Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Федеральная миграционная служба подведомственна↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Министерству внутренних дел; 2. Федеральной службе безопасности; 3. Президенту Российской Федерации; 4. Правительству Российской Федерации; 5. Министерству здравоохранения и социального развития.
Радел 4. Методические рекомендации для преподавателя дисциплины
Учебные занятия – важнейшая часть учебного процесса, в ходе которого осуществляются теоретическое обучение, выработка у студентов и слушателей умений и навыков по профилю подготовки, контроль усвоения программного материала и их воспитание. Основными видами учебных занятий, проводимых в высшем учебном заведении, являются лекции, семинарские, практические занятия, самостоятельная подготовка, зачеты, экзамены. При подготовке к проведению занятия преподаватели должны учитывать подготовленность обучаемых к восприятию учебного материала дисциплины, раздела, темы, конкретного занятия, особенности содержания и уровень довузовской подготовки в школах, наличие жизненного опыта, содержание ранее изученных дисциплин и предшествующих тем данной учебной дисциплины На всех видах учебных занятий преподаватели должны использовать методы активного обучения, обеспечивающие создание таких предпосылок и условий, при которых у обучаемых создаются положительные мотивы, способствующие активизации их творческой познавательной деятельности. Самостоятельная подготовка студентов и слушателей является важной составной частью учебно-воспитательного процесса и имеет целью: - закрепление и углубление знаний и навыков, полученных на всех видах аудиторных занятий; - подготовку к предстоящим занятиям, зачетам и экзаменам; - формирование культуры умственного труда, самостоятельности и инициативы в поиске и приобретении знаний. Самостоятельная подготовка должна носить систематический и непрерывный характер в течение всего периода обучения. Преподавательский состав обязан постоянно учить студентов и слушателей на всех видах занятий самостоятельно углублять свои знания, приобретать умения и навыки, заботиться, чтобы выдаваемые задания соответствовали фактическому времени, которым располагают обучаемые, использовать эффективные меры контроля качества отработки учебного материала.
Методические рекомендации по организации и проведению лекций Лекции являются одним из важнейших видов учебных занятий и составляют основу теоретической подготовки студентов и слушателей. Они имеют целью дать систематизированные основы научных знаний по изучаемой дисциплины, раскрыть состояние и перспективы прогресса в конкретной области науки, сконцентрировать внимание на наиболее сложных и узловых вопросах. Лекции должны стимулировать активную познавательную деятельности обучаемых, способствовать формированию творческого мышления. Содержание лекций в значительной степени определяет содержание и характер других видов занятий и задачи самостоятельной работы студентов и слушателей над учебной дисциплиной. В лекции указываются трудные, нерешенные вопросы, возможные пути их решения, побуждая обучаемых к размышлениям, творческой самостоятельной работе, направляя их не только на изучение учебной дисциплины, но и на знакомство с общей и специальной литературой. Лекция базируется на сведениях, изложенных в предшествующих учебных дисциплинах, и обеспечивает в должной мере изучение последующих учебных дисциплин. Каждая лекция представляет собой логически законченное целое. Методика чтения лекции заранее продумывается. Особое внимание при этом обращается на следующие вопросы: - четкость постановки и формулировки рассматриваемых вопросов, показ их важности, связь излагаемых вопросов с предшествующим материалом; - включение новых вопросов, не содержащихся в учебных пособиях, поиск методов и приемов изложения материала, подбор примеров, способствующих раскрытию основного содержания лекции; - наглядность в изложении материала, плакатов, макетов, диапозитивов, диафильмов, кинофрагментов; - управление самостоятельной работой студентов и слушателей с учетом имеющейся по данной учебной дисциплине учебной литературы. В ходе чтения лекции преподаватель поддерживает контакт с аудиторией, используя для активизации познавательной деятельности различные приемы, показ макетов, демонстрации фильмов и т.д., привлечение слушателей к выполнению простых выкладок, обсуждению рассматриваемых вопросов. Лектор следит за своей речью, формой ведения записей на классной доске, регулирует темп речи в зависимости в зависимости от излагаемого материала, степени обеспеченности дисциплины учебной литературой. Темп лекции должен позволять студентам и слушателям записывать основные положения. Однако превращать лекцию в диктовку материала под запись недопустимо. В конце лекции даются обобщения, выводы и указания по самостоятельной работе. Лектор систематически следит за усвоением студентами и слушателями ранее пройденного материала, проводит периодический контрольный опрос обучаемых, просматривает их конспекты и вызывает на собеседование.
Методические рекомендации по подготовке к проведению семинарского занятия Семинарское занятие проводится с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы обучающихся с учебной и научной литературой. Оно должно обеспечить живое, творческое обсуждение учебного материала в форме дискуссии, обмена мнениями по рассматриваемым вопросам. Семинарское занятие может содержать элементы практического занятия, например, решения задач. Современное семинарское занятие имеет следующие основные функции. Познавательная. Позволяет организовать творческое, активное изучение теоретических и практических вопросов через непосредственное общение преподавателя с обучаемыми, дает возможность внесения необходимых корректив в понимание изучаемого материала, закрепляет и расширяет полученных в ходе лекций знания. Воспитательная. Осуществляя связь теоретических знаний с практикой, формирует единство взглядов преподавателя и студентов по кругу рассматриваемых проблем, развивает способность у обучающихся к самостоятельности в формулировании и обосновании суждений, дает широкие возможности преподавателю для индивидуальной работы с обучаемыми. Контрольная. Предоставляет возможность преподавателю оценить уровень знаний обучаемых, качество их самостоятельной работы. Подготовке студентов и слушателей к семинару, как правило, предшествует соответствующий лекционный блок. Между проведенной лекцией и семинарским занятиям должен быть предусмотрен значительный временной интервал. За это время обучаемые имеют возможность ознакомиться с планом семинара, изучить и законспектировать рекомендованную литературу, основные нормативные правовые акты по теме. Обычно на семинарское занятие выносятся несколько вопросов. Кроме них на семинарском занятии может быть заслушан и обсужден доклад (сообщение) на актуальную тему, с которым обычно выступают наиболее подготовленные студенты и слушатели. Докладчику целесообразно заблаговременно в индивидуальном порядке получить у преподавателя методические рекомендации по подготовке доклада. По наиболее сложным вопросам обучаемые также могут проконсультироваться у преподавателя в ходе подготовки к семинарскому занятию.
Методические рекомендации по организации семинарских занятий Во вступительной части семинарского занятия преподаватель формулирует основные цели и задачи семинара, показывает место и значение обсуждаемой темы, определяет ключевые проблемы и указывает порядок проведения занятия. Обучаемые должны быть нацелены на рассмотрение поставленных вопросов в тесной теории с практикой. После вступительного слова преподавателя целесообразно заслушать доклад (сообщение) одного из обучаемых (если семинарское занятие проводится с докладчиком). В тоже время выступление докладчика может быть заслушано и позже, например, в конце семинара, в зависимости от принятого порядка рассмотрения основных поставленных вопросов семинара. В докладе студент или слушатель должен глубоко рассмотреть заявленную проблему, а не стремиться затронуть все вопросы, стоящие в плане занятия. Если это обзор литературы, правовых источников, то он должен быть обстоятельным и критическим. Продолжительность доклада целесообразно ограничить 10-15 минутами. После выступления докладчика ему могут быть заданы вопросы, которые возникли у студентов или слушателей по ходу доклада. Если докладчик не в состоянии ответить на какой-либо из них, то по усмотрению преподавателя этот вопрос может быть поставлен на обсуждение всей группы в ходе обсуждения доклада или в заключительном слове преподавателя. На семинарском занятии опрос обучаемых строится на сочетании добровольно желающих выступить и выступлений по выбору (вызову) преподавателя. Регулирование выступлений на семинаре усиливает контрольные функции и способствует более тщательной подготовке обучаемых к следующим семинарским занятиям. Выступления должны быть содержательными, логичными, аргументированными и не превышать 10 минут. Вмешательство преподавателя в выступление студента или слушателя возможно только в тех случаях, когда необходимо поправить выступающего, если он допустил грубую ошибку или выступление уходит в сторону от обсуждаемого вопроса. Вместе с тем, целесообразно дать возможность самим обучаемым указать выступающему на его ошибки, при этом преподаватель может задавать уточняющие вопросы. Преподаватель должен поощрять стремление обучаемых к активному обсуждению темы и выяснению дополнительных вопросов по теме семинара. Рассмотрение каждого вопроса семинара следует завершать обобщающими суждениями преподавателя. В ходе семинара допускается проведение краткого письменного опроса, выдача персональных заданий студентам и слушателям и других форм индивидуального контроля подготовленности их к занятиям. В заключение семинарского занятия преподавателю необходимо довести итоги состоявшегося обсуждения вопросов в следующем порядке: - дать общую характеристику подготовленности группы к семинару, оценить каждого выступающего, подчеркивая положительные и отрицательные стороны их выступлений; - провести анализ доклада (сообщения) и выступлений обучаемых в ходе его обсуждения, результаты рассмотрения остальных вопросов семинара; - выдать рекомендации докладчику и всем выступающим. Кроме того, преподавателю следует обратить внимание: - насколько правильно умеют реагировать обучаемые на неточные или ошибочные выступления, суждения; - на характер поставленных обучаемыми вопросов к докладчику и выступающим; - на научную глубину и общую культуру дискуссии. Обращая внимание на ошибки, допущенными выступающими в ходе семинара, преподаватель в обязательном порядке должен дать точное, научно обоснованное толкование вопроса. В заключительном слове, которое не должно превышать 10-15 минут, преподаватель также отвечает на вопросы, которые были заданы ему обучаемыми в конце семинара.
Раздел 5. Методические рекомендации для студентов
В ходе обучения студенты и слушатели должны получить теоретические знания об основных принципах категориях отрасли и науки административного права; научиться правильно толковать и применять нормы административного права; давать свою оценку деятельности органов исполнительной власти, осуществляющих административно-правовое регулирование в отдельных отраслях и сферах управления; уметь квалифицировать отдельные виды административных правонарушений и знать порядок наложения административных наказаний. Нужно учитывать, что рекомендуемый материал не в состоянии полностью отразить действующую систему нормативных правовых актов, которая находится в постоянном развитии. Поэтому обучаемые должны сами постоянно внимательно следить за изменениями в административном законодательстве, за теми изменениями, которые происходят в сфере деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления. Самостоятельная подготовка проводится ко всем занятиям. При подгтовке к занятиям обучаемые должны изучить вопросы, выносимые на обсуждение в аудитории, подготовить тезисы ответа по каждому вопросу, выполнить иные задания к предстоящему занятию. Являясь необходимым элементом дидактической связи различных методов обучения между собой, самостоятельная работа студентов и слушателей призвана обеспечить более глубокое, творческое усвоения понятийного аппарата учебной дисциплины «Административное право», содержание основных нормативных правовых актов и литературы. Организация самостоятельной работы должна строиться по системе поэтапного освоения учебного материала. Метод поэтапного изучения включает в себя предварительную подготовку, непосредственное изучение теоретического содержания источника, обобщение полученных знаний. Предварительная подготовка включает в себя уяснение цели изучения материала, оценка широты информационной базы анализируемого вопроса, выяснение его научной и практической актуальности. Изучение теоретического содержания заключается в выделении и уяснении ключевых понятий и положений, выявлении их взаимосвязи и систематизации. Обобщение полученных знаний подразумевает широкое осмысление теоретических положений через определение их места в общей структуре изучаемой дисциплины и их значимости для практической деятельности.
Методические рекомендации по работе с источниками права Самостоятельная работа призвана, прежде всего, сформировать у студентов и слушателей навыки работы с нормативными правовыми актами. При анализе нормативных правовых актов обучаемые должны научиться правильно фиксировать основные реквизиты документа (полное официальное название, когда и каким государственным органом был принят, где и кем подписан, где опубликован), порядок вступления в силу и сферу действия. При этом каждый нормативный правовой акт должен быть рассмотрен не изолировано, а в рамках его системной связи с нормами других отраслей права. Следует обратить особое внимание при самостоятельном изучении источников на новую терминологию, без знания которой студенты и слушатели не смогут усвоить содержание документа в целом. В этих целях, как показывает опыт, незаменимую помощь оказывают всевозможные справочные юридические издания, прежде всего, энциклопедического характера.
Методические рекомендации по работе с учебной и научной литературой Самостоятельная работа предполагает тщательное освоение учебной и научной литературы по изучаемым темам дисциплины «Административное право». При самостоятельном изучении основной рекомендованной литературы обучаемым необходимо обратить главное внимание на узловые вопросы темы в самом тексте. Для этого необходимо внимательно ознакомиться с содержанием соответствующего блока информации, структурировать его и выделить в нем центральное звено. Обычно это бывает ключевое определение или совокупность сущностных характеристик рассматриваемого объекта. Для того, чтобы убедиться, насколько глубоко усвоено содержание темы, в конце соответствующих глав и параграфов учебных пособий обычно дается перечень контрольных вопросов, на которые обучаемый должен уметь дать четкие и конкретные ответы. Работа с дополнительной литературой предполагает умение обучаемых выделять в ней необходимый аспект изучаемой темы (то, что в данном труде относится непосредственно к изучаемой теме). Это важно в связи с тем, что к дополнительной литературе может быть отнесен широкий спектр нормативных правовых актов и научных работ, в которых исследуемый вопрос рассматривается либо частично, либо с какой-то одной точки зрения, порой нетрадиционной. В своей совокупности изучение таких подходов существенно обогащает научный кругозор обучаемых. В данном контексте следует учесть, что дополнительную литературу целесообразно прорабатывать, во-первых, на базе уже освоенной основной литературы, и, во-вторых, изучать комплексно, всесторонне, не абсолютизируя чью-либо субъективную точку зрения. Для получения необходимых книг или иной литературы следует обратиться на абонемент или в читальный зал. В отделе абонемента литературу получают для работы на дом, в читальном зале литература на дом не выдается. При отсутствии книги в фонде данной библиотеке ее можно заказать из фондов других библиотек города или других городов страны. Для этого заполняется бланк-заказ межбиблиотечного абонемента (МБА). Такой литературой разрешается пользоваться только в читальном зале и в течении строго определенного времени. Более подробная информация о порядке библиотечного обслуживания вывешивается для ознакомления в каждой библиотеке и ее подразделениях. После того, как необходимая литература (книги, журналы, газеты и т.д.) получена, необходимо правильно организовать работу с ней. В самостоятельной работе студентов и слушателей особая роль отводится умению работать с книгой, так как во многом эффективность обучения, общая культура и профессиональный уровень специалиста определяются этим умением. Труд над книгой развивает память и творческое мышление. Особенно продуктивно чтение книг разных авторов по одному и тому же вопросу. В процессе такого чтения студент или слушатель сопоставляет разные точки зрения, проявляет самостоятельность в выборе оценки тех или иных положений. Он совершенствует свое умение подбирать убедительные, научно обоснованные аргументы, логически мыслить. Навык работы с книгой позволяет эффективно использовать время, способствует систематическому накоплению знаний. Обязательный элемент самостоятельной работы с книгой – ведение необходимых записей. Основными общепринятыми формами записей являются конспект, выписки, тезисы, аннотации, резюме, план. Конспект – это краткое письменное изложение содержания правового источника, статьи, доклада, лекции, включающее в сжатой форме основные положения и их обоснование. Выписки – это краткие записи в форме цитат (дословное воспроизведение отрывков источника, произведения, статьи, содержащих существенные положения, мысли автора), либо лаконичное, близкое к тексту изложение основного материала. Тезисы – сжатое изложение ключевых идей прочитанного источника или произведения. Аннотации, резюме – это соответственно предельно краткое обобщающее изложение содержания текста, критическая оценка прочитанного документа или произведения. В целях конструирования содержания изучаемой работы целесообразно составлять ее план, который должен раскрывать логику построения текста, а также способствовать лучшей ориентации обучаемых в содержании произведения. Основные положения нормативных правовых актов и рекомендованной литературе по каждой теме должны быть изучены и законспектированы в специально отведенной для этого тетради. Самостоятельная работа обучаемых будет эффективной и полезной в том случае, если она будет построена исходя из понимания обучаемыми необходимости максимально широкого охвата информационно-правовых источников, что вполне достижимо при научной организации учебного труда.
Методические рекомендации докладчику Перед написанием доклада обучаемому необходимо вникнуть в сущность правовой проблемы, которую ему предстоит освещать. Для этого обучаемому нужно иметь развернутый перечень юридической литературы, посвященной анализу рассматриваемого вопроса. Перечень должен содержать как правовые акты, являющиеся главным объектом анализа, так и другие источники по теме: учебники, учебные пособия, научные исследования, статьи и т.д. уже сам процесс обобщения литературы по теме требует серьезных творческих усилий, ибо предполагает кропотливую работу с каталогом в библиотеке, знакомство с дополнительной учебной литературой, усвоение тематики статей, публикуемых в периодических изданиях. Методическую помощь по составлению списка литературы обучаемому целесообразно получить у преподавателя. Важный предварительный этап работы над докладом – это составление его плана. План должен содержать вводную часть, перечня основных вопросов и заключительную часть. Во вводной части необходимо обосновать актуальность темы, обозначить целевую установку доклада, дать обзор источников, которые использует автор в своем докладе. В основной части доклада должна присутствовать логически стройная, исчерпывающая аргументация по обоснованию тех тезисов, которые автор выдвигает в качестве главной идеи доклада. Это могут быть два-три положения, сформулированные в форме утверждения по поводу рассматриваемой проблемы. Каждому положению целесообразно посвятить отдельный вопрос (раздел) доклада. Аргументация, выдвигаемая автором, должна иметь научный характер. Это значит, что обучаемому следует работать лишь с той информацией, которая имеет объективный характер. Такую информацию необходимо тщательно систематизировать и выявить в ней главное, сущностное, а уже на этой основе строить рациональную, логически непротиворечивую цепь аргументов, доказывающих истинность выдвигаемых докладчиком тезисов. Заключительная часть доклада должна содержать обоснованные выводы, которые вытекают из рассмотренных докладчиком положений. Раздел 6. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.176.46 (0.011 с.) |