XVI. Семинар. Тема 16. Международно-правовое регулирование охраны окружающей среды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

XVI. Семинар. Тема 16. Международно-правовое регулирование охраны окружающей среды



Цель: закрепление знаний о субъектах международных экологических правоотношений и объектах международной охраны.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие, предмет и принципы международного экологического права.

2. Объекты и субъекты международно-правового регулирования охраны окружающей среды.

3. Источники международного экологического права.

4. Неправительственные и межправительственные природоохранные организации.

5. Понятие и виды международной ответственности за экологические правонарушения

Темы докладов/рефератов:

1. История развития экологического статуса личности: от природопользования – к природоохране.

2. Правовые основания заключения экологического договора.

3. Общее и особенное в организации экологического контроля в России, Германии, Франции и других странах.

Литература:

1. Экологическое право. Учебник под редакцией С.А. Боголюбова.-М.: Проспект, 2008.

2. Петрова Ю.А. Краткий курс по экологическому праву.- М.: Окей книга, 2009.

3. Дубовик О.А. Экологическое право. Учебник.- М.: Проспект, 2009.

4. Экологическое право. Учебник под редакцией Г.Е.Быстрова, Н.Г.Жаворонкова, И.О.Краснова.- М.: Проспект, 2008.

5. Воробьев А.Е., Дьяченко В.В., Вильчинская О.В., Корчагина А.В. Основы природопользования: экологические, экономические и правовые аспекты. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

6. Федеральный закон РФ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” // Российская газета. 2002. 12 января.

7. Стокгольмская декларация по проблемам окружающей человека среды (Стокгольм, 16 июня 1972).

8. Всемирная хартия природы (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 37/7 от 28 октября 1982).

9. Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 14 июня, 1992).

10. Венская конвенция об охране озонового слоя (Вена, 1985).

11. Конвенция о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 1992).

12. Конвенция Совета Европы о гражданской ответственности за ущерб, причиненный в результате деятельности, опасной для окружающей среды (1993).

13. Рамочная Конвенция ООН об изменении климата (РКИК) ((Рио-де-Жанейро, 1992).

14. Протокол об ограничении и сокращении выбросов парниковых газов странами (Киото, 1998).

15. Рамсарская Конвенция о водно-биологических угодьях (февраль 1971 г., г. Рамсар, Иран.

16. Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (февраль, 1991, г. Эспо, Финляндия).

Образовательные технологии – использование мультимедийных средств обучения для сопровождения выступлений студентов в форме презентации

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Международные природоохранные конференции и другие форумы.

2. Законодательство об охране окружающей природной среды и рациональном использовании природных ресурсов в развитых капиталистических и развивающихся странах.

3. Ответственность за нарушение законодательства об охране окружающей среды и природопользования в зарубежных странах.

Формы контроля самостоятельной работы студентов – проверка докладов и рефератов.

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций – заслушивание докладов, обсуждение; опрос.

 

7. Система оценки качества сформированных компетенций по итогам освоения дисциплины

Примерный перечень тем рефератов

1. Современное состояние окружающей среды.

2. Что такое экология и зачем она нужна.

3. Значение гражданско-правового метода.

4. Значение административно-правового метода.

5. Проблема взаимоотношения экономики и экологии: общее и особенное.

6. Этапы и стадии функционировании экологической системы.

7. Право собственности и иные права на природные объекты и ресурсы.

8. Права и обязанности природопользователей и собственников природных ресурсов.

9. Классификация органов экологического управления.

10. Специализированные органы экологического управления: службы и агентства.

11. Полномочия местного самоуправления в области экологических отношений.

12. Стандартизация в области природопользования и охраны окружающей среды: виды стандартов и нормативов, их предназначение.

13. Нормативы качества окружающей среды.

14. Развитие и роль государственной экологической экспертизы.

15. Соотношение государственной и общественной экологической экспертизы: общее и особенное.

16. Возможности общественности в области экологической экспертизы и ОВОС.

17. Федеральные и региональные целевые экологические программы.

18. Состояние и перспективы функционирования экономического механизма охраны окружающей среды.

19. Соотношение плановых и рыночных начал в деле охраны окружающей среды.

20. Понятие и роль экономического механизма обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды.

21. Плата за природопользование.

22. Экологическое страхование.

23. Проблемы и перспективы экологического аудита.

24. Виды и объекты экологической сертификации.

25. Кому и для чего нужны данные (результаты) экологического мониторинга?

26. Система органов экологического контроля.

27. Понятие экологического правонарушения и его виды

28. Соотношения и перспективы развития и применения различных форм юридической ответственности за экологические правонарушения.

29. Причины и меры предупреждения правонарушений в сфере обеспечения качества окружающей среды.

30. Порядок возмещения вреда, причиненного выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросами в водные объекты.

31. Особенности возмещения вреда здоровью и имуществу человека, причиненного неблагоприятным воздействием окружающей среды

32. Режим охраны и использования земель в зависимости от их целевого назначения.

33. Законодательство об охране и рациональном использовании недр.

34. Правовой режим обращения с древесно-кустарниковой растительностью и его собственности.

35. Водопользование и охрана окружающей среды.

36. Виды загрязнения атмосферного воздуха и борьба с ними.

37. Собственники и пользователи животного мира.

38. История и причины возникновения особо охраняемых природных территорий и объектов.

39. Характеристика правового режима особо охраняемых территорий (по выбору)

40. Особая охрана лечебно-оздоровительных местностей.

41. Экологические службы (подразделения) предприятий и их компетенция.

42. Ответственность сельскохозяйственных предприятий за вред, причиненный загрязнением окружающей среды и нерациональное использование природных ресурсов.

43. Территории неблагополучные в экологическом отношении.

44. История развития экологического статуса личности: от природопользования – к природоохране.

45. Правовые основания заключения экологического договора.

46. Общее и особенное в организации экологического контроля в России, Германии, Франции и других странах.

Требования к выполнению реферата и критерии оценки реферата

При подготовке реферата следует обращать внимание на соответствие темы содержанию работы. При наличии несоответствий реферат может быть возвращен преподавателем на доработку.

Реферат должен отражать способность студента осмыслить и применить на практике полученные в результате изучения темы знания. При написании реферата должно проявиться умение студента использовать нормативный материал, работать с научной литературой и материалами судебной практики.

Выбор темы, степень ее разработанности и значение должны обосновываться во введении. В основном содержании реферата раскрывается выбранная тема. При этом используются источники теоретического характера – учебники, научные публикации, могут привлекаться информационные ресурсы Интернета. В рамках заданного объема работы желательно подтверждение приведенных тезисов материалами следственной и судебной практики (их отсутствие не является основанием для снижения количества набранных баллов). При прямом цитировании текста необходима ссылка на источник, с указанием автора. При ссылке на нормативный акт обязательно указывается его полное название, номер и дата принятия.

Реферат должен заканчиваться выводами в виде заключения. Выводы делаются по результатам проведённой работы и могут представлять собой обобщения, дальнейшие перспективы в разработке темы, иные выводы.

Объем реферата должен быть не более 10 листов формата А4. Текст печатается через 1,5 интервала, шрифт 14 (на компьютере). При написании обязательно соблюдение полей.

При невыполнении требований по оформлению (в том числе по объему работы) и содержанию, реферат может быть возвращен автору на переоформление или доработку.

 

Примеры контрольных работ

Контрольная работа

Вариант №1.

Задача №1.

Высший орган исполнительной власти России – Правительства РФ приняло постановление «Об утверждение Порядка определения платы за загрязнение окружающей среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия».

ОАО «Мосстройкомплект» направило запрос в высший судебный орган России – Конституционный Суд РФ о проверке соответствия данного постановления Конституции РФ.

Конституционный Суд своим определением установил, что это постановление Правительства РФ не противоречит Основному закону государства.

Существуют другие варианты трактования этого постановления судами основного звена судебной системы, например Басмановым районным судом.

Подпадает ли данное постановление под юридическую категорию «источник экологического права»?

Можно ли считать определение Конституционного Суда РФ источником экологического права?

Задача №2.

Местное отделение общества рыболовов и охотников начало устанавливать собственные правила рыбной ловли, таксы за выловленную рыбу на отдельных водоемах Новомосковского района Тульской области.

Инспектора данного общества штрафовали лиц, не уплативших специальные взносы за ловлю рыбы в районе Пронского водохранилища.

Соответствует ли подобная деятельность общества экологическому законодательству?

Задача №3.

ОАО «Тулабытпром» осуществило сброс сточных вод в реку Упа. Вредные химические вещества были обнаружены в родниках данного района, где население постоянно осуществляло забор воды для бытовых нужд.

В итоге в местную больницу с тяжелыми отравлениями желудочно-кишечного тракта было доставлено 150 жителей.

Как показали результаты экспертизы, в родниковой воде содержались ядовитые химические вещества, которые используются на производстве ОАО «Тулабытпром».

Поясните порядок возмещения вреда, причиненного гражданам, в соответствии с действующими закондательством.

Задача №4.

В районе г. Щекино в ночное время силами железнодорожников велось строительство нового хозяйственного помещения для железнодорожной станции.

Постоянный шум сказывался на здоровье граждан, проживающих в близлежащих домах. Жители за защитой своих прав обратились в орган Роспотребнадзора.

Правомерно ли подобное обращение граждан, и какие меры могут быть предприняты в отношении лиц, ведущих строительство в ночное время?

Вариант №2.

Задача №1.

 

Жители дома № 48 по ул. Пролетарской Варниковского района Липецкой области постоянно жаловались на сильные головокружения.

Работник Роспотребнадзора установили, что причина головокружений заключается в высокой радиоактивности фундамента здания. По результатам проведенных измерений радиоактивность подвального помещения жилого дома достигает 90 мкр/ч.

Материалы проверки направлены в прокуратуру.

Перечислите нормы законов и подзаконных актов, которые были нарушены в данной ситуации.

Назовите государственный орган, который в соответствии с действующим законодательством устанавливает допустимые уровни радиоактивности.

Какие меры могут быть предприняты прокурором в связи с полученной информацией?

В отношении какого виновного лица возможно возбуждение уголовного дела?

 

Задача №2.

Район г. Щекино Тульской области был объявлен зоной чрезвычайной экологической ситуацию.

Прокуратура внесла предписание о приостановлении деятельности одного из химических предприятий региона ОАО «Щекиноазот», которое оказывало существенное вредное воздействие на окружающую среду, на период устранения чрезвычайной ситуации.

Руководство ОАО «Щелкиноазот» обжаловало данное предписание в суде, утверждая, что предприятие в случае простоя понесет существенные материальные потери.

Обоснована ли жалоба руководства ОАО «Щекиноазот»?

Задача №3.

Следователь военной прокуратуры Тульского гарнизона осуществляя проверку в воинской части 69661 инженерных войск России.

В результате проверки выяснилось, что несколько машин БАТ-М находятся в неисправном состоянии. Машинные масла вместе с дождевыми стоками попадают в землю и в протекающую неподалеку реку.

Каким образом на данную ситуацию может реагировать военный прокурор?

Задача №4.

Кузбасская районная администрация решила приостановить разработку нового месторождения железной руды, которая производилась фирмой «Райсервис».

Однако рудник является федеральной собственностью, но он расположен на территории Кузбасского района.

Соответствует ли закону решение администрации?

 

7.4 Требования к выполнению и критерии оценки контрольной работы

Основной целью контрольной работы является демонстрация студентом теоретических и практических знаний, полученных в ходе изучения дисциплины «Экологическое право», умение правильно квалифицировать предложенное в задаче событие в соответствии с законом.

Для правильного решения задачи студенту необходимо прежде всего внимательно ознакомится с ее условиями, обратить внимание на все обстоятельства задания.

При ответе на задачу студенту необходимо указать соответствующую статью, часть или пункт статьи правового акта на который он ссылается при рассмотрении данного задания.

Правильный ответ на задачу состоит из следующего:

1. теоретическое и практическое умение правильно формулировать и применять нормы закона;

2. анализ материалов судебной практики;

3. знание научно-практической литературы применительно к условиям задачи.

4. учет норм международного законодательства.

Выводы и предложения студента по решению задачи должны быть самостоятельными и аргументированными. В заключении работы студенту необходимо указать список использованной литературы, нормативно-правовых актов с указанием всех данных по каждому источнику.

Работа должна быть скреплена в папку.

Поступившая на кафедру работу регистрируется в журнале и передается преподавателю кафедры. Преподаватель кафедры проверяет контрольную работу, определяет правильность ответов на задачи и оценивает результат как «зачтено» или «незачтено», при этом указывая в тексте работы и на титульном листе выявленные недостатки и неправильные ответы.

Критериями оценки контрольной работы являются:

- правильная квалификация предложенного в задаче события;

- объем использованной литературы;

- самостоятельность работы и творческий подход к решению задач;

- уровень обоснованности решения задачи;

- соблюдение требований к оформлению контрольной работы.

Объем работы должен составлять не более 10 страниц формата А4 в зависимости от сложности условий задачи. Межстрочный интервал – 1,5. Шрифт 14. Страницы должны быть пронумерованы и иметь произвольные поля.

 

 

Примеры тестовых заданий

1. Причины глобального экологического кризиса:

- отсутствие политической воли государств к последовательной организации деятельности по охране природы,

- низкий уровень экологических знаний,

- экологический кризис - объективный процесс, возникающий на разных этапах развития человеческой цивилизации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.47.253 (0.132 с.)