Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 74. Ссср в середине 1960-х -↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 49 из 49 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Начале 80-х гг. Смена власти Факторы смены руководства. Кризисные явления в общественной жизни. 1.1.1. Реформы, провозглашенные ХХI и ХХII съездами КПСС, не распространялись на саму командно-административную систему. В ходе преобразований 50-х годов не удалось обеспечить стабильный экономический рост. В начале 60-х наметились кризисные явления в экономике, которые привели к снижению уровня жизни людей. 1.1.2. Допущенные Н.С. Хрущевым ошибки, волюнтаризм во внутренней и внешней политике, массовые кампании, инициировавшиеся сверху: вызывали неприятие у представителей различных социальных групп. 1.1.3. В наибольшей степени недовольство распространилось в руководящем партийно-хозяйственном слое как волюнтаристскими методами политики Хрущева и постоянным перетрясками, так и его попытками усилить личную ответственность номенклатурных работников за порученное дело. 1.1.4. Психологическая неподготовленность общества к кардинальным переменам и незавершенность модернизационных процессов исключали действительную инициативу снизу и предопределили особую роль центра в развитии событий. Судьба реформ была поставлена в зависимость от расстановки сил в верхнем эшелоне власти. Победа консервативных сил окончательно блокировавших нарождавшееся демократическое движение. 1.2. Новые руководители. 14 октября 1964 г. на Пленуме ЦК КПСС Н.С. Хрущев был смещен с постов Первого секретаря ЦК КПСС, члена Президиума ЦК и Председателя Совета Министров с формулировкой в связи с преклонным возрастом и ухудшением состояния здоровья. Первым секретарем ЦК стал Л.И. Брежнев, который являлся выразителем интересов партийного аппарата и мощного слоя хозяйственной бюрократии. Председателем Совета Министров СССР был назначен А.Н. Косыгин. В 1966 г. Президиум ЦК вновь был переименован в Политбюро, вместо Первого появилась должность Генерального секретаря. В 1977 г. Брежнев занял еще один пост - Председателя Президиума Верховного Совета СССР. Общественно-политическая обстановка 2.1. Застойный характер политической системы. Период 70-х - начала 80-х гг. в истории советского общества получил характеристику застойного времени. Причины застоя и накапливавшихся кризисных явлений наряду с субъективным фактором (личностью самого Л.И. Брежнева и его окружения), заключались в следующем: - в характере социально-политической модели советского общества, основа которой сложилась еще в 30-е годы. Претерпев в 50-е - начале 60-х гг. некоторые изменения (ушли в прошлое личная диктатура, массовые репрессии как средство управления социально-политическими и экономическими процессами) система сохранила свои важные черты. - в социально-экономических отношениях, господствовавших в стране. Характерной особенностью общественного производства тех лет являлся высокий удельный вес тяжелой промышленности (преимущественное развитие отраслей группы А по сравнению с группой Б) и военно-промышленного комплекса. При этом советская экономика оставалась по преимуществу на индустриальной стадии, в то время как экономика ряда стран мира поднялась на стадию научно-индустриальную. 2.2. Эволюция политической доктрины СССР отвечала задачам стабилизации как общественной, так и личной жизни. Новыйкурс получил на Западе название неосталинизма. Черты неосталинизма. В попытках преобразований 50-х - начала 60-х гг. и элементах либерализации (оттепели) главный идеолог ЦК КПСС М.А. Суслов и другие члены партийного руководства видели причину неудач и некоторой социальной дестабилизации (проявившейся как в рабочих выступлениях, так и в зарождении диссидентства). В результатев 70-е годы по инициативе партии происходит отказ от политики десталинизации и критики культа личности, намечается возврат к некоторым элементам сталинизма в идеологии, культуре, общественной жизни. В документах партии и правительства окончательно закреплялось, в том числе юридически, монопольное положение КПСС в советской политической системе. Впервые в 6-й статье новой 1977 г. Конституции СССР определялась роль партии как руководящей и направляющей силы советского общества, как ядра политической системы. За 20 лет численность КПСС возросла с 12,4 млн. в 1966 г. до 18,3 млн. в 1985 г. Как и раньше, партийное руководство через низовые партийные и общественные организации - профсоюзы, комсомол и другие - осуществляло идеологический контроль над общественной жизнью в государстве. Вследствие чего сохранялась всеобщая идеологизация социальной и культурной жизни, идеологический диктат КПСС, поощрялось единомыслие. 2.2.2. Концепция развитого социализма. В рамках курса на стабилизацию партийные идеологи были вынуждены отказаться от утопической идеи о скором переходе к коммунизму и отмирании государства. В новую Конституцию вошло понятие развитого социализма, дававшего возможность пропагандировать новые достижения самого передового строя, выдвигать новые социальные цели, не производя радикальных изменений и не обещая их скорого достижения. 2.2.3. окончательно оформилось получило положение об отсутствии в стране социальных групп, враждебных, противостоящих или чуждых социалистическому обществу. В Конституции было заявлено о появлении в СССР новой социальной и интернациональной общности - советский народ. В условиях развитого социализма КПСС становилась партией всего народа, Советы - Советами народных депутатов Даже интеллигенция окончательно стала народной. Полностью было отброшено ее разделение на буржуазную и рабоче-крестьянскую. В условиях холодной войны и господства коммунистической идеологии в СССР невозможно было отказаться от положения о противостоянии двух мировых систем социализма и капитализма. Но в соответствии со временем, утверждалось, что борьба двух систем продолжалась главным образом в идеологической сфере. Состояние общества было уже таковым, что, когда речь шла о так называемом буржуазном влиянии в обществе, подозрения падали не на десятки тысяч иностранных шпионов и диверсантов (что было характерно для 30 - 40х гг.), а на деятельность отдельных отщепенцев, по отношению к которым проводились точечные репрессии и информация о них редко становилась гласной. 2.3. Эволюция правящей элиты. В эти годы происходила дальнейшая централизация партийно-государственного аппарата, усиление власти партократии. 2.3.1. Прежде всего, были приняты меры по консервации личного состава высшего руководящего слоя. В 1966 г. было отменено требование периодической ротации (замены) партийных кадров, их сменяемость по сравнению с предыдущим периодом сократилась в три раза. Назначенные в 60-70-е гг. руководители занимали свои посты в течение 15 - 20 лет (в результате, средний возраст выдвиженцев составлял 56,6 лет). Ко второй половине 70-х - 80-м гг. произошла прочная стабилизация элиты и прекращение ее пополнения снизу. Система номенклатуры со своими правами, привилегиями, иерархией стала замкнутой и закрытой. Выросло влияние узкого круга членов Политбюро - руководителя КГБ Ю.В.Андропова, министра обороны Д.Ф.Устинова, министра иностранных дел А.А.Громыко. 2.3.2. Отсутствие гласности и атмосфера всепрощенчества способствовали разложению части партийно-государственного аппарата. Развивалась коррупция, происходило сращивание партноменклатуры с элементами преступного мира. Энергия руководителей направлялась не на планомерную работу, а получение результатов любой ценой (отсюда лозунги: 6 млн. тонн узбекского хлопка, 1 млн. кубанского риса, казахстанский миллиард зерна и др.). Национальный вопрос в СССР. 2.4.1. СССР являлся унитарной федерацией с жестко унифицированной, централизованной системой государственно-административного управления. В его составе было53 национально-территориальных образования - союзные и автономные республики, автономные области и округа. По переписям 1979 и 1985гг. была выделена 101 этническая группа. Основу этого национально-государственного единства составляла КПСС. Партийные комитеты национальных республик были лишь ее региональными отделениями. Вместе с тем бюрократический централизм партийной системы делал национальные элиты надежными компонентами единой властной структуры КПСС. За годы советского социализма в СССР были созданы условия для развития наций. Этнонациональным группам была гарантирована территориальная автономия, образование и деятельность культурных институтов на национальных языках, а также создание местных кадров и собственной национальной номенклатуры - кланов (одного из факторов будущего дезинтеграционного процесса на территории СССР). В этой ситуации национальный вопрос в СССР считался решенным полностью и окончательно (победа социализма как ба автоматически исключала возможность национальных конфликтов и противоречий на территории советского государства). В пользу этого говорил тезис о создании новой интернациональной общности - советский народ. Русские в СССР, составлявшие 51,3% общей численности населения и занимавшие 3/4 территории СССР, не пользовались какими бы то ни было преимуществами перед другими нациями и народностями. Более того, в РСФСР никогда не было республиканской компартии и соответственного центральных органов ее управления (не было российского ЦК). Поэтому на Российскую Федерацию распространялась сфера прямого (из ЦК КПСС) управления. Это вело к тому, что с русскими ассоциировался центр союзного государства, а в характер взаимоотношений между республиками вошло понятие старшего и младшего брата. 2.4.2.Скрытые причины межэтнических конфликтов. Одновременно за годы советской власти этнические меньшинства в ряде республик (особенно закавказских, например, в Грузии в отношении мегрельского и сванского языков, в Азербайджане курдского и лезгинского) подверглись ассимиляции и дискриминации со стороны титульных наций. В этом также крылись причины будущих межэтнических конфликтов (армян против азербайджанцев в Карабахе, осетин против грузин т.д.). Изменение границ автономий и несовпадение, как правило, этнического расселения и политической государственности вели к территориальным спорам между этносами, которые вызвали в будущем конфликты между Чечней и Дагестаном, Чечней и казаками, Ингушетией и Северной Осетией и т.д. Комплекс национального меньшинства (младшего брата), а также русская аккультурация выдвинули к концу 80-х гг. на первый план национальные проблемы. 2.5. Духовная жизнь общества в 70-е гг. была сложной и противоречивой. С одной стороны, парадность и догматизм, идеологизация науки и культуры, с другой - медленный, но неизбежный рост протеста. Оттепель не прошла бесследно, менее плотным стал железный занавес. 2.5.1. Все шире становился разрыв между рядовыми гражданами и власть предержащими, возрастало социальное расслоение, что негативно сказалось на духовном состоянии общества. В нем нарастала социальная апатия, расцветала двойная мораль, как наверху, так и внизу. 2.5.2. Если в рабочей среде это проявлялось в прогулах, пьянстве, анекдотах о высшем руководстве страны, то в среде интеллигенции характерной стала негласная критика советского строя, обсуждения в частных беседах проблем политического, социального и экономического положения в стране. Наиболее радикальным, хотя и наименее массовым выражением несогласия и протеста стало диссидентское движение. В его рядах былипредставители творческой интеллигенции, национальных меньшинств, верующие. Ко второй половине 60-х гг. относится зарождение правозащитного движения, активным участником которого стал академик А.Д. Сахаров. На его основе были созданы Комитет прав человека в СССР; Московская Хельсинская группа, Христианский комитет прав верующих и др. Диссиденты организовывали акции протеста (в частности, в связи с событиями 1968 г. в Чехословакии), пытались наладить выпуск нелегальной литературы. Затем основной формой их деятельности стали протесты и обращения в адрес высших руководителей страны и правоохранительных органов (как, например, Письмо вождям Советского Союза А.И.Солженицына). Несмотря на свою немногочисленность, диссидентство представляло моральную и идеологическую угрозу системе. В качесте защитной меры властей по предложению председателя КГБ Ю.В. Андропова специально для борьбы с диссидентством было создано Пятое управление КГБ, которое использовало в своем арсенале аресты, судебные преследования, высылку за границу, направление на лечение в психиатрические больницы. В первое время еще использовались открытые процессы (как, например, над писателями А. Синявским и Ю. Даниэлем в 1966 г. и др.). Но в 70-е гг. преследование отщепенцев не афишировалось, все шире практиковалась их высылка за рубеж.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.198 (0.011 с.) |