Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ТЕМА 1 Становление российской цивилизации и государственности↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ Планы семинарских занятий. Темы контрольных работ для студентов-заочников
Казань
УДК 947 ББК 63.3(2) М62 М 62 Отечественная история.(Планы семинарских занятий. Темы контрольных, работ для студентов-заочников) / Сост.: Ф.Г.Миниханов.- Казань: КГАСУ, 2008.- 35 с. Печатается по решению Редакционно-издательского совета Казанского государственного архитектурно-строительного университета УДК 947 ББК 63.3(2) ' Казанский государственный архитектурно-строительный университет, 2008 Миниханов Ф.Г., 2008
Введение Дисциплина «Отечественная история» входит в федеральный компонент профессиональной подготовки всех специальностей. Учебными планами и рабочей программой предусмотрены лекции, семинарские занятия, контрольная работа, написание рефератов, аннотаций и иных форм самостоятельной работы. В предлагаемых разработках дается содержание лекционного курса, планы семинарских занятий, задания по самостоятельной работе, темы рефератов, примерный список вопросов контрольной работы и экзаменационных вопросов. Цели и задачи дисциплины, её место в учебном процессе Цель дисциплины Цель исторического образования заключается в формировании исторического понимания и социальной памяти, целостного видения отечественной и мировой истории, комплексных знаний об основных этапах развития мировой цивилизации. Задачи дисциплины Задачи курса «Отечественная история» состоят в том, чтобы показать отечественную историю как единый экономический, социальный, политический процесс, разворачивающийся во времени и в пространстве, одновременно уникальной и взаимосвязанной с мировой историей. Отечественная история изучает факторы, социально-культурные особенности, основные этапы, тенденции российской истории, логику реформ и контрреформ, специфику историко-политического лидерства. Наряду с теоретическими проблемами она предполагает освоение основных хронологических дат, событий, персоналий, наполняющих ткань истории России. Курс «Отечественная история» призван также способствовать формированию активной гражданской позиции студентов, воспитанию у них высоких нравственных качеств и уважительного отношения к своему прошлому, национальным, политическим религиозным убеждениям сограждан. Требования к знаниям и умениям по курсу «Отечественная история» Студент, изучающий дисциплину «Отечественная история», должен:
1. Понимать характер истории как науки и её место в системе 2. Иметь научное представление об основных эпохах истории России, 3. Владеть основами исторического мышления, уметь выражать и 4. Уметь работать с научной литературой по истории, иметь навыки 5. Иметь представление об источниках исторического знания и приемах 6. Получить: - дополнительный стимул к развитию черт интеллигентной личности; -способность к аналитическому мышлению; -стремление к расширению общей эрудиции на основе интереса к истории; -способность оценить культурные достижения народов на основе знания исторического контекста. Место истории в учебном процессе Отечественная история - одна из самых ключевых гуманитарных дисциплин, изучаемых в вузе. Она связана с такими дисциплинами как история Татарстана, философия, социология, политология, психология, правоведение. Таким образом, учебный курс «Отечественная история» является базовым для студентов 1 курса. Планы семинарских занятий Литература 1. Орлов А.С., Георгиева В.А., Георгиева Н.Г., Сивакина Т.Л. История 2. Федоров В.А., Моряков В.И., Щетинов Ю.А. История России. 3. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России.- М.: Норма,2007. 4. Радугина А.А. История России. Россия в мировой цивилизации. М.: Библионика,2007. 5.Гуляева В.В. Древнерусское государство IX-XII вв. М.,2006, Вопросы и задания 1. Дайте сравнительный анализ факторов, повлиявших на складывание 2. Сравните политическое устройство Великого Новгорода и Киева. 3. Назовите причины упадка Киевской Руси. 4. Назовите внутренние и внешние причины феодальной раздробленности. Темы рефератов 1.«Откуда есть пошла русская земля». 2. Норманны и Русь. 3. От Рюрика до Ярослава Мудрого (Киевские князья). 4. «Брат на брата» (феодальная раздробленность на Руси). 5. Владимир Мономах - политик и автор «Поучения». 6. Русь и Золотая Орда. 7. Культура Древней Руси.
Литература 1.История России: Для технических вузов,/Под ред. М.Н. Зуева и А.А. Чернобаева. М.: Высшая школа.2006, 2. Орлов А.С., Георгиева В.А и др. История России.- М.,2008. 3. Федоров В.А. и др. История России. С древнейших времен до наших 5.Орлов А.С., Георгиева В.А. и др. Хрестоматия по истории России: Вопросы и задания 1. Перечислите основные этапы закрепощения крестьян. Что такое 2. В чем заключается новое содержание внешней политики Ивана 3. Чем Вы можете объяснить прекращение курса реформ Ивана 4. Кто такие самозванцы? В чем причины их появления? 5. Каковы были основные направления перемен в политическом строе
Темы рефератов 1. Внешняя политика Ивана Грозного. Расширение границ русского 2. Самозванство в истории России. 3. Народные ополчения в период Смуты. 4. Внешняя политика России в XVII в. Воссоединение Украины с 5. «Бунташный век». 6. Церковная реформа 1653 года. Рефераты 1. Северная война и выход к Балтийскому морю. 2. Создание Российской империи в XVIII веке. 3. Дворцовые перевороты в России в XVIII веке. 4. Переписка Екатерины II с европейскими просветителями. 5. XVIII век - эпоха великих русских полководцев. 6. Восстание под предводительством Е.Пугачева.
ТЕМА 4 Литература 1. Орлов А.С., Георгиев В.А. и др., История России.- М.,2008. 2. Мунчаев Ш.М. Устинов В.М. История России.- М,,2007. 3. Чунаков А. В. История России. С древнейших времен до середины XIX века. М.,2007. Вопросы и задания 1. В чем причины появления общественных движений в России в 2. Декабристы - первые революционеры или «вольнолюбивые мечтатели»? 3. Почему Александр I и Николай I хотели отменить крепостное право, 4. В чем состояли особенности развития капитализма в России? В чем причина «догоняющего типа» развития? 5.Каковы были цели и направления внешней политики России во второй половине XIX века? Рефераты 1. М.М Сперанский и его программа реформ. 2. Отечественная война 1812 года. 3. «Священный Союз» - опыт создания системы коллективной 4. Идеология российского самодержавия и её крах. 5. Народничество в России. 6. Россия и Западная Европа во второй половине XIX в. (внешне 7. СЮ. Витте: тип реформатора и бюрократа. ТЕМА 5 Литература 1. Орлов А.С., Георгиев В.А. и др. История России.- М.,2008. 2. Федоров В.А. и др. История России с древнейших времен до наших 3. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России.- М.,2007. 4. Милова А.В. История России ХХ-начала XXI века.- М.,2006. 5. Россия XX век: Документы и материалы. М.,2004. Вопросы и задания 1. В чем состояли причины радикализации общественного движения 2. В чем состояла необходимость проведения реформ П.А.Столыпина? 3. Какие были альтернативы развития политической ситуации в стране 4. Октябрь 1917 г.- начало утопического эксперимента или реальная 5. Почему большевики победили в гражданской войне? 6. В чем сущность экономической политики большевиков после Рефераты 1. П.А. Столыпин как реформатор. 2. I-IV Государственные Думы и их роль в создании парламентской 3. Россия в Первой мировой войне. 4. В.И. Ленин - революционер, мыслитель, государственный деятель. 5. Учредительное собрание в России. 6. Феномен большевизма. ТЕМА 6 ТЕМА 7 ТЕМА 8 Россия в новое время 1. Балязин В.Н. Неофициальная история России. Начало Петровской 2. Балязин В.Н. Неофициальная история России. Петр Великий.- 3. Балязин В.Н. Неофициальная История России, Золотой век Екатерины Великой.- М.,2007. 4. Карпов Г.М. История России в лицах. Деятели Петровской эпохи. М.,2002. 5. Брикнер А.Г. История Петра Великого.- М.: АСТ,2002. 6. Брикнер А.Г. История Екатерины Второй.- М.: АТС,2002. 7. Павленко Н.И. История Петра Великого.- М.: Вече,2006. 8. Петр Великий, Меньшиков, Воронцовы, Дашкова...-Справочное 9. Дворцовые перевороты в России. События, изменившие мир.- Ростов-на-Дону, 1997. 10.Екатерина Великая и Т.А.Потемкин: личная переписка.(1769 - 1791г.)-М., 1997. 11. Шилдер Н.К. Император Павел Первый.- М., 1996. 12. Широкорад А.Б. Русско-турецкие войны.- Мннек,2000. 13. История России: расцвет и закат Российской империи,- М.,1994. 14. Эйдельман Н. Грань веков: политическая борьба в России: конец XVIII- начало XIX столетия: Справочное пособие, 1998. 15.Федоренко В.В. Дворянские роды, прославившие Отечество.- Красноярск,2003. Новейшая история России 1. Новейшая Отечественная история XX в.- М.,2004. 2. Корнилов А.Л. Курс истории России XIX в.-М.,1998. 3. Захарова Л Г. Самодержавие, бюрократия и реформы 60-х г.г. XIX 4. Чистякова О.И. Реформы Александра Второго,- М.,1998. 5. Федцов В.Г., Федцова А.В., Новиков Ю.Ю. Новейшая история
6. Черных А.И. Становление России Советской.- М.,2001. 7. Волкогонов Д.А. Семь вождей. В 2-х книгах.- М.,1998. 8. Медведев Р. Они окружали Сталина.- М.,1992. 9. Волкогонов Д. Накануне войны.- М.,1990. 10. Суслов А.Ю. История Великой Отечественной войны. Казань.2007. 11. Тайны Великой Отечественной,- М..Вече:2005. 12. Карибский кризис- М.,1993. 13. Гришин В,В. От Хрущева до Горбачева. Политические портреты пяти генсеков и А.Н. Косыгина. Мемуары.- М.,1996. 14. Погружение в трясину (Анатомия застоя).- М.,1991. 15.Колосков А.Г. История Отечества в документах (1917-1993),- М.,1995. 16. Россия XX век: Документы и материалы.- М., Высшая школа,2004. Содержание лекционного курса Восточные славяне в древности. Древнерусское государство Славяне и их восточноевропейские соседи в 1 тысячелетии н. э. Расселение древних славян. Хозяйственный и общественный строй восточных славян. Характер рабства. Культура и религия. Предпосылки образования государства. Отношения славян с другими народами. Раннефеодальное государство Киевская Русь в конце IX в. - начале XII века. Основные этапы становления государственности. Социально-экономический строй Киевской Руси: сельское хозяйство, ремесло, торговля, категории населения, вотчинное земледелие, восстания в Киевской Руси. Политическая история Киевской Руси. Династия Рюриковичей. «Русская Правда». Социальная организация и система управления государством. Древняя Русь и кочевники, византийско-древнерусские связи. Основные направления деятельности первых киевских князей (Олега, Игоря, Ольги, Святослава). Киевская Русь при Владимире I, принятие Христианства (988г.): государственная реформа и культурный переворот. Историческое знание образования Киевской Руси. Русские земли и княжества в ХП-ХШ вв. Социально - политические изменения в русских землях в период феодальной раздробленности. Причины феодальной раздробленности. Обособление земель и княжеств-волостей. Первые «великие князья». Социально - экономическое развитие. Положительные черты и отрицательные последствия феодальной раздробленности. Особенности развития Новгородской феодальной боярской республики: Вече. Функции князя, посадника, архиепископа, тысяцкого. Владимиро-Суздальское княжество. Политика князей Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое гнездо. Галицко-Волынское княжество. Культурный расцвет XII- первой половины XIII вв. Монголо-татарское нашествие. Русь и Золотая Орда. Возникновение империи Чингисхана. Походы монголов на Русь. Битва на реке Калка. Батыево нашествие. Русь под Ордынским владычеством. Золотая Орда и система управления покоренными землями. Монголо-татарское иго или обычная феодальная зависимость (система подчинения и соподчинения). Борьба с западной агрессией. Россия в конце XVI-XVII вв. Смутное врем. Кризис власти на рубеже XVI - XVII вв. Утрата иобретение национальной государственности. Основные этапы Смуты: а) «династический» (борьба за престол между претендентами): б) «социальный» (крестьянская война 1606-1607 гг.) пол в) «национальный» - борьба россиян с польско-литовской и шведской династии. Итоги интервенции. Столбовский и Деулинский договоры. Российское государство в XVII веке. Социально-политическое устройство Московской Руси. Основные черты русского самодержавия в XVII веке. Второстепенная роль органов сословного представительства -Боярской Думы и Земских Соборов. Появление предпосылок перехода к абсолютизму во второй половине XVII в. при правлении Алексея Михайловича. Уложение 1649 года. Новые черты в экономике XVII века. XVII век - «бунташный» век в истории России. Культура XIX века Основные направления общественной мысли: правительственная идеология, зарождение либерализма и революционные идеи. «Русская идея», западники и славянофилы. Декабризм как крах политики «просвещенного абсолютизма». Революционное народничество и зарождение социал-демократии. Русская культура XIX века - уникальное явление и неотъемлемая часть мировой культуры. Основные тенденции мирового развития на рубеже веков и тысячелетий. Россия в Первой мировой войне. Крушение империи. Участие России в Первой мировой войне и системе мировых коалиций. Нарастание общенационального кризиса. Февральская буржуазная революция 1917 г. Падение самодержавия. Расстановка политических сил в России: от февраля к октябрю 1917 г. Феномен большевизма. Октябрьский переворот в Петрограде и формирование новой власти. Гражданская война в России. Политика военного коммунизма. Формирование экономической и политической системы советского общества (1918-1939 гг.) Страна Советов в восстановительный период. Экономический и политический кризис в стране в начале 20-х годов. Концепция НЭПа: генезис, основные черты причины свертывания. НЭП в экономике и политике. Формирование однопартийного режима и авторитарного общества. Национальная политика большевиков и образование СССР. СССР и международные отношения в 20-е годы. Культурная жизнь страны. Курс на строительство социализма СССР. Новая экономическая политика: значение, содержание итоги. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Социально-политические процессы и культурная жизнь в 20-е годы. Внешняя Политика индустриализации коллективизации сельского хозяйства. СССР на путях форсированного строительства социализма (1930-1941). Социалистическая идея. Дискуссии о характере строительства социализма в СССР. Социально-экономические преобразования в 30-е годы. Политически режим и усиление личной власти Сталина, сопротивление сталинизму. Строительство социализма в одной стране и его последствия. Тоталитаризм и формирование командно-административной системы в СССР. Внешняя политика в ЗО-е годы. Советский Союз в годы Второй мировой войны (1939-1945 гг.) Начало Второй мировой войны (1 сентября 1939-22 июня 1941). Нападение Германии и её союзников на СССР. Переход экономики СССР на военные рельсы. Московская битва. Укрепление антигитлеровской коалиции. Поражения 1942 г. Сталинградская битва. Курская битва. Коренной перелом в войне. Победы Красной Армии в 1944 г. Открытие союзниками второго фронта. Освобождение Европы от нацизма. Потсдамская конференция. Разгром Японии. Экономика, наука, техника в годы войны. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ Планы семинарских занятий. Темы контрольных работ для студентов-заочников
Казань
УДК 947 ББК 63.3(2) М62 М 62 Отечественная история.(Планы семинарских занятий. Темы контрольных, работ для студентов-заочников) / Сост.: Ф.Г.Миниханов.- Казань: КГАСУ, 2008.- 35 с. Печатается по решению Редакционно-издательского совета Казанского государственного архитектурно-строительного университета УДК 947 ББК 63.3(2) ' Казанский государственный архитектурно-строительный университет, 2008 Миниханов Ф.Г., 2008
Введение Дисциплина «Отечественная история» входит в федеральный компонент профессиональной подготовки всех специальностей. Учебными планами и рабочей программой предусмотрены лекции, семинарские занятия, контрольная работа, написание рефератов, аннотаций и иных форм самостоятельной работы. В предлагаемых разработках дается содержание лекционного курса, планы семинарских занятий, задания по самостоятельной работе, темы рефератов, примерный список вопросов контрольной работы и экзаменационных вопросов. Цели и задачи дисциплины, её место в учебном процессе Цель дисциплины Цель исторического образования заключается в формировании исторического понимания и социальной памяти, целостного видения отечественной и мировой истории, комплексных знаний об основных этапах развития мировой цивилизации. Задачи дисциплины Задачи курса «Отечественная история» состоят в том, чтобы показать отечественную историю как единый экономический, социальный, политический процесс, разворачивающийся во времени и в пространстве, одновременно уникальной и взаимосвязанной с мировой историей. Отечественная история изучает факторы, социально-культурные особенности, основные этапы, тенденции российской истории, логику реформ и контрреформ, специфику историко-политического лидерства. Наряду с теоретическими проблемами она предполагает освоение основных хронологических дат, событий, персоналий, наполняющих ткань истории России. Курс «Отечественная история» призван также способствовать формированию активной гражданской позиции студентов, воспитанию у них высоких нравственных качеств и уважительного отношения к своему прошлому, национальным, политическим религиозным убеждениям сограждан. Требования к знаниям и умениям по курсу «Отечественная история» Студент, изучающий дисциплину «Отечественная история», должен:
1. Понимать характер истории как науки и её место в системе 2. Иметь научное представление об основных эпохах истории России, 3. Владеть основами исторического мышления, уметь выражать и 4. Уметь работать с научной литературой по истории, иметь навыки 5. Иметь представление об источниках исторического знания и приемах 6. Получить: - дополнительный стимул к развитию черт интеллигентной личности; -способность к аналитическому мышлению; -стремление к расширению общей эрудиции на основе интереса к истории; -способность оценить культурные достижения народов на основе знания исторического контекста. Место истории в учебном процессе Отечественная история - одна из самых ключевых гуманитарных дисциплин, изучаемых в вузе. Она связана с такими дисциплинами как история Татарстана, философия, социология, политология, психология, правоведение. Таким образом, учебный курс «Отечественная история» является базовым для студентов 1 курса. Планы семинарских занятий ТЕМА 1 Становление российской цивилизации и государственности 1. Восточные славяне в древности. Особенности древнерусской 2. Социально-экономическое и политическое развитие Киевской Руси в 3. Феодальная раздробленность на Руси. Борьба русского народа против 4. Формирование и развитие централизованного Российского Литература 1. Орлов А.С., Георгиева В.А., Георгиева Н.Г., Сивакина Т.Л. История 2. Федоров В.А., Моряков В.И., Щетинов Ю.А. История России. 3. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России.- М.: Норма,2007. 4. Радугина А.А. История России. Россия в мировой цивилизации. М.: Библионика,2007. 5.Гуляева В.В. Древнерусское государство IX-XII вв. М.,2006, Вопросы и задания 1. Дайте сравнительный анализ факторов, повлиявших на складывание 2. Сравните политическое устройство Великого Новгорода и Киева. 3. Назовите причины упадка Киевской Руси. 4. Назовите внутренние и внешние причины феодальной раздробленности. Темы рефератов 1.«Откуда есть пошла русская земля». 2. Норманны и Русь. 3. От Рюрика до Ярослава Мудрого (Киевские князья). 4. «Брат на брата» (феодальная раздробленность на Руси). 5. Владимир Мономах - политик и автор «Поучения». 6. Русь и Золотая Орда. 7. Культура Древней Руси.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.102.165 (0.013 с.) |