Российско-индийское экономическое сотрудничество 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Российско-индийское экономическое сотрудничество



ВВЕДЕНИЕ

Республика Индия в декабре 1991 г. одной из первых стран мира признала Российскую Федерацию в качестве государства «продолжателя» СССР, с которым имела дипломатические отношения с 13 апреля 1947 г.

До 1991 г. на протяжении нескольких десятилетий между двумя странами существовали тесные торгово-экономические отношения. Советский Союз после обретения Индией независимости оказывал ей значительную финансовую и техническую помощь, содействуя в строительстве крупных промышленных предприятий, в т.ч. металлургических заводов в Бхилаи, Бокаро и др., и, кроме того, поставлял военную технику. Индия была для СССР важным экономическим партнером, который, с одной стороны, рассматривался как экспортер одежды, текстиля, чая и прочих потребительских товаров, а с другой - в качестве своеобразного инструмента распространения советского влияния в Южноазиатском регионе.

Номинальный ВВП — стоимость всех конечных товаров и услуг рассматриваемого региона или государства, выраженная в текущих рыночных ценах. Вследствие этого номинальный ВВП зависит от изменений индекса цен и доходов рассматриваемой экономики. Номинальный ВВП растёт при инфляции в связи с ростом цен на продукцию и услуги. И наоборот, падает при дефляции в связи с падением цен. Так, уровень инфляции в 5 %, при неизменном уровне производства товаров, ведёт к росту ВВП тоже на 5 %.

В реальном ВВП учитывается, в какой степени рост ВВП определяется реальным ростом производства, а не ростом цен. Отношение номинального ВВП к реальному называется дефлятором ВВП.

Индийско-российские отношения — двусторонние отношения между Республикой Индия и Российской Федерацией. Во время Холодной войны Индия и Советский Союз (СССР) обладали крепкими военными, экономическими и дипломатическими отношениями. После распада СССР Россия унаследовала близкие отношения с Индией, а Индия улучшила свои отношения и с Западом. В 2012 году доля России в индийском внешнеторговом товарообороте составила 1 % (32 место среди внешнеторговых партнеров Индии). На Индию в 2012 году пришлось 1,3 % российской внешней торговли.[1]

Индия является вторым по величине рынком сбыта для российской оборонной промышленности. В 2004 году более 70 % Индийского военного оборудования поставлялось из России, что сделало Россию основным поставщиком военной техники. Индия имеет посольство в Москве и 2 генеральных консульства (в Санкт-Петербурге и Владивостоке). Россия имеет посольство в Нью-Дели и 3 генеральных консульства (в городах Ченнаи, Калькутта, Мумбаи).

Советский союз и Индия

Индия — развивающаяся аграрно-индустриальная страна с развитой промышленностью, 3-я экономика мира по объёму ВВП после США и Китая с 2014 года. За годы независимого развития Индия проделала огромный путь в экономике.

Близкие отношения с Индией, начавшиеся в 1950-х годах, представляют наиболее успешную попытку СССР развивать более тесные отношения со странами Третьего мира. Отношения начались с визита премьер-министра Индии Джавахарлала Неру в Советский Союз в июне 1955 года, а затем и визита Никиты Хрущева в Индию осенью 1955 года. В это время Хрущев объявил, что Советский Союз поддерживает Индийский суверенитет над спорной территорией Кашмир и над португальскими прибрежными анклавами.

Советские отношения с Индией также немало повлияли на отношения с КНР. Так, во время пограничного Индо-Китайского конфликта 1962 года, Советский Союз заявил о своей нейтральности ко всему происходящему. Советский Союз дал Индии существенную экономическую и военную помощь во время Хрущёвского периода, и к 1960 году размеры этой помощи стали больше, чем от Китая. Это несоответствие стало ещё одним пунктом разногласий в китайско-советских отношениях.

В 1965 году Советский Союз успешно служил в качестве мирного посредника между Индией и Пакистаном после индийско-пакистанского приграничного конфликта. Алексей Косыгин встретился с представителями Индии и Пакистана, а также помогал им вести переговоры об окончании военного конфликта в Кашмире.

Как отмечает профессор Кристофер Эндрю, резидентура КГБ в Индии в 1970—1980-е годы была крупнейшей за пределами СССР.

Советско-индийская торговля

С 1960-х гг. роль СССР во внешней торговле Индии резко возросла: если в 1960/1961 финансовом году (далее — ф.г.) на Советский Союз приходилось 1,5 % индийского импорта, то в 1980/1981 ф.г. уже 8,1 %. В Перестройку произошел спад: в 1990/1991 ф.г. на СССР пришлось 5,9 % индийского импорта. Ещё более значительной была роль СССР в качестве покупателя индийских товаров: на СССР в 1980/1981 ф.г. пришлось 18,3 % индийского экспорта, в 1990/1991 ф.г. 16,1 % (на США соответственно — 11,1 и 14,7 %). Для сравнения — в 1960/1961 ф.г. на СССР пришлось только 4,5 % совокупного индийского экспорта.[2]

 

Индийский долг

В 1993 году сумма задолженности Индии перед Россией была определена правительствами двух стран в 10,2 млрд долл. (в основном госкредиты, полученные Дели до 1990 года).

В 1990-е - 2000-е гг. преимущественное развитие получила продажа долговых рупий через аукционы. Существуют предпосылки к активизации и других направлений, например, централизованных закупок в Индии ряда товаров. Это связано с тем, что, в соответствии с экспортно-импортной политикой Индии на 2002-2007 гг., значительно упростилась торговля сельскохозяйственной продукцией с Россией.

В 2013/2014 ф.г. сумма индийского долга России с учетом произведенных выплат составила около 1,3 млрд долл., размер ежегодных платежей Дели по госкредитам Москвы составляли около 780 млн долл, а окончательное погашение индийского долга ожидалось в 2037 году.

Россия – КНР – Индия

Внешняя политика России определяется её Президентом и осуществляется Министерством иностранных дел.

Идею создания стратегического треугольника Россия — Индия — Китай первым из известных политических деятелей выдвинул ещё в 1998 году российский премьер-министр Евгений Примаков. Не в состоянии остановить готовившуюся операцию НАТО против Югославии, Примаков призвал к сотрудничеству трёх стран как своего рода противодействию однополярности в мире. Потребовалось, однако, несколько лет для того, чтобы это предложение было поддержано дипломатами.

Первые трёхсторонние встречи в этом формате состоялись в Нью-Йорке в период сессий Генеральной ассамблеи ООН в 2002 и 2003, а в 2004 — в Алма-Ате в ходе Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. В июне 2005 встреча министров иностранных дел России, Китая и Индии впервые состоялась на территории одного из трёх государств «треугольника» — во Владивостоке.

Взаимодействие трёх государств, суммарное население которых составляет 40 % населения земного шара, позволяет повысить международный вес каждой из них. Судя по заявлениям лидеров трёх стран, их сотрудничество не направлено против кого бы то ни было, но в то же время оно призвано сделать мир многополярным и способствовать демократизации миропорядка.

Каждое из государств, по-видимому, преследует, помимо общих, ещё и индивидуальные интересы:

· Индия и Китай рассчитывают получить доступ к российским энергоносителям — нефти и газу;

· Россия подчёркивает важность практического сотрудничества в борьбе с международным терроризмом, наркотрафиком и другими новыми угрозами (особенно в зоне, прилегающей к территории всех трёх стран, — в Центральной Азии, поскольку возможное усиление исламского экстремизма в этом регионе способно ударить по каждому из трёх государств);

· Индия рассчитывает на поддержку её стремления стать постоянным членом Совета Безопасности ООН; Россия и Китай согласны, что ООН нуждается в реформировании;

· Индия стремится войти в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) и играть более активную роль в Центральной Азии.

Сотрудничество в рамках «треугольника» уже позволило начать процесс нормализации отношений между Китаем и Индией и урегулирования пограничных проблем. Полностью урегулированы пограничные вопросы между Китаем и Россией.

Список использованной литературы

Баркова С. А., Волкова Е. Н. Внешнеторговые отношения России со странами-членами БРИКС // Проблемы современной экономики (Новосибирск). — 2013. — № 16. — С. 9;

Галищева Н.В. СОЮЗ, ПРОВЕРЕННЫЙ ВРЕМЕНЕМ. ИНДИЙСКО-РОССИЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ// «Азия и Африка сегодня» №3. – 2015г. – С.2-8.;

Пантелеева Е. И., Федоренко К. П. Особенности таможенно-тарифного и нетарифного регулирования взаимной торговли между Россией и Индией // Российский внешнеэкономический вестник. 2015. — № 4. — С. 67.;

Гиакаглини Ф. Д. В. Перспективы развития БРИКС после саммита в Форталезе: политико-экономическое положение стран-участниц // Государственное управление. Электронный вестник. — 2014. — № 46. — С. 236.;

Economic Survey 2013/14 / Government of India// February 2014. - P. 84, 90.;

Двусторонние отношения между Индией и Россией// Посольство Индии в Москве/ http://www.indianembassy.ru/index.php/ru/2013-07-06-11-02-37/2013-07-06-10-56-05.;

 

World Economic Outlook Database, October 2015 - Report for Selected Countries and Subj. International Monetary Fund (IMF);

Australian Department of Defence (2009)/Defence Portfolio Budget Statements 2009-10. Table 5, Page 19;

Russia’s national defense budget for 2009 reaches some 40 bln USD_English_Xinhua.

 

 

  ИНДИЯ РОССИЯ
Население 1 271 579 000 146 267 288
Площадь 3 287 590 км2 17 125 407 км²
Плотность населения 357/км² 8,5/км²
Столица Нью-Дели Москва
Крупные города Мумбаи — 13 922 125 Москва - 14 837 510
Правительство Федеративная, Парламентская, Конституционная республика Федеративная смешанная республика
Официальные языки Хинди, английский Русский
ВВП (номинал) $1,430 триллионов ($1 176 на душу населения) [5] $1,229 триллионов ($8 693 на душу населения)
ВВП (ППС) $4,000 триллионов ($3 290 на душу населения) $2,687 триллионов ($18 945 на душу населения)
Международные резервы $300 210 (миллион USD) $501 100 (миллион USD)
Военные расходы $32,7 миллиарда (FY 2009-10) [6] $39,6 миллиарда (FY 2009-10) [7]

 

 


[1] Баркова С. А., Волкова Е. Н. Внешнеторговые отношения России со странами-членами БРИКС // Проблемы современной экономики (Новосибирск). — 2013. — № 16. — С. 9

[2] Галищева Н.В. СОЮЗ, ПРОВЕРЕННЫЙ ВРЕМЕНЕМ. ИНДИЙСКО-РОССИЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО:ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ// «Азия и Африка сегодня» №3. – 2015г. – С.2-8.

[3] Пантелеева Е. И., Федоренко К. П. Особенности таможенно-тарифного и нетарифного регулирования взаимной торговли между Россией и Индией // Российский внешнеэкономический вестник. 2015. — № 4. — С. 67.

[4] Гиакаглини Ф. Д. В. Перспективы развития БРИКС после саммита в Форталезе: политико-экономическое положение стран-участниц // Государственное управление. Электронный вестник. — 2014. — № 46. — С. 236.

[5] World Economic Outlook Database, October 2015 - Report for Selected Countries and Subj. International Monetary Fund (IMF);

[6] Australian Department of Defence (2009). Defence Portfolio Budget Statements 2009-10. Table 5, Page 19

[7] Russia’s national defense budget for 2009 reaches some 40 bln USD_English_Xinhua.

ВВЕДЕНИЕ

Республика Индия в декабре 1991 г. одной из первых стран мира признала Российскую Федерацию в качестве государства «продолжателя» СССР, с которым имела дипломатические отношения с 13 апреля 1947 г.

До 1991 г. на протяжении нескольких десятилетий между двумя странами существовали тесные торгово-экономические отношения. Советский Союз после обретения Индией независимости оказывал ей значительную финансовую и техническую помощь, содействуя в строительстве крупных промышленных предприятий, в т.ч. металлургических заводов в Бхилаи, Бокаро и др., и, кроме того, поставлял военную технику. Индия была для СССР важным экономическим партнером, который, с одной стороны, рассматривался как экспортер одежды, текстиля, чая и прочих потребительских товаров, а с другой - в качестве своеобразного инструмента распространения советского влияния в Южноазиатском регионе.

Номинальный ВВП — стоимость всех конечных товаров и услуг рассматриваемого региона или государства, выраженная в текущих рыночных ценах. Вследствие этого номинальный ВВП зависит от изменений индекса цен и доходов рассматриваемой экономики. Номинальный ВВП растёт при инфляции в связи с ростом цен на продукцию и услуги. И наоборот, падает при дефляции в связи с падением цен. Так, уровень инфляции в 5 %, при неизменном уровне производства товаров, ведёт к росту ВВП тоже на 5 %.

В реальном ВВП учитывается, в какой степени рост ВВП определяется реальным ростом производства, а не ростом цен. Отношение номинального ВВП к реальному называется дефлятором ВВП.

Индийско-российские отношения — двусторонние отношения между Республикой Индия и Российской Федерацией. Во время Холодной войны Индия и Советский Союз (СССР) обладали крепкими военными, экономическими и дипломатическими отношениями. После распада СССР Россия унаследовала близкие отношения с Индией, а Индия улучшила свои отношения и с Западом. В 2012 году доля России в индийском внешнеторговом товарообороте составила 1 % (32 место среди внешнеторговых партнеров Индии). На Индию в 2012 году пришлось 1,3 % российской внешней торговли.[1]

Индия является вторым по величине рынком сбыта для российской оборонной промышленности. В 2004 году более 70 % Индийского военного оборудования поставлялось из России, что сделало Россию основным поставщиком военной техники. Индия имеет посольство в Москве и 2 генеральных консульства (в Санкт-Петербурге и Владивостоке). Россия имеет посольство в Нью-Дели и 3 генеральных консульства (в городах Ченнаи, Калькутта, Мумбаи).

Советский союз и Индия

Индия — развивающаяся аграрно-индустриальная страна с развитой промышленностью, 3-я экономика мира по объёму ВВП после США и Китая с 2014 года. За годы независимого развития Индия проделала огромный путь в экономике.

Близкие отношения с Индией, начавшиеся в 1950-х годах, представляют наиболее успешную попытку СССР развивать более тесные отношения со странами Третьего мира. Отношения начались с визита премьер-министра Индии Джавахарлала Неру в Советский Союз в июне 1955 года, а затем и визита Никиты Хрущева в Индию осенью 1955 года. В это время Хрущев объявил, что Советский Союз поддерживает Индийский суверенитет над спорной территорией Кашмир и над португальскими прибрежными анклавами.

Советские отношения с Индией также немало повлияли на отношения с КНР. Так, во время пограничного Индо-Китайского конфликта 1962 года, Советский Союз заявил о своей нейтральности ко всему происходящему. Советский Союз дал Индии существенную экономическую и военную помощь во время Хрущёвского периода, и к 1960 году размеры этой помощи стали больше, чем от Китая. Это несоответствие стало ещё одним пунктом разногласий в китайско-советских отношениях.

В 1965 году Советский Союз успешно служил в качестве мирного посредника между Индией и Пакистаном после индийско-пакистанского приграничного конфликта. Алексей Косыгин встретился с представителями Индии и Пакистана, а также помогал им вести переговоры об окончании военного конфликта в Кашмире.

Как отмечает профессор Кристофер Эндрю, резидентура КГБ в Индии в 1970—1980-е годы была крупнейшей за пределами СССР.

Советско-индийская торговля

С 1960-х гг. роль СССР во внешней торговле Индии резко возросла: если в 1960/1961 финансовом году (далее — ф.г.) на Советский Союз приходилось 1,5 % индийского импорта, то в 1980/1981 ф.г. уже 8,1 %. В Перестройку произошел спад: в 1990/1991 ф.г. на СССР пришлось 5,9 % индийского импорта. Ещё более значительной была роль СССР в качестве покупателя индийских товаров: на СССР в 1980/1981 ф.г. пришлось 18,3 % индийского экспорта, в 1990/1991 ф.г. 16,1 % (на США соответственно — 11,1 и 14,7 %). Для сравнения — в 1960/1961 ф.г. на СССР пришлось только 4,5 % совокупного индийского экспорта.[2]

 

Российско-индийское экономическое сотрудничество



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.023 с.)