Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Параллельные синтаксические конструкцииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Синтаксические конструкции, в которых использован прием параллельного построения, представляют собой одно из самых ярких и выразительных языковых средств. Однако их использование требует осторожности: в противном случае может возникнуть незапланированный комический эффект. Вернемся к примеру, который уже был приведен в начале раздела, и рассмотрим его подробно: *На Дунае стоит крепость, а на крепости стоит Ярославна. Во-первых, данная фраза представляет собой сложносочиненное предложение с параллельным порядком слов внутри его частей (в обеих частях порядок обстоятельство места - сказуемое - подлежащее); прием же синтаксического параллелизма - это сильное средство, обычно используемое для того, чтобы подчеркнуть смысловой параллелизм. Синтаксический параллелизм усилен лексическим повтором: в обеих частях использован глагол стоит. Поэтому получается, что Ярославна стоит "на крепости" так же, как крепость стоит на Дунае, хотя на самом деле - отнюдь не "так же": нетрудно увидеть, что и сам глагол стоять использован в этом предложении в двух разных значениях (в первом значении ему синонимичны глаголы располагаться, находиться, но не антонимичны сидеть или лежать, во втором же значении стоять означает именно не сидеть и не лежать). При этом словосочетание стоит на крепости само по себе неудачно; говоря о подобных ситуациях, мы обычно не ограничиваемся названием большого (во много раз больше человека) предмета, а предпочитаем или хотя бы добавляем название его части: На крыше (дома) стоит человек; Альпинисты стояли на вершине (горы) и т.п. Во-вторых, в обеих частях предложения использованы переносные значения формы предложного падежа с предлогом на: крепость стоит не буквально "на Дунае", а на его берегу, равно как и Ярославна стоит не собственно "на крепости", а на ее части - крепостной стене, т.е. вместо названия части предмета в обоих случаях выступают названия целых предметов. В первом случае никакого нарушения нет, поскольку предложения типа Киев стоит на Днепре, Петербург стоит на Неве общеприняты, предлог на в них эквивалентен предлогу при (Киев стоит при Днепре). Но синтаксический параллелизм ведет к тому, что во втором случае значение формы на крепости воспринимается по аналогии с первым, хотя пишущий явно не имел в виду, что Ярославна стоит "при крепости", "у крепости", "около крепости". Кроме того, использование переносного значения в первой части фразы оправдывается соотносительностью масштабов предметов, о которых идет речь: если исходить из размеров человеческого тела - а именно этот размер мы интуитивно используем в качестве единицы измерения, когда оцениваем величину больших предметов, - то и река, и крепость по своим размерам соотносимы, поскольку и та, и другая заведомо во много раз больше человека. Во второй же части фразы неоправданно соотнесены слишком разные по размерам крепость и человек, что ведет к представлению о том, что либо крепость очень мала, либо Ярославна очень велика. В обоих случаях комический эффект, которого автор вовсе не планировал, неизбежен. В-третьих, в рассматриваемом предложении неудачно использована конструкция сложносочиненного предложения с союзом а, выражающим сопоставительные отношения. Такая конструкция уместна в тех случаях, когда сопоставляемые ситуации обладают сходными признаками и в то же время в каком-то отношении различаются: Катя уже хорошо водит машину, а Люба еще не очень; Петербург стоит у моря, а Псков - в глубине материка; На столе лежит мамина любимая книга, а на ней уютно устроилась кошка. (Обратим внимание на то, что в последнем из этих трех предложений сходство ситуаций не слишком велико, поскольку книга лежит совсем "не так", как лежит кошка; но предложение все-таки приемлемо, потому что синтаксический параллелизм в нем не столь заметен благодаря наличию дополнительных второстепенных членов и не поддержан лексическим повтором.) В разбираемом же примере сходства ситуаций фактически нет, поэтому логика автора напоминает логику известного "В огороде бузина, а в Киеве дядька". ЗАДАНИЯ 1. Проанализируйте приведенные ниже фразы из газет и сочинений, выявите ошибки в их построении. Объясните суть каждой ошибки. Предложите правильный вариант. 1.Лечащий врач был в меру озадачен состоянием больной, но уверенности в лучшее не терял. 2. Даже в знаменитый дом на Петровской набережной дежурных не полагалось. 3. Несмотря на все трудности, администрация района прилагает все силы для улучшения качества дорог. 4. Я потихоньку от хозяина ходила на курсы компьютера и английского языка. 5. За месяц, что я там (на новой работе. - Сост.) продержалась, работницы без конца менялись. 6. Вячеслав занимался еще и скупкой и продажей золотых слитков: ущерб государства оценивается в 257 миллионов рублей. 7. Все говорит о том, что эта героиня (Коробочка. - Сост.) олицетворяет собой копилку, она складывает и складывает, подгребая под себя деньги, видя во всем только выгодную наживу, вкладывая все свои действия, силы и цели на получение прибыли. 8. Сразу по приезду (Чичикова. - Сост.) в Уездный город, мы начинаем замечать странные действия с его стороны, направленные на куплю крепостных душ, и не просто душ, а уже умерших - "мертвых душ". 2. Найдите ошибки в приведенных ниже фразах из сочинений (не только ошибки в согласовании!), объясните их суть и способы исправления. 1. По продолжению всей поэмы, Чичиков разъезжает по усадьбам, губерниям, деревням и встречается, знакомится с разными людьми, отличающихся между собой чинами, родовыми сословиями, имущественным достатком. 2. Это был настоящий подвиг русского солдата, верному долгу и Отчизне. 3. Эти чувства переполняют его речь, наполненная умом и остроумием. 3. Проанализируйте приведенные ниже фразы из газет и сочинений, выявите ошибки в их построении. Объясните суть каждой ошибки. Предложите правильный вариант каждой фразы. 1.Если процесс банкротства "Виадука" (строительная фирма. - Сост.) доведут до логического конца, большинство этих людей потеряют надежду получить собственные деньги или обещанную жилплощадь. 2. Примерно пятая часть обманутых физических лиц (а всего их по "Виадуку" не меньше 1,5 тысячи) рискуют остаться вообще без жилья и без денег. 3. Начнется резкое сокращение объемов производства, увеличится безработица и так называемые "отключки" (отключение электроснабжения. - Сост.). 4. При этом прорабатывается три возможных варианта. 5. Детство и юность Евгении Павловны прошло в Башкирии. 6. И все же главным аргументом, предопределившим жизнеспособность "Лиги чемпионов СНГ", является не пресловутая ностальгия по "добрым советским временам", а гораздо более приземленные резоны. 7. Кто это за люди - расточители и накопители? 8. Основную часть финансирования произведенных работ, выполненных подрядным способом, было осуществлено также Муниципальным образованием г. Зеленогорска. 4. Определите суть и причины ошибок в приведенных фразах, исправьте их. 1. Конструктивно радианты (радиант - род обогревателя. - Сост.) имеют несколько исполнений: U-образные, линейные, двойные, а также радианты различных видов могут объединяться в систему. 2. Русские поэты XIX-XX вв. знали и использовали не только народную символику, но и обогащали образную систему стихотворной речи христианской и заимствованной из классической литературы античной символикой. 3. В этой борьбе полпреды президента либо погибнут как политические фигуры, либо пирамида власти в России будет кардинально изменена. 4. Печорин разочаровался и соскучился на Кавказе, а также на отдыхе. 5. Проанализируйте следующие примеры из сочинений, объясните суть ошибок и их причины. Исправьте эти фразы, приведите примеры подобных ошибок. 1.Приезжая в Петербург, Хлебников стал вести тяжелую, полуголодную жизнь. 2. Евгений Базаров, приезжая погостить к Аркадию Кирсанову, натыкается там на дядю Аркадия... 3. Прочитав повесть Быкова, меня в первую очередь поразил сам сюжет. 4. Провожая сына на войну, по его щеке медленно катится слеза. 5. Будучи совсем молоденькой девушкой, к Татьяне пришла пора любви. 6. Читая пьесу, Лариса мне очень понравилась. 7. Читая поэму, осознается простая истина, сколько бы человек ни накопил за свою жизнь, важнее всего не растратить те чистые помыслы и благие намерения, ради которых мы стремились, достигая цели. 8. Листая сегодня поэму "Мертвые души", возникают некоторые соображения, а не является ли это произведение актуальным в наше время, не видим ли мы в себе чуточку Чичикова, Собакевича или Манилова, а может быть в нас где-то скрылся Плюшкин. 9. Анализируя Чичикова, его взгляды на жизнь, его внешность, его поведение с людьми, прослеживается путь одинокого человека, с раннего возраста привыкшего демонстрировать свою независимость и способность самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. 10. Раскрывая и конкретизируя образы героев возникает неотъемлемое желание разграничить всех персонажей на расточителей и накопителей. 6. Проанализируйте приведенные фразы, объясните суть и причины ошибок. Приведите свои примеры подобных нарушений.
ответственное дело, чтобы доверять его случайным людям. 2. Если, исходя из вновь открывшихся фактов, предположить о том, что Евсеев в момент убийства находился не в беседке, а, как он утверждает, на школьном крыльце, то окажется, что Евтухов убил себя сам (газ.). 3. Предположение, что запуск новой ракеты может обернуться катастрофой, к счастью, не оправдалось. 7. Найдите и прокомментируйте ошибки в следующих предложениях. Исправьте их. Приведите собственные примеры подобных нарушений. 1.Начнем с того: в первую очередь вы должны следить за четкостью и своевременностью записей в трудовых книжках. 2. Ты прежде всего подумай о том: скоро конец четверти, а у тебя ни одной оценки по трем предметам! 3. После соревнований не хочется уже никаких развлечений, потому что вечером того дня чувствуешь себя совершенно разбитым. 4. А еще я хочу говорить на английском так же, как на русском языке, чтобы, когда я выступаю на Западе, те эмоции, те чувства и речь были абсолютно адекватны. 5. Ну а кто свой выходной хочет посвятить зимним забавам - покататься с гор, на финских санях, коньках, лыжах, - самое время отправиться на Елагин остров. 6. В принципе знаю французский, английский, вперемежку, то есть говорить и читать могу, но все это так несовершенно, и это очень меня раздражает (газ.). 8. Проанализируйте приведенные ниже фрагменты, объясните суть и причины ошибок. Дайте рекомендации по их исправлению. Приведите свои примеры подобных нарушений. 1.Магазин "Гера" на Васильевском острове попросил службу санэпиднадзора проверить женские сапоги фирмы Pagnonini и не просчитался: в коже обуви обнаружены токсичные вещества. Так и должно быть, но, увы, бывает далеко не всегда. 2. Русский солдат, полностью ослепший и обессиленный всё равно продолжал создавать беспорядки в тылу врага. Автор хотел обратить внимание на заключительную часть повести. Когда он вышел сдаваться, немцы встречали с почестями в честь стойкости и героизма солдата врагов. 3. Любовь к Одинцовой, которую он долго пытался отрицать, сильно изменила Базарова. 9. Прокомментируйте следующие предложения с точки зрения порядка слов. Отметьте другие недочеты. Предложите варианты правки. 1.Печорин лишает любимого коня Казбича. 2. Открывшийся магазин на сцене так же осветил людей в их от рождения глупости. 3. Раскольников убивает чисто из гуманных побуждений. 10. Проанализируйте приведенные ниже фразы из газет, выявите ошибки в их построении. Объясните суть каждой ошибки, попытайтесь понять ее причины. Предложите правильный вариант каждой фразы. 1.Празднества намечены с 27 мая по 3 июня. 2. Как правило, несколько сеансов психотерапии бывает достаточно, чтобы убедить пациента в гипертрофированной оценке обстоятельств. 3. Иными словами, по мнению недоброжелателей Ильи Клебанова, все реформирование сделано под него, с тем чтобы контролировать или руководить в будущем одним из военных холдингов. 4. Стал бы президентом Зюганов или Явлинский, я критиковал бы, иронизировал и ругал Зюганова или Явлинского. 10. Это чревато изоляцией страны, которую желает и подразумевает данная политическая группа.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 746; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.167.58 (0.009 с.) |