Проблемы реформирования политической системы РБ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы реформирования политической системы РБ



В системе становления идеологии правового государства, гражданского общества важная составляющая и исключительная роль отводится местному самоуправлению, вопросам его реформирования. Цель - обеспечить, чтобы в основе управления делами государства стоял человек с его правами, свободой и ответственностью, чтобы он на деле активно выполнял гарантированные ему Конституцией властные полномочия. С другой стороны, важно, чтобы и власть была не только эффективной, но и подконтрольной народу. Чтобы не только она воздействовала на человека, но чтобы и человек влиял на нее, был ее субъектом и образователем. В стране должно быть подлинное народное самоуправление, обеспечивающее решение жизненно важных задач через человека и во имя человека.

  • Система местного самоуправления РБ пока еще далека от требований эффективного развития территорий в условиях перехода к социально ориентированной экономике.
  • Местные органы не наделены достаточными полномочиями и не располагают соответствующей материальной базой для решения социально-экономических проблем.
  • Не создан рациональный механизм сочетания местного и республиканского управления, местного управления и самоуправления. В стране нет четкой системы и специальных органов, которые могли бы регулировать и направлять этот процесс.
  • Прежде всего, в процессе реформирования местного самоуправления важно уйти от широко распространенного мнения о размежевании функций представительных, исполнительных и общественных органов на местном уровне. Конституция предусматривает такое размежевание, но только на уровне центральных органов. Речь здесь должна вестись о единстве целей. Размежевание может быть лишь в подходах, формах и методах деятельности.
  • отсутствие надлежащей организационно-управленческой связи между представительными и исполнительными органами: Советы депутатов и исполкомы стали функционировать как бы сами по себе, то есть выполняют свои функции разрозненно.

Путем реформирования целесообразно выработать такой механизм, который бы обеспечивал достаточную координацию и согласованность в их действиях, единство решения и исполнения. Необходимо наряду с наделением местных органов дополнительными полномочиями установить действенный порядок их эффективной реализации. При этом необходимо исходить из того, что реформирование местного самоуправления, перераспределение функций по уровням властных структур - объективная необходимость. На пути становления и реформирования местного самоуправления в Республике Беларусь есть и ряд тормозящих факторов:

· недостаточно высокая правовая культура граждан: люди еще слабо ориентируются в своих правах и возможностях, нередко по вопросам, которые входят в компетенцию местных органов, обращаются в самые высокие инстанции, не владеют механизмом собственного участия в решении жизненно важных для них задач;

· не могут, естественно, совмещать свои завышенные требования с собственными возможностями

· не готовы к реализации в полном объеме принципов местного самоуправления многие государственные органы и руководители. Они не всегда идут на открытый диалог с населением, усматривают в местном самоуправлении и проявляемой при этом активности людей покушение на свое положение и свой статус

· отсутствие полноценной, высококачественной правовой базы порождает неясность и противоречивость в выборе форм и методов практической реализации этой идеи.

Известным сдерживающим фактором в этой сфере является господствующее раздельное восприятие значительной частью кадров понятия государственных органов и системы местного самоуправления, противопоставление их друг другу. Жизнь в то же время убеждает, что это недопустимо как в теории, так и в практическом плане. Было бы целесообразным законодательно определить наиболее общие принципы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, последовательно придерживаться такого требования в практической деятельности.

Признавая, что субъектом самоуправления является сам народ, нельзя в то же время допускать, чтобы в процессе решения местных проблем проявлялись крайности, толкающие к противопоставлению интересов граждан и государства. Декларируя местное самоуправление как власть народа, надо преодолевать восприятие его как чужеродного элемента по отношению к государственной власти, как своего рода ненужную самодеятельность.

Важно настроиться на то, что местное самоуправление должно быть направленным на организацию своей работы в рамках Конституции и законов Республики Беларусь. Интегрируясь в государственное управление, находя в нем свою нишу, оно призвано обеспечивать содержательную согласованность при выполнении как местных, так и общегосударственных задач. В результате своего реформирования оно, действительно, должно стать важной составляющей частью, необходимым элементом и первейшей потребностью эффективного государства.

Государство, тем более эффективное, существует и в полной мере выполняет свои функции лишь тогда, когда обладает не только суверенитетом, но и полнотой власти на своей территории. Самоуправление выступает как базисная форма демократической государственности, сливающая воедино демократию, правовое государство, народ и власть, служащая опорой государству.

Органы государственной власти создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для реформирования местного самоуправления, посредством государственных актов придают решениям последних обязательную для исполнения силу, обеспечивают их поддержку и защиту. Они же, осуществляя контроль за законностью в деятельности органов местного самоуправления, не вмешиваются в их работу, если она ведется в соответствии с законодательством.

Нередки суждения и склонность субъектом местного самоуправления рассматривать лишь органы общественного территориального самоуправления. При этом последние выставляются как прямая противоположность местным исполнительным и распорядительным органам, а их функции и назначение сводятся к ограничению сферы государственного влияния и регулирования на всех без исключения уровнях управления, что в корне противоречит идее и букве эффективного государства.

Успех предстоящей реформы будет в значительной степени зависеть от того, насколько удастся углубить политическую идею этого процесса, основанную на глубокой внутренней убежденности местного населения, его возрастающей социальной, управленческой активности, его заинтересованности в делах своей территории и государства в целом.

Обеспечение этой задачи — дело весьма сложное, предполагающее выработку организованной системы объективных и субъективных факторов внешнего воздействия на личность, системы не только вовлечения, но и обучения, создания условий, воспитания потребности у человека активно участвовать в самоуправлении. Это, по сути дела, самостоятельное направление, специальный раздел идеологической деятельности.

И еще. Надо извлечь уроки из практики происходящих в мире реформ.Реформа должна проходить в условиях осмотрительности, взвешенности, сохранения преемственности в восприятии и использовании положительного опыта и недопущения политической дестабилизации в стране.

Очевидно, что реформирование местного самоуправления также немыслимо без осуществления демократии на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Следует предложить такой механизм, с помощью которого органы местного самоуправления, опираясь на общественные объединения граждан, могли бы обеспечить не только эффективное, но и максимально приближенное к каждому гражданину управление, в обеспечении которого он был бы не только заинтересован, но и готов выполнять самоуправленческие функции.

 

 

Политический режим

Полити́ческий режи́м — совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы.
Классификаций политических режимов
1. Демократические режимы:

Демократия - это одна из основных форм устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству. Демократический режим - характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом.
Характерные черты демократического режима:
- Суверенитет народа

- Периодическая выборность основных органов государства.

- Сочетание правления большинства и защита прав меньшинства.

- Равенство прав граждан на участие в управлении государством: свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.

2. Недемократические режимы:

1) Тоталитаризм. Под тоталитаризмом понимают политический режим, основанный на стремлении руководства страны установить полный контроль над личностью и подчинить уклад ее жизни одной, безраздельно господствующей идее.
Тоталитарными являются режимы, при которых:
- есть однопартийность. Власть идет вниз - от лидера, по пирамидальной схеме
- тоталитаризм строится на монопольном контроле производства и экономики
2)Авторитаризм. авторитаризм - политический режим, при котором неограниченная власть сконцентрирована в руках одного человека или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во вне политических сферах.

Авторитарной политической системе присущи следующие черты:
- Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти.
- Неограниченность власти, её не подконтрольность гражданам, при этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению.
- Опора (реальная или потенциальная) на силу.
- Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям.
- Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство во вне политические сферы и прежде всего в экономику. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять ни на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления.
- Рекрутирование политической элиты путем введения в состав выборного органа новых членов без проведения дополнительных выборов, путем назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.190.144 (0.007 с.)