Проблемы федерализма в России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы федерализма в России.



Государственное устройство — это политико-территориальная организация власти, определяющая положение региональных частей государства и их взаимоотношения с центральной властью.

Федерация — это государственно-правовое объединение двух или более государств в одно новое союзное государство, в основе которого лежит государственно-правовой акт — федеральная Конституция, закрепляющая правовой статус субъектов Федерации, определяющая их компетенцию, а также разделение полномочий между Федерацией и ее субъектами.

Федерализм в России обусловлен рядом причин: огромной территорией; спецификой экономического развития отдельных регионов; этническим многообразием населения; социокультурными различиями.

Федерация образуется путем слияния нескольких государств, которые решили объединиться, или путем введения принципа федерализма, как это было сделано в РФ.

Наиболее важными юридическими признаками Российской Федерации являются следующие:

1. Территория РФ состоит из территорий субъектов Федерации, которые представляют собой ограниченно правоспособные государственные образования, обладающие определенной учредительной властью.

2. В Российской Федерации создана особая палата парламента, которая является органом представительства субъектов Федерации — Совет Федерации Федерального Собрания РФ.

3. В России федерация имеет конституционную форму, а потому именно конституционным путем разграничивается компетенция между Федерацией в целом и субъектами Федерации.

Российская Федерация — это федерация, субъекты которой организованы как по национальному, так и по территориальному признаку. Сейчас в России 21 республика, 4 автономных округа, 1 автономная область, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального.

, Структура государственного устройства

Согласно Конституции РФ государственную власть в России осуществляют Президент РФ, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство и суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. То есть государственная власть реализуется государственным аппаратом, который представляет собой совокупность государственных учреждений, посредством которых реализуются функции государства.

В основу конституционного строя России заложен принцип разделения властей: то есть государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную власти. Органы этих ветвей самостоятельны.

Глава 4 Конституции РФ определяет права и обязанности Президента России, который как глава государства, гарант Конституции, прав и свобод человека стоит над ветвями власти, обеспечивает их согласованное функционирование.

На Президента РФ в системе государственной власти возложено руководство внешней и внутренней политикой государства, принятие мер по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и территориальной целостности, представление страны в международных отношениях. Президент может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Федерации и органами ее субъектов, а также между органами государственной власти субъектов Федерации.

Органы законодательной власти состоят из парламента Российской Федерации, парламентов республик, представительных органов государственной власти других субъектов Федерации и местных представительных органов государственной власти (собраний депутатов, муниципальных советов и др.). Все указанные органы принимают законы и другие общеобязательные правовые акты федерального, республиканского, краевого, областного и других уровней.

Федеральное собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Он состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Федеральное собрание является постоянно действующим органом.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года.

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного суда России и выступлений руководителей иностранных государств.

К компетенции Совета Федерации (верхней палаты парламента) относятся: утверждение границ между субъектами Федерации; утверждение Указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения; решение вопроса об использовании Вооруженных Сил РФ за пределами государственной территории; назначение выборов Президента России и отрешение его от должности; назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов; назначение на должность и освобождение от нее Генерального прокурора России.

К ведению Гос. Думы (нижней палаты парламента) относятся: предоставление согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства России; решение вопроса о доверии Правительству РФ; назначение на должность и освобождение от нее Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты РФ, Уполномоченного по правам человека, объявления амнистии и др. вопросы.

Главным направлением деятельности Федерального собрания является законодательная деятельность.

Принятый Государственной Думой закон в течение пяти дней передается в Совет Федерации. Закон считается одобренным им, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае его отклонения создается согласительная комиссия для преодоления разногласий, после чего федеральный закон повторно рассматривается Государственной Думой. В случае несогласия Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту для подписания и обнародования. Президент в течение 14 дней делает это либо может отклонить закон. В этом случае он вновь будет рассматриваться Государственной Думой и Советом Федерации. Если при повторном голосовании закон будет вновь одобрен двумя третями от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Думы, он подлежит подписанию Президентом в течение семи дней и обнародованию.

Органы исполнительной власти включают: Правительство России; федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы и агентства; правительства, министерства республик в составе Российской Федерации; глав администраций краев, областей; мэров городов федерального значения; глав администраций городов, сельских и городских районов.

Высшим органом исполнительной власти в России является Правительство РФ, состоящее из Председателя, его заместителей и федеральных министров. Председатель Правительства РФ назначается Президентом с согласия Государственной Думы, которая рассматривает представленную кандидатуру в течение недели. Дума может отклонить кандидатуру, причем после трехкратного отклонения представленных кандидатур Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые ее выборы.

К ведению Правительства РФ относится разработка и представление федерального бюджета Государственной Думе, обеспечение его исполнения и отчет по его выполнению; обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики; обеспечение проведения единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии; осуществление управления федеральной собственностью; осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики государства, законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью и другие вопросы.

Органы судебной власти осуществляют правосудие посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

К высшим органам судебной власти относятся Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд и Генеральная прокуратура Российской Федерации.

Конституционный суд Российской Федерации, состоящий из 19 судей, по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного суда Российской Федерации и Высшего арбитражного суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации: федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и нормативных актов субъектов Федерации; договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

Конституционный суд разрешает споры о компетенции: между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

Верховный суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший арбитражный суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Таким образом, законодательная, исполнительная и судебная власти образуют систему государственной власти, характерную для демократических государств и отвечающую волеизъявлению Российского общества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.251.37 (0.01 с.)