Трубицын Н.Б., Подольский С.В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трубицын Н.Б., Подольский С.В.



Москва - 2011

 

УДК577.12:664

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры «____________________________________» Московского государственного университета технологий и управления (протокол № от 2011г.).

 

Утверждена на заседании Совета института «_____________________________________» Московского государственного университета технологий и управления (протокол № от 2011г.).

 

Составители:

Фамилия, имя и отчество – доктор технических наук, профессор кафедры (название)

 

Фамилия, имя и отчество – кандидат технических наук, доцент кафедры (название)

Рецензенты:

Фамилия, имя и отчество доктор технических наук, профессор кафедры (название)

Фамилия, имя и отчество - кандидат технических наук, доцент кафедры (название)

 

 

Ф.И.О.

(Название дисциплины): рабочая учебная программа. – М.: МГУТУ, 2011. – с.

 

Рабочая учебная программа дисциплины «название дисциплины» базовой (вариативной) части профессионального (гуманитарного, социального и экономического или математического и естественно-научного) цикла учебного плана составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки бакалавров или магистров (название направления и профиля подготовки бакалавров или направления и программы подготовки магистров).

Рабочая программа предназначена для студентов всех форм обучения.

 

УДК574

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры «Неорганическая химия» Московского государственного университета технологий и управления (протокол № от 2011г.).

 

Утверждена на заседании Совета института «Технологии пищевых продуктов» Московского государственного университета технологий и управления (протокол № от 2011г.).

 

Составители:

Трубицын Николай Борисович – кандидат технических наук, доцент кафедры неорганической химии

 

Подольский Сергей Васильевич – старший преподаватель кафедры неорганической химии

Рецензенты:

Орлова Валерия Аркадьевна доктор химических наук, профессор кафедры аналитической химии

Никифоров-Никишин Алексей Львович – доктор биологических наук, профессор кафедры биологии и ихтиологии

 

Трубицын Н.Б., Подольский С.В.

Экология: рабочая учебная программа. – М.: МГУТУ, 2011. – 30 с.

 

Рабочая учебная программа дисциплины «Экология» базовой (вариативной) части профессионального (гуманитарного, социального и экономического или математического и естественно - научного) цикла учебного плана составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки бакалавров или магистров (название направления и профиля подготовки бакалавров или направления и программы подготовки магистров).

Рабочая программа предназначена для студентов всех форм обучения.

 

©Московский государственный университет технологий и управления, 2011.

109004, Москва, Земляной вал, 73

©Трубицын Николай Борисович, Подольский Сергей Васильевич

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. Цели освоения дисциплины 4

 

2. Место дисциплины в структуре ООП 4

 

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения

дисциплины 4

 

4. Структура и содержание дисциплины 5

 

5. Рекомендуемое (примерное) содержание учебно-образовательных

модулей 8

 

6. Лабораторный практикум 12

 

7. Примерная тематика тренингов, ролевых и деловых игр 13

 

8. Самостоятельная работа 15

 

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение

дисциплины 18

 

10. Материально–техническое обеспечение дисциплины 20

11. Контроль и оценка результатов обучения 21

 

11.1. Контроль знаний по дисциплине 21

 

11.2. Рейтинговая оценка знаний по дисциплине 21

 

12. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 24

 

13. Глоссарий основных терминов и определений, изучаемых

в дисциплине «Экология» 25

 

1. Цели освоения дисциплины

Основными целями учебной дисциплины «Экология» являются:

· освоение и понимание законов формирования окружающей среды, места в этой среде человека и человечества; изменений в природной среде при воздействии человеческой деятельности и на основе знания этих законов - обеспечение взаимодействия искусственных сооружений с природной средой.

Задачами дисциплины являются:

· рассмотрение основных закономерностей функционирования биосферы, ее структуры; законов существования и развития экосистем; взаимоотношений организмов и среды; влияние экологической обстановки на качество жизни человека;

· понимание формирования и тенденций развития глобальных проблем окружающей среды;

· освоение экологических принципов рационального использования природных ресурсов и охраны природы;

· получение представлений об экологической безопасности;

· приобретение знаний об основах экологического права и профессиональной ответственности;

· развитие исследовательских умений в области экологии.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП.

Данная дисциплина относится к базовой части математического и естественнонаучного цикла Б2.1. Для изучения дисциплины необходимы знания вопросов предшествующих изучаемых дисциплин естественнонаучного цикла (химия, физика, биология, математика), гуманитарного профиля (философия, правоведение, социология).

Дисциплина является предшествующей для изучения следующих дисциплин – проектирование предприятий, технология отрасли, безопасность жизнедеятельности, системы менеджмента безопасности пищевой продукции, технологическое оборудование, безопасность продовольственного сырья и продуктов питания.

 

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Экология

· ОК-5 - проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, способность брать на себя всю полноту ответственности, способность к поиску решений в нестандартных ситуациях;

· ПК-4 - способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ПК-4);

· ПК-6 - осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способен предусмотреть меры по сохранению и защите экосистемы в ходе своей общественной и профессиональной деятельности;

· ПК-7 - способность использовать технические средства для измерения основных параметров свойств сырья, полуфабрикатов и готовой продукции (ПК – 7).

 

В результате освоения дисциплины студент должен приобрести знания, умения, владения и профессиональные компетенции.

Знать:

* состав и структуру экосистем, их эволюцию, воздействующие на них факторы;

* экологические принципы использования природных ресурсов и охраны природы;

* параметры воздействия токсичных веществ на природные экосистемы и их компоненты и способы их нейтрализации.

Уметь:

* оценивать экологические последствия при принятии хозяйственных решений;

* работать со всеми видами документации по окружающей среде и ее характеристикам;

* вырабатывать предложения по проведению мероприятий, обеспечивающих охрану природной среды от негативных воздействий;

Владеть:

* методами определения токсикантов в различных средах;

* навыками освоения новых сведений и знаний по экологии:

* экологическим мировоззрением.

4. Структура и содержание дисциплины Экология

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часа, 3 зачетных единицы.

Таблица 1. Рекомендуемое распределение трудоемкости дисциплины по видам учебной работы

Вид учебной работы Зачетных единиц Академических часов
Общая трудоемкость дисциплины    
Аудиторные занятия (всего) 1,22  
В том числе:    
Лекции 0,5  
Практические занятия (ПР) - -
Лабораторные работы (ЛР) 0,72  
Самостоятельная работа (всего) 1,78  
В том числе:    
Самостоятельное изучение отдельных тем модулей 0,61  
Подготовка и презентация реферата 0,11  
Подготовка к лабораторным работам 0,33  
Изучение тем лекций 0,17  
Подготовка к рубежному контролю 0,08  
Подготовка к промежуточной аттестации (зачету) 0,08  
Контроль (всего) 0,08  
В том числе    
Входной, текущий, рубежный   2,4
Промежуточная аттестация (зачет)   0,6

 

Таблица 2. Базовые модули дисциплины, рекомендуемые трудоемкость в зачетных единицах и виды учебной работы для групп областей знаний

№ п/п НАИМЕНОВАНИЕ МОДУЛЯ И ТЕМЫ Зачетные единицы/ академические часы
Всего Лекции Лабораторые работы Самостоя -тельная работа Контроль (входной текущий, рубежный)
  Модуль 1.Основы общей экологии. 0,63/22,8 0,17/6   0,44/16 0,02/0,8
  Тема 1. Экология как предмет изучения.   0,14/5 0,03/1   0,11/4  
  Тема 2. Экосистема как многокомпонентная составляющая биосферы. 0,17/6 0,06/2   0,11/4  
  Тема 3. Экологические факторы. 0,17/6 0,06/2   0,11/4  
  Тема 4. Общие сведения о строении Земли и биосферы. 0,14/5 0,03/1   0,11/4  
  Модуль 2.Загрязнение окружающей среды. 1,02/36,8 0,17/6 0,39/14 0,44/16 0,02/0,8
  Тема 5. Токсиканты и их биогеохимические свойства. 0,28/10 0,06/2 0,11/4 0,11/4  
  Тема 6. Загрязнения гидросферы. 0,22/8 0,03/1 0,08/3 0,11/4  
  Тема 7. Загрязнения атмосферы. 0,22/8 0,03/1 0,08/3 0,11/4  
  Тема 8. Предотвращение загрязнения окружающей среды. 0,28/10 0,06/2 0,11/4 0,11/4  
  Модуль 3.Природопользование и контроль качества окружающей среды. 1,41/50,8 0,17/6 0,33/12 0,89/32 0,02/0,8
  Тема 9. Антропогенное воздействие на окружающую среду. 0,28/10 0,06/2 0,11/4 0,11/4  
  Тема 10. Мониторинг окружающей среды. 0,17/6 0,06/2   0,11/4  
  Тема 11. Природопользование в жизнедеятельности человека. 0,25/9 0,03/1 0,11/4 0,11/4  
  Тема 12. Экологический контроль и экологическая экспертиза. 0,25/9 0,03/1 0,11/4 0,11/4  
  Тема 13. Основы экологического права. 0,22/8     0,22/8  
  Тема 14. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. 0,22/8     0,22/8  
  Промежуточная аттестация (зачет) 0,02/0,6       0,02/0,6
  Всего на дисциплину «Экология» 3,08/111 0,5/18 0,72/26 1,78/64 0,08/3

Примечание: в знаменателе приведена трудоемкость в часах

 

Таблица 3. Обязательный дидактический минимум содержания дисциплины и ее учебно-образовательных модулей

№ п/п НАИМЕНОВАНИЕ МОДУЛЯ И ТЕМЫ ДИСЦИПЛИНЫ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ
  Модуль 1. Основы общей экологии.
1. Тема 1.1.Экология как предмет изучения. Введение в экологию. Структура экологии. Основные понятия общей экологии. Вид и основные его критерии. популяция и характерные для нее типы взаимодействий. Биоценоз и характерные для него взаимосвязи.
2. Тема 1.2.Экосистема как многокомпонентная составляющая биосферы. Типы и основные характеристики экосистем. Экологическое равновесие и основные направления его поддержания. состав экосистемы и ее роль в круговороте веществ. Законы биологической продуктивности.
3. Тема 1.3.Экологические факторы. Определение и классификация экологических факторов. основные среды жизни. Соответствие между организмами и средой их обитания. Общие законы зависимости организмов от факторов среды. Экологическая валентность. экологическая ниша. Основные способы приспособления организмов к экстремальным условиям среды.
4. Тема 1.4.Общие сведения о строении Земли и биосферы. Понятие о геосферах. Литосфера и почва. Земельные ресурсы. Гидросфера. Строение и характеристика атмосферы. Озоновый слой и его роль для биосферы. Понятие биосферы. Биогеохимические циклы.
  Модуль 2.Загрязнение окружающей среды.
5. Тема 2.1.. Токсиканты и их биогеохимические свойства. Основные понятия. Классификация загрязнений. Биологические воздействия токсикантов. Особо опасные загрязнители. Критерии оценки загрязнений. Миграция загрязнений.
6. Тема 2.2. Загрязнения гидросферы. Вода в природе, ее свойства. Химический состав воды. основные виды загрязнения гидросферы. Особенности загрязнения океанов и морей. Загрязнение рек и озер. Загрязнение подземных вод.
7. Тема 2.3. Загрязнения атмосферы. Состав атмосферы. Химическое загрязнение атмосферы. аэрозольное загрязнение атмосферы. Физическое загрязнение.
8. Тема 2.4. Предотвращение загрязнения окружающей среды. Способы уменьшения вреда от химических загрязнений. Современные методы очистки и их потенциальные возможности. Методы очистки сточных вод предприятий пищевой промышленности. Воздействия пищевых производств на окружающую среду. Основные пути усовершенствования природоохранной работы на предприятиях пищевой промышленности.
  Модуль 3.Природопользование и контроль качества окружающей среды.
9. Тема 3.1.Антропогенное воздействие на окружающую среду. Техносфера и ее характеристика. Природно-промышленные системы. Эколого-экономический потенциал и эколого-экономические системы. Экологические органичения в экономическом развитии. Антропогенная экологическая нагрузка на окружающую среду.
10. Тема 3.2. Мониторинг окружающей среды. Понятие экологического мониторинга. Основные практические направления мониторинга. Классификация систем мониторинга.
11. Тема 3.3. Природопользование в жизнедеятельности человека. Понятие природопользования. Система рационального природопользования. Стандартизация в области охраны окружающей среды. Прогнозирование состояния окружающей среды. Экологические кризисы и их характеристика. Экологические катастрофы. Пути перехода к устойчивому развитию общества.
12. Тема 3.4. Экологический контроль и экологическая экспертиза. Государственный экологический контроль окружающей среды. Понятие, цели и задачи экологической экспертизы. Процедура ОВОС. Субъекты экологической экспертизы. Экологический аудит. Экологический ущерб. Плата за природные ресурсы.
13. Тема 3.5. Основы экологического права. Понятие экологического права. Предмет и источники экологического права. Законодательное обеспечение экологических принципов рационального природопользования и охраны природы. Гражданский и уголовный кодексы Российской Федерации об ответственности за нарушение правил охраны окружающей среды. Виды ответственности за экологические правонарушения.
14. Тема 3.6. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Формы и основные направления международного сотрудничества. Экологическая политика, ее стратегические цели. Социальные аспекты экологии.

5. Рекомендуемое (примерное) содержание учебно-образовательных модулей

Таблица 4. Соответствие содержания требуемым результатам обучения

№ п/п РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Учебно- образовательные модули
Модуль 1 Модуль 2 Модуль 3
  Общекультурные компетенции:      
1. - проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, способность брать на себя всю полноту ответственности, способность к поиску решений в нестандартных ситуациях (ОК-5); *   *
  Профессиональные компетенции:      
2. - способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ПК-4); * * *
3. -осозновать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ПК- 6); *   *
4. - способен использовать технические средства для измерения основных параметров свойств сырья, полуфабрикатов и гтовой продукции (ПК – 7);   *  

 

Лабораторный практикум

Лабораторный практикум является формой групповой аудиторной работы в малых группах. Основная цель лабораторного практикума – это приобретение инструментальных компетенций и практических навыков в области анализа состава компонентов сред (в соответствии с дисциплиной), знакомство с приборами и средствами измерения, способами контроля и измерения показателей качества продовольственных товаров. Лабораторный практикум рекомендуется проводить в основном по всем учебно-образовательным модулям. Содержание лабораторного практикума должно соответствовать профессиональной области знаний, по которой осуществляется обучение. В табл. 5 представлен перечень лабораторных занятий, рекомендуемый для различных областей знаний, а также определены его основные цели, которые должны быть достигнуты.

 

Таблица 5 Лабораторный практикум

№ п/п Учебно-образовательный модуль. Цели лабораторного практикума Примерный перечень лабораторных работ  
 
  Модуль 2 Цели: освоение: - методов анализа состава и качества сред химическими методами;   1. Применение колориметрических методов определения ионов веществ в воде.. 2. Применение титриметрических методов определения веществ в воде. 3. Определение сернистого газа в промышленных выбросах. 4. Определение сероуглерода в промышленных выбросах.  
  Модуль 3 Цели: (см. п. 7.)  

 

Лабораторный практикум должен быть полностью обеспечен учебными и методическими пособиями и указаниями по каждой работе, а также средствами измерений и приборами, лабораторной посудой и реактивами, необходимыми для учебного процесса. Перед проведением лабораторных занятий студенты должны освить требуемый теоретический материал и процедуры выполения лабораторных работ по предварительно полученным учебным и методическим материалам.

Повысить эффективность проведения лабораторных занятий возможно за счет использования информационных технологий, мультимедийных программных средств, как дополнительного инструментария лабораторного практикума, расширяющих диапазон исследования и анализа рузультатов определения качества товаров.

 

Примерная тематика тренингов, ролевых и деловых игр

Тренинги, деловые и ролевые игры являются формой индивидуально-группового и профессионально - ориентированного обучения на основе реальных или модельных ситуаций применительно в виду профессиональной деятельности обучающихся. Основная задача преподавателя – активизировать работу студентов на занятии. Группа делится на микрогруппы, в которой назначается модератор – руководитель деятельности каждого студента в соответствии с его профессиональной ролью.

Рекомендуется проведение тренингов, ролевых и деловых обучающихся игр по тематике учебно-образовательнымх модулей.

Примерная тематика занятий с использованием форм активного обучения представлена в табл. 6.

 

Таблица 6. Формы активного обучения

№ п/п Учебно-образовательный модуль. Цели тренинга, ролевых и деловых игр Примерная тематика тренинга, ролевых и деловых игр  
 
  Модуль 2 Цель: ознакомление с характеристиками токсикантов; ознакомление с применяемыми схемами очистки оборотных сред предприятий. Практические работы: 1. Определение концентрации потенциально опасных металлов в воде. 2. Изучение биогеохимических свойств токсикантов. 3. Компонование схемы очистки выбросов и сбросов конкретного пищевого предприятия. 4. Использование программного комплекса «Эколог»  
  Модуль 3 Цель: выполнение заданий преподавателя в режиме деловой игры. Практические работы: 5. Исследование промышленных систем с целью выявления ограничивающих факторов. 6. Применение экспертных систем для составления прогностических моделей. 7. Ознакомление и применение нормативных документов для разрешения конкретной экологической проблемы.  

 

Проблемная ситуация – совокупность условий, обстоятельств, характеризующийх такой тип учебной или профессиональной деятельности, при котором появляется потребность в освоении новых знаний или способов деятельности. Проблема, принятая к решению, и есть проблемная ситуация.

Ролевая игра – предполагает наличие сложной задачи (проблемы) и распределение ролей между участниками ее решения, а также взаимодействие участников игрового занятия, в частности проведением дискуссии.

Деловая игра – метод обучения путем имитации реальной производственно-хозяйственной деятельности. Студенты – участники игры имитируют деятельность должностных лиц, условно, представляя их интересы. Главная цель игры - подготовить обучающихся к решению профессиональных вопросов.

 

Таблица 7 Учебно-образовательные модули дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п Учебно-образовательные модули дисциплины, необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин
       
  Модуль 2.        
  Тема 5. Тема 6. Тема 7. Тема 8.   * * * * * * *   *
  Модуль 3.        
  Тема 12.       *

*1 – Оборудование предприятия;

2 – Методы исследования свойств сырья и продуктов питания;

3 - Безопасность продовольственного сырья и продуктов питания

4 - Проектирование предприятий.

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа студентов должна составлять не менее 60% от общей трудоемкости дисциплины и является важным компонентом образовательного процесса, формирующим личность студента, его мировоззрение и культуру профессиональной деятельности, способствует развитию способности к самообучению и постоянному повышению своего профессионального уровня.

Цели самостоятельной работы.

Формирование способностей к самостоятельному познанию и обучению, поиску литературы, обобщению, оформлению и представлению полученных результатов, их анализу, умению принять решение, аргументированному обсуждению предложений, умений подготовки выступлений и ведения дискуссии.

Организация самостоятельной работы.

Самостоятельная работа заключается в изучении тем программы дисциплины по рекомендуемой учебной литературе, в изучении тем лекций, в подготовке к лабораторным занятиям, тренингам, деловым и ролевым обучающим играм, к текущему модульному контролю, промежуточной аттестации – рубежному контролю – зачету.

Виды самостоятельной работы по каждому модулю с учетом трудоемкости представлены в табл. 8.

Таблица 8. Учебно-образовательные модули дисциплины и самостоятельная работа

№ п/п Учебно-образовательные модули дисциплины Трудоемкость СРС, зач.ед./ часы Виды самостоятельной работы студентов Зач. ед./ часы
  Модуль 1. 0,44/16 1. Изучение тем лекций 0,06/2
2. Подготовка к лабораторным занятиям -
3. Изучение тем, вынесенных на самостоятельное изучение 0,28/10
4. Подготовка к тестированию по модулю 0,06/2
5. Подготовка к тренингу -
6. Подготовка к ролевой игре -
7. Подготовка к промежуточной аттестации (рубежному контролю) - экзамену 0,06/2
  Модуль 2 0,44/16 1. Изучение тем лекций 0,06/2
2. Подготовка к лабораторным занятиям 0,11/4
3. Изучение тем, вынесенных на самостоятельное изучение 0,11/4
4. Подготовка к тестированию по модулю 0,06/2
5. Подготовка и презентация реферата 0,06/2
6. Подготовка к деловой игре -
7. Подготовка к промежуточной аттестации (рубежному контролю) – экзамену 0,06/2
  Модуль 3 0,89/32 1. Изучение тем лекций 0,06/2
2. Подготовка к лабораторным занятиям 0,22/8
3. Изучение тем, вынесенных на самостоятельное изучение 0,22/8
4. Подготовка к тестированию по модулю 0,06/2
5. Подготовка и презентация реферата 0,06/2
6. Подготовка к деловой игре 0,22/8
7. Подготовка к промежуточной аттестации (рубежному контролю) - экзамену 0,06/2
  Итого 1,78/64    
           

 

В самостоятельную работу необходимо включать подготовку рефератов, доклада и презентации по теме реферата. В начале учебного процесса после вводной лекции, в которой указывается структура и общее содержание дисциплины, проблемы и практическая значимость, студентам предлагается перечень тем рефератов в рамках существующих проблем данной дисциплины, из них студенты выбирают тему реферата, студент может предложить свои индивидуальные темы в рамках общей тематики. Тема реферата должна быть проблемной и профессионально ориентированной, требующей самостоятельной творческой работы студента и при необходимости использования практического материала.

Студенты готовят текст реферата и делают по нему презентацию доклада, который представляют в группе. Обсуждение доклада происходит с участием всех студентов группы. Такая интерактивная технология обучения способствует развитию у студентов информационной коммуникативности, активности мышления, умений вести дискуссию, аргументированно отвечать на вопросы, анализировать и синтезировать изучаемый материал. Доклады и обсуждения презентаций студенческих работ рекомендуется проводить в рамках аудиторного и внеаудиторного времени (конференций, круглых столов, деловых игр и других видов научно-учебной работы).

Качество реферата (его структура, полнота изложения, новизна материала, количество используемых источников научной и учебной литературы, степень оригинальности и инновационности предложений, обобщений и выводов), а также уровень качества доклада (последовательность, убедительность, использование специальной терминологии и др.) учитываются в системе балльно-рейтингового контроля и рубежной аттестации по дисциплине.

Содержание самостоятельной работы

Тематика самостоятельной работы определяется вузом и должна иметь профессионально-ориентированный характер и непосредственную связь рассматриваемых вопросов с будущей профессиональной деятельностью выпускника. Тематическая направленность должна инициировать активную творческую работу студента. Возможная тематическая направленность рефератов для каждого учебно-образовательного модуля представлена в табл. 9.

 

Таблица 9 Возможная тематика рефератов

№ п/п Учебно-образова-тельный модуль Возможная тематика рефератов для самостоятельной работы  
 
  Модуль 1
  1. Актуальные проблемы современной экологии.
  2. Абиотические факторы среды.
  3. Геохимический круговорот веществ.
  4. Городская среда.
  5. Деградация земель и лесов.
  6. Жизненные формы.
  7. История экологии как науки.
  8. Концептуальные основы экологического образования.
  9. Космические факторы развития биосферы.
  10. Круговорот веществ в биосфере.
  11. Мировой океан.
  12. Окружающая среда и здоровье человека.
  13. Пищевые цепи и трофические уровни.
  14. Роль антропогенного фактора в развитии биосферы.
  15. Учение В. И. Вернадского о ноосфере.
  16. Математическая модель «ядерной зимы».
 
  Модуль 2
  1. Антропогенное воздействие на гидросферу.
  2. Биотехнология и переработка отходов.
  3. Взаимодействие предприятия и окружающей среды.
  4. Вода в природе и жизни человека.
  5. Гигиенические требования к качеству питьевой воды.
  6. Загрязнение атмосферы.
  7. Загрязнение гидросферы.
  8. Загрязнение почв.
  9. Исследование парникового эффекта.
  10. Источники загрязнения атмосферы.
  11. Комплексная переработка твердых промышленных отходов.
  12. Методы очистки производственных сточных вод на конкретном предприятии.
  13. Определение границ зон экотоксикологической опасности.
  14. Экозащитная техника и технологии.
  15. Энергосбережения.
 
  Модуль 3
  1. Экономика природопользования.
  2. Охрана ландшафтов и заповедные территории.
  3. Биоресурсы Земли.
  4. Венская встреча представителей государств – участников СБСЕ.
  5. Загрязнение природных сред и нормативные показатели.
  6. Законодательство о защите природы.
  7. Концепция биопродуктивности экосистем.
  8. Экологический мониторинг.
  9. Критерии качества окружающей природной среды.
  10. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.
  11. Мониторинг и государственная экологическая экспертиза.
  12. Экологический контроль и аудит.
  13. Ноосфера и экологический кризис.
  14. Органы управления по использованию и охране природных ресурсов.
  15. Политический аспект экологической проблемы.
 

 

Темы рефератов выбираются студентами самостоятельно, ведущий преподаватель обеспечивает консультирование студента по данной теме и остальным видам самостоятельной работы.

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература

1. Израэль Ю.А. Экология и контроль состояния природной среды. – М.: Гидрометеоиздат, 1984. 560 с.

2. Израэль Ю.А. Роль всестороннего анализа природной окружающей среды в организации оптимального взаимодействия человека с природой. – В кн.: Всесторонний анализ окружающей природной среды. Труды III советско-американского симпозиума. – Л.: Гидрометеоиздат, 1978. 14-22 с.

3. Акимова Т. А., Хаскин В. В. Экология. Учеб. Для вузов. – М.: ЮНИТИ. 1996.

4. Шилов И. А. Экология. – М.: Высшая школа, 1998.

5. Одум Ю. П. Экология/ В 2-х т. – М.: Мир, 1986.

6. Химия окружающей среды. / Под ред.Дж.О.М.Бокриса. М.: Химия, 1982. 672 с.

7. Вопросы водной токсикологии. /Под ред.Топачевского А.В. и Строганова Н.С. М.: Наука, 1970. 223 с.

8. Предельно-допустимые концентрации вредных веществ в воздухе и воде. Л.: Химия. 1975. – 455 с.

9. Делятицкий С., Зайонц И., Чертков Л., Экзарьян В. Экологический словарь. М.: КОНКОРД Лтд – ЭКОПРОМ. 1993. - 202 с.

10. Мартин Р. Бионеорганическая химия токсичных ионов металлов. - В кн.: Некоторые вопросы токсичности ионов металлов. М.: Мир, 1993. 35-61 с.

11. Стоянов А., Андреев Г., Дмитров Д. Проблемы фонового мониторинга состояния природной среды. Л.: Гидрометеоиздат, 1990. Вып.8, 166 с.

12. Хэммонд П.Б., Фолкс Э.К. Токсичность иона металла в организме человека и животных. – В кн.: Некоторые вопросы токсичности ионов металлов. М.: Мир, 1993. 131-161 с.

13. Виженский В.А., Петрухин В.А. Мониторинг фонового загрязнения природных сред. Л.: Гидрометеоиздат, 1990. Вып.6. 22 с.

14. Брукс Р.Р. Химия окружающей среды. М.: Химия, 1982. 371 с.

15. Швайкова М.Д. Токсикологическая химия. - М.: Медицина, 1975. 376 с.

 

б) дополнительная литература

16. Саноцкий И.В. Концепция пороговости реакции живых систем на внешние воздействия и ее следствия в проблеме противохимической защиты биосферы. – В кн.: Всесторонний анализ окружающей природной среды. Труды I советско-американского симпозиума. Л.: Гидрометеоиздат, 1975. 112-120 с.

17. Синицын Ю.Б., Пятова В.Н. Геологические исследования и охрана недр. (Обзорная информация). Вып.1. Контроль загрязнения окружающей среды с использованием лазерного спектрографического микроанализа. М.: МРП Геоинформкомитет РФ по геологии и использованию недр. 1993. 54 с.

18. Предельно-допустимые концентрации вредных веществ в воздухе и воде водоемов санитарно-бытового водопользования и требования к составу и свойствам воды водоемов и пунктов питьевого и культурно-бытового водопользования. М.: Минздрав СССР. Главное санитарно-эпидемиологическое управление. 1973. – 13 с.

19. Миграция загрязняющих веществ в почвах и сопредельных средах. Под ред. Бобовниковой Ц.И. и Малахова С.Г. Труды II Всесоюзного Совещания, Обнинск, 1978. Л.: Гидрометеоиздат, 1980. 252 с.

20. Варшал Г.М., Папина Т.С. Определение сосуществующих в природных объектах форм ртути. Поведение ртути и других тяжелых металлов в экосистемах. Аналитический обзор. Часть 1. Физико-химические методы определения ртути и других тяжелых металлов в природных объектах. Новосибирск, 1989. 112 с.

21. Спозито Г. Распределение потенциально опасных следов металлов. – В кн.: Некоторые вопросы токсичности ионов металлов. М.: Мир, 1993. 9-24 с.

22. Экспериментальная водная токсикология. /Под ред.Андрушайтиса Г.П. Рига: Зинатне, 1972. 171 с.

23. Коста М., Хек Дж.Д. Канцерогенность ионов металлов. – В кн.: Некоторые вопросы токсичности ионов металлов. М.: Мир, 1993. 213-227 с.

 

Периодические издания (журналы)

1. Пищевая промышленность

2. Экология и жизнь.

3. Экология и промышленность России.

 

в) программное и коммуникативное обеспечение



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.8.110 (0.098 с.)