Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
III. Положение речевого аппаратаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ПРИ ОБРАЗОВАНИИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ. Звуки Б, П. Губы плотно сомкнуты. Язык лежит свободно, кончик — у нижних резцов; при звуках П и Б нёбная занавеска поднята; струя выдыхаемого воздуха, направленная в рот, разрывает сомкнутые губы, отчего образуются звуки Б и П. При звуке Б голосовые связки вибрируют.
Рис. 9. Артикуляция П, Б: а — снаружи; б — внутри.
Звуки В, Ф. Нижняя губа своим внутренним краем слегка касается верхних зубов, нёбная занавеска поднята, язык лежит свободно — кончик у нижних передних, зубов. Продуваемый между зубами и губой воздух и образует звуки В и Ф. При звуке В связки вибрируют.
Рис. 10. Артикуляция Ф, В: а — снаружи; б — внутри.
Звуки Д, Т, Н. Язык слегка поднят к нёбу и передней своей частью плотно прижимается к верхним передним зубам. При звуке Д и Н связки вибрируют, при звуке Д и Т нёбная занавеска поднята; при звуке Н нёбная занавеска опущена.
Рис. 11. Артикуляция Д, Т, Н: а — снаружи; б — внутри. Опущенное нёбо при Н.
Звуки К, Г, X. При звуках К и Г сильно выгнутая спинка языка касается твердого нёба. Нёбная занавеска поднята. Выдыхаемая струя воздуха прорывается между спинкой языка и нёбом, от этого образуются взрывные звуки К и Г, если же между нёбом и спинкой языка остается щель, то получается длительный звук X. Нёбная занавеска при образовании звуков К, Г, X поднята. При звуке Г голосовые связки вибрируют.
Рис. 12. Артикуляция К, Г, X: а — снаружи; б — внутри.
Звук Р. Образование звуков Р и Р мягкого вызывается частыми колебаниями кончика языка под действием выдыхаемой струи воздуха. При твердом звуке Р колебание происходит у альвеол верхних передних зубов. При Р мягком кончик языка колеблется у передних верхних зубов. Голосовые связки вибрируют. Рис. 13. А ртикуляция К в сочетании с разными гласными Рис. 14. Артикуляция Р (внутри)
Звук М. Губы слегка сомкнуты, язык лежит свободно, как при звуке А; выдыхаемый воздух проходит через нос. Рис. 15. Артикуляция М Рис. 16. Артикуляция Л (снаружи) (снаружи) Звук Л. Кончик языка прикасается к верхним передним зубам, корень языка приподнят, нёбная занавеска поднята, голосовые связи вибрируют. При звуке Л мягком кончик языка прикасается к верхним альвеолам, весь язык более напряжен, чем при звуке Л твердом. Звуки З, С. Широкий кончик языка касается нижних зубов и отчасти нижних десен, а передняя часть спинки языка с небольшим продольным желобком на ней приподнимается к верхним деснам и образует с ними узкую щель. Боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам. Выдуваемый воздух проходит по желобку языка между зубами и образует звуки 3 и С. Рот слегка раскрыт (на три миллиметра), нёбная занавеска поднята; при звуке 3 голосовые связки вибрируют. При мягких 3 и С средняя часть спинки языка больше приближается к твердому нёбу, в звучании эта мягкость выражается в некотором повышении тона.
Рис. 17. Артикуляция 3, С: а — снаружи; б — внутри Звуки Ж, Ш. Широкий кончик языка поднят к верхним альвеолам, почти к краю альвеол, но не касается твердого нёба. Между языком и твердым нёбом образуется щель. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Задняя часть спинки языка также поднята и образует с твердым нёбом второе сужение. В языке создается впадина (ее иначе называют «ковшиком» или «чашечкой»). Зубы несколько раздвинуты, губы немного выдвинуты вперед. При звуке Ж связки вибрируют.
Рис. 18. Артикуляция Ш, Ж: а — снаружи; б — внутри Составные согласные. Звук Ц состоит из звуков Т и С, причем Т произносится без взрыва и плавно переходит в звук С.
Рис. 19. Артикуляция Ц: а, — снаружи; б — внутри. Пунктир — второй момент артикуляции.
Звук Ч состоит из звуков ТЬ и ШЬ, которые произносятся без заметного взрыва.
Рис. 20. Артикуляция Ч: а — снаружи; б — внутри. Пунктир — второй момент артикуляции.
Звук Щ — это удлиненный мягкий звук ШЬШЬ. Кончик языка при Щ несколько больше подвинут к передним зубам, чем при Ш.
Мягкие согласные. Все согласные могут звучать твердо и мягко, за исключением звуков Ж, Ш и Ц, которые никогда не смягчаются, и Ч и Щ, которые всегда произносятся мягко[3]. Мягкость согласных всегда вызывает существенные изменения в положении частей речевого аппарата. При образовании мягких Д, Т и Н положение частей речевого аппарата будет несколько иным, чем при произнесении твердых Д, Т и Н. При звуках ТЬ, ДЬ и НЬ кончик языка находится у нижних зубов, а передняя часть спинки языка плотно касается альвеол и передней части нёба. При ДЬ и НЬ связки вибрируют, при ТЬ голосовые связки спокойны.
IV. РАБОТА НАД ДИКЦИЕЙ. Дикция, как мы уже говорили,— это четкость произношения. Приводимые далее в пособии высказывания К. С. Станиславского о сценической речи из его книги «Работа актера над собой» (часть II, «Работа над собой в творческом процессе воплощения», глава «Голос и речь») помогут разобраться в том, что следует исправлять и чего добиваться, работая над своей дикцией. Индивидуальные качества речи каждого учащегося определяют выбор предлагаемых в пособии упражнений, их последовательность и длительность работы над тем или иным упражнением. Тем, у кого имеются речевые недостатки (неверное произношение отдельных звуков), необходимо вначале заниматься исправлением каждого звука отдельно и в слогах, чтобы через правильную артикуляцию добиться верного звучания. Для этого в учебнике даны специальные упражнения. Затем правильно поставленный звук отрабатывается на словах, и здесь внимание учащегося должно быть направлено не только на четкое произношение звуков, составляющих слово, но и на передачу конкретного образного содержания его (видения). Следующий этап работы над дикцией — слово во фразе. В тренировочной работе над фразами нужно добиваться четкой передачи мысли. Так как все разделы курса (дикция, орфоэпия, постановка голоса и дыхания, а также логика речи) изучаются параллельно и взаимосвязанно, то уже на первых этапах своих занятий сценической речью учащиеся получают необходимые знания не только по дикции, но и по всем этим разделам. Поэтому в задания практической работы по дикции над фразами включены требования орфоэпической и логической грамотности. В дикционной тренировке над фразами следует обращать особое внимание на четкое произнесение слов при их слиянии друг с другом. Например: «Моя одежда», «Она актриса», «Без умной головы работы не поправишь». Эти фразы при слиянии слов в небрежной речи могут прозвучать следующим образом: «Моя дежда», «Она ктриса», «Безумно головы работы не поправишь». В предложенных для упражнений стихах требуется уже творческое осмысление текстов. Работу по технике (выработке четкого верного произнесения) следует сочетать с выявлением образно-смыслового содержания тренировочного материала. Такой принцип тренировки дает наиболее положительный результат, и этим объясняется разнообразие тренировочных текстов, предлагаемых в учебнике: материал русского фольклора, образцы классической и современной литературы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.205.114 (0.01 с.) |