Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие идеи становления правового государства↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Конституции ряда современных государств закрепили их характеристику в качестве правовых. Но идея правового государства не является порождением лишь нынешних обществ. Обычно выделяют четыре этапа в развитии учения о правовом государстве. К первому этапуотносится период античной истории, когда велись поиски справедливой, разумной, рациональной организации жизни общества. При этом в теоретических изысканиях еще не высказывались идеи о правовой организации публичной власти. Мыслители античности неизменно подчеркивали большое значение закона, его незыблемость и верховенство, обязательность, как для правителей, так и для населения. Такие великие и прекрасные Древнегреческие философы, как Платон и Аристотель предлагали свою мысль о том, что правовое государство возможно лишь там, где существуют справедливые законы. Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги»[1]. Концепцию правления разумных законов с естественно правовых позиций обосновывал и Аристотель(384—322 гг. до н.э.). «Итак, — писал он, — кто требует, чтобы закон властвовал, требует, кажется, того, чтобы властвовало только божество и разум, а кто требует, чтобы властвовал человек, привносит в это свое требование своего рода животный элемент, ибо страстность есть нечто животное, да и гнев совращает с истинного пути правителей, хотя бы они и были наилучшими людьми; напротив, закон — это уравновешенный разум»[2]. Античные идеи послужили основой для дальнейшего развития учения о системе демократии, народном суверенитете, естественных правах человека, равенстве всех перед законом, господстве права. На втором этапеконцепцию правового государства разрабатывали представители естественно-правовой теории — Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро и др. Бенедикт Спиноза – знаменитый философ, который внёс вклад в концепцию правового государства. Согласно его учениям, единственным великим государством, правящим людьми с помощью справедливых законов, обеспечивающим им свободу и всеобщее благо, может быть только демократия. «Люди считают, что они свободны лишь постольку, поскольку им позволено повиноваться своим страстям, а будучи принуждены жить по предписанию закона, они думают, что поступаются своим правом»[3], полагал Б. Спиноза. Классическим выразителем идей правового государства в эпоху буржуазного строя считается английский мыслитель XVII в. Д. Локк. Используя ссылки на естественное право, Локк определил понятие правового закона, его цели — сохранять и расширять свободу людей, рассматривал принцип разделения властей как гарантию против злоупотребления властью, а свободу индивида характеризовал как свободу следовать своему желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон, и не быть зависимым от «непостоянной, неопределенной и неизвестной самовластной воли другого человека». Основоположником теории разделения властей принято считать французского юриста XVIII в. III. Монтескье. Установление правовой государственности он связывал с политической свободой в гражданском обществе. Он полагал, что именно разделение властей, когда власть находится в разных руках и созданы условия для их взаимного сдерживания, способно обеспечить подлинную свободу. Учения Д. Локка и Ш. Монтескье оказали серьезное влияние на первые буржуазные конституции, в том числе на Конституцию США 1787 г. и французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789 года. Третий этапв создании теории правового государства связывают с именами немецких ученых И. Канта (1724 —1804) и Г. Гегеля (1770-1831). Позиция Иммануила Канта заключалась в том, что основное положение в теории о правовом государстве занимает личность со своими правами и свободами. Государство, по его мнению, является объединением людей, находящихся под подчинением права. И. Кант писал о том, что бедняк, богач, властвующий – все должны быть равны перед законом. «Наилучший строй тот, — писал Кант, — где власть принадлежит не людям, а законам». Таким образом, И. Кант, по существу, создал идеальную теоретическую модель правового государства. В отличие от него Г. Гегель воспринимал идею правового государства как практическую действительность. Правовое государство он определял как «царство реализованной свободы», одновременно отождествляя государство и право. Ценность гегелевских воззрений на государство обычно видят в том, что принудительную сторону государства он не считал главной. Главным он признавал четкую социальную и правовую направленность государственной деятельности, ее нравственное содержание, полезность для общества и людей в целом. Г. Гегель воспринимал правовое государство, как «наиболее совершенную организацию общественной жизни, в которой все строится на правовой основе, представляющей царство реализованной свободы»[4]. Четвертый этапв развитии учения о правовом государстве относится к XX в., в него внесли серьезный вклад прогрессивные ученые многих стран, в том числе немецкие правоведы Г. Еллинек, Г. Кельзен, английский позитивист Г. Харт, американские ученые Дж. Роулс и Л. Фуллер, англо-американский юрист Р. Дворкин, Ф. Хайек (австриец по происхождению, но проживший долго в Англии и США) и др. Из русских ученых можно выделить И. А. Ильина, М. Д. Шаргородского. И. А. Ильин – известный русский философ, писатель, правовед - тоже выдвигал свои мнения о правовом государстве. «Основным объектом своих исследований в области научной юриспруденции И. А. Ильин избрал тему правосознания. Кризис правосознания русского общества он считал одной из главных причин русской катастрофы 1917 года, и возрождение России связывал с формированием нового правосознания»[5]. Заслуга И. А. Ильина в том, что он обратил внимание на такой аспект правового государства, как развитость правосознания в обществе. То есть, не достаточно наличия одних только правовых законов, но и необходимо правовое воспитание и культура населения, его желание следовать праву. Шаргородский Михаил Давидович – юрист, правовед, специалист в области криминалистики - тоже, как и многие ученые внес свой вклад в развитие идеи правового государства. «Научные исследования М.Д. Шаргородского всегда опирались на глубокий анализ уголовно-правовых вопросов и разрешения общих вопросов философского и теоретико-правового характера. В 1948 г. вышла книга М. Д. Шаргородского «Преступления против жизни и здоровья» - первое монографическое исследование на эту тему в советской России. Первым же монографическим исследованием проблем уголовного закона в советской уголовно-правовой науке стала монография М. Д. Шаргородского «Уголовный закон», опубликованная в том же 1948 году, написанная в лучших традициях российского уголовного права, выводы в которой актуальны и востребованы и сегодня. Литературное наследие М.Д. Шаргородского составляют более 230 работ, 27 его научных трудов переведены на иностранный язык и изданы за рубежом».[6] Марксистская теория относилась к теории правового государства отрицательно, характеризуя и государство, и право как классовые явления. Что касается советского общества, то официальная идеология отвергала идею правового государства. Только в конце 80-х годов понятие «правовое государство» стало фигурировать в некоторых политических документах (в докладе М. С. Горбачева на февральском (1988 г.) Пленуме ЦК КПСС, в Тезисах ЦК КПСС к XIX партийной конференции и ее резолюции) и была поставлена задача в течение ближайших лет во всех сферах общественной жизни провести широкую правовую реформу, обеспечивающую усиление механизмов укрепления верховенства закона и порядков социалистического права, достичь такого развития политической системы, которая завершилась бы созданием социалистического правового государства. Лишь после этого стали появляться первые публикации о правовом государстве. В дальнейшем положения о правовом государстве были закреплены законодательным путем в Конституциях новых независимых государств, возникших на пространстве бывшего СССР. Например, в п. 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г., говорится, что Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой управления.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 383; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.249.76 (0.009 с.) |