Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
IV. Упражнения по логике речи.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
У п р а ж н е н и е 1. Разберитесь в грамматико-смысловой связи слов в предлагаемых ниже текстах. Разбейте фразы на речевые такты. Помните о слитном, но не смазанном дикционном произнесении слов, входящих в один такт, организуйте ваше дыхание при произнесении фраз доборами в зависимости от количества тактов и слов в них.
Корчагин раздавал работу вновь прибывшим.
*** Бегут пограничные столбы по снежным полям, пробираясь сквозь лесные просеки, сбегают в яры, выползают наверх, маячат на холмах и, добравшись до реки, всматриваются с высокого берега в занесенные снегом равнины чужого края. Н. Островский
По крайнему у степи проулку январским вечером 1930 года въехал в хутор Гремячий Лог верховой. М. Шолохов
Меня ссадили с поезда за проезд без пропуска и документов. А. Гайдар
Взгляд генерала упал на подводу впереди, и вдруг он узнал среди людей на подводе ту одинокую девушку на шоссе, над которой неслись немецкие пикировщики. А. Фадеев
Тут соловей являть свое искусство стал. И. Крылов Вчера доктор и наш Андрей были в клубе и опять проигрались.
*** А я всю жизнь болтался по квартирам с двумя стульями, с одним диваном и печами, которые всегда дымят. А. Чехов
Необыкновенная пестрота лиц привела его в совершенное замешательство. Н. Гоголь
У п р а ж н е н и е 2. Прочитайте данные ниже тексты в следующих вариантах интонационно-смыслового звучания: а) как окончательный вывод из событийного рассказа на определенную тему (интонация точки); б) как сообщение, требующее развития мысли. Используйте в составляемых вами новых сложных фразах союзы: а, но, да, потому что, так как, если, хотя, так что (интонация запятой); в) как утверждающее доказательство определенными фактами (интонация двоеточия). Например: Береги честь смолоду. В первом варианте звучания, если это является концовкой рассказа, голос, поднявшись после первого такта на слове «честь», на втором такте будет спадать к ударной гласной слова «смолоду». Выполняя вариант «б», попробуем продолжать эту мысль некоторым развитием ее: теперь второй такт «смолоду» будет выше первого; голос на ударной гласной слова «смолоду» делает загиб кверху и «точно поднятая для предупреждения рука, заставляет слушателей терпеливо ждать продолжения фразы»[25]: «Береги честь смолоду, а платье снову». Для выполнения варианта «в» поставим задачу раскрыть свое утверждение более основательно и подробно, тогда после второго такта прозвучит интонация двоеточия, заставляющая ждать разъяснения. Упражняясь на следующих текстах, следите за передачей звучания точки, запятой, двоеточия: Одна пчела немного меду натаскивает. Пуганая ворона куста боится. Смелости учись у разведчика. Дорога ложка к обеду. Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу. И кости по родине плачут. От одного слова — да навек ссора. Живое слово дороже мертвой буквы. В чужой беседе всяк ума купит. Один в поле не воин. Цыплят по осени считают. Счет дружбе не помеха. Без труда нет добра. Сладкий язык и змею из норы вытащит. Иная похвала хуже брани.
У п р а ж н е н и е 3. Разберитесь в смысле предлагаемых фраз, определите логические паузы и ударения, научитесь читать так, чтобы в звучащей речи точно передавались знаки препинания. Определите сами, только ли изменениями голосовых ходов или и остановками вы будете отделять речевые такты в ходе развития мысли. В текстах с неуказанными знаками препинания следите за точным выражением мысли.
Тексты. Кроме действительно крепкого запаха сошедших, как сквозь землю провалившихся грибов, в лесу держался запах прелой травы, или, лучше сказать, прелого сена, который мог бы быть и неприятен, если бы, например, разворошить перед носом сгнившую копну, но теперь он держался в лесном воздухе такой легкой, такой тонкой примесью, что вдыхаешь его жадно и все никак не надышишься.
*** Погода установилась такая, что к вечеру опускался на траву легкий морозец, и в небе, подсвеченном ясной и чистой луной и оттого полупрозрачном, полупрозрачно и золотисто мерцали звезды. Охладевший воздух, казалось, нужно было разливать по бутылкам, чтобы возить в город и чтобы там, хотя бы в таких дозах, все же принимали его городские люди.
*** Я люблю глядеть на свое село и обычным взглядом, и внутренним, как люблю глядеть на бесконечно маленькую округлую каплю хрустальной влаги, собравшуюся в зеленой ладошке листа посреди бесконечно огромного цветущего луга, на маленькие солнца, отразившиеся в этой капле, на маленькие окрестные предметы, на маленького самого себя, отразившегося в ней же. Вл. Солоухин *** Не одна картина человеческой радости и позора, не одно счастье и не одна злоба прошли в это утро перед глазами Тимофея, но все дурное отставало, как отстает черная грязь от белого лебедя, а взволнованная ласка западала в сердце. Глубоко запомнились и пожатия шершавых рук, всю жизнь тосковавших по земле, и влага в глазах, и поцелуи тех, кто получал землю. *** До позднего вечера не расходились новобуговцы с полей: одни еще получали землю, другие вешками обозначали межи, а третьи запрягали коней и пахали под зябь свои наделы. Худенькие бедняцкие клячонки из кожи вон лезли, таща плохо налаженные плуги, и никого не удивляло, что у одного плуга были стертые на нет пятки, а у другого вместо лемеха торчал широкий австрийский штык — кромсал белое тело на войне, кромсай теперь черную землю. М. Стельмах *** Впереди лодки, далеко на горизонте, из черной воды моря поднялся огромный огненно-голубой меч, поднялся, рассек тьму ночи, скользнул своим острием по тучам в небе и лег на грудь моря широкой голубой полосой. М. Горький *** На бюро, выложенном перламутною мозаикой, которая местами уже выпала и оставила после себя одни желтенькие желобки, наполненные клеем, лежало множество всякой всячины. Н. Гоголь
У п р а ж н е н и е 4. Сделайте в предлагаемых фразах возможные перемещения логических пауз, определите, как это меняет мысль и в и дения[26]. У быка бела губа была тупа. 1-й вариант: У быка бела /губа была тупа. 2-й вариант: У быка /бела губа/ была тупа. В первом варианте — белый бык; во втором — белая губа.
Фразы. Позвали жену смотреть. Л. Толстой Входят толстяк доктор и тонкий Обтесов. А. Чехов
Гость, хлебая щи со свининой, в присутствии женщин вел разговор о погоде, о сослуживцах. *** Всадник жадно хватанул ноздрями морозный воздух, не спеша снял перчатку, закурил, потом подтянул подпругу, сунул пальцы под потник, и, ощутив горячую, запотевшую конскую спину, ловко вскинул в седло свое большое тело. М. Шолохов
У п р а ж н е н и е 5. Прочитайте следующие тексты, сначала игнорируя подчеркнутые знаки препинания и следуя отмеченным тактам (проследите, к какому искажению смысла это приведет), восстановите стихотворное написание, а затем прочитайте логически верно. Довольн о, стыдно мне /пред гордою полячкой унижаться. Замечу кстат и:_ все поэты — любви мечтательной/ друзья. Он весел бы л: чрез две недели /назначен был счастливый срок. Но будь покоен, бар д:_ цепями, /своей судьбой/ гордимся мы. Взгляни, обернис ь: из-под арки старинной /выходит народ вереницею длинной. Они гласят /во все конц ы: «Весна идет, /весна идет!» Вот парадный подъез д._ По торжественным дням одержимый холопским недугом /целый город с каким-то испугом подъезжает к заветным дверям. ...Семья круго м. Готовит ужин; в чистом поле/ пасутся кони; за шатром/ ручной медведь лежит на воле. Обряд известный /угощень я: несут на блюдечках/ варенья,/ на столик ставят вощаной/ кувшин с брусничною водой. Шибанов молча л. Из пронзенной ноги /кровь алым струилась потоком. Встает купец, идет разносчи к, на биржу /тянется извозчик. Все видел, высмотре л;_ от удивления, поверишь ли, не станет ни уменья пересказать тебе, ни сил. И вс я, вскочив, /дрожит она.
У п р а ж н е н и е 6. Перемещайте в данных ниже фразах логические ударения так, чтобы получить все возможные варианты смысла. Ткач ткет ткани на платки Тане. Водовоз вез воду из-под водопровода. Купи кипу пик. У Тришки на локтях кафтан продрался. И кости по родине плачут. Сытый голодного не разумеет. У слепого глаза на пальцах. Мартышка к старости слаба глазами стала. С разбором выбирай друзей. Без беды друга не узнаешь.
У п р а ж н е н и е 7. Определите логическое ударение в текстах-загадках и передайте их в звучащей речи изменением голосовой мелодии по высоте. Загадайте свои загадки, выразительно выделяя ударениями признаки загадываемого предмета. В огороде нога стоит, На ноге голова висит; Куда повернет солнце, Туда голова с поклонцем. (Подсолнечник)
Между двух светил Я в средине один. (Нос)
Стоит попадья Тремя поясами подпоясана. (Кадка) Бел как снег, В чести у всех, В рот попал — Там и пропал. (Сахар)
Заря-зарница, Красная девица, По полю гуляла, Бусы растеряла, Месяц видел — не сказал, Солнышко взошло, Все подобрало. (Роса)
Черный Ивашка Деревянная рубашка, Где носом ведет — Там заметку кладет. (Карандаш)
В полотняной стране, По реке Простыне, Плывет пароход, То назад, то вперед, А за ним такая гладь — Ни морщинки не видать. (Утюг)
Я — одноухая старуха, Я прыгаю по полотну, И нитку длинную из уха, Как паутину, я тяну. (Иголка с ниткой)
У п р а ж н е н и е 8. Прочитайте слитно и внятно многословные понятия, выделяя только последнее слово. Введите их в свою связную речь так, чтобы они были в начале, середине, конце фразы и в разных падежах. Примеры: Постоянная Всесоюзная строительная выставка открывается 24 января в Парке культуры и отдыха имени Горького. Я встретил товарища Иванова на постоянной Всесоюзной строительной выставке. Подготовка к постоянной Всесоюзной строительной выставке начнется теперь же.
Тексты. Диспетчерские курсы по вызову грузовых такси... Институт геологии и разработки горючих ископаемых Академии наук СССР. Московский Государственный академический ордена Ленина Малый театр... Послание участников Всемирного форума молодежи...
У п р а ж н е н и е 9. Найдите в данных ниже текстах многословные понятия и прочитайте эти тексты соответственно известным вам правилам: В избирательных округах столицы продолжается выдвижение кандидатов в депутаты Верховного Совета РСФСР. *** ...Я был записан в Семеновский полк сержантом по милости майора-гвардии князя Б., близкого нашего родственника.
*** Отец мой, Андрей Петрович Гринев, в молодости своей служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором в 17... году. С тех пор он жил в своей симбирской деревне, где и женился на девице Авдотье Васильевне Ю., дочери бедного тамошнего дворянина. *** Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин Кирила Петрович Троекуров. А. Пушкин
Перед раскрытым окном красивого дома, в одной из крайних улиц губернского города О. сидели две женщины: одна лет пятидесяти, другая же старушка семидесяти лет. Первую из них звали Марией Дмитриевной Калитиной. И. Тургенев
У п р а ж н е н и е 10. Противопоставьте друг другу единицы счета, произнося первое число более высоким тоном по отношению ко второму, а затем наоборот. Противопоставьте также несколько единиц счета друг другу, как большие речевые такты. Не три, а шесть; не десять, а пять; не двадцать, а сто; не два, три, четыре, пять, шесть, семь, а восемь, девять.
У п р а ж н е н и е 11. Найдите в данных ниже текстах противопоставляемые слова и произнесите их подобно тому, как произносили противопоставляемые единицы счета: У осы не усы, не усища, а усики. Мал золотник, да дорог. Не верь гречихе в цвету, а верь в закрому. Рыбка мелка, да уха сладка. На вид-то он хорош, да зелен. Борода — честь, а усы и у кота есть.
Не только первый пух ланит. Да русы кудри молодые, Порой и старца строгий вид, Рубцы чела, власы седые, В воображенье красоты Влагают страстные мечты. А. Пушкин
Припомни все: смотри что ты теперь: Ты не жена — несчастная вдова; Не радостная — плачущая мать, Не милуешь — о милостях ты молишь. Ты презирала — презираю я, Тебя боялись все — ты всех боишься. В. Шекспир
Бывают странны сны, а наяву страшнее; Искала ты себе травы, На друга набрела скорее... А. Грибоедов
У п р а ж н е н и е 12. Дополните данные ниже фразы определениями, выраженными родительным падежом существительного, и прочитайте их так, как этого требует правило родительного падежа. Определения можно вставлять перед определяемым существительным и после него. Помните, что при инверсии правило остается в силе (определяемые существительные подчеркнуты). 1. Шел дождь, по стеклам лились потоки... 2. Вдруг донеслись до меня звуки... 3. Внезапно раздавался сонливый свисток... 4. Необыкновенная пестрота... привела его в совершенное замешательство. 5. У Варвары Павловны была привычка во время разговора касаться рукава... 6. На станции зажигаются огни; ярче и выше всех зеленоватый огонь... 7. Плескались шаловливые струи на стрежне, звенела зыбь, ударяя в борта... а шорох стоял по всей реке от лопавшихся то и дело пушистых клочьев... Я взял руку... и поцеловал ее, орошая слезами.
У п р а ж н е н и е 13. Разберитесь в данных текстах, особенно обратите внимание на случаи инверсий в правиле родительного падежа, и прочитайте их, как этого требуют логические паузы и ударения.
И будит лай собак уснувшие дубравы.
Как весело, обув железом острым ноги, Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!
Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. А. Пушкин
В прохладе меж двумя холмами Таился монастырь святой. Чинар и тополей рядами Он окружен был — и порой, Когда ложилась ночь в ущелье, Сквозь них мелькала в окнах кельи Лампада грешницы младой. М. Лермонтов
У п р а ж н е н и е 14. Прочитайте текст сначала без стоящих в скобках прилагательных, а затем включите их в текст, сохраняя и передавая свое конкретное видение образа.
Текст. За холмом в лесу прижалась (ласковая) осень. С шелестом падали с тополей (сухие) листья. Кусты шиповника стояли будто объятые пламенем, и (красные) ягоды в (редкой) листве их пылали, как (огненные) язычки. (Горький) запах (сопревшей дубовой) коры заполнял лес. На (мертвой) траве до полудня лежала роса. Только (деловитое) постукивание дятла нарушало тишину. М. Шолохов
У п р а ж н е н и е 15. Разберитесь, какие из определений-прилагательных в предложенных ниже текстах будут ударяемы и какие нет, проверьте это известными вам правилами об ударениях на определениях-прилагательных и прочитайте тексты соответственно этим правилам.
Не страшат тебя громы небесные, А земные ты держишь в руках, И несут эти люди безвестные Неисходное горе в сердцах.
Будь счастливей! Силу новую Благородных юных дней В форму старую, готовую Необдуманно не лей! Н. Некрасов
Гребенки, пилочки стальные, Прямые ножницы, кривые. И щетки тридцати родов И для ногтей, и для зубов. А. Пушкин Солнце — не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно-лучезарное — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. И. Тургенев У п р а ж н е н и е 16. Определите, на каком из повторяющихся слов должно быть логическое, более яркое ударение, и объясните почему. Живее, кони, живее! Крупной рысью вперед!.. Далее, далее!.. Прошли степные места. Глянешь с горы — какой вид! И. Тургенев
Зимы ждала, ждала природа...
Вперед, вперед, моя исторья! Лицо нас новое зовет. А. Пушкин
Отец, отец, оставь угрозы, Свою Тамару не брани; Я плачу: видишь эти слезы, Уже не первые они. М. Лермонтов
У п р а ж н е н и е 17. Разберитесь в инверсиях следующих текстов и определите логические паузы.
Больной и ласки и веселье Татьяну трогают...
И завещал он, умирая, Чтобы на юг перенесли Его тоскующие кости, И смертью — чуждой сей земли Не успокоенные гости!
И Ленский пешкою ладью Берет в рассеяньи свою. А. Пушкин
У п р а ж н е н и е 18. Разберитесь во взаимосвязи пауз и ударений в данных повествовательных фразах и научитесь их логически верно произносить, не делая лишних ударений. Добивайтесь этого укрупнением речевых тактов и верной организацией дыхания. С какими из знакомых вам правил о логических ударениях встречаетесь вы в разбираемых фразах?
Тексты На дворе старинного польского монастыря была расположена батарея красных. Н. Островский
На Васильевском острове в только что отстроенном доме, по 19-й линии, на пятом этаже, помещалась так называемая «Центральная станция по борьбе с бытом», в квартире инженера Ивана Ильича Телегина. А. Толстой
Второе утро над степью, затуманенной теплой марью, на быстролетных птичьих крыльях неслась запоздалая весна. Когда на опушке бора близ Лебяжьего вдруг объяло курчавые вершины сосен тихим пламенем, все кочующее пернатое царство, охваченное извечной весенней страстью, примолкшее было перед зарей, сговоренно пришло в движение и поднялось, чтобы многоголосо и ликующе встретить солнце:
Везде шла какая-нибудь работа: городские пареньки, никогда не державшие в руках плотничьего топора и рубанка, настилали в палатке пол из досок, делали крышу над амба-рушкой, перевезенной из села для кухни; девушки наводили особый девичий уют и порядок в вагончике, отданном в их владение, стирали белье на берегу пруда и помогали Фене Солнышко мыть посуду: час назад отшумел бригадный обед. М. Бубеннов
Упражнения
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.251.12 (0.012 с.) |