Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Иоганн Фридрих Гербарт(Johann Friedrich Herbart)

Поиск

ТЕМЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ»

Преподаватель:Мычко Елена Иосивовна.

Иоганн Фридрих Гербарт(Johann Friedrich Herbart)

Дата рождения:-4 мая 1776

Место рождения:Ольденбург, Германия

Дата смерти:14 августа 1841 (65 лет)

Место смерти: Гёттинген, Германия

Иоганн Фридрих Гербарт (нем. Johann Friedrich Herbart, 4 мая 1776, Ольденбург — 14 августа 1841, Гёттинген) — немецкий философ, психолог, педагог. Один из основателей научной педагогики.

Биография

Родился в Ольденбурге. Гербарт получил образование сначала в латинской классической школе, а затем в Йенском университете. Он ознакомился с учениями представителей немецкой классической философии Канта, Фихте, но большое влияние оказало на него учение античного философа Парменида[1] о том, что всё в мире едино и неизменно. Окончив университет, Гербарт стал воспитателем детей в семье швейцарского аристократа. В 1800 году он посетил Бургдорфский институт Песталоцци. Однако демократическая направленность взглядов великого педагога не была им усвоена. С 1802 года Гербарт работал в Гёттингенском и Кёнигсбергском университетах в должности профессора. В них он развернул широкую педагогическую деятельность: читал лекции по психологии и педагогике, руководил семинарией для подготовки учителей. Умер в 1841 году в Гёттингене.

Психологические идеи

Основоположник эмпирической психологии в Германии. Выступал против теории способностей Вольфа. Гербарт был сторонником ассоциативной психологии и стремился построить психологию, основанную прежде всего на опыте: её предметом должны быть факты, явления сознания. Для превращения психологии в подлинную науку Гербарт считал необходимым применение математики, пытался использовать её для объяснения статики и динамики представлений, которые по Гербарту являются элементами сознания. По Гербарту сознание имеет три области: ясность сознания, сознания и бессознательного, между которыми существуют нежёсткие границы, названные Гербартом порогами. Термин «вытеснение», применённый Гербартом для обозначения перехода представления в область бессознательного, широко использовался затем в психоанализе. Гербарт выделил также условия перехода представлений из бессознательного в сознание: сила самого представления и количество связей данного представления с прошлым опытом (процесс «поддержки» представления со стороны прошлого опыта Гербарт называл апперцепцией).[2]

Философские и психологические основы педагогики

Из философии выводил цели воспитания. С помощью психологии обосновывал пути достижения этих целей. Разработал эстетическую теорию. Сводил процесс психической деятельности к механическим комбинациям представлений. Ввёл в науку понятие апперцепция.

Идеи в области воспитания

Педагогику понимал как науку об искусстве воспитания, умеющего укреплять и отстаивать существующий строй. Цель воспитания — формирование добродетельного человека, умеющего приспособиться к существующим отношениям, уважающего установленный правопорядок. Цель воспитания достигается развитием многосторонности интересов и создания на этой базе цельного нравственного характера, руководимого 5 нравственными идеями: внутренней свободы, совершенства, благорасположения, права, справедливости. Задачи нравственного воспитания: 1. Удерживать воспитанника; 2. Определять воспитанника; 3. Устанавливать чёткие правила поведения; 4. Не давать основания для того, чтобы воспитанник усомнился в истине; 5. Волновать душу ребёнка одобрением и порицанием. У Гербарта отсутствует трудовое воспитание — стремился воспитать мыслителя, а не деятеля. Уделял большое внимание религиозному воспитанию. Религиозный интерес у детей надо возбуждать как можно раньше и постоянно развивать. Религия требует чувства смирения и необходима как сдерживающее начало.

Ввёл в педагогику понятие «воспитывающее обучение». Воспитывающее обучение не должно отделять сообщение знаний от пробуждения умственной самодеятельности учащегося. Именно этим последним свойством, а не вопросом о чистом знании или об его пользе определяется та точка зрения, которой должно держаться воспитывающее обучение. Можно утверждать, что именно Гербарт ввел в педагогику понятие «воспитывающее обучение», чем как бы под­вел итог длительным поискам педагогической мысли в этом направлении. Излагая свои мысли о воспитывающем обучении, Гербарт пытался развести логику обучения с логикой воспитания, исходя из того, что преподавание должно вестись в двух направлениях: «ввысь», открывая воспитаннику «самое прекрасное и достойное», и в противоположном направлении, анализируя действительность с ее «недостатками и нуждами», чтобы подготовить воспитанника к встрече с ними. Можно утверждать, таким образом, что понимание Гербартом воспитывающего обучения исходило из того, что специфические по своим функциям воспитание и обучение взаимосвязаны и диалектически взаимодействуют между собой.

При всех недостатках односторонне психологического обоснования идеи воспитывающего обучения его несомненное достоинство заключалось в том, что Гербарт стремился рассматривать душевную жизнь как единое целое. Он исходил из того, что метод обучения должен основываться на психологических началах, так как все развитие личности совершается изнутри. Именно в этом направлении шли все его дидактические поиски. Есть достаточные основания утверждать, что связанная с именем Гербарта опытная психология и его идеи воспитывающего обучения явились важной вехой на пути теоретической разработки основ школьного воспитания и образования в конце XIX — начале XX в.[3]

Идеи в области обучения

Задачи обучения. Развития у детей многостороннего интереса, с которым связывается преподавание всех учебных предметов, их отбор и методика обучения. Высоко ценил изучение литературы, истории, древних языков, математики. Задачи управления детьми: дисциплинирование детей, упорядочение их поступков и желаний, подавление дикой резвости ребёнка. Типы школ: элементарная, городская, гимназия. По Гербарту основа обучения - интерес. Виды интересов: эмпирический, умозрительный, эстетический, социальный, религиозный. Методы управления детьми: Основные — угроза, надзор, приказание, запреты, наказания, телесные наказания; вспомогательные — авторитет, любовь. Виды обучения: 1. Описательное — выявить опыт ребёнка и дополнить его; 2. Аналитическое — исправить и усовершенствовать мысли ученика; 3. Синтетическое — построение стройной системы мысли.

Ступени обучения: 1. Ясность — углубление в состоянии покоя. У ученика мобилизовано внимание. Происходит введение нового материала; 2. Ассоциация — углубление в состояние движения. Дети ожидают. Происходит установление связи между старым и новым; 3. Система — поиск выводов, определений, законов на основе новых знаний, связанных со старыми представлениями. Дети ищут — обобщают, делают выводы, определяют; 4. Метод — осознание в состоянии движения, применение полученных знаний к новым фактам, явлениям, событиям. Дети применяют знания и умения. Гербарт отмечал, что педагогическая работа проводится успешнее, если ей предшествует овладение педагогической теорией. Искусство воспитания приобретается в повседневной педагогической деятельности.[4]

Эстетическая теория

Гербарт явился основоположником формальной эстетики, обычно противополагаемой содержательной эстетике Гегеля. Прекрасное, по И.Ф. Гербарту, заключается в формальных взаимоотношениях симметрии, пропорций, ритма, гармонии, которые и являются источником эстетического удовольствия.[5]На основе психологических идей о взаимодействии представлений И.Ф. Гербарт разработал эстетическую теорию. Сложные эстетические переживания, вызываемые художественным произведением или явлениями природы, основаны на взаимодействии соотношений формальных элементов, на гармонических соотношениях тонов, ритмов, пропорций, красок. Эти соотношения могут быть выражены математически, что позволяет точно связать чувство прекрасного с определенными формальными отношениями между элементами художественного произведения. В наибольшей степени такому описанию из всех видов искусств поддается музыка.[2]М.М. Бахтин пишет: "И. Ф. Гербарта выдвинул программный тезис: прекрасное - не идея, не содержание, но свойство самой формы; форма, же определяется внутренней связью, структурной организацией частей. Идеализм, учил Гербарт, недооценивает самостоятельность формы перед лицом содержания, а это значит - недооценивает зримости, поверхности явлений по сравнению с их внутренним, духовным содержанием. Значит, не те или иные идеально-содержательные моменты создают прекрасное как некоторое целое, но формообразующие соотношения этих моментов между собою. В историко-философском плане Гербарт и его школа намечали направление мышления, ведущее за пределы спекулятивно-метафизической эстетики. По И.Ф. Гербарту, эстетическая форма определяется присущими какому-либо предмету отношениями; сущность прекрасного - в отношениях".[6]

И.Ф. Гербарт пишет об эстетики: «Еще существует класс понятий, которые совпадают с ранее упомянутыми в том, что по отношению к ним мышление не может ограничиться простым логическим приведением к отчетливости (Verdeutlichung); отличаются же они тем, что не требуют подобно вышеупомянутым [понятиям] изменений, а приносят с собой такое дополнение в нашем представлении (Vorstellen), которое заключается в суждениях одобрения или неодобрения. Наука о таких понятиях — эстетика. С познанием данного она по своему происхождению связана лишь постольку, поскольку побуждает нас представить себе понятия, которые совершенно независимо от их реальности вызывают одобрение или недовольство. Но применительно к данному эстетика переходит в ряд учений об искусстве (Kunstlehren), которые все без исключения можно назвать практическими науками, потому что они указывают, как должен обрабатывать определенный предмет тот, кто занимается ими, чтобы порождалось не недовольство, а, напротив, чувство удовлетворения. Однако среди учений об искусстве есть одно, чьи предписания требуют обязательного соблюдения, ибо мы, сами того не сознавая, постоянно представляем собой предмет этого учения. То есть этот предмет — мы сами, а названное учение — это учение о добродетели, которое в отношении наших проявлений переходит в дела и возможности, в учение об обязанностях».[7]Эстетические идеи И.Ф. Гербарта были развиты Р. Циммерманом, Э. Гансликом, А. Риглем, Г. Т. Фехнером. Циммерман все эстетические построения, начиная с Платона и кончая Гербартом, оценивал с точки зрения положения, что первоосновой прекрасного в искусстве является форма, а не содержание. В этом, как и в понимании формы, он следует Гербарту. Алоис Ригль преобразовал эстетику Гербарта в собственную философию стиля, под которым он понимает "отношения, в которых части находятся друг к другу и к целому". Идеи Гербарта развиты в психологической эстетике Г.Т. Фехнера.

Иоганн Генрих Песталоции

Песталоцци родился в 1746 году в Швейцарии, в Цюрихе, в семье врача. Большое влияние на его воспитание оказали мать и преданная служанка.

В юности Песталоцци был членом кружка, члены которого занимались разоблачением должностных лиц, которые обирали крестьян.

В 1769 году он занял деньги и купил небольшое имение. В нём Песталоцци хотел организовать показательную ферму, чтобы научить окрестных крестьян правильно вести свое хозяйство. Но вскоре он разорился из-за непрактичности.

Через 5 лет на этой ферме он открыл «Учреждение для бедных». Вскоре он закрыл это учреждение из-за недостатка средств.

В течение следующих восемнадцати лет Песталоцци пишет книги. В них он развивает свои идеи об улучшении жизни крестьян.

. В городе Станце правительство поручило Песталоцци организовать воспитательное учреждение для беспризорных детей.

Песталоцци был начальником этого приюта, учителем, казначеем, дворником и сиделкой в одном лице.

С 1799 года Песталоцци работал в школах г. Бургдорфа.

В самом начале XIX века вышли в свет его сочинения: «Как Гертруда учит своих детей», «Книга матерей, или Руководство для матерей, как учить их детей наблюдать и говорить», «Азбука наглядности, или Наглядное учение об измерении», «Наглядное учение о числе», в которых излагались новые методы начального обучения, «Письмо к другу о пребывании в Станце».В 1805 году власти предоставили Песталоцци замок в Ивердоне, в котором он создал большой институт. Этот институт вскоре получил мировую известность. В 1825 году Песталоцци вернулся на свою ферму, где 50 лет назад он начал свою педагогическую деятельность. Ему было уже 80 лет. Здесь он написал свое последнее произведение — «Лебединая песнь». Через два года он умер. На надгробном памятнике было написано: «Все для других, ничего для себя». Из своих многочисленных начинаний Песталоцци не извлек никакой выгоды. На гонорары от издания книг он строил школы для бедняков. У него почти не было имущества. Ничего, кроме всемирной славы.

Идея развивающего обучения и элементарного образования Песталоции

I воспитание

Основа воспитания - природа человека

Цель воспитания - развивать все природные силы и способности человека

Задача воспитания – создание гармонически развитого человека

Основной принцип воспитания – согласие с природой

Средства воспитания – труд, игра, обучения

И навыки, и сноровки приобретаются – путем наглядности

 

II. Содержание воспитания и обучения

 

Умственное образование. Система специальных упражнений (для каждой ступени обучения), которые развивают интеллектуальные силы и способности. Основа – наблюдения и опыт.
Физическое воспитание. Первый вид разумного воздействия взрослого на развитие детей, развитие и укрепление всех физических возможностей, основано на естественном стремлении к движению. На основе "естественной домашней гимнастики" Песталоцци предлагал строить систему школьной "элементарной гимнастики". Содержание: военные упражнения, игры, строевые занятия, туристические походы).  
Трудовое воспитание. Соединение обучения с производственным трудом. Труд развивает силы, ум, формирует нравственность. Труд учит презирать слова, оторванные от дела. Труд вырабатывает следующие качества: точность, правдивость, создание правильных взаимоотношений между взрослыми и детьми и детей друг с другом.  
Нравственное воспитание - постоянное упражнение в делах, приносящим пользу другим. Является центром всего воспитания. Основу нравственного развития ребенка видел в разумных семейных отношениях, и школьное воспитание, как он полагал, может быть успешным лишь в том случае, если будет действовать в полном согласии с семейным.  
Религиозное воспитание – против официальной религии и её обрядности; за естественную религию. Развивающие моральные чувства и нравственные наклонности.  
Развивающее воспитывающее обучение. «Обучение должно быть подчинено воспитанию». «Школы, где главную роль играют учителя и книга, - никуда не годятся». «Учитель должен вырабатывать в ученике деятеля … не вливать в него, как в сосуд, готовые знания.  

 

 


Основные принципы – строгая последовательность, концентричность, посильность.

 

 

Разрабатывая идеи развивающего школьного образования и элементарного обучения, Песталоцци был одним из основоположников концепции развивающего образования: предметы преподавания рассматривались им, по его словам, больше как средство целенаправленного "развития способностей, чем как средство приобретения знаний.

Адольф Дистервег

Биография

Адольф Дистервег родился в небольшом промышленном городе Зиген в Вестфалии. В 1808 году он поступил в Герборнский университет, где изучал математику, философию и историю, а затем перевелся в Тюбингенский университет.

В 1831–1841 годах он создал в Берлине четыре учительских общества, а в 1848 году был избран председателем «Всеобщего немецкого учительского союза».

Дистервег — автор учебников и руководств по математике, немецкому языку, естествознанию, географии, астрономии. Наиболее известная его работа — «Руководство к образованию немецких учителей» (1835).

Дистервег разработал дидактику развивающего обучения, сформулировав её основные требования в виде 33 законов и правил

Философское мировоззрение

Адольф Дистервег, отвергая революционный путь изменения общественных отношений, возлагал надежды на мирное преобразование общества и особенно на просвещение народа.

Он воспринял гуманизм Лессинга, Гердера, Шиллера, Гёте. Корни его мировоззрения — в просветительной и гуманистической литературе XVIII в.

Содержание образования

Дидактические правила

v Правила обучения, относящиеся к ученику, к субъекту.

v Правила обучения, касающиеся учебного материала, объекта.

v Правила обучения в соответствии с внешними условиями, временем, местом, положением и т.д.

v Правила обучения, касающиеся учителя

v

v «Всякое истинное обучение обладает нравственной, развивающей характер силой…Познание истины отражается на образе мыслей, складе убеждений и поведении, на всех сторонах характера... Всё существо человека под влиянием обучения проникается умственным и нравственным развитием».

 

 

Реформы Петра I

Российского образования в ХVIII веке целиком связано с грандиозной личностью Петра I, великого реформатора, придававшего образованию первостепенную государственную значимость. В своих циркулярах он требовал, чтобы подданные «сколь возможно, чтению и письму детей обучали». Кроме азбуки рекомендовалось использовать часослов и псалтирь. С дворян был особый спрос: их дети должны были учить иностранные языки и другие науки. Важнейшим компонентом своих реформ Петр считал развитие европейски ориентированного, светского по характеру образования. В связи с этим было принято решение открыть государственные школы для подготовки образованных людей дворянских, купеческих и верхушки посада.

Благодаря Петру в России возникла система профессионального образования. В 1701 году были созданы навигацкая, пушкарская, госпитальная, приказная и другие школы, находившиеся в ведении соответствующих государственных органов. 27 августа 1701 года в Москве открылась первая государственная школа «математических и навигацких наук». В нее набрано 180 первых добровольцев, среди которых были подростки 12 – 17 лет. Было и несколько взрослых – двадцатилетних учеников. Обучение в школе было бесплатное. Боле того – неимущие ученики (а такие тоже принимались в школу) получали от нее денежное пособие на питание. В этой школе готовили кораблестроителей, капитанов и преподавателей для других школ.

«Навигацкая школа» располагалась в Сухаревской башне. Занятия начинались с изучения грамоты. Самыми первыми предметами были русская грамота и арифметика. В зависимости от социального происхождения своих родителей ученики получали различное образование. В «Навигацкой школе» была введена строгая дисциплина, за прогулы с учащихся взимали штраф. Окончившие школу шли служить на флот, в артиллерию, а лучших учащихся посылали за границу для продолжения образования.

Выпускники Навигацкой, Инженерной, Медицинской, Артиллерийской школ, открытых в Москве по именным указам Петра 1, получая не только

общее, но и профессиональное образование, занимали ведущие должности на гражданской и воинской службе, становились активными проводниками реформ. Среди них – автор первой «Арифметики» Л.Ф.Магницкий, публицист И.С. Посошков, первый отечественный доктор медицины и философии П.В. Постников и многие другие «птенцы гнезда Петрова».

Петровская эпоха создала уникальные возможности личного роста талантливых людей из народа; развитие общей грамотности и духовности рассматривалось как приоритетная государственная задача, образованность всячески приветствовалась. Так, в Москве, в палатах боярина В.Ф. Нарышкина на Покровке в начале 1705 года была учреждена школа для детей «бояр и окольничих, и думных, и ближних, и всего служивого и купецкого чина…».

В 1714 году был издан указ о всеобщей учебной повинности для детей всех сословий (кроме крестьян). Было постановлено: без свидетельства об окончании обучения «жениться не допускать и венечных памятей не давать».

К 1722 году в разных городах России были открыты 42 так называемые «цифирные школы», обеспечивающие начальное обучение математике. Гуманитарное обучение обеспечивалось духовными школами, преподавателей для которых готовила Славяно-греко-латинская академии.

К 1725 году было около 50 епархиальных школ. Количество учеников в цифирных школах сократилось в связи с открытием епархиальных школ, куда перешли почти все дети священников и дьяконов, и нежеланием "посадских людей" (купечества и ремесленников) отдавать своих детей в цифирные школы (их предпочитали обучать ремеслу). Поэтому основным контингентом цифирных школ стали солдатские дети и дети приказных, а часть школ пришлось закрыть.

Любимым детищем Петра была Академия наук. При ней был учрежден первый российский университет в Санкт-Петербурге, а при университете - гимназия. Вся эта система, созданная Петром, начала действовать уже после его смерти - в 1726 году. Профессуру приглашали в основном из Германии - среди профессоров были знаменитости европейского уровня, например, математики Бернулли и Эйлер. Студентов в университете было сначала очень мало. В основном это были дети дворян или живших в России иностранцев; однако уже вскоре были введены стипендии и особые места для "казеннокоштных" студентов (учившихся за счет государства). Среди казеннокоштных студентов были разночинцы, и даже крестьяне (например, М.В. Ломоносов). В гимназии также учились дети солдат, мастеровых и крестьян, однако они обычно ограничивались низшими (младшими) классами.

В 1755 году аналогичный университет с двумя гимназиями при нем (для дворян и для разночинцев) был открыт в Москве. Курс дворянской гимназии включал русский язык, латынь, арифметику, геометрию, географию, краткую философию и иностранные языки; в гимназии для разночинцев учили главным образом искусствам, музыке, пению, живописи, преподавали и технические науки.

В 1732 г., возникли гарнизонные школы, дававшие не только начальное военное, но и начальное математическое и инженерное образование. Часть духовных ("архиерейских") школ расширили свой курс за счет "средних" и "высших" классов и стали именоваться "семинариями". В них, кроме грамоты, изучались грамматика, риторика, философия и богословие.

Именно Петру мы обязаны введением гражданской азбуки, которой пользуемся и сейчас, и первыми переводами на русский язык западноевропейских учебников, прежде всего по предметам естественным, математическим и техническим - астрономия фортификация и т.д. В ХУ111 веке по-прежнему значительную роль в московском образовании играл Печатный двор, получивший при Петре 1 наименование «Московская типография».

Она печатала разнообразные календари и азбуки, часословы и псалтири. Набор шел уже не славянскими, а русскими литерами. Учебники, особенно азбуки, стояли на первом месте среди издаваемых в Москве книг светского содержания. Сентября по декабрь 1714 года в городе было распродано 1525 азбук, за весь следующий год – 9796,а в 1716 году – более пяти тысяч. Рекордными тиражами выходили календари, только за один 1709 год – 7200.

Петр 1 живо интересовался делами образования, обращая особое внимание на вопросы воспитания добропорядочных и рачительных подданных, верных патриотов. Под его личным контролем огромным тиражем было напечатано и распространено «Юности честное зерцало», этот замечательный памятник национальной педагогической культуры, наполненный отеческими советами по многим вопросам. Оно стало наиболее популярным домашним чтением в дворянских семьях.

Петр мечтал о создании единой внесословной системы образования. На деле созданная им система оказалась и не единой (профессиональная школа - духовная школа), и не внесословной. Не ставилась и задача общего образования, оно давалось попутно, как часть и условие профессионального образования. Но эта система сыграла гигантскую роль в развитии российского образования, "вписав" его в европейскую систему образования.

 

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ ПЕТРА I

 

· Возникла система профессионального образования

· Открылось большое количество школ - цифирные, гарнизонные, епархиальные школы, Навигацкая, Артиллерийская, Инженерная школы и др.

· Молодых дворян отправляют за границу на учебу

· Учеба стала одним из видов государственной службы

· Изменилось содержание образования: на первом месте – не церковные, а светские науки

· Создаются светские учебники, и издается первая печатная газета «Ведомости»

· Основана в1714 году первая библиотека

· Создан первый музей – Кунсткамера в 1714 году в Петербурге

· Создана Академия наук в 1725 году

· Развивается отечественная наука: внедряются русские изобретения, организуются географические, геологические и иные экспедиции

· Введено новое летоисчисление с 1 января 1700 года, от Рождества Христова.

4. Цифирные (арифметические) школы

В начале XVIII в. правительство Петра I сделало первую попытку создать на всей территории России сеть государственных общеобразо-вательных начальных школ, которые давали бы учащимся знания в чте-нии, письме, арифметике, подготовляли их к государственной светской и военной службе, для работы на заводах и верфях, к обучению в про-фессиональных школах. Организация общеобразовательных школ про-водилась через Военную, Адмиралтейскую и другие коллегии, магистра-ты, а также церковь, в распоряжении которой имелись необходимые для этого средства (помещения, учителя, известный педагогический опыт). Государственные школы для обучения детей грамоте и счету создава-лись при архиерейских домах, при верфях, горных заводах, воинских частях.

Первые школы подобного типа были открыты по инициативе А. А. Курбатова в 1711 г. в Архангельске, где он исполнял должность вице-губернатора.

28 февраля 1714 г. ПетрI издал указ об открытии во всех губер-ниях при архиерейских домах и в больших монастырях цифирных, или арифметических, школ, в которых надлежало «учить цифири и некото-рую часть геометрии». Этим актом вводилось обязательное обучение для «дворянских и приказного чина, дьячьих и подьяческих детей от 10 до 15 лет». Вскоре к обучению в цифирных школах стали привлекать-ся дети духовенства и купечества.

Для преподавания в открываемых цифирных школах использовались воспитанники Московской школы математических и навигацких наук и Морской академии.

Организация школ натолкнулась на большие препятствия. Сохра-нившаяся обширная переписка по этому вопросу говорит о том, что очень многими это воспринималось как тяжкое бремя. Местные власти нередко отказывались предостав-лять помещения для них и выделять средства на содержание учителей.

Большие трудности возникли и с набором учащихся, так как роди-тели, чаще всего дворяне, отказывались отдавать мальчиков в школы, находившиеся на большом расстоянии от их места жительства. Жесто-кие дисциплинарные меры, применяемые в школах, также не располага-ли к ним детей и родителей. Учителям предлагалось выдавать ученикам по окончании школы «свидетельствованные письма за своею рукою» и следить, чтобы без таких свидетельств им не давали «венчаных памятей» (то есть разрешения жениться).

Суровые меры не принесли желаемых результатов, и учителя ци-фирных школ постоянно жаловались на отсутствие учащихся. Одно со-словие за другим просило царя об освобождении от принудительной повинности учить сыновей в новых школах. В 1716 г. от обязательного обучения в цифирных школах освобождаются дворянские дети. В 1720 г. из разных городов стали поступать челобит-ные об освобождении детей посадского населения от обязательного обучения в цифирных школах. ПетрI удовлетворил просьбу купцов и приказал принимать в учение посадских детей только по желанию их родителей. Вместе с тем Петр I в «Регламенте Главного магистрата» (1721) потребовал не пренебрегать государственными школами, оказы-вать им всяческое содействие и магистратам всех городов заботиться о содержании малых школ для обучения детей чтению, письму и ариф-метике.

Число детей, подлежащих обязательному обучению в цифирных школах, все уменьшалось. В 1722 г. в связи с изданием «Духовного регламента» (1721) и организацией архиерейских школ Сенатом было указано обучать детей духовенства в этих новых школах.

Таким образом, в конце концов все сословия, за исключением тех, кого именовали разночинцами, были освобождены от обязательной по-сылки детей в цифирные школы.

Цифирные школы не смогли утвердиться. Они не получили под-держки в кругах дворянства и духовенства, стремившихся обособить своих детей от других сословий. Для посадских жителей школы были очень неудобными, так как находились далеко от торговых центров и посадов, общежитий и интернатов при них не имелось. Эти школы не имели достаточных средств на содержание учителей и учащихся. Гру-бые принудительные меры, применяемые при наборе в школы и в про-цессе обучения, создавали также отрицательное отношение к ним.

Хотя цифирные школы не смогли утвердиться в качестве основного типа русской школы, все же в развитии русской педагогики они имели важное значение. Они являлись первыми светскими государственными школами в провинциальной части России. Их сеть была относительно разветвленной. В них велось обучение арифметике, начальной геомет-рии, географии. Опыт цифирных школ послужил основанием для орга-низации учебной работы светских школ других типов -- адмиралтейских гарнизонных и горнозаводских. Многие учителя цифирных школ пере-шли на работу в эти школы и продолжали плодотворно трудиться в об-ласти начального обучения.

 

Первая адмиралтейская русская школа открыта в Петербурге в 1719 г. В том же году подобные школы открыты в Кронштадте и Ре-веле, а затем (около 1720 г.) в Таврове и при Петербургской партику-лярной верфи (1722).

В первой четверти XVIII в. возникли и первые школы, готовившие квалифицированных рабочих и мастеров. Это были горнозаводские шко-лы. Первая из них открыта в 1716 г. по инициативе коменданта Оло-нецкой провинции В. И. Геннина на Петровском заводе -- на территории Карелии. Адмиралтейская коллегия для обучения послала в школу пер-вых ее учащихся -- 20 подростков из бедных дворянских семей. Еще до открытия этой школы там же, на Олонецких заводах, учили горному делу юношей, мобилизованных правительством для работы на горных заводах, а также 12 воспитанников «из нижних чинов» Московской школы математических и навигацких наук доменному, кузнечному и якорному мастерствам. В Петрозаводской школе учились «и дети посе-ленцев новой Петровской слободы. В школе помимо письма и чтения изучалась арифметика, геометрия, артиллерия, горное дело.

Несколько горнозаводских школ создано на Урале В. Н. Татище-вым. Работая на-чальником Главного управления сибирскими и казанскими казенными заводами, он в 20-х гг. создал цифирные и «словесные» горнорудные школы при уральских государственных заводах. Екатеринбург стал главным центром горнозаводского образования на Урале. В эти школы принимались дети нижних чинов и работных людей. Учащиеся проходили практику на заводах.

Гарнизонные, адмиралтейские, горнозаводские школы Урала и Олонецких заводов получили дальнейшее развитие во второй четверти XVIII в. Они сыграли положительную роль в распространении грамот-ности и технических знаний среди низших сословий, в подготовке кад-ров для армии и флота, строительного дела и промышленных пред-приятий.

 

8. Деятели в области образования

Проект организации образования Ф. С. Салтыкова

Одним из представителей педагогической мысли первой четверти XVIII в. был также Федор Степанович Салтыков, родственник Петра I, сторонник преобразований России. В 1711 г. Петр I отправил его в Англию и Голландию закупать суда для русского флота. Из Англии Ф. С. Салтыков прислал Петру I две записки -- «Пропозиции» и «Изъ-явления, прибыточные государству». В этих записках он предлагал развивать промышленность и торгов-лю с помощью купеческих компаний, строить фабрики и заводы, устраи-вать ярмарки, расширять торговые связи с другими странами.

Автор записок настаивал на широком распространении образова-ния и рекомендовал учредить во всех губерниях выс-шие учебные заведения по 2 тысячи студентов в каждом. Обучаться в них, по его замыслу, будут дворянские, купеческие и «всяких разночинов» дети. Для академий намечалась обширная программа: иностранные языки, грамматика, риторика, поэтика, философия, богословие, история, арифметика, геометрия, навигация, фортификация, артиллерия, механи-ка, статика, гидростатика, оптика, архитектура, география. Предла-галось также учить «на лошадях ездить, на шпагах биться и танце-вать».

Одним из первых в России Ф. С. Салтыков поставил вопрос об ор-ганизации женского образования, предложив «во всех губерниях учи-нить женские школы и на то обратить женские монастыри». В.школах обучать девочек от 6 до 15 лет. Программа женских школ значительно уступала академиям, ограничи-ваясь чтением, письмом, счетом, французским и немецким языками, рисованием, музыкой, пением и танцами. Кроме учителей в женских школах предлагалось иметь специальных надзирательниц, которые обу-чали бы школьниц внешним манерам и правилам поведения.

Ф. С. Салтыков предлагал также организовать солидные библио-теки в каждой губернии.

Проект организации школьного образования Ф. С. Салтыкова, не учитывавший реальных возможностей государства и особенностей Рос-сии того времени, не мог быть осуществлен, но он является свидетель-ством относительно широких в стремлений передовых представителей дворянства в организации просвещения.

Педагогические высказывания И. Т. Посошкова

Известный публицист и экономист первой четверти XVIII в. Иван Тихонович Посошков (1652--1726) был сыном ремесленника, мастера серебряных дел подмосковного села Покровского; изучил граверное и столярное ремесла, имел винокуренный завод, предпринимал попытки организовать изготовление серы, красок, изобрел станок для чеканки медных денег, внес усовершенствование в огнестрельное дело. Он зани-мался всевозможными коммерческими операциями и к концу своей жиз-ни стал купцом и землевладельцем.И. Т. Посошков был хорошо знаком с обширной летописной лите-ратурой, со многими иностранными историческими и географическими книгами, имел обширные для своего времени познания в математике. Он остро реагировал на все вопросы, возникавшие в общественной жиз-ни России начала XVIII в. Горячий сторонник преобразований и разви-тия отечественной промышленности, И. Т. Посошков твердо верил в большие возможности своего народа. Его перу принадлежат такие работы, как «Письмо о денежном деле», «О ратном поведении», «Зерцало очевидное», «Завещание отеческое сы-ну своему», «Книга о скудости и богатстве». Последнее произведение содержит про-ект реформ, направленных на превращение России в независимую, силь-ную, культурную и богатую страну. Вопросы образования и воспитания у И. Т. Посошкова являются составной частью его общественно-эко-номических проектов.

В «Книге о скудости и богатстве» И. Т. Посошков защищает интересы крестьянства, подвергая резкой критике произвол дворян; автор проекта требовал ограничить права на крестьянский труд, определить законом размер крестьянских повинностей и отделить к



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 659; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.94 (0.014 с.)