Политические учения в России в первой половине хiх века (М. М. Сперанский, Н. М. Карамзин, декабристы, С. С. Уваров, западники и славянофилы). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политические учения в России в первой половине хiх века (М. М. Сперанский, Н. М. Карамзин, декабристы, С. С. Уваров, западники и славянофилы).



Россия, по мнению Сперанского, в своем историческом развитии прошла три ступени: в Средние века – удельщина; в Новое время – абсолютная монархия, а в настоящий период – промышленное состояние, которое требует конституционного ограничения верховной власти и предоставления политических и гражданских прав всем подданным (безопасность личности, сохранность собственности и обеспечение личных политических прав). Россия, полагал он, ждет перемен, но не революционным путем, как в странах Запада, а исключительно эволюционным, "через правильные законы", жалованные императором народу.

В своих рассуждениях о форме правления Карамзин неоднократно подчеркивал, что в душе он республиканец, добавляя при этом, что вполне возможно оставаться республиканцем и при монархии. Само понятие республики как организации государственной и общественной жизни для него означало достижение свободы и безопасности всеми гражданами при высоком нравственном статусе общества. Реальный уровень нравственности людей, степень их политической грамотности являются теми показателями, которые определяют, к какой форме правления подготовлена та или иная страна. Идеалом Н. М. Карамзина был сильный монарх (не обязательно наследственный), опирающийся в своей деятельности на законы и принимающий меры к нравственному воспитанию и политическому просвещению народов своей страны. Предпочтение к монархическому образу правления у Карамзина мотивируется также и географическими факторами. Историк полагал, что обширность территории России, численность ее народонаселения и былое историческое величие предопределили ее к монархии.

Все декабристы ставили задачи ликвидации крепостничества и абсолютной монархии, сословных привилегий, провозглашения основных демократических свобод, наделения крестьян землей, неприкосновенности частной собственности. Движение декабристов положило начало осмыслению целого ряда политико-правовых проблем, получивших развитие в деятельности последующих поколений российских революционеров: самодержавие и дворянство; революционеры и народ; власть и интеллигенция; нравственные аспекты политики и их границы; идейно-политические и духовно-нравственные истоки декабризма; декабризм и российский либерализм; влияние на декабризм европейских и российских политических идей и др.

В истории отечественной социально-политической мысли имя Уварова неразрывно связано с созданием доктрины, базирующейся на знаменитой формуле "Православие, Самодержавие, Народность". Центральная проблема, за решение которой Уваров взялся, сводилась им к необходимости поиска самобытного и органичного национальным традициям пути развития России, позволившего бы ей избежать тех социальных и политических катаклизмов, которые сотрясали Западную Европу.

Представители славянофильства ратовали за самобытность исторического пути России. Они выдвинули ряд новых идей и положений при оценке прошлого и современного опыта России, в частности о необходимости переоценки опыта допетровской Руси, о значении крестьянской общины, местного самоуправления, о роли государственного начала и соотношении закона и обычая в рамках концепции народного сознания. Славянофилы были безусловными противниками и критиками крепостного права.

Западничество - течение русской общественно-политической мысли 40-50-х гг. XIX в. - было ориентировано на европейские ценности и находилось в оппозиции к идее самобытности, своеобразия, уникальности исторических судеб России, в частности тому, что в середине века называлось славянофильством и выражалось формулой“ самодержавие, православие, народность”. Социальным идеалом западников была конституционная монархия или буржуазный парламент по европейским образцам.

 


 

19. Политико-правовые взгляды русских революционных демократов (А.И.Герцен, В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский, П. Л. Лавров, М. А. Бакунин, П. А. Ткачев).

Герцен считал сельскую общину главным опорным элементом в здании будущего русского социализма. В ноябре 1861 г. он выдвинул лозунг “В народ!”, ставший на десятилетия призывом для патриотической молодежи к участию в освободительном движении. Герцен по праву считается одним из основоположников народничества.

Н.Г. Чернышевский также считал, что в общинном владении присутствует “высшая форма отношений человека к земле”. Внутриобщинное регулирование без “вмешательства всякой центральной и посторонней администрации” он считал более разумным законодательством, чем правительственное регулирование с помощью законов. Разочаровавшись в попытках правительства осуществить крестьянскую реформу, он стал ориентироваться на крестьянскую революцию. Политическая идеология революционных демократов исходила из решительного отрицания не только феодально-абсолютистских, но и других эксплуататорских, в том числе капиталистических, порядков. Они открыто и последовательно делали ставку в достижении своих демократических социально-политических идеалов на народную, крестьянскую революцию, остро критикуя либерализм и реформизм. Чернышевский, например, выступал в принципе за демократическую республику с выборностью, подконтрольностью и подотчетностью должностных лиц. Отмечая такие достоинства буржуазной демократии, как парламентаризм, избирательная система, гражданское равноправие, политические свободы, он в то же время указывал на ее слабые стороны, отмечая ее формальный характер.

М.А. Бакунин (1814-1876) - основоположник русского анархизма - резко критиковал сторонников некритичного восприятия русской общины. Он не был согласен с Герценом в том, что будущее связано с преобразованием общины с помощью прививки результатов западной науки или положительного опыта западной цивилизации. Необходимо, по его мнению, использовать опыт бунта и раскольничий опыт русского крестьянства.

П. H. Ткачев считал, что крестьянская община является частью социализма, и русский народ гораздо ближе к нему, чем народы Запада. Полагая, что русское государство «висит в воздухе» и необходима лишь акция революционного меньшинства. Основные политические требования народовольцев – это замена царской власти народоправлением», созыв Учредительного собрания, всеобщее избирательное право, демократические свободы, передача земли крестьянам, демократическое самоуправление независимых общин и их союзный договор, национальное равноправие.

Лавров считал солидарность и кооперацию, заменяющих конкуренцию, «развитие личности» и «воплощение в общественных формах истины и справедливости». Он отвергал буржуазное государство как недемократическое и предлагал альтернативную форму устройства «рабочий социализм» - «царство солидарности трудящихся».

Белинский с присущей ему страстностью выступил против православной церкви и всяких религиозных верований. Он указывал на существование теснейшей связи между церковью и общественным устройством, основанным на неравенстве, деспотизме, притеснении народа.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.205.67.119 (0.006 с.)