Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика видов памяти.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Мгновенная память связана с инерционностью органов чувств. Эта память не поддается произвольному управлению. Образ в мгновенной памяти не обладает константностью – это образ ощущения, а не восприятия. Мгновенная память обеспечивает слитное восприятие мира. См.: Кратковременная память. Здесь сохраняется информация, к которой привлечено внимание. Информация сохраняется не в неизменном виде – она обрабатывается и интерпретируется. Для кратковременной памяти возможно произвольное управление с помощью повторения или символизации. Объем кратковременной памяти равен 7 ± 2 единиц Промежуточная (буферная) память – промежуточная инстанция между кратковременной и долговременной памятью. Здесь информация сохраняется до возможности перевести ее в долговременную память. Очищение буферной памяти и категоризация информации, накопленной за день, происходит во время сна. Долговременная память не ограничена по объему и времени сохранения информации. Но не всегда информация может быть вовремя извлечена. Доступность информации определяется организацией хранения. Имеется два типа хранения информации в долговременной памяти: с произвольным доступом к информации (информация непрерывно преобразуется) и без произвольного доступа (информация хранится в неизменном виде). Скорость извлечения информации из долговременной памяти зависит от следующих факторов: ¨ величины класса (количества альтернатив, из которых производится выбор); ¨ ценности информации; ¨ установки человека; ¨ логической категоризации. Факторы, определяющие сохранение информации в долговременной памяти: ¨ привычность материала; ¨ контекст; ¨ принцип специфичности кодирования; ¨ мотивация; ¨ углубление в изучаемый материал. Двигательная (или моторная) память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т. д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия. Эмоциональная память – это память на чувства. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого Человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания. Образная память – это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений. Следует отметить, что многие исследователи разделяют образную память на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую. Подобное разделение связано с преобладанием того или иного типа воспроизводимых представлений. Личностные особенности памяти включают: индивидуальные для каждого человека сочетания видов памяти, особенности процессов запоминания и сохранения, типичные для каждого человека свойства памяти. Объем, точность, мобилизационная готовность, уверенность в правильности воспроизведения. Эти параметры также характеризуют особенности мнемической функции личности. Объем памяти для совершенно нового материала и материала, не имеющего смысла (слоги, числа, слова иностранного языка, новые термины), равен магическому числу Миллера 7 +2. Точность памяти – способность без искажения, в тех же самых словах воспроизвести информацию. Мобилизационная готовность памяти – умение припомнить нужный материал в данный момент. (Мобилизационная готовность памяти развивается в общении, в воспроизведении запомненного материала в новом для него контексте). Мышление Понятие мышления. Мышление – это психический процесс целенаправленного, опосредованного и обобщенного познания существенных связей (эти связи неочевидны) предметов или явлений. Исследование существенных связей – деятельность, характерная только для человека; в связи с этим термин мышление не может иметь отношения к животным Мышление – это социокультурной процесс, осуществляемый только в обществе; оно теснейшим образом связано с процессом социализации (посредством мышления младенец познает социальное предназначение окружающих его предметов). Начало мышления младенца приходится на начало социализации. Процесс социализации предполагает включение во всю систему человеческих отношений, важнейшим элементом которой является мышлению; социализация обеспечивает освоение логики предметной деятельности. Язык – наиболее способ существования мышления; ребенок, осваивая предметную деятельность, осваивает языковые примеры. Язык выполняет важную функцию по отношению к мышлению: сформировавшаяся мысль расчленяется благодаря языку и может быть выражена словами. Мышление всегда включается только в проблемных ситуациях. Одна из важнейших задач – анализ ситуации, отделение понятного и непонятного и формулирование на основе непонятного цели и задачи. Интуиция – это необходимая составляющая мышления. Она была исследована группой психологов во главе с Рубинштейном, которая попыталась разобраться в процессе перехода с одного уровня мышления на другой (от одного образа мышления к другому). Исследования показали, что интуиция основывается на опыте и знаниях, которые хранятся в памяти и подсознании человека; вероятность инсайта определяется тем, как часть человек обращается этим знаниям в реальной жизни. Ощущение и восприятие дают нам знание единичного – отдельных предметов и явлений реального мира. Но такая информация не может рассматриваться как достаточная. Для того чтобы человек мог жить и нормально трудиться, ему необходимо предвидеть последствия тех или иных явлений, событий или своих действий. И это обеспечивается мышлением Мышление – есть опосредствованное, обобщенное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях. Оно носит опосредствованный характер. (Осуществление мышления посредством мыслительных операций характеризует мышление как опосредствованное отражение действительности). Оно всегда строится на основе чувственного отражения мира (т.е. образы чувственного познания являются материалом, с помощью которого только и может осуществиться отражение на уровне мышления). Опосредствованный и обобщенный характер мышления обеспечивает познание человеком как явлений, так и их сущности. Благодаря мышлению, человек отражает не только то, что может быть непосредственно воспринято с помощью органов чувств, но и то, что скрыто от восприятия и может быть познано лишь в результате анализа, сравнения, обобщения. Мышление позволяет устанавливать различные связи и отношения. Виды мышления. Чаще всего мышление подразделяют на теоретическое и практическое. При этом в теоретическом мышлении выделяют понятийное мышление и образное мышление, а в практическом наглядно-образное мышление и наглядно-действенное. Понятийное мышление – это такое мышление, в котором используются определенные понятия. При этом, решая те или иные умственные задачи, мы не обращаемся к поиску с помощью специальных методов какой-либо новой информации, а пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений умозаключений. Образное мышление – это вид мыслительного процесса, в котором используются образы. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преооразуются так, что в результате манипулирования ими мы можем найти решение интересующей нас задачи. Чаще всего такой вид мышления преобладает у людей, деятельность которых связана с каким-либо видом творчества. Наглядно-образное мышление – это мышление при непосредственной опорой на окружающую действительность и без этого осуществляться не может. Мысля наглядно-образно, мы привязаны к действительности, а необходимые образы представлены в кратковременной и оперативной памяти. Данная форма мышления является доминирующей у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Наглядно-действенное мышление – это мышление, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является, создание какого-либо материального продукта. Следует отметить, что все эти виды мышления могут рассматриваться и как уровни его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное. Стадии развития мышления. В становлении мышления выделяются две стадии: 1) допонятийное мышление; 2) понятийное мышление. Разница между теоретическим и практическим видами мышления, по мнению Б. М. Теплова, состоит лишь в том, что «они по разному связаны с практикой… Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач…, тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей» [2]. Творческое мышление. По мнению Дж.Гилфорда, творческое мышление характеризуется четырьмя особенностями: 1. Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. 2. Семантическая гибкость, то есть способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике. 3. Образная адаптивная гибкость, то есть способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны. 4. Семантическая спонтанная гибкость, то есть способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности, в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей. Речь и язык
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.105 (0.008 с.) |