Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов, социально-экономических, политических и духовных. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов, социально-экономических, политических и духовных.



Билет №3

Вопрос 1)

ВАВИЛОНСКАЯ КУЛЬТУРА
После разгрома
Шуммеро-Аккадийского царства, территория Сеннара была поделена между Амореями, которые укрепились в Аккаде и образовали Аморейское царство со столицей в Исине, и семитскими кочевыми племенами на севере. Но цари Исина были слабы, в конце третьего тысячелетия они уступили царям Вавилона. Тогда Вавилон был незначительным городом и только в 1894 году до н.э. он стал крупнейшим государством Двуречья. Время существования древне-вавилонского царства 300 лет-это замечательная эпоха в развитии Двуречья. В это время сложилась народность и вавилонская культура, она впитала в себя все культурные достижения Аккада и Шумера. Древне-вавилонское царство не знало внутренних усобиц. Единство и прочность бала достигнута благодаря тому, что Вавилонские цари опирались на свои аморейские родоплеменные общины, также к тому времени Двуречье стало единым государством, которое поддерживало дружбу с соседями, и был создан кодекс Хаммураби, как единственный свод правил и законов из 282 статей для жителей царства.
Особенным занятием населения древне-вавилонского царства было земледелие. Крупное скотоводство, как и раньше, было развито только на юге на заболоченных пространствах. Из полевых культур высеивали пшеницу, ячмень и кунжут, из садовых - финиковою пальму. Верховным собственником всех земель был царь. Их них 1 – 2% частные владения, 80 –90% владения общины, остальная земля находилась в непосредственном распоряжении царя. Арендаторы платили 2/3 урожая.
Ремесло теперь не было только обслуживающим фактором, в городах ремесленники имели свои лавки, где принимали и исполняли заказы. Торговля в древне-вавилонском царстве получила значительное развитие. Крупную торговлю вели цари и храмы. Торговали: хлебом, скотом, серебром, медью. Обратно привозили рабов, тюк. Стало не хватать рабочей силы. К 1800г. до н.э. Вавилон превратился в цветущий сад. Одним из мудрых царей Вавилона был Хаммурад, начиная с его правления это царство было культурным и научным центром Передней Азии. Многие достижения древних вавилонян вошли в современный быт: мы делим год на 12 месяцев, час на минуты, а круг на 360 градусов. Менялись цари и завоеватели, а вавилонцы собирали библиотеки и обучали молодых писцов. В 689 г. до н.э. Вавилон. По приказу ассирийского царя был разрушен. Но город был отстроен вновь и приобрел новую значительность. Вместо узких улочек, теперь были вымощены улицы длиной в 5км., они делили город на правильные кварталы. Был построен семиступенчатый храм, похожий на пирамиду высотой в 91км. А главный вход в город был украшен воротами посвященными богине Иштар, сам город охраняли две оборонительные стены, каждая 6-7 м.толщиной.
К семи чудесам света причисляли «висячие сады», они были насаженны на террасах-каскадах и получался эффект свисающих деревьев. Вообще, Вавилон, по мнению ученых, был самым могущественным царством в Междуречье. Но в 539г. до н.э. без сопротивления сдался иранскому царю Киру.
Культура Вавилона оказала огромное влияние на культуру Сирии, Финикии и Палестины, и далее на Восток в Иран. О высоком развитии культуры Вавилона говорят раскопки на месте городов Ура и Лагама, найденные там вещественные доказательства говорят о том, что крестьяне жили в глинобитных хижинах, обработку земли производили первобытным плугом в который запрягались пара волов. Для орошения полей и садов использовались особые водочерпалки, существующие и теперь. Они напоминают наш колодезный журавль.
Главным средством сообщения в южном Двуречье были реки Тигр и Евфрат, и специально построенные для транспорта каналы, которые являлись соединительными путями между реками. Транспортировка грузов производилась на больших гребных судах, напоминающих современные баржи. Произошло и изменение в письменности, теперь вместо комбинации горизонтальных и вертикальных клиньев писались идеографические знаки, здесь знаки обозначали не словами и понятия, а звуки речи, но клинообразное письмо так и не превратилось в азбуку, и забегая вперед скажу, что только в шестом веке до н.э. персы, завоевавшие Двуречье смогли создать алфавит.
Религиозные воззрения древне-вавилонского общества влияло и на литературу, и на науку, и на изобразительное искусство. Всего в Вавилоне почитались 100 различных богов, не считая духов рек, озер, гор и т.д. Самые почитаемые Боги: Энлиль – Бог земли, Анул – главный Бог Урука, Бог неба, Эа – главный Бог Эриду, Бог моря. В третьем тысячелетии жрецы объединили их в «троицу», правящую миром. Хранителями культов были жрецы. При проведении обряда жрецам помогал весь персонал храма от певцов, музыкантов до танцовщиц и поэтов. Должности жрецов переходили по наследству и всегда хорошо оплачивались.
Что касается литературы, то она по своему содержанию так или иначе связана с религией, большее число ее связано с литургическими и магическими текстами, остальные находки рассказывают о мифологических преданиях. Мифы рассказывают о происхождении мира, людей, земледелия, оседлой жизни. Самым высоким достижением вавилонской художественной литературы является эпическая поэма о Гильгамеше- легендарном царе Уруна. Поэма рисует его в образе богатыря- великана, красавца и мудреца, две части в нем были от бога, а одна - от человека. Вместе со своим другом он совершил ряд подвигов, он прославился на столько, что в него влюбилась богиня Иштар, а Гильгамеш отверг ее, за это богиня Иштар поражает болезнью и смертью Энкида -друга Гильгамеша. Тогда Гильгамеш решает постичь тайну жизни и смерти. Он предпринимает решение путешествовать в страну богов. Он встретил там Ут-Напиштима, который рассказал ему как сам получил бессмертие: во времена царствования его в Шуруп пане, боги разгневались на людей и послали на них всемирный потоп (можно заметить как напоминает этот миф наши библейские сказания), все люди погибли и остался один Ут-Напиштим с женой и детьми, когда вода сошла, боги забрали его к себе. В заключении Ут-Напиштим спрашивает Гильгамина: «Кто из богов введет тебя в сонм бессмертных?», но не нашлось такого. Тогда Гильгамин пробует побороть смерть магическими способами, но и это не удается. Гильгамин возвращается на родину и вызывает из страны мертвых - Энкиду, чтобы узнать участь погибших. Конец поэмы утрачен, но все же значение поэмы велико. Эта первая поэма не решает проблем жизни и смерти, но является критической религии.
Также были найдены произведения нравоучительной литературы, одним из интереснейших является «Разговор господина с рабом», в котором отражается разложение рабовладельческой верхушки.
К числу произведений светской литературы относятся царские записи исторического содержания. В них рассказывается о том, кто, когда прорыл канал, построил дамбу или рассказывается о вступлении на престол очередного царя, о его реформах, о победах на войнах и т.д.
Тут мы видим, как возрос интерес к литературе и какой мощный скачок сделали жители Двуречья в этой области от глиняных табличек с расчетами количества зерна до интереснейших поэм.
Описывая древне-вавилонскую культуру нельзя не упомянуть о научных знаниях этого народа, тем более, что они имели практическое приложение в быту и хозяйстве. Приемы астрономии древних вавилонцев является основной греческой и арабской астрономии, которые в свою очередь легли в основу европейской астрономии. Хранителями этих знаний были жрецы. Мироздание они представляли себе так - Земля - это круглая гора, стоящая посреди мирового океана, над землей высится, наподобие опрокинутой чащи, небесная сфера, над ней находится небесная плотина - жилище богов. Затмения луны и солнца объяснялись тем, что луну и солнце заслоняют злые духи. К началу второго тысячелетия вавилонские астрономы выделили пять планет- Венеру, Марс, Юпитер, Меркурий, Сатурн. И звезды были распределены по созвездиям, далее из всех были выделены двенадцать созвездий «на пути солнца».(созвездия зодиака) На основе астрономических наблюдений была выработана календарная система.
Практические потребности привели в начале второго тысячелетия к развитию математических знаний, им были известны четыре правила арифметики: возведение в квадратную степень и извлечение квадратного корня некоторые геометрические положения, которые применялись при измерении площадей. Но большим препятствием на пути десятеричная система исчисления - единица, 60, 3600 с подсобными делениями 10,600. Эта система была получена при выработке счёта времени: 7 - дней лунной фазы
12 - число месяцев в году
12* 5 = 60 наличие этого числа показывает связь с первобытной системой счёта по пальцам руки. Шестидесятеричная система окончательно выработалась в связи с измерением видимого суточного кругового пути солнца по небу. Вавилонцы высчитали, что если уложить по дневному пути солнца диски, равные солнечному, то их получится 180, а за сутки 360. Всё свелось в формулу: солнце за день делает по своему кругу 360 шагов. Это деление стало применяться по всякому кругу, оно было позже заимствовано римлянами и перешло в европейскую геометрию - деление круга на 360 градусов.
Месяц вавилоняне делили на 4 части по фазам луны, семидневная неделя была утверждена по семёрке великих богов - солнце, луна и пять видимых простым глазом планет, дни недели получили название этих богов. Семидневная неделя чару римлян сделалась достоянием всех европейских народов. Вообще Вавилон, по мнению учёных, был самым могущественным царством в Междуречье. Но в 539 году до н. э. Без сопротивления Вавилон сдался иранскому царю Киру. Кир уничтожил последних представителей царствующего дома и объявил себя царём Вавилонии. Он обнародовал манифест, в котором, Кир обещал сохранить старые порядки в Вавилонии, почитать его богов и содействовать развитию города.
Нельзя оставить без внимания историю развития северной части Двуречья, расположенному по среднему течению Тигра. Там 350 км. К северу от Вавилона в Ш тысячелетии семитские выходцы из Аккада основали поселения с городами Ассур, Керкук, Нузи. Уже тогда Ассур имел торговые связи с соседями - малоазиатской областью Каппадонией, это объяснялось тем, что Вавилон, Сирия и Палестина не имела своих месторождений металлов. Я уже упоминала, что природные условия северного Двуречия значительно отличаются от южного. Здесь Тигр и Евфрат находятся на большом расстоянии друг от друга, приблизительно 400 км, поэтому их разливы не так распространены. Также горы здесь подходят к самому Тигру. В силу этих условий земледелие в Ассирии зависело от дождей. А племена, жившие в горах, занимались скотоводством и охотой. Особое значение для Ассирии имело наличие в горах железа. Железные орудия труда и оружие создали для ассириян преимущества в технике и в военном деле.
Расцвет Ассирийского царства приходится на XV в. Основой ассирийского общества был общинный быт. Общинами кроме обработки своих земель должны были работать на постройке каналов, храмов и дворцов.
В XIV - XIII вв. Появился первый сборник ассирийских законов, в котором поддерживалось частное землевладение. За нарушение частного права владения были установлены штрафы и уголовные наказания.
Главными врагами Ассирии с конца XII в. Были арамеи. Они продвигались из Сирии к Евфрату и основали сильное царство Бит- Адини. Отсюда Арамеи начали опустошительные набеги в Ассирию. Вслед за Арамеями появился враг с севера - племена жившие в области нынешней Армении, ассирийцы называли их урартийцами. К X веку натиск на Ассирию стал ослабевать, т.к. часть арамеев оседала в долинах, строила свои поселения, постепенно они смешались с местным населением и вторжения уже не возобновлялись. Ассирия оправилась от опустошений и бедствий и в конце X в. Ассирийские цари сами перешли в наступление против горных племён и урартийцев. В Ассирию были приглашены тысячи рабов. Тогда была заложена основа будущей великой Ассирийской державы. С середины XIII в. Ассирией правят цари, наиболее выдающие, проявившие талант полководцев: колесницы с вооружёнными копьями возничими; конницы и пехоту вооружённую копьями, щитами и луками. Кроме того, существовали специальные части землекопов (строящих осадные сооружения) строители понтонных мостов на бурдюках, и саперные части. Воинами были не только рабы, но и наёмные чужестранцы.
Тиглат и Саргон совершили основные завоевательные походы. Первый завоевал всю Сирию с Дамаском, присоединил к Ассирии Вавилонию. Нанёс тяжёлое поражение, образовавшуюся в эту эпоху, царству Урарту.
Саргон, обеспечив поддержку со стороны Сирии и Палестины, уничтожил Израильское государство и хеттские княжества. И на голову разбил войско Урарту.
В 671 г. приемник Саргона - Асаргадон подчинил Египет. В связи с частыми войнами в хозяйственном быту Ассирии произошли изменения: с притоком огромных масс военной добычи и дани бурно растет торговля. Однако завоевание Египта было последним военным успехом Ассирийской державы с середины седьмого века ее могущество идет к упадку и Ассирия гибнет ослабленная внутренним кризисом и восстаниями покоренных стран. В 605 году остатки ассирийского войска были уничтожены, и Ассирия перешла под власть мидийского царя. От городов остались только развалины дворцов, но хорошо сохранились художественные произведения, украшавшие здания. Среди таких произведений особое место занимают крылатые быки, изображавшие духов. В них заметно влияние Египта, но в некоторых отношениях ассирийские художники превзошли своих учителей. Вообще нельзя говорить о вполне самостоятельной ассирийской культуре. Основой ассирийского народа были выходцы из Аккады, поэтому в религии и литературе мы встречаем вавилонские элементы. В ассирийской религии фигурируют те же боги, которые служили в Вавилонии. Один из последних царей Ашубанипал собрал в своем дворце библиотеку щуммерских и вавилонских литературных произведений. Причем «книги» были разложены по тематике и годам выпуска. Царь послал гонцов в храмы для пополнения библиотеки. Результатом стала библиотека, сохранившая все значительное, что было создано в Междуречье за две с половиной тысячелетия история страны. Также свое развитие получила архитектура: уже в IX в ассирийцы начали строительство дворцов, украшенных изображениями военных действий и мирового быта царей с их садами, прудами и женами, приближенными и рабами. Ассирийцы любили точность в деталях, в отличии от Вавилонских художников, где искусство было символичным.

Вопрос 2) 1. Предпосылки

На Севере Восточной Европы, где из-за суровых климатических условий земледелие не могло получить широкого распространения, большую роль продолжали играть промыслы, а возникновение избыточного продукта стало результатом развития обменаи внешней торговли.

В районе распространения пашенного земледелия началась эволюция родовой общины, которая, благодаря тому, что теперь отдельная большая семья могла обеспечить свое существование, стала трансформироваться в земледельческую или соседскую (территориальную). Такая община, как и раньше, в основном состояла из родственников, но в отличие от родовой общины, пашенная земля, разделенная на наделы, и продукты труда находились здесь в пользовании отдельных больших семей, владевших орудиями труда и скотом. Это создавало некоторые условия для имущественной дифференциации, но социального расслоения в самой общине не происходило - производительность земледельческого труда оставалась слишком низкой. Археологические раскопки восточнославянских поселений того периода обнаружили почти одинаковые семейные жилища-полуземлянки с одним и тем же набором предметов и орудий труда.

Кроме того, на обширной лесной территории восточнославянского мира сохранялась подсека, а из-за своей трудоемкости она требовала усилий всего родового коллектива. Так, наметилась неравномерность в развитии отдельных племенных союзов.

К политическим факторам образования государства у восточных славян следует отнести усложнение внутриплеменных отношений и межплеменные столкновения, которые ускоряли становление княжеской власти, повышали роль князей и дружины как обороняющих племя от внешних врагов, так и выступающих в качестве арбитра при различного рода спорах.

Кроме того, межплеменная борьба приводила к складыванию межплеменных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его князем. Эти союзы приобретали форму племенных княжений. В итоге, власть князя, которую он стремился превратить в наследственную, все менее зависела от воли вечевых собраний, укреплялась, а его интересы все более отчуждались от интересов соплеменников.

Становлению власти князя способствовала и эволюция языческих представлений славян той эпохи. Так, по мере роста военного могущества князя, приносящего добычу племени, обороняющего его от внешних врагов и взявшего на свои плечи проблему урегулирования внутренних споров, росли его престиж и, одновременно, происходило отчуждение от свободных общинников.

Таким образом, в результате военных успехов, выполнения им сложных управленческих функций, отдаления князя от привычного для общинников круга дел и забот, зачастую выливавшегося в создание укрепленного межплеменного центра - резиденции князя и дружины, он начинал наделяться своими соплеменниками сверхъестественными силами и способностями, в нем все более видели залог благополучия всего племени, а его личность отождествляли с племенным тотемом. Все это приводило к сакрализации княжеской власти, создавало духовные предпосылки для перехода от общинных к государственным отношениям.

В советской исторической науке долгое время приоритет в формировании государства отдавался внутренним социально-экономическим процессам; некоторые современные историки считают, что решающую роль сыграли внешние факторы; однако, представляется, что только взаимодействие как внутренних, так и внешних при недостаточной социально-экономической зрелости восточнославянского общества могло привести к тому историческому прорыву, который произошел в славянском мире в IХ-Х вв.

Россия

Англия

Франция

Билет №33

Вопрос 1)

РАЗРАБОТКА “ПЛАНА МАРШАЛЛА”

“План Маршалла”, или программа возрождения Европы, был предложен государственным секретарем США Дж. Маршаллом[3] в его выступлении в
Гарвардском университете в июне 1947г. Он высказался за широкомасштабную помощь США европейским странам при условии, что они разработают единую программу восстановления своей экономики. Он отметил, что без здоровой мировой экономики нет политической стабильности и настаивал на том, что инициатива должна исходить из Европы [6].

В дальнейшем за детальную разработку плана взялись два ведомства:
Государственный департамент и Государственный военно-морской координационный комитет. Большую роль в продвижении плана сыграл Вильям
Клейтон, которого называют крестным отцом “плана Маршалла”, госсекретарь по экономике, американский представитель в ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле - многостороннее международное соглашение об условиях торговли, заключенное в 1947 г. 23 странами) и в Экономической комиссии
ООН для Европы.

В 1947 году была создана специальная комиссия при президенте США по анализу помощи иностранным государствам. Эта комиссия в своем докладе отмечала, что: объем производства в странах Западной Европы значительно ниже довоенного с критическим уровнем добычи угля; потребность в импорте очень высока;
Европа потеряла крупный источник иностранной валюты в форме платежей за услуги (туризм, банковские операции и др.); произошел сильный сдвиг в соотношении цен между промышленностью и сельским хозяйством в пользу последнего; наблюдалось разрушение единой системы торговли этих стран - и внутренней, и внешней.

В докладе комиссии отмечалась необходимость денежной реформы. Вместе с тем указывалось, что последняя не может быть эффективной только за счет уменьшения предложения денег. Им должны противостоять необходимые товары, запасов которых не хватало даже на то, чтобы прокормить рабочих наиболее важных отраслей и тем самым “запустить” производство. Не хватало и резервов, которые можно было бы использовать, чтобы подтолкнуть рост производства.

Немедленное сбалансирование бюджетов западноевропейских стран было признано неосуществимым. Вместе с тем комиссия указывала на необходимость продвижения в этом направлении одновременно с наращиванием выпуска продукции. Другими словами, укрепление финансовой системы рассматривалось не как предварительная или заключительная стадия экономического возрождения, а как процесс, в котором оздоровление национальных финансов может способствовать подъему производства и само, в свою очередь, зависит от этого подъема.

К 1947 году сложилось положение, при котором само сохранение достигнутых объемов выпуска продукции оказалось под вопросом.
Жизнеспособность западноевропейской экономики во многом поддерживалась импортом из Северной Америки. Страны Западной Европы за счет их собственного производства могли обеспечить свое потребление зерна, хлопка, алюминия и меди только на 40%, свинца и цинка - на 30%, сала и масла - примерно на 15%, жидкого топлива и мяса - на 10%. Австрия, к примеру, не покрывала собственным производством даже половины потребности в основных продуктах питания. Уменьшение импорта этих продуктов из США могло привести к голоду [2].

Сразу после войны импорт стран Западной Европы обеспечивался предоставлением субсидий и займов со стороны США и Канады, использованием золотых и долларовых резервов и др. К 1947 г. поток финансовых поступлений из этих источников истощился. Из-за недостатка платежных средств западноевропейские страны оказались перед перспективой сокращения импорта продовольственных товаров и ключевых сырьевых ресурсов. Без помощи США ввоз в государства Западной Европы уже в 1947 г. сократился бы наполовину, а долларовый импорт - на 4/5, что означало бы для этих государств экономический паралич.

Его наступление не отвечало бы и собственным интересам США. В то же время ни американским, ни западноевропейским интересам не отвечал и курс на закрепление за США роли действующего на благотворительных началах поставщика сырья и самых разнообразных товаров первой необходимости.
Следовательно требовался такой сценарий сотрудничества, который бы: обеспечивал большую самоокупаемость экономического возрождения Европы; повышал отдачу американской помощи; вписывался в начавшееся в конце 40-х годов очередное обновление технологической базы американской экономики.

В июле 1947 года в Париже была созвана конференция европейских стран для обсуждения “плана Маршалла” с целью получения их согласия на разработку общеевропейской экономической программы. На этой конференции была заключена конвенция о создании Организации (первоначально комитета) европейского экономического сотрудничества. Ее задачей стала разработка совместной Программы восстановления Европы. В августе 1947 года комитеты конференции определили общую сумму кредитов, необходимую Западной Европе на
4 года. США послали представителей Конгресса в Англию, Францию, Германию,
Италию, Австрию, Скандинавские страны, чтобы на месте изучить вопрос об объеме помощи европейским странам в порядке реализации “плана Маршалла”.
В конце 1947 года правительство США внесло на рассмотрение конгресса законопроект о “плане Маршалла”.

“План Маршалла” Был утвержден конгрессом 2 апреля 1948 года и действовал с 3 апреля 1948 года по 30 декабря 1951 года. Его осуществление проводилось в рамках Закона о четырехлетней программе помощи иностранным государствам.

Важным аспектом реализации “плана Маршалла” стал вопрос об источниках финансирования отдельных элементов программы. Его решение увязывалось с характером поставок, видом поставок [2].

Поставки первого вида охватывали предметы важнейшей жизненной необходимости - те, что требовались для предотвращения голода. Каждую весну выделялись ассигнования на продукты питания, топливо, одежду. Год от года по мере роста собственных ресурсов европейских стран эти ассигнования сокращались. Поскольку помощь такого рода не окупалась, она шла в виде дотаций, а не займов. Местная валюта, вырученная от продажи этих продуктов, должна была использоваться правительством европейских стран для уменьшения дефицита госбюджета, а следовательно, и темпов инфляции; для наращивания производства.

Третий вид - сырье, сельскохозяйственные машины, промышленные товары, запасные части и т.д. Эти поставки финансировались под гарантии американского правительства через Экспортно-импортный банк США, создавший для этих целей специальное отделение.

В апреле 1948 года в Париже министрами 16 европейских государств и представителями союзников от Германии была подписана конвенция. В соответствии с “Планом Маршалла” его европейские участники должны были: предпринять меры по облегчению обмена товарами и услугами между собой, ускорить развитие внутриевропейской торговли; через межстрановую кооперацию обеспечить активизацию наиболее эффективных производственных мощностей для достижения наискорейшего роста выпуска продукции; предпринять финансовые и другие меры по укреплению своих валют, восстановлению доверия к ним; придать европейской кооперации организационное обеспечение.

Как известно, формой такого обеспечения стала ОЕЭС - Организация
Европейского Экономического сотрудничества, объединившая 16 государств.


РЕАЛИЗАЦИЯ “ ПЛАНА МАРШАЛЛА” В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕвРОПЫ

В экономической политике европейских стран происходили изменения, направленные на поиск и применение новых методов экономического регулирования [6]. Государства столкнулись с противоречием. С одной стороны, условием американской помощи был отказ страны, ее при принимающей, от дальнейшей программы национализации и планов, которые будут причинять ущерб частному предпринимательству, т.е. развитие частного капитала. С другой стороны, восстановление можно было осуществить только при ведущей роли государства, которое обеспечивало на первых этапах население продовольствием, а промышленность - сырьем, старалось ликвидировать безработицу. В некоторых случаях пришлось национализировать неспособные к самообеспечению отрасли промышленности: железные дороги, воздушный транспорт, сферу социальных услуг, некоторые отрасли тяжелой промышленности.

В этих условиях, также как и в США в 30-е годы, стало необходимым использование кейнсианского подхода к экономическому регулированию: стимулирование спроса через достижение полной занятости путем государственного манипулирования налогами и расходами. Снимая наиболее острые вопросы, “план Маршалла” исподволь поощрял этот процесс.

Уровень вмешательства государства в экономику был разным. Так, Франция и Швеция пошли по пути государственного планирования. Высок был уровень национализации промышленности в Австрии, Германии, Бельгии, Италии. Во
Франции осуществлялся жесткий государственный контроль за кредитом, главной целью было не столько достижение более высокого уровня производства, сколько модернизация производства.

Великобритания не торопилась с применением планирования, а национализацию рассматривала как меру “спасения” стагнирующих отраслей, а не средство стимулирования роста эффективности. Экономическая политика страны была направлена на решение 2-х задач: достижение высокого уровня занятости на основе кейнсианского метода повышения совокупного спроса через государственное вмешательство в экономику и улучшение платежного баланса, используя финансовую помощь США.

Главными проблемами Италии в послевоенный период были безработица и высокая инфляция. Сравнительно быстрое восстановление также опиралось на усиление государственного контроля, рост прямых государственных инвестиций, модернизацию промышленности в госсекторе. В отличие от Великобритании, использовавшей американскую помощь на укрепление платежного баланса, итальянское правительство разрешило частным предпринимателям использовать фонды помощи на финансирование импорта оборудования из США.

Особое место в “плане Маршалла” было уделено Западной Германии. После окончания 2-й мировой войны Западная Германия превратилась по существу из противника в партнера западных держав, ей отводилась роль форпоста в борьбе против “советского коммунизма”. Из всех западноевропейских стран именно Германии “план Маршалла” отдавал явное предпочтение. Так, за первые годы реализации “плана Маршалла” (1948-1951) Германия получила от
США почти столько же, сколько Великобритания и Франция вместе взятые и почти в 3,5 раза больше, чем Италия.

Банки в Германии традиционно брали на себя коммерческий риск и главную роль в обеспечении индустриализации, входили в детали управления кредитуемых фирм. После краха финансовой системы вследствие 2-й мировой войны государство стало приобретать большую власть по контролю за кредитной системой, но проводимая политика была результатом переговоров и сотрудничества с основными финансовыми и промышленными магнатами.
Полученные по “плану Маршалла” фонды, были инвестированы в частный и промышленный сектор. Однако, банки были основой инвестиционного процесса.
Участвуя в капитале фирм, покупая пакеты акций, банки тем самым были заинтересованы в будущем промышленности и предоставили фонды для ее развития. Поощрение накопления капитала и массовые государственные инвестиции в Германии стали основными факторами экономического роста.

Большое значение на развитие экономики в Германии оказали хозяйственные реформы 1948 года. Идеологом этих реформ был профессор
Мюнхенского университета Л.Эрхард.[4] В трудах по экономическим вопросам ив своей практической деятельности он выступал за формирование так называемого социального рыночного хозяйства. Его концепция строится на том, что стимулом для человека является стремление к собственному благополучию.
Рычаги экономического возрождения страны Эрхард определял как свободную частную инициативу и конкуренцию с активной ролью государства в хозяйственной жизни.[3]

Реализация “плана Маршалла” в ФРГ была, наряду с реформой Эрхарда, важнейшим условием перехода от тоталитарной экономики к рыночной. Но еще важнее было принятое союзниками решение о возвращении ФРГ на политическую и экономическую арену Европы. Снятие ограничений на внешнюю торговлю позволило Германии вернуть свои лидирующие позиции в Европе.
Западногерманский вариант перехода от централизованного управляемого хозяйства к рынку представляет собой ценный опыт для всех стран, решающих подобную задачу.

На развитие русской культуры влияло также то, что Русь складывалась как равнинное государство, открытое всем как внутриплеменным отечественным, так и иноплеменным международным влияниям. И шло это из глубины веков. В общей культуре Руси отразились как традиции, скажем, полян, северян, радимичей, новгородских славян, других восточно-славянских племен, так и влияние соседних народов, с которыми Русь обменивалась производственными навыками, торговала, воевала, мирилась, - с угро-финскими племенами, балтами, иранскими племенами, другими славянскими народами и государствами.

В пору уже своего государственного становления Русь испытывала сильное влияние соседней Византии, которая для своего времени была одним из наиболее культурных государств мира. Таким образом, культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, т.е. находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций.

Одновременно Русь не просто слепо копировала чужие влияния и безоглядно заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о прекрасном.

Поэтому в чертах русской культуры мы постоянно сталкиваемся не только с влияниями извне, но с их порой значительной духовной переработкой, их постоянным преломлением в абсолютно русском стиле. Если влияние иноземных культурных традиции было сильнее в городах, которые сами по себе являлись центрами культуры, ее наиболее передовых для своего времени черт, то сельское население было в основном хранителем старинных культурных традиций, связанных с глубинами исторической памяти народа. В селах и деревнях жизнь текла в замедленном темпе, они были более консервативны, труднее поддавались различным культурным новшествам.

Долгие годы русская культура - устное народное творчество, искусство, архитектура, живопись, художественное ремесло - развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения. С принятием Русью христианства положение резко изменилось. Прежде всего, новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит и представлений о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии.

Однако христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру, особенно в области литературы, архитектуры, искусства, развития грамотности, школьного дела, библиотек - на те области, которые были теснейшим образом связаны с жизнью церкви, с религией, так и не смогло преодолеть народных истоков русской культуры. Долгими годами на Руси сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдаленных частях Руси, особенно на северо-востоке, сохраняло свои позиции в сельской местности, развитие русской культуры отразило эту двойственность в духовной жизни общества, в народном быту. Языческие духовные традиции, народные в своей основе, оказывали глубокое воздействие на все развитие русской культуры раннего средневековья.

Под влиянием народных традиций, устоев, привычек, под влиянием народного мировосприятия новым содержанием наполнялась и сама церковная культура, религиозная идеология. Суровое аскетическое христианство Византии на русской языческой почве с ее культом природы, поклонением солнцу, свету, ветру, с ее жизнерадостностью, жизнелюбием, глубокой человечностью существенно преобразилось, что нашло отражение во всех тех областях культуры, где византийское, христианское в своей основе культурное влияние было особенно велико. Не случайно во многих церковных памятниках культуры (например, сочинениях церковных авторов) мы видим совершенно светские, мирские рассуждения и отражение чисто мирских страстей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.243 (0.05 с.)