Картина мира – «отображение в психике человека предметной окружающей действительности(Леонтьев: 1993, с. 18; Красных: 2003) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Картина мира – «отображение в психике человека предметной окружающей действительности(Леонтьев: 1993, с. 18; Красных: 2003)



«Соотношение между реальным миром и языком можно представить следующим образом: Реальный мир, Язык, Предмет, Явление, Слово. Однако между миром и языком стоит мыслящий человек, носитель языка» (Тер-Минасова: 2000, с. 39).

Общая картина мира, которую создает культура, материализуется в различных знаковых системах, наиболее универсальной из которых является язык. Поэтому язык по сути дела представляет собой «структурно» организованную классификацию человеческого опыта (Языковая номинация: 1977, с. 19; Кацнельсон: 1972; Арутюнова: 1979; Маковский: 1980; Серебренников: 1983; Скляревская: 1993). Мне очень нравится, как об этом сказал Борхес: «Всякий язык представляет собой алфавит символов, употребление которых предполагает некоторое общее с собеседником прошлое» (Алеф).

В недрах языка формируется языковая картина мира у человека. Но, как подчёркивает известный лингвист Елена Викторовна Падучева, «Нельзя на естественном языке описать «мир как он есть»: язык изначально задаёт своим носителям определённую картину мира, причём каждый данный язык – свою» (Падучева: 1996, с. 5-6).

Любой естественный язык отражает обыденную классификацию реальности, которая существует в коллективном языковом сознании носителей конкретного национального языка. Даже за самыми неразвитыми языками, не имеющими собственного языка науки, признается «каротинообразующая» функция. Модель мира, выстроенная на материале этих языков, будет примитивнее выстроенных другими языками, но она будет полностью отражена в языковом сознании их носителей.

При помощи естественного человеческого языка находят выражение и другие картины мира, которые создает человек в процессе познавательной деятельности. ведь человек постигает мир посредством лексической системы своего языка. Так создаются и находят воплощение научная, философская, религиозная и другие картины мира, каждая из которых охватывает мир лишь в отдельных специфических аспектах. Сделаем вывод: при помощи языка опытное знание, полученное отдельными индивидами, превращается в коллективное достояние, коллективный опыт» (Постовалова: 1988, с. 11)

Напомню, что языковая картина мира не является научным отражением понятого мира. Язык аккумулирует в себе коллективное сознание этноса, в том числе, и донаучное. Опять приведу примеры из области понятия «время».

С точки зрения естественных наук, время существует вне сознания и, следовательно, не зависит от него. Но когда человек говорит о времени, то, как правило, опирается на ненаучное, обыденное, подсознательное представление о нем и о мире в целом. Время – это изначальная данность, как понятие оно имеет историю, складывающуюся на всем протяжении развития человеческого познания. Как пишет Надежда Дмитриевна Арутюнова, «У человека нет органа, специализированного на восприятии времени, но у человека есть чувство времени» (Арутюнова: 1999, с. 52). Чувство времени появилось у человека задолго до того, как его разум научился мыслить качественно иными абстракциями и категориями, такими, как направленность, асимметрия, причинность. И выяснилось, что для всех культур могут быть выделены некоторые универсальные черты, в истоке которых лежит, согласно мнению большинства ученых, общий для всех архетип сознания. С чем это связано? Развитие представлений о времени связано с умением фиксировать и сопоставлять естественные циклы природы: «Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит...». Древнейшей моделью времени, в которой проявляется и его универсальная ценность и которую относят к первобытным и языческим культурам, принято считать «циклическое» время. Эта модель восходит к архаическому, космологическому, мифологическому сознанию. В основе такой модели лежит образ круговорота событий, их ритмического повторения. Эта модель. характерная не только для европейской цивилизации Так, древнекитайская мысль воспринимала время как огромный организм, который находится в циклическом процессе изменения. В цивилизации майя время также двигалось по кругу, о чем свидетельствуют изображения на древних обелисках. Культура Древней Месопотамии оставила в наследство не только символы двенадцати созвездий Зодиака, но и деление часа на шестьдесят минут, а минуты – на шестьдесят секунд, семидневную неделю, в основе которых также лежит идея движения времени по кругу. На языковом уровне отражение кругового движения времени эксплицировано, к примеру, в русском языке: давным-давно круглый год, во веки веков, грузинском mTeli dRe, ukuniTi ukunisamde. Как результат более позднего осмысления феномена в культурологии рассматривается модель «линейное время». Линейное время может быть понято как разомкнутый сознанием и расправленный в линию круг. Следовательно, в нем появляются «начало» и «конец». И вот вам английское all day long. Появляется длина, линия, отрезки - час, минута, секунда.

Языковая картина мира, являясь посредником между человеком и реальностью, фиксирует национально-специфическое видение мира. Научное знание – объективно и вненационально. Научная картина мира – это плод профессиональной познавательной деятельности человека, в которой отражаются результаты научной деятельности всего человечества; эта картина отражает объективное знание о мире, актуальное на определенном этапе развития научной мысли. Языковая картина мира порождена обыденным сознанием. Исследователи называют такую картину мира наивной. Параллелизм этих систем в известной степени условен, эти системы взаимопроницаемы. А вот и элемент научной картины мира из фрагмента «время», который вошел в языковую – слово фаза, или этап. Следовательно, языковая картина мира вбирает в себя элементы различных систем ментальной организации знаний, то есть различных картин мира, которые выстраивает человек.

Отдельные фрагменты картины мира, закодированные средствами языковой семантики, со временем могут оказываться в той или иной степени пережиточными, устаревшими (Маслова: 2004, с. 65). Человек осваивает мир – появляются новые ареалы на языковой картине мира: электронные деньги, час пик, компьютер, кредитка, мониторинг...

В языковой картине мира отражается и его ценностная оценка, и по фактам языка можно проследить как в ней отражаются универсальные общечеловеческие ценности и ценности, отмеченные национальным и культурными кодами, совокупность которых и образует определенный тип культуры. Универсальная колокация доброй ночи, good night в английском, но вдруг язык открывает новый ракурс в универсальном laba naktis в литовском что-то вроде «лучшей ночи», «хорошей ночи», или – Rame mSvidobisa (мирной ночи) в грузинском; но тут можно вспомнить русское спокойной ночи, получается соотношение мир-поко й, и опять совпадение в восприятии мира: ночь должна быть мирной, покойной. Но хочу подчеркнуть, что грузинское языковое сознание все отрезки суток и пожелания основывает на значении мир, дила мшвидобиса, сагамо мшвидобиса, либо- победе. «Здравствуйте» в грузинском от слова победа: гамарджоба-гамарджвеба. Таким образом, мы видим, что ценностная шкала в культуре может реконструироваться по единицам языковой картины мира. Как? Через реконструкцию оценочных, моральных суждений, содержащихся в устойчивых выражениях языка.

Сделаем вывод. Картина мира всегда характеризуется национально-культурной спецификой, поскольку формируется под влиянием исторических событий, географических условий и этнопсихологических особенностей отдельных народов. Именно на этом основании в современной науке язык определяется в качестве одного из ведущих признаков этноса. Но национально-культурная специфика устанавливается только на фоне общечеловеческого единства в мировосприятии: через анализ фактов языка открывается доступ к глобальному инвариантному образу мира, в котором высвечиваются универсальные, узловые понятия единого общечеловеческого межкультурного пространства.

И завершим сегодняшнюю беседу словами о том, что (picture 12) язык отражает действительность «через два зигзага: от реального мира к мышлению и от мышления к языку» (Тер-Минасова: 2000, с. 40). И этот факт находит отражение в той картине мира, которую выстраивает народ средствами своего языка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.137.164 (0.007 с.)