Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К внешним предпосылкам следует отнести то “давление”, которое оказывали на славянский мир его соседи - хазары и норманны.

Поиск

С одной стороны, их стремление взять под контроль торговые пути, связывающие Запад с Востоком и Югом, ускоряло складывание княжеско-дружинных группировок, втягивающихся во внешнюю торговлю. Взимая, например, продукты промыслов, в первую очередь, пушнину со своих соплеменников и меняя их на продукты престижного потребления и серебро у иностранных купцов, продавая им захваченных в плен иноплеменников, местная знать все более подчиняла себе племенные структуры, обогащалась и изолировалась от рядовых общинников. Со временем она, объединившись с варяжскими воинами-торговцами, начнет осуществлять контроль за торговыми путями и самой торговлей, что приведет к консолидации ранее разрозненных племенных княжений, расположенных вдоль этих путей.

С другой стороны, взаимодействие с более развитыми цивилизациями приводило к заимствованию некоторых общественно-политических форм их жизни. Не случайно долгое время великие князья на Руси назывались по примеру Хазарского каганата - хаканами (каганами). Подлинным же эталоном государственно-политического устройства долгое время считалась Византийская империя.

Следует учесть и то, что существование в Низовьях Волги мощного государственного образования - Хазарского каганата, защищало восточных славян от набегов кочевников, которые в предшествующие эпохи (гунны в IV -V вв., авары в VII в.) тормозили их развитие, мешали мирному труду и, в итоге, появлению “зародыша” государственности.

В советской исторической науке долгое время приоритет в формировании государства отдавался внутренним социально-экономическим процессам; некоторые современные историки считают, что решающую роль сыграли внешние факторы; однако, представляется, что только взаимодействие как внутренних, так и внешних при недостаточной социально-экономической зрелости восточнославянского общества могло привести к тому историческому прорыву, который произошел в славянском мире в IХ-Х вв.

Основные этапы складывания древнерусского государства

В своем развитии древнерусское государство прошло ряд этапов. Рассмотрим их.

На первом этапе образования древнерусского государства (VIII-середина IХ вв.) происходит вызревание предпосылок, складывание межплеменных союзов и их центров - княжений, которые упоминаются у восточных авторов. К IХ в. восходит появление системы полюдья, т.е. сбора с общинников в пользу князя дани, которая в ту эпоху, скорее всего, носила еще добровольный характер и воспринималась как возмещение за военные и управленческие услуги.

На втором этапе (2-ая половина IХ - середина Х в.) процесс складывания государства ускоряется во многом благодаря активному вмешательству внешних сил - хазар и норманнов (варягов). ПВЛ говорит о набегах воинственных обитателей Северной Европы, вынудивших ильменских словен, кривичей и финно-угорские племена чуди и веси платить дань. На Юге же хазары собирали дань с полян, северян, радимичей и вятичей.

Вопрос 3)

Россия

Англия

Франция

Билет №33

Вопрос 1)

РАЗРАБОТКА “ПЛАНА МАРШАЛЛА”

“План Маршалла”, или программа возрождения Европы, был предложен государственным секретарем США Дж. Маршаллом[3] в его выступлении в
Гарвардском университете в июне 1947г. Он высказался за широкомасштабную помощь США европейским странам при условии, что они разработают единую программу восстановления своей экономики. Он отметил, что без здоровой мировой экономики нет политической стабильности и настаивал на том, что инициатива должна исходить из Европы [6].

В дальнейшем за детальную разработку плана взялись два ведомства:
Государственный департамент и Государственный военно-морской координационный комитет. Большую роль в продвижении плана сыграл Вильям
Клейтон, которого называют крестным отцом “плана Маршалла”, госсекретарь по экономике, американский представитель в ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле - многостороннее международное соглашение об условиях торговли, заключенное в 1947 г. 23 странами) и в Экономической комиссии
ООН для Европы.

В 1947 году была создана специальная комиссия при президенте США по анализу помощи иностранным государствам. Эта комиссия в своем докладе отмечала, что: объем производства в странах Западной Европы значительно ниже довоенного с критическим уровнем добычи угля; потребность в импорте очень высока;
Европа потеряла крупный источник иностранной валюты в форме платежей за услуги (туризм, банковские операции и др.); произошел сильный сдвиг в соотношении цен между промышленностью и сельским хозяйством в пользу последнего; наблюдалось разрушение единой системы торговли этих стран - и внутренней, и внешней.

В докладе комиссии отмечалась необходимость денежной реформы. Вместе с тем указывалось, что последняя не может быть эффективной только за счет уменьшения предложения денег. Им должны противостоять необходимые товары, запасов которых не хватало даже на то, чтобы прокормить рабочих наиболее важных отраслей и тем самым “запустить” производство. Не хватало и резервов, которые можно было бы использовать, чтобы подтолкнуть рост производства.

Немедленное сбалансирование бюджетов западноевропейских стран было признано неосуществимым. Вместе с тем комиссия указывала на необходимость продвижения в этом направлении одновременно с наращиванием выпуска продукции. Другими словами, укрепление финансовой системы рассматривалось не как предварительная или заключительная стадия экономического возрождения, а как процесс, в котором оздоровление национальных финансов может способствовать подъему производства и само, в свою очередь, зависит от этого подъема.

К 1947 году сложилось положение, при котором само сохранение достигнутых объемов выпуска продукции оказалось под вопросом.
Жизнеспособность западноевропейской экономики во многом поддерживалась импортом из Северной Америки. Страны Западной Европы за счет их собственного производства могли обеспечить свое потребление зерна, хлопка, алюминия и меди только на 40%, свинца и цинка - на 30%, сала и масла - примерно на 15%, жидкого топлива и мяса - на 10%. Австрия, к примеру, не покрывала собственным производством даже половины потребности в основных продуктах питания. Уменьшение импорта этих продуктов из США могло привести к голоду [2].

Сразу после войны импорт стран Западной Европы обеспечивался предоставлением субсидий и займов со стороны США и Канады, использованием золотых и долларовых резервов и др. К 1947 г. поток финансовых поступлений из этих источников истощился. Из-за недостатка платежных средств западноевропейские страны оказались перед перспективой сокращения импорта продовольственных товаров и ключевых сырьевых ресурсов. Без помощи США ввоз в государства Западной Европы уже в 1947 г. сократился бы наполовину, а долларовый импорт - на 4/5, что означало бы для этих государств экономический паралич.

Его наступление не отвечало бы и собственным интересам США. В то же время ни американским, ни западноевропейским интересам не отвечал и курс на закрепление за США роли действующего на благотворительных началах поставщика сырья и самых разнообразных товаров первой необходимости.
Следовательно требовался такой сценарий сотрудничества, который бы: обеспечивал большую самоокупаемость экономического возрождения Европы; повышал отдачу американской помощи; вписывался в начавшееся в конце 40-х годов очередное обновление технологической базы американской экономики.

В июле 1947 года в Париже была созвана конференция европейских стран для обсуждения “плана Маршалла” с целью получения их согласия на разработку общеевропейской экономической программы. На этой конференции была заключена конвенция о создании Организации (первоначально комитета) европейского экономического сотрудничества. Ее задачей стала разработка совместной Программы восстановления Европы. В августе 1947 года комитеты конференции определили общую сумму кредитов, необходимую Западной Европе на
4 года. США послали представителей Конгресса в Англию, Францию, Германию,
Италию, Австрию, Скандинавские страны, чтобы на месте изучить вопрос об объеме помощи европейским странам в порядке реализации “плана Маршалла”.
В конце 1947 года правительство США внесло на рассмотрение конгресса законопроект о “плане Маршалла”.

“План Маршалла” Был утвержден конгрессом 2 апреля 1948 года и действовал с 3 апреля 1948 года по 30 декабря 1951 года. Его осуществление проводилось в рамках Закона о четырехлетней программе помощи иностранным государствам.

Важным аспектом реализации “плана Маршалла” стал вопрос об источниках финансирования отдельных элементов программы. Его решение увязывалось с характером поставок, видом поставок [2].

Поставки первого вида охватывали предметы важнейшей жизненной необходимости - те, что требовались для предотвращения голода. Каждую весну выделялись ассигнования на продукты питания, топливо, одежду. Год от года по мере роста собственных ресурсов европейских стран эти ассигнования сокращались. Поскольку помощь такого рода не окупалась, она шла в виде дотаций, а не займов. Местная валюта, вырученная от продажи этих продуктов, должна была использоваться правительством европейских стран для уменьшения дефицита госбюджета, а следовательно, и темпов инфляции; для наращивания производства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.179.96 (0.009 с.)