Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Субъекты римского частного права.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
а) Правоспособность и дееспособность. Для определения правового положения (status) отдельных лиц (субъектов права) римские юристы употребляли понятия правоспособность и дееспособность (capacitas juridica и capacitas agendi). Понятие правоспособности не было определено в трудах римских юристов. Однако многие сохранившиеся фрагменты свидетельствуют, что римляне под понятием правоспособности подразумевали свойство лиц (субъектов) быть носителями прав и обязанностей. В связи с тем, что права и обязанности, входящие в понятие правоспособности, относились к разнообразным вещам, было принято делать различие между правоспособностью в публичном праве (jus publicum) и правоспособностью частного права (jus privatum). Правоспособность в области публичного права (политическая правоспособность) состояла из частичной или полной возможности отдельных субъектов участвовать в общественной жизни римского государства как носителей активного и пассивного избирательного права (jus suffragii и jus honorum), служить воинами в римских легионах, быть участниками римских религиозных и светских празднеств и в целом поступать как лица, которым позволено влиять на течение государственных дел. Будут ли эти полномочия увеличиваться или уменьшаться, чаще всего зависело от этнической принадлежности, социального положения, пола и личных способностей каждого индивидуума. Правоспособность в области частного права (частно-правовая способность) состояла из возможности отдельных субъектов быть носителями частичного или полного права в частной жизни, что означало признание за ними возможности пользоваться римскими установлениями семейного права (jus connubii), установлениями имущественного права (jus commercii) и установлениями процессуального права (legitimatio activa et passiva). Объем полномочий отдельных субъектов в области частного права в основном зависел от положения в семье, но также и от причин, от которых зависели полномочия в области публичного права. В трудах римских юристов понятие дееспособности также не было определено. Однако, римляне под этим понятием подразумевали способность субъектов права самостоятельно выступать в правовом процессе, т. е. самостоятельно пользоваться признанными правами и самостоятельно исполнять собственные обязанности. Иными словами, дееспособными признавались те лица, которые были способны от своего имени и по собственному разумению предпринимать правовые действия, лично осуществлять достигнутые права и лично исполнять взятые на себя обязанности. С этой точки зрения дееспособность разделялась на две подгруппы: дееспособность в узком смысле, или способность от своего имени и по собственному разумению предпринимать правовые действия, и способность лично отвечать за собственные противоправные поступки соответственно так называемой деликтной ответственности. Дееспособность — большая или меньшая — зависела главным образом от возраста, способности суждения и пола отдельных субъектов. б) Субъекты права. На основе установлений римского правового порядка лишь люди могут быть носителями прав и обязанностей, или субъектами права, ибо право и существует ради людей: hominum causa опте jus constituturn est. Между тем, это не означало, что в Риме лишь индивидуумы могут быть признаны субъектами права. Юридическими лицами могут быть признаны и юридически оформленные коллективы, и отдельные имущественные объединения, предназначенные для длительного удовлетворения потребностей определенного круга лиц. Кроме того, субъекты права делились на индивидуально определенные, или физические лица (person ae physicae) и юридические лица (person ae morales или person ae juridicae).
Правоспособность физических лиц. Физические лица, или люди как индивидуумы, когда-то не были субъектами права. В родовом общественном устройстве, когда права еще не существовало, действовало обычное правило, согласно которому лишь представители рода на территории рода как равноправные товарищи, могли пользоваться благами совместной жизни и с одинаковой возможностью участвовать в решении злободневных проблем. Все другие физические лица — представители других родов — были врагами. Эти лица были объектами, которыми представители рода, в меру собственных сил, могли свободно располагать и которые могли даже уничтожать. С расширением родовой организации (период военной демократии) и с ее перерастанием в государство право свободного проживания на территории родового союза или созданного им нового государства признавалось не только за членами родового союза и не только за лицами, по этническому происхождению принадлежащими к народу, основавшему государство. Такое право признавалось и за всеми покоренными и присоединенными племенами. При этом, представители покоренных племен, в отношении располагаемых ими прав, оказывались в худшем положении, чем представители рода, организовавшего государство. Кроме этих групп свободных жителей — во все времена существования римского рабовладельческого общества — были и лица, за которыми не признавалось даже право на жизнь. Это были физические лица в положении рабов. Три указанных круга лиц, из которых одни пользовались правами, гарантированными правовым порядком, другие — лишь правом на жизнь и свободу, а третьи не имели никаких прав, в источниках римского права были обозначены как круг лиц, пользующихся правом гражданства (status civitatis), круг лиц, пользующихся правом свободы (status liber-tatis) и круг лиц, находящихся соответственно в положении рабов (in statu servitutis). Поэтому, освещая вопросы правоспособности физических лиц, римляне говорили о status civitatis, status libertatis и о положении людей, не обладающих ни одним из этих статусов, находящихся в рабском состоянии, в положении объектов права. 1). Правоспособность римских граждан (status civitatis). Gives romani или физические лица в положении римских граждан (status civitatis) не были одинаковы и равноправны. Содержание их прав было различным не только в отдельные периоды развития римского государства, но и в зависимости от места, которое в данном общественном слое занимали отдельные индивидуумы. Впрочем, в Риме не существовало ни реальной, ни формальной демократии даже для граждан римского государства. а) Приобретение гражданства. Римское гражданство приобреталось по рождению (jus sanguinis) или путем натурализации (naturalisatio). С тех пор как, согласно римскому праву, было запрещено убивать и бросать детей, кроме уродов (portenta, monstra, prodigia) и детей, очевидно не способных к существованию (personae debiles), право римского гражданства, по большей части в момент рождения, получали дети от брака между римскими гражданами, внебрачные дети римских граждан и дети, рожденные женщиной, которая в момент родов была рабыней, если во время беременности хотя бы некоторое время пользовалась гражданскими правами (favor libertatis). В порядке исключения, дети, рожденные римской гражданкой, находящейся в браке с перегрином без jus conubii, согласно уложению lex Minicia, достигали положения перегринов. Правоспособность ребенка наступала в момент, когда роды были завершены, то есть когда ребенок отделялся от пуповины (partus perfectus). Чтобы достигнуть правоспособности римского гражданина, ребенок, отделенный от пуповины, должен был быть живым. В классическом праве существовал спор между сабинианцами и прокулеанцами, следует ли считать живым ребенка, подавшего какой-то любой признак жизни, или только закричавшего после родов. Победило мнение сабинианцев, что достаточно любого признака жизни. Гражданских прав, то есть правоспособности пользоваться jus proprium civium romanorum, не могло получить не родившееся дитя. В виде исключения, для неродившегося ребенка, чей отец умер после зачатия, но до родов (postumus), существовало правило, на основе применения которого за еще нерожденным ребенком сохранялось наследное и некоторые другие имущественные права при двух условиях: ребенок по смерти отца должен был родится живым и не позднее десяти месяцев после смерти предполагаемого отца. Лица, которые не были гражданами Рима по рождению, могли достичь римского гражданства путем натурализации. Натурализация могла быть публичной или частной. Частная натурализация лиц без гражданства допускались каждым pater familias (главой римской семьи) путем адопции, или усыновления лиц, рожденных вне римской семьи. Такое же действие оказывали манумиссии, или освобождение из рабства. Между тем, в классический период римское гражданство получали не все освобождаемые рабы, но только те, которые были освобождены определенным формальным способом. Гражданства достигали и те рабы, которые были освобождены согласно предписаниям lex Fufia Caninia и Lex Aelia Sentia. Только в постклассическом праве возобладало мнение, что любой раб, освобожденный господином-гражданином, независимо от способа освобождения, должен был получать гражданские права. Публичная натурализация, по решению государственных органов (сенат, консулы, преторы, правители провинций, принцепс или император) могла быть обычной или в виде исключения. Обычная натурализация давалась лицам, выполнившим определенные условия. Предполагаемые условия были более благоприятными для лиц в положении латинов и более тяжелыми для лиц в положении перегринов. Натурализация в виде исключения давалась тем лицам и даже целым городам и отдельным народам, которые имели выдающиеся заслуги перед Римом. Так, например, по lex Plautia Papiria (89 год до н. э.) римское гражданство получили все свободные жители Италии, а по constitutio Antoniana (212 год н. э.) и все свободные жители империи, кроме тех, кто находился в положении покоренных. В конце концов, по beneficium principale Юстиниана и они получили гражданство, и с тех пор все свободные жители римского государства были и его гражданами. б) Содержание римского гражданства. В ходе развития римского государства оформились группы публично-правовых и частно-правовых полномочий, которые и составляли содержание римского гражданского права. Между тем, многие из этих прав, да и целые их группы, не существовали ни как гражданские права за все время развития римского государства, ни как права, которые в одинаковой мере были доступны всем его гражданам. В области публичного права (политические права), например, было принято считать гражданскими правами: jus suffragii или активное избирательное право (право граждан подавать голоса на собраниях); jus honorum или пассивное избирательное право (право граждан быть избранными носителями публичных служб); право вступать в легионы; право участвовать в религиозных или светских празднествах и право принимать участие в общественной жизни государства. Все эти гражданские права существовали в старом Риме и во время республики. Между тем, во время принципата, когда были отменены собрания и когда Рим ввел постоянное платное войско, исчезли и jus suffragii и jus honorum, как и право нести службу в легионах. Точнее говоря, во время домината римские граждане остались без каких-либо публичных или политических прав. В этом отношении римское гражданство было лишено всякого содержания. Дееспособность физических лиц. Физические лица, обладающие правоспособностью (capacitas juridica), могли и не обладать дееспособностью (capacitas agenda), или способностью от своего имени и по своему разумению предпринимать правовые действия и лично отвечать за совершение противоправного действия (деликтов). В римском праве с древнейших времен отмечен тот факт, что самостоятельно располагать собственными правами и самостоятельно отвечать за противоправные действия могут лишь те физические лица, которые своим возрастом, своими психическими, моральными и физическими качествами и, согласно представлениям римлян, своим полом гарантируют, что в своих правовых действиях могут вести себя как разумные люди. В тех случаях, когда из-за недостаточного возраста, половых, психических, моральных или физических недостатков субъекта права не существовало таких гарантий, по установлениям римского права у таких дефектных субъектов исключалась дееспособность целиком или частично. Недостаток дееспособности таких лиц возмещался установлением опеки, действующей за субъекта, который не мог быть дееспособным по природе (малолетние и женщины), соответственно установлением опекунства, действующего за субъекта, который по природе мог быть дееспособным, но не обладал этим свойством из-за личных недостатков (люди с психическими расстройствами, транжиры, люди с серьезными физическими недостатками и т. д.) 1). Дееспособность малолетних. Малолетними, или impuberes, в римском праве считались лица мужского и женского пола, не достигшие пубертатного возраста, т. е. половой зрелости. Половая зрелость, пубертатный возраст, любого лица мужского пола определялся индивидуально, а для лица женского пола существовало юридическое допущение, что оно достигает половой зрелости в 12 лет и что с этого времени может быть выдано замуж. Это решение древнего права уже в классический период защищали сабинианцы, в то время как прокулеанцы считали, что и для мужчин необходимо установить наступление половой зрелости с 14 лет. Мнение прокулеанцев разделял и Юстиниан. Малолетние лица, или impuberes, до семи лет назывались infantes. В это время они были полностью недееспособны. После семи лет они входили в группу лиц, называемых impuberes infantia majores (малолетние лица, вышедшие из детства). Дееспособность im puberes infantia majores была ограничена: они имели право совершать правовые действия, которыми улучшали свое имущественное положение (meliorem condicionem facere), и не имели права совершать действия, в результате которых это положение ухудшалось (deteriorem condicionem facere). Установления римского права, связанные с деликтной ответственностью малолетних, были несколько иными. Со времени, когда восторжествовало начало субъективной ответственности за проступки в уголовном и в обязательственном праве, считалось, что могут быть ответственны за проступки, кроме лиц в пубертатном возрасте (совершеннолетние лица), и подростки, называвшиеся impuberes pubertati proximi (подростки, близкие к совершеннолетию, более взрослые малолетние). Иными словами, среди несовершеннолетних ответственности за проступки подлежали самые старшие несовершеннолетние (с 10 лет), в то время как эта ответственность не обременяла infantes и более младших (impuberes infantiae majores). 2). Дееспособность совершеннолетних женщин. Женщины sui generes после 12 лет освобождались из-под опеки над несовершеннолетними. Это не значило, что при этом они достигали полной дееспособности. Женщины оставались ограниченно дееспособными и подпадали под власть опекуна над совершеннолетними женщинами (Tutor mulierum). Это решение римского права было плодом примитивного представления, что женщины "ргор-ter levitatem animi" или "propter sexus infirmitatem et rerum foresi-um ignorantiam" не способны отдавать отчет в своих действиях. Дееспособность женщин под опекой tutela mulierum была несколько шире дееспособности impuberes infantia majores. Когда римляне окончательно убедились, что нет серьезных причин для отказа женщинам в дееспособности, сначала их обеспечили правовыми средствами при помощи которых можно было вынудить опекунов соглашаться с теми правовыми действиями, которые совершали женщины, а потом было отменено и все это установление в целом. 3). Дееспособность лиц с психическими, моральными и физическими недостатками. Физические лица, отстающие в своем психическом развитии настолько, что не могли отдавать отчет в своих действиях, если такое их состояние было длительным и сопровождалось признаками идиотизма (dementia, amentia) или бешенства (furor), лишались дееспособности на время болезни. Если расстройство проявлялось у этих лиц время от времени, а в интервалах они были спокойны (lucida mtervalla), то они обладали дееспособностью в этих интервалах. Ограниченной дееспособностью обладали и транжиры, или prodigi, т. е. лица неразумно расходующие наследное имущество и таким образом ставящие под угрозу существование семьи. Они обладали дееспособностью, которая по содержанию уравнивалась с дееспособностью impuberes infantia majores. Иногда ограничивалась и дееспособность лиц с физическими недостатками, но лишь в связи с теми правовыми действиями, чья форма не могла быть исполнена из-за постоянного физического недостатка. 4). Дееспособность лиц моложе 25 лет. Когда в классический период развития римского права стало очевидно, что совершеннолетние лица мужского пола, которым исполнилось 14 лет, все же недостаточно опытны, и не могут без опасности вступать во все увеличивающийся и усложняющийся правовой оборот, римские преторы в случае, когда эти лица по молодости терпели ущерб, разрешали, если им было меньше 25 лет, так называемое restitutio in integram ob aetatem, или право на возвращение к исходному состоянию из-за их возраста. Договаривающиеся с лицами младше 25 лет избегали этой возможности, если при заключении сделки кроме юноши присутствовал, т. е. участвовал специально с этой целью приглашенный римский гражданин, или попечитель (curator), который своим присутствием гарантировал, что в данной сделке нет элементов обмана. Это периодическое приглашение опекуна стало со временем постоянным. Таким образом, лица младше 25 лет, после прекращения опеки над ними, не достигали полной дееспособности, так как были вынуждены иметь попечителя. Дееспособность этих лиц была несколько больше дееспособности impuberes infantia majores. В сущности, после введения этого установления граница совершеннолетия и полной дееспособности располагалась между 14 и 25 годами для мужчин, а когда женщины были освобождены от опеки, и они становились совершеннолетними в этом возрасте. В виде исключения и по особому разрешению императора мужчины могли достигать дееспособности в 12 лет, а жениться в 18-летнем возрасте (venia aetatis или досрочная эмансипация).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 440; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.116.93 (0.012 с.) |