Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 3.6. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

Поиск

Инвариантный блок.

Формы и основные направления международного сотрудничества. Экологическая политика, ее стратегические цели. Социальные аспекты экологии.

 

Каждый содержательный учебно-образовательный модуль ориентирован на достижение совокупности регламентированных Федеральным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки «Продукты питания из растительного сырья» и примерной программой компетенций, приобретение определенных знаний, умений и навыков в области экологии (соответствующей дисциплине).

В табл. 4 представлено соответствие содержания каждого модуля и результатов обучения, что позволяет оценить вклад каждого учебно-образовательного модуля в достижение целей модульного образовательного курса.

 

Таблица 4. Соответствие содержания требуемым результатам обучения

№ п/п РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Учебно- образовательные модули
Модуль 1 Модуль 2 Модуль 3
  Общекультурные компетенции:      
1. - проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, способность брать на себя всю полноту ответственности, способность к поиску решений в нестандартных ситуациях (ОК-5); *   *
  Профессиональные компетенции:      
2. - способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ПК-4); * * *
3. -осозновать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ПК- 6); *   *
4. - способен использовать технические средства для измерения основных параметров свойств сырья, полуфабрикатов и гтовой продукции (ПК – 7);   *  

 

Лабораторный практикум

Лабораторный практикум является формой групповой аудиторной работы в малых группах. Основная цель лабораторного практикума – это приобретение инструментальных компетенций и практических навыков в области анализа состава компонентов сред (в соответствии с дисциплиной), знакомство с приборами и средствами измерения, способами контроля и измерения показателей качества продовольственных товаров. Лабораторный практикум рекомендуется проводить в основном по всем учебно-образовательным модулям. Содержание лабораторного практикума должно соответствовать профессиональной области знаний, по которой осуществляется обучение. В табл. 5 представлен перечень лабораторных занятий, рекомендуемый для различных областей знаний, а также определены его основные цели, которые должны быть достигнуты.

 

Таблица 5 Лабораторный практикум

№ п/п Учебно-образовательный модуль. Цели лабораторного практикума Примерный перечень лабораторных работ  
 
  Модуль 2 Цели: освоение: - методов анализа состава и качества сред химическими методами;   1. Применение колориметрических методов определения ионов веществ в воде.. 2. Применение титриметрических методов определения веществ в воде. 3. Определение сернистого газа в промышленных выбросах. 4. Определение сероуглерода в промышленных выбросах.  
  Модуль 3 Цели: (см. п. 7.)  

 

Лабораторный практикум должен быть полностью обеспечен учебными и методическими пособиями и указаниями по каждой работе, а также средствами измерений и приборами, лабораторной посудой и реактивами, необходимыми для учебного процесса. Перед проведением лабораторных занятий студенты должны освить требуемый теоретический материал и процедуры выполения лабораторных работ по предварительно полученным учебным и методическим материалам.

Повысить эффективность проведения лабораторных занятий возможно за счет использования информационных технологий, мультимедийных программных средств, как дополнительного инструментария лабораторного практикума, расширяющих диапазон исследования и анализа рузультатов определения качества товаров.

 

Примерная тематика тренингов, ролевых и деловых игр

Тренинги, деловые и ролевые игры являются формой индивидуально-группового и профессионально - ориентированного обучения на основе реальных или модельных ситуаций применительно в виду профессиональной деятельности обучающихся. Основная задача преподавателя – активизировать работу студентов на занятии. Группа делится на микрогруппы, в которой назначается модератор – руководитель деятельности каждого студента в соответствии с его профессиональной ролью.

Рекомендуется проведение тренингов, ролевых и деловых обучающихся игр по тематике учебно-образовательнымх модулей.

Примерная тематика занятий с использованием форм активного обучения представлена в табл. 6.

 

Таблица 6. Формы активного обучения

№ п/п Учебно-образовательный модуль. Цели тренинга, ролевых и деловых игр Примерная тематика тренинга, ролевых и деловых игр  
 
  Модуль 2 Цель: ознакомление с характеристиками токсикантов; ознакомление с применяемыми схемами очистки оборотных сред предприятий. Практические работы: 1. Определение концентрации потенциально опасных металлов в воде. 2. Изучение биогеохимических свойств токсикантов. 3. Компонование схемы очистки выбросов и сбросов конкретного пищевого предприятия. 4. Использование программного комплекса «Эколог»  
  Модуль 3 Цель: выполнение заданий преподавателя в режиме деловой игры. Практические работы: 5. Исследование промышленных систем с целью выявления ограничивающих факторов. 6. Применение экспертных систем для составления прогностических моделей. 7. Ознакомление и применение нормативных документов для разрешения конкретной экологической проблемы.  

 

Проблемная ситуация – совокупность условий, обстоятельств, характеризующийх такой тип учебной или профессиональной деятельности, при котором появляется потребность в освоении новых знаний или способов деятельности. Проблема, принятая к решению, и есть проблемная ситуация.

Ролевая игра – предполагает наличие сложной задачи (проблемы) и распределение ролей между участниками ее решения, а также взаимодействие участников игрового занятия, в частности проведением дискуссии.

Деловая игра – метод обучения путем имитации реальной производственно-хозяйственной деятельности. Студенты – участники игры имитируют деятельность должностных лиц, условно, представляя их интересы. Главная цель игры - подготовить обучающихся к решению профессиональных вопросов.

 

Таблица 7 Учебно-образовательные модули дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п Учебно-образовательные модули дисциплины, необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин
       
  Модуль 2.        
  Тема 5. Тема 6. Тема 7. Тема 8.   * * * * * * *   *
  Модуль 3.        
  Тема 12.       *

*1 – Оборудование предприятия;

2 – Методы исследования свойств сырья и продуктов питания;

3 - Безопасность продовольственного сырья и продуктов питания

4 - Проектирование предприятий.

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа студентов должна составлять не менее 60% от общей трудоемкости дисциплины и является важным компонентом образовательного процесса, формирующим личность студента, его мировоззрение и культуру профессиональной деятельности, способствует развитию способности к самообучению и постоянному повышению своего профессионального уровня.

Цели самостоятельной работы.

Формирование способностей к самостоятельному познанию и обучению, поиску литературы, обобщению, оформлению и представлению полученных результатов, их анализу, умению принять решение, аргументированному обсуждению предложений, умений подготовки выступлений и ведения дискуссии.

Организация самостоятельной работы.

Самостоятельная работа заключается в изучении тем программы дисциплины по рекомендуемой учебной литературе, в изучении тем лекций, в подготовке к лабораторным занятиям, тренингам, деловым и ролевым обучающим играм, к текущему модульному контролю, промежуточной аттестации – рубежному контролю – зачету.

Виды самостоятельной работы по каждому модулю с учетом трудоемкости представлены в табл. 8.

Таблица 8. Учебно-образовательные модули дисциплины и самостоятельная работа

№ п/п Учебно-образовательные модули дисциплины Трудоемкость СРС, зач.ед./ часы Виды самостоятельной работы студентов Зач. ед./ часы
  Модуль 1. 0,44/16 1. Изучение тем лекций 0,06/2
2. Подготовка к лабораторным занятиям -
3. Изучение тем, вынесенных на самостоятельное изучение 0,28/10
4. Подготовка к тестированию по модулю 0,06/2
5. Подготовка к тренингу -
6. Подготовка к ролевой игре -
7. Подготовка к промежуточной аттестации (рубежному контролю) - экзамену 0,06/2
  Модуль 2 0,44/16 1. Изучение тем лекций 0,06/2
2. Подготовка к лабораторным занятиям 0,11/4
3. Изучение тем, вынесенных на самостоятельное изучение 0,11/4
4. Подготовка к тестированию по модулю 0,06/2
5. Подготовка и презентация реферата 0,06/2
6. Подготовка к деловой игре -
7. Подготовка к промежуточной аттестации (рубежному контролю) – экзамену 0,06/2
  Модуль 3 0,89/32 1. Изучение тем лекций 0,06/2
2. Подготовка к лабораторным занятиям 0,22/8
3. Изучение тем, вынесенных на самостоятельное изучение 0,22/8
4. Подготовка к тестированию по модулю 0,06/2
5. Подготовка и презентация реферата 0,06/2
6. Подготовка к деловой игре 0,22/8
7. Подготовка к промежуточной аттестации (рубежному контролю) - экзамену 0,06/2
  Итого 1,78/64    
           

 

В самостоятельную работу необходимо включать подготовку рефератов, доклада и презентации по теме реферата. В начале учебного процесса после вводной лекции, в которой указывается структура и общее содержание дисциплины, проблемы и практическая значимость, студентам предлагается перечень тем рефератов в рамках существующих проблем данной дисциплины, из них студенты выбирают тему реферата, студент может предложить свои индивидуальные темы в рамках общей тематики. Тема реферата должна быть проблемной и профессионально ориентированной, требующей самостоятельной творческой работы студента и при необходимости использования практического материала.

Студенты готовят текст реферата и делают по нему презентацию доклада, который представляют в группе. Обсуждение доклада происходит с участием всех студентов группы. Такая интерактивная технология обучения способствует развитию у студентов информационной коммуникативности, активности мышления, умений вести дискуссию, аргументированно отвечать на вопросы, анализировать и синтезировать изучаемый материал. Доклады и обсуждения презентаций студенческих работ рекомендуется проводить в рамках аудиторного и внеаудиторного времени (конференций, круглых столов, деловых игр и других видов научно-учебной работы).

Качество реферата (его структура, полнота изложения, новизна материала, количество используемых источников научной и учебной литературы, степень оригинальности и инновационности предложений, обобщений и выводов), а также уровень качества доклада (последовательность, убедительность, использование специальной терминологии и др.) учитываются в системе балльно-рейтингового контроля и рубежной аттестации по дисциплине.

Содержание самостоятельной работы

Тематика самостоятельной работы определяется вузом и должна иметь профессионально-ориентированный характер и непосредственную связь рассматриваемых вопросов с будущей профессиональной деятельностью выпускника. Тематическая направленность должна инициировать активную творческую работу студента. Возможная тематическая направленность рефератов для каждого учебно-образовательного модуля представлена в табл. 9.

 

Таблица 9 Возможная тематика рефератов

№ п/п Учебно-образова-тельный модуль Возможная тематика рефератов для самостоятельной работы  
 
  Модуль 1
  1. Актуальные проблемы современной экологии.
  2. Абиотические факторы среды.
  3. Геохимический круговорот веществ.
  4. Городская среда.
  5. Деградация земель и лесов.
  6. Жизненные формы.
  7. История экологии как науки.
  8. Концептуальные основы экологического образования.
  9. Космические факторы развития биосферы.
  10. Круговорот веществ в биосфере.
  11. Мировой океан.
  12. Окружающая среда и здоровье человека.
  13. Пищевые цепи и трофические уровни.
  14. Роль антропогенного фактора в развитии биосферы.
  15. Учение В. И. Вернадского о ноосфере.
  16. Математическая модель «ядерной зимы».
 
  Модуль 2
  1. Антропогенное воздействие на гидросферу.
  2. Биотехнология и переработка отходов.
  3. Взаимодействие предприятия и окружающей среды.
  4. Вода в природе и жизни человека.
  5. Гигиенические требования к качеству питьевой воды.
  6. Загрязнение атмосферы.
  7. Загрязнение гидросферы.
  8. Загрязнение почв.
  9. Исследование парникового эффекта.
  10. Источники загрязнения атмосферы.
  11. Комплексная переработка твердых промышленных отходов.
  12. Методы очистки производственных сточных вод на конкретном предприятии.
  13. Определение границ зон экотоксикологической опасности.
  14. Экозащитная техника и технологии.
  15. Энергосбережения.
 
  Модуль 3
  1. Экономика природопользования.
  2. Охрана ландшафтов и заповедные территории.
  3. Биоресурсы Земли.
  4. Венская встреча представителей государств – участников СБСЕ.
  5. Загрязнение природных сред и нормативные показатели.
  6. Законодательство о защите природы.
  7. Концепция биопродуктивности экосистем.
  8. Экологический мониторинг.
  9. Критерии качества окружающей природной среды.
  10. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.
  11. Мониторинг и государственная экологическая экспертиза.
  12. Экологический контроль и аудит.
  13. Ноосфера и экологический кризис.
  14. Органы управления по использованию и охране природных ресурсов.
  15. Политический аспект экологической проблемы.
 

 

Темы рефератов выбираются студентами самостоятельно, ведущий преподаватель обеспечивает консультирование студента по данной теме и остальным видам самостоятельной работы.

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература

1. Израэль Ю.А. Экология и контроль состояния природной среды. – М.: Гидрометеоиздат, 1984. 560 с.

2. Израэль Ю.А. Роль всестороннего анализа природной окружающей среды в организации оптимального взаимодействия человека с природой. – В кн.: Всесторонний анализ окружающей природной среды. Труды III советско-американского симпозиума. – Л.: Гидрометеоиздат, 1978. 14-22 с.

3. Акимова Т. А., Хаскин В. В. Экология. Учеб. Для вузов. – М.: ЮНИТИ. 1996.

4. Шилов И. А. Экология. – М.: Высшая школа, 1998.

5. Одум Ю. П. Экология/ В 2-х т. – М.: Мир, 1986.

6. Химия окружающей среды. / Под ред.Дж.О.М.Бокриса. М.: Химия, 1982. 672 с.

7. Вопросы водной токсикологии. /Под ред.Топачевского А.В. и Строганова Н.С. М.: Наука, 1970. 223 с.

8. Предельно-допустимые концентрации вредных веществ в воздухе и воде. Л.: Химия. 1975. – 455 с.

9. Делятицкий С., Зайонц И., Чертков Л., Экзарьян В. Экологический словарь. М.: КОНКОРД Лтд – ЭКОПРОМ. 1993. - 202 с.

10. Мартин Р. Бионеорганическая химия токсичных ионов металлов. - В кн.: Некоторые вопросы токсичности ионов металлов. М.: Мир, 1993. 35-61 с.

11. Стоянов А., Андреев Г., Дмитров Д. Проблемы фонового мониторинга состояния природной среды. Л.: Гидрометеоиздат, 1990. Вып.8, 166 с.

12. Хэммонд П.Б., Фолкс Э.К. Токсичность иона металла в организме человека и животных. – В кн.: Некоторые вопросы токсичности ионов металлов. М.: Мир, 1993. 131-161 с.

13. Виженский В.А., Петрухин В.А. Мониторинг фонового загрязнения природных сред. Л.: Гидрометеоиздат, 1990. Вып.6. 22 с.

14. Брукс Р.Р. Химия окружающей среды. М.: Химия, 1982. 371 с.

15. Швайкова М.Д. Токсикологическая химия. - М.: Медицина, 1975. 376 с.

 

б) дополнительная литература

16. Саноцкий И.В. Концепция пороговости реакции живых систем на внешние воздействия и ее следствия в проблеме противохимической защиты биосферы. – В кн.: Всесторонний анализ окружающей природной среды. Труды I советско-американского симпозиума. Л.: Гидрометеоиздат, 1975. 112-120 с.

17. Синицын Ю.Б., Пятова В.Н. Геологические исследования и охрана недр. (Обзорная информация). Вып.1. Контроль загрязнения окружающей среды с использованием лазерного спектрографического микроанализа. М.: МРП Геоинформкомитет РФ по геологии и использованию недр. 1993. 54 с.

18. Предельно-допустимые концентрации вредных веществ в воздухе и воде водоемов санитарно-бытового водопользования и требования к составу и свойствам воды водоемов и пунктов питьевого и культурно-бытового водопользования. М.: Минздрав СССР. Главное санитарно-эпидемиологическое управление. 1973. – 13 с.

19. Миграция загрязняющих веществ в почвах и сопредельных средах. Под ред. Бобовниковой Ц.И. и Малахова С.Г. Труды II Всесоюзного Совещания, Обнинск, 1978. Л.: Гидрометеоиздат, 1980. 252 с.

20. Варшал Г.М., Папина Т.С. Определение сосуществующих в природных объектах форм ртути. Поведение ртути и других тяжелых металлов в экосистемах. Аналитический обзор. Часть 1. Физико-химические методы определения ртути и других тяжелых металлов в природных объектах. Новосибирск, 1989. 112 с.

21. Спозито Г. Распределение потенциально опасных следов металлов. – В кн.: Некоторые вопросы токсичности ионов металлов. М.: Мир, 1993. 9-24 с.

22. Экспериментальная водная токсикология. /Под ред.Андрушайтиса Г.П. Рига: Зинатне, 1972. 171 с.

23. Коста М., Хек Дж.Д. Канцерогенность ионов металлов. – В кн.: Некоторые вопросы токсичности ионов металлов. М.: Мир, 1993. 213-227 с.

 

Периодические издания (журналы)

1. Пищевая промышленность

2. Экология и жизнь.

3. Экология и промышленность России.

 

в) программное и коммуникативное обеспечение

1. Операционные системы Windows, стандартные офисные программы.

2. Программный комплекс «Эколог», пр-во фирмы «Интеграл».

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для проведения лабораторных занятий используются специализированные лаборатории, приборы и оборудование, учебный класс для самостоятельной работы по дисциплине, оснащенный компьтерной техникой, необходимым программным обеспечением, электронными учебными пособиями и законодательно –правовй и нормативной поисковой системой, имеющий выход в глобальную сеть, оснащенную аудиовизуальной техникой для презентаций студенческих работ. В табл. 10 представлен перечень материально-технического обеспчения лабораторного практикума по дисциплине.

 

Таблица 10 Рекомендуемое материально-техническое обеспчение дисциплины

№ п/п Рекомендуемое материально-техническое обеспечение дисциплины
  Химическая посуда: колбы, пипетки, бюретки, химические стаканы, цилиндры
  Реактивы: набор неорганических кислот, щелочей, солей, спирт, натриевая соль этилендиаминтетрауксусной кислоты
3. Дистиллятор
4. рН-метр
5. Набор ариометров
6. Секундомер
7. Спиртовка
8. Набор индикаторов, в том числе и эриохром черный-Т
9. Штативы для пробирок на 20 гнезд
10. Сушильный шкаф
  Компьютерное и программное обеспечение
  Компьтерный класс с выходом в интернет, оснащенный электронными учебно-методическими пособиями
  Кинопроектор
  Экран

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.29.209 (0.01 с.)