Семинар 1. Место и роль суда на этапе досудебного производства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар 1. Место и роль суда на этапе досудебного производства



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«СУДЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ

СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ»

 

Направление подготовки 40.04.01 «Юриспруденция»

Программа «Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности, адвокатура, нотариат»

 

 

Квалификация магистр

Форма обучения – очная, заочная

Ростов-на-Дону – 2016

 

 

Автор-составитель:

Ст. преподаватель кафедры Процессуального права __________ Н.Н. Бочарова

 

 

Рассмотрена и рекомендована для использования в учебном процессе кафедрой Процессуального права

Протокол от «___» __________ 2016 года № _____

 

 

Зав. кафедрой Процессуального права

д.ю.н., профессор _______________________ С.Н. Назаров

 


СОДЕРЖАНИЕ

1 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ... 4

2 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 5

3 МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ... 7

4 ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ... 8

5 СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ... 9

5.1 Содержание дисциплины.. 9

5.2 Структура дисциплины.. 10

6 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 10

6.1 Вопросы для подготовки к семинарским занятиям.. 10

6.2 Примерные темы для написания рефератов. 12

6.3 Примеры тестовых заданий. 13

7 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ 19

7.1 Методические указания по конспектированию текста. 19

7.2 Методические указания по решению задач. 20

7.3 Методические указания по подготовке презентаций. 21

7.4 Методические указания по проведению дискуссии. 22

7.5 Методические указания по написанию реферата. 22

7.6 Критерии оценки самостоятельной работы студентов. 23

8 ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ 24

9 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 32

9.1 Нормативно-правовые акты.. 32

9.2 Судебная практика. 32

9.3 Специальная литература. 34

9.4 Интернет-ресурсы, справочные системы.. 35

10 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 36

11 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.. 37

 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью освоения дисциплины является углубление теоретических знаний студентов в области судебного контроля – юридической природы, сущности и значения контрольной деятельности суда, алгоритма процессуального поведения сторон и суда при решении различных вопросов, рассмотрении жалоб на действия (бездействие) и решения государственных органов и должностных лиц, необходимых для дальнейшей успешной практической деятельности, в том числе научной, преподавательской.

Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач:

Ø изучение источников уголовно-процессуального права, умение работать с ними;

Ø изучение судебной практики по уголовным делам;

Ø изучение теоретических работ по уголовно-процессуальному праву;

Ø углубленный анализ основных уголовно-процессуальных институтов, выявление трудностей их правоприменения;

Ø рассмотрение новелл уголовного и уголовно-процессуального законодательства;

Ø обучение составлению процессуальных документов по уголовным делам;

Ø формирование умения находить самостоятельные решения практических задач в области уголовного процесса.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Код компетенции Содержание компетенции Показатели достижения результата
ОК-1 осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания Знать: З1 - систему государственных органов, осуществляющих защиту прав и законных интересов граждан и организаций, место в них судебной власти. Уметь: У1 - определять характер спорного правоотношения; У2 - устанавливать взаимосвязь между разноотраслевыми нормами права. Владеть: В1 - основными понятиями, относящимися к различным отраслям права.
ОК-2 способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста Знать: З1 - способы изложения научного материала. Владеть: В1 - навыками самостоятельной работы; В2 - навыками написания научных статей; В3 - навыками участия в научных исследованиях.
ПК-2 способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности Знать: З1 - систему норм материального и процессуального законодательства. Уметь: У1 - обобщать практику применения норм материального и процессуального права; У2 - толковать нормативные акты; У3 - анализировать нормы процессуального законодательства. Владеть: В1 - методикой решения практических задач.
ПК-3 готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства Знать: З1 систему норм материального и процессуального законодательства. Уметь: У1 - составлять основные процессуальные документы; У2 - толковать нормативные акты, судебную практику; У3 - осуществлять представительство в суде и других государственных органах от имени граждан и организаций. Владеть: В1 - методикой решения практических задач.
ПК-7 способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты Знать: З1 - систему норм материального и процессуального законодательства; З2 - руководящие постановления высших судебных инстанций относительно применения законодательства. Уметь: У1 - составлять проекты судебных актов по различным категориям споров; У2 - составлять исковые заявления (заявления), жалобы при обращении в суд. Владеть: В1 - навыками расчета государственной пошлины при обращении в суды; В2 - навыками расчета убытков, причиненных нарушением прав сторон договорных отношений.
ПК-11 способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права Знать: З1 - материальные и процессуальные нормы о судебной власти; З2 - постановления КС РФ, ВС РФ; З3 - основную судебную практику; З4 -основную и специальную литературу по судебной власти. Уметь: У1 - анализировать и использовать нормативные и теоретические источники по судебной власти; У2 - систематизировать, выявлять пробелы нормативного регулирования; У3 - находить, анализировать использовать судебную практику. Владеть: В1- основами преподавания материального и процессуального права.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Дисциплина «Судебный контроль как средство реализации судебной власти» относится к циклу базовых профессиональных дисциплин, изучается в первом семестре.

Общая трудоемкость дисциплины «Судебный контроль как средство реализации судебной власти» по направлению 40.04.01.68 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»)» составляет 72 часа/2 ЗЕ, итоговая форма контроля – зачет.

Успешное освоение магистрантами дисциплины «Судебный контроль как средство реализации судебной власти» необходимо для освоения таких дисциплин как «Реализация судебной власти в гражданском и административном судопроизводстве» (1 семестр 1 курс), «Реализация судебной власти в арбитражном судопроизводстве» (1 семестр 1 курс), «Пересмотр судебный постановлений как средство обеспечения эффективности правосудия» (1 семестр 2 курс).

 

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Вид учебных занятий и самостоятельная работа Объем дисциплины, час
Всего Семестр, курс
       
Очная форма обучения
Контактная работа обучающихся с преподавателем, в т.ч.          
лекционного типа (Л)          
лабораторные работы (практикумы) (ЛР)          
практического (семинарского) типа (ПЗ)          
контролируемая самостоятельная работа обучающихся (КСР)          
Самостоятельная работа обучающихся (СР)          
Промежуточная аттестация форма зачет зачет      
час          
Общая трудоемкость (час/з.е.) 72/2 72/2      
Заочная форма обучения
Контактная работа обучающихся с преподавателем, в т.ч.          
лекционного типа (Л)          
лабораторные работы (практикумы) (ЛР)          
практического (семинарского) типа (ПЗ)          
контролируемая самостоятельная работа обучающихся (КСР)          
Самостоятельная работа обучающихся (СР)          
Промежуточная аттестация форма зачет     зачет  
час          
Общая трудоемкость (час/з.е.) 72/2     72/2  

 

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

5.1 Содержание дисциплины

№ п/п Наименование тем (разделов) Содержание тем (разделов) Коды компетенций Коды ЗУН
Тема 1 Понятие и сущность судебного контроля Понятие судебного контроля   Место и роль суда на этапе досудебного про­изводства   Судебный контроль в досудебных стадиях: общие положения ОК-1 З1,2,3 У1,2 В1
ПК-2 З1 У1 В1
ПК-7 З1,2 У1,2 В1,2
Тема 2 Реализация судебного контроля в уголовном судопроизводстве Судебный контроль при производстве отдельных следст­венных действий   Рассмотрение судом жалоб на решения и действия (бездейст­вие) прокурора, сле­дователя, органа доз­нания и дознавателя   Судебный порядок избрания наиболее строгих мер пресече­ния ОК-2 З1 В1,2,3
ОК-1 З1 У1
ПК-3 З1 У1 В1
ПК-11 З1 У1,2,3 В1
ПК-7 З1 У1,2 В1

5.2 Структура дисциплины

№ п/п Наименование тем (разделов) Объем дисциплины, час Форма текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Всего Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий СР
Л ЛР ПЗ КСР
Очная форма обучения
Тема 1 Понятие и сущность судебного контроля             Опрос Дискуссия Реферат Презентации
Тема 2 Реализация судебного контроля в уголовном судопроизводстве             Опрос Дискуссия Реферат Презентации
Промежуточная аттестация             зачет
Всего:              
Заочная форма обучения
Тема 1 Понятие и сущность судебного контроля             Опрос Дискуссия Реферат Презентации
Тема 2 Реализация судебного контроля в уголовном судопроизводстве             Опрос Дискуссия Реферат Презентации
Промежуточная аттестация             зачет
Всего:              

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

6.1 Вопросы для подготовки к семинарским занятиям

Примерные темы для написания рефератов

1. Суд как орган, контролирующий соблюдение принципов уголовного судопроизводства.

2. Сущность и значение контрольной деятельности суда.

3. Цели и задачи судебного контроля за деятельностью органов, осуществляющих предварительное расследование.

4. Соотношение судебного контроля и прокурорского надзора, ведомственного контроля за законностью и обоснованностью действий и решений органов предварительного следствия и дознания.

5. Правовые основы судебного контроля.

6. Объект и субъекты судебного контроля.

7. Объем и пределы судебного контроля.

8. Виды, форма и процедура судебного контроля.

9. Основания к рассмотрению ходатайства на производство следственного действия.

10. Порядок возбуждения ходатайства на проведение следственного действия.

11. Порядок разрешения ходатайства на производство следственного действия.

12. Результаты рассмотрения ходатайства на проведение следственного действия.

13. Субъекты обжалования решений и действий (бездействия) прокурора, органов и должностных лиц предварительного расследования.

14. Порядок и сроки обжалования.

15. Порядок рассмотрения жалобы.

16. Особенности судебного контроля при рассмотрении жалоб, принесенных на решения и действия (бездействие), связанные с производством отдельных следственных действий.

17. Суд – единственный орган, правомочный принимать решения о мерах пресечения, применение которых предполагает наиболее значительное ограничение прав и свобод личности.

18. Порядок возбуждения перед судом ходатайства об избрании меры пресечения.

19. Порядок рассмотрения ходатайства об избрании меры пресечения (о продлении срока его применения).

20. Проверка постановления судьи об избрании меры пресечения (о продлении срока применения) в кассационном порядке. Пересмотр постановления об избрании меры пресечения (о продлении срока применения) в порядке надзора.

 

Примеры тестовых заданий

Пояснительная записка

В современном юридическом об­разовании тестирование используется в качестве наиболее эффек­тивной формы контроля полученных знаний по со­ответствующим темам учебного курса. Тест — это задание стандартной формы, по которому проводится проверка уровня по­лученных знаний. Тестирование способствует формированию про­фессионального мышления будущих юристов, повышению понятий­ной культуры, развитию когнитивных способностей специалистов. При его использовании существенно экономится учебное время лекционно-семинарских занятий; можно опросить достаточно большое количество студентов за ограниченный временной интервал; опрос проводится по большому числу вопросов и «элемент угадывания» не имеет существенного значения, что дает доста­точно надежный результат, кроме того, все тестируемые находятся в равных ус­ловиях, а механизм проверки заданий практически исключает «пред­взятость» проверяющего.

Предлагаемые задания предназначены для усвоения основных по­ложений функционирования судебной системы России, для зак­репления знаний, полученных в процессе лекционного курса, семи­нарской и самостоятельной работы с основной и дополнительной литературой.

Назначение теста: Тест может использоваться для промежуточного и итогового контроля знаний студентов.

Варианты экзаменационного теста равноценны по трудности, одинаковы по структуре, параллельны по расположению заданий: под одним и тем же номером во всех вариантах работы находится задание, проверяющее один и тот же элемент содержания.

Уровень сложности определяется:

- количеством концептов, необходимых для решения тестового задания;

-содержательной частью задания;

- вариативностью действий;

- формой тестового задания

Инструкция к заданиям теста.

Прочитайте внимательно задания теста и инструкции к ним. Задания выполняйте последовательно. В задании может быть как один, так и несколько правильных ответов. Номер выбранного ответа отметьте в бланке ответов под номером выполненного Вами задания.

Задания являются закрытой формы в большей части, требующими выбора правильного ответа из нескольких предложенных вариантов. Есть открытые вопросы, требующие самостоятельного ответа тестируемого.

В открытых вопросах самостоятельно напишите, пожалуйста, правильный ответ – лаконично и правильно.

Общее время выполнения теста – 60 минут (при общем числе заданий 50, время выполнения – 55 минут)

Вопрос 1

Уголовное судопроизводство имеет своим назначением:

1) установление истины по делу;

2) быстрое и полное раскрытие преступлений;

3) защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений;

4) правильное применение уголовно-процессуального закона.

 

Вопрос 2

Досудебной стадией уголовного процесса является:

1) дознание;

2) предварительное расследование;

3) предварительное следствие;

4) назначение экспертизы.

 

Вопрос 3

Состязательность сторон означает:

1) функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо;

2) подозреваемый и обвиняемый могут пользоваться помощью защитника бесплатно;

3) правосудие по уголовному делу осуществляется только судом;

4) никакие доказательства не имеют заранее установленной силы.

 

Вопрос 4

Принцип неприкосновенности жилища предполагает:

1) полный запрет на производство каких-либо следственных действий в жилище;

2) возможность производства следственных действий с обязательным участием прокурора;

3) обеспечение прав проживающих в жилище лиц путем установления в законе порядка проведения следственных действий;

4) возможность производства следственных действий в жилище только с разрешения суда.

 

Вопрос 5

Задержание возможно при наличии одного из следующих оснований:

1) когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

2) когда лицо отказывается от дачи показаний;

3) когда лицо является с повинной;

4) когда в отношении лица возбуждено уголовное дело.

 

Вопрос 6

До судебного решения лицо не может быть задержано на срок более:

1) 24 часов;

2) 36 часов;

3) 48 часов;

4) 72 часов.

 

Вопрос 7

Ограничение права на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений допускается:

1) на основании решения прокурора или суда;

2) только на основании судебного решения;

3) только на основании решения прокурора;

4) на основании решения дознавателя или следователя.

 

Вопрос 8

Суд не правомочен принимать решения:

1) об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога;

2) об отстранении дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований уголовно-процессуального закона;

3) о продлении срока содержания под стражей;

4) о производстве личного обыска.

 

Вопрос 9

Прокурор не уполномочен:

1) отменять незаконные и необоснованные постановления нижестоящего прокурора;

2) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;

3) избирать домашний арест в качестве меры пресечения;

4) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение законодательства.

 

Вопрос 10

Участие защитника в уголовном деле допускается:

1) с момента вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого;

2) с момента предъявления обвинения;

3) с момента окончания предварительного расследования;

4) с момента ознакомления обвиняемого с материалами уголовного дела.

 

Вопрос 11

Отвод судье заявляется:

1) до начала судебного следствия;

2) до назначения судебного заседания;

3) после поступления уголовного дела в суд;

4) на предварительном слушании.

 

Вопрос 12

Какое из перечисленных следственных действий не может производиться без судебного решения:

1) осмотр местности;

2) осмотр жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;

3) осмотр предмета;

4) предъявление для опознания.

 

Вопрос 13

Протокол задержания должен быть составлен в срок не более:

1) 2 часов;

2) 3 часов;

3) 4 часов;

4) 5 часов.

 

Вопрос 14

Лицо может быть задержано по подозрению в совершении:

1) тяжкого или особо тяжкого преступления;

2) любого преступления;

3) только умышленного преступления;

4) преступления, за совершение которого может быть назначено наказание в виде лишения свободы.

 

Вопрос 15

О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение:

1) 4 часов;

2) 6 часов;

3) 8 часов;

4) 12 часов.

 

Вопрос 16

Продолжительность свидания задержанного подозреваемого с защитником не может быть менее:

1) 1 часа;

2) 2 часов;

3) 3 часов;

4) 4 часов.

 

Вопрос 17

Подозреваемый подлежит освобождению, если:

1) прокурор отказал в возбуждении уголовного дела;

2) не подтвердилось подозрение в совершении преступления;

3) на его одежде отсутствуют явные следы преступления;

4) его родственники не уведомлены о произведенном задержании.

 

Вопрос 18

Родственники задержанного подозреваемого уведомляются не позднее:

1) 6 часов;

2) 8 часов;

3) 10 часов;

4) 12 часов.

 

Вопрос 19

Сохранение в тайне факта задержания в интересах предварительного расследования не допустимо в отношении:

1) военнослужащего;

2) поданного другого государства;

3) несовершеннолетнего;

4) депутата Государственной Думы.

 

Вопрос 20

Мера пресечения избирается при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый, подозреваемый:

1) может отказаться от дачи показаний;

2) может продолжить заниматься преступной деятельностью;

3) может не признать вину;

4) может ходатайствовать о производстве следственного действия.

 

Вопрос 21

Мерой пресечения не является:

1) заключение под стражу;

2) домашний арест;

3) залог;

4) задержание.

 

Вопрос 22

Мерой пресечения является:

1) задержание;

2) личное поручительство;

3) отстранение от должности;

4) привод.

 

Вопрос 23

По общему правилу, подозреваемому, в отношении которого избрана мера пресечения, обвинение должно быть предъявлено не позднее:

1) 3 суток с момента применения меры пресечения;

2) 5 суток с момента применения меры пресечения;

3) 10 суток с момента применения меры пресечения;

4) 30 суток с момента применения меры пресечения.

 

Вопрос 24

Подписка о невыезде и надлежащем поведении состоит в письменном обязательстве:

1) не ходатайствовать о производстве следственных действий;

2) не обжаловать решения и действия (бездействие) следователя, дознавателя, суда;

3) не препятствовать производству по уголовному делу;

4) передать недвижимое или движимое имущество в суд в целях обеспечения явки обвиняемого в суд.

 

Вопрос 25

Для избрания личного поручительства в качестве меры пресечения требуется:

1) согласие потерпевшего;

2) решение суда;

3) согласие подозреваемого, обвиняемого;

4) санкция прокурора.

 

Вопрос 26

Залог в качестве меры пресечения избирается на основании решения:

1) дознавателя;

2) следователя;

3) прокурора;

4) суда.

 

Вопрос 27

Домашний арест избирается по решению:

1) следователя;

2) прокурора;

3) суда;

4) руководителя следственного органа.

 

Вопрос 28

Домашний арест избирается на срок:

1) до одного месяца;

2) до двух месяцев;

3) до трех месяцев;

4) до шести месяцев.

 

Вопрос 29

По общему правилу, заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении:

1) тяжкого и особо тяжкого преступления;

2) умышленного преступления;

3) преступления, за которое уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше трех лет;

4) любого преступления.

 

Вопрос 30

Лицо, в отношении которого в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, должно:

1) хранить тайну следствия;

2) пользоваться помощью защитника;

3) содержаться в условиях, исключающих угрозу его жизни и здоровью;

4) возместить государству расходы, связанные с реализацией избранной меры пресечения.

 

Вопрос 31

Рассмотрев ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, суд может вынести постановление о продлении срока задержания на срок не более:

1) 24 часов;

2) 36 часов;

3) 48 часов;

4) 72 часов.

 

Вопрос 32

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Особенность учебного процесса определяется образовательной технологией, которая предполагает сочетание нескольких форм обучения. К таким формам обучения относятся: лекционные занятия, семинарские (практические), самостоятельная работа студентов с учебными материалами, научной литературой и судебной практикой, выполнение письменных работ, индивидуальные консультации преподавателя (как очными, так и письменными, с использованием электронной почты и Интернет).

Самостоятельная работа это, прежде всего особый процесс добывания знаний.

Содержание учебного процесса должно быть акцентировано на привитие студентам фундаментальных основополагающих знаний, позволяющих выработать практические навыки и умения анализировать и решать практические правовые проблемы. Это предполагает использование активных методов в обучении и немаловажную роль при этом играет самостоятельная подготовка.

Кроме основной задачи научить студентов учиться, с учетом специфики юридической профессии, самостоятельная работа студентов призвана решать и такие задачи как:

1) оказывать помощь студентам в приобретении прочных знаний (перестройка содержания лекций с целью придания им проблемного характера, выделение творческого материала для самостоятельной проработки, разработка системы заданий и контроля за их исполнением, определение списка обязательной и дополнительной литературы);

2) создавать опыт самостоятельной учебно-научной деятельности и стимулиро­вать его развитие (подбор творческих заданий, привлечение последних науч­ных первоисточников, обсуждение опыта самостоятельной творческой работы студентов на студенческих конференциях и научных студенческих кружках);

3) помогать студентам в овладении профессионально направленными приемами учебной деятельности с ориентацией на будущую специальность юриста (изучение юридических журналов, обеспечение профессиональной направленности тематики курсовых и выпускных квалификационных работ, участие в деятельности различных правоохранительных органов и других структур);

4) укреплять стремление студентов к самообразованию.

Основными видами самостоятельной работы студентов применительно к этим условиям и требованиям является:

1. Предварительная подготовка к занятиям, в том числе и к тем, на которых будет изучаться новый, незнакомый для студентов учебный материал. Такая подготовка предполагает изучение учебной программы, установление связи с ранее полученными знаниями, выделение наиболее значимых и актуальных проблем, на изучение которых следует обратить особое внимание и др.

2. Прослушивание лекций, осмысление учебной информации, сообщаемой преподавателем, ее обобщение и краткая запись. Своевременная доработка конспектов лекций.

3. Подбор, изучение, анализ и конспектирование рекомендованной литературы по учебным дисциплинам.

4. Выяснение наиболее сложных, непонятных вопросов и их уточнение во время консультаций.

5. Подготовка к семинарским, практическим занятиям, зачетам и зачетам. Активная познавательная деятельность в ходе их проведения.

6. Выполнение специальных учебных заданий, предусмотренных учебной программой.

7. Написание рефератов, докладов, контрольных, курсовых, выпускных квалификационных работ.

8. Подготовка докладов на студенческие научно-практические конференции.

9. Самостоятельное чтение правовых журналов: «Государство и право», «Правоведение», «Журнал российского права», «Российская юстиция»; «Законность», а также «Российской газеты», и др.

Самостоятельная работа включает:

¾ решение типовых задач; выполнение различных упражнений по образцу;

¾ составление правовых документов;

¾ подготовку к семинарским занятиям, зачетам и зачетам; самостоятельное прочтение, просмотр, конспектирование учебной литературы; заучи­вание, пересказ, запоминание, повторение учебного материала; доработка конспектов лекций; подбор, изучение, анализ и конспектирование рекомендованной литературы; выяснение наиболее сложных, не­понятных вопросов и их уточнение во время консультаций; предварительная подготовка к занятиям, в том числе и к тем, на которых будет изучаться новый, незнакомый учебный материал;

¾ подготовку сообщений, докладов, выступлений на семинарских и практических занятиях, подбор литературы по учебной проблеме;

¾ написание контрольной, курсовой работы; выполнение специальных учебных заданий, предусмотрен­ных учебной программой; систематическое чтение правовых журналов, периодической печати, поиск и анализ дополнительной информации.

¾ написание рефератов, научных статей; участие в научно-исследовательской работе; подготовка ВКР; выполнение специальных творческих заданий и др.

В качестве учебных материалов для обучения должен использоваться не только лекционный материал, но и самостоятельное изучение учебников, специальной литературы и периодических изданий. Студенты должны уметь пользоваться правовыми системами Консультант Плюс и Гарант. Современные информационные технологии позволяют перенести уникальные печатные издания «Классиков русской цивилистики», многообразные энциклопедии и словари на электронные носители, они так же могут служить учебным материалом.

Способы самостоятельной работы студента:

¾ освоение теоретического материала по изучаемой дисциплине (отдельные темы, отдельные вопросы тем, отдельные положения и т. д.) с использованием учебников, учебных пособий;

¾ более глубокое изучение специальной научной литературы по отдельным проблемным вопросам;

¾ закрепление знаний теоретического материала путем решения задач, выполнения контрольных работ, тестов для самопроверки. Следует учитывать, что работа с задачами позволяет понять и запомнить основные нормативно-правовые акты и прививает навыки их применения;

¾ подготовка к групповой дискуссии, деловой игре, выступлению на научной студенческой конференций или научном студенческом кружке;

¾ проведение письменного анализа конкретной ситуации и выявление проблем в правовом регулировании;

¾ разработка правовой документации, составление проекта сделки или процессуальных документов;

¾ выработка собственного мнения, подходов и моделей;

¾ сопоставление различных научных и практических идеи и точек зрения;

¾ формирование представлений о тенденции развития законодательства.

В зависимости от процесса обучения самостоятельная работа студента может включать все выше перечисленные виды, либо их часть в самом разнообразном соотношении. Контроль, за проведением самостоятельной работы может осуществлять преподаватель.

Задания для самостоятельной работы студента могут четко формулироваться преподавателем, либо избираться студентами самостоятельно, при этом они должны быть разграничены по темам изучаемой дисциплины, и их объем должен быть определен часами, отведенными в учебной программе.

Результаты самостоятельной работы студента контролируются преподавателем. Эти результаты оцениваются и учитываются в ходе итоговой аттестации студента по изучаемой дисциплине. Наиболее приемлемой формой оценки результатов работы студента по изучаемой дисциплине является балльная.

Используемые формы контроля: тестирование; проверка письменных заданий, контрольных работ, задач; доклад по самостоятельно изученной теме; экспресс опрос.

Как конспектировать текст

Во всяком научном тексте содержится информация 2-х видов: основная и вспомогательная. Основной является информация, имеющая наиболее существенное значение для раскрытия содержания темы или вопроса. К ней относятся: определения научных понятий, формулировки законов, теоретических принципов и т.д. Назначение вспомогательной информации - помочь читателю лучше усвоить предлагаемый материал. К этому типу информации относятся разного рода комментарии.

Основную — записываем как можно полнее, вспомогательную, как правило, опускаем. Содержание конспектирования составляет переработка основной информации в целях ее обобщения и сокращения. Обобщить — значит представить ее в более общей, схематической форме, в виде тезисов, выводов, отдельных заголовков, изложения основных результатов и т.п. Читая, мы интуитивно используем некоторые слова и фразы в качестве опорных. Такие опорные слова и фразы называются ключевыми. Ключевые слова и фразы несут основную смысловую и эмоциональную нагрузку содержания текста.

Выбор ключевых слов — это первый этап смыслового свертывания, смыслового сжатия материала.

Важными требованиями к конспекту являются наглядность и обозримость записей и такое их расположение, которое давало бы возможность уяснить логические связи и иерархию понятий.

По форме конспекты подразделяются на формализованные и графические.

1. Формализованные (все записи вносятся в заранее подготовленные таблицы). Это удобно, во-первых, при конспектировании материалов, когда перечень характеристик описываемых предметов или явлений более или менее постоянен, во-вторых, при подготовке единого конспекта по нескольким источникам. Особенно если есть необходимость сравнения отдельных данных. Разновидностью формализованного конспекта является запись, составленная в форме ответов на заранее подготовленные вопросы, обеспечивающие исчерпывающие характеристики однотипных предметов или явлений.

2. Графические (элементы конспектируемой работы располагаются в таком виде, при котором видна иерархия понятий и взаимосвязь между ними).

По каждой работе может быть не один, а несколько графических конспектов, отображающих книгу в целом и отдельные ее части. Ведение гра



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.89 (0.216 с.)