Конституция как основной источник финансового права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституция как основной источник финансового права.



 

Источниками финансового права являются различные нормативные правовые акты. Основополагающие нормы финансового права содержатся в Конституции Российской Федерации. Конституционные основы финансового права закреплены в ст. 5, 8, 15, 34, 41, 57, 71, 72, 75 и др. Конституции РФ. Так, например, в ст. 57 Конституции РФ определено, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Статьей 71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации отнесено установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия; в ведении Российской Федерации находятся федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы.

Статье 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

 

16. Понятие и виды финансово-правовых норм (особенности, структура), отличие от норм гражданского, административного и уголовного права.

 

Классификация норм финансового права может быть проведе­на по различным основаниям:

1) в зависимости от назначения:

· регулятивные (правоустанавливающие) нормы финансового права. Эти нормы устанавливают правовые предписания, предо­ставляющие участникам финансовых правоотношений определен­ные права и возникающие из них обязанности, а также регулирую­щие правила поведения участников в целом в сфере финансовой деятельности. Так, в ст. 80 Бюджетного кодекса определено, что предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц.

· охранительные нормы. Они направлены на обеспечение эф­фективности функционирования финансовой системы государ­ства. Для этого нормы финансового права такого вида устанав­ливают и регламентируют меры защиты прав и интересов участ­ников финансовых отношений. При этом охранительные фи­нансово-правовые нормы в первую очередь обеспечивают охра­ну публичного порядка в сфере финансовой деятельности госу­дарства;

2) по методу воздействия на поведение субъектов:

- запрещающие нормы. Данные нормы четко устанавливают те правила поведения, которые не допускаются в финансовых отношениях. Этот вид норм направлен на соблюдение принципа законности в финансовой деятельности и обеспечивает защиту интересов государства и других субъектов. Так, в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Цент­ральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк Рос­сии не вправе предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета;

-обязывающие нормы. Эти нормы определяют круг обязательств участников финансовых отношений и предписывают в категори­чной форме совершать определенные действия. Нормы данного вида содержатся, например, в Конституции Российской Федера­ции. Обязывающая норма в сфере на­логообложения содержится в ст. 57 Конституции Российской Фе­дерации, в соответствии с которой «каждый обязан платить за­конно установленные налоги и сборы»;

-уполномочивающие финансово-правовые нормы. Нормы этого вида содержат дозволительные предписания определенным орга­нам, должностным лицам.

В них характер предписаний государ­ства сочетается с определенными полномочиями, которые пре­доставляются участникам финансовых отношений. Упол­номочивающие нормы позволяют юридическим и физическим лицам избирать направления и формы исполнения финансовых обязательств. Это особенно проявляется в налоговом законодатель­стве, где допускается, например, как общий режим налогообло­жения, так и переход на упрощенную систему в добровольном порядке;

3) по содержанию финансово-правовые нормы подразделяют­ся в зависимости от характера регулируемых однородных отноше­ний на:

· нормы, определяющие виды и методы финансового контроля;

· нормы, закрепляющие принципы построения бюджетной системы;

· нормы, устанавливающие основы бюджетного процесса;

· нормы, регулирующие структуру и деятельность банковской системы;

· нормы, устанавливающие ответственность за правонаруше­ния в области финансов, и др.;

4) в зависимости от порядка реализации прав и обязанностей участников финансовых отношений:

- материальные финансово-правовые нормы. Они закрепляют денежное, материальное содержание прав и обязанностей участ­ников финансовых отношений. Нормы данной группы устанавли­вают виды и объем доходов бюджетов, особенно широкое при­менение материальных норм можно встретить в бюджетном, на­логовом и банковском законодательстве;

- процессуальные нормы финансового права. Эти нормы уста­навливают порядок применения и действия материальных норм, т.е. методы и процедуры деятельности по реализации прав и обя­занностей участников финансовых отношений. В финансовом пра­ве имеются целые институты, регулирование которых осуществ­ляется процессуальными нормами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 1032; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.004 с.)