Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Утверждено на заседании кафедры журналистики 2012 г. Протокол № 6
Зав. кафедрой __________________/ М.Г.Боровик/
1. Задания по дисциплине «Основы теории литературы» для студентов заочного отделения
Литературоведческий анализ художественного текста
Это задание входит в число базовых, поэтому его выполнение обязательно.
Выполненная работа подается не позднее, чем за две недели до начала сессии.
Критерии оценок работы
Отлично – работа должна содержать развернутый последовательный литературоведческий анализ произведения, не ограничивающийся простым перечислением отдельных свойств произведения. Теоретические положения должны быть проиллюстрированы примерами из текста художественного произведения. В работе студент должен продемонстрировать владение понятийным аппаратом дисциплины, знание специфики художественного текста. Представленная работа должна быть выполнена самостоятельно, соответствовать техническим требованиям к оформлению.
Хорошо – работа должна содержать достаточно полный и последовательный литературоведческий анализ произведения, демонстрировать владение понятийным аппаратом дисциплины, знание специфики художественного текста. Представленная работа должна быть выполнена самостоятельно, может содержать незначительные отступления от технических требований к оформлению.
Удовлетворительно – работа может содержать недостаточно полный и последовательный литературоведческий анализ произведения, ограничивающийся простым перечислением отдельных свойств произведения. При этом работа демонстрирует неполные знания студента в рамках основных понятий дисциплины, неумение проиллюстрировать теоретические положения примерами, незнание основного специфики художественного произведения. Представленная работа должна быть по возможности выполнена самостоятельно, может содержать существенные отступления от технических требований к оформлению.
Неудовлетворительно – в работе отсутствует большая часть элементов литературоведческого анализа, или работа выявляет неверное понимание их, что свидетельствует о незнании основных теоретических положений дисциплины или специфики художественного текста. Существенные нарушения в оформлении работы.
Литературоведческий анализ включает рассмотрение идейно-эстетического содержания художественного произведения, его проблематики, жанровой специфики, системы образов литературного произведения, определение его места в творчестве автора, в контексте культурно-исторической эпохи и литературном процессе, а также лингвостилистический аспект, который предполагает обращение к образному строю произведения в его динамике и речевым средствам выражения.
2. Контрольная работа по дисциплине «Основы теории литературы» для студентов заочного отделения
Распределение заданий для самостоятельной работы
№
| ФИО студентов
| Задание
|
| Абакумова Анастасия Александровна
| Вопросы и задания
1. Прочитайте рассказ Е.Замятина «Пещера». Выделите повторяющиеся элементы в его тексте. Определите типы повторов. Какие позиции занимают повторы в тексте?
2. С какими рядами повторов связано заглавие рассказа — «Пещера»? Определите смысл заглавия.
3. Выделите сквозные образы рассказа. Покажите, как они взаимодействуют друг с другом в тексте. Определите, в чем проявляется вариативность и устойчивость этих образов.
4. Выделите ключевые оппозиции текста рассказа, в которых участвуют повторы.
5. Определите основные функции повторов в тексте рассказа. В чем своеобразие композиции и речевой организации рассказа Е.Замятина?
|
| Береснева Марина Владимировна
| 1. Прочитайте рассказ И.А. Бунина «Часовня», входящий в сборник «Темные аллеи».
2. Определите основные речевые средства, организующие текст. Найдите ключевые слова (встречающиеся в тексте чаще других и содержащие основные смыслы текста).
3. Проанализируйте семантику (значение) ключевых слов. Покажите их многозначность. Определите, какие символические смыслы они выражают.
4. Проанализируйте соотнесенность ключевых слов рассказа «Часовня» с сильными позициями текста (заглавие, начало рассказа, его конец).
5. Связаны ли, с вашей точки зрения, ключевые слова рассказа «Часовня» со словами, вынесенными в заглавие цикла — «Темные аллеи»?
|
| Бут Наталия Владимировна
| 1. Прочитайте пьесу Л. Петрушевской «Три девушки в голубом».
2. Выделите основные пространственные образы драмы, определите их связи в тексте.
3. Укажите языковые средства, которые выражают в тексте пьесы пространственные отношения. Какие из этих средств, с вашей точки зрения, особенно значимы для создания художественного пространства драмы Л. Петрушевской?
4. Определите роль образа дома в образной системе драмы. Какие смыслы он выражает? В чем проявляется динамика этого образа?
5. Дайте обобщающую характеристику пространства драмы. Как моделируется пространство в тексте этой пьесы?
|
| Буторина Татьяна Валерьевна
| 1. Прочитайте рассказ И. А. Бунина «В одной знакомой улице».
2. На какие композиционные части членят текст повторяющиеся в нем цитаты из стихотворения Я. П. Полонского?
3. Какие временные отрезки отображены в тексте? Как они соотносятся друг с другом?
4. Как соотносятся в тексте рассказа планы прошлого, настоящего и будущего?
5. Какая концепция времени отражена в рассказе «В одной знакомой улице»?
| 5.
| Журавлева Елена Игоревна
| 1. Прочитайте рассказ А. П.Чехова «Студент».
2. Какие временные планы сопоставляются в этом тексте?
3. Рассмотрите речевые средства выражения временных отношений. Какую роль они играют в создании художественного времени текста?
4. Какие проявления (формы) времени представлены в тексте рассказа «Студент»?
5. Как связаны в этом тексте время и пространство?
|
| Клишкова Анна Владимировна
| 1. Прочтите рассказ А. П. Чехова «Ионыч».
2. Сопоставьте описания семьи Туркиных в главах I, IV и V. Выделит повторы, встречающиеся в этих описаниях, определите их функцию тексте.
3. Чем различаются данные описания? С чем связаны эти различия?
4. Выделите другие типы повторов, определите их функции.
5. Докажите, что в рассказе Туркины увидены повествователем и Ионычем по-разному. Какие речевые средства указывают на позиции героя, как выражается при этом точка зрения автора?
|
| Колядина Валерия Андреевна
| 1. Прочтите рассказ А. П. Чехова «Ионыч».
2. Найдите в рассказе контексты, содержащие внутреннюю речь героя. Какими средствами она передается, как она организована?
3. Выделите несобственно-прямую речь героя. Какие средства несобственно-прямой речи используются в рассказе?
4. Проанализируйте текст главы II. Какие описания в ней даны с точки зрения главного героя? Выделите речевые средства, указывающие на угол зрения Ионыча. Как средства выражения точки зрения героя взаимодействуют с авторской речью?
5. В тексте рассказа представлены разные формы передачи субъектно-речевого плана героя (прямая, косвенная, внутренняя, несобственно-прямая речь). Как распределяются они в тексте произведения? Каково соотношение этих форм и их развитие в рассказе?
|
| Колядина Регина Андреевна
| 1. Прочитайте рассказ Л. Петрушевской «Смысл жизни», входящий в цикл «Реквием». В чем особенность его архитектоники?
2. Выделите смысловые части в тексте рассказа. Объясните отсутствие композиционно-синтаксического членения текста (деления его на абзацы).
3. Проанализируйте композицию рассказа. В чем ее особенности?
4. Рассмотрите контекстуально-вариативное членение текста. Как сочетаются контексты, содержащие речь повествователя и «чужую» речь?
5. Как соотносятся объемно-прагматическое и концептуально-вариативное членение текста?
|
| Коржова Екатерина Максимовна
| 1. Прочитайте повесть Ф.М. Достоевского «Кроткая». 2. Объясните авторское определение жанра произведения — «фантастический рассказ».
3. Охарактеризуйте композиционное членение текста.
4. Определите принципы выделения глав и подглавок в структуре текста. Проанализируйте их заглавия. Образуют ли они систему?
5. Выделите сквозные образы текста, определяющие его цельность.
|
| Крестьянинова Александра Игоревна
| 1. Прочтите повесть А. С. Пушкина «Метель».
2. В чем отличие сюжета повести от ее фабулы?
3. Определите принципы построения сюжета. Какое событие в повести можно считать главным? Когда мы узнаем его подробности? Как связаны другие элементы сюжета (события) с главным событием?
4. Как связано построение такое построение сюжета с авторским замыслом и темой судьбы, игры случая в повести.
5. Каким образом в них находит воплощение тема судьбы, игры случая?
|
| Кувшинов Андрей Владимирович
| 1. Прочитайте рассказ В.В. Набокова «Адмиралтейская игла».
2. Определите, какая жанровая форма используется автором.
3. Назовите сигналы этой жанровой формы, представленные в тексте-
4. В какой роли выступает адресант, отправляющий письмо автору прочитанного им «романа»? Как текстовые «роли» персонажей соотносятся с историей их отношений, отраженной в письме («романе»)?
5. В чем, с вашей точки зрения, своеобразие структуры рассказа? Как преобразуется в нем исходная жанровая форма?
|
| Куницкий Роман Юрьевич
| 1. Прочитайте цикл А. Солженицина «Крохотки».
2. Предложите свою интерпретацию жанрового своеобразия текстов, объединенных в цикл.
3.Ваделите лейтмотив цикла.
4. Какие вечные темы разрабатывает Солженицин?
5. Можно ли говорить с ценностными предпочтениями автора? Если – да, каковы они.
|
| Лбов Михаил Вадимович
| 1. Перечитайте рассказ И. А. Бунина «Холодная осень».
2. Какие композиционные части в нем можно выделить?
3. Какие временные отрезки отображены в тексте? Как они соотносятся друг с другом?
4. Как соотносятся в тексте рассказа планы прошлого, настоящего и будущего?
5. Какая концепция времени отражена в рассказе «Холодная осень»?
|
| Мокробородов Иван Александрович
| 1. Перечитайте рассказ А. П. Чехова «В овраге».
2. Какими чертами характеризуется пространство в рассказе?
3. Почему рассказ называется в овраге?
4. Какие временные отрезки отображены в тексте? Как они соотносятся друг с другом?
5. Как соотносятся в тексте рассказа время и пространство?
|
| Мульма Кристина Вацлавовна
| 1. Перечитайте повесть Т. Толстой «Кысь».
2. Взяв за точку отсчета Взрыв, опишите структуру художественного времени.
3. Как эта структура соотносится с проблематикой и образами персонажей?
4. Покажите, что, как Взрыв структурирует образы персонажей?
5. Какая концепция времени отражена в повести?
|
| Руднева Дарья Дмитриева
| 1. Перечитайте рассказ Л. Петрушевской «Лавина».
2. Опишите систему персонажей в рассказе. Обладают ли глубинный смысл фамилии Безухов, Ростов?
3. Как взаимодействует семейно-бытовая, нравственная и национальная проблематика?
4. С помощью толкового словаря опишите значения слова «лавина» и на этом фоне охарактеризуйте динамический смысл метафоры «лавина» в тексте рассказа.
5. В чем специфика структуры повествования? Какие типы повествования и как сменяют друг друга в рассказе?
|
| Снегов Юрий Сергеевич
| 1. Перечитайте рассказ Л. Улицкой «Цю-Юрих».
2. Что вы знаете об авторе рассказа? Какие произведения Л. Улицкой вы читали? Какой роман Улицкой удостоен Букеровской премии?
3. Выделите пространства, с которыми связана жизнь героини. Какую последовательность они имеют?
4. Выделите доминирующую в структуре повествования точку зрения. Кому она принадлежит?
5. Определите функции заглавия и мотивируйте его выбор.
|
| Тошев Тимур Холмудорович
| 1. Прочтите стихотворение И. Северянина «Классические розы».
2. Определите, к каким классическим текстам отсылает стихотворение.
3. Проанализируйте семантику (значение) слова «розы»?
4. Сопоставьте образ розы в стихотворении И. Северянина и в текстах-источниках.
5.Объясните смысл заглавия стихотворения.
|
| Трофимова Юлия Игоревна
| 1. Прочтите рассказ А. П. Чехова «Спать хочется».
2. Охарактеризуйте особенности пространственно-временной организации текста. Какие временные планы выделяются в произведении?
3. Какими способами вводится план прошлого героини
4. Что можно сказать о пространствах, с которыми связана героиня? Какова их последовательность в тексте?
5. Какой тип пространства (открытое или замкнутое) доминирует в рассказе.
|
Примерные вопросы для экзамена
Контрольные вопросы по дисциплине
«Основы теории литературы»
- Художественная литература как вид искусства.
- Виды искусства и специфика литературы.
- Теория литературы как литературоведческая дисциплина.
- Эпос как литературный род: определение, проблема границ, стихотворная и прозаическая формы.
- Теория А.Н.Веселовского о происхождении эпоса, драмы и лирики.
- Лирика как литературный род.
- Драма как литературный род. Общее и особенное в драматических и эпических структурах.
- Межродовые (лиро-эпическая поэма, баллада, лирическая проза) формы.
- Внеродовые (очерки, литература, потока сознания, эссеистика) формы.
- Литературные жанры.
- Понятие «памяти жанра».
- Принципы выделения и классификации эпических, лирических и драматических жанров.
- Основные эпические жанры: поэма, роман, повесть, рассказ, новелла.
- Основные лирические жанры: ода, элегия, сатира, послание, сонет. Понятие о лирическом стихотворении.
- Драматические жанры: трагедия, комедия, фарс, водевиль, мелодрама, драма, мистерия, моралей. Новейшие драматические жанры.
- Типы художественного содержания.
- Понятие о «литературном течении», «литературном направлении», «литературной группе», «литературном стиле».
- Стиховедение в системе литературоведческих дисциплин.
- Проза и стих.
- Системы стихосложения.
- Классические стихотворные размеры.
- Неклассические стихотворные размеры.
- Фоника. Звукопись. Звуковые повторы. Ассонанс. Аллитерация.
- Рифма. Виды рифмы. Способы рифмовки.
- Строфика. Типы строф.
- Устойчивые строфические формы.
- Твердые строфические формы.
- Народный стих.
- Художественный мир произведения.
- Сюжет, фабула и мотив художественного произведения.
- Художественное пространство и время.
- Композиция художественного произведения.
- Автор, повествователь, персонаж.
- Художественная речь и ее элементы.
- Тропы как средства предметной изобразительности и как принципы построения художественного мира. Основные тропы.
- Структура литературного процесса.
- Надвременные и статичные структуры в литературе.
- Архетип. «Коллективное бессознательное» и теория архетипов К. Юнга.
- Мифологема.
- Художественный метод, направление. Литературное направление и культурная эпоха. Течение, направление, литературная группа, стиль.
- Универсальные художественные системы.
- Героическое как тип художественного содержания, его происхождение и эволюция.
- Сентиментальность и сентиментальное как художественного содержания. Романтическое как тип художественного содержания Романтика – разновидность романтического.
- Трагическое как тип художественного содержания, его происхождение и эволюция.
- Комическое как тип художественного содержания, его происхождение и эволюция. Разновидности комического (юмор, сатира, ирония, сарказм). Интеллектуальность как тип художественного содержания.
-
- Понятие «научной школы» в литературоведении.
- Мифологическая школа.
- Историческая шклола.
- Культурно-историческая школа.
- Сравнительно-историческая школа. А.Н.Веселовский.
- Теоретическое наследие А.Н.Веселовского.
- Учение А.А.Потебни о внутренней форме слова и художественном образе. Психологическая школа.
- Формальная школа.
- Теоретическое наследие М.М.Бахтина.
- Основные направления в литературоведении второй половины ХХ в.
- Татурско-московская школа. Структуральная поэтика Ю.М.Лотмана.
- Принципы рассмотрения литературного произведения.
- Текст и контекст. Интертекст.
- Литература и средства массовой информации. Роль литературоведческих знаний в журналистской деятельности.
Методические рекомендации по выполнению заданий.
|