Неценовые факторы, вызывающие изменение предложения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Неценовые факторы, вызывающие изменение предложения



В целом (сдвиг кривой предложения).

 

· Цены на ресурсы - чем выше они, тем больше издержки производства, а значит меньше прибыль. Побудительные мотивы к наращиванию производства и предложения снижаются.

· Технология - чем более совершенна она, тем выше производительность труда, ниже издержки производства, больше прибыль. А значит, предпринимательская активность производителей растет, предложение товаров на рынке увеличивается.

· Налоги и дотации - уровень налогообложения и предложения товаров связаны обратной зависимостью, дотации (финансовая помощь государства производителям общественно значимых товаров) стимулируют производство и предложение.

· Число производителей – чем больше предприятий действует в отрасти, тем больше совокупное предложение данного товара.

· Цены на другие товары - если они обеспечивает более высокую прибыль, то производители переходят к выпуску более доходной продукции.

· Ожидания производителей - незначительный и стабильный рост цен рождает у производителей благоприятные представления о перспективах своего бизнеса, и они увеличивают инвестиции, наращивают предложение. Но если цены изменяются скачкообразно и высокими темпами, то дороже становится не только конечный продукт, но и ресурсы. В таких нестабильных условиях наращивание производства сопряжено с большим риском.

 


Рыночное равновесие и механизм его достижения.

Под рыночным равновесием понимается такая ситуация на рынке, когда объем спроса равен объему предложения.

В условиях рынка совершенной конкуренции равновесие достигается автоматически, благодаря абсолютной гибкости цен.

Для иллюстрации того, каким образом достигается рыночное равновесие, приведем условный пример.

 

Цена (грн.) Объем спроса (шт.) Объем предложения (шт.) Отклонение предложения от спроса (+ избыток, - дефицит)
      + 8000
      + 4000
       
      - 5000

 

При установлении цены товара на максимальном уровне (5 грн.) объем спроса минимален, а объем предложения достигает максимального уровня. На рынке формируется ситуация избытка - превышения предложения над спросом. Чтобы реализовать избыточный продукт, цену необходимо понижать. Снижение цены до уровня 4 гривен сокращает избыток, но не устраняет его. Если цена установится на минимальном уровне (2 грн.), спрос превысит предложение (дефицит), а значит, цена неизбежно возрастет. При этом спрос понижается, предложение растет и на рынке достигается ситуация равновесия. Равновесный объем товаров составляет в данном примере 7000 шт., равновесная цена – 3 грн.

 

 

Рис. 5 График рыночного равновесия

P S

5 - QD Qs

4 -

E

PE 3 -

2 - QS QD

D

Q

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

QE

 

График рыночного равновесия дает наглядное представление о том, что при любом уровне цен выше равновесного предложение превышает спрос, избыток товара приводит к понижению цены. В результате спрос растет, предложение сокращается, рынок приближается к ситуации равновесия. При любой цене ниже равновесного уровня для рынка характерен дефицит. А значит, цены растут, спрос падает, предложение нарастает. Встречное движение спроса и предложения возвращает рынок к ситуации равновесия.

 

Рыночное равновесие может изменяться и под действием неценовых факторов.

 

 

Рис. 6 Смещение точки равновесия Рис. 7 Смещение точки равновесия



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.70.93 (0.006 с.)