Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Словарь юридических терминов и понятий

Поиск

А

АБСЕНТЕИЗМ — уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах.

АБСОЛЮТНАЯ МОНАРХИЯ — разновидность монархической формы правления. Характеризуется юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) в руках одного лица — монарха. Какие-либо представительные учреждения полностью отсутствуют. В настоящее время абсолютная монархия имеет место в Саудовской Аравии, Катаре, Омане и Объединенных Арабских Эмиратах.

АВТОКРАТИЯ — система управления, при которой верховная ничем не ограниченная власть юридически и фактически принадлежит одному лицу.

АВТОНОМИЯ — определенная законом степень самостоятельности внутреннего самоуправления территориальных частей государства.

АВТОРИТАРИЗМ — полная власть, приказание. Применяемые в современной политической практике зарубежных государств методы властвования, основанные на безоговорочном, «слепом» подчинении государственной власти. Авторитаризм осуществляется по-разному в зависимости от конкретных социально-экономических, политических и международных условий, в которых находится государство, в рамках одной из разновидностей авторитарного политического режима.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ АВТОНОМИЯ — один из способов децентрализации власти в унитарном государстве. Автономный статус предоставляется конституцией и специальными парламентскими законами соответствующего государства его конкретным территориальным подразделениям, обладающим существенными национальными, этническими, географическими или историческими особенностями. Автономные образования наделяются более широкими правами, чем муниципальные органы обычных административных единиц. Однако объем их полномочий значительно меньше, чем у субъектов федерации.

Внешне структура органов управления автономных образований почти не отличается от структуры органов власти и управления субъектами федерации. Обычно население автономного образования избирает свой представительный орган и формирует органы управления, контроль за деятельностью которых осуществляет назначаемый центральным правительством чиновник (наместник, губернатор и т.п.). В настоящее время автономным статусом обладают в Великобритании — Шотландия и Северная Ирландия (Ольстер); в Дании — Фарерские острова и Гренландия; в Испании — Страна Басков, Каталония, Андалусия и Галисия (так называемые «национальные области») и 13 исторических областей; в Италии — все административно-территориальные единицы (области); в Финляндии — населенные шведами Аландские острова.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОПЕКА — одна из форм контроля центральной администрации за деятельностью муниципальных органов. В некоторых странах (например, во Франции, Японии, Турции) местные выборные органы самоуправления поставлены под прямой контроль, в других (например, в Великобритании, Новой Зеландии, Дании) под косвенный. Различия в степени и формах контроля являются основанием для деления (сугубо формального) унитарных государств на централизованные и децентрализованные.

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО — разделение территории унитарного государства, а также территории субъекта федеративного государства на определенные части — территориальные единицы (области, департаменты, провинции, графства и т.п.), в соответствии с которым строятся системы местных государственных органов и органов местного самоуправления.

АЛЬТИНГ — парламент Исландии.

АТОМИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ — одна из классических зарубежных концепций, согласно которой общество атомистично по своему характеру. Каждая составляющая его личность (индивидуум) считается автономнойпо отношению к государству и независимой по отношению к другой личности. Это в свою очередь определяет индивидуализм буржуазного общества, являющийся его основной особенностью.

Юридически независимая и равноправная личность противопоставлена государству, обществу и всякой другой личности, которая рассматривается как конкурент и противник. В основе провозглашаемых прав и свобод личности лежит свобода владения и распоряжения частной собственностью.

 

Б

БИКАМЕРАЛИЗМ — двухпалатность. Одна из систем построения зарубежных парламентов. Вторая (верхняя) палата была введена в сое время для представительства аристократии и, одновременно, для сдерживания нижней палаты, правомерно считавшейся более демократичной. Как показывает современная зарубежная политическая практика, вторая палата имеет смысл в федеративном государстве, где она представляет интересы субъектов федерации. Бикамерализм в унитарном государстве ведет к ущемлению прав нижней палаты, к затягиванию и усложнению законодательной процедуры. В настоящее время большинство зарубежных парламентов однопалатные.

БИЛЛЬ — в США, Великобритании, Ирландии, Канаде и некоторых других странах — законопроект, вносимый на рассмотрение законодательных органов. Также название отдельных конституционно-правовых актов. Так, Билль о правах, принятый в Великобритании в 1689 году, узаконил конституционную монархию; в США Билль о правах — первые десять поправок к конституции, принятые Конгрессом и ратифицированные штатами в 1789—1791 гг.

БУНДЕСРАТ — верхняя палата парламента ФРГ. Члены бундесрата назначаются правительствами земель (субъектов Федеративной республики Германии) из своего состава.

БУНДЕСТАГ — формальное название парламента ФРГ, а фактически — его нижняя палата. Формируется посредством прямых выборов.

БЮРОКРАТИЯ — иерархически организованная, не связанная с народом, управляющая система (политическая, экономическая, административная и др.). Основным правилом ее функционирования является собственное сохранение и воспроизводство. Носитель этой системы — привилегированное чиновничество.

В

ВЕЛИКИЙ НАРОДНЫЙ ХУРАЛ — парламент Монголии.

ВЕЛИКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ — парламент Турции.

ВЕРХОВНАЯ РАДА — парламент Украины.

ВЕРХОВНОЕ НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ парламент Корейской народно-демократической республики (КНДР).

ВЕТО — отказ главы государства санкционировать одобренный парламентом законопроект. Конституционное право зарубежных стран знает 3 вида вето: абсолютное или резолютивное вето — отказ главы государства утвердить принятый парламентом законопроект является окончательным и безусловным, преодолеть его невозможно. Юридически оно существует в Великобритании, Бельгии и британских доминионах. Однако нигде практически не применяется. Относительное или отлагательное вето — запрет на законопроект, который может быть преодолен парламентом, либо носит временный характер. Отлагательное вето в руках президента президентской республики является действенным орудием, с помощью которого глава исполнительной власти активно вмешивается в законодательный процесс. Выборочное вето — право главы государства опротестовать лишь отдельные статьи, одобряя законопроект в целом. В практике зарубежных государств - явление достаточно редкое. Право вето в любом виде ставит парламент в зависимость от единоличного, непредставительного органа — главы государства, явно нарушает такие традиционные принципы конституционного права, как разделение властей, верховенство парламента и пр.

ВОТУМ — решение, мнение, выраженное в форме голосования. Вотум доверия или вотум недоверия — выражение парламентом путем голосования одобрения или неодобрения деятельности правительства или отдельного министра.

ВСЕКИТАЙСКОЕ СОБРАНИЕ НАРОДНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ — парламент Китайской Народной Республики (КНР).

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ ПРАВИТЕЛЬСТВА — различного рода и функционального назначения комитеты и комиссии, создаваемые при правительстве. В Великобритании правительственные комитеты подразделяются на постоянные, которые учреждаются кабинетом по наиболее важным вопросам и возглавляются обычно ведущими министрами, и временные, которые создаются кабинетом по мере необходимости и возглавляются также членами кабинета. В США вспомогательный правительственные аппарат, именуемый Исполнительным аппаратом при президенте, действует в шести приоритетных сферах: национальная безопасность и иностранные дела, внутренняя политика, экономические дела, администрация и аппарат управления, отношения с Конгрессом, общественные отношения.

ВЫБОРЩИК — лицо, имеющее право голосовать во второй и следующих ступенях при непрямых, косвенных и многостепенных выборах.

ВЫБОРЫ — один из способов формирования центральных и местных органов власти правоспособными гражданами посредством голосования за кандидатов, выдвигаемых в соответствии с установленными законом конкретного государства правилами. В зависимости от того, какой орган формируется, выборы могут быть парламентскими и президентскими, общегосударственными и местными.

ВЫДВИЖЕНИЕ КАНДИДАТОВ — определение круга лиц, из числа которых будут избраны депутаты. Выдвижение кандидатов является важным этапом избирательной кампании. Осуществляется в разных странах разными способами: - путем подачи в надлежащий орган заявления, подписанного самим кандидатом или, как в Англии, скрепленного подписями нескольких избирателей; - посредством официального представления от имени партии или путем подачи петиции, подписанной определенным числом избирателей; - в том же порядке, что и избрание депутата, т.е. путем проведения так называемых первичных выборов — праймериз. Такая процедура выдвижения кандидатов применяется в США.

 

Г

ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД — установленные законом конкретного государства меры по обеспечению соблюдения и защиты прав и свобод граждан. В конституционном (государственном) праве зарубежных стран широкое распространение получили конституционные и судебные гарантии. Конституционные гарантии опираются на авторитет основного закона, поскольку никакого правового механизма для их принудительного применения не существует. Судебные гарантии означают судебную защиту прав и свобод гражданина всякий раз, когда они подвергаются посягательству со стороны государственных органов или отдельных лиц, и их принудительное обеспечение судом по требованию гражданина

ГЕНЕРАЛЬНЫЕ КОРТЕСЫ — парламент Испании. Состоит из двух палат: верхняя — Сенат; нижняя — Палата депутатов.

ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ШТАТЫ — парламент Нидерландов. Состоит из двух палат: верхняя — Первая палата; нижняя — Вторая палата.

ГЛАВА ГОСУДАРСТВА — высший единоличный (в Швейцарии — коллегиальный) орган государственной власти. В монархиях — монарх, власть которого передается от одного представителя царствующей фамилии другому в порядке престолонаследия. В республиках — президент, который избирается посредством прямых либо непрямых (косвенных или многостепенных) выборов. В президентской республике он одновременно является главой исполнительной власти.

ГЛАВА ПРАВИТЕЛЬСТВА — премьер-министр, канцлер, председатель совета министров, в президентских республиках — президент — руководитель высшего коллегиального органа исполнительной власти. В парламентарных государствах, а также в республиках смешанного типа Премьер-министр — лидер политической партии, одержавшей победу на парламентских выборах. Он играет ключевую роль в разработке политической линии правительства, имеет право единолично принимать решения по важнейшим государственным вопросам, назначает и смещает членов правительства — министров, которые обязаны ему беспрекословно подчиняться.

ГОСУДАРСТВО ВСЕОБЩЕГО БЛАГОДЕНСТВИЯ — согласно теории компромиссной демократии — современное развитое государство, в котором большинство населения поддерживает существующую систему, а расхождения во взглядах и противоречия наблюдаются лишь по второстепенным частным вопросам. В этих условиях демократия действует как механизм достижения компромиссов между различными группами общества с целью стабилизации существующих порядков и предотвращения каких-либо возмущений. По мнению авторов этой доктрины в «государстве всеобщего благоденствия» демократия стала массовой, народной, поскольку народ из управляемого превратился в правителя, правительство стало народным, воплотились в практику идеи народного суверенитета и т.д. Эта теория получила распространение в ряде зарубежных, преимущественно англо-саксонских стран.

ГРАЖДАНСТВО (в монархиях — подданство) — устойчивая политико-правовая связь индивидуума с государством, под суверенной властью которого он находится. В унитарных государствах существует единое гражданство; в федерациях, как правило, — двойное: гражданство союза и гражданство субъекта федерации, являющееся фактически чисто декларативным. Вопросы приобретения и прекращения гражданства решаются в законодательном порядке. В основном гражданство приобретается по рождению и в порядке натурализации, а прекращается по ходатайству гражданина либо на основании административного акта или приговора суда (лишение гражданства). Государство защищает права и законные интересы граждан не только на своей территории, но и во время их пребывания за границей. Такую защиту осуществляют дипломатические представительства и консульские учреждения, а в особых случаях — министерства иностранных дел.

ГРУППЫ ДАВЛЕНИЯ — организации и группы, которые формально создаются для консультаций и информационного обеспечения парламентов и правительств по вопросам специализированной нормативной деятельности. Фактически они создаются для оказания давления на парламентариев и членов правительства посредством личных обращений, массовых петиций, публикаций, а также путем идеологического воздействия и прямого подкупа с целью обиться принятия или отклонения какого-либо законопроекта.

Действуют, практически, во всех зарубежных странах под различными названиями. В США — лоббистские организации, разрешенные законом о регулировании лоббизма 1946 года, в Великобритании — парламентские агенты и т.д. Повсеместно число лоббистов превышает число членов парламента. Группы давления — своеобразный элемент политической системы зарубежных стран. В отличие от политических партий они от собственного имени не участвуют в выборах.

 

Д

ДВУХПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА — разновидность зарубежных партийных систем, отличительной особенностью которой является монопольное господство на политической арене двух ведущих партий. По результатам выборов одна из них становится правящей, другая — оппозиционной. Время от времени они меняются местами. Классическим примером двухпартийной системы является двухпартийная система США, состоящая из двух главных партий — республиканской и демократической, периодически сменяющих друг друга у власти. В некоторых зарубежных государствах существует так называемые 2,5 — партийные системы с двумя главными партиями, одна из которых вынуждена постоянно опираться на союз с относительно слабой партией с тем, чтобы добиться парламентского большинства и сформировать устойчивое правительство. Такая партийная система действует в ФРГ.

ДЕЛЕГИРОВАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — разновидность нормоустанавливающей деятельности правительства, которое издает нормативные акты по вопросам, относящимся к исключительной компетенции парламента, по прямому или косвенному уполномочию либо вообще без всякого уполномочия с его стороны. Получило широкое распространение в зарубежной практике. Так, в Великобритании делегированное законодательство осуществляется всеми звеньями правительственного аппарата, а также органами местного самоуправления.

В США пределы делегированного законодательства, осуществляемого президентом, главами департаментов и федеральных агентств, не установлены, а издаваемые в этом порядке акты обладают такой же юридической силой, как и акты конгресса.

ДЕМОКРАТИЯ — народовластие, правление по воле большинства. Определенная форма государства, при которой воля большинства осуществляется либо непосредственно (непосредственная демократия), либо черезизбираемых народом представителей, образующих представительные учреждения, с помощью которых законы формулируются и осуществляются. В настоящее время непосредственная демократия в общегосударственных масштабах не применяется нигде. Современная демократия — представительная, с которой в некоторых странах сочетаются институты непосредственной демократии: референдум, плебисцит и др. Демократия предполагает формальное равноправие граждан, предоставление им юридически одинакового правового положения.

ДЕПУТАТ — член выборного представительного органа государственной власти или местного самоуправления. Правовой статус депутата регламентируется конституциями, конституционными и органическими законами, другими специальными нормативными актами и обычаями.

ДИСКРЕЦИОННЫЙ — действующий по своему усмотрению. В парламентарных монархиях и республиках глава государства не обладает дискреционными полномочиями, т.е. правом издания нормативных актов по своему усмотрению без министерской скрепы (контрасигнатуры).

ДИСКРИМИНАЦИЯ — расовое, национальное, по признаку пола умаление, ограничение или лишение прав граждан.

ДОКТРИНАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ — одна из основных частей неписаной конституции Великобритании. Представляют собой мнение ученых, к которым обращаются в тех случаях, когда пробел в конституционном праве не может быть заполнен законом или судебным прецедентом. К числу доктринальных источников относятся труды Брэктона, Блэкстона, Д. Локка, Дж. Милля, А.В. Дайси и других авторитетных ученых.

ДОМИНИОН — страна с монархической формой правления, входящая в Содружество наций. Доминионы — Канада, Австралия, Барбадос, Ямайка, Новая Зеландия и другие состоят в личной унии с Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии и собственных монархов не имеют. Главой государства в доминионе является английский монарх, в отсутствие которого его функции в доминионе выполняет генерал-губернатор. Он назначается английским монархом по представлению правительства доминиона из числа местных жителей.

ДУАЛИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ — зарубежная конституционно-правовая доктрина, разделяющая личность на человека и гражданина и соответственно наделяющая ее правами человека и гражданина. Согласно этой концепции личность выступает как человек в сфере экономической (гражданское общество) и как гражданин в сфере политической (политическая общность). Дуализм правового статуса личности получил отражение почти во всех современных конституциях.

ДУАЛИСТИЧЕСКАЯ МОНАРХИЯ — один из видов конституционной монархии. Переходная форма от абсолютной монархии к парламентарной. При этой форме правления государственная власть двойственна (дуалистична), т.е. осуществляется существующими одновременно двумя политическими учреждениями — монархом и парламентом. Монарх юридически и фактически независим от парламента в сфере исполнительной власти. Он назначает правительство, ответственное только перед ним. Парламент не оказывает какого-либо влияния на формирование и деятельность правительства. Законодательные полномочия парламента, формально предоставленные ему конституцией, значительно ограничиваются монархом, которому принадлежит право вето, право назначения членов верхней палаты, право роспуска парламента. В настоящее время дуалистическая монархия имеет место в Иордании, Кувейте, Марокко.

 

Ж

ЖОГОРКУ КЕНЕШ — парламент Кыргызстана.

 


З

«ЗАГРАДИТЕЛЬНЫЙ ПУНКТ» — правило, согласно которому к участию в распределении мандатов допускаются только те политические партии, которые при выборах по пропорциональной системе набрали установленное законом число голосов. Партии, не набравшие требуемое количество голосов, отстраняются от участия в распределении мандатов и теряют право на представительство в парламенте. «Заградительный пункт» является серьезным нарушением пропорциональной системы, поскольку, стимулируя сокращение числа политически активных партий, резко искажает идею выборов, как метода формирования представительных учреждений посредством выявления воли избирателей.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА — внесение законопроекта в парламент по правилам, предусмотренным законом. В современных зарубежных странах законодательная инициатива принадлежит депутатам парламента, комитетам палат, главе государства, правительству, центральным исполнительным ведомствам. В парламентарных государствах осуществление законодательной инициативы фактически полностью сосредоточено в руках правительства. В президентских республиках исполнительная власть формально не обладает правом законодательной инициативы. Однако и здесь фактическим источником законопредложений является президент. Общим для зарубежных стран является то, что парламент всегда работает в точном соответствии с законодательной программой правительства.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС — в зарубежных странах строго регламентированный и формализованный порядок создания законов, закрепленный в конституции и регламенте парламента. Законодательный процесс включает несколько стадий: 1. Выявление потребности в принятии закона и осуществление законодательной инициативы. 2. Обсуждение законопроекта на пленарных заседаниях палаты. 3. Рассмотрение законопроекта в парламентских комиссиях. 4. Принятие законопроекта парламентом, если парламент однопалатный, или палатой, в которую законопроект был внесен, при двухпалатном парламенте. 5. Прохождение законопроекта в другой палате при двухпалатном парламенте. 6. Санкционирование законопроектов, одобренных парламентом, и их промульгация (опубликование в официальном органе) — заключительная стадия законодательного процесса.

И

ИЕРАРХИЯ — «служебная лестница», ряд должностей, званий и т.п. в порядке подчинения и перехода от низшего к высшему.

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ — практика образования избирательных округов, грубо нарушающая принцип равного представительства — равное число депутатов должно избираться от равного числа избирателей или населения. Получила широкое распространение в США под термином «джерримендеринг».

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ — система строго регламентированных законом организационно-правовых мер и мероприятий по организации и проведению выборов. Начинается и завершается в сроки, предусмотренные актом главы государства, которым объявляются выборы. Избирательная кампания подразделяется на несколько этапов: 1. Создание избирательных округов, которые в унитарном государстве учреждаются правительством, а в федеративном — органами власти его субъектов. 2. Регистрация избирателей и составление избирательных списков. 3. Выдвижение кандидатов в депутаты, т.е. определение круга лиц, из числа которых будут избраны депутаты. 4. Голосование — завершающий этап, по окончании которого подсчитываются голоса и определяются результаты выборов. Как показывает зарубежная практика, выборы — мероприятие дорогостоящее. Поэтому избирательная кампания не везде и не полностью проводится только за счет государства. В ряде случаев партии и кандидаты сами несут расходы по проведению митингов, собраний в свою поддержку, изданию плакатов и т.д. Значительные средства затрачиваются на работу с избирателями, т.е. по сути дела — на прямой или завуалированный подкуп избирателей (организация обедов, раздача разного рода символов и т.п.). В настоящее время в США, Великобритании, Канаде, Австралии, ФРГ, некоторых других зарубежных стран приняты законы, ограничивающие избирательные расходы.

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА — совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих организацию и проведение выборов и устанавливающих правила, принципы и критерии, с помощью которых определяются результаты голосования. В практике зарубежных государств получили распространение мажоритарные и пропорциональные избирательные системы. От характера избирательной системы в значительной степени зависит исход выборов.

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО — в объективном смысле — система конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающихся при выборах. В субъективном смысле — одно из основных политических прав гражданина, установленных конституцией. Различаются активное избирательное право, т.е. право гражданина избирать, и пассивное избирательное право, т.е. право гражданина быть избранным в орган государственной власти или местного самоуправления.

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНЗЫ — установленные законом требования, которым должен отвечать гражданин для приобретения права участвовать в выборах. Различаются общие цензы, регламентирующие активное избирательное право, и дополнительные цензы, которые регламентируют пассивное избирательное право. В практике зарубежных стран применяются возрастной ценз, имущественный ценз, ценз оседлости, ценз пола, так называемый «моральный ценз» и т.п., которые в значительной степени ограничивают провозглашенное конституцией всеобщее избирательное право.

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ЗАЛОГ — в ряде зарубежных стран одно из важных установленных законом условий, необходимых для регистрации кандидата в депутаты. Представляет собой определенную денежную сумму, которая вносится кандидатом государству при регистрации. Залог не возвращается, если кандидат не наберет определенной доли от общего количества поданных по округу голосов либо — определенной доли от избирательного метра. Избирательный залог применяется как при мажоритарной, так и при пропорциональной избирательных системах.

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ «МАРКЕТИНГ» — рекламное навязывание избирателям кандидатов на выборные должности. По существу представляет собой манипулирование волей избирателей политическими партиями, государственным аппаратом, средствами массовой информации и т.д. Является характерным для избирательных кампаний в США и некоторых европейских государствах.

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ МЕТР (избирательная квота) — наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного депутата при выборах по пропорциональной системе.

Может определяться как для каждого округа в отдельности, так и для всей страны в целом после того как избиратели выразили свою волю, а голоса подсчитаны. В зарубежной практике применяются различные методы определения избирательного метра, основанные на достаточно сложных математических расчетах.

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ — территориальная единица, которая образуется в установленном законом порядке уполномоченными органами государственной власти для проведения выборов. Различаются избирательные округи одномандатные, т.е. униноминальные, если от округа избирается один депутат, и многомандатные, т.е. полиноминальные, если от округа избирается несколько депутатов. При выборах по мажоритарной избирательной системе образуются небольшие, как правило, одномандатные округа, а при выборах по пропорциональной избирательной системе — большие многомандатные округа. В отдельных случаях вся страна представляет собой один избирательный округ — например, при выборах парламента Израиля.

ИММУНИТЕТ — в конституционном праве зарубежных стран предусмотренные законом права и привилегии депутатов парламента, главы государства — президента, а также судей, призванные гарантировать их независимость и неприкосновенность. Депутатский иммунитет означает, что депутат не может быть привлечен к ответственности за высказывания в парламенте и за голосование. При совершении депутатом преступления он не может быть подвергнут уголовному преследованию или аресту без санкции палаты, к которой депутат принадлежит, за исключением тех случаев, когда он задержан на месте преступления. Неприкосновенность сохраняется на период сессии парламента. По законодательству ряда зарубежных стран глава государства — президент и судьи могут быть лишены неприкосновенности только вместе с отстранением от должности в порядке импичмента.

ИНДЕМНИТЕТ — вознаграждение, которое выплачивается депутату парламента за его деятельность, включая покрытие разного рода служебных расходов. Депутат — профессиональный парламентарий, деятельность которого считается его единственным законным занятием за исключением должности министра в парламентарных государствах.

Установленный в ряде стран индемнитет превращает место в парламенте в высокодоходную должность. Термин «индемнитет» имеет также второе значение — освобождение от ответственности.

ИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ — установленный конституцией и специальными законами порядок образования, регулирования внутренней структуры и деятельности политических партий. Политические партии — один из важных институтов конституционного (государственного) права зарубежных стран. В настоящее время в зарубежной практике применяются два метода правового регулирования организации и деятельности политических партий: внешний и внутренний. Внешний метод осуществляется посредством принятия конституций, обычных парламентских законов и судебных решений. Внутренний метод осуществляется самими политическими партиями через их центральные и местные руководящие органы на основе внутрипартийных нормативных документов (уставов, положений и т.п.).

ИНТЕРПЕЛЛЯЦИЯ — один из основных методов контроля парламента над деятельностью правительства. Представляет собой обращенное к правительству требование дать объяснение по поводу проводимой им внутренней или внешней политики или по какому-либо иному конкретному вопросу. Интерпелляция может вызвать отставку правительства, если его деятельность в ходе обсуждения и последующего голосования будет признана неудовлетворительной. Интерпелляция практикуется во многих зарубежных странах. Однако в Великобритании и в странах, воспринявших англо-саксонскую правовую систему, интерпелляции не применяются.

ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО (ГОСУДАРСТВЕННОГО) ПРАВА — формы закрепления и существования конституционно-правовых норм. Среди них важнейшими являются конституции, конституционные и органические законы, обычные парламентские законы, нормативно-правовые акты глав государств и правительств. В странах с англо-саксонской правовой системой этот ряд дополняют обычаи (конституционные соглашения), судебные прецеденты, «доктринальные источники» (мнения выдающихся ученых). Во многих странах в число источников конституционного права включаются акты толкования норм конституций и законов, которое осуществляется главами правительств и судами.

К

КАБИНЕТ (КАБИНЕТ МИНИСТРОВ) — в государственной практике Великобритании и в странах, воспринявших англо-саксонскую систему правительственной структуры, узкая коллегия, состоящая из наиболее важных министров и государственных секретарей. Кабинет — правительство в собственном смысле слова, определяет и направляет всю правительственную политику. Он не издает никаких нормативных актов. Его решения носят характер политической директивы, которые превращаются в нормативные акты через парламент и таким образом приобретают юридическую силу. Кабинет существует на основе конституционного соглашения, возглавляется премьер-министром — лидером победившей на выборах партии, который и руководит его деятельностью. Понятия «кабинет» и «правительство» в Великобритании не совпадают. Под правительством понимается совокупность всех высших должностных лиц в рамках системы исполнительной власти. Кабинет министров — также название правительства в ряде зарубежных стран: в Израиле, Латвии, Казахстане и др.

«КАРМАННОЕ» ВЕТО — в США одна из форм отклонения президентом законопроекта. Согласно Конституции США, если в течение 10-дневного срока, предоставленного президенту для одобрения законопроектов, окончится сессия конгресса, все не подписанные президентом законопроекты считаются отклоненными.

КНЕССЕТ — парламент государства Израиль.

КОЛЛЕГИЯ ВЫБОРЩИКОВ — выбирается избирателями при избрании президента в президентских республиках (в частности, в США) и в парламентарной республике Финляндии путем косвенных выборов. Результаты избирательной борьбы определяются не по числу поданных избирателями голосов, а по количеству полученных кандидатом выборщиков. Система выборщиков создает возможность замещения президентской должности кандидатом, фактически получившим меньшинство прямых голосов избирателей.

КОМИТЕТЫ (КОМИССИИ) ПАРЛАМЕНТСКИЕ — специализированные и не имеющие определенной предметной компетенции постоянные и временные вспомогательные органы, которые создаются для рассмотрения поступивших в парламент законопроектов.

В настоящее время комитеты парламентов США, ФРГ, Италии, Франции и многих других зарубежных стран превратились из вспомогательных в автономные законодательные органы, не связанные с соответствующей палатой. Они, обладая дискреционными полномочиями, представляют политическим партиям и группам давления благоприятные возможности для осуществления их интересов в законотворческой деятельности.

КОНГРЕСС — парламент Республики Парагвай. Состоит из двух палат: верхняя — Сенат, нижняя — Палата депутатов.

- парламент Соединенных Штатов Америки. Состоит из двух палат: верхняя — Сенат, нижняя — Палата представителей.

КОНГРЕСС АРГЕНТИНСКОЙ НАЦИИ — парламент Аргентины. Состоит из двух палат: верхняя — Сенат, нижняя — Палата депутатов.

КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ — политико-правовая концепция, обосновывающая установление правления, ограниченного конституцией, нормы которой обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим источникам права. Возникла и институализировалась в эпоху Американской 1787 г. и Французской 1791 года конституций.

КОНСТИТУЦИОННАЯ ЗАКОННОСТЬ — концепция, согласно которой любая нормоустанавливающая деятельность в стране должна осуществляться в соответствии с конституцией. Это означает, что любая правовая норма, противоречащая предписаниям конституции, не имеет юридической силы и может быть признана в надлежащем порядке ничтожной. Поддержание и обеспечение конституционной законности является функцией конституционного надзора (контроля).

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОБЫЧАИ — не закрепленные в нормативных актах правила, принципы и приемы регулирования правового положения различных государственных органов. В Великобритании и в странах, принявших англо-саксонскую правовую систему, применяются под названием конституционные соглашения.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ СОГЛАШЕНИЯ — важнейшая составная часть британской неписаной конституции.

Представляют собой правила политической практики, на которых целиком основана система «правления кабинета»: выбор премьер-министра, подбор членов кабинета, коллективная ответственность кабинета перед палатой общин, роспуск палаты общин и т.д. Они не имеют юридической силы, но считаются обязательными и неукоснительно соблюдаются.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН — один из главных источников конституционного (государственного) права зарубежных стран. Принимается по вопросам, имеющим важное государственное значение: об избирательном праве и избирательной системе, о полномочиях парламентов и правительств, о правовом положении



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 491; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.240.14 (0.015 с.)