Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Утверждено на заседании кафедры журналистики 2012 г. Протокол № 6

Поиск

Зав. кафедрой __________________/ М.Г.Боровик/

 

1. Задания по дисциплине «Основы теории литературы» для студентов заочного отделения

Литературоведческий анализ
художественного текста

Это задание входит в число базовых, поэтому его выполнение обязательно.

Выполненная работа подается не позднее, чем за две недели до начала сессии.

Критерии оценок работы

Отлично – работа должна содержать развернутый последовательный литературоведческий анализ произведения, не ограничивающийся простым перечислением отдельных свойств произведения. Теоретические положения должны быть проиллюстрированы примерами из текста художественного произведения. В работе студент должен продемонстрировать владение понятийным аппаратом дисциплины, знание специфики художественного текста. Представленная работа должна быть выполнена самостоятельно, соответствовать техническим требованиям к оформлению.

Хорошо – работа должна содержать достаточно полный и последовательный литературоведческий анализ произведения, демонстрировать владение понятийным аппаратом дисциплины, знание специфики художественного текста. Представленная работа должна быть выполнена самостоятельно, может содержать незначительные отступления от технических требований к оформлению.

Удовлетворительно – работа может содержать недостаточно полный и последовательный литературоведческий анализ произведения, ограничивающийся простым перечислением отдельных свойств произведения. При этом работа демонстрирует неполные знания студента в рамках основных понятий дисциплины, неумение проиллюстрировать теоретические положения примерами, незнание основного специфики художественного произведения. Представленная работа должна быть по возможности выполнена самостоятельно, может содержать существенные отступления от технических требований к оформлению.

 

Неудовлетворительно – в работе отсутствует большая часть элементов литературоведческого анализа, или работа выявляет неверное понимание их, что свидетельствует о незнании основных теоретических положений дисциплины или специфики художественного текста. Существенные нарушения в оформлении работы.

 

Литературоведческий анализ включает рассмотрение идейно-эстетического содержания художественного произведения, его проблематики, жанровой специфики, системы образов литературного произведения, определение его места в творчестве автора, в контексте культурно-исторической эпохи и литературном процессе, а также лингвостилистический аспект, который предполагает обращение к образному строю произведения в его динамике и речевым средствам выражения.

 

2. Контрольная работа по дисциплине «Основы теории литературы» для студентов заочного отделения

 

Распределение заданий для самостоятельной работы

ФИО студентов Задание
  Абакумова Анастасия Александровна   Вопросы и задания 1. Прочитайте рассказ Е.Замятина «Пещера». Выделите повторяющиеся элементы в его тексте. Определите типы повторов. Какие позиции занимают повторы в тексте? 2. С какими рядами повторов связано заглавие рассказа — «Пещера»? Определите смысл заглавия. 3. Выделите сквозные образы рассказа. Покажите, как они взаимодействуют друг с другом в тексте. Определите, в чем проявляется вариативность и устойчивость этих образов. 4. Выделите ключевые оппозиции текста рассказа, в которых участвуют повторы. 5. Определите основные функции повторов в тексте рассказа. В чем своеобразие композиции и речевой организации рассказа Е.Замятина?
  Береснева Марина Владимировна   1. Прочитайте рассказ И.А. Бунина «Часовня», входящий в сборник «Темные аллеи». 2. Определите основные речевые средства, организующие текст. Найдите ключевые слова (встречающиеся в тексте чаще других и содержащие основные смыслы текста). 3. Проанализируйте семантику (значение) ключевых слов. Покажите их многозначность. Определите, какие символические смыслы они выражают. 4. Проанализируйте соотнесенность ключевых слов рассказа «Часовня» с сильными позициями текста (заглавие, начало рассказа, его конец). 5. Связаны ли, с вашей точки зрения, ключевые слова рассказа «Часовня» со словами, вынесенными в заглавие цикла — «Темные аллеи»?
  Бут Наталия Владимировна   1. Прочитайте пьесу Л. Петрушевской «Три девушки в голубом». 2. Выделите основные пространственные образы драмы, определите их связи в тексте. 3. Укажите языковые средства, которые выражают в тексте пьесы пространственные отношения. Какие из этих средств, с вашей точки зрения, особенно значимы для создания художественного пространства драмы Л. Петрушевской? 4. Определите роль образа дома в образной системе драмы. Какие смыслы он выражает? В чем проявляется динамика этого образа? 5. Дайте обобщающую характеристику пространства драмы. Как моделируется пространство в тексте этой пьесы?
  Буторина Татьяна Валерьевна   1. Прочитайте рассказ И. А. Бунина «В одной знакомой улице». 2. На какие композиционные части членят текст повторяющиеся в нем цитаты из стихотворения Я. П. Полонского? 3. Какие временные отрезки отображены в тексте? Как они соотносятся друг с другом? 4. Как соотносятся в тексте рассказа планы прошлого, настоящего и будущего? 5. Какая концепция времени отражена в рассказе «В одной знакомой улице»?
5. Журавлева Елена Игоревна 1. Прочитайте рассказ А. П.Чехова «Студент». 2. Какие временные планы сопоставляются в этом тексте? 3. Рассмотрите речевые средства выражения временных отношений. Какую роль они играют в создании художественного времени текста? 4. Какие проявления (формы) времени представлены в тексте рассказа «Студент»? 5. Как связаны в этом тексте время и пространство?
  Клишкова Анна Владимировна 1. Прочтите рассказ А. П. Чехова «Ионыч». 2. Сопоставьте описания семьи Туркиных в главах I, IV и V. Выделит повторы, встречающиеся в этих описаниях, определите их функцию тексте. 3. Чем различаются данные описания? С чем связаны эти различия? 4. Выделите другие типы повторов, определите их функции. 5. Докажите, что в рассказе Туркины увидены повествователем и Ионычем по-разному. Какие речевые средства указывают на позиции героя, как выражается при этом точка зрения автора?
  Колядина Валерия Андреевна   1. Прочтите рассказ А. П. Чехова «Ионыч». 2. Найдите в рассказе контексты, содержащие внутреннюю речь героя. Какими средствами она передается, как она организована? 3. Выделите несобственно-прямую речь героя. Какие средства несобственно-прямой речи используются в рассказе? 4. Проанализируйте текст главы II. Какие описания в ней даны с точки зрения главного героя? Выделите речевые средства, указывающие на угол зрения Ионыча. Как средства выражения точки зрения героя взаимодействуют с авторской речью? 5. В тексте рассказа представлены разные формы передачи субъектно-речевого плана героя (прямая, косвенная, внутренняя, несобственно-прямая речь). Как распределяются они в тексте произведения? Каково соотношение этих форм и их развитие в рассказе?
  Колядина Регина Андреевна 1. Прочитайте рассказ Л. Петрушевской «Смысл жизни», входящий в цикл «Реквием». В чем особенность его архитектоники? 2. Выделите смысловые части в тексте рассказа. Объясните отсутствие композиционно-синтаксического членения текста (деления его на абзацы). 3. Проанализируйте композицию рассказа. В чем ее особенности? 4. Рассмотрите контекстуально-вариативное членение текста. Как сочетаются контексты, содержащие речь повествователя и «чужую» речь? 5. Как соотносятся объемно-прагматическое и концептуально-вариативное членение текста?
  Коржова Екатерина Максимовна 1. Прочитайте повесть Ф.М. Достоевского «Кроткая». 2. Объясните авторское определение жанра произведения — «фантастический рассказ». 3. Охарактеризуйте композиционное членение текста. 4. Определите принципы выделения глав и подглавок в структуре текста. Проанализируйте их заглавия. Образуют ли они систему? 5. Выделите сквозные образы текста, определяющие его цельность.
  Крестьянинова Александра Игоревна 1. Прочтите повесть А. С. Пушкина «Метель». 2. В чем отличие сюжета повести от ее фабулы? 3. Определите принципы построения сюжета. Какое событие в повести можно считать главным? Когда мы узнаем его подробности? Как связаны другие элементы сюжета (события) с главным событием? 4. Как связано построение такое построение сюжета с авторским замыслом и темой судьбы, игры случая в повести. 5. Каким образом в них находит воплощение тема судьбы, игры случая?
  Кувшинов Андрей Владимирович 1. Прочитайте рассказ В.В. Набокова «Адмиралтейская игла». 2. Определите, какая жанровая форма используется автором. 3. Назовите сигналы этой жанровой формы, представленные в тексте- 4. В какой роли выступает адресант, отправляющий письмо автору прочитанного им «романа»? Как текстовые «роли» персонажей соотносятся с историей их отношений, отраженной в письме («романе»)? 5. В чем, с вашей точки зрения, своеобразие структуры рассказа? Как преобразуется в нем исходная жанровая форма?
  Куницкий Роман Юрьевич 1. Прочитайте цикл А. Солженицина «Крохотки». 2. Предложите свою интерпретацию жанрового своеобразия текстов, объединенных в цикл. 3.Ваделите лейтмотив цикла. 4. Какие вечные темы разрабатывает Солженицин? 5. Можно ли говорить с ценностными предпочтениями автора? Если – да, каковы они.
  Лбов Михаил Вадимович 1. Перечитайте рассказ И. А. Бунина «Холодная осень». 2. Какие композиционные части в нем можно выделить? 3. Какие временные отрезки отображены в тексте? Как они соотносятся друг с другом? 4. Как соотносятся в тексте рассказа планы прошлого, настоящего и будущего? 5. Какая концепция времени отражена в рассказе «Холодная осень»?
  Мокробородов Иван Александрович 1. Перечитайте рассказ А. П. Чехова «В овраге». 2. Какими чертами характеризуется пространство в рассказе? 3. Почему рассказ называется в овраге? 4. Какие временные отрезки отображены в тексте? Как они соотносятся друг с другом? 5. Как соотносятся в тексте рассказа время и пространство?
  Мульма Кристина Вацлавовна 1. Перечитайте повесть Т. Толстой «Кысь». 2. Взяв за точку отсчета Взрыв, опишите структуру художественного времени. 3. Как эта структура соотносится с проблематикой и образами персонажей? 4. Покажите, что, как Взрыв структурирует образы персонажей? 5. Какая концепция времени отражена в повести?
  Руднева Дарья Дмитриева 1. Перечитайте рассказ Л. Петрушевской «Лавина». 2. Опишите систему персонажей в рассказе. Обладают ли глубинный смысл фамилии Безухов, Ростов? 3. Как взаимодействует семейно-бытовая, нравственная и национальная проблематика? 4. С помощью толкового словаря опишите значения слова «лавина» и на этом фоне охарактеризуйте динамический смысл метафоры «лавина» в тексте рассказа. 5. В чем специфика структуры повествования? Какие типы повествования и как сменяют друг друга в рассказе?
  Снегов Юрий Сергеевич 1. Перечитайте рассказ Л. Улицкой «Цю-Юрих». 2. Что вы знаете об авторе рассказа? Какие произведения Л. Улицкой вы читали? Какой роман Улицкой удостоен Букеровской премии? 3. Выделите пространства, с которыми связана жизнь героини. Какую последовательность они имеют? 4. Выделите доминирующую в структуре повествования точку зрения. Кому она принадлежит? 5. Определите функции заглавия и мотивируйте его выбор.
  Тошев Тимур Холмудорович 1. Прочтите стихотворение И. Северянина «Классические розы». 2. Определите, к каким классическим текстам отсылает стихотворение. 3. Проанализируйте семантику (значение) слова «розы»? 4. Сопоставьте образ розы в стихотворении И. Северянина и в текстах-источниках. 5.Объясните смысл заглавия стихотворения.
  Трофимова Юлия Игоревна 1. Прочтите рассказ А. П. Чехова «Спать хочется». 2. Охарактеризуйте особенности пространственно-временной организации текста. Какие временные планы выделяются в произведении? 3. Какими способами вводится план прошлого героини 4. Что можно сказать о пространствах, с которыми связана героиня? Какова их последовательность в тексте? 5. Какой тип пространства (открытое или замкнутое) доминирует в рассказе.

 

 

Примерные вопросы для экзамена

Контрольные вопросы по дисциплине

«Основы теории литературы»

  1. Художественная литература как вид искусства.
  2. Виды искусства и специфика литературы.
  3. Теория литературы как литературоведческая дисциплина.
  4. Эпос как литературный род: определение, проблема границ, стихотворная и прозаическая формы.
  5. Теория А.Н.Веселовского о происхождении эпоса, драмы и лирики.
  6. Лирика как литературный род.
  7. Драма как литературный род. Общее и особенное в драматических и эпических структурах.
  8. Межродовые (лиро-эпическая поэма, баллада, лирическая проза) формы.
  9. Внеродовые (очерки, литература, потока сознания, эссеистика) формы.
  10. Литературные жанры.
  11. Понятие «памяти жанра».
  12. Принципы выделения и классификации эпических, лирических и драматических жанров.
  13. Основные эпические жанры: поэма, роман, повесть, рассказ, новелла.
  14. Основные лирические жанры: ода, элегия, сатира, послание, сонет. Понятие о лирическом стихотворении.
  15. Драматические жанры: трагедия, комедия, фарс, водевиль, мелодрама, драма, мистерия, моралей. Новейшие драматические жанры.
  16. Типы художественного содержания.
  17. Понятие о «литературном течении», «литературном направлении», «литературной группе», «литературном стиле».
  18. Стиховедение в системе литературоведческих дисциплин.
  19. Проза и стих.
  20. Системы стихосложения.
  21. Классические стихотворные размеры.
  22. Неклассические стихотворные размеры.
  23. Фоника. Звукопись. Звуковые повторы. Ассонанс. Аллитерация.
  24. Рифма. Виды рифмы. Способы рифмовки.
  25. Строфика. Типы строф.
  26. Устойчивые строфические формы.
  27. Твердые строфические формы.
  28. Народный стих.
  29. Художественный мир произведения.
  30. Сюжет, фабула и мотив художественного произведения.
  31. Художественное пространство и время.
  32. Композиция художественного произведения.
  33. Автор, повествователь, персонаж.
  34. Художественная речь и ее элементы.
  35. Тропы как средства предметной изобразительности и как принципы построения художественного мира. Основные тропы.
  36. Структура литературного процесса.
  37. Надвременные и статичные структуры в литературе.
  38. Архетип. «Коллективное бессознательное» и теория архетипов К. Юнга.
  39. Мифологема.
  40. Художественный метод, направление. Литературное направление и культурная эпоха. Течение, направление, литературная группа, стиль.
  41. Универсальные художественные системы.
  42. Героическое как тип художественного содержания, его происхождение и эволюция.
  43. Сентиментальность и сентиментальное как художественного содержания. Романтическое как тип художественного содержания Романтика – разновидность романтического.
  44. Трагическое как тип художественного содержания, его происхождение и эволюция.
  45. Комическое как тип художественного содержания, его происхождение и эволюция. Разновидности комического (юмор, сатира, ирония, сарказм). Интеллектуальность как тип художественного содержания.
  46. Понятие «научной школы» в литературоведении.
  47. Мифологическая школа.
  48. Историческая шклола.
  49. Культурно-историческая школа.
  50. Сравнительно-историческая школа. А.Н.Веселовский.
  51. Теоретическое наследие А.Н.Веселовского.
  52. Учение А.А.Потебни о внутренней форме слова и художественном образе. Психологическая школа.
  53. Формальная школа.
  54. Теоретическое наследие М.М.Бахтина.
  55. Основные направления в литературоведении второй половины ХХ в.
  56. Татурско-московская школа. Структуральная поэтика Ю.М.Лотмана.
  57. Принципы рассмотрения литературного произведения.
  58. Текст и контекст. Интертекст.
  59. Литература и средства массовой информации. Роль литературоведческих знаний в журналистской деятельности.

Методические рекомендации по выполнению заданий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 579; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.34.51 (0.009 с.)