Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Ссср – Россия: новый исторический поворот

Поиск

1. Перестройка в СССР.

2. Распад СССР.

3. Трансформация российского общества в конце ХХ в.

4. Россия в начале ХХI в.

Понятия:

Перестройка, ускорение, социализм с «человеческим лицом», новое мышление, гласность, демократия, плюрализм, национальные конфликты, международный терроризм, сепаратизм, либеральные реформы, приватизация, гражданское общество, правовое государство, федерация.

Логические задания:

1. Охарактеризовать основные положения «доктрины Брежнева»?

2. Какие просчеты и ошибки в сфере социально-экономической и в области международных отношений были в ходе перестройки?

3. Как вы понимаете цель Беловежского соглашения и какова его оценка общественностью, Государственной думой?

1. Раскройте основные этапы политического союза и противостояния Горбачева и Ельцина. Назовите причины, позволившие Ельцину стать лидером России?

2. Чем объясняется делегетимация государственной власти в постперестроечной России?

3. Как на Ваш взгляд отражается коммерциализация культурной жизни на нравственном состоянии российского общества?

4. Составить таблицу «Реформы 90-х гг. ХХ в. в России»

5. Доказать, что в современной России закладываются основы для формирования гражданского общества.

Темы докладов и сообщений:

1. «Холодная война».

2. Карибский кризис 1962г.

3. 20-ый съезд КПСС и разоблачение культа личности И.В. Сталина.

4. Политический портрет Л.И. Брежнева.

5. Чехословакия 1968г. Мировая система социализма и СССР.

6. Афганская война.

7. М.С.Горбачев: политический портрет.

8. Б.Н.Ельцин: политический портрет.

9. Гласность и борьба с «застоем» и «силами торможения».

10. В.В.Путин: политический портрет.

 

 


4.3. Программа самостоятельной познавательной деятельности студентов.

 

Задания для самостоятельной работы студентов

Задание 1. Дать определение понятий:


История, локальная цивилизация, общественно-экономическая формация, православие, эволюционный путь развития, государство, «Русская Правда», монархия, вече, республика, крестьянин, смерд, холоп, дань, вотчинник, помещик, инновационный путь развития, государственность, мобилизационный путь развития, этатизм, патернализм, реформа, сословно-представительная монархия, Земский собор, опричнина, крепостничество, «Смутное время», Соборное уложение, церковный раскол, старообрядцы, империя, модернизация, вестернизация, абсолютная монархия, Табель о рангах, бюрократия, индустриальное общество, политика «просвещенного абсолютизма», буржуазия, пролетариат, американский» путь развития капитализма, «прусский» путь развития капитализма, экономический кризис, реакционеры, либералы, революционеры, консерваторы, декабристы, западники, славянофилы, революционеры-демократы, «теория официальной народности», революционные народники, «Земля и воля», «Черный передел», «Народная воля», социал-демократы, марксизм, «Группа освобождения труда», большевики, меньшевики, политическая партия, парламент, Государственная дума, конституционная монархия, РСДРП, октябристы, кадеты, «Союз русского народа», эсеры, «Тройственный союз», «Антанта», революция, буржуазно-демократическая революция, двоевластие, временное правительство, советы рабочих и солдатский депутатов, Учредительное собрание, государственный переворот, социалистическая революция, левые эсеры, правые эсеры, Декрет о мире, Декрет о земле, политика «военного коммунизма», продразверстка, диктатура пролетариата, НЭП, индустриализация, коллективизация, «культурная революция», тоталитаризм, холодная война, Варшавский договор, НАТО, СЭВ, ЕЭС, ООН, «оттепель», шестидесятники, «эпоха застоя», перестройка, политический плюрализм, гласность, федеративное государство, унитарное государство, конституция, гражданское общество, правовое государство, демократия, разделение властей, социальное государство, внутренняя политика, внешняя политика, экономическая реформа, приватизация, рынок, политическая реформа, экономическое развитие, социальное развитие, политическое развитие, культурное развитие, либерализм.

Задание 2. Составить план-конспект ответов на темы:

1.Предпосылки образования Киевской Руси.
2.Принятие христианства на Руси и его значение.
3.Образование Московского государства.
4.«Смута» в России начала ХVII в.
5.Реформы Петра I и их последствия.
6.Дворцовые перевороты в истории России.

7.Политика «Просвещенного абсолютизма» Екатерины Великой.

8.Отечественная война 1812 г.
9.Реформы Николая I.

10.Отмена крепостного права в России.
11.Первая буржуазно-демократическая революция в России.

12.Столыпинская реформа, ее последствия.
13. 1917 год в судьбе России.

14.Образование СССР.
15.НЭП.
16.Коллективизация в СССР.
17.Сталинский тоталитаризм.
18.Корренной перелом в ходе ВОВ.

19. «Оттепель» в истории СССР.

20. «Застой» в истории СССР.

21.Перестройка в СССР.
22.Распад СССР.
23.Принятие Конституции Российской Федерации.
24.Реформы в современной России.

 

Примечание. При выполнении этого задания надо придерживаться следующей схемы:
1.Хронология.
2.Историография.
3.Теория вопроса.
4.Причины событий.
5.Ход событий.
6.Значение событий.

Выводы.

Задание 3. Доказать, что:


1. В IX в. у восточных славян возникло государство.
2. В России в начале XVIII сложился абсолютизм.
3. Екатерина II проводила политику «просвещенного абсолютизма».
4. В конце XIX – начале XX в. в России шел процесс модернизации.
5. Западники в России были либералами.
6. Реформы 60-70-х гг. XIX в. создавали благоприятные условия для развития в России капиталистических отношений.
7. В начале ХХ в. Россия шла к конституционной монархии.
5. В современной России существует многопартийная политическая система.

Примечание.
Для доказательства надо использовать следующий алгоритм:
1) дать определение того, что надо доказать;
2) выявить, исходя из определения, основные направления поиска доказательства;
3) найти согласно этим направлениям конкретно-исторические факты доказательства.

 

Задание 4. Сравнить:


1.Российскую и Западноевропейскую цивилизации.
2.«Русскую Правду» П. Пестеля и «Конституцию» Н. Муравьева.
3.Взгляды западников и славянофилов на перспективы развития России.
4.НЭП и политику «военного коммунизма».
5.Политическую систему России до и после революции 1905-1907 гг.
6.Политические режимы в СССР при И.В.Сталине и Н.С.Хрущеве.
7.Политическую систему в СССР в 80-х гг. ХХ в. и современной РФ.

8.Программные установки КПРФ и «Единая Россия»

Примечание. При сравнении надо использовать следующий алгоритм: 1) дать определение сравниваемых исторических явлений; 2) выделить, исходя из определения, параметры сравнения; 3) установить общее и различие между сравниваемыми историческими явлениями.

 

Задание 5. Заполнить таблицы

 

Табл. 1. Правители России

Имя Годы правления Основные события
Олег    
Игорь    
Святослав    
Владимир    
Ярослав Мудрый    
Владимир Мономах    
Юрий Долгорукий    
Андрей Боголюбский    
Всеволод Юрьевич    
Иван Калита    
Дмитрий Донской    
Иван III    
Иван IV    
Борис Годунов    
Василий Шуйский    
Михаил Романов    
Алексей Михайлович    
Петр I    
Анна Иоанновна    
Елизавета Петровна    
Екатерина II    
Павел I    
Александр I    
Николай I    
Александр II    
Александр III    
Николай II    
Керенский    
Ленин    
Сталин    
Хрущев    
Брежнев    
Горбачев    
Ельцин Путин    


Табл. 2. Войны России

Годы Война Сражения Условия мира
  Ливонская    
  Польско-шведская интервенция в начале ХVII в.    
       
  Северная    
  Семилетняя    
  Русско-турецкие    
  Отечественная с Наполеоном    
       
  Крымская    
       
       
  Первая мировая    
  Вторая мировая Афганская   Чеченская    


Задание 6. Составить хронологические таблицы:


1.Русские князья IX-XI вв.
2.Русские князья XII-XIII вв.
3.Русские князья и цари в XIV-XV вв.
4.Русские цари в XVI вв.
5.Русские цари в XVII вв.
6.Русские цари в первой половине XVIII в.
7.Русские цари во второй половине XVIII в.
8.Русские цари в первой половине XIX в.
9.Русские цари во второй половине XIX – начале XX в.
10.Государственная деятельность В.И. Ленина
11.Государственная деятельность И.В. Сталина
12.Государственная деятельность Н.С. Хрущева
13.Государственная деятельность Л.И.Брежнева
14.Государственная деятельность М.С. Горбачева
15.Государственная деятельность Б.Н. Ельцина
16.Государственная деятельность В.В. Путина

Примечание.
При составлении таблиц надо указывать имя правителя, годы правления, важнейшие события.

 

Задание 7. Составить хронологические таблицы
1.Войны России в XVI-XVII вв.
2. «Северная война»
3.Войны России во второй половине ХVIII в.
4.Крымская война

5.Участие России в первой мировой войне
6.Великая Отечественная война

Примечание. При составлении таблиц надо указывать название войны, годы, основные сражения, мирные пакты и его условия.

 

Задание 8. Составить хронологические таблицы


1.Реформы в России в эпоху Ивана Грозного.
2.Реформы Петра I.
3.Реформы 60-70-х гг. ХIХ в. в России.
4.Столыпинская реформа.
5.Политические реформы в России в начале ХХ в.
6.Реформы в СССР в 20-30-х гг. ХХ в.
7.Реформы в СССР при Н. Хрущеве.
8.Реформы в СССР при Л. Брежневе.
9.Реформы в СССР при М. Горбачеве.
10.Реформы в России при Б. Ельцине.
11.Реформы в России при В. Путине.

Примечание. При составлении таблиц надо указывать сферы общественной жизни, в которой проводились реформы, годы, названия и содержание реформ.

 

Задание 9. Ответить на вопрос: каково было значение…


1.Принятия христианства на Руси.
2.Победы России в Отечественной войне 1812 г.
3.Победы СССР в Великой Отечественной войне.
4. «Нового политического мышления» М.С. Горбачева.

Примечание. При ответе на эти вопросы надо рассмотреть место, роль и последствия события в истории Отечества.

 

Задание 10. Ответить на вопросы: каковы были причины…


1.Феодальной раздробленности Киевской Руси.

2.Кризиса Российской государственности в конце ХVI - начале ХVII в.
3.Народных движений в России ХVII в.
4.Северной войны.
5.Народных движений в России ХVIII в.
6.Крымской войны.
7.Распространения марксизма в России.
8.Революции 1905-1907 гг. в России.
9.Первой мировой войны.
10.Кризиса Российской государственности в 1917 г.
11.Государственного переворота в октябре 1917 г.
12.Гражданской войны в России.
13.Перехода к новой экономической политике.
14.Установления тоталитарного политического режима в СССР.
15.Распада СССР.

16.Политического кризиса в России осенью 1993 г.

Примечание. При ответе на этот вопрос надо рассмотреть основные тенденции экономического, социального, политического и духовного развития общества накануне события.


5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

5.1. Рекомендуемая литература:

- основная литература:

 

1. Дворниченко А.Ю. История России. Учебное пособие – М.: «Проспект». 2008.

2. Дворниченко А.Ю. Русская история с древнейших времён до наших дней. 6-е изд., стер. – СПб., «Лань». 2005.

3. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для вузов. – М.: «Норма». 2006.

4. Отечественная история. Под ред. профессора Р.В. Дегтярёвой и профессора С.Н. Полторака. Учебное пособие для студентов вузов. – М.: «ГАРДАРИКИ». 2005.

5. Сахаров А.Н. История России с древнейших времён до начала 21века. – М.: «Аст. Астрель, Хранитель». 2007.

 

 

-дополнительная литература:

1. Алексеев Ю.Г. Государь Всея Руси. – Новосибирск: «Наука». 1991.

2. Артемов В.В. История Отечества. С древнейших времён до наших дней. Учебник для средних проф. учебных заведений. – М.: «Академия». 2007.

3. Ахиезер А. История России: конец или новое начало? – М.: «Новое издательство». 2005.

4. Бажура Е.А. Вопросы становления самодержавия в Московском государстве. – Казань: 2006.

5. Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России. 1917-2004гг. – Учебное пособие для студентов вузов. – М.: «Аспект-Пресс». 2006.

6. Барятинский В.В. Царственный мистик (Император Александр1). – Л.: «Сказ». 1990.

7. Безелянский Ю. От Рюрика до Ельцина. Календарь российской истории. – М.: «Физкультура и спорт». 1993.

8. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (9-13вв.). – М.: «АСПЕКТ ПРЕСС». 1998.

9. Дворниченко А.Ю. История России. Учебник. – М.: «Проспект». 2008.

10. Дворниченко А.Ю. Русская история с древнейших времён до наших дней. 6-е изд., стер. – СПб., «Лань». 2005.

11. Иловайский Д. Царская Русь (16век). – М.: ООО «Издательство «Астрель». 2003.

12. История государства Российского. Жизниописания. 9-16вв. – М.: 1996.

13. История России в вопросах и ответах. Составитель: доктор ист. наук С.А. Кислицын. Учебное пособие для студентов вузов. – Ростов-на-Дону: «Феникс». 1999.

14. История России с древнейших времён до конца 20века. Учебное пособие для студентов вузов. – М.: «Дрофа». 2000.

15. История России. 20век. Под ред. В.П. Дмитренко. – М.: «АСТ». 1998.

16. История России. Учебное пособие. Под ред. Л.И. Семенниковой. 4-е изд., испр. – М.: Книжный дом «Университет». 2003.

17. История современной России. 1985-1994гг. Учебное пособие. – М.: «ТЕРРА-ТЕRRА». 1995.

18. Козлов Ю.Ф. От князя Рюрика до императора Николая2. – Мордва.: 1992.

19. Литвак Б.Г. Переворот 1861г. в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. – М.: 1991.

20. Мир русской истории: Энциклопедический справочник. – М.: «Вече». 1997.

21. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для вузов. – М.: «Норма». 2006.

22. Октябрь 1917г.: величайшее событие века или социальная катастрофа? – М.: 1991.

23. Отечественная история. Под ред. профессора И.М. Узнародова и профессора Я.А.Терехова. – М.: «ГАРДАРИКИ». 2002.

24. Отечественная история. Под ред. профессора Р.В. Дегтярёвой и профессора С.Н. Полторака. Учебное пособие для студентов вузов. – М.: «ГАРДАРИКИ». 2005.

25. Премяков А.Е. Российские самодержцы. – М.: 1990.

26. Расторгуев С.В. История России. Учебное пособие. 2-е изд. Рекомендовано для студентов вузов. – М.: «ОМЕГА». 2007.

27. Реформа второй половины 16-20вв.: подготовка, проведение, результаты. – М.: 1989.

28. Родзянко М.В. Крушение империи. – М.: 1992.

29. Романовы: Исторические портреты в 2-х ч. Под ред. А.Н. Сахарова. – М.: 1997.

30. Романовы: Исторические портреты в 2-х ч. Под ред. А.Н. Сахарова. – М.: 1997.

31. Русская мысль в век Просвещения. – М.: 1991.

32. Русские цари 1547-1917. Под ред. Х.И. Торке. – Ростов-на-Дону: 1997.

33. Рябикин С. Новейшая история России (1991-1997). Учебное пособие для студентов. – СПб.: Издательский Дом «Нева». 1997.

34. Семеникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.: 2000.

35. Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия. Учебное пособие для студентов вузов (Сост., ред. и вступительная статья Б.С. Ерасов). – М.: «Аспект-Пресс». 1998.

36. Страна гибнет сегодня. Воспоминания о февральской революции. – М.: 1991.

37. Фёдоров В.А. История России. 19-начало 20века. Учебник. – М.: Проспект». 2006.

 

 

Содержание текущего, промежуточного и итогового контроля

7.1. Перечень контрольных вопросов для самостоятельной работы;

 

1. Составить хронологическую таблицу: «Русские цари в 16-18 вв.».

2. Составить хронологическую таблицу: «Войны России в XVIII в.».

3. Доказать, что в России в первой четверти XVIII в. возникла абсолютная монархия.

4. Как и почему принципиально по-разному в отечественной литературе оценивается историческая роль Петра I.

5. В чем суть дискуссий в исторической науке о генезисе самодержавия в послепетровский период (1725-1762 гг)?

6. Что пробудило социально-политическую активность русского населения России в XVIII веке?

7. Составить хронологическую таблицу «Русские цари в первой половине XIX в.».

8. Составить хронологическую таблицу «Войны России в первой половине XIX в.».

9. Сравнить идеологические взгляды западников, славянофилов, революционеров-демократов и представителей теории «официальной народности» в России.

10. Доказать, что в России в 30–50-х XIX в. наблюдался кризис крепостнической системы.

11. В каких условиях происходило формирование индустриально- технической базы российского капитализма? Насколько влияла на этот процесс экономика западных стран?

12. Какое влияние оказал марксизм на общественно – политическое движение в России?

13. В чем проявился радикализм контрреформ Александра III?

14. 1.Составить хронологическую таблицу «Русские цари во второй половине XIX – начале XX в.».

15. Доказать, что в конце XIX – начале XX в. в России шел процесс модернизации.

16. Составить хронологическую таблицу «Россия в первой мировой войне».

17. Сравнить политическую систему России до и после революции 1905-1907 гг.

18. Как соотносятся во всемирно-историческом процессе ХХ века проблемы экономического роста и модернизации, революции и реформы?

19. Охарактеризуйте российские реформы в контексте общемирового развития в начале века?

20. Какие социально- экономические и политические последствия имела Первая мировая война для России?

21. Почему в октябре 1917 года произошла политическая победа большевизма?

22. Сравнить НЭП и политику «военного коммунизма».

23. Доказать, что в СССР в 20-30-х гг. ХХ в. осуществлялась социалистическая модернизация.

24. В чем была сложность национальных отношений в послереволюционный период?

25. В каких исторических условиях сложился курс на строительство социализма в одной стране?

26. В чем проявилось сопротивление общества личной власти Сталина?

27. Каков характер репрессий и политических процессов в 30-е годы?

28. Что подтолкнуло Сталина к сближению с Гитлером? Можно ли было этого избежать?

29. В чем заключалось сходство и различие причин поражений Красной Армии в 1941г. и весной-осенью 1942г?

30. Каковы были особенности контрнаступлений советских войск под Москвой, Сталинградом и Курском?

31. Почему и каким образом эволюционировал сталинский режим в годы войны?

32. Почему высадка союзников во Франции произошла только в 1944г.?

33. Охарактеризовать основные положения «доктрины Брежнева»?

34. Какие просчеты и ошибки в сфере социально-экономической и в области международных отношений были в ходе перестройки?

35. Как вы понимаете цель Беловежского соглашения и какова его оценка общественностью, Государственной думой?

36. Раскройте основные этапы политического союза и противостояния Горбачева и Ельцина. Назовите причины, позволившие Ельцину стать лидером России?

37. Чем объясняется делегетимация государственной власти в постперестроечной России?

38. Как на Ваш взгляд отражается коммерциализация культурной жизни на нравственном состоянии российского общества?

39. Составить таблицу «Реформы 90-х гг. ХХ в. в России».

40. Доказать, что в современной России закладываются основы для формирования гражданского общества.

 


7.5. Перечень вопросов к зачету и экзамену, задания в тестовой форме, другие диагностические материалы итогового контроля качества усвоения дисциплины

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.28.90 (0.015 с.)