Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культура России в первой половине XVIII В.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Процесс обмирщения культуры, начавшийся в предыдущем столетии, в течение первой половины XVIII в. приводит к преобладанию светского начала, разрыву с традициями изоляционизма, характерными для предшествующего времени. Решающее значение для этого процесса имели петровские преобразования, которые привели к созданию новой светской культуры, затронувшей главным образом верхушку общества. Просвещение и наука. Потребность в светском образовании возникла уже в XVII в. Однако государственная политика в отношении школы стала проводиться только в годы петровских реформ, когда появилась острая необходимость в большом количестве образованных и просто грамотных людей. Первая государственная школа была открыта в Москве в 1701 г. (Навигацкая школа). Позднее в провинции возникает сеть так называемых «цифирных» школ, в которых давались основы грамматики и арифметики. Для подготовки грамотных людей разных сословий были созданы гарнизонные, русские, горнозаводские, епархиальные школы. Возникали они без определённого плана и, как правило, были недолговечны (за исключением горнозаводских школ). Перед школой в Петровскую эпоху стояли главным образом узкопрофессиональные задачи. В это время ещё не задумывались о необходимости общеобразовательного обучения. Учёба в школе рассматривалась как государственная повинность со всеми вытекающими отсюда последствиями (денежным содержанием и наказанием за уклонение от учёбы). Большое число дворян было отправлено на учёбу за границу. Следует отметить, что первоначально образование носило бессословный характер и только со временем возникли различные ограничения для получения образования низшими сословиями; появились также закрытые привилегированные учебные заведения для дворянских детей. Постепенно изменялся быт, внешний облик, интересы прежде всего дворянства. Важным событием и определённым итогом развития просвещения в петровское время явилось открытие в 1725 г. Академии наук. Для работы в ней были приглашены иностранные учёные, в том числе знаменитый математик Эйлер. До её основания научные знания, выходившие за пределы непосредственной пользы, как правило, считались ненужными или второстепенными. С началом деятельности Академии наук в России начинаются теоретические разработки научных проблем практически по всем направлениям знаний. Огромное значение для развития высшего образования в России имело открытие стараниями М.В. Ломоносова и И.И. Шувалова Московского университета в январе 1755 г. Светская направленность культуры проявилась также во введении гражданского алфавита, облегчавшего распространение в стране грамотности; европейского летосчисления; увеличении тиража книг светского содержания; выпуске первой печатной газеты «Ведомости». Литература. Русская литература начала XVIII в. мало отличалась от литературы предшествующего времени. Большинство произведений по-прежнему носило анонимный характер. Их язык был тяжеловесен, насыщен церковнославянскими словами. Однако в светской литературе появляются новые герои, отражавшие характер петровских преобразований. Возникает жанр повести («гистории»), самая известная из них – «Гистория о российском матросе Василии Кориотском». Самые выдающиеся русские писатели XVIII в. – А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, А.П. Сумароков и М.В. Ломоносов – поэт, заложивший основы современного русского языка. Кантемир стал известен благодаря своим сатирам, бичующим пороки современного ему общества. Хотя стихи Тредиаковского знамениты прежде всего своей неуклюжестью, он первым в русской литературе поставил вопрос о правильном стихосложении. Ломоносов, обращаясь к монархам с торжественными хвалебными одами, затрагивал важные политические и общекультурные вопросы. Сумароков, один из первых русских драматургов, прославился в придворных кругах своими пьесами, большая часть которых являлась копиями с французских. Всех этих писателей в литературе объединяла принадлежность к классицизму. В отличие от западноевропейского, русский классицизм характеризуют явные просветительские черты и гражданственность. Живопись. В изобразительном искусстве широкое распространение в начале века получает изготовление гравюр, развивается портретный жанр. Петровские «пенсионеры» И.Н. Никитин и А.М. Матвеев – первые известные художники-портретисты европейской школы, обучавшиеся живописи в Италии и Голландии. К числу их талантливых работ относятся «Напольный гетман», «Пётр I на смертном ложе» (Никитин), «Автопортрет с женой» (Матвеев). Среди иностранных художников, работавших в России, наиболее известен Л. Каравакк. Он прославился парадными портретами императрицы Анны Иоанновны и её окружения. Архитектура. В архитектуре первой половины XVII в. в наибольшей мере сказывается влияние власти. Правительство, например, в 1714 г. запретило каменное строительство по всей России, чтобы быстрее отстроить новую столицу. Крупное гражданское строительство могло финансировать государство или богатые слои населения. Их вкусы и пристрастия, объективное состояние инженерной мысли и техники, уровень развития архитектуры, творчество зодчих – всё это вместе взятое определяло характер архитектурных сооружений. В начале XVIII в. интенсивно строился Санкт-Петербург. Первые планы города принадлежали Д. Трезини и Ж.Б. Леблону. Не всё задуманное ими было воплощено в камне, но их проекты во многом определили архитектурное развитие столицы. Д. Трезини, по существу, – первый архитектор Санкт-Петербурга. По его проектам построены Петропавловская крепость, здание Двенадцати коллегий, второй Зимний дворец. Леблон, приехавший в Россию позже, был назначен Петром главным архитектором города. Он составил новый генеральный план развития столицы, парковых ансамблей Стрельны и Петергофа. Рядом с иностранцами постигали архитектурное искусство русские зодчие М.Г. Земцов, П.М. Еропкин, И.К. Коробов. В 30-е гг. XVIII в. они возглавили Комиссию о санкт-петербургском строении, созданную после страшного пожара 1737 г., завершив создание трёх главных лучевых проспектов: Невского, Вознесенского и Гороховой улицы. В это же время в русской архитектуре стал господствовать стиль барокко (букв. причудливый, странный). Для архитектуры барокко характерны грандиозность, пышность, насыщенность декоративными украшениями. Городской ансамбль, улица, площадь, парк, усадьба стали восприниматься как организованное в пространстве художественное целое. Крупнейший архитектор барокко – Б.Ф. Растрелли. Хорошо известны созданные им Большой дворец в Петергофе, Екатерининский в Царском Селе, Зимний, Строгановский, Воронцовский дворцы, Смольный монастырь. Современником Растрелли и талантливым архитектором барокко был С.И. Чевакинский. Его замечательная постройка – Никольский Морской собор хорошо сохранился до наших дней.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.65.133 (0.01 с.) |