Развитие идеи становления правового государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие идеи становления правового государства



 

Конституции ряда современных государств закрепили их характеристику в качестве правовых. Но идея правового государства не является порождением лишь нынешних обществ. Обычно выделяют четыре этапа в развитии учения о правовом государстве.

К первому этапуотносится период античной истории, когда ве­лись поиски справедливой, разумной, рациональной организации жизни общества. При этом в теоретических изысканиях еще не вы­сказывались идеи о правовой организации публичной власти. Мыс­лители античности неизменно подчеркивали большое значение за­кона, его незыблемость и верховенство, обязательность, как для правителей, так и для населения. Такие великие и прекрасные Древнегреческие философы, как Платон и Аристотель предлагали свою мысль о том, что правовое государство возможно лишь там, где существуют справедливые законы. Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги»[1].

Концепцию правления разумных законов с естественно правовых позиций обосновывал и Аристотель(384—322 гг. до н.э.). «Итак, — писал он, — кто требует, чтобы закон властвовал, требует, кажется, того, чтобы властвовало только божество и разум, а кто требует, чтобы властвовал человек, привносит в это свое требование своего рода животный элемент, ибо страстность есть нечто животное, да и гнев совращает с истинного пути правителей, хотя бы они и были наилучшими людьми; напротив, закон — это уравновешенный разум»[2].

Античные идеи послужили основой для дальнейшего развития учения о системе демократии, народном суверенитете, естествен­ных правах человека, равенстве всех перед законом, господстве права.

На втором этапеконцепцию правового государства разрабаты­вали представители естественно-правовой теории — Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро и др.

Бенедикт Спиноза – знаменитый философ, который внёс вклад в концепцию правового государства. Согласно его учениям, единственным великим государством, правящим людьми с помощью справедливых законов, обеспечивающим им свободу и всеобщее благо, может быть только демократия. «Люди считают, что они свободны лишь постольку, поскольку им позволено повиноваться своим страстям, а будучи принуждены жить по предписанию закона, они думают, что поступаются своим правом»[3], полагал Б. Спиноза.

Классическим выразителем идей правового государства в эпо­ху буржуазного строя считается английский мыслитель XVII в. Д. Локк. Используя ссылки на естественное право, Локк определил понятие правового закона, его цели сохранять и расширять сво­боду людей, рассматривал принцип разделения властей как гаран­тию против злоупотребления властью, а свободу индивида характе­ризовал как свободу следовать своему желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон, и не быть зависимым от «непостоян­ной, неопределенной и неизвестной самовластной воли другого человека».

Основоположником теории разделения властей принято считать французского юриста XVIII в. III. Монтескье. Установление право­вой государственности он связывал с политической свободой в гражданском обществе. Он полагал, что именно разделение властей, ко­гда власть находится в разных руках и созданы условия для их взаимного сдерживания, способно обеспечить подлинную свободу.

Учения Д. Локка и Ш. Монтескье оказали серьезное влияние на первые буржуазные конституции, в том числе на Конституцию США 1787 г. и французскую Декларацию прав человека и гражда­нина 1789 года.

Третий этапв создании теории правового государства связыва­ют с именами немецких ученых И. Канта (1724 —1804) и Г. Гегеля (1770-1831).

Позиция Иммануила Канта заключалась в том, что основное положение в теории о правовом государстве занимает личность со своими правами и свободами. Государство, по его мнению, является объединением людей, находящихся под подчинением права. И. Кант писал о том, что бедняк, богач, властвующий – все должны быть равны перед законом. «Наилучший строй тот, — писал Кант, — где власть принадлежит не людям, а законам».

Таким образом, И. Кант, по существу, создал идеальную теоре­тическую модель правового государства. В отличие от него Г. Ге­гель воспринимал идею правового государства как практическую действительность. Правовое государство он определял как «царст­во реализованной свободы», одновременно отождествляя государ­ство и право. Ценность гегелевских воззрений на государство обыч­но видят в том, что принудительную сторону государства он не считал главной. Главным он признавал четкую социальную и пра­вовую направленность государственной деятельности, ее нравст­венное содержание, полезность для общества и людей в целом. Г. Гегель воспринимал правовое государство, как «наиболее совер­шенную организацию общественной жизни, в которой все строится на правовой основе, представляющей царство реализованной свободы»[4].

Четвертый этапв развитии учения о правовом государстве от­носится к XX в., в него внесли серьезный вклад прогрессивные уче­ные многих стран, в том числе немецкие правоведы Г. Еллинек, Г. Кельзен, английский позитивист Г. Харт, американские ученые Дж. Роулс и Л. Фуллер, англо-американский юрист Р. Дворкин, Ф. Хайек (австриец по происхождению, но проживший долго в Англии и США) и др. Из русских ученых можно выделить И. А. Ильина, М. Д. Шаргородского.

И. А. Ильин – известный русский философ, писатель, правовед - тоже выдвигал свои мнения о правовом государстве. «Основным объектом своих исследований в области научной юриспруденции И. А. Ильин избрал тему правосознания. Кризис правосознания русского общества он считал одной из главных причин русской катастрофы 1917 года, и возрождение России связывал с формированием нового правосознания»[5]. Заслуга И. А. Ильина в том, что он обратил внимание на такой аспект правового государства, как развитость правосознания в обществе. То есть, не достаточно наличия одних только правовых законов, но и необходимо правовое воспитание и культура населения, его желание следовать праву.

Шаргородский Михаил Давидович – юрист, правовед, специалист в области криминалистики - тоже, как и многие ученые внес свой вклад в развитие идеи правового государства. «Научные исследования М.Д. Шаргородского всегда опирались на глубокий анализ уголовно-правовых вопросов и разрешения общих вопросов философского и теоретико-правового характера. В 1948 г. вышла книга М. Д. Шаргородского «Преступления против жизни и здоровья» - первое монографическое исследование на эту тему в советской России. Первым же монографическим исследованием проблем уголовного закона в советской уголовно-правовой науке стала монография М. Д. Шаргородского «Уголовный закон», опубликованная в том же 1948 году, написанная в лучших традициях российского уголовного права, выводы в которой актуальны и востребованы и сегодня. Литературное наследие М.Д. Шаргородского составляют более 230 работ, 27 его научных трудов переведены на иностранный язык и изданы за рубежом».[6]

Марксистская теория относилась к теории правового государст­ва отрицательно, характеризуя и государство, и право как классо­вые явления. Что касается советского общества, то официальная идеология отвергала идею правового государства. Только в конце 80-х годов понятие «правовое государство» ста­ло фигурировать в некоторых политических документах (в докладе М. С. Горбачева на февральском (1988 г.) Пленуме ЦК КПСС, в Те­зисах ЦК КПСС к XIX партийной конференции и ее резолюции) и была поставлена задача в течение ближайших лет во всех сферах общественной жизни провести широкую правовую реформу, обес­печивающую усиление механизмов укрепления верховенства закона и порядков социалистического права, достичь такого развития поли­тической системы, которая завершилась бы созданием социалисти­ческого правового государства. Лишь после этого стали появляться первые публикации о правовом государстве. В дальнейшем поло­жения о правовом государстве были закреплены законодательным путем в Конституциях новых независимых государств, возникших на пространстве бывшего СССР. Например, в п. 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г., говорится, что Российская Федерация — Россия есть демократическое федератив­ное правовое государство с республиканской формой управления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.62.103 (0.004 с.)