Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет экономической науки: экономия, политическая экономия, экономика↑ Стр 1 из 20Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте Слово «экономика» имеет древнегреческое происхождение. Оно представляет собой соединение двух греческих слов: «хозяйство и «закон», в буквальном изначальном смысле экономику следовало бы трактовать как экономия – хозяйство, ведущееся в соответствии с законами, правилами, нормами. В наше время следует иметь в виду, что слово «экономика» имеет два, а то и три разных значения. Во-первых, экономика – это само хозяйство в широком смысле слова, то есть совокупность всех средств, предметов, вещей, субстанций материального и духовного мира, используемых людьми в целях обеспечения условий жизни и удовлетворения потребностей. В этом смысле экономику надо воспринимать как созданную и используемую человеком систему жизнеобеспечения, воспроизведения и улучшение условий существования. Во-вторых, экономика – это наука, изучающая экономические законы развития общественно-экономических формаций. То есть изучает характер взаимодействия производительных сил и производственных, экономических отношений конкретно-исторического этапа в процессе производства, распределения, обмена и потребления общественного продукта. Это определение науки в широком понимании как политической экономии. В-третьих, экономика – это наука, совокупность знаний о хозяйстве, направленных на выяснение законов такого использования редких, ограниченных ресурсов, при котором достигается наиболее полное удовлетворение безграничных потребностей общества. В этом смысле это наука об эффективном использовании ограниченных ресурсов. Это определение науки как чистой экономической теории. Для того чтобы разделить терминологически экономику как хозяйство и как науку, слово «экономика» в иностранной и, прежде всего в англоязычной литературе разделяется на два понятия: «экономика» и «экономикс». Первое понятие означает хозяйство, то есть экономику в ее непосредственном, натуральном, реальном проявлении, а второе – экономическую науку, а точнее экономическую теорию. Такое разделение способствует большей четкости, определенности понимания экономики. Предмет экономики как самостоятельной области знаний вырисовался около 300 лет назад, когда зародилась политическая экономия – предвестник будущих экономических теорий и классический этап в экономической науке (родоначальник термина – А. Монкретьен, 1615 г.). За последние 150 лет представления о предмете экономической науки трансформировались. На вопрос о том, что изучает экономическая наука, ученые экономисты дают неоднозначные ответы. Можно выделить, по крайней мере, три заметно отличающихся подхода к формированию предмета экономики как науки. Вначале зародилось представление об экономической науке как о науке, изучающей проблемы создания и использования, материальных благ, получение материальных средств существования. Истоки такого подхода четко представлены у отца экономики А. Смита и явно отражены в определении, принадлежащем перу выдающегося английского экономиста А. Маршалла о том, что «…экономическая наука изучает ту сферу индивидуальных и общественных действий, которая теснейшим образом связана с созданием и использованием материальных основ благосостояния». Ограниченность подобной формулировки с позиций современных экономических представлений заключена в том, что в ней из сферы экономической деятельности исключено, так называемое нематериальное производство в виде духовной, интеллектуальной деятельности, услуг. К тому же в этом определении экономическая наука оказывается привязанной к сфере производства, тогда как обращение, обмен, потребление товаров остаются вне поля зрения. Широко распространен подход к определению предмета экономической науки, как науки, изучающей поведение людей в условиях «ограниченности ресурсов». Согласно этому подходу главная задача экономической науки состоит в анализе возможных (альтернативных) способов использования ограниченных ресурсов, необходимых для достижения определенных целей, позволяющих выбрать лучшую альтернативу. Иначе говоря, экономическая наука изучает поведение людей и советует им, как поступать в условиях, когда приходится сопоставлять цели и ограниченные средства их достижения с учетом различных возможностей использования этих средств. Более полным, комплексным выглядит определение экономической науки, как науки, изучающей деятельность, связанную с производством, распределением, обменом и потреблением товаров и услуг. Так, американский экономист П. Самуэльсон, один из первых лауреатов Нобелевской премии по экономике, получивший мировую известность как автор учебника «Экономика», характеризует предмет изучения экономической теории как «налаживание и осуществление потребления и производства», и как «виды деятельности, связанные с обменом и денежными сделками между людьми». Этот же ученый приводит и следующие возможные определения предмета экономической теории: 1. Наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми. 2. Наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения, например, машины, концерты, дороги, яхты) и распределение их среди членов общества в целях потребления. 3. Наука о деловой повседневной жизни людей, получение ими средств к существованию и использование этих средств. 4. Наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства. 5. Наука о богатстве. Соединяя разные подходы, можно прийти к обобщенному определению экономической науки, которое в формулировке П. Самуэльсона выглядит следующим образом: «Экономическая теория – это наука о том, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, которые могут иметь многоцелевое назначение для того, чтобы произвести разнообразные товары и распределить их сейчас или в будущем для потребления различных индивидов и групп общества». Можно обойтись более лаконичной формулировкой, в определении предмета экономики – это наука о законах рационального поведения субъектов хозяйства, направленного на максимизацию их выгоды (цели) в условиях ограниченных ресурсов. Существует и еще одно оригинальное определение. Согласно этому определению экономическая наука есть совокупность знаний, позволяющих дать ответ на три группы взаимосвязанных вопросов: 1. Что следует производить и в каком количестве? 2. Как производить товары, кто их должен производить, из каких ресурсов, с помощью каких технологий? 3. Для кого производятся, кому предназначаются произведенные товары и услуги, как они распределяются? Ответ на первый вопрос характеризует структуру производства, на второй – технологию, а на третий – сферу потребления произведенного продукта и характер распределения созданного продукта. Принципиально важно понимать, что экономическая наука не ограничена заранее заданными пределами, она постоянно расширяет свое поле действий, проникая в другие области, в особенности – в социальные и гуманитарные науки. Задача экономики как науки – выявить законы, управляющие процессом движения общественного производства с учетом его социальных и функциональных характеристик, то есть с точки зрения классового подхода, отражающего специфику отношений собственности, особенности конкретно исторического этапа развития общества. С другой точки зрения, задача экономической науки состоит преимущественно в выявлении рациональных форм хозяйствования в условиях ограниченных ресурсов, которыми располагает общество на данном этапе: природных, финансовых, трудовых, научно-технических и материальных. Социальный аспект дает возможность понять особенности побудительных мотивов в действиях отдельных лиц, групп людей, а именно социально-экономическую сущность отношений производства, распределения, обмена и потребления благ и услуг, то есть сущность конкретно-исторического этапа развития общества. Функциональный аспект дает возможность понять принципы выбора путей рационального хозяйствования в условиях ограниченности ресурсов, разделения труда, доходящего до специализации, и рыночного хозяйства, заставляющего сопоставлять результаты с затратами, при использовании ограниченных ресурсов, которыми располагает общество.
Вопросы для самопроверки 1. Чем определяется многообразие трактовок понятия экономика? 2. В чем различие таких понятий как «экономика» и «экономикс»? 3. Какое из приведенных определений понятия экономика на ваш взгляд является более полным? 4. Каковы основные задачи экономики как науки? 5. В чем состоят особенности социального и функционального аспектов экономики как науки?
МЕТОДЫ ЭКОНОМИКИ КАК НАУКИ
Изучение закономерностей развития экономики предполагает использование определенных методов. Важнейшими из них являются общенаучные и частные. К общенаучным относятся: · метод материалистической диалектики – это метод и познания и развития экономических явлений и процессов; · метод научной абстракции, с помощью которого выясняются наиболее общие характеристики явлений и процессов и формируются логические понятия – категории, законы. · Единство исторического и логического подхода. Исторический подход помогает анализировать явления в той последовательности, в которой они возникли, развивались и сменяли друг друга. Логический (теоретический) подход исследования этих же явлений не служит зеркальным отражением их исторического пути. Он предполагает проникновение в сущность изучаемого явления и абстрагирование, т. е. отвлечение от его второстепенных свойств. В результате возникает научное представление об этом явлении. При изучении процессов, явлений используется сочетание исторического и логического подходов. В экономических исследованиях ученым приходится иметь дело не только с отдельными, изолированными фактами, но и с большим их массивом. Факты необходимо классифицировать и обобщать, что достигается с помощью частных методов таких как: · метод индукции (от лат. inductio – наведение), предполагающий восхождение на основе логических умозаключений от частного к общему; · метод дедукции (от лат. deductio – выведение), – логические умозаключения, основанные на выдвижении гипотезы и проверки ее на фактах, т. е. осуществляется в процессе познания движение от общих суждений к частным выводам; · метод анализа и синтеза. Метод анализа предполагает рассмотрение отдельных частей целого, выяснение их функциональных особенностей; метод синтеза предполагает рассмотрение явления или процесса как целого с учетом функциональных особенностей его элементов в их взаимосвязи в рамках целого; · экономико-математическое моделирование также является важным методом познания. Модели используются знаковые (в виде формул, математических уравнений) и графические. Следует заметить, что увлечение абстрактными математическими моделями может создать ложное представление о реальной экономической ситуации, особенно если в модель заложены некачественно обработанные экономические показатели. Вместе с тем использование математических моделей дает возможность более полно выяснить зависимость между экономическими явлениями и процессами. На основании методов формируются логические понятия или экономические категории и законы. Особое значение при определении категорий имеет метод научной абстракции – как метод научного мышления, заключающегося в отвлечении от второстепенных, несущественных черт экономического явления с целью выявления его главных, существенных черт. На основе метода научной абстракции формируются законы, понятия, категории для обозначения процессов, явлений, происходящих в общественной жизни, для выработки единого исследовательского аппарата. Что же следует понимать под экономической категорией? Экономическая категория – это научная абстракция экономики, обобщенное выражение какого-либо экономического явления или процесса общественной жизни, например такие понятия как товар, рынок, деньги, конкуренция, собственность, производство и др. Под экономическими законами понимаются многократно проверенные, существенные, постоянно повторяющиеся причинно-следственные связи экономических явлений и процессов. Они выражают необходимые устойчивые регулярные зависимости между свойствами экономических явлений и процессов и являются объективными. За экономическими фактами, единичными и обобщенными, стоят экономическая деятельность людей и те отношения, в которые вступают люди в процессе этой деятельности. Значит, экономические законы – это форма выражения экономических отношений. Они являются законами общественных действий людей. Экономические законы, во-первых, относятся к социальным, общественным, т.е. проявляются в хозяйственной деятельности людей и вне человеческого общества не действуют. Этим они отличаются от законов природы. Второе отличие состоит в том, что естественные законы вечные и не зависят от деятельности людей, а экономические носят исторически-преходящий, ограниченный характер. Из определения предмета экономической теории следует, таким образом, что она изучает экономические законы на разных хозяйственных уровнях. В микроэкономике за основу анализа берется наименьшая хозяйственная единица экономики – отдельное предприятие как производитель и семья как потребитель. Мезоэкономика изучает законы и поведение определенных подсистем национальной экономики или отраслей народного хозяйства (агропромышленный комплекс, военно-промышленный комплекс, региональная экономика и др.). В макроэкономике исследуется экономика страны в целом. Объектами макроэкономики являются доход и богатство общества, темпы и факторы экономического роста. Мегаэкономика изучает законы и поведение мировой экономики в целом. Вопросы для самопроверки 1. Что такое метод? 2. Какой критерий взят за основу деления на общенаучные и частные методы? 3. Что понимается под категорией? Приведите примеры. 4. Почему экономические законы имеют исторически-преходящий характер?
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.110.113 (0.009 с.) |