Оценка рентабельности системы складирования и оптимизация внутрипроизводственных потоковых процессов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка рентабельности системы складирования и оптимизация внутрипроизводственных потоковых процессов



Оценка рентабельности системы складирования и оптимизация внутрипроизводственных потоковых процессов

Лекция 1. Вводные положения

 

План

1.1 Понятие и сущность логистики

Финансовые потоки в логистике

Определение оптимальных уровней логистики обслуживания с целью повышения рентабельности.

1.4. Характеристика логистических затрат и их зависимость от количества складов

Экономический эффект от использования логистики

Определение оптимальных уровней логистики обслуживания с целью повышения рентабельности.

Это требование является одним из элементов стратегической политики фирм. Для выявления оптимального уровня качества обслуживания, определяют дополнительные доходы, достигнутые от предоставления высококачественного сервиса и измеряют отношение прибыли полученной от него к затратам, связанным с поддержанием таких уровней. Кроме того разрабатывается ориентированная на рынок программа с указанием уровней логистического обслуживания из которых видно как планируется обслуживать потребителей, услуг по различным классам (пример, табл. 1.2), устанавливаемым в зависимости от их доли в объеме продаж, а также срока выполнения заказа.

Таблица 1.2

Программа обслуживания потребителей

Класс потребителей услуг Доля потребителей в объеме продаж в % Уровень обслуживания в %
А   95-98 %
Б   90-95 %
В   90-95 %
Г   85-90 %
Д   85-90 %

 

Тщательная разработка логистических операций - это одно из основных требований к логистике, способствующих значительной экономии затрат. В ходе такой разработки фундаментальные проблемы увязываются с малыми вопросами, но сделать это возможно лишь при углублении знаний и приобретение всем руководством фирмы большого опыта работы.

Выполнение фирмами вышеуказанных восьми требований гарантирует взаимосвязь логистики с маркетингом и производством, обеспечивает не только высококачественное проведение всех логистических операций, но и создание эффективного с низкими издержками сервиса для покупателей, будет содействовать росту прибыли по активам рассматриваемой сферы деятельности, т.е. повышению конкурентоспособности фирм.

 

Учет прибыли от логистики в системе финансовых показателей.

 

Лучше всего логистические операции поддаются оценке со стороны учетно-калькуляционных подразделений. Традиционно в западных странах компании применяют показатели нормы прибыли на активы как наиболее важный индикатор финансовой деятельности. По аналогии ряд американских фирм рассчитывают прибыли на логистические активы. В результате внедрения в финансовую практику данного показателя все большее число компаний начинают пользоваться услугами соответствующих специальных фирм. С этой тенденцией связывается сокращение численности собственного парка автомобилей, а также тот факт, что растущее число компаний стало прибегать к услугам складов общего пользования.

Характеристика показателей эффективности использования складской площади будет рассмотрена в лекции 2

 

 

Лекция 2 Система складирования и складской переработки в логистической системе

 

План:

Склады и их классификация

Функции складов в коммерческой логистике

Система складирования как основа рентабельности работы склада

Грузовая единица - элемент логистики

Расчет стоимости грузопереработки на складе

2.6. Выбор оптимального варианта складирования

 

Склады и их классификация

 

Эффективность логистической системы зависит не только от совершенствования и интенсивности основной деятельности предприятия и транспортного обслуживания, но и от работы складского хозяйства.

Складирование продукции необходимо в связи с имеющимися колебаниями циклов производства, транспортировок и потребления. Склады различных типов могут создаваться в начале, середине и конце транспортных грузопотоков или производственных процессов для временного накапливания грузов, своевременного снабжения производства материалами в нужных количествах и реализации продукции.

Кроме операций складирования грузов, на складе выполняются еще и внутрискладские транспортные, погрузочные, разгрузочные, сортировочные, комплектовочные и промежуточные перегрузочные операции и т.д. Поэтому склады следует рассматривать не просто как устройство для хранения грузов, а как транспортно-складские комплексы, в которых процессы перемещения грузов играют важную роль.

Склады способствуют преобразованию грузопотоков, изменяя параметры принимаемых и выдаваемых партий грузов по величине, составу, физическим характеристикам входящих грузов, времени отправки транспортных партий и т.д.

Склады – это здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения различных материальных ценностей, подготовки их к производственному потреблению и бесперебойному отпуску потребителю. Примерная номенклатура складов машиностроительных заводов приведена в приложении 3.

Более подробно рассмотрим классификацию складов по признаку места в общем процессе движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции (см. рис. 2.1).

Принципиальная схема прохождения материального потока через цепь складов различных предприятий приведена на рис. 2.2.


 

Рис. 2.1. Классификация складов по признаку места в общем процессе движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции

Рис. 2.2. Принципиальная схема цепи складов на пути материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя


Объективная необходимость в специально обустроенных местах для содержания запасов существует на всех стадиях движения материального потока. Склады промышленных предприятий и фирм классифицируются следующим образом:

1. По характеру деятельности, т.е. по назначению:

а) материальные (снабженческие);

б) внутрипроизводственные (межцеховые и внутрицеховые);

в) сбытовые.

2. По виду и характеру хранимых материалов:

а) универсальные;

б) специализированные.

3. По типу конструкции:

а) закрытые;

б) полузакрытые;

в) открытые;

г) специальные (например, бункерные сооружения, резервуары).

4. По месту расположения и масштабу действия:

а) центральные;

б) участковые;

в) прицеховые.

5. По степени огнестойкости:

а) несгораемые;

б) трудносгораемые;

в) сгораемые.

Комплектация заказов

 

Для комплектации заказов применяется две базовые модели: «человек к товару» и «товар к человеку».

Система «товар к человеку» применяется на автоматизированных линиях, башнях отбора, каруселях, световых системах и другом оборудовании. Во всех остальных случаях используется концепция «человек к товару». Исторически первым, самым традиционным и простым был и остается позаказный отбор. Один человек собирает один заказ.

Рассмотрим типовую схему процесса комплектации заказов (см. рис. 3.2.)

1. Процедура комплектации начинается с получения накладной на отпуск товара (заявка, лист комплектации и т.д.), обязательным условием является расположение в документе товарных позиций в соответствии с размещением продукции на складе, иначе образуется ситуация, когда накладная составляется в таком порядке, в котором она существует в информационной системе, и комплектовщик вынужден совершать неэффективный путь, то есть неоднократно возвращаться к ранее пройденным местам и т.д.

2. Составление маршрутной карты.

3. Отборка груза с мест хранения.

4. Комплектация собранного заказа, его упаковка и маркировка.

Дифференциация в выполнении последних двух операций будет зависеть от вида комплектации - индивидуальной или комплексной.

 


Рис. 3.2 Схема комплектации заказа

 

 

Общая концепция решения складской системы в первую очередь должна быть экономичной. Экономический успех обеспечивается в случае, если планирование и реализация складской системы рассматриваются с точки зрения интересов всей фирмы, являясь лишь частью общей концепции склада. А рентабельность склада и будет, в конечном счете, основным критерием выбранной общей концепции.

Система складирования (СС) предполагает оптимальное размещение груза на складе и рациональное управление им. При разработке системы складирования необходимо учитывать все взаимосвязи и взаимозависимости между внешними (входящими на склад и исходящими из него) и внутренними (складскими) потоками объекта и связанные с ними факторы (параметры склада, технические средства, особенности груза и т.д.). Разработка СС основывается на выборе рациональной системы из всех технически возможных систем для решения поставленной задачи методом количественной и качественной оценки. Этот процесс выбора и оптимизации предполагает выявление связанных между собой факторов, систематизированных в несколько основных подсистем.

Итак, система складирования включает следующие складские подсистемы:

· складируемая грузовая единица;

· вид складирования;

· оборудование по обслуживанию склада;

· система комплектации;

· управление перемещением груза;

· обработка информации;

· "здание" (конструктивные особенности зданий и сооружений).

Каждая подсистема в себя целый ряд возможных элементов (табл. 1). При этом число элементов, составляющих основные подсистемы, может быть достаточно значительным, а сочетание их в различные комбинации еще более увеличивает многовариантность системы. Это означает, что альтернативный выбор всех конкурентных вариантов должен осуществляться в определенной последовательности с учетом технико-экономической оценки каждого из них.

Выбор рациональной системы складирования должен осуществляться в следующем порядке:

1. определяются место склада в логистической цепи и его функции;

2. устанавливается общая направленность технической оснащенности складской системы (механизированная, автоматизированная, автоматическая);

3. определяется задача, которой подчинена разработка системы складирования;

4. выбираются элементы каждой складской подсистемы;

5. создаются комбинации выбранных элементов всех подсистем;

6. осуществляется предварительный выбор конкурентных вариантов из всех технически возможных;

7. проводится технико-экономическая оценка каждого конкурентного варианта;

8. осуществляется альтернативный выбор рационального варианта.

Выбор элементов складских подсистем ведется с помощью схем и диаграмм или разработанных программ на ЭВМ. Это обеспечивает методический подход с учетом всех возможных вариантов.

3.4 Рентабельность товарных запасов (РТЗ)

 

У многих руководителей подразделений, директоров и просто закупщиков и продукт-менеджеров нет чёткого понимания в этом вопросе. Вот я и решил акцентировать внимание данной статьёй сугубо на показатель рентабельности товарных запасов (РТЗ). Сконцентрируйте своё внимание для прочтения данной статьи, так как показатель РТЗ является ключевым не только отдела закупок, но и для всей компании.

1. определение рентабельности товарных запасов,

2. виды рентабельности товарных запасов,

3. расчётные формулы рентабельности товарных запасов,

4. пример расчёта рентабельности товарных запасов,

5. возможные нормативы рентабельности товарных запасов.

Определение рентабельности товарных запасов

Рентабельность (она же прибыльность) товарных запасов – это соотношение валовой или чистой прибыли компании за определённый период времени к среднему значению себестоимости складских запасов за этот же период. Другими словами, берём из отчёта по продажам сумму прибыли компании за месяц, например, и делим её на среднемесячную себестоимость товарных запасов. Таким образом мы получаем процентное соотношение, которое показывает, как эффективно используются денежные средства инвестированные в товарные запасы.

Для торговой компании, на мой взгляд, рентабельность товарных запасов – это важнейший показатель, который отображает эффективность её деятельности.

Около 80% капитала в торговых компаниях может находится в товарных запасах. Поэтому от того, как качественно товарные запасы созданы, и зависит эффективность использования денежных средств, за которые мы их приобрели.

Рентабельность товарных запасов показывает хозяевам компании, её инвесторам, как эффективно используются деньги, которые они инвестировали в компанию. Или по-другому, сколько денег компания заработала, например, с 1 000 000 у.е. вложенных инвестиций в товарные запасы.

Виды рентабельности товарных запасов

Рентабельность товарных запасов может быть двух видов:

1) валовая рентабельность товарных запасов,

2) чистая рентабельность товарных запасов.

Отличие лишь в том, какую сумму прибыли вы делите на себестоимость складских запасов. Деление валовой прибыли на себестоимость запасов даёт валовую рентабельность товарных запасов, а деление чистой прибыли на себестоимость запасов – чистую рентабельность товарных запасов. На практике чаще используется показатель валовой РТЗ.

Однако сведениями о чистой прибыли имеются исключительно у финансового отдела и у руководства компании. А вот торговый отдел и отдел закупок могут владеть цифрами о валовой прибыли компании, поэтому ими и используется показатель валовой рентабельности товарных запасов.

Расчётные формулы рентабельности товарных запасов

Существует две основные формулы расчёта РТЗ. Первая формула применяется, если необходимо рассчитать показатель РТЗ за целый год, вторая формула – если расчёт РТЗ происходит на основании месячных данных.

Важно ещё понимать то, что рентабельность товарных запасов можно посчитать, как для отдельной товарной позиции, так и для определённой товарной категории, бренда. Чаще расчёт РТЗ производится для категории товаров.

Формуларасчёта рентабельности товарных запасов (период – 1 год)

 

РТЗ = Прибыль за год / Средняя стоимость товарных запасов в течение года

 

В числителе приведённой выше формулы может быть либо валовая прибыль компании, либо чистая прибыль.

Как рассчитывать среднемесячную себестоимость товарных запасов в течении 1 года? Здесь имеется 3 варианта расчёта:

1) Берём цифры себестоимости складских запасов на начало года и на конец года – и выводим среднее значение между ними. Но это очень «грубый» способ, так как здесь не учитывается статистика себестоимости товарных запасов на протяжении всего года. Не рекомендую таким образом рассчитывать среднюю себестоимость складских запасов, так как показатель РТЗ может быть очень искажённым.

2) Собираем информацию о себестоимости товарных запасов на начало каждого месяца в течении всего года. И определяем среднее значение между имеющимися данными. Этот способ определения среднемесячной себестоимости товарных запасов является оптимальным, так как учитывается динамика себестоимости складских запасов на протяжении всего года. Рекомендую использовать данную методику в своей практике.

3) Рассчитываем среднюю себестоимость складских запасов в течении всего года с учётом каждого рабочего дня компании. Например, компания отработала в анализируемом году 240 рабочих дней. Суммируем себестоимость товарных запасов на начало каждого рабочего дня и делим получившуюся сумму на 240 дней. Этот метод является наиболее точным, но зачастую и более трудозатратным.

Формула расчёта рентабельности товарных запасов (период – 1 месяц)

 

В данной формуле среднемесячная себестоимость товарных запасов рассчитывается, как среднее значение между показателями на начало и на конец месяца, либо как среднее значение между показателями себестоимости товарных запасов на начало каждого рабочего дня месяца.

Для чего мы умножаем получившийся результат на 12 месяцев? Таким образом мы приводим показатель рентабельности товарных запасов к годовому выражению. Для оценки альтернативных издержек, упущенной выгоды инвестора.

Рентабельность товарных запасов, приведенная к годовому выражению эквивалентна, если в течении всего года будем иметь такую же себестоимость складских запасов и темп продаж будет аналогичным текущему месяцу.

Ещё стоит обратить внимание на тот факт, что рентабельность товарных запасов в течении года при ежемесячном анализе не может быть постоянной и находиться на одном и том же уровне. Поведение показателей РТЗ будет колебаться с учётом сезонности продаж компании. Наша задача изучить данное поведение и планировать возможную рентабельность товарных запасов с учётом сезонных колебаний.

 

Оценка рентабельности системы складирования и оптимизация внутрипроизводственных потоковых процессов

Лекция 1. Вводные положения

 

План

1.1 Понятие и сущность логистики



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 3019; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.198.169.83 (0.06 с.)