Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Трубицын Н.Б., Подольский С.В.↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Москва - 2011
УДК577.12:664 Обсуждена и одобрена на заседании кафедры «____________________________________» Московского государственного университета технологий и управления (протокол № от 2011г.).
Утверждена на заседании Совета института «_____________________________________» Московского государственного университета технологий и управления (протокол № от 2011г.).
Составители: Фамилия, имя и отчество – доктор технических наук, профессор кафедры (название)
Фамилия, имя и отчество – кандидат технических наук, доцент кафедры (название) Рецензенты: Фамилия, имя и отчество – доктор технических наук, профессор кафедры (название) Фамилия, имя и отчество - кандидат технических наук, доцент кафедры (название)
Ф.И.О. (Название дисциплины): рабочая учебная программа. – М.: МГУТУ, 2011. – с.
Рабочая учебная программа дисциплины «название дисциплины» базовой (вариативной) части профессионального (гуманитарного, социального и экономического или математического и естественно-научного) цикла учебного плана составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки бакалавров или магистров (название направления и профиля подготовки бакалавров или направления и программы подготовки магистров). Рабочая программа предназначена для студентов всех форм обучения.
УДК574 Обсуждена и одобрена на заседании кафедры «Неорганическая химия» Московского государственного университета технологий и управления (протокол № от 2011г.).
Утверждена на заседании Совета института «Технологии пищевых продуктов» Московского государственного университета технологий и управления (протокол № от 2011г.).
Составители: Трубицын Николай Борисович – кандидат технических наук, доцент кафедры неорганической химии
Подольский Сергей Васильевич – старший преподаватель кафедры неорганической химии Рецензенты: Орлова Валерия Аркадьевна – доктор химических наук, профессор кафедры аналитической химии Никифоров-Никишин Алексей Львович – доктор биологических наук, профессор кафедры биологии и ихтиологии
Трубицын Н.Б., Подольский С.В. Экология: рабочая учебная программа. – М.: МГУТУ, 2011. – 30 с.
Рабочая учебная программа дисциплины «Экология» базовой (вариативной) части профессионального (гуманитарного, социального и экономического или математического и естественно - научного) цикла учебного плана составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки бакалавров или магистров (название направления и профиля подготовки бакалавров или направления и программы подготовки магистров). Рабочая программа предназначена для студентов всех форм обучения.
©Московский государственный университет технологий и управления, 2011. 109004, Москва, Земляной вал, 73 ©Трубицын Николай Борисович, Подольский Сергей Васильевич
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели освоения дисциплины 4
2. Место дисциплины в структуре ООП 4
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины 4
4. Структура и содержание дисциплины 5
5. Рекомендуемое (примерное) содержание учебно-образовательных модулей 8
6. Лабораторный практикум 12
7. Примерная тематика тренингов, ролевых и деловых игр 13
8. Самостоятельная работа 15
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 18
10. Материально–техническое обеспечение дисциплины 20 11. Контроль и оценка результатов обучения 21
11.1. Контроль знаний по дисциплине 21
11.2. Рейтинговая оценка знаний по дисциплине 21
12. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 24
13. Глоссарий основных терминов и определений, изучаемых в дисциплине «Экология» 25
1. Цели освоения дисциплины Основными целями учебной дисциплины «Экология» являются: · освоение и понимание законов формирования окружающей среды, места в этой среде человека и человечества; изменений в природной среде при воздействии человеческой деятельности и на основе знания этих законов - обеспечение взаимодействия искусственных сооружений с природной средой. Задачами дисциплины являются: · рассмотрение основных закономерностей функционирования биосферы, ее структуры; законов существования и развития экосистем; взаимоотношений организмов и среды; влияние экологической обстановки на качество жизни человека; · понимание формирования и тенденций развития глобальных проблем окружающей среды; · освоение экологических принципов рационального использования природных ресурсов и охраны природы; · получение представлений об экологической безопасности; · приобретение знаний об основах экологического права и профессиональной ответственности; · развитие исследовательских умений в области экологии.
2. Место дисциплины в структуре ООП. Данная дисциплина относится к базовой части математического и естественнонаучного цикла Б2.1. Для изучения дисциплины необходимы знания вопросов предшествующих изучаемых дисциплин естественнонаучного цикла (химия, физика, биология, математика), гуманитарного профиля (философия, правоведение, социология). Дисциплина является предшествующей для изучения следующих дисциплин – проектирование предприятий, технология отрасли, безопасность жизнедеятельности, системы менеджмента безопасности пищевой продукции, технологическое оборудование, безопасность продовольственного сырья и продуктов питания.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Экология · ОК-5 - проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, способность брать на себя всю полноту ответственности, способность к поиску решений в нестандартных ситуациях; · ПК-4 - способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ПК-4); · ПК-6 - осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способен предусмотреть меры по сохранению и защите экосистемы в ходе своей общественной и профессиональной деятельности; · ПК-7 - способность использовать технические средства для измерения основных параметров свойств сырья, полуфабрикатов и готовой продукции (ПК – 7).
В результате освоения дисциплины студент должен приобрести знания, умения, владения и профессиональные компетенции. Знать: * состав и структуру экосистем, их эволюцию, воздействующие на них факторы; * экологические принципы использования природных ресурсов и охраны природы; * параметры воздействия токсичных веществ на природные экосистемы и их компоненты и способы их нейтрализации. Уметь: * оценивать экологические последствия при принятии хозяйственных решений; * работать со всеми видами документации по окружающей среде и ее характеристикам; * вырабатывать предложения по проведению мероприятий, обеспечивающих охрану природной среды от негативных воздействий; Владеть: * методами определения токсикантов в различных средах; * навыками освоения новых сведений и знаний по экологии: * экологическим мировоззрением. 4. Структура и содержание дисциплины Экология Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часа, 3 зачетных единицы. Таблица 1. Рекомендуемое распределение трудоемкости дисциплины по видам учебной работы
Таблица 2. Базовые модули дисциплины, рекомендуемые трудоемкость в зачетных единицах и виды учебной работы для групп областей знаний
Примечание: в знаменателе приведена трудоемкость в часах
Таблица 3. Обязательный дидактический минимум содержания дисциплины и ее учебно-образовательных модулей
5. Рекомендуемое (примерное) содержание учебно-образовательных модулей Таблица 4. Соответствие содержания требуемым результатам обучения
Лабораторный практикум Лабораторный практикум является формой групповой аудиторной работы в малых группах. Основная цель лабораторного практикума – это приобретение инструментальных компетенций и практических навыков в области анализа состава компонентов сред (в соответствии с дисциплиной), знакомство с приборами и средствами измерения, способами контроля и измерения показателей качества продовольственных товаров. Лабораторный практикум рекомендуется проводить в основном по всем учебно-образовательным модулям. Содержание лабораторного практикума должно соответствовать профессиональной области знаний, по которой осуществляется обучение. В табл. 5 представлен перечень лабораторных занятий, рекомендуемый для различных областей знаний, а также определены его основные цели, которые должны быть достигнуты.
Таблица 5 Лабораторный практикум
Лабораторный практикум должен быть полностью обеспечен учебными и методическими пособиями и указаниями по каждой работе, а также средствами измерений и приборами, лабораторной посудой и реактивами, необходимыми для учебного процесса. Перед проведением лабораторных занятий студенты должны освить требуемый теоретический материал и процедуры выполения лабораторных работ по предварительно полученным учебным и методическим материалам. Повысить эффективность проведения лабораторных занятий возможно за счет использования информационных технологий, мультимедийных программных средств, как дополнительного инструментария лабораторного практикума, расширяющих диапазон исследования и анализа рузультатов определения качества товаров.
Примерная тематика тренингов, ролевых и деловых игр Тренинги, деловые и ролевые игры являются формой индивидуально-группового и профессионально - ориентированного обучения на основе реальных или модельных ситуаций применительно в виду профессиональной деятельности обучающихся. Основная задача преподавателя – активизировать работу студентов на занятии. Группа делится на микрогруппы, в которой назначается модератор – руководитель деятельности каждого студента в соответствии с его профессиональной ролью. Рекомендуется проведение тренингов, ролевых и деловых обучающихся игр по тематике учебно-образовательнымх модулей. Примерная тематика занятий с использованием форм активного обучения представлена в табл. 6.
Таблица 6. Формы активного обучения
Проблемная ситуация – совокупность условий, обстоятельств, характеризующийх такой тип учебной или профессиональной деятельности, при котором появляется потребность в освоении новых знаний или способов деятельности. Проблема, принятая к решению, и есть проблемная ситуация. Ролевая игра – предполагает наличие сложной задачи (проблемы) и распределение ролей между участниками ее решения, а также взаимодействие участников игрового занятия, в частности проведением дискуссии. Деловая игра – метод обучения путем имитации реальной производственно-хозяйственной деятельности. Студенты – участники игры имитируют деятельность должностных лиц, условно, представляя их интересы. Главная цель игры - подготовить обучающихся к решению профессиональных вопросов.
Таблица 7 Учебно-образовательные модули дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
*1 – Оборудование предприятия; 2 – Методы исследования свойств сырья и продуктов питания; 3 - Безопасность продовольственного сырья и продуктов питания 4 - Проектирование предприятий. Самостоятельная работа Самостоятельная работа студентов должна составлять не менее 60% от общей трудоемкости дисциплины и является важным компонентом образовательного процесса, формирующим личность студента, его мировоззрение и культуру профессиональной деятельности, способствует развитию способности к самообучению и постоянному повышению своего профессионального уровня. Цели самостоятельной работы. Формирование способностей к самостоятельному познанию и обучению, поиску литературы, обобщению, оформлению и представлению полученных результатов, их анализу, умению принять решение, аргументированному обсуждению предложений, умений подготовки выступлений и ведения дискуссии. Организация самостоятельной работы. Самостоятельная работа заключается в изучении тем программы дисциплины по рекомендуемой учебной литературе, в изучении тем лекций, в подготовке к лабораторным занятиям, тренингам, деловым и ролевым обучающим играм, к текущему модульному контролю, промежуточной аттестации – рубежному контролю – зачету. Виды самостоятельной работы по каждому модулю с учетом трудоемкости представлены в табл. 8. Таблица 8. Учебно-образовательные модули дисциплины и самостоятельная работа
В самостоятельную работу необходимо включать подготовку рефератов, доклада и презентации по теме реферата. В начале учебного процесса после вводной лекции, в которой указывается структура и общее содержание дисциплины, проблемы и практическая значимость, студентам предлагается перечень тем рефератов в рамках существующих проблем данной дисциплины, из них студенты выбирают тему реферата, студент может предложить свои индивидуальные темы в рамках общей тематики. Тема реферата должна быть проблемной и профессионально ориентированной, требующей самостоятельной творческой работы студента и при необходимости использования практического материала. Студенты готовят текст реферата и делают по нему презентацию доклада, который представляют в группе. Обсуждение доклада происходит с участием всех студентов группы. Такая интерактивная технология обучения способствует развитию у студентов информационной коммуникативности, активности мышления, умений вести дискуссию, аргументированно отвечать на вопросы, анализировать и синтезировать изучаемый материал. Доклады и обсуждения презентаций студенческих работ рекомендуется проводить в рамках аудиторного и внеаудиторного времени (конференций, круглых столов, деловых игр и других видов научно-учебной работы). Качество реферата (его структура, полнота изложения, новизна материала, количество используемых источников научной и учебной литературы, степень оригинальности и инновационности предложений, обобщений и выводов), а также уровень качества доклада (последовательность, убедительность, использование специальной терминологии и др.) учитываются в системе балльно-рейтингового контроля и рубежной аттестации по дисциплине. Содержание самостоятельной работы Тематика самостоятельной работы определяется вузом и должна иметь профессионально-ориентированный характер и непосредственную связь рассматриваемых вопросов с будущей профессиональной деятельностью выпускника. Тематическая направленность должна инициировать активную творческую работу студента. Возможная тематическая направленность рефератов для каждого учебно-образовательного модуля представлена в табл. 9.
Таблица 9 Возможная тематика рефератов
Темы рефератов выбираются студентами самостоятельно, ведущий преподаватель обеспечивает консультирование студента по данной теме и остальным видам самостоятельной работы. 9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины а) основная литература 1. Израэль Ю.А. Экология и контроль состояния природной среды. – М.: Гидрометеоиздат, 1984. 560 с. 2. Израэль Ю.А. Роль всестороннего анализа природной окружающей среды в организации оптимального взаимодействия человека с природой. – В кн.: Всесторонний анализ окружающей природной среды. Труды III советско-американского симпозиума. – Л.: Гидрометеоиздат, 1978. 14-22 с. 3. Акимова Т. А., Хаскин В. В. Экология. Учеб. Для вузов. – М.: ЮНИТИ. 1996. 4. Шилов И. А. Экология. – М.: Высшая школа, 1998. 5. Одум Ю. П. Экология/ В 2-х т. – М.: Мир, 1986. 6. Химия окружающей среды. / Под ред.Дж.О.М.Бокриса. М.: Химия, 1982. 672 с. 7. Вопросы водной токсикологии. /Под ред.Топачевского А.В. и Строганова Н.С. М.: Наука, 1970. 223 с. 8. Предельно-допустимые концентрации вредных веществ в воздухе и воде. Л.: Химия. 1975. – 455 с. 9. Делятицкий С., Зайонц И., Чертков Л., Экзарьян В. Экологический словарь. М.: КОНКОРД Лтд – ЭКОПРОМ. 1993. - 202 с. 10. Мартин Р. Бионеорганическая химия токсичных ионов металлов. - В кн.: Некоторые вопросы токсичности ионов металлов. М.: Мир, 1993. 35-61 с. 11. Стоянов А., Андреев Г., Дмитров Д. Проблемы фонового мониторинга состояния природной среды. Л.: Гидрометеоиздат, 1990. Вып.8, 166 с. 12. Хэммонд П.Б., Фолкс Э.К. Токсичность иона металла в организме человека и животных. – В кн.: Некоторые вопросы токсичности ионов металлов. М.: Мир, 1993. 131-161 с. 13. Виженский В.А., Петрухин В.А. Мониторинг фонового загрязнения природных сред. Л.: Гидрометеоиздат, 1990. Вып.6. 22 с. 14. Брукс Р.Р. Химия окружающей среды. М.: Химия, 1982. 371 с. 15. Швайкова М.Д. Токсикологическая химия. - М.: Медицина, 1975. 376 с.
б) дополнительная литература 16. Саноцкий И.В. Концепция пороговости реакции живых систем на внешние воздействия и ее следствия в проблеме противохимической защиты биосферы. – В кн.: Всесторонний анализ окружающей природной среды. Труды I советско-американского симпозиума. Л.: Гидрометеоиздат, 1975. 112-120 с. 17. Синицын Ю.Б., Пятова В.Н. Геологические исследования и охрана недр. (Обзорная информация). Вып.1. Контроль загрязнения окружающей среды с использованием лазерного спектрографического микроанализа. М.: МРП Геоинформкомитет РФ по геологии и использованию недр. 1993. 54 с. 18. Предельно-допустимые концентрации вредных веществ в воздухе и воде водоемов санитарно-бытового водопользования и требования к составу и свойствам воды водоемов и пунктов питьевого и культурно-бытового водопользования. М.: Минздрав СССР. Главное санитарно-эпидемиологическое управление. 1973. – 13 с. 19. Миграция загрязняющих веществ в почвах и сопредельных средах. Под ред. Бобовниковой Ц.И. и Малахова С.Г. Труды II Всесоюзного Совещания, Обнинск, 1978. Л.: Гидрометеоиздат, 1980. 252 с. 20. Варшал Г.М., Папина Т.С. Определение сосуществующих в природных объектах форм ртути. Поведение ртути и других тяжелых металлов в экосистемах. Аналитический обзор. Часть 1. Физико-химические методы определения ртути и других тяжелых металлов в природных объектах. Новосибирск, 1989. 112 с. 21. Спозито Г. Распределение потенциально опасных следов металлов. – В кн.: Некоторые вопросы токсичности ионов металлов. М.: Мир, 1993. 9-24 с. 22. Экспериментальная водная токсикология. /Под ред.Андрушайтиса Г.П. Рига: Зинатне, 1972. 171 с. 23. Коста М., Хек Дж.Д. Канцерогенность ионов металлов. – В кн.: Некоторые вопросы токсичности ионов металлов. М.: Мир, 1993. 213-227 с.
Периодические издания (журналы) 1. Пищевая промышленность 2. Экология и жизнь. 3. Экология и промышленность России.
в) программное и коммуникативное обеспечение 1. Операционные системы Windows, стандартные офисные программы.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.252.215 (0.022 с.) |