опыт ветеринарной деятельности Древнего Китая, Индии, Персии, Месопотамии, Египта, Греции, Рима и на этой основе создано прогрессивное для того времени направление профессиональной ветеринарной деятельности.

 

Семинарские занятия

1. Возникновение зачаток научных знаний о природе у народов Древнего Востока.

2. Возникновение иероглифической письменности в Древнем Китае. Жрецы и лекари – практики. Лекарственные растения и минералы, применяемые китайскими лекарями.

3. Знахари (бхишджи) в Древней Индии. Письменный памятник Аюрведа «Знание жизни». «Веды» - сборники бытовых, религиозных предписаний и свод законов Ману.

4. Кудесники в Персии. Первый ветеринарный врач Фрейдун. Первый международный конгресс в Джандишапире, где присутствовали медицинские и ветеринарные специалисты.

5. Борьба с заразными болезнями животных 6 Месопотамии. Ассиро – Вавилонские методы лечения животных. Кодекс законов Хамурапии.

6. Египетские папирусы, посвящение медицине и ветеринарии. Храмовая и жреческая ветеринария. Учебное заведение «Дом жизни»

7. Иппанаторы в Древней Греции. Аспирит, Гиерокл. Учение Гиппократа и Аристотеля.

8. Военная ветеринария в Древнем Риме. Сочинения Каптона, Варрона, Цензорина, Марона, Цельса, агронома Колумеллы.

 

 

Глава вторая

Развитие ветеринарии в Средние Века

 

Развитие человечества в средние века характеризуется сменой рабовладельческого строя феодальным, созданием крупных городов, развитием различных ремесел и торговли, формированием феодальных государств. Наиболее интенсивно этот процесс происходил в Европе и Арапском мире, где одновременно с другими профессиями интенсивно развивалась ветеринария.

 

Глава третья

Еще у древних скифов, сарматов и славян были освоены простейшие у способы консервирования мяса и рыбы путем вяления и копчения. Было известно, что дым имеет свойство предохранять съестные продукты от разложения и нападения на них насекомых. Использовался также холод для замораживания мяса и рыбы и соль для засолки их.

В древнем рукописном сочинении «Изборник Святослава» (1073;1076) уделяется большое внимание питанию человека. В этом руководстве не рекомендовалось употреблять в пищу молоко коров после первых дней отела (молозиво), а также молоко, содержащее кровь или гной. Такое мо­локо может быть причиной желудочно-кишечных заболеваний у человека. Христианская религия запрещала употреблять в пищу людям медвежатину — медведины, а также мясо удавленных диких животных и птиц — давленины.

На основе многовекового житейского опыта предков славяне орга-нолептически (по запаху, цвету, сочности, вкусу и др.) умели отличать свежее мясо (добротное) от плохого (затхлого, гнилого).

Обнаруженные археологами различные предметы домашнего обихо­да славян (ножи, конские скребницы и др.) показывают, что в этот период чистке лошадей уделялось особое внимание.

Элементы военной ветеринарии. В Древней Руси между отдель­ными княжествами нередко велись войны, а среди «воев» (воинов) и «ко­ней» (лошадей) часто возникали различные эпидемии и эпизоотии. В 971 г. в Белобережье в войсках Владимира Святославовича наблюдалась большая смертность среди людей от неизвестной заразной болезни. В 1153 г. в вой­сках князя Юрия Долгорукого во.время его похода на Вятичи был такой «мор», что «...якоже и не бывал... не в конех, но и в воинстве».

Кроме междуусобных войн русскому народу приходилось отбивать­ся и защищать свою независимость от нашествий половцев, татар, монго­лов и немецких псов-рыцарей. По данным Б. Ц. Урланиса (1966), в XI в. на Руси было 33 года войны, в XII в. — 63, в XIII в. — 47 лет, а в XIV в. — 44 года.

Следует отметить, что частые нашествия иноземных захватчиков на Древнюю Русь способствовали заносу и распространению различных опасных эпидемий и эпизоотии. Так, в Никоновской летописи за 1237 г. говорится, что после разгрома татарами русских городов (Рязань, Ростов и др.) все, что пощадили татарские мечи, стрелы, пожары, стало добычей «глада и мора», т.е. голода, эпидемий и эпизоотии.

Частые войны между князьями и нашествия вражеских захватчиков приводили к экономическому и культурному упадку, обнищанию страны. Так, в результате этих войн в конце XII в. распалось на мелкие княжества первое русское государство — Киевская Русь.

Изучение древнерусского и иностранного вооружения в эпоху IX— XIV вв. показывает, что в этот исторический период войны проводились холодным оружием; тяжеловесными мечами, дротиками, саблями, секира­ми, стрелами, копьями и т. д. Войска подразделялись на легкую конницу и пехоту. Получение в бою раны как у воинов, так и у лошадей подразделялись на колотые, рубленые и пр. Во время войн у лошадей наблюдались ушибы, растяжения сухожилий и т. п. Лечили эти травмы сами всадники, применяя средства народной ветеринарии. В качестве кровоостанавли­вающего вещества и для перевязки травмированной конечности использо­вали сухие заранее прокипяченные овечью шерсть, грубый холст (своего рода бинты), различные лекарственные растения, деготь, золу и другие средства. После окончания войны лечением травм у лошадей занимались кудесники, коновалы и знахари.

В период войн и в мирное время особое внимание обращали на полноценное кормление, чистоту кожного покрова, грив, копыт лошадей, т. е. лошади были окружены постоянной заботой со стороны воинов. Конь был спутником и другом всадника. В древне-веском народном эпосе — былинах, повествованиях и др. — уделяется большое внимание единству русской земли, ее славным воинам-богатырям, а также их коням.

Семинарское занятие

1. Политическая, экономическая характеристика Древней Руси в IX—XIV вв.: основные периоды развития Киевской Руси; формирование русских княжеств; монголо-татарское нашествие на русские земли; восста­новление русских княжеств.

2. Сельское хозяйство в Древней Руси: развитие земледелия, ското­водства, коневодства; появление ремесленничества.

3. Народная ветеринария в Древней Руси: коновалы; лекарственные средства растительного, животного и минерального происхождения; руко­писная литература естественно-исторического и медицинского направле­ний.

4. Эпизоотии в Древней Руси: летописи об инфекционных болезнях людей и животных, о падеже животных; древние термины. Характери­зующие заразные болезни (моровое поветрие, моровая напасть, ветренняя нечисть, лихое поветрие, заповетрие).

5. Гигиена и санитария: консервирование мяса и рыбы; оценка качества молока и мяса.

6. Элементы военной ветеринарии: распространение заразных болезней во время войн; раны у лошадей и их лечение.

 

 

УЧЕБНИК

И. Н. Никитин

ИСТОРИЯ ВЕТЕРИНАРИИ

 

...Человеческая медицина сохраняет человека, вете­ринарная медицина обере­гает человечество.

С. С. Евсеенко, 1884

ВВЕДЕНИЕ

История ветеринарии — наука, изучающая возникновение и разви­тие ветеринарии, ее достижения в деле профилактики и ликвидации ин­фекционных, инвазионных и незаразных болезней, создания здоровых стад сельскохозяйственных животных, а также охраны населения от заразных болезней, общих для человека и животных. Различают общую и частную историю ветеринарии. Первая изучает закономерности появления, станов­ления и развития ветеринарной науки и практики, вторая — историю от­дельных ветеринарных наук (анатомии, физиологии животных, эпизоото­логии, паразитологии, фармакологии и др.), ветеринарных обществ, съез­дов, жизнь и деятельность отдельных научных, педагогических, общест­венных деятелей и т. д.. История ветеринарии обобщает накопленные зна­ния, обогащает мировоззрение ветеринарного врача, показывает связь ве­теринарии с достижениями других наук, техники и экономики. Изучение истории ветеринарии имеет большое значение для дальнейшего ее разви­тия, а также как мощное средство патриотического воспитания современ­ного ветеринарного врача.

В нашей стране уделяют большое внимание изучению истории Рос­сии, истории науки, техники и культуры, считая это важнейшим средством успешного развития демократического общества.


 

Великий русский ученый -энциклопедист М.В. Ломоносов писал, что история "дает государям примеры правления, подданным - повиновение, воинам - мужества, судьям - правосудие, младым - старых разум, преста­релым - сугубую твердость в советах, каждому - незлобливое увеселение с несказанную пользою соединенное". Говоря о роли истории В.Н. Татищев писал: "Можно кратко сказать, что никакой человек, ни один стан, про­мысл, наука, ниже какое-либо правительство, меньше человек единствен­ный без знания оной свершен, мудр и полезен быть не может".

Историки изучают прошлое не для того, чтобы уйти от настоящего. История служит современности, объясняя сегодняшний день и давая мате­риал для прогнозирования будущего. С появлением опытного, эмпириче­ского, рационалистического знания историки в качестве определяющей силы исторического процесса стали искать объективные факторы. М.В. Ломоносов (1711-1765), В.В. Татищев (1686-1750) считали, что знание, просвещение определяют ход исторического процесса.

Изучение истории науки и практики обязательно также для работни­ков высшей и средней ветеринарной школы, научно-исследовательских и практических ветеринарных учреждений страны.

С 1982 г. в учебный план высших сельскохозяйственных учебных за­ведений по специальности 310800— «Ветеринария» включен специальный курс «История ветеринарии». Это решение встречено ветеринарной обще­ственностью с большим удовлетворением, так как передовые ветеринар­ные ученые и практические работники неоднократно поднимали вопрос о необходимости изучения истории ветеринарии в институтах.

Ветеринария возникла в глубокой древности в связи с потребностя­ми человека. Она прошла сложный путь накопления и совершенствования знаний. Слово «ветеринария» происходит от латинского veterinarius— ухаживающий за скотом, лечащий скот. Впервые оно встречается в тракта­те римского писателя-агронома Колумеллы «О сельском хозяйстве» (I в. н. э.). В русских источниках появление термина «ветеринария» относится к началу XIX в.

История развития ветеринарии, насчитывающая более 4,5 тысяч лет, подразделяются на 3 периода: примитивная, народная и профессиональная ветеринария.

Период примитивной ветеринарии характеризуется медленным накоплением знаний и опыта обращения с животными и растительным миром. Человек учился распознавать питательные, лечебные и вредные свойства растений. Накопились знания о слабительных и рвотных средствах, противоядиях, об использовании органов животных для внутреннего и наружного применения. К сожалению, в этот период человек был беспомощен перед силами природы. Происхождение болезней человека и животных связывали с вселением дух в тело больного и исцеляли путем устрашающих приемов и применении различных амулетов. Затем в сознании человека мир представлялся естественным, материальным с одной стороны, сверхъестественным и населенными духами с другой. «Двойники», в виде духов были у людей, животных, растений, камней и т.д. Гром, молния, огонь имели собственных духов. В этот период «лечения» больных людей и животных осуществлялось путем борьбы с духами, демонами, бесами. Влияние злых духов, поражающих человека и животных, рассматривались карающей силой. Появились методы борьбы с болезнями путем использования амулетов, заговоров, заклинаний, которые должны были предохранять человека и животных от проникновения в их тело злых духов. Отдельные люди стали заниматься примитивным врачеванием, их называли знахарями. С возникновением первобытных служителей культа – жрецов произошло слияние функций жрецов и знахарей, что совпало с периодом формирования религий. Религиозные деятели стали рассматривать болезни как следствие гнева богов. Примитивная ветеринария продолжала развиваться и в период господства религии.

Период народной ветеринарии характеризуется преемственностью знаний и опыта, накопленных на ранней стадии развития примитивной ветеринарии и дальнейшим обогащением ветеринарной деятельности результатами практического познания природы, новыми способами и средствами лечения животных.

Народная ветеринария (скотолечение), возникла в период развития человека, когда он стал приру­чать и одомашнивать диких животных отдельных видов. Развитию народ­ной ветеринарии, как и медицины, способствовало возникновение гончар­ного производства и появление глиняной посуды, что дало возможность не только варить и хранить пищу, но и приготовлять лекарства («снадобья») для лечения больных людей и домашних животных.

В период патриархата скотовладелец был и пастухом, и животново­дом, и скотским лекарем. Разумеется, это была примитивная народная ве­теринария — оказание первой помощи больному домашнему животному при небольших травмах, родах и т. п. В качестве лекарств использовали те же средства, что и для людей, — лечебные травы, золу и др.

К числу древнейших дославянских племен, населивших территорию нашей страны, относятся трипольцы, жившие на территории современной Украины (конец 4-го—начало 2-го тысячелетия до н. э.). Археологические расгопки и исследования Трипольской материальной культуры в районе села Триполье на Днепре (вблизи г. Киева) показывают, что эти племена занимались земледелием и животноводством и вели оседлый образ жизни. При раскопках обнаружены кости такие же, как почти у 80 % современных домашних животных. Трипольцы жили в глинобитных домах родовой семьей. Поселения строились замкнутым кругом, а внутри его располагались загоны для животных. Трипольцы употребляли в пищу молоко, молочные продукты, говядину, баранину и другое мясо. Одевались в одежду, сшитую из грубой льняной и шерстяной ткани, а также из шкур домашних животных. Стригли шерсть у овец, заготовляли сено животным на зиму. Это подтверждают археологические находки: медные ножницы, серпы и косы, а также каменные формы для отливки их.

В период первобытнообщинного строя у населения скопилось боль­шое количество домашних животных различных видов. Появились круп­ные скотовладельцы, которые вынуждены были нанимать в пастухи более бедных людей из своего рода, чтобы они пасли и ухаживали за скотом, обеспечивали его кормом. Так развилось пастушество, которое явилось мощным стимулом для развития не только различных отраслей животно­водства, но и народной ветеринарии— скотолечения, в частности зооги­гиены, акушерства, хирургии, лекарственного травоведения, кормоведения и др. Пастухи собирали, сушили и сохраняли лечебные растения (листья, цветы, корни), отличали по внешним признакам ядовитые травы от неядо­витых. Оказывали первую ветеринарную помощь животным при родах, различных травмах, полученных во время пастьбы, нападения хищных зверей. Кастрировали жеребцов, быков, баранов и хряков. Кроме лечебных трав, пастухи использовали лекарственные вещества животного происхо­ждения: жир, костный мозг, кровь, печень, желчь, куриные яйца и др. Та­ким образом, пастухи в известной степени были первыми народными вете­ринарными акушерами, терапевтами, хирургами и фармакологами.

Современные историки отечественной медицины отмечают, что пас­тухи первобытнообщинного строя оказали положительное влияние на



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 2141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.85.170 (0.018 с.)