Типология политической культуры. Политическая культура Беларуси: история и современность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типология политической культуры. Политическая культура Беларуси: история и современность.



Существует многочисленные классификации политической культуры. Особую известность получили классификации Алмонда и Вербы. Авторы проанализировали формы политических систем и выделили 3 «чистых» типа политической культуры.Патриархальный – характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни, знание о политике, ожидания от политической жизни. Граждане ориентированны на местные ценности: природу, общину и т.д. Подданнический – сильная ориентация на политические институты, невысокий уровень активности граждан. Человек связывает свои ожидания с политической системой, но опасается санкций, наказаний с ее стороны. Активистский – характеризуется участием граждан в политической жизни, их включенностью в общественные дела: участие в выборах, в работе партий, граждане артикулируют свои интересы и влияют на систему, они законопослушны. Однако в реальной политической жизни, самой массовой оптимальной является культура гражданственности, в которой сочетается активные формы участия людей в политике, законопослушание, уважение. Такая культура характерна для демократической политической системы.«Идеальный» гражданин должен оказывать давление на власть и в то же время сохранять к ней лояльность, быть активным, но не проявлять активность постоянно. Именно гражданственность политической культуры является прочной основой демократических политических режимов. Учитывая особую роль государства в воспроизводстве традиций, формирования мышления граждан, различают официальную (поддерживаемую государством) и реальную политическую культуру. Практически, политическая культура представляет собой сочетание различных субкультур, а если возникают их противостояние, то следует культурный раскол. Политология различает и другие модели политических культур:- либерально-демократическую,- авторитарную и тоталитарную. Исторический метод исследования позволил выделить наиболее устойчивые компоненты полит. культуры белорусов, касающиеся государственности, культурной оппозиции. В частности обращает на себя внимание наличие устойчивых юнионистских представлений в полит. культуре белорусов, а также локальный характер, который основывается на принадлежности к определенной территории ("тутэйшыя"), соц. группе (православные, католики...), клану, родственным связям, семье, не возвышаясь до уровня государства. "Интеллектуально-элитарная" модель ВКЛ и "массовая" - Советского Союза и соответственно БССР, отражающие различные концепции роли государства в жизни общества, отношения государства и общества. Политическая культура белорусов содержит в себе "воспоминание" о конфликте двух политических дискурсов, определяющих и сегодня ее амбивалентность. Они представляют собой, так называемый, западный и восточный типы культуры. Длительная доминация восточного или социоцентристского типа культуры неоднократно приводила к претензиям агентов иного типа, предъявлявших их в форме борьбы за национальную независимость или "народную волю", в восстаниях, выступлениях, оппозиционных движениях. Глубинный смысл этих претензий выражал стремление преодолеть "рецессивное", подавленное состояние активистской культуры. В современном белорусском обществе также присутствуют в качестве фрагментов элементы активистской, гражданской культуры, которые, однако, не являются доминирующими. Преобладание подданического типа культуры объясняется во многом не только длительным существованием Беларуси в составе евразийского пространства Российской империи и позже в составе СССР, сублимировавшего имперскую идею в пролетарский интернационализм, но и особенностями белорусского менталитета, который представляет собой своеобразную региональную версию восточнославянского менталитета. Противоречивая история государственности белорусского народа выработала у него определенные представления о собственной судьбе, а также обозначила основной код организации жизненного пространства. У белорусов отсутствует сильная национальная или национально-освободительная идея, отражающая стремление народа к независимости и его претензии на историческую активность по поводу собственной судьбы. Содержание этих представлений составляет скорее идея мученичества ("шматпакутны беларускi народ") и витальной целесообразности ("абы горш не было"). Согласно ей, человек абстрагируется от государства, которое всегда является неуправляемой и враждебной ему силой, стараясь не вызвать к себе его интерес. В то же время он испытывает к государству подданическую привязанность, объясняющуюся тем необходимым минимумом условий, которое оно предоставляет человеку для выживания. Ориентация на целесообразность выработала ряд устойчивых черт, характеризующих жизнь, привычки, нравы белорусов. Среди них одна из наиболее характерных - это прагматизм и изолированная независимость частной жизни,когда признается невозможность изменить внешние обстоятельства своей жизни, но всячески оберегается свобода выбора и чувство собственного достоинства в пространстве собственной частной жизни.

 

Политическое сознание

Политическое сознание представляет собой одну из основных форм общественного сознания, возникая вместе с появлением политиче-ской власти и государственности. Это наиболее общая категория, харак-теризующая субъективную сторону политики. По своему содержанию она охватывает чувственные и теоретические, ценностные и мотиваци-онные представления граждан, опосредствующие их связи с властными институтами.

Политическое сознание - совокупность всех существующих в данную эпоху теоретических и стихийно возникающих у людей политических представлений и установок. В зависимости от субъектов может быть:

*массовым (выражает общественное мнение, настроение и действие масс); * групповым (обобщает установки и мотивы политического поведения конкретных классов, слоев, элит); * индивидуальным (содержит систему информационных, мотивацион-ных и ценностных компонентов, обеспечивающих познание лично-стью политики и участие в ней). Политическое сознание (прежде всего групповое и массовое) представляет собой сочетание установок, сформировавшихся вне этого сознания (в сфере идеологической и политической деятельности), и выводов, полученных в результате самостоятельного анализа политиче-ской практики. В формировании массового политического сознания той или иной общности большую роль играет социальный опыт, как собственный, так и опыт предшествующих ей социальных формирований и групп. Политическое сознание выполняет функции: а) регулятивную (дает ориентиры с помощью идей, представле-ний, убеждений и т.п. относительно политического участия); б) оценочную (способствует выработке отношений к политиче-ской жизни, к конкретным политическим событиям); в) интегрирующую (содействует объединению социальных групп общества на основе общих ценностей идей, установок).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.177 (0.005 с.)