Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация учебной и воспитательной работы

Поиск

Обучение студентов горных специальностей осуществляется в ЮРГТУ(НПИ) на ряде кафедр, в том числе всех общественных и общеобразовательных, на части общетехнических кафедр, а также на специальных кафедрах нескольких (5-6) смежных специальностей. Наибольший же объем учебной и учебно-воспитательной работы по формированию горного инженера непосредственно по специальности выполняет профилирующая кафедра разработки рудных и нерудных месторождений.

В соответствии с учебным планом специальности для горных вузов и факультетов утвержден единый перечень дисциплин, который представлен циклом общественных общеобразовательных и общетехнических и циклом специальных дисциплин с выделением дисциплин специализаций.

Общеобразовательные дисциплины преподаются кафедрами математики (ФМФ), общей и неорганической химии (ХТФ), английского и немецкого языка (Международный институт), физкультуры и спорта.

Цикл специальных дисциплин включает следующие курсы: 1) Введение в специальность; 2) Основы горного производства; 3) Физика горных пород; 4) Разрушение горных пород взрывом; 5) Проведение горных выработок; 6) Геодезия; 7) Маркшейдерское дело; 8) Процессы подземных горных работ, 9) Технология подземной разработки месторождений полезных ископаемых; 10) Технология, механизация и организация открытых горных работ; 11) Горные машины; 12) Транспортные машины; 13) Стационарные установки; 14) Электрификация и автоматизация горных работ; 15) Рудничная вентиляция и охрана труда; 16) Проектирование рудников; 17) Охрана природы.

Из этих 17 курсов на профилирущей кафедре разработки рудных и нерудных месторождений изучаются 8 основных курсов общий объем 373 час. Итого специальных дисциплин на кафедре разработки рудных и нерудных месторождений изучается в объеме 793 час. И на других кафедрах 638 час. (итого 1431 час), в т.ч. 526 час на кафедре горных машин, кафедре гидропневмоавтоматики и стационарных машин (ФМА).

Знаниями по физике горных пород и некоторым горным машинам студенты горняки овладевают на кафедре горных машин, по стационарным установкам и горнотранспортному оборудованию на кафедре гидропневноавтоматики. Курс электрификации и автоматизации горных работ студенты изучают на кафедре ЭиАГР.

Цикл геологических дисциплин студенты изучают в лабораториях и музеях геологических кафедр горно-геологического факультета. Маркшейдерское дело и геодезию они изучают на кафедре МДиГ. Вопросы охраны труда, вентиляции рудников и шахт на кафедре безопасность жизнедеятельности.

Общетехнические дисциплины изучаются: инженерной графики – на кафедре графики, в 1,2 семестрах; теоретическая механика во 2,3 семестрах – на кафедре теормеха; прикладная механика в 3,4 семестрах – на кафедре сопротивления материалов; вычислительной техники в инженерных и экономических расчетах на кафедре вычислительной техники; основы электротехники на кафедре электротехники. Все эти дисциплины преподаются на лекциях, практических и лабораторных занятиях.

Наиболее трудные студентов этапы обучения – это I и II курсы.

Лекции являются главной формой обучения и их обычно читают наиболее квалифицированные профессора и доценты. Эта форма обучения, как правило, незнакома для студентов I курса, недавних учеников школы. Поэтому очень важно с первых же дней учебы в вузе научиться понимать главное содержание лекций, улавливать их воспитательные и методические аспекты, чувствовать их риторику. Вместе с тем необходимо стараться научиться писать конспекты лекций, т.е. записывать в конспекты все основные положения и принципы. Надо знать, что лектор может сказать от 90 до 120 слов в мин., а дословно можно записать только около 20 слов в мин. До 100 слов может написать только опытный стенографист. Но после такой записи необходима еще немедленная расшифровка. Попытки дословно записать все, что говорит лектор, как правило, безуспешны. К тому же в дословной записи нет необходимости, т.к. речь лектора обычно содержит много второстепенной информации - различного рода повторения, разъяснения, примеры, а также эмоциональные фразы и образные обороты, облегчающие понимание материала.

Поэтому слушателям необходимо, во-первых, стремиться выявить в лекции главное и записывать тезисно только самые основные моменты, стараясь вникать в смысл сказанного лектором. Тогда лекция лучше воспринимается, материал ее легче усваивается и прочнее запоминается. Но и тезисно записать лекцию можно только сокращенно, широко применяя общепринятые сокращения слов, а также математические, физические, химические обозначения, символы и индексы. Для облегчения последующей работы с конспектом следует сокращенные слова, символы и индексы в нужной мере чередовать с несокращенными словами. Записанная лекция должна быть проработана и дополнена в тот же день, пока в памяти сохранились все подробности прослушанной лекции. При этом могут быть исправлены допущенные описки, дополнены некоторые сокращения, выделены узловые моменты, выялены неясные неясные вопросы. Такая работа облегчается, если, записывая лекцию, оставлять широкие поля и писать строки с некоторым диапазоном одна от другой.

Такая запись лекций и работа с конспектом обеспечивает не только лучшее освоение прослушанного материала, но и значительно экономит время. Принципы тезисного и сокращенного конспектирования необходимо широко использовать и при чтении учебников, книг, первоисточников.

Для экономии времени при выполнении лабораторных, практических и курсовых работ и проектов необходимо широко пользоваться электронными вычислительными машинами.

Кроме лекций, лабораторных и практических занятий студенты проходят 6 практик: геологическая и геодезическая – 4 недели после I курса, учебная – 4 недели после II курса, первая производственная – 4 недели после III курса, вторая производственная практика – 4 недели после IУ курса и преддипломная практика – 4 недели после 9 семестра на У курсе.

Во внеурочное время за весь период обучения студенты выполняют 10 курсовых работ и проектов. По специальным дисциплинам подземной разработки рудных месторождений необходимо выполнять 4 курсовых проекта (по проведению горных выработок, по процессам подземных горных работ, по вскрытию месторождений, по системам разработки) и одну курсовую работу по оценке месторождений и определению производительности рудника по курсу «Проектирование рудников». Кроме этого по смежным дисциплинам, на II курсе выполняется курсовая работа по геологическим дисциплинам, на III – курсовой проект по горным машинам и транспортным машинам, а на У курсе – по организации, планированию и управлению предприятиями.

На кафедре разработки очень большое внимание уделяется изучению экономики и технологии горных работ, применению экономико-математических методов и вычислительной техники.

Выпускники специальности являются специалистами широкого профиля и работают обычно командирами производства (смен, участков, рудников, комбинатов), руководителями научно-исследовательских и проектных институтов, отделов и лабораторий. Все инженеры других горных специальностей (механики, электромеханики, геологи, маркшейдеры, гидрогеологи и т.д.), как правило, на рудниках работают под руководством горняков-технологов. Поэтому горному инженеру необходимо хорошо знать очень много смежных специальностей.

Специальными знаниями по разработке месторождений студенты овладевают не только в аудиториях и лабораториях института, но и на наиболее передовых горных предприятиях страны, оснащенных новейшей техникой. Для производственной практики студенты выезжают под руководством профессоров и доцентов на все лучшие рудники и шахты России. Большое внимание уделяется развитию у будущих инженеров трудовых навыков. Для этого используются производственные и учебные практики и третий трудовой семестр. Уже после второго-третьего курса почти все студенты получают рабочие разряды.

Из наиболее передовых комбинатов, где студенты проходят производственные и преддипломные практики можно отметить горно-металлургические комбинаты цветной металлургии: Норильский ГМК в Красноярском крае, Джезказганский ГМК в Центральном Казахстане, Тырныаузский ГМК на Северном Кавказе, Лениногорский и Иртышский ПМК на Рудном Алтае, «Печенганикель» на северо-западе, Красноуральский медный на Урале и др. Из горно-обогатительных комбинатов можно отметить комбинат «Ачполиметалл» в Южном Казахстане, Алтын-Топканское рудоуправление и Адрасманский ГОК в Таджикистане, Белогородский ГОК, Золотушинское рудоуправление и Жескентский ГОК на Рудном Алтае, Урупский и Садонский ГОКи на Северном Кавказе, СУБР на Северном Урале, Гайский ГОК в Кочкарьское рудоуправление на Южном Урале, комбинат «Балейзолото» в Забайкалье, Салаирское рудоуправление в Кемеровской области и др. Кроме этого студенты выезжают на рудники черной металлургии на комбинаты: Запорожский ЖРК, Никопольмарганец, п/о Кривбассруда на Украине, Чиатурмарганец в Грузии, Нижнее-Тагильский металлургический комбинат на Среднем Урале, Богословское рудоуправление на Северном Урале, рудники Горной Шории.

Наиболее популярны также рудники следующих химической промышленноти: производственные объединения «Апатит» на Кольском полуострове и «Каратау» в Южном Казахстане, Березниковские и Соликамские ГОКи на Западном Урале, Стебниковский и Калушский комбинаты на Западе Украины и др. Лучшим студентам представляются лучшие места производственных практик.

Учебные геологические и геодезические практики после I курса студенты проходят в Новочеркасске, а учебно-ознакомительные практики обычно на шахтах ВосточногоДонбаса.

Одновременно с ознакомительной практикой студенты проходят дополнительные курсы и ознакомление с рабочими специальностями и техником безопасности и учкомбинатах предприятий. В результате почти все они получают специальности скреперистов, пом. машинистов электровозов и др.

Большое значение для повышения качества учебной работы имеет развитие материальной базы, повышение лекторского мастерства, широкое внедрение в учебный процесс технических средств обучения, методов ПКО, новейших достижений вузовской педагогики, имея в виду в первую очередь необходимость подготовки широко образованных, знающих, творчески мыслящих специалистов. Этому способствует широкое развитие научной работы студентов, создание учебно-научных и учебно-научно-производственных комплексов. Только таким путем может быть осуществлена подготовка будущих специалистов к новаторству, самостоятельному творчеству, смелой производственной инициативе.

Значительное место в эстетическом воспитании студентов занимает художественная самодеятельность и спорт.

В институте имеется спортивный комплекс в составе 3 корпусов с легкоатлетическим манежем, тиром и плавательным бассейном. Институт имеет две спортивно-оздоровительные базы: на одном из живописных островов реки Дон около хутора Калинин и в горах Кавказа – урочище Кишкет, а также профилакторий на 100 мест и студенческую поликлинику.

Все иногородние студенты-горняки обеспечиваются общежитиями.

Успешность обучения студентов во многом определяется соблюдением ими своих обязанностей и установленных морально-этических норм. Основные права и обязанности студентов, как и всех учащихся, изложены в Конституции (основном законе) РФ. Студенты обязаны повседневно руководствоваться положениями устава вуза.

Обязанности студентов также многообразны. Главные обязанности – постоянно овладевать всем комплексом теоретических знаний и практических навыков, посещать все учебные занятия, в установленные сроки выполнять задания, курсовые проекты и работы, представлять отчеты о практиках, сдавать своевременно зачеты и экзамены. Студенты обязаны также соблюдать моральные нормы и правила внутреннего распорядка в институте, постоянно повышать свой идейный и культурный уровень, участвовать в общественной жизни.

Студенты обязаны бороться с пьянством и другими антиобщественными явлениями, соблюдать дисциплину и выполнять правила внутреннего распорядка общежития. Студенты обязаны соблюдать правила безопасности при выполнении всех видов обучения и работы в институте, учебных и производственных практик, выполнять все требования утвержденных инструкций.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.97.104 (0.008 с.)