Теории возникновения государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теории возникновения государства



Формы государственного правления и их характеристика

Монархия,Республика. Форма - структура высших органов гос. власти, порядок их образования и распределение компетенции между ними. Монархия: верховная власть

единолична и переходит, как правило, по наследству (единоличный глава гос-ва, пользующейся властью

пожизненно). Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. Абсолютная монархия: верховная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.Конституционная: власть монарха ограничена представительным органом (ограничение определяется конституцией). Дуалистическая: двойственный характер - власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Республика:

власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. (Существование единоличного и коллегиального главы, выборность его на определенный срок, осуществление власти по поручению народа). Сформировалась в Афинском государстве. Парламентская республика - власть принадлежит парламенту. Правительство формируется из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Президентская республика - наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.

Государственно-территориальное устройство -

Способ организации гос. власти на территории страны, система взаимоотношений центральных органов гос. власти и органов, осуществляющих управление отдельными административно-территориальными единицами;

разделение территории государства на части, в соответствии с которым строится и функционирует система местных органов власти. Государственная система управления страной невозможна без делегирования части полномочий на места, в конкретные административно-территориальные единицы. В зависимости от того, как строятся отношения между центральными гос. органами и органами, осуществляющими управление в регионах, административно-территориальных единицах, выделяют две формы государственно-территориального управления - унитарные и федеративные государства. Унитарное гос-во — форма гос. устройства, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса гос. образования. В отличие от федерации, в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единое гражданство, единая правовая система. На сегодняшний день большинство суверенных государств являются унитарными. Как правило, крупные по численности населения государства являются федерациями. Унитарными также могут быть и государства — субъекты федеративного государства (например, республики в составе Российской Федерации). Федеративное государство - такая форма государственного устройства, в структуру которой помимо центральной власти входят государственные образования, обладающие политической самостоятельностью, включающей, в частности, собственное законодательство, судебную и налоговую системы.

 

Политическое сознание

Политическое сознание представляет собой одну из основных форм общественного сознания, возникая вместе с появлением политиче-ской власти и государственности. Это наиболее общая категория, харак-теризующая субъективную сторону политики. По своему содержанию она охватывает чувственные и теоретические, ценностные и мотиваци-онные представления граждан, опосредствующие их связи с властными институтами.

Политическое сознание - совокупность всех существующих в данную эпоху теоретических и стихийно возникающих у людей политических представлений и установок. В зависимости от субъектов может быть:

*массовым (выражает общественное мнение, настроение и действие масс); * групповым (обобщает установки и мотивы политического поведения конкретных классов, слоев, элит); * индивидуальным (содержит систему информационных, мотивацион-ных и ценностных компонентов, обеспечивающих познание лично-стью политики и участие в ней). Политическое сознание (прежде всего групповое и массовое) представляет собой сочетание установок, сформировавшихся вне этого сознания (в сфере идеологической и политической деятельности), и выводов, полученных в результате самостоятельного анализа политиче-ской практики. В формировании массового политического сознания той или иной общности большую роль играет социальный опыт, как собственный, так и опыт предшествующих ей социальных формирований и групп. Политическое сознание выполняет функции: а) регулятивную (дает ориентиры с помощью идей, представле-ний, убеждений и т.п. относительно политического участия); б) оценочную (способствует выработке отношений к политиче-ской жизни, к конкретным политическим событиям); в) интегрирующую (содействует объединению социальных групп общества на основе общих ценностей идей, установок).

 

Политические отношения

- связи, воспроизводящиеся между людьми в политике. Наличие специфического вида общественной деятельности, который характеризуется собственной, присущей именно ему структурой - обозначившимися целью, средствами, результатом, субъектом и объектом. Политические отношения - это всегда взаимосвязи и взаимодействия социальных общностей и личностей по поводу политической власти, управления и регуляции политических интересов субъектов. Это - процесс сознательной деятельности последних, в котором интегрируется самое значимое для них, базирующееся, в свою очередь, на отдельном, конкретном интересе. Политические отношения невозможно осуществить только индивидуальными усилиями, пусть даже и выдающихся личностей. Для индивидов они обладают статусом объективной данности. В результате осуществления политических отношений происходит воспроизводство (регенерация) - простое или расширенное - политического процесса и системы, накопление и трансляция политических идей, знаний, опыта, ценностей, информации и т. п., а также форм и способов практической политической деятельности. Содержание политических отношений определяется отношениями государства и общества, власти и человека, социальных групп, слоев и классов, которые характеризуются чертами консенсуса (договора), конфликтности, единства, сотрудничества, взаимодействия, господства и подчинения. Политические отношения вычленяются из общей синкретической структуры общественных отношений лишь с начала Нового времени, с приобретением политической деятельностью черт профессионализма и осознанности. Особо выделяются отношения политики с другими общественными системами - экономической, духовно-нравственной, социальной и пр. В структуре политических отношений можно обнаружить и духовную (что связанно с процессами познания и обретения политического сознания, идеологии), и материальную (поскольку в результате их осуществления в обществе происходят реальные, осязаемые изменения) составляющие. Уровни существования политических отношений: локальный, региональный, национальный, международный, глобальный; внешнеполитический и внутриполитический. О. п. могут иметь вертикальную и горизонтальную упорядоченность (например, демократия и тоталитаризм). По механизму своего проявления они делятся на стихийные и сознательные.

 

Политический экстремизм

Экстремизм опасен не для той или иной политической силы, которая в данный момент находится у власти, а для демократической государственности в целом. Распространение экстремистских идей ведет к коррозии всей общественно-политической жизни, а, значит, к размыванию государственных институтов, которые обязаны обеспечивать права человека. В результате:

- существенно понижается уровень дозволенного в политике и, следовательно, развиваются конфронтационные методы в ущерб методам, консолидирующим государственную систему, - компромиссам, консультациям, договоренностям и т.п.;

- в обществе сгущается атмосфера нетерпимости, а, следовательно, все менееустойчивой становится политическая система;

- насилие все более воспринимается как допустимый и даже наиболее предпочтительный метод достижения целей. Особенно это пагубно сказывается на молодежи для которой естественно стремление шокировать добропорядочных буржуа, тяготение к решительным действиям, их романтизация независимо от идейной подоплеки и конечных целей. И этим прекрасно пользуются идеологи и организаторы экстремистских движений;

- наконец, доминирующим мотивом гражданской жизни становится страх, а это и есть наилучший фон для завоевания экстремистами власти. В самом таком завоевании не было бы ничего страшного, если бы осуществление власти по-прежнему подчинялось правовым принципам.

Наиболее явные признаки политического экстремизма оскорбление отдельных социальных, этнических и религиозных групп, на которые возлагается вина за все проблемы, подлинные и мнимые, которые встречаются на пути общественного развития, указании на ту или иную группу как на врагов страны и даже человечества в целом. В открытом обществе к политическому экстремизму должна быть отнесена, прежде всего, деятельность по распространению таких идей, течений, доктрин, которые направлены:

- на ликвидацию самой возможности легального плюрализма, свободного распространения и обмена идеями;

- на установление единственной идеологии в качестве государственной;

- на разделение людей по классовому, имущественному, расовому, национальному или религиозному признакам;

- на отрицание прав человека.

Политическая цель экстремистских течений - завоевание власти. В социологическом плане совершенно неважно, мирными или насильственными методами это достигается. Важно то, что власть экстремистскими силами завоевывается для того, чтобы покончить с системой политической конкуренции, ибо экстремизм по определению не признает оппозицию. Поэтому при политическом режиме, основанном на плюрализме, на недопустимости идеологической монополии, государственная власть не только вправе, но и обязана защищать конституционно гарантированную свободу мысли и слова всеми законными методами. В том числе, борясь с теми организованными силами, кто использует политическую и идеологическую свободу для того, чтобы в конечном итоге уничтожить ее.

 

Политика и религия

Влияние политики на религию могут проявляться так же в некоторых политических действиях или распространению некоторых идей, которые могут скомпрометировать отдельные религиозные образования или вполне конкретных людей. Разные политики в разные времена заимствовали из Библии идею богоизбранного народа, которая особенно ярко проявлялась в период расцвета этого национального государства.Как вариант политического злоупотребления религией, можно считать действия

Саддама Хусейна, проявлявшиеся в идеологическом давлении на своих граждан, заставлявшего их воспринимать события в Персидском заливе, как священную войну во имя Аллаха. В политике всегда находились люди, склонные рассматривать религию, как один из методов идеологической борьбы.

Оформление церкви, как самостоятельного субъекта политики происходит из- за отделения церкви от государства. Самостоятельная политическая активность религиозных образований способствует расширению и укреплению их связей, в том числе и международных. В самом процессе политизации внутри самой религии проявляется противоречие среди верующих и религиозных лидеров. Функции, которые реализует религия по отношению к политике: 1. Легитимная функция выполняется религией тогда, когда религиозная позиция поддерживает или наоборот осуждает власть, ее идеи или действия. Политики часто обращаются к религии, как к структуре, поддерживающей общечеловеческие ценности, обращая престиж религии в свою пользу.

2. Интегрирующая функция проявляется в реализации огромного интегрирующего потенциала религии. Не связанная государственными границами, религия, космополитическая и общепланетарная по своему характеру, в состоянии сближать разнородные социальные слои, силы, народы и страны. 3. Дифференцирующая функция обуславливает наличие границ раздела сфер влияния различных религий. Любое единое общественное образование может быть разбито на несколько разноконфессиональных частей, будь то территориально целое

государство, или однородная по составу социальная группа. 4. Представительная функция заключается в выражении и защите интересов некоторой группы людей религиозными организациями, которые выступают как субъекты политики.

1. Влияние на сознание людей.

Укрепление религиозности усиливает общественную мораль, нравственность и, соответственно, правопорядок. Но при этом не стоит забывать, что некоторые мировоззренческие, моральные и правовые убеждения, усвоенные в детстве, растут вместе с человеком и у взрослого становятся уже его жизненными принципами, формируя его внутреннюю культуру, частью которой является и политическая культура, влияющая на политическое сознание. Политически социализированный индивид может либо непосредственно принимать участие в политических событиях, либо просто реагировать на них в соответствии со своими религиозными воззрениями, заставляя окружающих, таким образом, считаться с ними.

2. Идеологическая поддержка или противоборство.

Пропаганда самой религии, с ее системой ценностей и идей, может как позитивно, так и негативно сказываться на авторитете власти или каких-либо субъектах политики. Само распространение религиозных идей может составить конъюнктуру распространению какой-либо идеологии, и определенным образом обусловить или внести вклад в развитие общественного сознания. Наличие этого направления влияния обязывает власть учитывать религиозный фактор во внутренней политике государства.

3. Политическая деятельность религиозных организаций.

Прямое участие в политической деятельности религиозных структур и политических партий религиозной направленности, в том числе и в международной политической деятельности. Ярким примером может послужить Ватикан, являющийся одновременно мировым центром католицизма и государством, непосредственно принимающим участие во встречах в рамках деятельности Совета по безопасности и сотрудничеству в Европе, и выступающим с соответствующими инициативами.

Другим проявлением религиозного фактора в мировой политике стала иранская революция

78–79 гг, уходящая корнями в исламскую идеологию, и кардинально изменившая расстановку сил на среднем Востоке, нанеся сильнейший удар по позициям США в этом регионе.

4. Проблемная интеграция.

В силу того, что религия предопределяет внимание к таким глобальным проблемам, как поддержание мира, борьба с голодом, особо опасными болезнями, экология,

демография и т.д., она выступает в роли некоторого центра, вокруг которого собираются все, кто заинтересован в разрешении этих проблем. Политики же заинтересованы в разрешении этих проблем по роду своего занятия и редко пренебрегают возможностью использовать авторитет религии для поддержания своего престижа.

5. Политическая интеграция.

Это интеграция немного другого рода, представляющая собой объединение различных политических образований и государств с учетом религиозного признака. Известна деятельность Всемирного совета церквей, в состав которого входит более трехсот протестантских и православных церквей. Буддизм представлен в международном сообществе Всемирным буддистским альянсом, а в ряды Организации исламской конфедерации входит около пятидесяти мусульманских государств, хотя они находятся на разных ступенях экономического развития и

даже нередко прибегают к политическому противоборству между собой.

6. Разделение сфер влияния по конфессиональному признаку.

Это направление является обратной стороной интеграции, так как образование новых связей часто бывает сопряжено с разрывом старых. Так, например, республики средней Азии, ранее входившие в состав СССР, одними из первых получили международное признание со стороны Турции, Ирана, Пакистана и стран

Персидского залива, причем между некоторыми из них явно обозначились линии соперничества за влияние на южные республики бывшего СССР. Религиозная окраска сыграла свою роль в ускоренном вовлечении их в региональное сообщество исламских государств — Организацию экономического сотрудничеств

7. Учет религиозного фактора во внешней политике.

Религиозный фактор учитывается во внешней политике всех крупных держав при разработке соответствующих доктрин и осуществлении конкретных акций на мировой арене. В советской внешней политике роль религии в международной политике долгое время недооценивалась. Лишь со временем советское руководство начало понимать значение религиозных моментов в мировой политике. Такое признание проявилось в факте подписания Хельсинского Законодательного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, в итоговых документах СБСЕ, где содержались договоренности о религиозных правах и свободах, а так же в установлении официальных отношений между СССР и Ватиканом.

8. Религиозный экстремизм.

Часто религиозные мотивы лежат в основе радикальных политических действий, осуществляемых различными религиозно-политическими образованиями. Так, например, из-за арабо-израильских конфликтов произошла сильная исламизация внешней политики в ряде исламских государств, что обусловило распространение идеологии «исламского порядка». Наиболее экстремистский вариант, продвигаемый организацией «Мусульманские братья», представляет собой концепцию создания всемирного исламского государства и освобождения от неверных территорий, где распространен ислам. Другие течения более умеренны, хотя исламский экстремизм проявляется и в других странах в таких формах как выступления исламских фундаменталистов в Иордании против согласия ее правительства на переговоры с Израилем; борьба между мусульманами и индуистами в Индии, мусульманами и буддистами в Тайланде; движение за создание Исламского государства в одном из штатов Малайзии.

Другим примером может послужить раскрытый в Тунисе в октябре 91-го года заговор исламского террористического движения «Ан-Нахда» с целью свержения тунисского правительства и установления теократического государства.

Множество проявлений религиозного экстремизма было зафиксировано в Албании, Боснии,

Косово, Герцеговине и в Сербо-Хорватских отношениях.

9. Косвенное влияние.

Религия, кроме непосредственного влияния на политику, оказывает на нее косвенное влияние через мировоззренческие, моральные и правовые общественные устои, под воздействием которых формируется и внешняя и внутренняя политика

государства, определяются ее характер с учетом политических и экономических

интересов. Так, например, христианские ценности лежат в основе ряда политических концепций стран Запада, исламские стереотипы сказываются на деятельности мусульманских государств, а буддизм нашел выражение в политической жизни народов азиатского континента. Такие черты, как самосознание, патриотизм так же формируются под влиянием религиозных концепций посредством воспитательной системы и культуры.

Это были основные направления влияния религии на политику. Любопытно, что на из-за многовекового исторического опыта взаимодействия и в политике и в религии сложились соответствующие нормы и законы, регулирующие и описывающее их взаимное существование. Более того, получилось так, что религия позаимствовала из общественно-политической системы концепцию многоуровневой иерархии, а политика, в свою очередь, может почерпнуть принципы государственного отношения к поликонфессиональной нации. К таким принципам можно отнести религиозную свободу, веротерпимость, справедливость и равенство возможностей.

 

ТЕОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

Теологическая, Патриархальная, Договорная, Теория насилия, Органическая, Материалистическая,

Психологическая, Ирригационная теории.

Теологическая теория.

Древнейшая теория: происхождение гос-ва - проявление божьей воли, а гос. власть вечна, и подчинение ей естественно. Правители действуют от имени бога (Историко-правовые памятники Др. Египта, Вавилона, Индии, Китая). Средневековье: превосходство церковной власти над светской. Теория двух мечей: бог дал два меча - церковный и светский. Церковь, сохранив духовный меч, светский передала монарху - он должен подчиняться церкви. Недооценивается влияние соц.-экономич. и иных отношений на государство. Недоказуема, ибо основывается на вере.

Патриархальная теория.

Результат разрастания патриархальной семьи. Аристотель: люди стремятся к общению и образованию семей, а развитие семей ведет к образованию гос-ва. Конфуций (551 - 479 г. до н.э.): власть императора - власть отца, а отношения правящих-подданных - семейные отношения: младшие зависят от старших и должны быть преданными. Правители должны заботиться о подданных, как в семье. Р. Филмер (ХVII в.), "Патриарх": власть монарха неограниченна, т.к. исходит от Адама, которыый, получил её от бога. Сегодня - идея гос. патернализма: принятие гос-вом заботы о гражданах в случаях наступления неблагопр. для них ситуации - болезни, инвалидности, безработицы...

Договорная теория.

Люди договорились объединиться в гос. союз, создать власть и подчиняться ей т.к. появилось общественное неравенство, породившее несправедливость и конфликты, + было выживание в условиях природной стихии и окружения враждебными племенами. Распространение в ХУII - ХУIII вв., Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Ж.- Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др. Люди передают часть своих прав государству, которое обязуется охранять их собственность и безопасность. Не божественная Воля, а сами люди - причина образования гос-ва.

Теория насилия.

Завоевание одних племен другими, военно-политический фактор. Победители стремятся насильно утвердить свое господство и образуют гос. организацию. К. Каутский (1854 - 1938 гг.): рабство возникает из войны с чужими общинами, племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе их землю, принуждает побежденное племя работать, платить им дань. Возникает и аппарат принуждения для управления побежденными. Е. Дюринг, Л. Гумплович.

Органическая теория.

Г. Спенсер ХIХ в. сопоставлял общество с биологич. организмом. Закономерности: общество, подвержено стадийности развития, например переходу от простого к сложному. Это усложнение он видел и в объединении людей в племя, союз племен, города-гос-ва... Был близок к теории насилия, полагая, что в истории нет ни одного примера, где бы государство не возникло иначе.

Материалистическая теория.

ХIХ в., К. Маркс, Ф. Энгельс "Немецкая идеология", "Манифест Коммунистической партии". Раскол общества на классы с непримиримыми интересами, из-за появления частн. собств-ти. Это подорвало изнутри родовое общество. Гос-во - результат соц.-экономич. процессов развития общества. Власть выражает интересы экономически господств-го класса. Гос-во - орудие в руках имущих классов для удержания в повиновении и подавления сопротивления неимущих слоев. Создание спец. органов принуждения (армии, полиции, суда, тюрем).

Психологическая теория.

Л. Петражицкий (1867 - 1931 гг.) объяснял появление государства свойствами чел. психики: стремлением людей к поиску авторитета, которому можно было бы подчиняться. Без правовых переживаний людей невозможно существование устойчивых соц. групп, общества и гос-ва. Зависимость людей первобытного общества от вождей, колдунов, страх перед их магической силой привели к возникновению гос. власти, которой люди подчиняются добровольно. Г. Тард, Д. Фрезер, русские юристы Н.М. Коркунов, М.М. Ковалевский.

Ирригационная теория

К. Виттфогель, "Восточный деспотизм": возникновение гос-ва - необходимость строительства гигантских ирригационных сооружений в аграрных районах. В первых городах-гос-вах - Месопотамии, Египта, Индии, Китая - процессы создания мощных ирригационных систем. Сформировался слой управленцев, которые знали: как поддерживать работу этих сооружений, обеспечивать судоходство, распределять воду, производить ремонт сооружений и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.056 с.)