Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Все сочинения по литературе за 9 класс

Поиск

Все сочинения по литературе за 9 класс

 

 

Коллектив Авторов

 

 

Данный сборник предназначен для школьников и абитуриентов. В этот сборник входят сочинения по древнерусской литературе, литературе XVIII в. Он позволит вам отлично написать сочинения по литературе.

 

Содержание

Древнерусская литература

1. Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве»

2. Князь Игорь – герой «Слова о полку Игореве»8

Литература XVIII в.

3. Анализ оды М. В. Ломоносова «На день восшествия Елизаветы Петровны»

4. Восприятие, истолкование и оценка оды Г. Р. Державина «Фелица»

5. Восприятие, истолкование, оценка стихотворения Г. Р. Державина «Властителям и судиям»

6. Сопоставительный анализ духовных од М. В. Ломоносова и оды «Бог» Г. Р. Державина

Литература XIX в.

В. А. Жуковский

7. Восприятие, истолкование, оценка стихотворения В. А. 19 Жуковского «Песня»

8. Восприятие, истолкование, оценка стихотворения В. А. 20 Жуковского «Море»

9. Основные мотивы стихотворений В. А. Жуковского 21 «Море» и «Вечер»

10. «Баллада В. А. Жуковского „Светлана“ (герои и сюжет)»

А. С. Грибоедов

11. Фамусов и Молчалин в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

12. Смысл названия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

13. Жанровое своеобразие пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума»

А. С. Пушкин

14. Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина

15. В чем своеобразие любовной темы в лирике А. С. Пушкина

16. Стихотворение А. С. Пушкина «К морю» (восприятие, истолкование, оценка)

17. Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье…») (вместо анализа стихотворения «Я вас любил…»)

18. Стихотворение А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (восприятие, истолкование, оценка)

19. Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Отцы- пустынники и жены непорочны…»

20. Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К морю»

21. Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Поэту»

22. Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Я вас любил: любовь еще, быть может …»

23. Философские мотивы лирики А. С. Пушкина

24. Образ Онегина в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

25. Изображение столичного и поместного дворянства в романе «Евгений Онегин»

26. Почему Онегин обречен на одиночество? (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)

М. Ю. Лермонтов

27. Пари Печорина с Вуличем в главе «Фаталист» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

28. «Как часто пестрою толпою окружен» (анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова)

29. «Дума» (анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова)

30. Печорин и контрабандисты (анализ главы «Тамань» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

31. Печорин и горцы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

32. «Родина» (анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова)

33. «Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля» (В. Г. Белинский)

34. Мотивы лирики Лермонтова и проблематика романа «Герой нашего времени»

35. Дуэль Печорина с Грушницким (анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

36. «Выхожу один я на дорогу» (анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова)

37. «Пророк» (анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова)

38. Как Печорин относится к проблеме судьбы? (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Н. В. Гоголь

39. Чичиков у Плюшкина (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)

40. Хлестаков и хлестаковщина в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

41. Беседа Чичикова с Маниловым (по поэме Н. В. Гоголя)

42. Над чем смеется и грустит Гоголь в «Мертвых душах»

43. Встреча Чичикова с Ноздревым в трактире

44. Столкновение экипажей (анализ эпизода главы 5-й первого тома поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»)

45. Роль личных отступлений в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

46. Противоположность характеров Чичикова и Ноздрева

47. Чиновники города в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

48. Крестьянские образы в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

49. Образ Чичикова в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

50. Знакомство Чичикова с городом NN (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)

51. Быт и нравы губернского города NN (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)

52. Визит Чичикова к помещице Коробочке (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)

 

Древнерусская литература

Литература XVIII в.

Литература XIX в.

В. А. Жуковский

А. С. Грибоедов

А. С. Пушкин

М. Ю. Лермонтов

27. Пари Печорина с Вуличем в главе «Фаталист» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

 

Роман М. Ю. Лермонтова создан в эпоху правительственной реакции, которая вызвала к жизни целую галерею «лишних людей». Григорий Александрович Печорин, с которым русское общество познакомилось в 1839–1840 г., принадлежал именно к этому типу. Это человек, который даже не знал, зачем он жил и для какой цели родился.

«Фаталист» – это одна из самых сюжетно напряженных и в то же время идейно насыщенных глав романа. Она состоит из трех эпизодов, своеобразных экспериментов, которые то подтверждают, то отрицают существование предопределения, предуготованной человеку судьбы.

Вулич – натура столь же волевая и действенная, как Печорин, но в отличие от него не он сомневается в существовании предопределения. Вулич предлагает «испробовать на себе, может ли человек своевольно располагать своею жизнью, или каждому… заранее назначена роковая минута». Все протестуют против такого смертельного эксперимента, и только Печорин поддерживает Вулича и заключает с ним пари. Первоначальная осечка, а затем последовавший за ним выстрел помогли Вуличу не только сохранить свою жизнь, но и выиграть пари. На какое‑то время Печорин начинает верить в существование предопределения, хотя его смущает, почему ему почудилось, что он видел на лице Вулича перед его выстрелом своеобразную «печать смерти», которою он воспринял как «отпечаток неизбежной судьбы».

Следующий эпизод не только не опровергает, а еще больше подтверждает, казалось, крепнувшее в Печорине убеждение в существовании предопределения. Встретившись в ту же ночь с пьяным казаком, Вулич погибает. Как тут было вновь не задуматься «насчет странного предопределения, которое спасло его от неминуемой смерти за пол часа до смерти» и обрушилось на него, когда ее меньше всего было можно ожидать? К тому же трагическая гибель Вулича начинала казаться теперь Печорину совсем не случайной, он, оказывается, не ошибся: «Я предсказал невольно бедному его судьбу; мой инстинкт не обманул меня, я точно прочел на его изменившемся лице печать близкой кончины».

Третий эпизод словно зеркально воспроизводит опыт Вулича в испытании судьбы, только теперь главным ее исполнителем становится сам Печорин. Во время толков и споров, как обезвредить обезумевшего убийцу, запершегося в пустой хате с пистолетом и шашкой, Печорин вдруг принимает решение в свою очередь проверить на себе, существует ли предопределение: «В эту минуту у меня промелькнула странная мысль: подобно Вуличу я вздумал испытать судьбу». Он неожиданно открывает ставень и бросается «в окно головой вниз». И хотя казак успел выстрелить, и «пуля сорвала эполет» у Печорина, он успел схватить убийцу за руки; казаки ворвались, преступник был «связан и отведен под конвоем». «После всего этого как бы кажется, не сделаться фаталистом?» – говорит Печорин. Но в том то и дело, что Печорин не спешит с выводами, особенно в таких «метафизических» вопросах, как именовали тогда коренные философские проблемы бытия. Печорин хорошо знает, «как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка».

Вулич как истинный фаталист целиком вверяется року и, полагаясь на предначертанность своей и каждой судьбы, без всяких приготовлений спускает курок пистолета, приставленного себе к виску. Совсем иначе действует в подобном же «испытании судьбы» Печорин. Это только на первый взгляд кажется, что он бросается в окно к казаку‑убийце очертя голову. На самом деле совершает он это предельно расчетливо, заранее все, взвесив и предусмотрев множество деталей и обстоятельств. Это был не «слепой» риск Вулича, а осмысленная человеческая храбрость, осуществляемая с «открытыми глазами».

Таким образом, если и можно говорить о фатализме Печорина, то как об особом, «действенном фатализме». Не отрицая наличия сил и закономерностей, во многом определяющих жизнь и поведение человека, Печорин не склонен на этом основании лишать человека свободы воли, как бы уравнивая в правах и первое и второе.

Печорин как духовно независимая, внутренне суверенная личность опирается в своих действиях прежде всего на себя, на свои чувства, разум и волю, а не на Божественный «промысел», не на небесные предначертания, в которые так верили когда‑то «люди премудрые». Отчет в поступках, прежде всего перед собой увеличивал не только меру свободы личности, но и ее ответственности – и за свою судьбу, и за судьбу мира,

 

28. «Как часто пестрою толпою окружен» (анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова)

 

«Как часто пестрою толпою окружен…» – одно из самых значительнейших стихотворений Лермонтова, по своему обличительному пафосу близкое к «Смерти поэта». Творческая история стихотворения доныне являлась предметом неутихающих споров исследователями. Стихотворение имеет эпиграф «1‑е января», указывающий на его связь с новогодним балом. По традиционной версии П. Висковатого, это был маскарад в Дворянском собрании, где Лермонтов, нарушив этикет, оскорбил двух сестер. Обратить внимание на поведение Лермонтова в это момент оказалось неудобным: «это значило бы предавать гласности то, что прошло незамеченным для большинства публики». Но когда в «Отечественных записках» появилось стихотворение «Первое января», многим выражения в нем показались непозволительными. И. С. Тургенев в «Литературных и житейских воспоминаниях» (1869 г.) утверждал, что сам видел Лермонтова в маскараде дворянского собрания «под новый 1840 г.»: «…ему не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось, что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества. Быть может ему приходили в голову те стихи:

 

Когда касаются холодных рук моих

С небрежной смелостью красавиц городских

Давно бестрепетные руки…»

 

В настоящее время установлено, что в Дворянском собрании не было маскарада. Это как будто бы превращает сообщение Висковатого в легенду. Высказывалось предположение, что выходка Лермонтова все же имела место, но задолго до его новогоднего стихотворения, и относилась она ни к царским дочерям, как это считалось раньше, а к императрице; именно к январю и февралю 1839 г. относятся ее посещения маскарада в Дворянском собрании, где под маской она «интриговала» близких друзей Лермонтова. В эти же дни она интересовалась ненапечатанными стихотворениями Лермонтова, которые ей доставляли те же маскарадные партнеры – Соллогуб и В. А. Перовский, прочитавший ей «Демона» по рукописи 9 февраля 1839 г. Возможно, что глухие рассказы о маскарадных происшествиях в 1839 г. и впечатления от новогодних стихотворений в 1840 г. слились в памяти современников в один эпизод.

Не вызывает, однако, сомнений, что опубликование стихотворения повлекло за собой новые гонения на Лермонтова.

С юных лет светское общество, с которым Лермонтов был связан рождением и воспитанием, олицетворяло в его глазах все лживое, бесчувственное, жестокое лицемерие. И он имел смелость в своих стихотворениях высказать все, что о них думает. В мире, где нет ни чести, ни любви, ни дружбы, ни мыслей, ни страстей, где царят зло и обман, – ум и сильный характер уже отличают человека от светской толпы.

Значение стихотворения не сводится только к обличению «большого света». Оно глубоко и многозначно. Тема маскарада здесь символична. Речь идет не только о бале, а о бездушии и фальши светского общества. Обнаруживается парадокс: то, что непосредственно окружает поэта, оказывается призрачным видимым «как будто бы сквозь сон», и, напротив, воображаемое прошлое оказывается подлинной реальностью, описанной точным вещественно‑предметным языком:

 

«И вижу я себя ребенком; и кругом

Родные все места – высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей…»

 

Когда я прочитала это стихотворение, то мне показалось что в нем автор выплеснул всю свою боль и горечь. Он очень сильно скучает по своему детству. Ему очень хочется вернуться в родные места. И в то же время он ненавидит всех бездушных людей, которые его окружают:

 

…О, как мне хочется смутить веселость их

и дерзко бросить им в глаза железный стих,

облитый горечью и злостью.

 

 

29. «Дума» (анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова)

 

И скажите, в чем загадка чередования периодов истории? В одном и том же народе, за каких‑нибудь десять лет спадает вся общественная энергия, импульсы доблести, сменивши знак, становятся импульсами трусости.

А. Солженицын

 

Это стихотворение зрелого Лермонтова, обнажающее общественно‑духовный кризис после декабрьского поколения. Оно замыкает предшествующие нравственные, социальные и философские искания поэта, подводят итог прошлому душевному опыту, отражая бесцельность личных и общественных усилий лермонтовского поколения, направленных на достижение положительных ценностей. Трагедия поэта объясняется теперь не только враждебность света, но рассматривается в связи с общественными условиями. Эти стихи идейно связаны с «Думой».

Настроениям «Думы» созвучна лирика декабристов, созданная после восстания поэтов‑любомудров. Центральная идея «думы» – осуждение общественной инертности и духовной апатии «поколения», неспособного «угадать» свое предназначение и найти положительные гражданские и нравственные цели – определила структуру стихотворения. Кольцевая композиция подчеркивает беспросветное будущее поколения («Его грядущее иль пусто иль темно» – «И прах нам со строгостью судьбы и гражданина Потомок оскорбит презрительным стихом…») Мысль о бездействии поколения, многократно варьируясь, оказывается замкнутой, этот глубокий элегиям поддержан падающим ритмом, создаваемым укороченными стихами и последовательным уменьшением ударений в стихотворении.

Личную трагедию Лермонтов осмыслил и как трагедию поколения. Уже в первой строке лирического «Я», социальное раздумье которого составляет предмет стихотворения, становится частью «обличаемого» целого: «Все то, что присуще поколению, присуще и автору, и это делает его разоблачение особенно горьким. Однако энергия страстного отрицания противостоит полной поглощенности лиричного „Я“ инертным „целым“. Непокорность, непримиримость „я“ прорывается в резко оценочных эпитетах, осуждающих „мы“. „Дума“ становится неотъемлемой его частью.

В этом стихотворении Лермонтов размышляет о настоящем и будущем России. Он говорит о том, что потомки не простят им бездействия: «И прах наш с гордостью судьи и гражданина потомок оскорбит презрительным стихом».

Поэтическая мысль «Думы» реализуется во внутреннем эстетичному движении от элегической интонации печального размышления к мрачному трагическому обобщению, от высокой романтической ноты – к скорбной и горькой иронии. Рядом со словами, освященными традициями психологической и гражданской лирики, широко вводятся слова философского и этического содержания, а также прозаизм.

Чем дальше развенчивается поколение, тем прозаичнее стиль, не лишенный, однако, ораторского – инъективного одушевления резких оценочно экспрессивных эпитетов.

Смена интонаций и сочетание в «Думе» различных стилистических пластов обусловила своеобразие жанровой формы, отличной как от унылой элегии, так и от высокой сатиры. Современники были потрясены тоном стихотворения, писали о лирическом «вопле», стоне души, об обличении в нем «черной стороны нашего века», и не могли не признать суровой, беспощадной, хотя и мрачной, правды, заключенной в нем.

Несмотря на голоса критиков, отметивших в «Думе» неосновательность субъективной оценки всего поколения, стихотворение вызвало громкий общественный резонанс, заставив «многих вздрогнуть». «Дума» создала особую жанровую позицию в русской лирике – социальной элегии, проникнутой глубоким трагизмом. В этом произведении поэт осуждает свое поколение при отождествлении себя с ним.

В думе поэт упрекает современников за душевный холод, за отсутствие твердых убеждений, за неспособность к действию, за творческое бесплодие.

 

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы

Перед опасностью позорно равнодушны,

И перед властию – презренные рабы.

 

Тяжелое положение в николаевской России Лермонтов переживал как личное горе. В этом стихотворении отразилась его боль, связанная с пассивностью молодого поколения и утратой истинных ценностей.

 

Н. В. Гоголь

Все сочинения по литературе за 9 класс

 

 

Коллектив Авторов

 

 

Данный сборник предназначен для школьников и абитуриентов. В этот сборник входят сочинения по древнерусской литературе, литературе XVIII в. Он позволит вам отлично написать сочинения по литературе.

 

Содержание

Древнерусская литература

1. Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве»

2. Князь Игорь – герой «Слова о полку Игореве»8

Литература XVIII в.

3. Анализ оды М. В. Ломоносова «На день восшествия Елизаветы Петровны»

4. Восприятие, истолкование и оценка оды Г. Р. Державина «Фелица»

5. Восприятие, истолкование, оценка стихотворения Г. Р. Державина «Властителям и судиям»

6. Сопоставительный анализ духовных од М. В. Ломоносова и оды «Бог» Г. Р. Державина

Литература XIX в.

В. А. Жуковский

7. Восприятие, истолкование, оценка стихотворения В. А. 19 Жуковского «Песня»

8. Восприятие, истолкование, оценка стихотворения В. А. 20 Жуковского «Море»

9. Основные мотивы стихотворений В. А. Жуковского 21 «Море» и «Вечер»

10. «Баллада В. А. Жуковского „Светлана“ (герои и сюжет)»

А. С. Грибоедов

11. Фамусов и Молчалин в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

12. Смысл названия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

13. Жанровое своеобразие пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума»

А. С. Пушкин

14. Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина

15. В чем своеобразие любовной темы в лирике А. С. Пушкина

16. Стихотворение А. С. Пушкина «К морю» (восприятие, истолкование, оценка)

17. Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье…») (вместо анализа стихотворения «Я вас любил…»)

18. Стихотворение А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (восприятие, истолкование, оценка)

19. Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Отцы- пустынники и жены непорочны…»

20. Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К морю»

21. Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Поэту»

22. Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Я вас любил: любовь еще, быть может …»

23. Философские мотивы лирики А. С. Пушкина

24. Образ Онегина в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

25. Изображение столичного и поместного дворянства в романе «Евгений Онегин»

26. Почему Онегин обречен на одиночество? (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)

М. Ю. Лермонтов

27. Пари Печорина с Вуличем в главе «Фаталист» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

28. «Как часто пестрою толпою окружен» (анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова)

29. «Дума» (анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова)

30. Печорин и контрабандисты (анализ главы «Тамань» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

31. Печорин и горцы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

32. «Родина» (анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова)

33. «Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля» (В. Г. Белинский)

34. Мотивы лирики Лермонтова и проблематика романа «Герой нашего времени»

35. Дуэль Печорина с Грушницким (анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

36. «Выхожу один я на дорогу» (анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова)

37. «Пророк» (анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова)

38. Как Печорин относится к проблеме судьбы? (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Н. В. Гоголь

39. Чичиков у Плюшкина (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)

40. Хлестаков и хлестаковщина в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

41. Беседа Чичикова с Маниловым (по поэме Н. В. Гоголя)

42. Над чем смеется и грустит Гоголь в «Мертвых душах»

43. Встреча Чичикова с Ноздревым в трактире

44. Столкновение экипажей (анализ эпизода главы 5-й первого тома поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»)

45. Роль личных отступлений в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

46. Противоположность характеров Чичикова и Ноздрева

47. Чиновники города в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

48. Крестьянские образы в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

49. Образ Чичикова в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

50. Знакомство Чичикова с городом NN (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)

51. Быт и нравы губернского города NN (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)

52. Визит Чичикова к помещице Коробочке (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)

 

Древнерусская литература



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.153 (0.015 с.)