Треск её даёт знать о ней; скот также чувствует происходящее. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Треск её даёт знать о ней; скот также чувствует происходящее.



Урок 10: «Гнев Елиуя»

Памятный стих: Ис. 55:9.

Чтение Слова: Иов 34:10-15.

 

Появление Елиуя.

 

«тогда воспылал гнев Елиуя, сына Варахиилова, Вузитянина (Бузи) из племени Рамова:..» Иов 32:2

Вузитянин – «После сих происшествий Аврааму возвестили, сказав: вот, и Милка родила Нахору, брату твоему, сынов: Уца, первенца его, Вуза, брата сему, Кемуила, отца Арамова» Быт.22:20, 21

Елиуй был потомком Нахора, брата Авраама (И если Иов представлял землю Уца – первенца Нахора, Елиуй мог быть самым ближайшим родственником Иова из среды его друзей)

Дедана, и Фему, и Буза, и всех, стригущих волосы на висках,…», Иер.25:23, - имя Буз как название клана сохранялось очень долго, т.е. Елиуй, несмотря на молодость, тоже представлял реальную силу, опирающуюся на многочисленные семейства. Дедан, упомянутый пророком рядом с Бузом, – внук Авраама, Быт.25:3. На основании этого стиха Таргум Иерушалми делает следующее заключение: «Елиуя, … из племени Рамова» \Иов 32:2\, т.е. из племени Авраама, ведь изначально его имя было Ав-Рам).

Будучи потомком Нахора-арамеянина, речь Елиуя обнаруживает арамеизмы (например, 32:6, 36:2).

Интересно отметить и то, что имена всех участников спора были значимыми, т.е. каким-то образом оговаривали характер и судьбу своих хозяев: Иов – «враг» или «борющийся» (именно таким Иов видел своего Б-га); Елифаз – «мой Б-г – сила (или осилит)» - и Елифаз действительно представлял «сильного» Б-га, беспощадного к Своим врагам; Вилдад (Бел-Адад) – «Господь спора»; Софар – вероятно «чирикающий», «хорошо поющий» (и Софар действительно был хорошим оратором). Елиуй на этом фоне имеет самое «миссионерское» имя: «Он – мой Б-г» (или если представить Елиуй, как сокращённый вариант имени, то «Господь – мой Б-г»). (Его отца зовут соответственно – Барахиэль, т.е. «благословляющий Б-г»). Единственно из всех друзей Иова имя Елиуя было сохранено в истории Израиля:

так звали предка Самуила 1Цар.1:1 (в синодальном переводе – «Илия»);

старшего брата Давида (1Пар.27:18 – здесь имя передано как «Елиав»);

предводителя из племени Манасии (1Пар.12:20(21) - здесь имя передано как «Елигу»).

Собственно, имя Елиуй (אליהוא, Элиху) – одно из производных имени Илии (אליהו, Элияху). (Да и манеры поведения и речи у Елиуя и пророка Илии весьма схожи.)

 

«Елиуй ждал, пока Иов говорил, потому что они летами были старше его. Когда же Елиуй увидел, что нет ответа в устах тех трёх мужей, тогда воспылал гнев его» Иов 32:4, 5

- Нам известно, что Елиуй был молод по сравнению с остальными участниками спора, и пришёл, по его собственным словам, не для того, чтобы говорить, а чтобы слушать речи других:

«Я говорил сам себе: пусть говорят дни, и многолетие поучает мудрости» Иов 32:7

Поэтому повествование умалчивает о нём до тех пор, пока не настала необходимость ввести и его в круг действий.

 

Речь Елиуя, по её положению в тексте, устанавливает связь между последнею речью Иова и Словом Вседержителя. Формально переход подготовлен тем, что последняя речь Елиуя произносится на фоне наступающей грозы, она разворачивается вместе с грозой:

«Слушайте, слушайте голос Его и гром, исходящий из Уст Его. Под всем небом раскат его, и блистание его - до краёв земли. За ним гремит Глас; гремит Он гласом величества Своего и не останавливает его, когда Голос Его услышан» Иов 37:2-4

Причём, сам отклик Елиуя на наступающую грозу также заставляет нас ожидать прихода именно Б-жьей бури, Б-жьего Слова:

«Он сокрывает в дланях Своих молнию и повелевает ей, кого разить.

Треск её даёт знать о ней; скот также чувствует происходящее.

И от сего трепещет (חרד, харад) сердце моё и подвиглось с места своего,

Слушайте, слушайте Голос Его и гром, исходящий из Уст Его»

Иов 36:32, 33; 37:1, 2

Ср. «На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою, и трубный звук весьма сильный;

и вострепетал (חרד, харад) весь народ, бывший в стане» Исх.19:16

«Слушайте, слушайте Голос Его», -«Голос Его», а не «мой», — призывал Елиуй.

 

Елиуй защищает Б-га.

 

«1 Когда те три мужа перестали отвечать Иову, потому что он был прав в глазах своих,

Жалкие утешители

(ограниченность наших познавательных способностей)

 

- Одним из часто вспоминаемых аргументов друзей в споре было утверждение, что Б-г посылает какие-то болезненные остановки на нашем пути чтобы научить нас чему-то, предостеречь от чего-то. Насколько вы согласны с ним? Что бы следовало добавить в эти рассуждения?

= «14 Б-г говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз:

Иррациональность зла.

 

Обратите внимание: не Елиуй, ни позже Б-г не объясняют Иову причину страданий в нашем мире (Попробуйте задать вопрос в церкви, почему существуют страдания, и вы сразу же получите уверенный ответ).

 

- Почему, по вашему мнению, Елиуй, говоря о страданиях, не напомнил Иову о существовании сатаны? (если друзья и сам Иов очень уверенно упоминают восстание на Небе:

«Но Б-га ли учить мудрости, когда Он судит и горних?», Иов 21:22

«Вот, Он и святым Своим не доверяет, и Небеса нечисты в очах Его», Иов.15:15).

= «И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.

Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?

Иисус отвечал:

не согрешил ни он, ни родители его, но [это для] [того], чтобы на нём явились дела Б-жии» Иоан.9:1-3

– при вопросе о несчастьях человека не стоит углубляться в исследовании проблемы греха, но задуматься о том, как через этот случай, через эту покорёженную судьбу, Б-г являет Свою Славу.

«Невозможно логически обосновать происхождение и существование греха... Грех — незваный гость, появление которого ничем нельзя объяснить. Это непостижимая тайна; оправдывать грех — значит защищать его. И если бы удалось найти причину существования греха или оправдать его появление, тогда он перестал бы быть грехом»

(Великая борьба, с. 492, 493).

(Урочник СШ с комментариями, 168с.).

«Существует объективная причина, по которой Иов и его друзья не могли понять этого: зло само по себе лишено всякого смысла. Если бы мы могли понять его, если бы оно имело смысл, если бы оно вписывалось в какую-то логическую и рациональную схему, оно уже не было бы злом и бедствием, поскольку служило бы конкретной цели»

(Урочник СШ с комментариями, 168с.)

Не стоит думать, что страдания – удел только нашей планеты: видя нашу боль и наши потери друг друга, безгрешные небожители более остро воспринимают происходящее здесь (а ведь некоторые ангелы, ежедневно посещая и с детства охраняя кого-то из детей Адама («Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного», Мтф.18:10), вероятно, обнаруживают привязанность к нам ничуть не меньшую, чем родственные связи). Опять же, в небесном восстании ангелы потеряли третью часть дорогих им друзей. Вспомним об их реакции на зрелища земной истории:

«И услышал я одного святого говорящего, и сказал этот святой кому-то, вопрошавшему: "на сколько времени простирается это видение о Ежедневной Жертве и об опустошительном нечестии, когда Святыня и воинство будут попираемы?"» Дан.8:13

Вместе с тем, наблюдая за летописью Земли, небожители пытаются понять только одно:

«исследуя, на которое и на какое время указывал Сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними Славу. Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с Небес, во что желают проникнуть Ангелы» 1Пет.1:11, 12

Испытание Веры.

 

- «Когда мы берём в свои руки дело, которое нам необходимо совершить, и в надежде на успех полагаемся на собственную мудрость, то взваливаем на себя бремя, которое Б-г не возлагал на нас, и пытаемся нести его без Его помощи… Но если мы искренне верим, что Господь нас любит и желает нам только добра, мы перестанем беспокоиться о будущем. Мы вполне доверимся Б-гу, как ребенок доверяется своим любящим родителям, и тогда наши беды и мучения исчезнут, ибо наша воля растворится в воле Б-жьей»

(Э. Уайт. Нагорная проповедь Христа, с. 100, 101).

Как мы можем научиться такому доверию?

( Урочник СШ с комментариями, 171с.)

= Может действительно здесь стоит говорить об опытности: когда-то я выдержал что-то неприятное, Б-г, в конце-концов, помог мне, Он поможет и сейчас, нужно только дождаться. Иов тоже ждал, сколько мог. Но человеческое умение ожидать избавления и терпеть рано или поздно даст сбой. Здесь скорее стоит говорить об опытности находить следы Б-жьего Присутствия возле себя даже в «нечеловеческих» условиях.

 

В Книге Иова достаточно часто появляется слова «Утешитель», «утешать»: Иов нуждался в Утешителе, это было заявлено с самого начала Книги (2:11). Известно, что одно из Имён Б-га – «Утешитель»:

«Я, Я Сам - Утешитель ваш» Ис.51:12

именно так Иисус назвал Духа Святого, связав Б-жье служение утешения главным образом с обязанностью этой Личности (Ин.14:26; 15:26). Дух Б-жий в Книге Иова представлен как Сопричастник творения Земли:

«От Духа Его - великолепие неба; рука Его образовала быстрого скорпиона» Иов 26:13, слова Иова,

т.е. Он Тот, Кто участвует и в обновлении Земли каждое мгновенье. Он ежесекундно поддерживает жизнь человека:

«доколе ещё дыхание моё во мне и Дух Б-жий в ноздрях моих»,

Иов 27:3, слова Иова;

«Дух Б-жий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» (Иов 33:4, слова Елиуя. В оригинале «дало мне жизнь» стоит в имперфекте, т.е. описывает незаконченное действие: Дух до сих пор даёт жизнь, поддерживает её каждое мгновение, воссоздаёт её заново). Этот же Дух взаимодействует и с разумом человека:

«Но Дух в человеке и дыхание Вседержителя даёт ему разумение»,

Иов 32:8, слова Елиуя.

Если бы Дух отступил от человека, мы превратились бы в прах:

«Если бы Он обратил сердце Своё к Себе и взял к Себе дух её и дыхание её, вдруг погибла бы всякая плоть, и человек возвратился бы в прах» Иов 34:14, 15, слова Елиуя

Обратите внимание, уход Духа от человека описан как возвращение Б-гом Своего сердца, как прекращение излития на нас Любви Б-жьей. Более никто в Книге так подробно не описывал действия Духа, как Елиуй. Вероятно, всё же не случайно его имя совпадает с пророком Илией, который низвел на Израиль огонь Духа и Дождь Его Благословений.

(Елиуй объясняет свой порыв говорить к Иову, как побуждение Духа:

«ибо я полон речами, и Дух во мне теснит меня.

Вот, утроба моя, как вино неоткрытое:

она готова прорваться, подобно новым мехам» Иов 32:18, 19

Такую же невозможность противиться воле Духа описывали некоторые пророки:

«И подумал я: „не буду я напоминать о Нём и не буду более говорить во Имя Его"; но было в сердце моём, как бы горящий огонь, заключённый в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог»,

Иер.20:9;

«Поэтому я преисполнен яростью Господнею, не могу держать её в себе; изолью её на детей на улице и на собрание юношей …», Иер.6:11.

«А я исполнен Силы Духа Господня, правоты и твердости, чтобы высказать Иакову преступление его и Израилю грех его», Мих.3:8)

 

- Мы не теряем так много, как Иов, но также нуждаемся в служении Утешителя. Что нужно, чтобы услышать Его голос?

«И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам,

Урок 10: «Гнев Елиуя»

Памятный стих: Ис. 55:9.

Чтение Слова: Иов 34:10-15.

 

Появление Елиуя.

 

«тогда воспылал гнев Елиуя, сына Варахиилова, Вузитянина (Бузи) из племени Рамова:..» Иов 32:2

Вузитянин – «После сих происшествий Аврааму возвестили, сказав: вот, и Милка родила Нахору, брату твоему, сынов: Уца, первенца его, Вуза, брата сему, Кемуила, отца Арамова» Быт.22:20, 21

Елиуй был потомком Нахора, брата Авраама (И если Иов представлял землю Уца – первенца Нахора, Елиуй мог быть самым ближайшим родственником Иова из среды его друзей)

Дедана, и Фему, и Буза, и всех, стригущих волосы на висках,…», Иер.25:23, - имя Буз как название клана сохранялось очень долго, т.е. Елиуй, несмотря на молодость, тоже представлял реальную силу, опирающуюся на многочисленные семейства. Дедан, упомянутый пророком рядом с Бузом, – внук Авраама, Быт.25:3. На основании этого стиха Таргум Иерушалми делает следующее заключение: «Елиуя, … из племени Рамова» \Иов 32:2\, т.е. из племени Авраама, ведь изначально его имя было Ав-Рам).

Будучи потомком Нахора-арамеянина, речь Елиуя обнаруживает арамеизмы (например, 32:6, 36:2).

Интересно отметить и то, что имена всех участников спора были значимыми, т.е. каким-то образом оговаривали характер и судьбу своих хозяев: Иов – «враг» или «борющийся» (именно таким Иов видел своего Б-га); Елифаз – «мой Б-г – сила (или осилит)» - и Елифаз действительно представлял «сильного» Б-га, беспощадного к Своим врагам; Вилдад (Бел-Адад) – «Господь спора»; Софар – вероятно «чирикающий», «хорошо поющий» (и Софар действительно был хорошим оратором). Елиуй на этом фоне имеет самое «миссионерское» имя: «Он – мой Б-г» (или если представить Елиуй, как сокращённый вариант имени, то «Господь – мой Б-г»). (Его отца зовут соответственно – Барахиэль, т.е. «благословляющий Б-г»). Единственно из всех друзей Иова имя Елиуя было сохранено в истории Израиля:

так звали предка Самуила 1Цар.1:1 (в синодальном переводе – «Илия»);

старшего брата Давида (1Пар.27:18 – здесь имя передано как «Елиав»);

предводителя из племени Манасии (1Пар.12:20(21) - здесь имя передано как «Елигу»).

Собственно, имя Елиуй (אליהוא, Элиху) – одно из производных имени Илии (אליהו, Элияху). (Да и манеры поведения и речи у Елиуя и пророка Илии весьма схожи.)

 

«Елиуй ждал, пока Иов говорил, потому что они летами были старше его. Когда же Елиуй увидел, что нет ответа в устах тех трёх мужей, тогда воспылал гнев его» Иов 32:4, 5

- Нам известно, что Елиуй был молод по сравнению с остальными участниками спора, и пришёл, по его собственным словам, не для того, чтобы говорить, а чтобы слушать речи других:

«Я говорил сам себе: пусть говорят дни, и многолетие поучает мудрости» Иов 32:7

Поэтому повествование умалчивает о нём до тех пор, пока не настала необходимость ввести и его в круг действий.

 

Речь Елиуя, по её положению в тексте, устанавливает связь между последнею речью Иова и Словом Вседержителя. Формально переход подготовлен тем, что последняя речь Елиуя произносится на фоне наступающей грозы, она разворачивается вместе с грозой:

«Слушайте, слушайте голос Его и гром, исходящий из Уст Его. Под всем небом раскат его, и блистание его - до краёв земли. За ним гремит Глас; гремит Он гласом величества Своего и не останавливает его, когда Голос Его услышан» Иов 37:2-4

Причём, сам отклик Елиуя на наступающую грозу также заставляет нас ожидать прихода именно Б-жьей бури, Б-жьего Слова:

«Он сокрывает в дланях Своих молнию и повелевает ей, кого разить.

Треск её даёт знать о ней; скот также чувствует происходящее.

И от сего трепещет (חרד, харад) сердце моё и подвиглось с места своего,

Слушайте, слушайте Голос Его и гром, исходящий из Уст Его»

Иов 36:32, 33; 37:1, 2

Ср. «На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою, и трубный звук весьма сильный;

и вострепетал (חרד, харад) весь народ, бывший в стане» Исх.19:16

«Слушайте, слушайте Голос Его», -«Голос Его», а не «мой», — призывал Елиуй.

 

Елиуй защищает Б-га.

 

«1 Когда те три мужа перестали отвечать Иову, потому что он был прав в глазах своих,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.252 (0.047 с.)