Аудит расчетов с поставщиками, покупателями, разными дебиторами и кредиторами, подотчетными лицами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аудит расчетов с поставщиками, покупателями, разными дебиторами и кредиторами, подотчетными лицами



 

Цель аудита - оценка правильности организации учета расчетов с поставщиками, покупателями, разными дебиторами и кредиторами, подотчетными лицами на предприятии, подтверждение законности образования различных видов дебиторской и кредиторской задолженности, ее досто­верности и реальности погашения.

В процессе аудиторской проверки расчетных операций следует руководствоваться следующими нормативными документами:

1. Гражданский кодекс РФ.

2. Налоговый кодекс РФ.

3. Постановление Правительства РФ "Об оформле­нии взаимной задолженности предприятий и организаций векселями единого образца и развитии вексельного обращения".

4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению.

5. Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации.

6. Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/08).

7. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

8. Письмо МФ РФ "О порядке отражения в бухгалтерском учете товарообменных операций или операций, совершаемых на бартерной основе".

9. Указания по отражению в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением договора простого товарищества.

10. Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации.

Для того, чтобы наметить направления проверки, области углубленного контроля, аудиторам необходимо получить предварительное представление о состоянии расчетов на предприятии. Поэтому они должны уста­новить: наличие на предприятии необходимой нормативной базы; перечень применяемых первичных документов, порядок их заполнения; состояние аналитического учета и технологии обработки первичных документов по учету расчетных операций; как организован внутренний контроль расчетных операций.

Для подтверждения первоначальной оценки систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета расчетных операций аудиторы на основе полученной информации заполняют заранее разработанные тесты. На основе данных тестирования может быть установлено, насколько контроль расчетных операций эффективен, а учет расчетных операций - соответствует действующему законодательству. Если окажется, что вероятность пропуска ошибок велика, то аудиторам потребуется включить в программу проверки дополнительные вопросы и направить особые усилия на изучение тех трупп хозяйственных операций, которые не подвергались внутреннему контролю или которым не уделялось должного внимания со стороны бухгалтерии.

При проверке расчетов применяются приемы фактического и документального контроля, аналитические процедуры, логический анализ, а также устные опросы должностных лиц по отдельным вопросам данного раздела аудиторской программы. Проверку состояния расчетов рекомендуется начинать с выяснения соответствия данных регистров по учету расчетов записям по счетам Главной книги.

Затем осуществляется инвентаризация расчетов или анализ результатов инвентаризации, если они имеются к моменту проверки. При этом нужно установить: нет ли пропуска сроков исковой давности по расчетам с дебиторами и кредиторами, причины и виновные лица в пропуске таких сроков; тождество расчетов с банками, подразделениями предприятия, бюджетом; правильность и обоснованность списания сомнительных долгов, а также сумм других задолженностей; правильность и обоснован­ность числящихся на балансе сумм задолженности по недостачам и меры, принятые к их взысканию; достоверность предъявленных к дебиторам претензий, подтверждаются ли претензии договорными обязательст­вами, предъявлены ли иски на взыскание этих задолженностей в судебном порядке и др.

Изучение информации о результатах инвентари­зации расчетов позволит аудиторам сосредоточить внима­ние на тщательной проверке тех расчетных операций, где выявлено отсутствие внутреннего контроля, установлены расхождения, ошибки и имеются сомнения в законности или реальности операций.

Источниками информации для проверки расчетов с поставщиками, по­купателями, разными дебиторами и кредиторами, подотчетными лицами являются: договоры поставки продукции (выполнения работ, оказания услуг), накладные, счета-фактуры, акты сверки расчетов, протоколы о зачете взаимных требований, акты инвентаризации расчетов, векселя, копии платежных документов, книга покупок, книга продаж, авансовые отчеты, учетные регистры по счетам 60, 62, 71, 75, 76, 79, 91 007 и др., Главная книга, бухгалтерская отчетность, Положение об учетной политике предприятия и др.

В ходе аудита расчетов с поставщиками, покупателями, разными дебиторами и кредиторами, подотчетными лицами должны быть решены следующие задачи:

1) проверка правильности оформления первичных документов по приобретению МПЗ и получению услуг с. целью подтверждения обоснованности возникновения кредиторской за­долженности;

2) подтверждение своевременности погашения и правильности отражения на счетах бухгалтерского учета кредиторской задолженности;

3) оценка правильности оформления и отражения в учете предъявленных претензий;

4) проверка правильности оформления первичных документов по поставке товаров и оказанию услуг с целью подтверждения обоснованности возникновения дебиторской задолженности;

5) подтверждение своевременности погашения и правильности отражения на счетах бухгалтерского учета дебиторской задолженности;

6) подтверждение правильности оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета операций, осуществляемых в рамках договора простого товарищества;

7) проверка правильности оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета расчетов с дочерними (зависимыми) обществами, учредителями (участниками);

8) подтверждение достоверности оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами.

Обнаруженные в ходе аудита ошибки и нарушения аудиторы регистри­руют в рабочей документации и определяют их количест­венное влияние на показатели бухгалтерской отчетности.

Как свидетельствует аудиторская практика, типичными ошибками, ко­торые выявляются в ходе проверки расчетных операций, являются сле­дующие:

- отсутствие договоров на поставку продукции, первичных расчетно-платежных документов или их неполное оформление;

- ненадлежащее ведение учета (неправильная корреспонденция счетов, недостоверность аналитического учета, формальное проведение ин­вентаризаций расчетов и т. п.);

- неправильное оформление и предъявление претензий по договорам;

- несоблюдение порядка выдачи денежных средств в подотчет и возвра­та неиспользованных сумм (нарушение сроков возврата подотчетных сумм, выдача в подотчет денежных средств лицам, не отчитавшимся по ранее полученным авансам и др.);

- отсутствие договора простого товарищества или составление его с на­рушениями Гражданского кодекса РФ;

- отсутствие фактического совместного ведения дел, отдельного баланса по договору простого товарищества;

- имущество, внесенное в качестве вклада по договору простого товарище­ства, не учитывается товарищами при начислении налога на имущество;

- прибыль, полученная товарищем, включается в налогооблагаемую прибыль по факту поступления денежных средств, убытки относятся на расходы от прочих операций.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.86.172 (0.008 с.)