Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Московский князь дмитрий иванович за личную храбрость и полководческие заслуги в 1380 Г. На Куликовом поле получил прозвище

Поиск

- Донской

- Невский

- Темный

- Красный

К западным славянам относятся такие современные народы, как …

- поляки, чехи и словаки

- русские, украинцы и белорусы

- болгары, сербы и черногорцы

- финны, эстонцы, литовцы

 

Автором произведения древнерусской литературы XV в. «Хождение за три моря» является …

- Афанасий Никитин

- Семен Дежнев

- Епифаний Премудрый

- Авраамий Палицын

 

Казачьим атаманом и предводителем похода в Сибирь в 80-гг. был …

- Ермак

- Кучум

- Адашев

- Висковатый

 

Непрофессиональные воины, объединенные в военное формирование на добровольной основе, называются …

- ополченцами

- стрельцами

- рекрутами

- рейтарами

 

В 1654 г. началась церковная реформа патриарха _____________.

- Никона

- Макария

- Иова

- Алексея

 

Столица Византийской империи, Константинополь был захвачен в 1453 году …

- турками-османами

- булгарами

- готами

- вандалами

 

В ходе Северной войны русские войска разгромили шведский флот у мыса …

- Гангут

- Синоп

- Чесма

- Дежнева

 

Во второй половине XVIII в. в русской архитектуре преобладал стиль …

- классицизм

- модерн

- рококо

- барокко

 

В январе 1820 г. русская экспедиция открыла новый континент, получивший название …

- Антарктида

- Северная Америка

- Австралия

- Южная Америка

 

В годы правления Николая I в России было (-а) …

- построена первая железная дорога

- отменено крепостное право

- введена конституция

- отменена цензура

 

Земская реформа была проведена в ________ году.

- 1864

- 1861

- 1868

- 1874

 

В 1884 г. новый университетский Устав …

- ликвидировал автономию вузов

- разрешил учиться в вузах женщинам

- запретил учиться в вузах детям крестьян

- ввел автономию вузов

 

Самой многочисленной социальной группой в России в конце XIX в. были …

- крестьяне

- разночинцы

- дворяне

- рабочие

 

Раньше других в России возникли ______________ партии.

- революционные

- либеральные

- правые

- монархические

 

Идеолог заговорщического направления в русском народничестве Петр Ткачев разделял взгляды французского революционера …

- Огюста Бланки

- Жана Кольбера

- Жора Клемансо

- Жана Жореса

 

Среди союзников России в Первой мировой войне была __________________.

- Франция

- Германия

- Австро-Венгрия

- Османская империя

 

В ходе Февральской революции в России …

- установилось двоевластие

- к власти пришли большевики

- установилась военная диктатура

- возникла партия эсеров

 

Учредительное собрание открылось в Петрограде в ______________ 1918 г.

- январе

- феврале

- ноябре

- декабре

 

К причинам гражданской войны относится ____________________.

- деятельность большевистских продотрядов и комбедов

- убийство царской семьи

- разрешение выхода крестьян из общины

- возникновение монополий

 

В 1922 г. на пост генерального секретаря партии был избран …

- И. В. Сталин

- Л. Д. Троцкий

- Л. Б. Каменев

- В. И. Ленин

 

Генуэзская конференция состоялась в _____________ году.

- 1922

- 1924

- 1928

- 1934

 

На завершающем этапе войны Красная Армия осуществила операцию …

- «Багратион»

- «Уран»

- «Кольцо»

- «Тайфун»

 

Характерной чертой экономического развития СССР в 1945-1953 гг. было …

- использование в народном хозяйстве труда заключенных

- использование хозяйственного расчета на предприятиях

- разрешение аренды земли

- разрешение частной собственности

 

Двоюродным братом российского императора Николая II был …

- английский король Георг V

- император Австро-Венгрии Карл I

- император Германии Вильгельм II

- шведский король Густав V

 

Советская литература периода «хрущевской оттепели» характеризовалась …

- умеренной критикой «культа личности» Сталина

- созданием разнообразных литературных групп и течений

- возвращением имен писателей-эмигрантов первой волны

- отказом от принципа социалистического реализма

 

Диссидентами в СССР называли …

- лиц, не разделявших господствующей идеологии

- выступавших за развитие страны по самобытному пути

- политическую парламентскую оппозицию

- уехавших за границу граждан СССР

 

Территориальные проблемы, связанные с послевоенными европейскими границами (германская проблема) были урегулированы в …

- начале 1970-х гг.

- конце 1940-х гг.

- начале 1960-х гг.

- конце 1970-х гг.

 

Противостояние между законодательной и исполнительной ветвями власти в октябре 1993 г. завершилось …

- роспуском Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ

- проведением президентских выборов

- формированием нового состава Верховного Совета РФ

- внесением дополнений в действующую Конституцию страны

 

Поводом к свертыванию процесса разрядки международной напряженности послужило введение советских войск в …

- Афганистан

- Венгрию

- Чехословакию

- Корею

 

Из рассказа Н.А. Бестужева о событиях 14 декабря в Петербурге: «Мы были окружены со всех сторон: бездействие поразило оцепенением умы; дух упал, ибо тот, кто на этом поприще раз остановился, уже побежден вполовину. Сверх того, пронзительный ветер леденил кровь в жилах солдат и офицеров, стоявших так долго на открытом месте. Атаки на нас и стрельба наша прекратилась; «ура» солдат становилось реже и слабее. День смеркался. Вдруг мы увидели, что полки, стоявшие против нас, расступились на две стороны и батарея артиллерии стала между нами с разверстыми зевами, тускло освещаемая серым мерцанием сумерек …»

На российский престол при обстоятельствах, описанных в тексте, вступил император …

- НиколайI

- Павел I

- Александр I

- Александр II

 

В русской архитектуре с принятием христианства началось каменное строительство. До нащих дней в том или ином виде сохранилось около двух сотен каменных храмов X-XIII вв. Знаменитый храм древнего Киева – Софийский собор был заложен в 1037 г. Своим посвящением храм напоминает о главной святыне Константинополя – храме Святой Софии Премудрости Божией. Олицетворением Божественной Премудрости считался Иисус Христос. Киевская София со времени своей постройки и до конца XIII в. служила кафедральным храмом главы всей Русской церкви – митрополита Киевского. Немало повидав за свой долгий век и едва избежав полного разрушения в период, когда Киев находился под властью Речи Посполитой, Софийский собор все же дошел до наших дней.

 

Софийский собор в Киеве был построен в правление князя …

- Ярослава Мудрого

- Владимира Крестителя

- Владимира Мономаха

- Мстислава Великого

 

 

В русской архитектуре с принятием христианства началось каменное строительство. До нащих дней в том или ином виде сохранилось около двух сотен каменных храмов X-XIII вв. Знаменитый храм древнего Киева – Софийский собор был заложен в 1037 г. Своим посвящением храм напоминает о главной святыне Константинополя – храме Святой Софии Премудрости Божией. Олицетворением Божественной Премудрости считался Иисус Христос. Киевская София со времени своей постройки и до конца XIII в. служила кафедральным храмом главы всей Русской церкви – митрополита Киевского. Немало повидав за свой долгий век и едва избежав полного разрушения в период, когда Киев находился под властью Речи Посполитой, Софийский собор все же дошел до наших дней.

 

Характерными элементами убранства древнерусских храмов были …

- фрески

- мозаики

- витражи

- пинакли

Примерная тематика контрольных работ

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы

2.1. Примерные темы для контрольных работ:

Вариант 1.

1. Современные дискуссии о месте России в мировом историческом процессе.

2. Судьбы славянских народов – история и современность.

3. Проблемы образования Древнерусского государства (VIII – нач. IX вв.).

4. Проблемы развития Киевской Руси (IХ-ХII вв.).

5. Проблемы развития Удельной Руси (ХII – ХIII вв.).

6. Золотая Орда – мифы и реальность.

7. Александр Невский – герой или предатель Руси?

8. Проблемы образования русского централизованного государства (ХIV-ХV вв.).

9. Иван IV Грозный.

10. Проблемы расширения территории Российского государства в ХVI в.

11. Самозванцы Российского государства.

12. Проблемы формирования российского абсолютизма в середине ХVII в.

13. Петр I – тиран или «революционер на троне» в делах семейных и государственных?

14. Императрицы ХVIII в.

15. «Непросвещенный абсолютизм» Павла I.

16. Активная внешняя политика ХVIII в.: «+» и «-» последствий.

17. «Дней Александровых прекрасное начало…» (Реформы Александра I).

18. Герои Отечественной войны 1812 г.

19. Реформаторы России первой четверти XIX в.

20. Кризис феодально-крепостнического строя в 1830-50 –е гг.

21. Особенности промышленного переворота в России в XIX в.

22. Развитие российской экономики конца XIX - начала XX вв. «Контрреформы» Александра III.

23. Особенности формирования многопартийной системы в России на рубеже XIX - XX вв.

24. Героизм русских солдат в ходе русско-японской войны (1904-1905 гг.).

25. Столыпинская аграрная реформа и ее результаты.

26. Роль восточного фронта в ходе I мировой войны.

27. Разложение монархии в России. Николай II – последний российский император.

28. Новые подходы в изучении исторических событий гражданской войны в России (1917-1921 гг.).

29. Итоги НЭПа для развития России.

30. Проблемы и противоречия в процессе образования СССР.

31. Исторические портреты лидеров большевизма: В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий, И.В. Сталин. Переход к тоталитаризму в СССР.

32. Деятельность Коминтерна и репутация СССР в 1920-30 –е гг.

33. Трагедия и героизм народа в годы ВОВ (1941-1945 гг.).

34. Правда о «золотом веке» цен. Экономическая политика государства в 1945-1953 гг.

35. «Оттепель» Н.С. Хрущева: штрихи к политическому портрету.

36. Период застоя. Время правления Л.И. Брежнева.

37. Проблемы «перестройки». Причины несостоявшегося реформирования советского общества при М.С. Горбачеве.

38. Последствия распада СССР. Национальные отношения на современном этапе развития России.

39. Оценка деятельности Б.Н. Ельцина.

40. Холодная война (1946 - 1991 гг.) и ее последствия для развития России.

Вариант 2.

1. Деятельность и исторические концепции:

а) Н.М.Карамзина

б) С.М.Соловьева

в) В.О.Ключевского

г) М.Н.Покровского

2. Варяги и Русь.

3. Принятие христианства на Руси.

4. Русские земли и Золотая Орда: трансформация взаимоотношений в XIV-XV вв.

5. Иван III – государь всея Руси.

6. Роль Русской православной церкви в процессе политической централизации русских земель.

7. Личность Ивана IV в историографии.

8. Государственные деятели, политические и духовные лидеры России начала XVII в.: исторические портреты и оценки историков (по выбору).

9. Социальные протесты в России в XVII в.: истоки, сущность и последствия.

10. Оценки личности и деятельности Петра I в исторической литературе.

11. Европейский и российский абсолютизм: общее и особенное.

12. Внешняя политика России в XVIII в. Ее оценки в исторической литературе.

13. Исторические портреты государственных деятелей эпохи «дворцовых переворотов».

14. Оценки личности и деятельности Екатерины II в исторической литературе.

15. Движение декабристов: исторические дискуссии.

16. П.Я.Чаадаев о прошлом, настоящем и будущем России.

17. Исторический портрет Александра II.

18. Деятели эпохи реформ: К.Д. Кавелин, Б.Н.Чичерин, Д.А. Милютин и др.

19. Николай II: проблема личности в истории.

20. Первый опыт российского парламентаризма начала XX в.

21. Первая мировая война 1914-1918 гг. в исторических концепциях.

22. Исторические альтернативы 1917 года.

23. Брестский мир: историко-теоретическая интерпретация в отечественной историографии.

24. Судьбы российской эмиграции в исторической литературе.

25. Советский опыт социально-экономической модернизации: цели, содержание, результаты, оценки.

26. Исторические портреты В.И.Ленина, Л.Д.Троцкого, И.В.Сталина (по выбору).

27. Национально-государственное устройство и особенности политической системы Советской России в 1920-1930-е гг.

28. Проблемы социокультурного развития в 1930-е гг.: достижения и потери. Сталинизм.

29. Внешняя политика СССР накануне и в начале Второй мировой войны: современные подходы и оценки.

30. Великая Отечественная война: исторические и политические споры.

31. «Холодная война» и ее причины. Мероприятия по ограничению гонки вооружений в 1960-1980-е гг.

32. Н.С.Хрущев: политический портрет. Проблемы «оттепели».

33. Л.И.Брежнев: политический портрет на фоне «застоя».

34. М.С.Горбачев и «перестройка».

35. Национальные конфликты на территории СССР в конце 1980-х – начале 1990-х гг. Распад СССР.

36. Эпоха Б.Н.Ельцина: политический портрет.

37. Период стабильности конца XX - начала XXI вв. В.В.Путин: социально-экономические и административно- политические проекты и реформы.

 

2.2. Требования к оформлению контрольных работ:

Контрольная работа печатается на компьютере на одной стороне белой бумаги формата А4 (210х297 мм) через полтора интервала, 14 шрифтом.

Объем контрольной работы не должен превышать 25 страниц текста, включая титульный лист, план работы и список использованной литературы, исключая приложение. Каждый лист должен быть пронумерован арабскими цифрами. Номер страницы на титульном листе не ставится.

Текст должен быть разделен на разделы соответственно плану работы. Обязательно наличие оглавления, введения, основной части, заключения и списка использованной литературы и источников.

Список использованной литературы должен включать не менее 5 источников, при этом обязательно использование текущей, периодической печати. Данные, полученные из Интернета, также обязательно должны быть включены в список, по названиям сайтов. При ссылках на Интернет-источники обязательно указание даты создания и последнего обновления используемых материалов.

Список литературы оформляется по алфавиту, начиная с фамилии, затем инициалы имени и отчества, далее название, место и год издания. После списка на русском языке, идет список на иностранном языке, затем названия сайтов.

На всю использованную литературу в тексте должны быть ссылки.

Иллюстрации (чертежи, таблицы, графики, схемы и карты) следует расположить на отдельных листах Приложения. Каждый лист Приложения нумеруется следующим образом: в верхнем правом углу - Приложение 1, ниже по середине – название иллюстрации, внизу, под иллюстрацией - наименование вида (типа) иллюстрации, например, картосхема 1. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в тексте.

 

Примерные темы докладов и рефератов

 

1. Природа и общество: природно-климатический фактор в русской истории.

2. «Великое переселение народов» и проблема миграции славянских племен.

3. Проблема происхождения Древнерусского государства в отечественной историографии.

4. Языческие верования древних славян.

5. Христианизация Руси и ее значение.

6. Монгольское нашествие на Русь и его значение в концепции «евразийцев».

7. Северо-Восточная и Юго-Западная Русь в эпоху раздробленности: два пути развития русских земель.

8. Причины возвышения Москвы в отечественной историографии.

9. Идеологическая концепция «Москва – Третий Рим».

10. Эволюция социальной структуры русского общества в XIII-XV вв.

11. Сословно-представительные учреждения в России и Западной Европе: общее и особенное.

12. Московская Русь глазами иностранцев.

13. Реформы Избранной Рады.

14. Присоединение Зауралья к России: поход Ермака.

15. Смута на Руси: причины, характер, исторические альтернативы.

16. Проблема самозванчества в исторической литературе.

17. Соборное Уложение 1649 г.

18. Положение женщины в русском обществе по данным «Домостроя».

19. Церковный раскол и его влияние на русскую культуру.

20. Предшественники Петровских реформ (А. Ордин-Нащокин, В. Голицын).

21. Личность Петра I в исторической литературе.

22. Внешняя политика Петра I: от решения национальных задач к имперской политике.

23. Быт русского дворянства в XVIII в.

24. Фаворитизм в истории России XVIII в.

25. Правительственный конституционализм в XIX в.

26. Дворянская оппозиция: причины возникновения, взгляды, действия.

27. Внешняя политика России в XVIII в.

28. Кавказская война: история и современность.

29. Российские полководцы России XVIII-XIX вв.

30. Реформа 1861 г. в современной исторической литературе.

31. Российский либерализм второй половины XIX в.

32. Деятельность земских учреждений во второй половине XIX – начале XX в.

33. “Восточный вопрос” во внешней политике России.

34. Русский консерватизм XIX столетия: идеология и практика.

35. Эволюция российского революционного движения.

36. Реформаторы России XIX в.: проекты, планы, их реализация.

37. Российское крестьянство и аграрный вопрос в России (XIX – начало XX в.).

38. Реформы С. Ю. Витте, П. Д. Святополка - Мирского, П. А. Столыпина: сравнительный анализ.

39. Эволюция политической системы России в 1905 – 1907 гг.

40. Альтернативы политического развития России в 1917 г.

41. Политические партии в 1917 г.

42. Кризисы власти в 1917.

43. Октябрь 1917 г.: переворот, восстание, революция?

44. Политика “военного коммунизма”: сознательный выбор или необходимость?

45. Образование СССР. Особенности советской национальной политики.

46. Международное положение СССР в 1920-е гг.

47. Внутрипартийная борьба в РКП (б) – ВКП (б) в 1920-е гг.

48. Советская модель тоталитаризма.

49. Эволюция внешней политики СССР в 1930-е гг.

50. Советско – японское соперничество на Дальнем Востоке.

51. Советско – финская война.

52. Присоединение Прибалтики к СССР.

53. «Культурная революция» в СССР: итоги, цена, последствия.

54. Советско–германское сближение в 1939 – 1940 гг.: причины, проявления, последствия.

55. Русская православная церковь в годы войны.

56. Партизанское движение в годы войны: причины, характер, последствия.

57. Роль ленд-лиза в совместной борьбе против фашизма.

58. Формирование антигитлеровской коалиции: предпосылки и основные этапы.

59. Советский коллаборационизм: предательство или борьба со сталинизмом?

60. Человек на фронте и в тылу: человеческое измерение войны.

61. Разгром японской Квантунской армии (1945).

62. Встречи «Большой тройки»: итоги и последствия.

63. Ялтинско – Потсдамская система международных отношений.

64. Цена победы СССР в Великой Отечественной войне.

65. Финансовая реформа 1947 г.

66. Создание ядерного оружия в СССР.

67. Участие СССР в Корейской войне.

68. Советско – югославский конфликт.

69. Венгерские события 1956 г.

70. Социальная политика Советского государства в период «оттепели».

71. Курс на «развернутое строительство коммунизма» и «поздние реформы» Хрущева.

72. Реформы Н.С. Хрущева и А.Н. Косыгина.

73. Усиление консервативных тенденций в политической жизни страны в середине 1960- х – середине 1980-х гг. Диссидентское движение.

74. Особенности внешнеполитического курса в 1953 -1985 гг.

75. СССР в 1985 – 1991 г.: «перестройка» и ее итоги.

76. «Новое мышление» и международная практика советского правительства.

77. Современная Россия: характеристика социально-экономического, политического и духовного развития.

 

 

4. Примерные вопросы для подготовки к экзамену

1. История как наука и учебная дисциплина. Всеобщая история и Отечественная история. Исторические источники. Историография курса.

2. Восточные славяне в древности. Этногенез.

3. Проблемы образования Древнерусского государства (VIII-IX вв.).

4. Первые древнерусские князья. Христианизация Руси.

5. Проблемы политического и социального развития Киевской Руси (Х-ХII вв.).

6. Феодальная раздробленность на Руси (ХII-ХIII вв.).

7. Монголо-татарское вторжение на Русь. Проблема последствий монгольского нашествия.

8. Борьба русских земель со шведской и немецкой агрессией в ХIII в. Александр Невский.

9. Образование русского централизованного государства (XIV-XV вв.).

10. Русское государство в XVI веке. Иван IV Грозный.

11. Внешняя политика и расширение территорий Российского государства в XVI веке.

12. Смутное время (начало XVII века).

13. Россия в середине XVII века. Формирование абсолютизма.

14. Народные движения второй половины XVII века. Церковный раскол.

15. Реформы Петра I: их содержание и последствия.

16. Дворцовые перевороты в России в середине XVIII века.

17. Россия в эпоху Екатерины II: просвещенный абсолютизм. Павел I.

18. Внешняя политика России в XVIII веке: события, итоги.

19. Россия в первой четверти ХIХ века. Реформы Александра I.

20. Отечественная война 1812 года: причины, ход событий, последствия.

21. Движение декабристов.

22. Россия в эпоху Николая I.

23. Отмена крепостного права в России. Эпоха «великих реформ» во второй половине ХIХ века.

24. Пореформенная Россия (в 1860-90-ые гг.).

25. Россия в годы царствования Александра III.

26. Вклад российской культуры ХIХ века в мировую культуру.

27. Россия на рубеже ХIХ-ХХ веков. Первая русская революция.

28. Внешняя политика в конце ХIХ-начале ХХ века. Русско-японская война: причины, события, итоги.

29. Россия в 1907-1914 годах. Реформы П.А.Столыпина.

30. Участие России в I мировой войне: причины, роль восточного фронта, последствия.

31. 1917 год в России (основные события, их характер, значение).

32. Гражданская война в России: причины, этапы, последствия).

33. НЭП: мероприятия, итоги, значение.

34. Образование СССР: причины и принципы создания Союза.

35. СССР в 30-е годы. Сталинизм.

36. Внешняя политика СССР в 1920-30-е годы.

37. СССР во второй мировой войне (1939-1945 гг.). Власть и общество в годы ВОВ.

38. СССР в 1945-1953 гг. Кризис сталинизма.

39. СССР в период реформ второй половины 50-х-первой половины 60-х гг.

40. СССР в середине 1960-80 гг. Период застоя.

41. «Перестройка» в СССР (1985-1991 гг.). Причины несостоявшегося реформирования советского общества.

42. Распад СССР: причины и последствия. Становление новой российской государственности.

43. Современная Россия. 1991-2001 гг.

44. Эволюция внешней политики СССР в 1945-1991 гг. Россия в системе современных международных отношений (1991-2001 гг.).

IX. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕССИОННОМУ КОНТРОЛЮ (для студентов заочной формы обучения)

1. Методические рекомендации по изучению дисциплины:

Хотелось бы обратить ваше внимание на поэтапность изучения материала по истории Отечества для более эффективного его усвоения.

Прежде всего, студенты знакомятся с историей образования и развития древнерусского государства Киевская Русь. Далее в курсе рассматривается процесс объединения русских княжеств вокруг Москвы, освобождения страны от ига, развитие России в XVIII – начале XX вв., как империи. Завершает лекционный курс материал, посвященный истории советского государства, и изучается современное развитие Российской Федерации.

Для успешного освоения курса рекомендуется использовать научно-методический комплекс по данной дисциплине. Следует ознакомиться с такими его составляющими как словарь по дисциплине, содержание основных рассматриваемых тем, список рекомендуемой литературы, планы семинарских занятий и вопросы для итогового контроля по предмету.

Эффективное освоение курса невозможно без активного использования рекомендуемой литературы. Обращаться к ней нужно как при разработке творческих и аналитических контрольных работ, так и для подготовки к итоговому контролю по дисциплине. При этом, желательно использование, как учебной литературы, так и трудов монографического характера и статей в профессиональной и иной прессе.

В качестве итогового контроля предусмотрен письменный экзамен по билетам. Для подготовки к нему необходимо использовать как лекционные, так и дополнительные материалы.

Курс имеет, прежде всего, теоретическую направленность.

 

X. ТРЕБОВАНИЯ К КОНТРОЛЬНЫМ МЕРОПРИЯТИЯМ

Требования к выполнению тестовых заданий для студентов очной формы обучения:

Текущий контроль знаний по дисциплине «История России» студентов очной формы обучения осуществляется в тестовой форме.

Тестовое задание включает в себя вопросы по нескольким ключевым темам учебной программы по модулям: «История России с древнейших времен по XVII в.», «История России XVIII – XIX вв.», «История России XX в.».

Тестовые задания если студент дал не менее 80% правильных ответов считаются выполненными. Время выполнения тестовых заданий – 2 академических часа.

Требования к выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения:

Рубежный контроль знаний по дисциплине студентов заочной формы обучения проводится в форме письменной контрольной работы.

1. Контрольная работа выполняется по одной из предложенных тем. Темы работ приведены в разделе IX. «Методических рекомендациях по подготовке к сессионному контролю (для студентов заочной формы обучения)».

2. Объем работы не должен превышать 25 страниц печатного текста. На титульном листе необходимо обозначить тему работы, фамилию студента и номер его группы. Подробные рекомендации к оформлению контрольных работ – см. раздел IX.

3. Работа должна быть написана самостоятельно по материалам прочитанных источников. Цитирование допускается только в том случае, если указывается цитируемый источник.

4. Допускается использование литературы, не указанной в списке литературы к контрольным работам. Особое внимание надо обратить на новую литературу, вышедшую из печати за последние 5-7 лет.

Контрольные работы оцениваются по пятибалльной шкале.

Студенты, получившие оценку «неудовлетворительно», обязаны повторно пройти процедуру рубежного контроля, написав аналогичную работу по другой теме.

XI. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Дифференцированный зачет или экзамен по дисциплине как продолжение учебно-познавательного процесса является одной из форм его контроля и методом определения качества знаний, умений и навыков студентов, причем по всему учебному курсу.

Письменный экзамен, с одной стороны, способствует развитию «западающих» элементов культуры мышления, с другой, расширяет возможности информационно-коммуникационного взаимодействия. Студент получает больше возможностей для целостного изложения и аргументации своего понимания изученного материала. Кроме того, письменный текст наиболее адекватно отражает умение логично мыслить и в соответствии с проблемой выстраивать его содержание.

Условия допуска к экзамену:

Студенты очной формы обучения допускаются к сдаче экзамена по дисциплине при условии выполнения следующих требований:

· посещение семинарских занятий;

· выполнение тестовых заданий;

· подготовка докладов и сообщений;

· выполнение проверочных работ.

Студенты заочной формы обучения допускаются к сдаче экзамена по дисциплине при условии выполнения следующих требований:

· выполнение плановой контрольной работы.

Форма и содержание экзамена:

Экзамен проводится в письменной форме по билетам. В билет включены два вопроса из списка примерных вопросов для подготовки к экзамену. Дополнительно студенту предлагается дать определение и раскрыть содержание одного понятия (из перечня понятийного минимума дисциплины).

Подробнее, что включает в себя экзамен – см. «Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов».

На подготовку по билету студенту, как правило, выделяется не более 30 минут.

Критерии оценивания:

Оценка за экзамен выставляется с учетом выполнения студентом теоретической (по билету) и практической (по карте) части по пятибалльной системе. По теоретической части экзамена студенту могут быть заданы уточняющие вопросы (на правильность понимания терминов, логики причинно-следственных связей). По практической части экзамена студент, если потребуется, должен показать и рассказать по карте события и военные действия по теме билета.

На экзамене выставляются:

· оценка «отлично» - если студент ответил на два вопроса билета и дополнительный вопрос;

· оценка «хорошо» - если студент ответил на два вопроса, но не ответил на дополнительный вопрос;

· оценка «удовлетворительно» - если студент ответил на один вопрос билета и дополнительный вопрос.

XII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Апальков В.С. История Отечества / В.С. Апальков, И.М. Миняева: учебное пособие.- 2-е изд., испр. и доп. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2010. – 544с.

2. История России для технических вузов: учебник для бакалавров / под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 639 с. Серия Бакалавр. Базовый курс.

3. История России с древнейших времен и до наших дней: учебник / А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова. – Москва: Проспект, 2015. – 768 с.

4. История России (IX – начало XXI вв.): учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А.Ю. Дворниченко, В.С. Измозика. – М.: Гардарики, 2010. – 479с.

5. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / В.А. Федоров, В.И. Моряков, Ю.А. Щетинов. – М.: ТК Велби, ЗАО «КноРус», 2010. – 544с.

6. История России. XX век: 1939-2007 / под ред. А.Б. Зубова. – М.: Астрель: АСТ, 2011. - 847 с.

7. История России в схемах: учебное пособие / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М., 2014. – 304 с.

8. Кириллов В.В. учеб. пособие для бакалавров / В.В. Кириллов. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 665 с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс.

9. Мунчаев Ш.М. Политическая история России. От Смутного времени до Беловежской Пущи / Ш.М. Мунчаев, В. М. Устинов. – 2-е изд., пересмотр. – М.: Норма, 2009. - 736 с.

10. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. – 2-е изд., перераб. и доп. – М: Проспект, 2015. - 680 с.

11. Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. – 2-е изд.. Москва:Проспект, 2015. – 592 с.

12. Оськин М.В. История Первой мировой войны. - М.: ООО «Издательский дом «Вече», 2014. – 496 с.

13. Семин В.П. История России: учебник / В.П. Семин. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2013. – 440 с. – (Бакалавриат).

14. Семин В.П. История России: проблемы и вопросы: учебное пособие / В.П. Семин, М.В. Шадская. – М.: КНОРУС, 2015. – 654 с.(Бакалавриат).

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Анисимов Е.В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты. – СПб.: Питер, 2008.- 588с.

2. Анисимов Е.В. Императорская Россия. – СПб.: Питер, 2012. – 640 с.

3. Артемов В.В. История Отечества: С древнейших времен до наших дней: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – 14-е изд, стер. - М.: Издат. центр «Академия», 2010. – 360с.

4. Басовская Н.И. Антигерои истории. Злодеи. Тираны. Предатели / Н. Басовская. – М.: АСТ, 2013.

5. Бок М.П. П.А. Столыпин: Воспоминания о моем отце / М.П. Бок. – М., 2006.

6. Будницкий О.В. Терроризм в российском освободительном движении: идеология, этика, психология (вторая половина ХIХ - начало ХХ вв.) / О.В. Будницкий. – М., 2000.

7. В поисках теории российской цивилизации: памяти А.С. Ахиезера: сборник / Сост. А.П. Давыдов. – М.: Новый хронограф, 2009. – 400с.

8. Вернадский Г.В. Русская история: учебник. - М., 2001.

9. Верт Н. История Советского государства: 1900-1991. - М.: ИНФРА-М; Весь мир, 2003. – 544с.

10. Гумилев Л.Н. От Руси до России. - М., 2006.

11. Гуц А.К. Многовариантная история России. - М., СПб; 2001.

12. Данилов А.А. История России с древнейших времен до наших дней в вопросах и ответах: Учебное пособие. - М.: ТК Велби, Из-во Проспект, 2004.- 320с.

13. Деревянко А.П. История России: с древнейших времен до конца ХХ в. - М., 2001.

14. Дворниченко А.Ю. Отечественная история (до 1917 г.): учебное пособие для студ. вузов. - М., 2005.

15. Дойчер И. Троцкий. Вооруженный пророк. 1879 – 1921 / И. Дойчер (пер. с англ. Т.М. Шумиловой). – М., 2006.

16. Загладин Н.В., Козленко С.И. История Отечества ХX- начала ХXI вв. - М., 2004.

17. Золотарев В.А. Военная история. - М., 2001.

18. Игнатов В.Д. Палачи и казни в истории России и СССР / В.Д. Игнатов. – М.: Вече, 2013.

19. История России / Под ред. А.С. Орлова, В.А. Георгиева. - М., 2003.

20. История России: учебник / Под ред. В.Г. Деева, Ю.И. Казанцева. - М.-Новосибирск, 2000.

21. Каменский А.Б. От Петра I до Павла I: Реформы в России XVIII в.: опыт целостного анализа / А.Б. Каменский. – М., 2001.

22. Каррер А.Э. Екатерина II. Золотой век в истории России. - М., 2006.

23. Кизеветтер А.А. Исторические очерки: из истории политических идей. Школа и просвещение. Русский город в XVIII в. Из истории России в XIX в. - М., 2006.

24. Кириллов В.В. Отечественная история ХX- начала ХXI вв. - М., 2004.

25. Козляков В.Н. Марина Мнишек / В.Н. Козляков. – М., 2005.

26. Кульгин Э.С. Золотая Орда: проблемы генезиса Российского государства / Э.С. Кульгин. – М., 2006.

27. Личман Б.В. Многоконцептуальная история России. Пособие для абитуриентов. – Екатеринбург: Из-во «СВ-96», 2000.- 64с.

28. Лукьянов Л.П. Восточные славяне: разве это мы? Эволюция VI – X вв. / Л.П. Лукьянов. – М., 2004.

29. Маринович Л.П. Античная и современная демократия: новые подходы к сопоставлению. - М., 2007.

30. Медведев Ф. Н. О Сталине без истерик. – СПб.: БХВ-Петербург, 2013.

31. Миллер А.И. Империя Романовых и национализм: эссе по методологии исторического исследования. - М., 2006.

32. Мотревич В.П. Экономическая история России: учебное пособие. - Екатеринбург, 2004.

33. Мухамедина Ш. Отечественная история новейшего времени: учебное пособие. – М.: КДУ, 2006.

34. НЭП: экономические, политические и социокультурные аспекты / А. Сенявский, В.Б. Жиромская, С.В. Журавлев и др. – М.: РОССПЭН, 2006. – 544с.

35. Озерский В.В. Правители России от Рюрика до Путина. История в портретах. Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 352с.

36. Ольштынский Л.И. Угроза фашистского мирового господства: история и современность (взгляд из XXI в.). - М., 2003.

37. Павленко Н.И., Андреев И.Л. История России с древнейших времен до конца XVII в. - М., 2001.

38. Павленко Н.И., Ляшенко Л.М., Твардовская В.А. История России XVII – XIX вв. - М., 2001.

39. Патриарх Никон: трагедия русского раскола (сборник) / Составители В.И. Мельник, И.М. Стрижова. – М., 2006.

40. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. - СПб., 2001.

41. Пути России. Историзация социального опыта / Том XVIII. – Новое литературное обозрение, 2013.

42. Россия, Польша, Германия: история и современность европейского единства в идеологии, политике и культуре / Сост. Б.В. Носов. - М.: Индрик, 2009. – 368с.

43. Савицкий В.Д. Три века российского самовластия: сомнения, недоумения, коррективы – СПб., 2004.

44. Свердлов М.Б. Домонгольская Русь: князь и княжеская власть на Руси VI – первой трети XIII вв. – СПб., 2003.

45. Семин С.В. Русская история: проблемы и спорные вопросы: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2007. – 653с.

46. Синелина Ю.Ю. Секуляризация в социальной истории России. - М., 2004.<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.210.16 (0.017 с.)