Административный надзор в Российской Федерации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Административный надзор в Российской Федерации.



 

Административный надзор является одним из важнейших способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.

 

В юридической литературе нет единого мнения о сути административного надзора. Ряд ученых считают, что он является разновидностью контроля, имея при этом свои особенности. В противоположность этому мнению Д. М. Овсянко считает, что административный надзор является самостоятельным видом контрольно-надзорной деятельности, которому присущи свои особенности. Ю. П. Битяк высказывает мнение о том, что «надзор осуществляет единственный государственный орган — прокуратура. Санитарный, пожарный надзор и некоторые другие виды деятельности неточно называют надзором. В действительности же это контроль». Такое разнообразие и противоположность мнений о природе административного надзора являются основанием для рассмотрения его сути в соотношении с контролем и другими видами надзора.

 

Сравнивая административный надзор и контроль с точки зрения содержания, объема полномочий, субъектов и объектов проверок, правовых и организационных форм их осуществления, можно утверждать, что административному надзору присущи особенности, которые не характерны для контроля. В то же время есть основания считать, что административный надзор является специфическим видом государственного контроля.

 

1. Контроль включает в себя проверку состояния дел как с точки зрения законности, так и целесообразности. Административный надзор осуществляется только для проверки законности.

 

2. При осуществлении контроля соответствующие органы могут вмешиваться в оперативно-хозяйственную и производственную деятельность подконтрольного объекта, используя при этом меры дисциплинарного принуждения. Органы административного надзора такими полномочиями не обладают. Они имеют право осуществлять наблюдение, проверку соблюдения определенных норм, выявлять, пресекать правонарушения, а также привлекать виновных к административной ответственности.

 

3. Контроль, как правило, касается конкретных органов, предприятий, учреждений и их должностных лиц. В противоположность этому, административный надзор осуществляется в отношении:

 

а) неопределенного круга физических и юридических лиц при соблюдении ими определенных ппавил;

 

б) определенного круга лиц (граждан, должностных лиц, юридических лиц) при соблюдении ими конкретных правил (например, приобретения, использования огнестрельного оружия);

 

в) персонифицированный административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

 

4. Административный надзор, как правило, связан с применением мер административного предупреждения, административного пресечения и наложения административных взысканий. То есть органы административного надзора наделены административно-юрисдикционными полномочиями. В отличие от них контрольные органы такими полномочиями не наделены (как правило, имеют право применять меры дисциплинарного взыскания). Административной науке известно три вида надзора: судебный, прокурорский и административный. По сравнению с двумя другими видами надзора, административный надзор является наиболее объемным и разнообразным. Ему присущ ряд особенностей, которые отличают его от судебного и прокурорского надзора, а именно:

 

— субъект административного надзора является субъектом исполнительной власти;

 

— основной целью является обеспечение безопасности граждан, общества, государства (а судебного и прокурорского — обеспечение законности в стране);

 

— специализированный характер, то есть он направлен на соблюдение специальных правил (санитарных, пожарных, ветеринарных, таможенных и др.);

 

— проводится систематически за конкретным объектом;

 

— осуществляется, как правило, субъектами исполнительной власти, наделенными надведомственными полномочиями;

 

— связан с применением административного принуждения. Административный надзор осуществляется с целью охраны

 

соответствующих общественных отношений как от правонарушений, так и от объективно-противоправных действий и стихийных явлений.

 

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что административный надзор — это вид государственной управленческой деятельности, который осуществляется специальными органами исполнительной власти в отношении организационно неподчиненных предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан по поводу исполнения ими требований действующего законодательства с применением мер административного принуждения.

76. Государственное управление в сфере обороны.

 

Оборона страны как объект управления представляет собой область общественных отношений, которые складываются в процессе деятельности государства и общественных организаций по осуществлению военной защиты, включая использование Вооруженных сил в случаях военного нападения.

Организация управления в области обороны заключается в обеспечении практического осуществления военной защиты страны; в этих целях государственные органы при активном участии общественных организаций осуществляют сложный комплекс соответствующих взаимосвязанных мероприятий политического, военного, правового, организационного, материально-технического, морально-психологического характера.

В целях защиты страны установлена всеобщая воинская обязанность. В конституционных положениях со всей определенностью раскрыты сущность и цели организации обороны страны, четко сформулированы задачи Вооруженных сил. Как видно, основным этапом организации управления в области обороны страны является военное строительство, под которым понимается основанная на принятой военной доктрине организующая деятельность страны по формированию Вооруженных сил, осуществлению управления ими, а также оснащению их всем необходимым для успешного выполнения возложенных на них задач.

Сущностью и содержанием военного строительства обусловлена система его специальных функций, важнейшими и из которых являются:

" обеспечение научно-обоснованного устройства организационной структуры Вооруженных сил;

" целесообразное построение системы органов управления Вооруженными силами и их структурными подразделениями, четкое распределение функций и полномочий по управлению;

" выбор наиболее целесообразных способов комплектования войск и порядка прохождения военной службы;

" непрерывное совершенствование форм и методов обучения и воинского воспитания;

" организация материально-технического снабжения войск и довольствия военнослужащих;

" подготовка молодежи к службе в Вооруженных силах;

" определение степени и форм участия населения в укреплении обороноспособности страны;

" руководство гражданской обороной и др.

Военная организация страны включает в себя различные по своим конкретным целям и функциям военные структуры:

" Вооруженные силы;

" Пограничные войска;

" Внутренние войска;

" Железнодорожные войска.

Вооруженные силы РФ состоят из Российской армии и Военно-морского флота РФ. Они возглавляются Министерством обороны РФ.

В зависимости от характера вооружения и предназначения для выполнения определенных стратегических боевых задач Вооруженные силы РФ организационно делятся на следующие виды:

" Ракетные войска стратегического назначения;

" Сухопутные войска;

" Войска противовоздушной обороны;

" Военно-воздушные силы;

" Военно-морской флот.

Каждый из этих видов Вооруженных сил в свою очередь делится на рода войск и специальные войска.

В состав Российской армии, кроме того, входят тыл Вооруженных сил, а также штабы и войска Гражданской обороны РФ.

Войска Российской армии в целях обеспечения оперативного и административного управления ими сводятся в военные округа, группы войск и округа ПВО страны, которые являются территориальными объединениями воинских соединений, частей, военно-учебных и других заведений различных видов вооруженных сил и родов войск.

Военно-морской флот делится на флоты (например, Северный, Тихоокеанский и др.), которые являются не территориальными, а высшими оперативными объединениями Военно-морского флота.

Пограничные войска подчинены Федеральной службе безопасности РФ. Предназначены для охраны государственной границы РФ. Организационно Пограничные войска делятся на пограничные округа, в составе которых создаются пограничные отряды, комендатуры, заставы, маневренные группы, контрольно-пропускные пункты, а также различные части (подразделения) авиации, сторожевых кораблей, специальных войск и т. п.

Внутренние войска подчинены Министерству внутренних дел РФ. Организационно Внутренние войска делятся на части и подразделения. Они предназначены для охраны государственных объектов и выполнения других служебно-боевых задач, возложенных на МВД РФ (охрана специальных грузов, исправительно-трудовых колоний, воспитательно-трудовых профилакториев и др.). Наряду с этим Внутренние войска призваны оказывать содействие органам внутренних дел в охране общественного порядка и применять необходимые меры в случаях массового неповиновения преступных элементов.

Железнодорожные войска - это специальные войска, предназначенные для восстановления, строительства, заграждения и технического прикрытия железных дорог, используемых для обеспечения воинских перевозок. Организационно состоят из железнодорожных бригад, полков и отдельных батальонов.

Для Пограничных, Внутренних и Железнодорожных войск установлен такой же порядок, условия и сроки прохождения службы, комплектования личным составом, как для Российской армии и Военно-морского флота.

Систему органов управления в области обороны образуют две группы государственных органов:

" высшие органы государственной власти и управления РФ - Верховный совет РФ, президент РФ, правительство РФ, которые осуществляют функции государственного руководства обороной, в том числе Вооруженными силами РФ;

" отраслевые органы военного управления - Министерство обороны РФ, осуществляющее отраслевое управление Российской армией и Военно-морским флотом, а также ФСБ РФ, МВД РФ и Министерство транспортного строительства РФ, управляющие соответственно Пограничными, Внутренними и Железнодорожными войсками.

Высшие органы государственной власти и управления РФ:

" рассматривают и решают коренные вопросы укрепления обороны;

" устанавливают основы организации обороны РФ;

" определяют основные направления и утверждают планы военного строительства;

" формулируют сущность и одобряют основные положения военной доктрины;

" устанавливают военную систему государства;

" координируют деятельность всех органов государственного и общественного управления, чтобы они строили свою деятельность с учетом интересов обороноспособности страны.

Верховный совет РФ:

" определяет основные мероприятия в области обороны и обеспечения государственной безопасности;

" вводит военное или чрезвычайное положение по всей стране;

" объявляет состояние войны в случае необходимости выполнения международных договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии;

" принимает решение об использовании контингентов Вооруженных сил РФ при необходимости выполнения международных договорных обязательств по поддержанию мира и безопасности.

Президент РФ - глава государства, наделен в области обороны большими полномочиями:

" координирует деятельность государственных органов по обеспечению обороны страны;

" является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами РФ;

" назначает и сменяет высшее командование Вооруженных сил РФ, присваивает высшие воинские звания, назначает судей военных трибуналов;

" объявляет общую или частичную мобилизацию;

" объявляет состояние войны в случае военного нападения на РФ и незамедлительно вносит этот вопрос на рассмотрение Верховного совета РФ;

" объявляет в интересах защиты РФ и безопасности ее граждан военное положение в отдельных местностях.

Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ и Законом о всеобщей воинской обязанности:

" принимает меры по обеспечению обороны страны и государственной безопасности;

" осуществляет общее руководство строительством Вооруженных сил РФ;

" направляет деятельность Министерства обороны РФ, ФСБ РФ, МВД РФ и Министерства транспортного строительства РФ;

" образует в случае необходимости комитеты, главные управления и другие ведомства при Совете министров РФ, в том числе по вопросам оборонного строительства;

" определяет ежегодные контингенты граждан, подлежащие призыву на действительную военную службу два раза в год (весной и осенью);

" проводит призывы граждан на действительную срочную военную службу;

" определяет правовое положение различных категорий военнослужащих;

" утверждает планы и нормы материально-технического снабжения Вооруженных сил РФ, а также нормы натурального и денежного довольствия военнослужащих.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 343; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.142.128 (0.022 с.)