ПО ТЕОРИИ МЕХАНИЗМОВ И МАШИН



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ПО ТЕОРИИ МЕХАНИЗМОВ И МАШИН



КРАТКИЙ СЛОВАРЬ

ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ

ПО ТЕОРИИ МЕХАНИЗМОВ И МАШИН

 

 

 
 

 


 

НОВОСИБИРСК 2011

 

УДК 621.01

 

 

Составитель - канд. техн. наук, доц. Ю.И. Евдокимов

Рецензент – канд. техн. наук, проф. В.В. Коноводов

 

 

Кафедра теоретической и прикладной механики

 

Краткий словарь основных терминов и понятий по теории механизмов и машин / Новосиб. гос. аграр. ун-т, сост. Ю.И. Евдокимов. – Новосибирск, 2011. – 17 с.

 

Настоящий словарь предназначен для студентов Инженерного института при изучении курса «Теория механизмов и машин», а также других инженерных дисциплин.

При составлении словаря использованы установленные стандартные определения основных терминов и понятий курса «Теория механизмов и машин».

Утвержден и рекомендован к изданию методическим советом Инженерного института (протокол № 12 от 30 ноября 2010 г.).

 

Ó Новосибирский государственный аграрный университет, 2011

Ó Инженерный институт, 2011

ВВЕДЕНИЕ

Цель настоящей разработки - дать в лаконичной форме объяснения к понятиям и терминам, которые связаны с анализом и синтезом механизмов.

В разработке приведены термины, наиболее часто встречающиеся при изучении курса «Теория механизмов и машин» по основным разделам:

1. Структура механизмов;

2. Кинематический анализ механизмов;

3. Динамический анализ механизмов;

4. Синтез механизмов.

Словарь составлен в соответствии с единой терминологией по Теории механизмов и машин, разработанной Международной организацией по Теории механизмов и машин (ИФТОМ). Приведённая терминология рекомендуется к применению в научно-технической литературе, учебном процессе и технической документации.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ. МАШИНА И АГРЕГАТ

Теория механизмов и машин– наука об общих методах анализа и синтеза механизмов и машин.

Анализ механизма – исследование кинематических и динамических свойств механизма по заданной его схеме.

Синтез механизма – проектирование схемы механизма по заданным его свойствам.

Машина –техническое устройство, осуществляющее определённые механические движения, связанные с преобразованием энергии, свойств, размеров, формы или положения материалов (или объектов труда) и информации с целью облегчения физического и умственного труда человека, повышения его качества и производительности.

Виды машин

Энергетическая машина - предназначена для преобразования одного вида энергии в другой.

Машина-двигатель – преобразующая какой-либо вид энергии в механическую.

Машина-генератор - преобразующая механическую энергию в другой вид энергии.

Рабочая машина – предназначена для преобразования материалов.

Транспортная машина - преобразует только положение материала.

Технологическая машина - преобразует форму, свойства и положение материала или объекта.

Информационная машина - предназначена для получения и преобразования информации.

Контрольно-управляющая машина - предназначена для преобразования информации с целью управления энергетическими или рабочими машинами.

Математическая машина - предназначена для получения математических образов, соответствующих свойствам объекта.

Кибернетическая машина - предназначена для имитации или замены человека в процессах деятельности, присущих только ему или объектам живой природы, и обладающая элементами искусственного интеллекта.

Машинный агрегат – техническая система, состоящая из одной или нескольких машин, соединённых последовательно или параллельно между собой, и предназначенная для выполнения каких-либо требуемых функций.

 

Виды кинематических цепей

Замкнутые– в которых каждое звено входит в не менее, чем в две кинематические пары с другими звеньями.

Незамкнутые –у которых имеются звенья, входящие только в одну кинематическую пару с другим звеном.

Плоские –у которых траектории движения точек всех звеньев находятся в параллельных плоскостях.

Пространственные –у которых есть звенья,траекториидвижения точеккоторых, не лежат впараллельныхплоскостях.

Механизм -кинематическая цепь с неподвижным звеном,в которой при заданномдвижении одного илинескольких звеньев вседругие звеньясовершают вполнеопределённые движения.

Звенья механизмов

Стойка –неподвижное звено механизма.

Входное звено –звено, которому сообщается движение, преобразуемое механизмом в определённые движения других звеньев;

Выходное звено – звено, совершающее движение, для выполнения которого предназначен механизм.

Кривошип– звено, образующее вращательную пару со стойкой и способное совершать вокруг неё полный оборот.

Шатун– звено, не входящее в кинематические пары со стойкой.

Коромысло- звено, образующее вращательную пару со стойкой, но не способное совершать вокруг неё полный оборот.

Ползун – звено, совершающее поступательное движение относительно стойки.

Кулиса – звено, вращающееся вокруг неподвижной оси и образующее с другим подвижным звеном поступательную пару.

 

При изображении механизмов на чертежах применяют:

· Структурную(принципиальную) схему с применением условных обозначений без соблюдения размеров звеньев.

· Кинематическую схему с соблюдением размеров звеньев, необходимых для кинематического расчёта.

 

Виды механизмов в зависимости от конструктивного исполнения звеньев:

· Рычажные содержащие только низшие кинематические пары.

· Зубчатые– содержащие зубчатые колёса.

· Кулачковыесодержащие высшую кинематическую пару.

· Механизмы с гибкими звеньями -содержащие звенья, не являющиеся твёрдыми телами.

· Фрикционныев которых передача движения происходит за счёт сил трения.

 

Виды механизмов в зависимости от функционального назначения:

· Шарнирный механизм – механизм, звенья которого образуют между собой только вращательные пары.

· Кривошипно-коромысловый механизм – шарнирный четырёхзвенник, в состав которого входит кривошип и коромысло.

· Двухкривошипный механизм - шарнирный четырёхзвенник, в состав которого входят два кривошипа.

· Двухкоромысловый механизм - шарнирный четырёхзвенник, в состав которого входят два коромысла;

· Кривошипно-ползунный механизм – рычажный четырёхзвенный механизм, в состав которого входят кривошип и ползун.

· Кулисный механизм – рычажный механизм, в состав которого входит кулиса.

· Направляющий механизм – механизм для воспроизведения заданной траектории точки звена.

 

Обобщённые координаты механизма –независимые между собой параметры (линейные или угловые), определяющие положения всех звеньев механизма относительно стойки.

Начальное звено –звено, которому приписывается одна или несколько обобщённых координат.

Структурная группа (группа Ассура) – элементарная кинематическая цепь, число степеней свободы которой относительно её внешних пар равно нулю.

Принцип Ассура -образование сложных плоских рычажных механизмов осуществляется присоединением одной или нескольких структурных групп (групп Ассура) к начальному звену и стойке.

КИНЕМАТИКА МЕХАНИЗМОВ

Кинематический анализ механизма –изучение движения звеньев механизма без учёта, действующих на них сил.

 

 

Основные задачи кинематического анализа:

· Определение положений звеньев механизма и построение траекторий движения отдельных точек.

· Определение скоростей точек звеньев и угловых скоростей звеньев механизма.

· Определение ускорений точек звеньев и угловых ускорений звеньев механизма.

Методы кинематического анализа механизмов:

· Геометрический метод – основанный на анализе векторных контуров кинематических цепей механизмов, представленных в аналитическом или графическом виде.

· Метод преобразования координат точек механизма, решаемый в матричной или тензорной форме.

· Метод кинематических диаграмм – метод графического или численного дифференцирования или интегрирования.

· Метод планов положений, скоростей и ускорений, основанный на решении векторных уравнений, связывающих кинематические параметры, в графическом виде или аналитической форме;

· Экспериментальный метод.

Функция положения механизма – зависимость углового или линейного перемещения точки или звена механизма от обобщённой координаты.

Кинематические характеристики механизма - производные от функции положения по времени.

Скорость – первая производная от функции положения по времени.

Ускорение - вторая производная от функции положения по времени.

Кинематические передаточные функции механизма – производные от функции положения по обобщённой координате.

Аналог скорости – первая производная передаточной функции по обобщённой координате.

Аналог ускорения – вторая производная передаточной функции по обобщённой координате.

План положений механизма – графическое изображение с учётом масштаба кинематической схемы механизма, соответствующее заданному положению начального звена.

План скоростей звена – фигура, образованная векторами скоростей точек звена.

План скоростей механизма – совокупность планов скоростей звеньев механизма с одним общим полюсом.

План ускорений звена – фигура, образованная векторами ускорений точек звена.

План ускорений механизма – совокупность планов ускорений звеньев механизма с одним общим полюсом.

Масштабный коэффициент – отношение численного значения физической величины в её единицах к длине отрезка в миллиметрах, изображающего эту величину на чертеже.

Шатунная кривая – траектория точки шатуна механизма.

Крайнее положение звена – положение звена, из которого оно может двигаться только в одном направлении.

Крайнее положение механизма – положение механизма, при котором хотя бы одно звено механизма занимает своё крайнее положение.

Коэффициент изменения средней скорости выходного звена – отношение средней скорости выходного звена за время его движения в прямом и обратном направлении.

Выстой – длительная остановка выходного звена при непрерывном движении входного звена.

 

СИЛОВОЙ РАСЧЁТ МЕХАНИЗМОВ

ДИНАМИКА МЕХАНИЗМОВ И МАШИН

Виды трения

· Трение скольжения (сухое и со смазкой).

· Трение качения.

· Трение при качении со скольжением.

Угол трения – угол наибольшего отклонения реакции от нормали к поверхностям соприкасающихся тел.

Коэффициент трения скольжения – величина, равная тангенсу угла трения.

Коэффициент трения качения – величина (мм), равная отклонению нормальной составляющей реакции от оси катящегося тела.

Конус трения – конус, у которого образующие отклонены на угол трения от его оси.

Коэффициент полезного действия механизма – отношение работы (или средней мощности) сил полезного сопротивления к работе (или средней мощности) движущих сил за время цикла.

Общий коэффициент полезного действия агрегата, состоящего из нескольких последовательно соединённых между собой механизмов, равен произведению коэффициентов полезного действия отдельных механизмов, входящих в состав агрегата.

Коэффициент неравномерности движения механизма – отношение разности максимального и минимального значений обобщённой скорости механизма к его средней скорости за время цикла установившегося движения.

Маховик – вращающееся тело с большим моментом инерции. Играет роль механического аккумулятора энергии. Служит для уменьшения величины коэффициента неравномерности движения механизма при его работе.

Центробежный регулятор скорости – устройство для регулирования движения машины при внезапном изменении внешней нагрузки или движущих сил.

Дисбаланс – векторная величина, равная произведению неуравновешенной массы на её расстояние до оси вращения ротора.

Статическая балансировка ротора – распределение масс ротора, при котором центр его масс лежит на оси вращения. Главный вектор сил инерции ротора при его вращении равен нулю.

Динамическая (полная) балансировка ротора – распределение массы ротора, устраняющее давления от сил инерции в неподвижных опорах при вращении ротора. При динамической балансировке ротора главный вектор и главный момент сил инерции при его вращении равны нулю.

 

ЗУБЧАТЫЕ МЕХАНИЗМЫ

Шестерня – зубчатое колесо передачи с меньшим числом зубьев.

Колесо - зубчатое колесо передачи с большим числом зубьев.

Передаточное отношение зубчатой передачи отношение угловой скорости входного вала к угловой скорости выходного.

Передаточное число зубчатой передачиотношение числа зубьев колеса к числу зубьев шестерни.

Виды зубчатых передач:

· с параллельными осями,

· с пересекающимися осями,

· со скрещивающимися осями.

ПЛАНЕТАРНЫЕ МЕХАНИЗМЫ

 

Планетарный механизм - зубчато-рычажный механизм с двумя и более степенями свободы.

Звенья планетарного механизма

· Центральные колеса - зубчатые колёса с неподвижными осями.

· Сателлиты – зубчатые колёса с подвижными осями.

· Водило – рычаг, несущий подшипники сателлитов.

Обращённый механизм – механизм, полученный из планетарного путём остановки водила.

Синтез планетарной передачи – подбор чисел зубьев колёс передачи для воспроизведения заданного передаточного отношения.

Условия синтеза планетарной передачи:

· условие обеспечения заданного передаточного отношения;

· условие соосности входного и выходного валов;

· условие соседства сателлитов;

· условие сборки;

· условие отсутствия интерференции в зацеплениях.

КУЛАЧКОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ

Кулачковым называется механизм, содержащий высшую кинематическую пару.

Кулачок – звено, вступающее в высшую кинематическую пару и имеющее рабочую поверхность переменной кривизны.

Толкатель – выходное звено кулачкового механизма.

Фазы движения толкателя:

· подъём (удаление);

· верхний выстой (дальнего стояния);

· опускания (сближение);

· нижний выстой (ближнее стояние).

Основная задача синтеза кулачкового механизма – построение профиля кулачка по заданному закону движения толкателя.

Метод обращения движения – рассматривается движение толкателя вместе со стойкой относительно кулачка, который условно принимается неподвижным.

Центровой профиль кулачка – траектория центра ролика в обращённом движении толкателя относительно кулачка.

Конструктивный профиль кулачка – рабочий профиль кулачка, по которому происходит контакт кулачка и толкателя.

 

СИНТЕЗ МЕХАНИЗМОВ

Структурный синтез механизма –проектирование структурной схемы механизма.

Кинематический синтез механизма –проектирование кинематической схемы механизма.

Динамический синтез механизма - проектирование кинематической схемы механизма с учётом его динамических свойств.

Точный синтез механизма – синтез механизма с точным выполнением заданных условий.

Приближённый синтез механизма - синтез механизма с приближённым выполнением заданных условий.

Интерполяционный синтез механизма – синтез механизма по методу интерполирования.

Квадратичный синтез механизма – синтез механизма по методу квадратичного приближения функции.

Синтез механизма по Чебышеву – синтез механизма по методу наилучшего равномерного приближения.

Оптимизационный синтез механизма – синтез механизма по методу оптимизации.

Входные параметры синтеза механизма – независимые между собой постоянные параметры механизма, установленные заданием на его синтез.

Выходные параметры синтеза механизма – независимые между собой постоянные параметры механизма, которые определяются в процессе его синтеза.

Функция положения механизма – зависимость координаты выходного звена от обобщённой координаты механизма.

Отклонение от заданной функции – разность между функцией, воспроизводимой механизмом, и заданной функции.

Взвешенная разность – вспомогательная функция, минимизация которой приводит к минимизации отклонения от заданной функции.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

Крайнев А.Ф. Механика машин. Фундаментальный словарь. – М.: Машиностроение, 2000. – 904 с.

Теория механизмов и машин: учеб. пособие / Г.А. Тимофеев. – М.: Юрайт, 2010. – 351 с.

Теория механизмов и машин: учеб. пособие/ А.Н. Евграфов, М.З. Коловский, Г.Н. Петров. – СПб.: Изд-во Политех. ун-та, 2009. – 248 с.

Теория механизмов и машин. Терминология. Буквенные обозначения величин.- М.: Наука, 1984.- Вып.99. – 40 с.

 

Составитель: Евдокимов Юрий Иванович

 

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ

ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ

ПО ТЕОРИИ МЕХАНИЗМОВ И МАШИН

 

 

 
 

 


 

НОВОСИБИРСК 2011

 

УДК 621.01

 

 

Составитель - канд. техн. наук, доц. Ю.И. Евдокимов

Рецензент – канд. техн. наук, проф. В.В. Коноводов

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.234.191.202 (0.015 с.)