Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 1 Становление российской цивилизации и государственности

Поиск

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Планы семинарских занятий. Темы контрольных работ для студентов-заочников

 

Казань

 


УДК 947 ББК 63.3(2) М62

М 62 Отечественная история.(Планы семинарских занятий. Темы контроль­ных, работ для студентов-заочников) / Сост.: Ф.Г.Миниханов.- Казань: КГАСУ, 2008.- 35 с.

Печатается по решению Редакционно-издательского совета Казанского государственного архитектурно-строительного университета

УДК 947 ББК 63.3(2)

' Казанский государственный архитектурно-строительный университет, 2008

Миниханов Ф.Г., 2008


 


Введение

Дисциплина «Отечественная история» входит в федеральный компонент профессиональной подготовки всех специальностей. Учебными планами и рабочей программой предусмотрены лекции, семинарские занятия, контрольная работа, написание рефератов, аннотаций и иных форм самостоятельной работы.

В предлагаемых разработках дается содержание лекционного курса, планы семинарских занятий, задания по самостоятельной работе, темы рефератов, примерный список вопросов контрольной работы и экзаменационных вопросов.

Цели и задачи дисциплины, её место в учебном процессе

Цель дисциплины

Цель исторического образования заключается в формировании исторического понимания и социальной памяти, целостного видения отечественной и мировой истории, комплексных знаний об основных этапах развития мировой цивилизации.

Задачи дисциплины

Задачи курса «Отечественная история» состоят в том, чтобы показать отечественную историю как единый экономический, социальный, политический процесс, разворачивающийся во времени и в пространстве, одновременно уникальной и взаимосвязанной с мировой историей. Отечественная история изучает факторы, социально-культурные особенности, основные этапы, тенденции российской истории, логику реформ и контрреформ, специфику историко-политического лидерства. Наряду с теоретическими проблемами она предполагает освоение основных хронологических дат, событий, персоналий, наполняющих ткань истории России. Курс «Отечественная история» призван также способствовать формированию активной гражданской позиции студентов, воспитанию у них высоких нравственных качеств и уважительного отношения к своему прошлому, национальным, политическим религиозным убеждениям сограждан.

Требования к знаниям и умениям по курсу «Отечественная история»

Студент, изучающий дисциплину «Отечественная история», должен:


 

1. Понимать характер истории как науки и её место в системе
гуманитарного знания.

2. Иметь научное представление об основных эпохах истории России,
знать основные исторические даты, факты и имена исторических деятелей.

3. Владеть основами исторического мышления, уметь выражать и
обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного
отношения к историческому прошлому, формам организации и эволюции
общественных систем, вкладу народов мира, России, крупных
исторических деятелей в достижения мировой цивилизации.

4. Уметь работать с научной литературой по истории, иметь навыки
проведения сравнительного анализа фактов и явлений общественной
жизни на основе исторического материала.

5. Иметь представление об источниках исторического знания и приемах
работы с ними.

6. Получить:

- дополнительный стимул к развитию черт интеллигентной личности; -способность к аналитическому мышлению;

-стремление к расширению общей эрудиции на основе интереса к истории; -способность оценить культурные достижения народов на основе знания исторического контекста.

Место истории в учебном процессе

Отечественная история - одна из самых ключевых гуманитарных дисциплин, изучаемых в вузе. Она связана с такими дисциплинами как история Татарстана, философия, социология, политология, психология, правоведение. Таким образом, учебный курс «Отечественная история» является базовым для студентов 1 курса.


Планы семинарских занятий

Литература

1. Орлов А.С., Георгиева В.А., Георгиева Н.Г., Сивакина Т.Л. История
России,- М.: Проспект, 2008.

2. Федоров В.А., Моряков В.И., Щетинов Ю.А. История России.
С древнейших времен до наших дней.- М.:Кнорус,2008.

3. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России.- М.: Норма,2007.

4. Радугина А.А. История России. Россия в мировой цивилизации.

М.: Библионика,2007.

5.Гуляева В.В. Древнерусское государство IX-XII вв. М.,2006,

Вопросы и задания

1. Дайте сравнительный анализ факторов, повлиявших на складывание
европейской и российской цивилизаций.

2. Сравните политическое устройство Великого Новгорода и Киева.

3. Назовите причины упадка Киевской Руси.

4. Назовите внутренние и внешние причины феодальной раздробленности.


Темы рефератов

1.«Откуда есть пошла русская земля».

2. Норманны и Русь.

3. От Рюрика до Ярослава Мудрого (Киевские князья).

4. «Брат на брата» (феодальная раздробленность на Руси).

5. Владимир Мономах - политик и автор «Поучения».

6. Русь и Золотая Орда.

7. Культура Древней Руси.


 


Литература

1.История России: Для технических вузов,/Под ред. М.Н. Зуева и

А.А. Чернобаева. М.: Высшая школа.2006,

2. Орлов А.С., Георгиева В.А и др. История России.- М.,2008.

3. Федоров В.А. и др. История России. С древнейших времен до наших
дней. М.,2008.

5.Орлов А.С., Георгиева В.А. и др. Хрестоматия по истории России:
Уч. пос. М,2006.

Вопросы и задания

1. Перечислите основные этапы закрепощения крестьян. Что такое
«заповедные лета» и «урочные годы»?

2. В чем заключается новое содержание внешней политики Ивана
Грозного для России?

3. Чем Вы можете объяснить прекращение курса реформ Ивана
Грозного и переход к опричнине?


4. Кто такие самозванцы? В чем причины их появления?

5. Каковы были основные направления перемен в политическом строе
России при первых Романовых? Чем вы их можете объяснить?

 

Темы рефератов

1. Внешняя политика Ивана Грозного. Расширение границ русского
государства

2. Самозванство в истории России.

3. Народные ополчения в период Смуты.

4. Внешняя политика России в XVII в. Воссоединение Украины с
Россией.

5. «Бунташный век».

6. Церковная реформа 1653 года.

Рефераты

1. Северная война и выход к Балтийскому морю.

2. Создание Российской империи в XVIII веке.

3. Дворцовые перевороты в России в XVIII веке.

4. Переписка Екатерины II с европейскими просветителями.

5. XVIII век - эпоха великих русских полководцев.

6. Восстание под предводительством Е.Пугачева.

 

 

ТЕМА 4

Литература

1. Орлов А.С., Георгиев В.А. и др., История России.- М.,2008.

2. Мунчаев Ш.М. Устинов В.М. История России.- М,,2007.

3. Чунаков А. В. История России. С древнейших времен до середины

XIX века. М.,2007.

Вопросы и задания

1. В чем причины появления общественных движений в России в
первой четверти XIX века?

2. Декабристы - первые революционеры или «вольнолюбивые

мечтатели»?

3. Почему Александр I и Николай I хотели отменить крепостное право,
но не отменили его?

4. В чем состояли особенности развития капитализма в России? В чем

причина «догоняющего типа» развития?

5.Каковы были цели и направления внешней политики России во второй половине XIX века?

Рефераты

1. М.М Сперанский и его программа реформ.

2. Отечественная война 1812 года.

3. «Священный Союз» - опыт создания системы коллективной
безопасности в Европе.

4. Идеология российского самодержавия и её крах.

5. Народничество в России.

6. Россия и Западная Европа во второй половине XIX в. (внешне­
политический аспект).

7. СЮ. Витте: тип реформатора и бюрократа.

ТЕМА 5

Литература

1. Орлов А.С., Георгиев В.А. и др. История России.- М.,2008.

2. Федоров В.А. и др. История России с древнейших времен до наших
дней.- М.,2008.

3. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России.- М.,2007.

4. Милова А.В. История России ХХ-начала XXI века.- М.,2006.

5. Россия XX век: Документы и материалы. М.,2004.

Вопросы и задания

1. В чем состояли причины радикализации общественного движения
России в начале XX века?

2. В чем состояла необходимость проведения реформ П.А.Столыпина?
В чем её суть и результат?

3. Какие были альтернативы развития политической ситуации в стране
после Февральской революции?

4. Октябрь 1917 г.- начало утопического эксперимента или реальная
попытка создать новую цивилизацию?

5. Почему большевики победили в гражданской войне?

6. В чем сущность экономической политики большевиков после
Октября?

Рефераты

1. П.А. Столыпин как реформатор.

2. I-IV Государственные Думы и их роль в создании парламентской
монархии.

3. Россия в Первой мировой войне.

4. В.И. Ленин - революционер, мыслитель, государственный деятель.

5. Учредительное собрание в России.

6. Феномен большевизма.


ТЕМА 6

ТЕМА 7

ТЕМА 8

Россия в новое время

1. Балязин В.Н. Неофициальная история России. Начало Петровской
эпохи.- М., Олма Медиа Групп,2007.

2. Балязин В.Н. Неофициальная история России. Петр Великий.-
М.,2007.


3. Балязин В.Н. Неофициальная История России, Золотой век Екатерины Великой.- М.,2007.

4. Карпов Г.М. История России в лицах. Деятели Петровской эпохи. М.,2002.

5. Брикнер А.Г. История Петра Великого.- М.: АСТ,2002.

6. Брикнер А.Г. История Екатерины Второй.- М.: АТС,2002.

7. Павленко Н.И. История Петра Великого.- М.: Вече,2006.

8. Петр Великий, Меньшиков, Воронцовы, Дашкова...-Справочное
пособие,1998.

9. Дворцовые перевороты в России. События, изменившие мир.-

Ростов-на-Дону, 1997.

10.Екатерина Великая и Т.А.Потемкин: личная переписка.(1769 - 1791г.)-М., 1997.

11. Шилдер Н.К. Император Павел Первый.- М., 1996.

12. Широкорад А.Б. Русско-турецкие войны.- Мннек,2000.

13. История России: расцвет и закат Российской империи,- М.,1994.

14. Эйдельман Н. Грань веков: политическая борьба в России: конец XVIII- начало XIX столетия: Справочное пособие, 1998.

15.Федоренко В.В. Дворянские роды, прославившие Отечество.- Красноярск,2003.

Новейшая история России

1. Новейшая Отечественная история XX в.- М.,2004.

2. Корнилов А.Л. Курс истории России XIX в.-М.,1998.

3. Захарова Л Г. Самодержавие, бюрократия и реформы 60-х г.г. XIX
века./ Вопросы истории, 1991.

4. Чистякова О.И. Реформы Александра Второго,- М.,1998.

5. Федцов В.Г., Федцова А.В., Новиков Ю.Ю. Новейшая история
России (1985-2004 гг.)- М.,2006.

 

6. Черных А.И. Становление России Советской.- М.,2001.

7. Волкогонов Д.А. Семь вождей. В 2-х книгах.- М.,1998.

8. Медведев Р. Они окружали Сталина.- М.,1992.

9. Волкогонов Д. Накануне войны.- М.,1990.

10. Суслов А.Ю. История Великой Отечественной войны. Казань.2007.

11. Тайны Великой Отечественной,- М..Вече:2005.

12. Карибский кризис- М.,1993.

13. Гришин В,В. От Хрущева до Горбачева. Политические портреты пяти генсеков и А.Н. Косыгина. Мемуары.- М.,1996.

14. Погружение в трясину (Анатомия застоя).- М.,1991.

15.Колосков А.Г. История Отечества в документах (1917-1993),- М.,1995.

16. Россия XX век: Документы и материалы.- М., Высшая школа,2004.


Содержание лекционного курса

Восточные славяне в древности. Древнерусское государство

Славяне и их восточноевропейские соседи в 1 тысячелетии н. э. Расселение древних славян. Хозяйственный и общественный строй восточных славян. Характер рабства. Культура и религия. Предпосылки образования государства. Отношения славян с другими народами.

Раннефеодальное государство Киевская Русь в конце IX в. - начале XII века. Основные этапы становления государственности. Социально-экономический строй Киевской Руси: сельское хозяйство, ремесло, торговля, категории населения, вотчинное земледелие, восстания в Киевской Руси. Политическая история Киевской Руси. Династия Рюриковичей. «Русская Правда». Социальная организация и система управления государством. Древняя Русь и кочевники, византийско-древнерусские связи. Основные направления деятельности первых киевских князей (Олега, Игоря, Ольги, Святослава). Киевская Русь при Владимире I, принятие Христианства (988г.): государственная реформа и культурный переворот. Историческое знание образования Киевской Руси.

Русские земли и княжества в ХП-ХШ вв. Социально - политические изменения в русских землях в период феодальной раздробленности. Причины феодальной раздробленности. Обособление земель и княжеств-волостей. Первые «великие князья». Социально - экономическое развитие. Положительные черты и отрицательные последствия феодальной раздробленности. Особенности развития Новгородской феодальной боярской республики: Вече. Функции князя, посадника, архиепископа, тысяцкого. Владимиро-Суздальское княжество. Политика князей Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое гнездо. Галицко-Волынское княжество. Культурный расцвет XII- первой половины XIII вв. Монголо-татарское нашествие. Русь и Золотая Орда. Возникновение империи Чингисхана. Походы монголов на Русь. Битва на реке Калка. Батыево нашествие. Русь под Ордынским владычеством. Золотая Орда и система управления покоренными землями. Монголо-татарское иго или обычная феодальная зависимость (система подчинения и соподчинения). Борьба с западной агрессией.


Россия в конце XVI-XVII вв.

Смутное врем. Кризис власти на рубеже XVI - XVII вв. Утрата иобретение национальной государственности. Основные этапы Смуты:

а) «династический» (борьба за престол между претендентами):

б) «социальный» (крестьянская война 1606-1607 гг.) пол
предводительством И. Болотникова, открытое противостояние различных
классов, социальных групп и вмешательство иностранных государств

в) «национальный» - борьба россиян с польско-литовской и шведской
интервенцией, воцарение М. Ф. Романова - основателя новой

династии. Итоги интервенции. Столбовский и Деулинский договоры.

Российское государство в XVII веке. Социально-политическое устройство Московской Руси. Основные черты русского самодержавия в XVII веке. Второстепенная роль органов сословного представительства -Боярской Думы и Земских Соборов. Появление предпосылок перехода к абсолютизму во второй половине XVII в. при правлении Алексея Михайловича. Уложение 1649 года. Новые черты в экономике XVII века. XVII век - «бунташный» век в истории России.


Культура XIX века

Основные направления общественной мысли: правительственная идеология, зарождение либерализма и революционные идеи. «Русская идея», западники и славянофилы. Декабризм как крах политики «просвещенного абсолютизма». Революционное народничество и зарождение социал-демократии. Русская культура XIX века - уникальное явление и неотъемлемая часть мировой культуры.

Основные тенденции мирового развития на рубеже веков и тысячелетий. Россия в Первой мировой войне. Крушение империи.

Участие России в Первой мировой войне и системе мировых коалиций. Нарастание общенационального кризиса. Февральская буржуазная революция 1917 г. Падение самодержавия. Расстановка политических сил в России: от февраля к октябрю 1917 г. Феномен большевизма. Октябрьский переворот в Петрограде и формирование новой власти. Гражданская война в России. Политика военного коммунизма. Формирование экономической и политической системы советского общества (1918-1939 гг.)

Страна Советов в восстановительный период. Экономический и политический кризис в стране в начале 20-х годов. Концепция НЭПа: генезис, основные черты причины свертывания. НЭП в экономике и политике. Формирование однопартийного режима и авторитарного общества. Национальная политика большевиков и образование СССР. СССР и международные отношения в 20-е годы. Культурная жизнь страны. Курс на строительство социализма СССР.

Новая экономическая политика: значение, содержание итоги. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Социально-политические процессы и культурная жизнь в 20-е годы. Внешняя Политика индустриализации коллективизации сельского хозяйства. СССР на путях форсированного строительства социализма (1930-1941). Социалистическая идея. Дискуссии о характере строительства социализма в СССР. Социально-экономические преобразования в 30-е годы. Политически режим и усиление личной власти Сталина, сопротивление сталинизму.

Строительство социализма в одной стране и его последствия. Тоталитаризм и формирование командно-административной системы в СССР. Внешняя политика в ЗО-е годы.

Советский Союз в годы Второй мировой войны (1939-1945 гг.)

Начало Второй мировой войны (1 сентября 1939-22 июня 1941). Нападение Германии и её союзников на СССР. Переход экономики СССР на военные рельсы. Московская битва. Укрепление антигитлеровской коалиции. Поражения 1942 г. Сталинградская битва. Курская битва. Коренной перелом в войне. Победы Красной Армии в 1944 г. Открытие союзниками второго фронта. Освобождение Европы от нацизма. Потсдамская конференция. Разгром Японии. Экономика, наука, техника в годы войны.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Планы семинарских занятий. Темы контрольных работ для студентов-заочников

 

Казань

 


УДК 947 ББК 63.3(2) М62

М 62 Отечественная история.(Планы семинарских занятий. Темы контроль­ных, работ для студентов-заочников) / Сост.: Ф.Г.Миниханов.- Казань: КГАСУ, 2008.- 35 с.

Печатается по решению Редакционно-издательского совета Казанского государственного архитектурно-строительного университета

УДК 947 ББК 63.3(2)

' Казанский государственный архитектурно-строительный университет, 2008

Миниханов Ф.Г., 2008


 


Введение

Дисциплина «Отечественная история» входит в федеральный компонент профессиональной подготовки всех специальностей. Учебными планами и рабочей программой предусмотрены лекции, семинарские занятия, контрольная работа, написание рефератов, аннотаций и иных форм самостоятельной работы.

В предлагаемых разработках дается содержание лекционного курса, планы семинарских занятий, задания по самостоятельной работе, темы рефератов, примерный список вопросов контрольной работы и экзаменационных вопросов.

Цели и задачи дисциплины, её место в учебном процессе

Цель дисциплины

Цель исторического образования заключается в формировании исторического понимания и социальной памяти, целостного видения отечественной и мировой истории, комплексных знаний об основных этапах развития мировой цивилизации.

Задачи дисциплины

Задачи курса «Отечественная история» состоят в том, чтобы показать отечественную историю как единый экономический, социальный, политический процесс, разворачивающийся во времени и в пространстве, одновременно уникальной и взаимосвязанной с мировой историей. Отечественная история изучает факторы, социально-культурные особенности, основные этапы, тенденции российской истории, логику реформ и контрреформ, специфику историко-политического лидерства. Наряду с теоретическими проблемами она предполагает освоение основных хронологических дат, событий, персоналий, наполняющих ткань истории России. Курс «Отечественная история» призван также способствовать формированию активной гражданской позиции студентов, воспитанию у них высоких нравственных качеств и уважительного отношения к своему прошлому, национальным, политическим религиозным убеждениям сограждан.

Требования к знаниям и умениям по курсу «Отечественная история»

Студент, изучающий дисциплину «Отечественная история», должен:


 

1. Понимать характер истории как науки и её место в системе
гуманитарного знания.

2. Иметь научное представление об основных эпохах истории России,
знать основные исторические даты, факты и имена исторических деятелей.

3. Владеть основами исторического мышления, уметь выражать и
обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного
отношения к историческому прошлому, формам организации и эволюции
общественных систем, вкладу народов мира, России, крупных
исторических деятелей в достижения мировой цивилизации.

4. Уметь работать с научной литературой по истории, иметь навыки
проведения сравнительного анализа фактов и явлений общественной
жизни на основе исторического материала.

5. Иметь представление об источниках исторического знания и приемах
работы с ними.

6. Получить:

- дополнительный стимул к развитию черт интеллигентной личности; -способность к аналитическому мышлению;

-стремление к расширению общей эрудиции на основе интереса к истории; -способность оценить культурные достижения народов на основе знания исторического контекста.

Место истории в учебном процессе

Отечественная история - одна из самых ключевых гуманитарных дисциплин, изучаемых в вузе. Она связана с такими дисциплинами как история Татарстана, философия, социология, политология, психология, правоведение. Таким образом, учебный курс «Отечественная история» является базовым для студентов 1 курса.


Планы семинарских занятий

ТЕМА 1 Становление российской цивилизации и государственности

1. Восточные славяне в древности. Особенности древнерусской
цивилизации.

2. Социально-экономическое и политическое развитие Киевской Руси в
IX-XII вв.

3. Феодальная раздробленность на Руси. Борьба русского народа против
иноземных захватчиков в XIII в.

4. Формирование и развитие централизованного Российского
государства (в XIV-XV вв.).

Литература

1. Орлов А.С., Георгиева В.А., Георгиева Н.Г., Сивакина Т.Л. История
России,- М.: Проспект, 2008.

2. Федоров В.А., Моряков В.И., Щетинов Ю.А. История России.
С древнейших времен до наших дней.- М.:Кнорус,2008.

3. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России.- М.: Норма,2007.

4. Радугина А.А. История России. Россия в мировой цивилизации.

М.: Библионика,2007.

5.Гуляева В.В. Древнерусское государство IX-XII вв. М.,2006,

Вопросы и задания

1. Дайте сравнительный анализ факторов, повлиявших на складывание
европейской и российской цивилизаций.

2. Сравните политическое устройство Великого Новгорода и Киева.

3. Назовите причины упадка Киевской Руси.

4. Назовите внутренние и внешние причины феодальной раздробленности.


Темы рефератов

1.«Откуда есть пошла русская земля».

2. Норманны и Русь.

3. От Рюрика до Ярослава Мудрого (Киевские князья).

4. «Брат на брата» (феодальная раздробленность на Руси).

5. Владимир Мономах - политик и автор «Поучения».

6. Русь и Золотая Орда.

7. Культура Древней Руси.


 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.102.165 (0.013 с.)