Экология и здоровье человека. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экология и здоровье человека.



 

Вопросы для повторения

 

1. Дайте определение здоровья. Каковы его индикаторы?

2. Перечислите факторы риска, способствующие возникновению заболеваний.

3. Оцените качество жизни населения России и жителей гг. Череповца и Вологды?

4. Расскажите о заболеваемости населения России. Как осуществляется ее учет?

5. Раскройте структуру общей заболеваемости взрослого населения, студенческой молодежи и детей России и жителей нашей области? Какова средняя продолжительность жизни мужчин и женщин в целом по России и в Вологодской области?

 

 

Практическая часть

 

1. Выберите правильный ответ. Комплексная эколого-социально-экономическая отрасль знаний, где все социальные, экономические и природные условия рассматриваются как одинаково важные составляющие среды жизни человека, обеспечивающие различные стороны его потребности, – это: а) экология человека; б) химическая экология; в) социальная экология; г) прикладная экология.

2. Установите соответствие вкладов отдельных факторов в совокупное влияние на здоровье населения, согласно Всемирной организации здравоохранения:

а) Образ жизни 1) 50 %
б) Среда обитания 2) 20 %
в) Наследственность 3) 10 %
г) Качество медико-санитарной помощи  

 

3. В механическом цехе завода уровень шума на постоянных рабочих местах составляет 90 дБА. Дайте санитарно-гигиеническую оценку уровню шума и предложите мероприятия по его оптимизации.

4. Многие уверяют, что ночью в тишине гораздо продуктивнее подготовка к экзаменам, чем днем. Согласны ли вы с этим? Объясните ответ.

5. Если бы от вас зависела организация работы в ночную смену на предприятии, что бы вы выбрали: а) постоянную ночную работу с повышенной оплатой, для тех, кто согласен на такой режим, б) чередование дневной и ночной работы для каждого, с увеличенным отдыхом после ночи, в) только дневную работу для одних и чередование дневных и ночных смен для других работников. Или какие-либо другие формы организации труда? Обоснуйте ответ.

 

Тематика контрольных работ

 

1. Химическое загрязнение атмосферы.

2. Химическое загрязнение природных вод.

3. Проблема загрязнения мирового океана.

4. Антропогенные загрязнения почвенного покрова.

5. Экология городов.

6. Биосфера и человек.

7. Экология и здоровье человека.

8. Экологические преступления.

9. Экологические проблемы народонаселения.

10. Животный мир как объект правовой охраны.

11. Экологическая концепция Российской Федерации.

12. Взаимодействие предприятия и окружающей среды.

13. Влияние окружающей среды на экономический рост.

14. Экологические правонарушения и ответственность.

15. Средства контроля окружающей природной среды.

16. Порядок обращения с крупнотоннажными отходами.

17. Экологические проблемы военной деятельности.

18. Природные и техногенные чрезвычайные ситуации.

19. Управление качеством окружающей природной среды.

20. Экологическая стандартизация и паспортизация.

21. Агроэкология и мелиорация сельскохозяйственных земель.

22. Международное сотрудничество в сфере экологии.

 

 

Список вопросов выносимых на зачет по дисциплине «Экология»

 

  1. Предмет и задачи экологии.
  2. Среда обитания. Влияние живых организмов на среду.
  3. Экологические факторы среды. Их комплексное действие на живые организмы.
  4. Биологический оптимум. Приспособление организмов к среде обитания.
  5. Экологическая ниша.
  6. Понятие о популяциях. Показатели популяций.
  7. Структура популяции и её виды. Динамика популяций.
  8. Экологические взаимоотношения организмов.
  9. Биоценоз, биотоп и биогеоценоз. Структура биогеоценоза.
  10. Экосистемы. Саморегуляция и устойчивость экосистем. Искусственные экосистемы.
  11. Круговорот веществ и поток энергии в биогеоценозе.
  12. Цепи питания. Правило экологической пирамиды.
  13. Биосфера, ее границы.
  14. Живое вещество биосферы (биомасса).
  15. Круговорот веществ и энергии в биосфере.
  16. Антропогенное воздействие на биосферу и его последствия.
  17. Глобальные экологические проблемы.
  18. Пути решения экологических проблем.
  19. Международное сотрудничество в сфере экологии.
  20. Охрана окружающей среды и рациональное природопользование.
  21. Загрязнение окружающей среды промышленными и бытовыми отходами.
  22. Экология урбанизированных территорий.
  23. Заповедные территории и охрана антропогенных ландшафтов.
  24. Мониторинг окружающей среды. Средства контроля окружающей природной среды.
  25. Нормирование качества окружающей природной среды и экологическая стандартизация.
  26. Защита атмосферного воздуха. Санитарно-защитные зоны.
  27. Защита водных объектов.
  28. Защита земельных ресурсов, флоры и фауны.
  29. Защита среды от твердых отходов.
  30. Экологический паспорт предприятия-природопользователя.
  31. Экономический ущерб от загрязнения окружающей среды.
  32. Правовые основы охраны окружающей среды.
  33. Экологическая экспертиза. Система экологического контроля в России.
  34. Окружающая среда и здоровье человека. Группы здоровья.
  35. Факторы экологического риска.
  36. Заболеваемость населения России.

37. Экологическая обстановка в г. Череповце.

38. Санитарно-гигиеническое нормирование состояния окружающей среды.

 

Список литературы

 

Основная

1. Акимова, Т. А. Экология. Природа-Человек-Техника: учебник / под общ. Ред. А.П. Кузьмина. – М.: Экономика, 2007. – 510с.

2. Горелов, А.А. Экология: учебник для вузов по гуманитар. Специальностям / А. А. Горелов. – 3-е изд., стер. – М.: Academia, 2009. – 398c.

3. Келина, Н.Ю. Экология человека / Н.Ю. Келина, Н.В. Безручко. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 394 с.

4. Коробкин, В. И. Экология: учебник для вузов / В. И. Коробкин, Л. В. Передельский. – Изд. 15-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 601 c.

5. Шилов, И.А. Экология / И.А. Шилов. – М.: Высш. шк, 2006. – 512 с.

 

Дополнительная

1. Гальперин, М. В. Экологические основы природопользования: учебник / М. В.Гальперин. – М.: Форум: Инфра-М, 2005. – 255 с.

2. Гарин, В. М. Экология для технических вузов / В. М.Гарин, И. А. Клёнова, В. И. Колесников. – Ростов-н/-Д: Феникс, 2001. – 384 с.

3. Калыгин, В. Г. Промышленная экология / В. Г. Калыгин. – М.: Академия, 2004. – 432 с.

4. Медик, В.А., Юрьев В.К. Общественное здоровье и здравоохранение / В.А. Медик, В.К. Юрьев. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 288 с.

5. Трушкина, Л.Ю., Трушкин А.Г., Демьянова Л.М. Гигиена и экология человека / Л.Ю. Трушкина, А.Г. Трушкин, Л.М. Демьянова. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 448 с.

6. Экология городской среды: метод. Указания /сост. Ш.Э. Булгаков. – Вологда: ВоГТУ, 2010. – 36 с.

 

 

Основные термины

Адаптация – процесс приспособления организма к меняющимся условиям среды.

Биосфера – часть геологической оболочки Земли, населенная живыми организмами.

Биогеоценоз – однородный участок земной поверхности с определенным составом живых организмов (биоценоз) и условиями среды обитания (биотоп), объединенных обменом веществ и энергии в единый природный комплекс.

Биологический оптимум – сочетание условий среды, обеспечивающее наиболее успешный рост, развитие и размножение каждого организма (популяции, вида).

Заболеваемость – важнейшая составляющая комплексной оценки здоровья населения.

Здоровье человека – состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Лимитирующий фактор – такой фактор, интенсивность которого приближается к пределу выносливости или превосходит его.

Популяция – совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, которая длительно существует в определенной части ареала относительно обособленно от других особей того же вида.

Психофизическая дезадаптация – состояние организма, характеризующееся снижением двигательных возможностей человека вследствие психовегетативных расстройств и истощения резервов организма (определение автора).

Среда обитания – это сложный комплекс условий, многообразно воздействующих на организм.

Токсикант – вещество, способное оказывать ядовитое действие на живые организмы.

Факторы риска – факторы, потенциально опасные для здоровья человека, способствующие возникновению заболеваний.

Экология – это наука о связях живых организмов с окружающей их средой обитания.

 

Содержание

 

1.Цели и задачи курса…………………………………………………………………….3

2.Требования к знаниям и умениям по дисциплине……………………………………3

3. Тематическая карта дисциплины……………………………………………………...4

4.Краткое содержание курса «Экология»……………………………………………….4

5. Практические занятия…………………………………………………………………15

6.Тематика контрольных работ…………………………………………………………20

7. Список вопросов выносимых на зачет по дисциплине «Экология»……………….21

8. Список литературы……………………………………………………………………22

9.Основные термины……………………………………………………………………23



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.112.111 (0.019 с.)