Картина мира – это определенное видение и конструирование мира в соответствии с логикой миропонимания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Картина мира – это определенное видение и конструирование мира в соответствии с логикой миропонимания



Языковая картина мира

Среди множества вопросов, которые язык задает исследователям, один из самых интересных, как мне кажется, это вопрос о том, как язык формирует картину мира человека. Но прежде – несколько слов о том, что такое картина мира? Американский антрополог Роберт Редфильд определяет картину мира как такое видение мира, которое характерно для того или иного народа; это – представления членов общества о самих себе и о своих действиях, о своей жизни и своей активности в мире. Замечательно об этом сказано у философа Макса Фромма, «человек обладает разумом и воображением», и этот факт приводит его к необходимости не только иметь чувство собственной идентичности, но и интеллектуально ориентироваться в мире. Чем дальше развивается его разум, тем более адекватной становится его система ориентации, то есть тем более она приближается к реальности /…/. Вполне очевидно, что его картина мира зависит от развития его разума и знаний».Фромм 2001, 62-63). Об этом же пишет выдающийся немецкий философ М. Хайдегер, утверждая, что человек воспринимает и понимает мир как картину; то есть, мир для него преобразуется в картину, и именно так человек осваивает мир (1985). К настоящему времени понятие «картина мира» в науке относится к числу фундаментальных, в котором выражается специфика не только познавательной, но и всей жизнедеятельности человека.

Познание, или когниция, это – философская проблема, и мы не будем здесь подробно ее касаться. За рабочее определение мы возьмем следующее: познание – специфический вид духовной деятельности человека, это процесс постижения мира. По данным психологии, в процессе познания человек использует не только разум, но и чувства. Что происходит в процессе познания? – Обработка информации внешнего мира. То есть, человек получает разнородные сигналы и классифицирует их по когнитивным категориям. Но на основании чего? – Он опирается на принятые в данной лингвокультуре (сформированные) признаки-сигнификаторы.

Напомню, что синификат (от лат. signifiko — подаю знак, сигнализирую) – это понятийное содержание имени или знака. В сигнификате содержится информация-характеристика об обозначаемом предмете. Итак, в процессе познания мира человек руководствуется принятыми в его культуре и языке признаками-сигнификаторами.

Мы говорим, что познание – это процесс. А его результат – знание. Человек познает для того, что бы получить представление о предметах, вещах, событиях; познает для того, что бы получить и иметь знание о мире. И это тоже философская категория. Но нам необходимо рабочее определение. Будем придерживаться следующего:

Знание – это результат познания

Знание – это идеальный образ, это представление о предмете или реалии.

Знание – это сложнейшая система социальной памяти

Знание формирует культуру – оно передается из поколения в поколение

Культура влияет на стиль мышления

Таким образом, в основе формирования картины мира лежит когнитивность, познавательная деятельность человека. Не только процесс познания, но и его результат.

Итак, Человек воспринимает мир как картину

Картина мира – это определенное видение и конструирование мира в соответствии с логикой миропонимания

Картина мира возникает у человека в ходе всех его контактов с миром

Картина мира – это глобальный образ мира, который никогда не является зеркальным отражением мира

Картина мира – это такое видение мироздания, которое характерно для того или иного народа, как представления членов общества о самих себе и о своих действиях, своей активности в мире

Какую функцию выполняет этот образ мира, лежащий в нашем сознании?

Картина мира

Осуществляет видение мира

Что следует из всего этого?

А теперь постараемся обобщить то, о чем мы говорили. Чем отличаются понятия «картина мира» и «языковая картина мира»?

Картина мира

Осуществляет видение мира

Картина мира всегда характеризуется национально-культурной спецификой, поскольку формируется под влиянием исторических событий, географических условий и этнопсихологических особенностей отдельных народов

Языковая картина мира

Среди множества вопросов, которые язык задает исследователям, один из самых интересных, как мне кажется, это вопрос о том, как язык формирует картину мира человека. Но прежде – несколько слов о том, что такое картина мира? Американский антрополог Роберт Редфильд определяет картину мира как такое видение мира, которое характерно для того или иного народа; это – представления членов общества о самих себе и о своих действиях, о своей жизни и своей активности в мире. Замечательно об этом сказано у философа Макса Фромма, «человек обладает разумом и воображением», и этот факт приводит его к необходимости не только иметь чувство собственной идентичности, но и интеллектуально ориентироваться в мире. Чем дальше развивается его разум, тем более адекватной становится его система ориентации, то есть тем более она приближается к реальности /…/. Вполне очевидно, что его картина мира зависит от развития его разума и знаний».Фромм 2001, 62-63). Об этом же пишет выдающийся немецкий философ М. Хайдегер, утверждая, что человек воспринимает и понимает мир как картину; то есть, мир для него преобразуется в картину, и именно так человек осваивает мир (1985). К настоящему времени понятие «картина мира» в науке относится к числу фундаментальных, в котором выражается специфика не только познавательной, но и всей жизнедеятельности человека.

Познание, или когниция, это – философская проблема, и мы не будем здесь подробно ее касаться. За рабочее определение мы возьмем следующее: познание – специфический вид духовной деятельности человека, это процесс постижения мира. По данным психологии, в процессе познания человек использует не только разум, но и чувства. Что происходит в процессе познания? – Обработка информации внешнего мира. То есть, человек получает разнородные сигналы и классифицирует их по когнитивным категориям. Но на основании чего? – Он опирается на принятые в данной лингвокультуре (сформированные) признаки-сигнификаторы.

Напомню, что синификат (от лат. signifiko — подаю знак, сигнализирую) – это понятийное содержание имени или знака. В сигнификате содержится информация-характеристика об обозначаемом предмете. Итак, в процессе познания мира человек руководствуется принятыми в его культуре и языке признаками-сигнификаторами.

Мы говорим, что познание – это процесс. А его результат – знание. Человек познает для того, что бы получить представление о предметах, вещах, событиях; познает для того, что бы получить и иметь знание о мире. И это тоже философская категория. Но нам необходимо рабочее определение. Будем придерживаться следующего:

Знание – это результат познания

Знание – это идеальный образ, это представление о предмете или реалии.

Знание – это сложнейшая система социальной памяти

Знание формирует культуру – оно передается из поколения в поколение

Культура влияет на стиль мышления

Таким образом, в основе формирования картины мира лежит когнитивность, познавательная деятельность человека. Не только процесс познания, но и его результат.

Итак, Человек воспринимает мир как картину

Картина мира – это определенное видение и конструирование мира в соответствии с логикой миропонимания



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.60.192 (0.007 с.)