Обследование детей воспитателями 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обследование детей воспитателями



Воспитатель с самого начала учебного года занимается текущим учебно-педагоги­ческим процессом, работает постоянно со всеми детьми своей логопедической груп­пы. Для индивидуального обследования у него нет ни времени, ни условий. Но зато воспитатель постоянно наблюдает за детьми в различных их проявлениях, разнооб­разных ситуациях: на занятиях, в игре, труде, быту. То есть, у воспитателя есть воз­можность сравнить умения, навыки, способности и пр. своих воспитанников в ходе ежедневного общения с ними. А черты характера и особенности поведения детей луч­ше всего проявляются именно в коллективе. Поэтому, кто же лучше воспитателя мо­жет их обследовать? Помимо всего спектра поведенческих особенностей, воспитатель, как никто другой, имеет возможность оценить: личностные черты каждого ребёнка, состояние его общих движений, обучаемость на групповых занятиях и пр.

Всестороннее психолого-педагогическое обследование каждого ребёнка воспитателем необходимо для того, чтобы свести к минимуму трудности в обучении и воспитании детей, а эффективность работы максимально повысить. Другими словами, затрачивая определённые усилия на обследование детей в начале учебного года, воспитатель делает свою коррекционно-воспитательную работу в течение последующих нескольких лет (так как преодоление общего недоразвития речи занимает 2-3 года!) более предсказуемой, чет­кой и результативной.

В отличие от логопеда, воспитатель проводит обследование не в индивидуальных, а в группо­вых формах, то есть путём наблюдения за детьми во время всех режимных моментов.

Некоторые качества дошкольников воспитатель может оценить в ходе так называе­мого включённого наблюдения, то есть при совместной игровой, трудовой и бытовой деятельности.

Кроме того, воспитатель оценивает способности детей, их наклонности, возможности и характерологические особенности в ходе ежедневных бесед.

Картину дополняет общение с родителями воспитанников и их родственниками, выпол­нение тестов и специальных заданий на организуемых в начале учебного года диагности­ческих занятиях (например, по развитию общей или пальцевой моторики).

Таким образом, воспитатель в течение примерно 2-х недель составляет представление о каждом ребёнке группы.


Запись результатов обследования.

Результаты наблюдений заносятся в таблицу 3, дополнением к которой служит перечень пояснений.

Изучив пояснения к таблице, предлагаемые ниже, воспитатель (напротив фамилии каждого ребёнка) записывает только буквы, в соответствии с пронумерованными особенностями.

Например, воспитатель выясняет, что у ребёнка Иванова Васи повышены возбудимость, драчливость, замкнутость, утомляемость. Указанные качества воспитатель находит в пояснениях к таблице под номером 1 (личностные черты). Исходя из этого, в графе напротив фамилии Иванов, следует записать: 1ВП, Д, 3, У. Таким же образом, в таблицу заносятся данные о состоянии движений, обучаемости, особенностях поведения и пр. на каждого ребёнка (см. ниже).

Те качества, которые выявлены у ребёнка, но не отмечены в пояснениях, воспитатель записывает в таблицу, дополнительно, без нумерации.

2.2. Перечень параметров, необходимых для обследования детей воспитателями

(пояснения и условные обозначения к таблице 3)

1. личностные черты

самооценка завышенная - СЗ низкая контактность - нК

самооценка заниженная - Сз робость - Р

сниженный фон настроения - сН пассивность - П

повышенная возбудимость - ВП замкнутость - Зм

упрямство - У лёгкая подчиняемость - ЛП

агрессивность - А впечатлительность - В

жестокость - Ж негативизм (противодействие просьбам и

драчливость - Д требованиям окружающих) - Н

раздражительность - Рз стремление к одиночеству - СОд

капризность - К болезненное фантазирование - БФ

снижение волевой активности - сВ утомляемость - Ут и т. п.

2. состояние движений (общих и тонких)

общая вялость - ОВ нарушение одновременности - НОд

излишнее напряжение - ИН насильственные движения - НД

моторная неловкость - МН тики - Т

нарушение согласованности - НС нарушение мимики - НМ

нарушение точности - НТ нарушение пальцевой моторики - НПМ

3. обучаемость

негативное отношение к обучению -нОб интерес к получению знаний и навыков -ИЗ

частые реакции протеста -РП высокий уровень обучаемости - ВО

стойкое нарушение дисциплинарных норм средний уровень обучаемости - СО

на занятиях - НДН низкий уровень обучаемости - нО


4.особенпости поведения

в различных ситуациях

(игра, трудовая и бытовая деятельность,

приём пищи, общение с родителями)

игра предметная — Ип блюда, которые не любит есть (вписыва- l

игра ролевая - Ир ются дополнительно) - Бл

игра процессуальная - Ипр бл1°Да> которые не может есть по состоянию

игра неадекватная - Ин здоровья (вписываются дополнительно) - БЗ

отсутствие игровых навыков - Ио напряжённые отношения с родителями - нР

стойкое непослушание - Нп

нежелание трудиться- НТр

отказ от трудовых и прочих поручений - ОТр частые конфликты - К
отсутствие навыков самообслуживания - ОС пренебрежение к взрослым (сверстникам) - Пр
избирательность в пище - И боязнь

5. прочее

частый, продолжительный плач — ПП педагогическая запущенность - ПЗ
недержание мочи (энурез) - Э неоправданно высокий уровень родитель-
онанизм - О ской оценки - ВРО

страхи - С повышенный интерес к чужим вещам - ПИЧ

задержка развития - ЗР лживость -Л

высокий уровень развития - ВУР односторонняя одарённость - 00

заикание — 3 беспричинный смех - БС и т.п.
неблагоприятная семейная обстановка - НСО

ПРИМЕЧАНИЕ. Отметим, что перечень параметров, приведённый выше, пригодится воспитателю не только для всесторонней оценки ребёнка, грамотной и чёткой коррекционной работы, но и для бесед с родителями, составления характеристик на детей и пр.

2.3. Результаты обследования детей

(заполняется до 20 сентября)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п/п Фамилия, имяребенка, дата рождения Результаты обследования (записываются только буквы в соответствии с «пояснениями к таблице»)  
    1 личностные черты    
2 состояние движений    
  3 обучаемость    
      4 особенности поведения    
5 прочее    
число месяц год  
    1 личностные черты    
2 состояние движений    
   
3 обучаемость    
      4 особенности поведения    
число месяц год 5 прочее    
    1 личностные черты    
2 состояние движений    
  3 обучаемость    
      4 особенности поведения    
5 прочее    
число месяц год  

 

Продолжение Таблицы 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             
      1 личностные черты    
2 состояние движений    
     
3 обучаемость    
      4 особенности поведения    
число месяц год 5 прочее    
      1 личностные черты    
2 состояние движений    
     
3 обучаемость    
      4 особенности поведения    
число месяц год 5 прочее    
      1 личностные черты    
2 состояние движений    
     
3 обучаемость    
      4 особенности поведения    
число месяц год 5 прочее    
      1 личностные черты    
2 состояние движений    
     
3 обучаемость    
      4 особенности поведения    
5 прочее    
число месяц год  
      1 личностные черты    
2 состояние движений    
     
3 обучаемость    
      4 особенности поведения    
5 прочее    
число месяц год  
      1 личностные черты    
2 состояние движений    
     
3 обучаемость    
      4 особенности поведения    
f> прочее    
число месяц гоО  
io     1 личностные черты    
2 состояние движений    
     
3 обучаемость    
      4 особенности поведения    
£> прочее    
число месяц гоЬ  
      1 личностные черты    
2 состояние движений    
     
3 обучаемость    
      4 особенности поведения    
число месяц год 5 прочее    
      1 личностные черты    
2 состояние движений    
     
3 обучаемость    
      4 особенности поведения    
число месяц год 5 прочее    
      1 личностные черты    
2 состояние движений    
     
3 обучаемость    
      4 особенности поведения    
число месяц год 5 прочее    
      1 личностные черты    
2 состояние движений    
     
3 обучаемость    
      4 особенности поведения    
число месяц год «5 прочее    
      1 личностные черты    
2 состояние движений    
     
    3 обучаемость    
      4 особенности поведения    
число месяц год 5 прочее    

2.4. Методы педагогического и психологического воздействия

После заполнения таблицы 3, воспитателям группы необходимо совместно обсудить и

тщательно проанализировать сведения, которые они записали. К обсуждению полезно привлечь и логопеда группы.

Оговоримся, однако, что предлагаемая нами методика обследования не позволяет:

– рассматривать ребёнка как объект бесцеремонного тестирования,

– знакомить родителей с непродуманными и некорректными формулировками,

– подключать к обсуждению людей, не имеющих непосредственного отношения к

воспитательному процессу.

Предлагаемая диагностика (на основе наблюдений) должна осуществляться в соответствии

с нормами профессиональной этики, она призвана помочь педагогам правильно строить

общение с ребёнком. Корректировать все имеющиеся у него отклонения следует на основе

всестороннего развития личности, действуя бережно, вдумчиво, сугубо индивидуально.

Такой подход представляется нам наиболее эффективным.

Обследование дошкольников воспитателями не должно оставаться только на бумаге.

Данные такого всестороннего изучения воспитанников могут послужить надёжным

основанием для выбора педагогами наиболее эффективных путей коррекционной работы

с каждым из детей группы.

Ниже мы приводим перечень наиболее распространённых методов и приёмов

педагогического и психологического воздействия.

Для удобства записи мы предлагаем следующие условные обозначения:

индивидуальные консультации с родителями по тактике воспитания - ИК создание доброжелательной комфортной обстановки в группе - СК

обучение родителей приёмам коррекционной работы - ОР

знакомство с бытовыми условиями семьи - ЗУ

формирование ролевой игры - ФИ

подключение к коллективной игре - ПИ

игровая терапия - ИТ

проигрывание конфликтов - ПК

консультации с психологом - П

консультации с психотерапевтом - ПТ

дополнительные занятия - ДЗ

медикаментозная помощь - МП

равномерное распределение учебной и физической нагрузок — РН повышение количества двигательных пауз в ходе занятий - ДП

посадка вблизи воспитателя — В

посадка за последний стол (в случаях демонстративного или негативного поведения) - ПП индивидуальная работа по развитию пальцевой моторики — ПМ

дополнительная физическая нагрузка (в случаях повышенной возбудимости, конфликт­ности и пр.) - ДФ

индивидуальные бесседы - ИБ

поиск индивидуальных мер воздействия - И и т.п.


Изучив предлагаемый нами список, педагоги группы (воспитатели и логопед совместно) выбирают для каждого из детей наиболее приемлемые методы. Затем, соответствующие данные заносятся в таблицу 4.

Методы педагогического и психологического воздействия

______________ ____ Таблица 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фамилия, имя ребенка, дата рождения Методы(указываются обозначения, данные в «пояснении», либо вписываются дополнительные меры воздействия)
     
       
     
       
     
       
     
       
    -■:-■-■
       
б    
       
     
       
     

 

       

 

     

 

       

 

     

 

       

 

     

 

       

 

     

 

       

 

     

 

       

 

    --—■—— —■• — - „.„.-.-.—.

 

       

 

    .?:-.?> ■-.> ..>-■'-• ' -.-";:"- -'-•■>•

 

       

 


2.5. Журнал взаимодействия воспитателей и логопеда группы в СЕНТЯБРЕ

1. ____________________________

2. _______________________________________

Лексические темы сентября* 3.

4.

______________ Таблица 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата   Фамилии,имена детей, с которыми планируется индивидуальная работа время логопедического часа (заполняет логопед) Отметка о проведении индивидуального занятия (заполняют воспитатели)
+ материал усвоен полностью + - материал усвоен частично - материал не усвоен
           
         
         
         
           
         
         
         
           
         
         
         
           
         
         
         
           
         
         
         
           
         
         
         
           
         
         
         
           
         
         
         

* здесь и далее наименование тем и их последовательность определяются воспитателями по договорённости с логопедом группы. Ежемесячно темы обновляются и вписываются в Журнал под соответствующими номерами. В соответствии с лексическими темами планируются занятия по развитию речи, знакомству с художественной литературой, изобразительной деятельности (подробнее о лексических темах см. стр. 46),


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Продолжение Таблицы 5
         
       
       
       
         
       
       
       
         
       
       
       
         
       
       
       
         
       
       
       
         
       
       
       
         
       
       
       
         
       
       
       
         
       
       
       
         
       
       
       
         
       
       
       
  i      
       
       
       

2.9.1. Контроль воспитателей и родителей за звукопроизношением детей в самостоятельной речи

Нормализация произношения у детей в логопедической группе проходит несколько I

1. Во время обследования логопед группы определяет количество неправильно | произносимых каждым ребёнком звуков, а также характер нарушения произношения каждого звука (отсутствие, искажение, замещение)

2. Затем логопед приступает к исправлению произношения. Правильный звук логопед вначале вызывает (ставит), а затем закрепляет (автоматизирует) в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, рассказах и пр.

3. На последнем этапе происходит закрепление правильного произношения ребёнка в самостоятельной (не заученной, не повторяемой вслед за взрослым!) речи.

Пока вызванные логопедом звуки не будут правильно употребляться ребёнком в самостоятельной речи, их автоматизация не может считаться законченной. Соответственно произношение ребёнка не может считаться исправленным.

На заключительном этапе автоматизации звуков речи чрезвычайно важен контроль за правильным произношением со стороны воспитателей и родителей. Он необходим в тех случаях, когда самоконтроль ребёнка заречью ещё не сформирован. Для удобства контроля над произношением каждого ребёнка, мы предлагаем таблицы 10 и 11.

ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ ТАБЛИЦ

Логопед вписывает в обе таблицы определённую букву только тогда, когда поставлен (вызван) соответствующий ей звук. Например логопед вызвал у ребёнка звук С, закрепил его в словах, предложениях и рассказах. Однако в самостоятельной речи малыш по прежнему продолжает употреблять звук С неверно - высовывает язык при его произнесении. То есть пользуется дефектным, «межзубным» звуком С.

Очевидно, что контроль над правильным произнесением такого звука со стороны воспитателя и родителей необходим. Для фиксации внимания на вызванном звуке, логопед вписывает букву С в обе таблицы (в раздел свистящие). Это означает, что ребёнок может произносить указанный звук чисто и чётко. Таким же образом в таблицы заносятся другие вызванные логопедом звуки, к примеру: 3, Ш, Ж, Ч, Щ, Р, Л и пр.

Мягкие звуки обозначаются с помощью мягкого знака: ЛЬ, РЬ, СЬ, ЗЬ и пр.

Ещё раз подчеркнём: для воспитателей и родителей написанная в таблицах буква означает то, что соответствующий ей звук ребёнок уже может произносить правильно. Если ребёнок в самостоятельной речи продолжает употреблять этот звук искажённо, нечисто, то произносительные ошибки необходимо исправлять. Воспитателю или родителю следует предложить ребёнку не только правильно проговорить слово, в котором звук был произнесён неверно, но и обязательно выделить в слове, произнести утрированно недавно поставленный звук.

Мы разбили все звуки, которые могут искажаться в произношении детей, на 5 групп. Специалистам известно, что чаще всего неправильно произносятся детьми: свистящие (С, СЬ, 3, ЗЬ, Ц), шипящие(Ш, Ж, Ч, Щ), а также сонорные звуки (Р, РЬ, Л). Звуки: ЛЬ, Й, Т,Д, ТЬ,ДЬ, К, Г,Х,Би пр., которые искажаются реже, из-за лёгкости их произнесения, мы назвали «простыми».

Таблица 10 (для воспитателей) помещается на видное место в группе.

Таблица 11 (для родителей) помещается на видное место в раздевалке.

Так как контроль над произношением со стороны воспитателей и родителей целесообразно начинать в старшей группе не раньше второй половины учебного года, мы расположили таблицы в Журнале на уровне января.


Контроль воспитателей за звукопроизношением детей в самостоятельной речи

Таблица 10

 

 

  Фамилия, имя ребенка Звуки, вызванные или автоматизированные логопедом
Простые (ЛЬ, Й, ТЬ, ДЬ и пр.) Свистя­щие Шипя­щие Р,РЬ Л
             
             
             
             
             
б            
             
             
             
             
             
             
             
             
             

Контроль родителей за звукопроизношением детей в самостоятельной речи

Таблица 11

 

 

 

  Фамилия, имя ребенка Звуки, вызванные или автоматизированные логопедом  
  Простые (ЛЬ, Й, ТЬ, ДЬ и пр.) Свистя­щие Шипя­щие Р,РЬ Л
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
/              

2.13.1. Оценка динамики психолого-педагогических особенностей дошкольников

Нам представляется, что к концу первого года обучения очень важно проанализировать динамику всех выявленных в начале обучения психолого-педагогических особенностей детей.

Данные сравнительного анализа мы рекомендуем занести в таблицу 16 и познакомить с ней родителей. Такое знакомство, на наш взгляд, позволит родителям почувствовать и понять как неформально, серьёзно, вдумчиво и заинтересованно относятся воспитатели к своим обязанностям! Для каждой матери приятным открытием может оказаться то, что воспитатели группы не просто занимаются или играют с её малышом, а рассматривают его как неповторимую индивидуальность, с любовью и старанием отмечают в нём каждую чёрточку, каждую особенность.

В то же время, знакомство с данными таблицы 16, может иметь для родителей и чисто практическое значение. К примеру, воспитатели в ходе оценки особенностей ребёнка (по перечню параметров, данных на стр. 11-12), убеждаются, что у него на май сохранились: замкнутость, утомляемость, робость, раздражительность, капризность и пр. Оставить без внимания указанные особенности, значит, проигнорировать те стороны физического и психического развития ребёнка, которые могут существенно повлиять на успешность дальнейшего обучения. Отсюда вывод - нужно принимать срочные меры: консультироваться со специалистами, дополнительно заниматься летом, серьёзнее относиться к здоровью малыша и пр. То есть таблица может оказаться тем последним аргументом, тем побудительным мотивом к действиям родителей, добиться которых другими мерами не удавалось.

По нашему мнению, и для самих воспитателей заполнение такой таблицы также окажется полезным. Представьте, что у некоторых детей группы на начало учебного года отмечалось по 5-6 серьёзных особенностей, требующих коррекции. А к концу года осталось по 1-2, да и то незначительных! Думаю, что в подобном случае, каждому педагогу приятно будет лишний раз почувствовать профессиональную гордость, самоуважение, радость от прекрасно выполненной работы!

Заполнить таблицу необходимо в течение мая, то есть последнего месяца учебного года. При

заполнении, для экономии времени и удобства записи, предлагаем пользоваться условными

обозначениями (см. стр. 11-12).

Таблица 16

 

Фамилия, имя ребенка Дата поступления в группу Результаты обследования детей в сентябре1* Особенности, требующие коррекции в мае2)
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

1] Перенести обозначения из таблицы 3 (стр. 11-12).

2) Записать условные обозначения в соответствии с пояснениями к таблице 3 (стр. 11-12).


I Часть3

(____ Памятка для работы с родителями ______ |

3.1. Роль семьи в коррекционно-воспитательной работе с дошкольниками

Обязательным, неизменным элементом любой развивающей программы является многоаспектное сотрудничество с семьёй. Педагоги в любой группе должны приложить немало усилий, чтобы создать неформальное объединение всех участников воспитательного процесса, главенствующая роль в котором, несомненно, принадлежит семье.

Особую значимость приобретает сотрудничество с семьёй в логопедических группах. Эффективная коррекция речевого и сопутствующих нарушений в них возможна только в результате комплексного подхода, то есть при активной, скоординированной работе логопеда, воспитателей и родителей дошкольника.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.121 (0.191 с.)