Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политическая власть: сущностьСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Политическая власть – это определяющее влияние, основанное на отношении господства руководства с целью волевого воздействия на деятельность и поведение людей с помощью методов принуждения, убеждения, интереса. Политическая власть необходима для организации общественного производства, которое невозможно без подчинения всех участников единой воле, для поддержания целостности и стабильности общества.Власть в обществе имеет свои параметры: – масштабы власти – характеристика значения, размаха, размеров влияния той или иной власти;– время власти – период функционирования данной власти, данного органа государственной власти;– объем власти – количество власти, сосредоточенное в данных руках или органах;– пространство власти – определенные площади, территории и регионы, в пределах которых данная власть эффективна или формально функционирует. Характерные признаки политической власти: – верховенство власти – обязательность властных решений для всего общества;– моноцентричность власти – существование единого государственного центра принятия политических решений;– всеобщность власти – функционирование власти на основе права от имени всего общества;– наличие многообразия ресурсов власти – экономических, нравственных, социальных, культурных и т. д.Основные компоненты структуры власти – субъект и объект власти. Субъект власти – обладатель, носитель власти, воплощающий в себе направляющее начало. Субъектами власти могут быть: политический лидер, нация, народ, правящий класс, политическая элита, государство, политическая партия, группа интересов. Объект власти – руководимые субъектом власти граждане, социальные группы, организации, движения.Для демократического общества характерно, что общество может быть и объектом, и субъектом власти. В обществе недемократическом (авторитарном, тоталитарном) народ – это только объект власти.Отношение объекта политической власти к ее субъекту может быть различным: от добровольного подчинения до ожесточенного сопротивления. Это зависит от того, какие требования предъявляются объекту, какие методы воздействия. Например, патриархальные традиции формируют покорный, зависимый народ, а традиции демократические – активное в гражданском плане население. Типология власти Власть является одним из ключевых понятий политологии. Вся жизнь человеческого общества связана с властью, которая призвана защищать интересы людей, воплощать их планы, урегулировать конфликты и противоречия. Политическая власть – это определяющее влияние, основанное на отношении господства руководства с целью волевого воздействия на деятельность и поведение людей с помощью методов принуждения, убеждения, интереса. Политическая власть необходима для организации общественного производства, которое невозможно без подчинения всех участников единой воле, для поддержания целостности и стабильности общества.В основу типологии политической власти положены особенности элементов власти – субъекта, объекта и ресурсов – и способы их взаимодействия.Типология власти в зависимости от субъекта власти (у кого в руках она сосредоточена):– автократическая власть (самодержавие, абсолютная монархия – власть одного человека);– олигархическая – власть узкой группы лиц в государстве;– плутократическая – власть крупных собственников (экономически господствующего класса);– самоуправленческая – власть всех членов общества, народовластие.Типология власти в зависимости от сферы управления (масштаб распространения): государственная; партийная; профсоюзная; органов местного самоуправления и т. д.Типология власти по функциям, которые выполняют ее органы: – законодательная – органы, принимающие властные решения (например, парламент);– исполнительная – органы, реализующие властное решение законодательных органов (например, правительство);– судебная – органы, контролирующие реализацию властного решения на конституционной основе (например, судебная система).Типология власти по методам воздействия на объект: демократическая – широкие гражданские права и свободы человека; тоталитарная – контроль государственной системы всех сфер жизни общества; авторитарная – непререкаемое подчинение власти. Механизм власти -действует закон аккумулирования силы,т.е. любая власть стремиться себя укрепить, привлечь к себе всевозможные ресурсы,заручиться поддержкой различных социальных групп и общностей.Можно представить как институционально-правовые формы организации и формирования полит властичто проявляется в путях,средствах,способах её завоевания,удержания и осуществления.
Легитимность власти Политическая легитимность – это признание обществом данной власти и ее права на управление. Власть легитимна, когда общество добровольно принимает конкретные формы правления того или иного класса. Таким образом, в основе легитимности той или иной власти лежит взаимное согласие управляющих и управляемых: первые знают, что осуществляют управление на законных основаниях, вторые признают их притязания. Легитимность власти может иметь закрепление в различных источниках: – в древних традициях, обычаях (например, наследование власти в монархии); – действующем законодательстве (конституция, нормативные правовые акты и т. д.); – революционной харизме (греч. charisma – божественный дар) (власть как результат радикальных преобразований) и т. д.Легитимность как показатель совместимости власти и граждан является величиной переменной, т. е. зависит от наличия или отсутствия у данной власти реального авторитета и доверия народа. Изменение авторитета ведет к уменьшению или увеличению легитимности.Легитимность является понятием относительным, так как имеет свои степени, границы и не выражает единодушия граждан в одобрении той или иной власти. В любой стране мира всегда есть политическая оппозиция, протестующие против режима субкультуры, аполитичные слои и граждане, убежденные в легитимности власти. Разделение властейПринцип разделения властей – общепризнанная норма построения и функционирования политических институтов в современных демократических государствах. Если власть сосредоточена в одних руках и налицо монополия власти какого-либо органа политического управления, такому обществу угрожают бесправие, деспотия и зависимость.Проблема баланса властей всегда была ключевой в политологии. Английский философ Джон Локк считал, что верховной должна быть законодательная власть, а все остальные – подчиняются ей и вытекают из нее. Французский политолог и философ Шарль Монтескье писал: «Политическая свобода может быть обнаружена только там, где нет злоупотребления властью... Для того чтобы предупредить подобное злоупотребление властью, необходимо, чтобы одна власть сдерживала другую».Теория и опыт развития правовых демократических государств пришли к тому, что для нормального функционирования общества в нем должны существовать три ветви власти: – законодательная – в лице законодательного органа (парламент страны – Федеральное Собрание, конгресс, ригсдаг, меджлис и т. д.); – исполнительная – в лице правительства (Председатель Правительства, его заместители, федеральные министры в Российской Федерации, например); – судебная – в лице судебной системы (Конституционный Суд РФ, Верховный суд США и т. д.).
15.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.123.240 (0.006 с.) |