Суммируем перечисленные особенности детей с общим недоразвитием речи, которые определят задачи коррекционной работы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Суммируем перечисленные особенности детей с общим недоразвитием речи, которые определят задачи коррекционной работы.



Дневник

воспитателя логопедической группы

(профиль группы) (номер группы или название)

Данные о воспитателях группы

фамилия фамилия

имя имя

отчество отчество

педагогический стаж стаж работы педагогический стаж стаж работы

в логопедической в логопедической

группе группе

домашний телефон домашний телефон

на 20 / 20 учебный год


Предисловие

В любой логопедической группе, как во всех группах компенсирующего вида, существует два направ­ления работы воспитателя - коррекционно-развивающее и общеобразовательное, причём первое явля­ется ведущим.

Общеобразовательные задачи касаются самочувствия, обучения и воспитания дошкольников. К ним относятся: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечение их интеллек­туального и личностного развития; забота об эмоциональном благополучии каждого воспитанника; взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития детей. Кроме того, воспитатель обя­зан следить за исправностью мебели, оборудования, игрушек в группе. Он же отвечает за состояние на­ходящихся в помещении группы растений и животных. Никто, кроме воспитателя, не будет украшать группу к празднику, убирать на участке опавшие листья, сажать цветы, мастерить поделки к конкурсу ёлочных игрушек, готовить доклады на педсоветах и пр.

Все перечисленные обязанности воспитателя, характерные для общеобразовательных групп, в лого­педических группах сохраняются полностью. Однако к ним добавляются те, которые связаны с коррек- ционно-воспитательным направлением. Обусловлено это тем, что исправление речевого и сопутству­ющих ему нарушений является основной целью работы педагогов в логопедической группе. Тем более, когда дело касается такого сложного и трудно устранимого дефекта, как общее недоразвитие речи. А группы с таким диагнозом в последнее время составляют подавляющее большинство среди всех логопе­дических групп. Каждому специалисту, работающему с детьми данной категории, важно помнить, что неполная коррекция общего недоразвития речи в дошкольном возрасте неизбежно повлечёт за собой стойкие нарушения письма и чтения, и успешное обучение в массовой школе окажется под угрозой!

Тридцать лет работы с детьми данной категории, значительный опыт преподавания на курсах повы­шения квалификации работников образования, а также желание помочь коллегам в деле подготовки воспитанников к школьному обучению подвигли автора к написанию настоящего пособия. Оно рассмат­ривает задачи, методы, формы и содержание коррекционной работы воспитателя в логопедической группе - вопросы, которые в специальной литературе освещены недостаточно.

Несомненно, работа с детьми, имеющими тяжёлые речевые нарушения, кроме высокого профессио­нализма, требует от педагогов огромной ответственности, эмоциональных, душевных и физических зат­рат, терпения, творчества, любви к своему делу. Однако, помимо всего перечисленного, для эффектив­ной работы необходимо немало специальных знаний! Мы постарались учесть многочисленные вопросы и пожелания воспитателей, высказываемые ежегодно на курсах повышения квалификации. По предло­жению воспитателей в книгу включены методические принципы планирования и проведения занятий, анкета для родителей, конспекты занятий по развитию речи, таблицы контроля за звукопроизношени-ем и пр. Заполняя минимальное количество таблиц, воспитатели имеют возможность наглядно фикси­ровать динамику различных психолого-педагогических особенностей дошкольников с нарушениями речи, работу с родителями и взаимодействие с логопедом группы.

Дневник объединяет в себе и, следовательно, заменяет большинство документов, которые необхо­димы воспитателю логопедической группы: тетрадь для вечерних заданий, сведения о родителях, пла­ны собраний и открытых занятий, таблицу контроля за произношением и пр. Он позволит воспитате­лям сделать коррекционно-воспитательную работу с детьми более чёткой, системной, комплексной, результативной.

В Дневнике четыре части: памятка для перспективного планирования, материалы для ежемесяч­ной коррекционно-воспитательной работы, памятка для работы с родителями, материалы для кален­дарного планирования. Учитывая хроническую нехватку времени у воспитателя, мы представили мак­симальное количество информации в виде таблиц, советов, принципов, то есть материала, который удобен в пользовании.

Пособие предназначено для воспитателей логопедических групп различной направленности: для де­тей с общим недоразвитием речи, задержкой психического развития, фонетико-фонематическим недо­развитием речи, заиканием на фоне общего недоразвития речи, дислалией и пр. Дневник, несомненно, заинтересует логопедов, заведующих и методистов детских образовательных учреждений, в которых имеются группы компенсирующего вида.

Надеюсь, что использование данного пособия поможет воспитателям и коллегам в их трудной, ответ­ственной, но такой благодарной деятельности!

Успехов Вам!

Отличник просвещения, логопед высшей квалификации

Т. А. Ткаченко


Десять советов воспитателю логопедической группы

Для ребёнка, начавшего посещать логопедическую группу, мно­гое в ней пугает новизной: дети, помещение, педагоги, порядки, т* нятия, необходимость «делать уроки» дома и пр. Незнакомая сре­да требует привыкания, адаптации малыша. В этом отношении пер­вый месяц учебного года является и для детей, и для педагогов наи­ более сложным. У отдельных ребят нервное напряжение перерас­тает в конфликты, реакции неудовольствия, протеста. Иногда, как следствие психологи­ческой перегрузки, связанной с адаптацией, у ребятишек наблюдается даже невротичес­кая рвота, потеря аппетита, агрессивность по отношению к сверстникам и т.п.

Важно помнить, что привыкание длится в среднем месяц, и при спокойной, комфорт­ной обстановке в груцПе, доброжелательном, мягком отношении педагогов проходит без дополнительных мер воздействия.

Педагог, незнакомый с коррекционной работой, в случаях не­послушания или конфликтности ребёнка выдвигает единственную причину: он плохо воспитан. Специалист, знающий проблемы кор­рекционной педагогики, представляет, что причин конфликтнос­ти может быть немало. Ими могут оказаться слишком строгий отец, недостаток внимания со стороны родителей, ссоры между ними, завышенные требования родственников, рождение в семье младших брата или Пестры и пр. То есть конфликтное поведение малыша является, как правило, его защитной реакцией, либо самым верным способом самоутверждения. По­мимо названных причин, важно учитывать сведения о рождении и развитии ребёнка, а также его личностное и характерологические особенности.

Только суммируя указанные данные, а также результаты собственного изучения ре­бёнка, педагог може^ делать выводы о причинах детской конфликтности.

В логопедической группе важны не только профессионализм пе­дагога, который будет участвовать в коррекционном процессе, но и его личностные черты. Эта значимость объясняется тем, что в дош­кольном возрасте ребёнок наиболее ориентирован на взрослого, на­ходящегося рядом, принимает его без критики и избирательности, подражает ему. Поэтому воспитателю важно быть для ребёнка при­мером и образцом подражания в словах, оценках, манерах, чувствах и поступках.

Дети с проблемами; в развитии, которые зачастую ранимы, обидчивы, повышенно эмо­циональны, не должны опасаться плохого настроения воспитателя, его отрицательной оценки или наказания.

В связи со сказанным, существенную роль для воспитателя коррекционной группы играют следующие способности: правильно оценивать состояние ребёнка, его поступ­ки, их причины; сопереживать ему, добиваясь расположения и взаимопонимания, а не подчинения.


Воспитание, кроме личного и прочих примеров, осуществляется педагогом посредством мер поощрения и порицания. От их выбора во многом зависит механизм становления личности ребёнка. Само­стоятельно малыш не может оценить полезность или вредность не­ которых своих поступков. Всё, что поощряется взрослым, войдет в стереотип его поведения. Хвалить детей за любой даже самый незначительный положи­тельный поступок следует искренне, радостно, громко, не жалея красок и эмоций. Тогда необходимость порицаний сведётся к минимуму. Задача профессионального педагога: по­ощряя или порицая воспитанников, приучить их к сознательной дисциплине, к следова­нию понятным, обоснованным и знакомым правилам.

День в детском саду начинается с утреннего приёма детей. От того,
как воспитатель встретит ребёнка, как продемонстрирует ему свою
радость, во многом зависит настроение малыша, его самочувствие и
даже работоспособность на занятиях. Прекрасно, если встреча с вос­
питателем - это праздник для каждого ребёнка!

Ребёнок действует импульсивно, он не способен удерживать в па­мяти все перемены своего быстро меняющегося настроения. Само­стоятельно анализировать свои прошлые поступки он ещё не в со­стоянии. Поэтому важно оценивать, поощрять или проявлять не­ довольство именно в момент совершения поступка, не откладывая оценку «на потом». Даже через короткое время у малыша может резко измениться на­строение, раздражение или агрессия пройдут, забудутся, тогда порицание педагога ока­жется бессмысленным.

Важно помнить, что родители в коррекционной группе болезнен­но реагируют на замечания воспитателя по поводу поведения или успехов ребёнка. Поэтому, особенно в начале учебного года, следу­ет отмечать всё положительное, даже мелочи, и по возможности не жаловаться на поведение ребёнка.

Говоря родственникам о плохих поступках ребёнка, воспитатель (взрослый опытный человек) расписывается в собственной беспомощности. Исключение могут составлять только болезненные, патологические проявления, представляющие опасность для жиз­ни и здоровья окружающих. Что же касается трудностей в обучении, то их лучше фик­сировать в специальной, индивидуальной, логопедической тетради, оформляя как зада­ние для домашней работы.

В коррекционной группе, где уровень развития детей может резко отличаться, а нестандартность поведения - дело обычное, важна мак­симальная индивидуализация обучения и воспитания. Учёт особен­ностей, способностей, возможностей ребёнка важно обеспечивать не только в процессе индивидуальной работы, но и на каждом группо­ вом занятии. В педагогике вообще, а коррекционной в особенности, готовых рецептов не существует. Каждый педагог в своей деятельности руководствуется собственными жизненными принципами, религиозными воззрениями, моральными нор­мами, житейским опытом и пр. Незыблемо одно: бережный, вдумчивый, сугубо индиви­дуальный подход к каждому проблемному ребёнку.


В логопедической группе особенно важен эмоциональный комфорт для каждого ребёнка. Ощущение и понимание собственной значимос­ти, защищённости; того, что рядом взрослые, которые любят, ценят, помогут, научат, да ещё сделают всё это с радостью, обеспечивает мак­симальную реализацию всех имеющихся у ребёнка возможностей.

Положительный эмоциональный климат в отношении воспитате­ ля к детям, в свою очередь, влияет на становление доброжелательных отношений между сверстниками. В обстановке дружеского расположения со стороны всех окружающих каждый ребёнок чувствует себя гораздо свободнее, увереннее и комфортнее.

В возрастной психологии нормально развитый ребенок в среднем дошкольном возрасте характеризуется следующими качествами: жизнерадостность, активность, живое воображение, заинтересован­ное изучение окружающего мира, подражание взрослым, инициа­тивность, полоролевое поведение (игры, занятия в соответствии с по­ лом). Важно помнить, что большая часть осложнений психического развития являются лишь отклонением от нормы, а не симптомом психических заболеваний. Как правило, выявлен­ные осложнения можно скорректировать педагогическими мерами воздействия.

1.2. Задачи и содержание деятельности воспитателя в группе для детей с ОНР

Общим недоразвитием речи принято считать такое нарушение, при котором у ребёнка с нормальным слухом и сохранным интеллектом оказываются несформированными все ком­поненты (составляющие) языковой системы.

К компонентам любой языковой системы относятся: фонетика (особенности звуков речи); лексика (словарный запас); грамматика (закономерности словоизменения, а также объединения слов в сочетания и предложения).

Недоразвитие речи у ребёнка может быть выражено в разной степени: от лепетной речи и полного отсутствия в ней предложений, до речи с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития.

В настоящее время условно выделяют 4 уровня речевого развития (Т.Б. Филичева).

Первые два характеризуются глубокой степенью нарушения во всех указанных компо­нентах. На третьем и четвертом уровнях речевого развития (более высоких) остаются лишь отдельные пробелы в развитии звуковой стороны речи, словарного запаса и грамматического строя. Но в любом случае недостатки касаются всей системы языка, отсюда и название - общее недоразвитие речи.

Помимо речи, у детей с общим её недоразвитием, как правило, оказываются нарушен­ными ряд процессов, теснейшим образом связанных с речевой функцией.

К ним относятся: внимание, восприятие, память, воображение, словесно-логическое мышление, артикуляционная моторика, пальцевая моторика.

Любой воспитатель, хотя бы одну смену отработавший в группе для детей с общим недо­развитием речи, отмечает свойственные им психолого-педагогические особенности. Нестан­дартность поведения таких малышей проявляется на занятиях, в игровой, бытовой и про­чей деятельности. Одни дети на занятиях быстро утомляются, начинают вертеться, разго­варивать, могут встать и уйти в игровой уголок, то есть перестают воспринимать учебный материал. Другие, напротив, сидят тихо, спокойно, но на вопросы не отвечают, или отвеча­ют невпопад, а иногда не могут повторить задания педагога. В процессе общения между со­бой некоторые ребятишки обнаруживают: повышенную возбудимость, конфликтность, аг-


рессивность, негативизм (противодействие просьбам окружающих), драчливость, впе­чатлительность, ранимость и пр.Х)

ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ ТАБЛИЦ

Логопед вписывает в обе таблицы определённую букву только тогда, когда поставлен (вызван) соответствующий ей звук. Например логопед вызвал у ребёнка звук С, закрепил его в словах, предложениях и рассказах. Однако в самостоятельной речи малыш по прежнему продолжает употреблять звук С неверно - высовывает язык при его произнесении. То есть пользуется дефектным, «межзубным» звуком С.

Очевидно, что контроль над правильным произнесением такого звука со стороны воспитателя и родителей необходим. Для фиксации внимания на вызванном звуке, логопед вписывает букву С в обе таблицы (в раздел свистящие). Это означает, что ребёнок может произносить указанный звук чисто и чётко. Таким же образом в таблицы заносятся другие вызванные логопедом звуки, к примеру: 3, Ш, Ж, Ч, Щ, Р, Л и пр.

Мягкие звуки обозначаются с помощью мягкого знака: ЛЬ, РЬ, СЬ, ЗЬ и пр.

Ещё раз подчеркнём: для воспитателей и родителей написанная в таблицах буква означает то, что соответствующий ей звук ребёнок уже может произносить правильно. Если ребёнок в самостоятельной речи продолжает употреблять этот звук искажённо, нечисто, то произносительные ошибки необходимо исправлять. Воспитателю или родителю следует предложить ребёнку не только правильно проговорить слово, в котором звук был произнесён неверно, но и обязательно выделить в слове, произнести утрированно недавно поставленный звук.

Мы разбили все звуки, которые могут искажаться в произношении детей, на 5 групп. Специалистам известно, что чаще всего неправильно произносятся детьми: свистящие (С, СЬ, 3, ЗЬ, Ц), шипящие(Ш, Ж, Ч, Щ), а также сонорные звуки (Р, РЬ, Л). Звуки: ЛЬ, Й, Т,Д, ТЬ,ДЬ, К, Г,Х,Би пр., которые искажаются реже, из-за лёгкости их произнесения, мы назвали «простыми».

Таблица 10 (для воспитателей) помещается на видное место в группе.

Таблица 11 (для родителей) помещается на видное место в раздевалке.

Так как контроль над произношением со стороны воспитателей и родителей целесообразно начинать в старшей группе не раньше второй половины учебного года, мы расположили таблицы в Журнале на уровне января.


Контроль воспитателей за звукопроизношением детей в самостоятельной речи

Таблица 10

 

 

  Фамилия, имя ребенка Звуки, вызванные или автоматизированные логопедом
Простые (ЛЬ, Й, ТЬ, ДЬ и пр.) Свистя­щие Шипя­щие Р,РЬ Л
             
             
             
             
             
б            
             
             
             
             
             
             
             
             
             

Контроль родителей за звукопроизношением детей в самостоятельной речи

Таблица 11

 

 

 

  Фамилия, имя ребенка Звуки, вызванные или автоматизированные логопедом  
  Простые (ЛЬ, Й, ТЬ, ДЬ и пр.) Свистя­щие Шипя­щие Р,РЬ Л
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
/              

2.13.1. Оценка динамики психолого-педагогических особенностей дошкольников

Нам представляется, что к концу первого года обучения очень важно проанализировать динамику всех выявленных в начале обучения психолого-педагогических особенностей детей.

Данные сравнительного анализа мы рекомендуем занести в таблицу 16 и познакомить с ней родителей. Такое знакомство, на наш взгляд, позволит родителям почувствовать и понять как неформально, серьёзно, вдумчиво и заинтересованно относятся воспитатели к своим обязанностям! Для каждой матери приятным открытием может оказаться то, что воспитатели группы не просто занимаются или играют с её малышом, а рассматривают его как неповторимую индивидуальность, с любовью и старанием отмечают в нём каждую чёрточку, каждую особенность.

В то же время, знакомство с данными таблицы 16, может иметь для родителей и чисто практическое значение. К примеру, воспитатели в ходе оценки особенностей ребёнка (по перечню параметров, данных на стр. 11-12), убеждаются, что у него на май сохранились: замкнутость, утомляемость, робость, раздражительность, капризность и пр. Оставить без внимания указанные особенности, значит, проигнорировать те стороны физического и психического развития ребёнка, которые могут существенно повлиять на успешность дальнейшего обучения. Отсюда вывод - нужно принимать срочные меры: консультироваться со специалистами, дополнительно заниматься летом, серьёзнее относиться к здоровью малыша и пр. То есть таблица может оказаться тем последним аргументом, тем побудительным мотивом к действиям родителей, добиться которых другими мерами не удавалось.

По нашему мнению, и для самих воспитателей заполнение такой таблицы также окажется полезным. Представьте, что у некоторых детей группы на начало учебного года отмечалось по 5-6 серьёзных особенностей, требующих коррекции. А к концу года осталось по 1-2, да и то незначительных! Думаю, что в подобном случае, каждому педагогу приятно будет лишний раз почувствовать профессиональную гордость, самоуважение, радость от прекрасно выполненной работы!

Заполнить таблицу необходимо в течение мая, то есть последнего месяца учебного года. При

заполнении, для экономии времени и удобства записи, предлагаем пользоваться условными

обозначениями (см. стр. 11-12).

Таблица 16

 

Фамилия, имя ребенка Дата поступления в группу Результаты обследования детей в сентябре1* Особенности, требующие коррекции в мае2)
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

1] Перенести обозначения из таблицы 3 (стр. 11-12).

2) Записать условные обозначения в соответствии с пояснениями к таблице 3 (стр. 11-12).


I Часть3

(____ Памятка для работы с родителями ______ |

3.1. Роль семьи в коррекционно-воспитательной работе с дошкольниками

Обязательным, неизменным элементом любой развивающей программы является многоаспектное сотрудничество с семьёй. Педагоги в любой группе должны приложить немало усилий, чтобы создать неформальное объединение всех участников воспитательного процесса, главенствующая роль в котором, несомненно, принадлежит семье.

Особую значимость приобретает сотрудничество с семьёй в логопедических группах. Эффективная коррекция речевого и сопутствующих нарушений в них возможна только в результате комплексного подхода, то есть при активной, скоординированной работе логопеда, воспитателей и родителей дошкольника.

Необходимо отметить, что работа воспитателя с родителями осуществляется в гораздо большем объёме, чем логопедом, так как логопед видится с родителями эпизодически, а воспитатель ежедневно, утром и вечером.

Анкетирование родителей

Немалую роль в совместной, комплексной работе педагогов и семьи может сыграть анкетирование родителей в начале учебного года. С помощью анкет воспитатели группы узнают сведения о детях, которые помогают скорейшей их адаптации, а также более успешному взаимодействию с ними (бланки для анкет мы предлагаем ниже).

Определяющая роль родителей

По мнению автора, в системе коррекции такого сложного нарушения, как общее недоразвитие речи, именно родителям следует отвести определяющую роль.

Представим такую картину. Педагоги группы ежедневно с большим старанием и терпением занимаются с ребёнком, пытаясь исправить все имеющиеся у него нарушения. В то же время родители не интересуются успехами и трудностями малыша, не спрашивают ни у него, ни у педагогов о результатах обучения, взаимоотношениях со сверстниками, домашних заданиях и пр. Они отказываются закреплять дома полученные в детском саду знания и навыки. При таком положении все старания педагогов оказываются равноценны «ношению воды решетом». Главное - ребёнок сразу почувствует, что маму с папой его успехи не интересуют, значит, и ему нет смысла напрягаться! В подобных случаях родители не только становятся пассивными наблюдателями за титаническими усилиями работников группы по обучению и воспитанию ребёнка, но и значительно тормозят познавательную активность собственного сына или дочери. Такое положение недопустимо!

Если родители сами не в состоянии правильно оценить ситуацию и понять важность своей роли в обучении и воспитании ребёнка, то воспитателям следует помочь им стать самыми заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса. Логопеду и воспитателям группы чрезвычайно важно разъяснить родителям, особенно матери, необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по заданию педагогов. Только в таком случае возможны наилучшие результаты.

Естественно, при указанном подходе, ни с логопеда, ни с воспитателей не снимаются их профессиональные ответственность и обязанности. Просто в отношениях педагоги группы - родители несколько меняются акценты.


                             
               
                            Ф.И.О. матери, отца (лиц, их заменяющих)
                            Воз­раст
                            Образо­вание
                            Место работы, должность, раб., моб. тел.
              Домашний адрес телефон
                            V*

 


Полезные пособия

Существенную роль в результативной работе родителей с детьми играет применение авторских пособий «Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника», «Кор­рекция нарушенной слоговой структуры речи. Альбом для индивидуальной работы с деть­ми 4-6 лет», «Формирование лексико-грамматических представлений. Альбом дошколь­ника», «Формирование и развитие связной речи. Альбом дошкольника». Их можно с ус­пехом использовать в качестве методического и наглядного материала для индивидуаль­ных занятий родителей с ребёнком по заданию логопеда. Применяя Альбомы, рассчитан­ные на коррекцию всех возможных параметров работы с детьми, воспитателям нет необ­ходимости объяснять задания, переписывать их для родителей, пояснять многочислен­ные термины и понятия.

Каждый Альбом имеет теоретическую и практическую части, снабжён картинками, содержит новаторские подходы и приёмы, которые позволяют эффективно воздействовать на совершенствование соответствующего компонента языковой системы дошкольника. Подробное описание всех понятий, терминов, заданий и упражнений позволяет не имею­щему специальной подготовки взрослому успешно заниматься коррекционной и развива­ющей деятельностью.

Достаточно, чтобы родители приобрели названные Альбомы дошкольника (адрес мага­зина указан на обратной стороне обложки) и держали их дома. Логопеду группы остаётся только регулярно сообщать родителям название соответствующего Альбома и номера уп­ражнений, которые необходимо отработать с детьми.

Соответствующие записи лучше всего делать в Логопедической тетради, которую лого­пед заводит на каждого ребенка в начале учебного года.

Собрания и открытые занятия

Важным элементом стратегии общения с семьёй являются собрания и открытые заня­тия. На них закладываются основы сотрудничества и взаимопонимания, обеспечивается единство взглядов на воспитание и обучение дошкольников.

Современный родитель естественно не захочет слушать долгих и назидательных докла­дов педагога. Воспитателю важно так построить свои сообщения (консультации), чтобы они были не формальными, а по возможности привлекали родителей к обсуждению про­блем, развивали дух плодотворного сотрудничества.

Полезно объединить открытое занятие и консультацию. Проводить её, в зависимости от темы, следует воспитателю или логопеду.

Наиболее актуальные темы для консультаций воспитателя: «Единство требований детского сада и семьи», «Поощрение и наказание в семье», «О воспитании детской само­стоятельности», «Что такое нравственность и как её воспитывать?», «Что читать ребён­ку?», «Игрушки полезные и вредные», «Путешествие в удивительное царство природы», «О доверии к окружающему миру», «Надо ли учить ребёнка «давать сдачи» и пр.

На открытых занятиях, регулярно проводимых в группе, каждый родитель имеет воз­можность не на словах, а на деле убедиться в успехах своего ребёнка, сравнить их с дости­жениями других детей, а также оценить имеющиеся трудности.

Виды занятий, показываемых в течение двух-трех лет обучения ребёнка в группе, мож­но чередовать, чтобы за указанное время продемонстрировать их полностью.


3.3. Сведения о членах родительского актива

 

Ф.И.О. Члена родительского комитета Место работы, должность Номера телефонов (раб., дом., моб.)
       
       
       
       

3.4. Проведение собраний и открытых занятий

в груППе Таблицам

Месяц учебного дня Тематика собраний и открытых занятий в группе Дата
Сентябрь    
Октябрь    
Ноябрь    
Декабрь    
Январь    
Февраль    
Март    
Апрель    
Май    

3.5. Анкетирование родителей

В самом начале учебного года, при поступлении детей в группу, воспитатель раздаёт ро­дителям каждого воспитанника по экземпляру Анкеты для родителей (см. в конце книги на стр. 55). После заполнения анкет родители передают бланки воспитателям, которые \ анализируют содержащиеся в них данные, а затем учитывают их в работе.


I Часть 4 I

Материалы для календарного планирования

4.1.Особенности планирования и проведения занятий воспитателя по развитию речи.

Опытным педагогам известно, что в группах для детей с общим недоразвитием речи, воспитанники в начале обучения не владеют навыками рассказывания, зачастую с трудом строят предложения, состоящие более чем из трех слов.

Выработкой, апробацией и уточнением системы логопедических занятий по развитию связной речи автор занималась в течение 30 лет. Эта система подробно освещена в пособии «Формирование и развитие связной речи. Альбом дошкольника».

Многолетний опыт работы с детьми данной категории убедил автора в том, что занятия воспитателя по развитию речи также необходимо проводить по особой системе. Перечис­лим основные её положения.

Отличительные особенности занятий воспитателя по развитию речи (группы для детей с ОНР):

1) проведение занятий в рамках определённых лексических тем,

2) изменение задач и содержания занятий,

3) максимальное обеспечение всех занятий наглядным материалом (в том числе схе­мами, опорными сигналами, картинками-символами и пр.)

4) уточнение и активизация значительно большего количества понятий, чем в обще­образовательных группах,

5) использование определённой последовательности в видах рассказывания.

Остановимся на них подробнее.

~~ I Занятия по развитию речи в течение одного месяца рекомен-

р ^ д ние дуется проводить в рамках 2-4 лексических тем.

занятии в рамках -^ примеру, для сентября первого года обучения, это могут быть

определенных темы, наиболее близкие и доступные ребёнку с ограниченными ре- лексических тем чевымивозможностями: «Частитела», «Умывальныепринадлеж­ности», «Игрушки». В декабре, естественны темы: «Начало зимы» и «Новогодний праздник», а в мае «Поле, лес, луг» и т.п.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.110.119 (0.08 с.)